Взаимоотношение предприятий с бюджетом
авторских прав или иных аналогичных прав; консультационных,
юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг
по обработке информации, а также при проведении научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ; по предоставлению
персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности
покупателя; по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением
наземных автотранспортных средств; услуг агента; услуг, оказываемых
непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве
РФ по обслуживанию воздушных судов; работ (услуг) по обслуживанию
морских судов;
V Местом деятельности организации или индивидуального предпринимателя
по выполнению работ (оказанию услуг), не предусмотренных выше.
Данный перечень является исчерпывающим.
Порядок исчисления НДС установлен единым для всех предприятий-
плательщиков вне зависимости от их организационно-правовых форм, видов
деятельности, форм собственности. Для расчета суммы НДС, подлежащей уплате
в бюджет, общая исчисленная сумма налога уменьшается на налоговые вычеты.
Т.е., сумма налога к уплате определяется как разница между суммами налога,
полученными от покупателей за реализованную продукцию (товары, услуги), и
суммами налога, предъявленными налогоплательщику и уплаченными им
поставщикам за приобретенный товар, материальные ресурсы и услуги,
предназначенные для перепродажи или для осуществления производственной
деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения,
стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Суммы НДС
по товарам, приобретаемым для перепродажи, предъявляются к зачету
(возмещению из бюджета) по мере их оплаты поставщикам независимо от факта
реализации товаров. Уплата НДС с авансов, полученных под поставку товаров,
производится со всей суммы авансов и предоплат.
С целью устранения случаев необоснованного завышения затрат,
искусственного снижения прибыли, нарушения порядка исчисления НДС с 1997г.
внесены серьезные изменения в механизм исчисления НДС. Все плательщики НДС
должны составлять счета-фактуры, являющиеся обязательным документом при
совершении любых операций, признаваемых объектом обложения НДС (в т.ч. и
операций, освобожденных от налогообложения). На основании счетов-фактур
осуществляются расчеты НДС и контроль налоговых органов за правильностью и
полнотой уплаты налога в бюджет. Срок выставления счета-фактуры в 2001 году
сокращен с 10 до 5 дней со дня отгрузки товаров (работ, услуг).[12] Кроме
того, действуют все формы расчетных и первичных учетных документов. При
оформлении расчетных документов: счетов-фактур, актов выполненных работ,
счетов на услуги и пр. сумма налога на добавленную стоимость выделяется
отдельной строкой. Без этого расчетные документы не должны приниматься
банками к исполнению[13].
Действующим российским законодательством, так же как в мировой практике,
предусмотрены льготы по уплате НДС. Установлен перечень оборотов, не
облагаемых НДС, а также перечень продукции (товаров), работ и услуг,
освобождаемых от обложения этим налогом. Будучи косвенным налогом, НДС
нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности
предприятия. Однако предоставление льгот повышает конкурентоспособность
предприятия, т.к. позволяет снижать цены на продукцию даже при более
высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при равных
условиях получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога).
Льготы по НДС носят социально-выраженный характер. В частности, от НДС
освобождены реализация (передача, выполнение, оказание для собственных
нужд) на территории РФ:
. медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по
перечню, утверждаемому Правительством РФ; платные медицинские
услуги, оказываемые медицинскими учреждениями, за исключением
косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг
(кроме финансируемых из бюджета);
. услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми,
предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями
социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми
подтверждена соответствующими заключениями органов
здравоохранения и органов социальной защиты населения;
. услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению
занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая
спортивные) и студиях;
. продуктов питания, произведенных столовыми учебных заведений,
медицинских организаций, детских дошкольных учреждений, а также
продуктов питания, произведенных организациями общественного
питания и реализуемых ими указанным столовым.
. услуги пассажирского транспорта общего пользования (за
исключением такси, в т.ч. маршрутного) при условии осуществления
перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех
льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;
. ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных
памятников и оформлению могил, реализация похоронных
принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);
. услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном
фонде всех форм собственности, услуг по техническому
обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному
содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства,
осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-
строительных кооперативов, услуг по предоставлению жилья в
общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных
целях и предоставления в аренду);
. услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту
и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период
гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных
частей для них и деталей к ним;
. услуг в сфере образования по проведению некоммерческими
образовательными организациями учебно-производственного или
воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг,
а также услуг по сдаче в аренду помещений;
. ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных
работ, выполняемых при реставрации памятников истории и
культуры, охраняемых государством,[14] а также культовых зданий
и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций;
. работ, выполняемых в период реализации целевых социально-
экономических программ (проектов) жилищного строительства для
военнослужащих в рамках реализации указанных программ
(проектов);
. услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями
культуры и искусства;
. товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров,
реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания
безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в
соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи
(содействии) Российской Федерации и внесении изменений и
дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные
внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи
(содействия) Российской Федерации";
. услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов,
оказываемых архивными учреждениями и организациями;
. почтовых марок (за исключением коллекционных марок),
маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных
билетов лотерей, проводимых по решению Правительства РФ или
законодательных (представительных) органов субъектов РФ;
. работ по производству кинопродукции, выполняемых организациями
кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ)
кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;
. услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые
взимается государственная пошлина, все виды лицензионных,
регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и
сборы, взимаемые государственными органами, органами местного
самоуправления, иными уполномоченными органами при
предоставлении организациям и физическим лицам определенных
прав.
Кроме этого, не подлежат обложению налогом операции по реализации
предметов религиозного назначения; товаров и услуг, производимых и
реализуемых общественными организациями инвалидов или лечебно-
производственными мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических,
психоневрологических учреждениях и учреждениях социальной защиты и
реабилитации населения; реализации билетов на спортивно-зрелищные
мероприятия и услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для
проведения указанных мероприятий; продукции сельскохозяйственных
предприятий, реализуемой в счет натуральной оплаты труда; изделий народных
художественных промыслов; некоторых финансовых и банковских операций;
выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
финансируемых из бюджета; работ по тушению лесных пожаров; реализации
путевок в санаторно-курортные, оздоровительные и учреждения отдыха,
расположенные на территории РФ; страховых услуг.
Также освобождена от обложения НДС реализация монет из драгоценных
металлов (за исключением коллекционных), являющихся валютой РФ или валютой
иностранных государств; товаров, помещенных под таможенный режим магазина
беспошлинной торговли; долей в уставном (складочном) капитале организаций,
паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных
бумаг и инструментов срочных сделок; некоторые виды товаров, ввозимых на
территорию Российской Федерации; реализация услуг по сдаче в аренду
служебных или жилых помещений иностранным гражданам и организациям,
аккредитованным в РФ.
Статьей 149 НК РФ введен ряд новых льгот, например теперь не
подлежит налогообложению реализация услуг по обслуживанию воздушных и
морских судов, судов внутреннего плавания, услуг, оказываемых
непосредственно в аэропортах РФ; внутрисистемная реализация организациями и
учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенной ими продукции;
не облагаются НДС операции организаций, обеспечивающих информационное и
технологическое взаимодействие между участниками расчетов; отдельные
банковские операции, не требующие получения лицензии ЦБР; передача товаров
или услуг, кроме подакцизных, безвозмездно в рамках благотворительной
деятельности. Но в то же время часть льгот, действовавших до 01.01.2001г.,
была отменена. Действие некоторых льгот продлено до 1 января 2002г.
Причем, часть этих льгот: работы по строительству жилых домов,
осуществляемые не менее чем на 50% за счет бюджетных средств; отдельные
виды товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; - перестанет
предоставляться окончательно. У других, в частности: обороты по реализации
продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с
образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и
полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с
образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции, -
изменится порядок предоставления.
В случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие
налогообложению, и операции, освобождаемые от налогообложения,
налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.[15] Сумма
НДС по приобретенным товарам и услугам, которые используются при
производстве (реализации) как облагаемых, так и необлагаемых товаров и
услуг, в соответствие с п. 4 ст. 170 НК РФ подлежит распределению
пропорционально стоимости этих товаров (услуг) в общем объеме выручки от
реализации.
Одним из важнейших нововведений является то, что начиная с 2001 года
организации и индивидуальные предприниматели могут получить освобождение от
исполнения обязанностей плательщика НДС, которое предоставляется, если за
три предшествующих ему последовательных календарных месяца сумма выручки от
реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не
превысила в совокупности 1000000 руб.
Созданы равные условия для предпринимательской деятельности
отечественных и иностранных предприятий. На российского налогоплательщика
возложена ответственность по уплате НДС за иностранное предприятие, не
зарегистрированное в российских налоговых органах, но реализующее на
территории Российской Федерации товары (работы, услуги), облагаемые НДС.
Уплата налога производится за счет средств, перечисляемых иностранному
предприятию или лицу, указанному этим иностранным предприятием, и вносится
в бюджет в той валюте, в которой производится платеж. После уплаты НДС за
иностранное предприятие российское предприятие имеет право обратиться в
установленном порядке за возмещением сумм НДС, уплаченных им на территории
России при осуществлении своей предпринимательской деятельности.
Налоговый период по налогу на добавленную стоимость равен календарному
месяцу.
Ставка налога с момента введения в 1992 г. и по 1996 г. претерпевала
изменения. Первоначально налог был установлен в размере 28%. Однако в
условиях отсутствия на рынке достаточной товарной массы, либерализации цен,
начало которой совпало по времени с введением данного налога, и
развивающейся инфляцией ставка оказалась чрезмерно высокой. В большинстве
стран, она ниже. И при этом для ряда товаров действуют пониженные льготные
ставки.
В связи с этим ставка была снижена до 20%, а по продовольственным
товарам и основным изделиям детского ассортимента — до 10%. Дифференциация
ставки налога на продовольственные и непродовольственные изделия
соответствует мировому опыту. Это практикуется в Германии, США, Франции,
Японии, а также в некоторых других странах.
Однако снижение ставки сразу на 8 пунктов, а по ряду товаров на 18
пунктов болезненно сказалось на бюджете, тем более, что выпадающие доходы
ничем не компенсировались. При снижении ставки налога на добавленную
стоимость с 28% до 20% и 10% образовался дополнительный бюджетный дефицит.
Чтобы его частично заполнить, в 1994—1995 гг. вводился специальный налог
для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства. Этот
отмененный ныне налог рассчитывался по базе НДС и взимался в размере
сначала 3%, а позднее 1,5% от налогооблагаемой базы. Плательщики данного
налога, объект обложения, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы
определялись Законом об НДС. Фактически специальный налог не имел
самостоятельного значения, а был скрытой формой налога на добавленную
стоимость и носил характер чрезвычайного налога. Думается, что плавным
снижением НДС не до 20 и 10% сразу, а, скажем, до 23 и 13% можно было
добиться тех же самых, а при необходимости и более высоких финансовых
результатов. С течением времени можно было также постепенно снизить налог
до сегодняшнего уровня. Издержки такого курса налоговой политики были бы
меньше, поскольку он был бы более последовательным.
В настоящее время действуют 3 ставки НДС: 0, 10 и 20%. Кроме того, для
отдельных операций предусмотрены расчетные ставки 9,09, 16,67 и 13,79%.
Перечень товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке,
приведен в п. 1 ст. 164 НК РФ. Это прежде всего экспортируемые товары,
работы и услуги связанные с их реализацией, транспортировкой через
Российскую Федерацию транзитных товаров, услуги по перевозке пассажиров и
багажа за пределы Российской Федерации. В п. 2 ст. 164 НК РФ перечислены
все виды продовольственных товаров и товаров для детей, при реализации
которых производится налогообложение НДС по ставке 10%. В остальных случаях
применяется ставка налога в размере 20%. Исключение составляет ряд
операций, по которым используются расчетные ставки НДС. Так, согласно п. 4
ст. 164 НК РФ налог по ставкам 9,09 и 16,67% должен рассчитываться при
получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)
(авансов, процентов, санкций и др.); удержании НДС из доходов иностранных
налогоплательщиков налоговыми агентами; реализации товаров, приобретенных
на стороне и учитываемых с НДС. Расчетная ставка 13,79% применяется при
приобретении через автозаправочные станции горюче-смазочных материалов,
подлежащих обложению налогом на реализацию ГСМ.
Подобная база обложения достаточно стабильна.
Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень
устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих
материальных затрат. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|