рефераты бесплатно

МЕНЮ


Взаимоотношение предприятий с бюджетом

соответствии с Налоговым кодексом, где определены основные элементы налога,

а факультативные (льготы, ставки в пределах, установленных Кодексом,

порядок и сроки уплаты, формы отчетности) устанавливаются представительными

органами местного самоуправления. В соответствии с п. 5 ст. 12 НК РФ

местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные ст. 15 Кодекса,

представительные органы местного самоуправления устанавливать не вправе.

Налоговым кодексом установлены местные лицензионные сборы. Количество

и конкретный состав данных сборов, как и федеральных и региональных

лицензионных сборов, должен быть определен второй частью Налогового

кодекса.

Классификация налогов представлена в Приложении 1.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются

в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную

стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный

налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов

создают основу финансовой базы государства. Наибольшие доходы региональным

бюджетам приносит налог с продаж и налог на имущество юридических лиц. В

основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в

большинстве стран не делается различия между налогом на имущество

юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один

налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России.

Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: налог на имущество

физических лиц, земельный налог, налог на рекламу.

Единая налоговая система крайне необходима для того, чтобы Россия

развивалась экономически, чтобы каждое предприятие, каждый гражданин

находились в одинаковых или сопоставимых и наперед известных условиях

независимо от того, в какой точке России они будут осуществлять свою

экономическую деятельность. Только при выполнении этого условия каждый

сможет предвидеть и просчитать экономические и налоговые последствия

принимаемых им организационных, управленческих или инвестиционных решений

или финансовые последствия той или иной экономической либо неэкономической

деятельности. Поэтому в Налоговом кодексе в качестве одного из главных

принципов устанавливаются закрытые (т.е. исчерпывающие) перечни тех

региональных и местных налогов, которые вправе вводить или не вводить по

своему усмотрению на подведомственной территории соответствующие органы

власти и самоуправления. Но, закрепляя за отдельными регионами или местными

властями собственный налоговый потенциал, необходимо быть уверенным, что

налоги, установленные в соответствии с этими перечнями, способны в

значительной степени обеспечить бюджетные поступления каждого уровня для

того, чтобы профинансировать необходимые расходы.

Разумеется, налоговое законодательство не должно вторгаться в

бюджетное законодательство. Эти два вида законодательства рассматриваются

как самостоятельные, но не изолированные друг от друга. Очевидно, что

несмотря на то, что некоторые налоги закреплены за федеральным уровнем,

значительная часть поступлений этих налогов должна оставаться

непосредственно на местах. Бюджетное устройство Российской Федерации, как и

многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные

налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов.

Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов.

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном

проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие

налоги, как государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в

порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью

зачисляются в местные бюджеты.

Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических

лиц распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств,

включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений

могут меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании

федерального бюджета.

Отмечается, что уровень закрепленных доходных источников должен

составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета субъекта

Федерации, а при отсутствии возможности такого обеспечения в связи с

недостаточностью и закрепленных и регулирующих доходов — не менее 70%

доходной части без учета дотаций и субвенций. Минимальный бюджет — это

расчетная на очередной период сумма доходов консолидированного бюджета

нижестоящего уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом власти

минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности

закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулируемых доходов,

дотациями и субвенциями.

Налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системой

государственных социальных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд Российской

Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды

обязательного медицинского страхования Российской Федерации), доходная

часть которых формируется за счет обязательных взносов. Эти взносы

объединены в один социальный налог с расщеплением поступлений по фондам и

предназначены для мобилизации средств для реализации права граждан на

государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает

возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из

собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий

бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов

хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости,

внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти

полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как

доходной, так и расходной его частей.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у себя

налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных

федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с

США и Германией при сохранении некоторых специфических российских

особенностей.

3. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ

Каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в

денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и

политической функций, необходим бюджет, который представляет собой

экономическую форму образования и использования основного централизованного

фонда денежных средств государства. Бюджет любого государства включает одни

и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д. В нем ежегодно

централизуется часть денежных доходов предприятий и населения.

Аккумулированные средства распределяются и используются на удовлетворение

государственных потребностей, финансирование отдельных сфер деятельности –

обороны, управления, охраны общественного порядка и безопасности

государства, фундаментальной науки и др. Кроме того, за счет бюджета

удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на

образование, здравоохранение, культуру и искусство.

Существуют два метода формирования и использования бюджетных средств –

собственно бюджетный и кредитный. Суть бюджетного метода состоит в том, что

изъятие части денежных доходов предприятий и населения, с одной стороны, и

предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный

характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется и расходуется

значительная часть бюджета. Другая часть бюджета формируется и используется

на кредитной основе: поступления в форме внутренних займов, иностранных

кредитов и расходы в форме бюджетных ссуд и кредитов. Бюджеты всех уровней

формируются и исполняются в пределах единой бюджетной классификации –

группировки доходов и расходов с присвоением объектам классификации

группировочных кодов.

Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых

для осуществления государством конституционных функций. Затраты выражают,

таким образом, экономические отношения, возникающие в связи с

распределением денежных средств государства и их использованием.

Экономическая сущность бюджетных расходов по их общественному

назначению отражает состав выполняемых государством функций. В зависимости

от роли в процессе общественного воспроизводства бюджетные расходы

подразделяются на текущие расходы (бюджет текущего потребления) и

капитальные (бюджет развития).

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования бюджетных

организаций и включают: текущие затраты на содержание органов

государственной власти и управления, правоохранительных органов, на

оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, услуг

народному хозяйству; выплата процентов по государственному долгу; бюджетные

ссуды на текущие нужды и др.

Капитальные расходы связаны с затратами на новое строительство и

развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности

в форме их расширения, реконструкции, технического перевооружения (т.е. с

финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных

средств).

В соответствии с функциональной классификацией расходы

консолидированного бюджета подразделяются на две группы: собственно

государственные расходы и ссуды. Государственные расходы включают

финансирование затрат на:

. государственное управление;

. международную деятельность и национальную оборону:

. правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности

государства;

. федеральную судебную систему; фундаментальные исследования и содействие

научно-техническому прогрессу;

. промышленность, энергетику и строительство;

. сельское хозяйство и рыболовство;

. охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию,

картографию и геодезию;

. транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;

. предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий

стихийных бедствий;

. образование;

. культуру и искусство;

. средства массовой информации;

. здравоохранение и физическую культуру;

. социальную политику;

. обслуживание государственного долга;

. пополнение государственных запасов и резервов:

. прочие расходы;

. расходы целевых бюджетных фондов.

Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным

видам затрат, создает предпосылки для рационального использования бюджетных

средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и

действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного

финансирования, к основным принципам которого относятся:

. достижение максимального эффекта при минимуме затрат;

. целевой характер использования бюджетных ассигнований;

. предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных

показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

. безвозвратность бюджетных ассигнований.

Безвозвратное финансирование негосударственных организаций

осуществляется на строительство, реконструкцию только при условии получения

государством дополнительного пакета акций или доли в уставном капитале

предприятия.

В настоящее время бюджетным организациям разрешено заниматься

коммерческой деятельностью. Средства, полученные бюджетными учреждениями,

находящимися в ведении главных распорядителей средств федерального бюджета,

от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на

счетах, открытых им в органах федерального казначейства, и расходуются

бюджетными учреждениями самостоятельно в пределах остатков средств на их

лицевых счетах.

Важную роль играют государственные инвестиции, особенно в отраслях, от

которых зависит национальная безопасность или где необходима

государственная поддержка для осуществления структурных преобразований и

придания первоначального импульса к развитию новых территорий или

производств. За счет государственных инвестиций поддерживаются

перспективные исследования или отрасли, которые не способны на быструю

отдачу от вложения средств, но развитие которых важно в стратегическом

плане. Также государственные органы инвестируют в производства, развитие

которых представляется значимым в социальном плане. Перечни инвестиционных

проектов, финансируемых за счет средств бюджета, образуют целевые

инвестиционные программы, приоритетами которых являются:

. наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и

высокой бюджетной эффективностью, обеспечивающих товарное накопление

потребительского рынка;

. поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой

степенью обработки;

. производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы

технической реконструкции экономики.

В современных условиях финансироваться из бюджета должны только

жизненно важные инновационные проекты, оказывающие воздействие на уровень

развития экономики в целом. При этом безвозвратное выделение бюджетных

средств должно являться исключением из общих правил, базирующихся на

принципах срочности, возвратности и платности, т.е. на кредитных принципах

выделения денежных средств. Представляется, что при выборе приоритетов

инвестирования средств государственного бюджета в различные сферы экономики

следует на первое место выделять производства, ориентированные на выпуск

импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг,

производства, на продукцию которых существует и будет сохраняться

длительное время повышенный спрос, а также производства, осваивающие выпуск

новых видов продукции или продукции более высокого класса.

Поэтому помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее

время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных

ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким

ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям

Правительства РФ на выполнение целевых программ развития. На возвратной

основе предоставляются средства в рамках финансового лизинга; при сезонном

кредитовании сельскохозяйственных предприятий (закупка семян, удобрений);

инвестиционные программы конверсии ВПК; расходы по финансовому оздоровлению

убыточных производств; финансирование расходов по высокоэффективным

коммерческим инвестиционным проектам. Обычно бюджетные ссуды на эти цели

предоставляются на срок от 1 до 5 лет под уплату процентов в размере 50 –

75% учетной ставки Центрального банка России.

Согласно Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» (5(

Правительство Российской Федерации вправе предоставлять из средств

федерального бюджета бюджетные кредиты российским юридическим лицам, не

являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями,

бюджетными организациями, только под банковские гарантии, поручительства

(за исключением поручительств органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации), залог имущества, в размере 100% предоставляемых

бюджетных кредитов с учетом начисленных процентов по ним. Обеспечение

исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Использование бюджетных кредитов, выданных российским юридическим лицам, не

по целевому назначению влечет наложение штрафа в размере двойной ставки

рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на

период использования указанных средств не по целевому назначению. При этом

периодом нецелевого использования средств бюджетного кредита признается

срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные по условиям

предоставления бюджетного кредита, до момента их возврата в федеральный

бюджет или направления использования по целевому назначению.[3]

Схема смешенного финансирования предусматривает ежегодное выделение

средств федерального бюджета для конкурсного финансирования

высокоэффективных технических проектов, подготовленных коммерческими

структурами и предусматривающих долю государственного участия не более 20%.

В 1997г. появилось новое направление - предоставление государственных

гарантий под инвестиционные проекты. В этом случае государство реальных

денег не дает, но при наступлении событий, мешающих выполнению проекта,

государство обязуется погасить долг инвестора перед банком или другой

организацией-кредитором:

. Государство обязуется возместить до 60% долга.

. При заключении договора о госгарантии предприятие должно иметь залог с

рыночной стоимостью на 25% больше суммы заимствованных средств.

. Условия возмещения - обстоятельства непреодолимой силы; факторы

экономического риска в расчет не принимаются.

. Гарантии предоставляются на конкурсной основе. I критерий отбора -

наличие положительного ЧДД (если раньше эффективность проекта

оценивалась через рентабельность = отношение прибыли к затратам, то

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.