рефераты бесплатно

МЕНЮ


Взаимоотношение предприятий с бюджетом

авторских прав или иных аналогичных прав; консультационных,

юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг

по обработке информации, а также при проведении научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ; по предоставлению

персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности

покупателя; по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением

наземных автотранспортных средств; услуг агента; услуг, оказываемых

непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве

РФ по обслуживанию воздушных судов; работ (услуг) по обслуживанию

морских судов;

V Местом деятельности организации или индивидуального предпринимателя

по выполнению работ (оказанию услуг), не предусмотренных выше.

Данный перечень является исчерпывающим.

Порядок исчисления НДС установлен единым для всех предприятий-

плательщиков вне зависимости от их организационно-правовых форм, видов

деятельности, форм собственности. Для расчета суммы НДС, подлежащей уплате

в бюджет, общая исчисленная сумма налога уменьшается на налоговые вычеты.

Т.е., сумма налога к уплате определяется как разница между суммами налога,

полученными от покупателей за реализованную продукцию (товары, услуги), и

суммами налога, предъявленными налогоплательщику и уплаченными им

поставщикам за приобретенный товар, материальные ресурсы и услуги,

предназначенные для перепродажи или для осуществления производственной

деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения,

стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Суммы НДС

по товарам, приобретаемым для перепродажи, предъявляются к зачету

(возмещению из бюджета) по мере их оплаты поставщикам независимо от факта

реализации товаров. Уплата НДС с авансов, полученных под поставку товаров,

производится со всей суммы авансов и предоплат.

С целью устранения случаев необоснованного завышения затрат,

искусственного снижения прибыли, нарушения порядка исчисления НДС с 1997г.

внесены серьезные изменения в механизм исчисления НДС. Все плательщики НДС

должны составлять счета-фактуры, являющиеся обязательным документом при

совершении любых операций, признаваемых объектом обложения НДС (в т.ч. и

операций, освобожденных от налогообложения). На основании счетов-фактур

осуществляются расчеты НДС и контроль налоговых органов за правильностью и

полнотой уплаты налога в бюджет. Срок выставления счета-фактуры в 2001 году

сокращен с 10 до 5 дней со дня отгрузки товаров (работ, услуг).[12] Кроме

того, действуют все формы расчетных и первичных учетных документов. При

оформлении расчетных документов: счетов-фактур, актов выполненных работ,

счетов на услуги и пр. сумма налога на добавленную стоимость выделяется

отдельной строкой. Без этого расчетные документы не должны приниматься

банками к исполнению[13].

Действующим российским законодательством, так же как в мировой практике,

предусмотрены льготы по уплате НДС. Установлен перечень оборотов, не

облагаемых НДС, а также перечень продукции (товаров), работ и услуг,

освобождаемых от обложения этим налогом. Будучи косвенным налогом, НДС

нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности

предприятия. Однако предоставление льгот повышает конкурентоспособность

предприятия, т.к. позволяет снижать цены на продукцию даже при более

высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при равных

условиях получать дополнительную прибыль (до суммы освобождения от налога).

Льготы по НДС носят социально-выраженный характер. В частности, от НДС

освобождены реализация (передача, выполнение, оказание для собственных

нужд) на территории РФ:

. медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по

перечню, утверждаемому Правительством РФ; платные медицинские

услуги, оказываемые медицинскими учреждениями, за исключением

косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг

(кроме финансируемых из бюджета);

. услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми,

предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями

социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми

подтверждена соответствующими заключениями органов

здравоохранения и органов социальной защиты населения;

. услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению

занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая

спортивные) и студиях;

. продуктов питания, произведенных столовыми учебных заведений,

медицинских организаций, детских дошкольных учреждений, а также

продуктов питания, произведенных организациями общественного

питания и реализуемых ими указанным столовым.

. услуги пассажирского транспорта общего пользования (за

исключением такси, в т.ч. маршрутного) при условии осуществления

перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех

льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

. ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных

памятников и оформлению могил, реализация похоронных

принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);

. услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном

фонде всех форм собственности, услуг по техническому

обслуживанию, текущему и капитальному ремонту, санитарному

содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства,

осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-

строительных кооперативов, услуг по предоставлению жилья в

общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных

целях и предоставления в аренду);

. услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту

и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период

гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных

частей для них и деталей к ним;

. услуг в сфере образования по проведению некоммерческими

образовательными организациями учебно-производственного или

воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг,

а также услуг по сдаче в аренду помещений;

. ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных

работ, выполняемых при реставрации памятников истории и

культуры, охраняемых государством,[14] а также культовых зданий

и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций;

. работ, выполняемых в период реализации целевых социально-

экономических программ (проектов) жилищного строительства для

военнослужащих в рамках реализации указанных программ

(проектов);

. услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями

культуры и искусства;

. товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров,

реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания

безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в

соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи

(содействии) Российской Федерации и внесении изменений и

дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные

внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи

(содействия) Российской Федерации";

. услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов,

оказываемых архивными учреждениями и организациями;

. почтовых марок (за исключением коллекционных марок),

маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных

билетов лотерей, проводимых по решению Правительства РФ или

законодательных (представительных) органов субъектов РФ;

. работ по производству кинопродукции, выполняемых организациями

кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ)

кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;

. услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые

взимается государственная пошлина, все виды лицензионных,

регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и

сборы, взимаемые государственными органами, органами местного

самоуправления, иными уполномоченными органами при

предоставлении организациям и физическим лицам определенных

прав.

Кроме этого, не подлежат обложению налогом операции по реализации

предметов религиозного назначения; товаров и услуг, производимых и

реализуемых общественными организациями инвалидов или лечебно-

производственными мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических,

психоневрологических учреждениях и учреждениях социальной защиты и

реабилитации населения; реализации билетов на спортивно-зрелищные

мероприятия и услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для

проведения указанных мероприятий; продукции сельскохозяйственных

предприятий, реализуемой в счет натуральной оплаты труда; изделий народных

художественных промыслов; некоторых финансовых и банковских операций;

выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,

финансируемых из бюджета; работ по тушению лесных пожаров; реализации

путевок в санаторно-курортные, оздоровительные и учреждения отдыха,

расположенные на территории РФ; страховых услуг.

Также освобождена от обложения НДС реализация монет из драгоценных

металлов (за исключением коллекционных), являющихся валютой РФ или валютой

иностранных государств; товаров, помещенных под таможенный режим магазина

беспошлинной торговли; долей в уставном (складочном) капитале организаций,

паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных

бумаг и инструментов срочных сделок; некоторые виды товаров, ввозимых на

территорию Российской Федерации; реализация услуг по сдаче в аренду

служебных или жилых помещений иностранным гражданам и организациям,

аккредитованным в РФ.

Статьей 149 НК РФ введен ряд новых льгот, например теперь не

подлежит налогообложению реализация услуг по обслуживанию воздушных и

морских судов, судов внутреннего плавания, услуг, оказываемых

непосредственно в аэропортах РФ; внутрисистемная реализация организациями и

учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенной ими продукции;

не облагаются НДС операции организаций, обеспечивающих информационное и

технологическое взаимодействие между участниками расчетов; отдельные

банковские операции, не требующие получения лицензии ЦБР; передача товаров

или услуг, кроме подакцизных, безвозмездно в рамках благотворительной

деятельности. Но в то же время часть льгот, действовавших до 01.01.2001г.,

была отменена. Действие некоторых льгот продлено до 1 января 2002г.

Причем, часть этих льгот: работы по строительству жилых домов,

осуществляемые не менее чем на 50% за счет бюджетных средств; отдельные

виды товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; - перестанет

предоставляться окончательно. У других, в частности: обороты по реализации

продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с

образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и

полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с

образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции, -

изменится порядок предоставления.

В случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие

налогообложению, и операции, освобождаемые от налогообложения,

налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.[15] Сумма

НДС по приобретенным товарам и услугам, которые используются при

производстве (реализации) как облагаемых, так и необлагаемых товаров и

услуг, в соответствие с п. 4 ст. 170 НК РФ подлежит распределению

пропорционально стоимости этих товаров (услуг) в общем объеме выручки от

реализации.

Одним из важнейших нововведений является то, что начиная с 2001 года

организации и индивидуальные предприниматели могут получить освобождение от

исполнения обязанностей плательщика НДС, которое предоставляется, если за

три предшествующих ему последовательных календарных месяца сумма выручки от

реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не

превысила в совокупности 1000000 руб.

Созданы равные условия для предпринимательской деятельности

отечественных и иностранных предприятий. На российского налогоплательщика

возложена ответственность по уплате НДС за иностранное предприятие, не

зарегистрированное в российских налоговых органах, но реализующее на

территории Российской Федерации товары (работы, услуги), облагаемые НДС.

Уплата налога производится за счет средств, перечисляемых иностранному

предприятию или лицу, указанному этим иностранным предприятием, и вносится

в бюджет в той валюте, в которой производится платеж. После уплаты НДС за

иностранное предприятие российское предприятие имеет право обратиться в

установленном порядке за возмещением сумм НДС, уплаченных им на территории

России при осуществлении своей предпринимательской деятельности.

Налоговый период по налогу на добавленную стоимость равен календарному

месяцу.

Ставка налога с момента введения в 1992 г. и по 1996 г. претерпевала

изменения. Первоначально налог был установлен в размере 28%. Однако в

условиях отсутствия на рынке достаточной товарной массы, либерализации цен,

начало которой совпало по времени с введением данного налога, и

развивающейся инфляцией ставка оказалась чрезмерно высокой. В большинстве

стран, она ниже. И при этом для ряда товаров действуют пониженные льготные

ставки.

В связи с этим ставка была снижена до 20%, а по продовольственным

товарам и основным изделиям детского ассортимента — до 10%. Дифференциация

ставки налога на продовольственные и непродовольственные изделия

соответствует мировому опыту. Это практикуется в Германии, США, Франции,

Японии, а также в некоторых других странах.

Однако снижение ставки сразу на 8 пунктов, а по ряду товаров на 18

пунктов болезненно сказалось на бюджете, тем более, что выпадающие доходы

ничем не компенсировались. При снижении ставки налога на добавленную

стоимость с 28% до 20% и 10% образовался дополнительный бюджетный дефицит.

Чтобы его частично заполнить, в 1994—1995 гг. вводился специальный налог

для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства. Этот

отмененный ныне налог рассчитывался по базе НДС и взимался в размере

сначала 3%, а позднее 1,5% от налогооблагаемой базы. Плательщики данного

налога, объект обложения, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы

определялись Законом об НДС. Фактически специальный налог не имел

самостоятельного значения, а был скрытой формой налога на добавленную

стоимость и носил характер чрезвычайного налога. Думается, что плавным

снижением НДС не до 20 и 10% сразу, а, скажем, до 23 и 13% можно было

добиться тех же самых, а при необходимости и более высоких финансовых

результатов. С течением времени можно было также постепенно снизить налог

до сегодняшнего уровня. Издержки такого курса налоговой политики были бы

меньше, поскольку он был бы более последовательным.

В настоящее время действуют 3 ставки НДС: 0, 10 и 20%. Кроме того, для

отдельных операций предусмотрены расчетные ставки 9,09, 16,67 и 13,79%.

Перечень товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке,

приведен в п. 1 ст. 164 НК РФ. Это прежде всего экспортируемые товары,

работы и услуги связанные с их реализацией, транспортировкой через

Российскую Федерацию транзитных товаров, услуги по перевозке пассажиров и

багажа за пределы Российской Федерации. В п. 2 ст. 164 НК РФ перечислены

все виды продовольственных товаров и товаров для детей, при реализации

которых производится налогообложение НДС по ставке 10%. В остальных случаях

применяется ставка налога в размере 20%. Исключение составляет ряд

операций, по которым используются расчетные ставки НДС. Так, согласно п. 4

ст. 164 НК РФ налог по ставкам 9,09 и 16,67% должен рассчитываться при

получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)

(авансов, процентов, санкций и др.); удержании НДС из доходов иностранных

налогоплательщиков налоговыми агентами; реализации товаров, приобретенных

на стороне и учитываемых с НДС. Расчетная ставка 13,79% применяется при

приобретении через автозаправочные станции горюче-смазочных материалов,

подлежащих обложению налогом на реализацию ГСМ.

Подобная база обложения достаточно стабильна.

Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень

устойчивую базу обложения, которая к тому же не зависит от текущих

материальных затрат. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.