Взаимоотношение предприятий с бюджетом
Взаимоотношение предприятий с бюджетом
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
№
|Введение |4 |
|Глава 1. Научно-теоретические основы взаимоотношений предприятий с |6 |
|бюджетом | |
| |1.1. Принципы налогообложения. Классификации. Ключевые понятия|6 |
| |1.2. Действующая налоговая система |14 |
| |1.3. Бюджетное финансирование и контроль финансовых органов |19 |
|Глава 2. Критический анализ действующей практики |26 |
| |2.1. Основные налоги, уплачиваемые коммерческими структурами |26 |
| |2.2. Прочие налоги и налоговые платежи |51 |
| |2.3. Изменение срока уплаты налогов; инвестиционный налоговый |62 |
| |кредит | |
|Глава 3. Пути совершенствования взаимоотношений с бюджетом и |68 |
|ответственность | |
|за нарушения | |
| |3.1. Организация налогового планирования |68 |
| |3.2. Ответственность за налоговые правонарушения |71 |
| |3.3. Анализ взаимоотношений предприятия с бюджетом; проблемы |77 |
| |оптимизации | |
|Заключение |82 |
|Список литературы |85 |
|Приложение 1 |89 |
ВВЕДЕНИЕ
Государство, выражая интересы общества в различных сферах
жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику –
экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При
этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного
регулирования социально-экономических процессов используются финансово-
кредитный и ценовой механизмы.
Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств,
которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:
- обеспечение национальной обороны;
- отправление правосудия;
- организация общественных работ, невыгодных для частного
предпринимательства, но необходимых гражданам;
- образование юношества;
- сбор налогов для оплаты нужд государства.
По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, более
того, к ним добавились и новые. Реальный рынок далек от абстрактной модели
совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому любая
рыночная экономика не может существовать и функционировать без
государственного регулирования. Как правило, в государственном
регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. Оно
осуществляется посредством законодательства, через государственное
планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С
другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется
посредством изъятия части прибыли, дохода, через действие системы
налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства,
необходимые для общегосударственных нужд и определенным образом распределяя
их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы
одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.
Перераспределение продукта, созданного в обществе, от непосредственных
производителей к другим группам осуществляется посредством специального
финансового инструмента, называемого бюджетом.
Цель данной дипломной работы – проанализировать взаимоотношения
предприятий с бюджетом, показать влияние налогообложения РФ на
экономическое состояние предприятия на примере закрытого акционерного
общества «Центропечать», осуществляющего торговую деятельность в г. Москве.
Поскольку взаимоотношения предприятия с бюджетом осуществляются в
первую очередь через налоги, то необходимо рассмотреть сущность и функции
налогов, их виды, принципы налогообложения и т.д. Таким образом, задачи
работы включают в себя описание налогового законодательства РФ, освещение
вопросов предоставления налоговых льгот и мер ответственности за совершение
налоговых правонарушений. Существуют также и иные формы взаимоотношений
хозяйствующих субъектов с бюджетом. Важной проблемой представляется
возможность получения бюджетного финансирования и кредитования. Поэтому в
своей работе я считаю нужным уделить внимание условиям их предоставления.
Данная тема является весьма актуальной, так как правильный
(оптимальный) выбор налоговой системы служит залогом успешного решения
проблем стоящих перед страной. Только в стране с отлаженной системой
налогообложения возможны щедрые отчисления на здравоохранение, культуру,
образование, различные экологические программы. В то же время, перед каждым
предприятием встает вопрос налогового планирования и оптимизации
налогообложения.
При написании дипломной работы использовались Указы Президента РФ,
Постановления Правительства РФ, Федеральные Законы, Инструкции
Госналогслужбы РФ, литература экономистов-теоретиков, инструктивно-
методический материал, статьи периодической печати, а также данные годовых
отчетов и учетная политика анализируемой компании.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ С
БЮДЖЕТОМ
1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается
обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный
фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных
законодательными актами.
С момента возникновения государства налоги являются необходимым звеном
экономических отношений в обществе. Развитие и изменение форм
государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой
системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма
доходов государственного бюджета. Помимо этой сугубо финансовой функции
налоговый механизм используется для экономического воздействия государства
на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-
технического прогресса.
Налоги появились на заре человеческой цивилизации. Как только на
земле стали возникать государства, возникла, пусть поначалу и примитивная,
система налогообложения.
Уже в Древней Греции существовала своя налоговая система. Ставка
подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане
Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Однако
если государству предстояли крупные расходы – война или большое
строительство, народное собрание вводило обязательное налогообложение для
всех. Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий,
возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог,
устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды.
Примером для подражания послужила налоговая система Древнего Рима.
Правивший в 27 г. до н.э. – 14 г. н.э. император Октавиан Август, провел
реформу финансовой системы. Он создал в провинциях финансовые учреждения,
которые контролировали налогообложение, провел переоценку налогового
потенциала провинций, для чего был произведен обмер каждой городской общины
с ее земельными угодьями, составлены земельные кадастры и проведена
перепись имущественного состояния граждан. Сбором налогов, главным из
которых был поземельный, стали ведать государственные чиновники. Со времен
Древнего Рима ведется и подразделение налогов на прямые и косвенные. Так, к
косвенным относились: налог с оборота (1%), налог при торговле рабами (4%),
налог на освобождение рабов (5% их рыночной стоимости), а также налог с
наследства (5%), которым облагались лишь граждане Рима и который имел
целевое назначение – расходовался на пенсионное обеспечение
профессиональных солдат. Уже в те далекие времена налоги не только играли
фискальную роль, но и служили дополнительным стимулом развития хозяйства,
поскольку вносились деньгами. Чтобы эти деньги получить, населению
приходилось производить излишки продукции на продажу, а это, в свою
очередь, вело к развитию товарно-денежных отношений, углублению процесса
разделения труда, урбанизации.
Шли века, система развивалась и совершенствовалась, оставаясь
неотъемлемым звеном экономических отношений в обществе и превращаясь
постепенно в основной источник доходов государства.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других
платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.
Одно из основных требований, предъявляемых к налоговой системе, - ее
ясность и четкость. Еще 200 лет назад А. Смит писал об этом весьма
красноречиво: “Налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо,
должен быть точно определен, а не может быть произвольным. Срок уплаты,
способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для
плательщика и всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо,
облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть
сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему
плательщика или вымогать для себя под угрозой такого отягощения подарок или
взятку”.[1] Другое требование, предъявляемое к налоговой системе, - ее
простота и эффективность. Если организация сбора налога обходится
государству дороже той суммы, ради которой все затевается, то и смысла в
таком налогообложении нет никакого. Наконец, самый важный принцип
налогообложения - его справедливость. Речь идет о том, кто должен платить
налоги и в каком размере. Справедливость - понятие сложное, и понимают его
по-разному. Существуют и принципиально различные подходы к справедливости в
налогообложении.
В ст. 3 Налогового кодекса (1( закреплены важнейшие положения,
определяющие основные принципы налогового законодательства России. Они
являются ориентиром в первую очередь для государства и законодателя,
которые формируют национальный режим налогообложения и налоговую политику.
Необходимо отметить, что принципы налогообложения нашли свое
конституционное закрепление в конституциях многих стран, однако в
Конституции РФ налоговые принципы четкого отражения не имеют. С принятием
первой части Налогового кодекса в российском налоговом законодательстве
принципы налогообложения получили полноценное закрепление.
Современные принципы налогообложения заключаются в следующем:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом
возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Поскольку возможности
разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть
установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен
быть прогрессивным. Однако этот принцип соблюдается далеко не всегда,
некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Идея
необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным
ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества,
постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе,
отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом
законодательстве.
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов
носило однократный характер.
Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером
осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с
оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС,
когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз
вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья,
возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке вплоть до
конечного продукта, облагается налогом только один раз (в отличие от налога
с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна
оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система
штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы
неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем
своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными
и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих
налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к
изменяющимся общественно-политическим потребностям.
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение
создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной
экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции
налогообложения.
Налоги различаются по объекту обложения, по размеру и многим другим
характеристикам.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость
определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,
операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество
юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость
произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные
законодательными актами. При классификации налогов по объектам
налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные
налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на
действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие,
охватывающие некоторые местные налоги (например, сбор с владельцев собак,
курортный сбор).
Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом
одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.
Налоги бывают двух видов. Первый вид – прямые налоги. К ним относятся
налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан; налог на прибыль
корпораций (фирм); социальные налоги, социальные взносы; поимущественные
налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую
недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и другие. Они
взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота, который в
большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную
стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или
услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами
и другие. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью
переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего
обстоит дело с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в
арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости
от показателя эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими
налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога
перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем
меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая его часть
уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения
растет, а на потребителя перекладывается все большая часть косвенных
налогов. При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может
привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения -
к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или
перелив капитала в другие сферы деятельности.
Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения:
издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчетов
налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции,
и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).
Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование
дорожных фондов, земельный налог, платежи за пользование природными
ресурсами.
Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется
налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно назвать
налогооблагаемым доходом (прибылью), который равен разности между
полученным доходом и налоговыми льготами. Налоговая льгота устанавливается,
как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Распространены следующие виды налоговых льгот:
- необлагаемый минимум объекта налога;
- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога
(например, затрат на НИОКР);
- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий
плательщиков (например, ветеранов войны);
- понижение налоговых ставок;
- вычет из налоговой базы (налоговый вычет);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|