рефераты бесплатно

МЕНЮ


Взаимоотношение предприятий с бюджетом

субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в следующем объеме:

федеральный бюджет – 50%, бюджеты соответствующих субъектов Российской

Федерации и местные бюджеты – 50%.

3. АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ С БЮДЖЕТОМ, ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ

Характеристика предприятия:

Полное название: Закрытое Акционерное Общество «Центропечать»

ИНН 7703021543

Юридический адрес: 123100, г. Москва, ул. Анатолия Живова, д. 10, стр. 2.

Государственная регистрация 21 декабря 1994г.

Начало финансово-хозяйственной деятельности – 1 полугодие 1995г.

Аффилированные лица: ООО «Логос-Центр» – 50%, ЗАО «Московская правда»

– 34,3% Уставного капитала.

Среднесписочная численность работающих составляет 303 человека.

Фирма ЗАО «Центропечать» занимается распространением печатной

продукции. Являясь одной из самых крупных розничных сетей, имеет 154

торговых точки (киоска) во всех административных округах г. Москвы.

Земельных участков в собственности у организации нет. Земельные

участки по г. Москве под установку киосков используются в соответствии с

Декларациями и Договорами краткосрочной аренды, выданными Московским

земельным комитетом.

Видами деятельности организации является оптовая и розничная продажа

периодических печатных изданий и книжной продукции, сдача имущества в

аренду, оказание информационно-консультационных услуг, комиссионная

торговля.

В фирме ведется раздельный учет затрат по реализации товаров, а также

по видам деятельности (оказание услуг, торговая деятельность), что отражено

в учетной политике предприятия.

Для целей налогообложения предприятие использует метод определения

выручки от реализации продукции (работ, услуг) – по моменту отгрузки

продукции и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.

Списание произведенных расходов осуществляется пропорционально

торговой выручки от реализации (или пропорционально торговой наценке – для

торговли)

Согласно учетной политике амортизация по основным средствам

производится в течение нормативного срока их использования по нормам,

утвержденным Постановлением СМ СССР от 22.10.1990г. № 1072. (22(

При определении налогооблагаемой базы фирма пользуется следующими

льготами:

- по налогу на добавленную стоимость: в соответствии с НК РФ часть II

гл. 21 ст. 149 п. 3 подпункт 17, 21 от НДС освобождаются обороты по

реализации продукции средств массовой информации всем потребителям, в т.ч.

через розничную сеть.

- по налогу на прибыль в соответствии с инструкцией Госналогслужбы

РФ « О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и

организаций» от 15.06.2000 г. № 62 п. 4.7 не подлежит налогообложению

прибыль, полученная от распространения периодических печатных изданий и

книжной продукции в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

Фирма не является получателем бюджетного финансирования, также не

получает и не использует государственную помощь, предоставляемую

коммерческим организациям, являющимся юридическими лицами по

законодательству Российской Федерации, в форме субвенций, субсидий,

бюджетных кредитов, в т.ч. в виде ресурсов, отличных от денежных средств.

Таким образом, взаимоотношения предприятия с бюджетом проходят только через

налогообложение. При этом предприятие имеет право использовать все

предоставляемые законодательством льготы по уплате установленных налогов.

Анализ данных взаимоотношений позволил выявить ряд особенностей,

характерных для рассматриваемого предприятия, а также внести ряд

предложений по оптимизации налогообложения, рассмотреть пути минимизации

налогов и наиболее полного использования льгот.

Минимизация налогов компании не имеет ничего общего с уклонением от

уплаты налогов. И когда действующее законодательство позволяет в

определенных случаях уменьшить (или вообще сократить до нуля) суммы

налоговых выплат, организация имеет полное право этим воспользоваться.

Итак, можно предложить следующее.

В организации не используется ускоренный метод начисления амортизации

на активную часть основных средств, в частности на компьютерную технику.

Хотя, Минэкономики России в своем письме от 17.01.2000г. № МВ-32/6-51 «О

применении ускоренной амортизации на персональные компьютеры» (17( отнесло

персональные компьютеры к активной части основных фондов, по которым можно

начислять ускоренную амортизацию, порядок применения механизма которой

утвержден постановлением Правительства РФ от 19.08.1994г. № 967. (21( При

применении ускоренной амортизации, единые нормы амортизационных отчислений

для целей налогообложения увеличиваются в 2 раза. Использование ускоренного

метода начисления амортизации на компьютерную технику позволило бы

предприятию сократить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а также

привело бы к уменьшению налога на имущество.

В настоящее время предприятия могут использовать для целей

налогообложения метод определения выручки «по отгрузке» или «по оплате».

Учитывая, насколько остро в нашей стране стоит проблема неплатежей,

предприятиям целесообразно платить налоги «по оплате». Но, как отмечалось

ранее, ЗАО «Центропечать» согласно утвержденной учетной политике уплачивает

налоги по методу начисления, т.е. «по отгрузке», и в то же время у

организации числится значительная дебиторская задолженность покупателей.

Таким образом, фирма обязана перечислять все налоги в бюджет еще до того,

как реально получает денежные средства за проданную продукцию, что, на мой

взгляд, не лучшим образом сказывается на ее финансовом положении.

Статья 236 НК РФ предоставляет возможность сокращения сумм налогов,

перечисляемых в государственные социальные фонды. Так, любые выплаты

организации в пользу физических лиц за счет чистой прибыли не облагаются

единым социальным налогом (ЕСН). Такое положение кодекса позволяет частично

заработную плату работникам платить за счет чистой прибыли, не начисляя при

этом ЕСН. Так как предельная ставка ЕСН (35,6%) больше ставки налога на

прибыль, начисление заработной платы за счет чистой прибыли может быть

более выгодно, чем отнесение этих выплат на себестоимость. Кроме того, имея

как распространитель печатной и книжной продукции льготу по налогу на

прибыль в части зачисляемой в федеральный бюджет, ЗАО «Центропечать» может

использовать подобный вариант минимизации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 6 Закона № 2116-1 при

исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль может быть уменьшена на

суммы, направляемые предприятиями отраслей материального производства на

финансирование капитальных вложений производственного назначения. В

соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона № 2116-1 эта льгота не должна

уменьшать налогооблагаемую прибыль более чем на 50%.

Согласно Общесоюзному классификатору «Отрасли народного хозяйства»

(ОКОНХ) торговля (код ОКОНХ 71100, 71200) относится к сфере

материального производства, поэтому при осуществлении капитальных вложений

фирма также имеет право на применение и этой льготы.

Поэтому ЗАО «Цетропечать», начисляя частично заработную плату,

например, в виде премий, за счет чистой прибыли, может существенно

сэкономить свои платежи в бюджет. Однако, выплаты премиальных из чистой

прибыли должны обосновываться внутренней нормативной документацией, причем

необходимо, чтобы их нельзя было трактовать как выплаты стимулирующего

характера, премии за производственные результаты и т.п. Иначе к организации

могут быть предъявлены претензии по поводу занижения налогооблагаемой базы

по ЕСН, связанной с неверным определением прибыли.

Пример расчетов приведен в таблице 2.

Таблица 2.

С вступлением в силу 25 главы НК РФ «Налог на прибыль организаций»

многие льготы по налогу будут отменены. В частности, льгота,

предоставляемая редакциям СМИ, издательствам, информационным агентствам и

распространителям печатной продукции. Планируется, что инвестиционная

льгота будет действовать еще в течение 10 лет.

В случае отсутствия у организации льгот по налогу на прибыль,

использовать данную схему минимизации станет нецелесообразно. Кроме того,

отмена льготы на прибыль, полученную от распространения периодических

печатных изданий, приведет к значительным финансовым потерям фирмы. Если 25

глава вступит в силу уже с середины 2001г. как документ «улучшающий

положение налогоплательщиков», то организация понесет убытки в связи с

ростом на 36% налогового бремени, даже с учетом того, что планируется

введение единой ставки налога, равной 35%, и открытого перечня расходов,

включаемых в себестоимость. Остается надеяться, что в соответствии со

статьей 5 НК РФ глава «Налог на прибыль организаций» не вступит в силу

ранее начала нового налогового периода, т.е. 1 января 2002 года.[25]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовый план государства взаимосвязан с финансовыми планами

предприятий и некоммерческих организаций. Финансовый план предприятия,

представляющий собой баланс доходов и расходов, включает раздел

«Взаимоотношения с бюджетом», где отражаются платежи в бюджет и

ассигнования из бюджета. Финансовые планы некоммерческих организаций,

находящихся в государственном или муниципальном ведении, основываются на

смете расходов, утверждаемой вышестоящим ведомством – конкретным

распорядителем данной бюджетной статьи расходов. В случае коммерческой

деятельности у таких бюджетных организаций появляются доходы, которые

образуют дополнительный источник средств, облагаются налогами и расходуются

на нужды своего развития.

Доходы бюджета представляют собой финансовые каналы аккумуляции в

бюджетной системе страны значительной части денежных поступлений,

выражающих экономические отношения между государством (органами власти), с

одной стороны, и юридическими лицами и гражданами, с другой. В основу

формирования доходной части бюджета положены налоговые методы. Налоговые

поступления по источникам образования подразделяются на налоги с

юридических лиц и налоги с населения. Таким образом, экономическое

содержание доходов бюджета определяется объектами денежных отношений,

являющихся источниками формирования доходной базы бюджетной системы. Это

валовой внутренний продукт, части которого в форме прибыли выступают

источником безвозмездного формирования (посредством налогового механизма)

бюджетных доходов. На предприятия возложена обязанность своевременно и в

полном объеме осуществлять причитающиеся с них платежи в бюджет. К

субъектам, виновным в совершении налогового правонарушения, применяется

налоговая ответственность – предусмотренные Налоговым кодексом РФ налоговые

санкции в виде денежных взысканий (штрафов).

С другой стороны, из бюджета финансируются затраты на развитие

экономики, обеспечение безопасности страны, поддержание науки. За счет

бюджетных средств содержатся многие необходимые отрасли социального

обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное

обеспечение.

Государственной финансирование производится на безвозвратной основе за

счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством такого

финансирования государство целенаправленно перераспределяет финансовые

ресурсы между производственной и непроизводственной сферами, отраслями

экономики и территориями страны, между формами собственности, отдельными

группами и слоями населения, и т.д.

Кроме того, предприятиям при осуществлении ими целевых расходов,

имеющих большое значение для государства, могут предоставляться бюджетные

субсидии, ссуды и инвестиционный налоговый кредит.

В организациях должно проводиться налоговое планирование с целью

оптимизации налогообложения, наиболее полного использования предоставляемых

законодательством льгот.

В настоящее время налоговая система продолжает реформироваться. В

соответствии с основами законодательства о налогах и сборах принимаемые

законы должны быть законами прямого действия, поэтому отмена ныне

действующих многочисленных инструкций, постановлений и прочих подзаконных

актов значительно облегчит жизнь налогоплательщиков. Также продолжается

совершенствование структуры существующих налогов путем продолжения линии на

ее упрощение. Кроме установления четкого порядка исчисления налогов и

уменьшения общего их количества, планируется плавное снижение налогового

бремени плательщиков, предоставление предприятиям большей свободы при

формировании финансовых результатов. Однако либерализация ставок налогов

должна проходить постепенно, т.к. это приведет к снижению поступлений в

бюджет (Снижение удельного веса налогов в ВВП всего на 1% означает потерю

бюджетных доходов как минимум на 3%, что в нынешних условиях означало бы

допустить сознательный подрыв доходной базы бюджета и обострение проблем

финансирования бюджетных расходов, причем без каких-либо серьезных

оснований рассчитывать на существенный оздоровительный эффект финансов

реального сектора и рост производства (42(). Идет процесс снижения льгот.

Сегодня налоговые льготы разъедают нашу налоговую систему, и одним из

стратегических направлений совершенствования налоговой политики будет

всемерное их сокращение. Это позволит не только компенсировать выпадающие

при отмене отдельных налогов бюджетные доходы, поставить вопрос о

последующем поэтапном снижении налоговых ставок, но и в определённой

степени восстановить принцип равномерности и справедливости распределения

налогового бремени. Налоговые льготы нарушают этот принцип по отношению к

тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми

привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков

неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других (при условии,

что в бюджет в виде налогов должна поступить вполне определённая сумма).

Кроме того, налоговые льготы, как правило, недостаточно эффективны и

зачастую не достигают тех целей, ради которых они вводились, являясь при

этом питательной средой для всевозможных злоупотреблений. Поэтому, не

отрицая налоговые льготы в целом, их число следует резко сократить, оставив

лишь самые необходимые. При этом государство должно обладать информацией о

том, какова «цена налоговых льгот», т. е. о том, какие суммы не поступают в

бюджет из-за их существования, и контролировать ситуацию.

Сократив число и объём налоговых льгот, можно увеличить налоговую

базу, а это позволит поэтапно снижать налоговые ставки. Такая

стратегическая линия была выбрана, в частности, администрацией президента

США Р. Рейгана. Сократив налоговые льготы и несколько снизив налоговые

ставки, правительству США удалось не только оживить экономику, но и

получить дополнительные средства в федеральный бюджет и сократить бюджетный

дефицит. Расчёты Министерства финансов показывают, что в России таким

способом можно добиться ещё более впечатляющих результатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс часть I (ФЗ от 31.07.1998 № 146-ФЗ)

2. Налоговый кодекс часть II (ФЗ от 05.08.2000 № 117-ФЗ)

3. ФЗ от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй

Налогового кодекса Российской Федерации и внесение изменений в

некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»

4. ФЗ от 29.12.2000 № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть

вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

5. ФЗ от 27.12.2000 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год»

6. ФЗ от 31.07.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для

определенных видов деятельности»

7. ФЗ от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения,

учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»

8. ФЗ от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе»

9. Закон РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и

организаций», с изменениями и дополнениями

10. Закон РФ от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», с

изменениями и дополнениями

11. Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» », с изменениями и

дополнениями

12. Закон РФ от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской

Федерации», с изменениями и дополнениями

13. Закон РФ от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», с

изменениями и дополнениями

14. Закон г. Москвы от 17.03.1999 № 14 «О налоге с продаж», с изменениями

и дополнениями

15. Письмо от 20.11.2000 № 26-1-15/1550 «О порядке уплаты НДС и единого

социального налога организациями после введения в действие второй

части Налогового кодекса Российской Федерации», с изменениями и

дополнениями

16. Письмо от 05.07.1999 № ВГ-6-02/531 «О налогообложении единым налогом

организаций-комиссионеров, перешедших на упрощенную систему

налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого

предпринимательства»

17. Письмо от 17.01.2000 № МВ-32/6-51 «О применении механизма ускоренной

амортизации на персональные компьютеры»

18. Письмо Госналогинспекции по г. Москве 30 декабря 1992 г. N 11-07/6882

"О налоге на рекламу», с изменениями и дополнениями

19. Приказ от 20.10.2000 № БГ-3-03/361 «О внесении изменений в Инструкцию

МНС России от 04.04.2000 № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов,

поступающих в Дорожные фонды»

20. Приказ от 19.12.2000 № БГ-3-03/441 «Об утверждении методических

рекомендаций по применению главы 22 «Акцизы» Налогового кодекса

Российской Федерации»

21. Постановление от 19.08.1994 № 967 «Об использовании механизма

ускоренной амортизации и переоценке основных фондов»

22. Постановление от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных

отчислений на полное восстановление основных фондов народного

хозяйства СССР»

23. Постановление Правительства РФ от 05.08.1992 № 552 «Об утверждении

Положения о составе затрат по производству и реализации продукции

(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и

о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при

налогообложении прибыли»

24. Инструкция от 15.06.2000 № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет

налога на прибыль предприятий и организаций», с изменениями и

дополнениями

25. Инструкция от 04.04.2000 № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов,

поступающих в Дорожные фонды», с изменениями и дополнениями

26. Инструкция от 08.06.1995 № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет

налога на имущество предприятий», с изменениями и дополнениями

27. Инструкция от 11.10.1995 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на

добавленную стоимость», с изменениями и дополнениями

28. Агурбаш Н. Система государственной поддержки малого

предпринимательства.// Финансовый бизнес. – 2000, № 11-12. С. 40-49.

29. Амуржуева О.В. Экономика для всех. – М.: Экономика, 1997.

30. Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и

ответственность. – М.: ООО НПО Вычислительная математика и

информатика, 2001.

31. Брызгалин А.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации,

части 1. – М.: Анатика-Пресс, 1999.

32. Булатов А.С. Экономика. Учебник. – М.: БЕК, 1997.

33. Власьевич Ю.Е., Бартенев С.А. Экономика России: эффекты и парадоксы. -

М.: БЕК, 1995.

34. Гладышева Ю. Платите зарплату из чистой прибыли.// Московский

бухгалтер. – 2001, № 4. С. 87-91

35. Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса.//

Экономист. – 2000, № 3. С. 15-16.

36. Гуленина И.В., Захарова М.И. Ускоренная амортизация персональных

компьютеров.// Главбух. – 2000, № 9. С.12-13.

37. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. Учебное пособие.

– М.: ИНФРА-М, 1997.

38. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее

совершенствования.//Финансы. – 1997, № 4. С. 22-24.

39. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 1998.

40. Иванеев А. Налоговая составляющая бюджета.// Финансовый бизнес. –

2000, № 4(78)

41. Кокурин Д. Государственное финансирование инновационной

деятельности.// Финансовый бизнес. – 2000, № 11-12. С. 37-39.

42. Логвина А. К вопросу об устойчивости бюджетно-налоговой системы.//

Экономист. – 2000, № 3.

43. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. Практикум. – М.: ИНФРА-М, 2000

44. Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Налоги в странах рыночной

экономики и в России.//Мировая экономика и международные отношения. –

1996, №4

45. Никитина В. Мы скоро будем жить по-новому.//Московский бухгалтер. –

2001, № 5. С. 33-37.

46. Оленин А.Е. Инвестиционный налоговый кредит.// Консультант. – 2001, №

1. С.26-29.

47. Петров Ю. Бюджетно-налоговая реформа: от фискального прессинга к

необходимому минимуму.// Российский экономический журнал. – 1995, №

11.

48. Петров Ю., Афонина С., Жукова М., Карапетян А., Сафаулина Ж. Коллизии

налоговой системы и налоговый кодекс. Российский экономический журнал.

№ 5-6, 1996.

49. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской

Федерации. Учебник. – М.: ЮРАЙТ, 1999.

50. Тюрина А.В. ФПГ: правовое обеспечение инвестиционной деятельности.//

Финансы и кредит. - 2000, № 1(61). С. 38-40.

51. Хритиан В.Ф. О направлениях развития налоговой реформы.// Финансы. –

1997, № 4. С.29

52. Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.

53. Черник Д.Г., Дадашев А.З. Налоговая система России. Учебное пособие. –

М.: АКДИ Экономика и жизнь, 1999.

54. Э. Хейнсоо. Еще раз о странах без налогов и с льготным налоговым

режимом.// Мировая экономика и международные отношения. – 1995, № 2.

55. Эдвин Дж.Долан. Макроэкономика. – Санкт-Петербург: Литера плюс, 1997

56. Internet resources: www.consultant.ru

www.gni.mos.ru

www.garant.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

-----------------------

[1] А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»

[2] п. 5 ст. 12 НК РФ

[3] Федеральный закон от 27.12.2000г. № 150-ФЗ

[4] Введено Федеральным законом от 31.12.1995 № 227-ФЗ

[5] Введено Федеральным законом от 31.07.1998 № 143-ФЗ

[6] Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации

от 5 августа 1992 г. №552.

[7] Ст.9 закона г. Москвы от 29.11.2000 № 35 (в редакции закона № 4 от

07.02.2001)

[8] ФЗ от 06.01.1999г. № 10-ФЗ (Данная льгота действует до 31.12.2001г. и

утрачивает силу с 1.01.2002г. – Ст.3 Федерального закона № 10-ФЗ)

[9] Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» (10(

[10] Перечень иностранных государств, в отношении граждан и организаций

которых применяется данная норма, определяется федеральным органом

исполнительной власти, регулирующим отношения Российской Федерации с

иностранными государствами и международными организациями, совместно с

Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

[11] Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ (4(

[12] п. 3 ст. 168 НК РФ

[13] При оформлении документов на товары (работы, услуги), не подлежащие

обложению НДС, на них ставится штамп или делается надпись "Без налога на

добавленную стоимость"

[14] Вводится в действие с 1 января 2002г. (статья 3 Федерального закона

от 05.08.2000 N 118-ФЗ (3()

[15] п. 4 ст. 149 НК РФ

[16] ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ

[17] ст. 183 НК РФ

[18] ст. 11 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ

[19] Закон РФ от 24.07.1998г. № 125-ФЗ

[20] Федеральный закон от 18 июля 1995г. № 108-ФЗ (8(

[21] Федеральный закон от 11.10.1991г. № 1738-1 (11(

[22] Ст. 106 НК РФ

[23] согласно п. 4 ст. 114 НК РФ

[24] согласно п. 3 ст. 114 НК РФ

[25] Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в

силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального

опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

Исключение составляют акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие

налоги, снижающие размеры ставок налогов или иным образом улучшающие

положение налогоплательщиков, - они могут иметь обратную силу (п. 4 ст. 5

НК РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.