Взаимоотношение предприятий с бюджетом
- налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы
налога на определенную величину (налоговый вычет уменьшает налоговую базу,
а налоговый кредит - сумму налога, т.е. налоговое обязательство)).
Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в
виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой
обложения). Различают минимальные, максимальные и средние налоговые ставки.
С точки зрения величины процентных ставок все налоги делят на
прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.
При прогрессивном налоге чем больше доход плательщика, тем выше
процентная доля налоговых отчислений, чем ниже доход, тем ниже и налоговая
ставка. По прогрессивной шкале устанавливается налог на прибыль, подоходный
налог (как правило, начиная с определенной суммы). С точки зрения тех, кто
считает, что “налоги должен платить тот, кто может платить”, прогрессивный
налог - самый справедливый, но лишь в том случае, если он достаточно
прогрессивен, т.е. если налоговая ставка резко возрастает с ростом дохода.
При пропорциональном налоге устанавливается единая ставка вне
зависимости от величины дохода. Таким образом, лица с высоким доходом
платят большие абсолютные суммы в виде налога, чем лица с низким доходом.
Но согласно закону Энгеля (1821 - 1896) при пропорциональном
налогообложении основная тяжесть налогового бремени ложится на
малообеспеченные семьи. Пропорциональный характер носят налоги на
собственность.
При регрессивном налоге налоговая ставка устанавливается тем ниже,
чем выше доход, и наоборот, тем выше, чем ниже доход. Примером регрессивных
налогов могут служить все налоги, взимаемые с продаж товаров - акцизы,
налог на добавленную стоимость. Эти налоги устанавливаются как
фиксированный процент от продажной цены (по отношению к ней они
пропорциональны). Но оплачиваются они в конечном счете из доходов
покупателей, и по отношению к ним они регрессивны. Также регрессивным
является единый социальный налог.
Величина налоговой суммы (так называемого налогового бремени) зависит
прежде всего от размеров прибыли компании.
В США, Великобритании, Италии и некоторых других странах размеры
налога на прибыль определяются исключительно ее величиной. В ФРГ, Франции,
Японии, Швеции часть налога на прибыль взимается независимо от ее размера.
В 90-х годах в большинстве стран шло снижение ставок налогов.(44( Наряду со
снижением ставок налогообложения возрастали налоговые льготы на выплату
государственного долга и процентов по нему.
На практике у большинства компаний на выплату налогов уходит доля
прибыли меньшая, чем ставка налогообложения. Во-первых, компании легально
могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы за счет увеличения
отчислений в необлагаемые фонды (амортизационный, пенсионный и др.). Во-
вторых, используются различные налоговые льготы. В-третьих, компании с
небольшим оборотом во многих странах облагаются более низким налогом. В-
четвертых, в ряде стран налог на прибыль корпораций может выплачиваться не
только отдельной фирмой, но и ее материнской компанией (если фирма входит в
группу компаний), что на практике позволяет снизить налоговую базу
компаний, входящих в группу. В-пятых, почти всюду действует система
покрытия убытков компании за счет ее прибылей нескольких предшествующих лет
(carry back) или за счет ее будущих прибылей (carry forward). В первом
случае разрешается вычитать из ранее полученной прибыли потери текущего
года (так называемый перенос убытков назад), в результате чего выплаченная
ранее фирмой сумма налогов оказывается чрезмерно высокой и это превышение
компенсируется за счет снижения текущих налогов. Во втором случае (перенос
убытков вперед) убытки текущего года вычитаются из будущей прибыли.
Например, в Нидерландах разрешается перенос убытков назад на три года и
перенос убытков вперед на восемь лет.
В результате средний уровень налогообложения компаний намного ниже
базового (т.е. максимального). Например, в ФРГ он составлял в конце 80-х
гг. около 50% (базовый равнялся 71%). (47( В России, по оценке, он
составляет в настоящее время около 65%.
Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ
выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется
общественное назначение данной экономической категории как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Налоги
выполняют три важнейшие функции:
1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую
очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование
общественных расходов, и прежде всего расходов государства. В течение
последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая
функции.
2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения
между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства
между ними (социальная функция);
По мере совершенствования и повышения гибкости налоговой системы
государственные органы сами все чаще предоставляют отдельным группам
населения налоговые льготы в целях смягчения социального неравенства.
Широко распространены налоговые льготы многодетным семьям, переселенцам из-
за границы на свою историческую родину, студентам и лицам, повышающим свою
квалификацию. Часто налоговые льготы предоставляются мелким и средним
предпринимателям, особенно впервые начинающим самостоятельное дело,
фермерам, но эти налоговые льготы носят уже не только социальный, но и
регулирующий характер. Социальную и одновременно регулирующую
направленность имеют такие виды налоговых льгот, как скидки с личных
доходов и прибылей, направляемых в жилищное строительство. Оживление
жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные
материалы и услуги, санитарное и электрическое оборудование, способствует
росту занятости, а позднее ведет к увеличению спроса на мебель, технические
товары длительного пользования, бытовую электронику, посуду, белье и т.д.
Двойственную роль - социальную и регулирующую - играет освобождение от
налога части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы. Накопление
средств в этом фонде является финансовой базой для дополнительной пенсии
отработавшим свой стаж на фирме рабочим и служащим. Средства, находящиеся в
пенсионном фонде компании, формально ей не принадлежат, но находятся в ее
бессрочном распоряжении. Они широко используются для долгосрочных
капиталовложений, расширяя и укрепляя финансовую базу фирмы.
3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).
Основными объектами государственного регулирования экономики при
помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная,
отраслевая и региональная структуры хозяйства, капиталовложения, цены,
НИОКР, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.
Регулирующая функция налогов заключается в следующем:
- в установлении и изменении системы налогообложения;
- в определении налоговых ставок, их дифференциации;
- в предоставлении налоговых льгот - освобождении от налогов части
прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с
задачами государственного регулирования экономики.
Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения,
избранная правительством. Например, налог с оборота, широко применявшийся
до замены его на НДС, при допущении его расчета по принципу “органического
единства” не взимался с оборота между предприятиями “органически единой
фирмы”, корпорации и ставил таким образом крупные фирмы в привилегированное
положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось
инструментом централизации капитала, создания единых по капиталу
вертикальных структур, подразделения которых тесно связаны между собой
технологически.
Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей,
усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений,
спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов
- обычный способ борьбы с перегревом конъюнктуры. Изменяя налоговые ставки
на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы
для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов -
воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.
Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику,
государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо
встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта.
Таможенные пошлины - вид косвенных налогов, повышение которых ведет к
удорожанию импортных, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению
внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой
обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен,
активизацию внешней торговли.
По мере усложнения и совершенствования государственного регулирования
экономики налоги все шире использовались для регулирования структуры
народного хозяйства. Налоговые ставки все более дифференцировались по
отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающееся воздействие на
отраслевую и подотраслевую структуры, на изменение роли отдельных земель,
штатов, областей в народнохозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу
нефти и газа традиционно высокие, но в малоосвоенных, экономически менее
развитых районах они часто ниже. Налоговая система становится все более
гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства
государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые
ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям
государственного регулирования. Стали широко практиковаться скидки с
налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, научные исследования
и внедрение их достижений, создание новых рабочих мест, охрану окружающей
среды. Объекты регулирования налогообложения все более конкретизируются.
Например, дифференцировано налогообложение двух частей прибыли компании:
нераспределенной (оставляемой в компании на расширение хозяйственной
деятельности) и распределенной (на дивиденды, выплачиваемые владельцам
акций).
В современных условиях регулирующая функция налогов не столько в том,
чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и
селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями
государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать
жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот,
предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными
акциями.
Большинство целей государственного регулирования экономики на Западе
достигается путем целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно
от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном
темпы роста, состояние конъюнктуры, занятость, спрос, национальная
конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и
региональная структуры, темпы и направленность НИОКР. Преобладающей формой
обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий
является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется
от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только
благодаря государственной налоговой политике, и в частности
санкционированному правительственными органами ускоренному амортизационному
списанию основного капитала.
2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
Налоговая система определяется как взаимосвязанная совокупность
действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий
налогообложения. Важную часть ее составляет система налогов. Другими
элементами налоговой системы является система налоговых органов, система и
принципы налогового законодательства, принципы налоговой политики, порядок
распределения налогов по бюджетам, формы и методы налогового контроля,
порядок и условия налогового производства, подход к решению проблемы
международного двойного налогообложения.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов,
пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков
– юридических и физических лиц на территории страны.
Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации были
заложены в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет
законопроектов о налоговой системе. Общие принципы построения налоговой
системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи были
определены в Законе РФ от 27.12.1991г. № 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации".
Этим законом была введена трехуровневая система налогообложения
предприятий, организаций и физических лиц.
• Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на
территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством,
формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это
наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая
стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Статьей 13 Налогового кодекса РФ предусмотрено 16 федеральных налогов
и сборов. К ним относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды
минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными
биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
• Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и
налоги краев, областей, автономной области, автономных округов.
Региональные налоги устанавливаются в соответствие с Налоговым кодексом,
причем определение таких важных элементов как налогоплательщики, объект
налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, налоговая ставка
и порядок исчисления налога осуществляются в самом Кодексе. В законах
субъектов федерации о налогах и сборах могут уточняться налоговые ставки в
пределах, установленных Налоговым кодексом, устанавливаться дополнительные
налоговые льготы, уточняться порядок и сроки уплаты налога, устанавливаться
формы отчетности налогоплательщиков по региональным налогам. Признаком
региональных налогов является обязательность их уплаты на территории
соответствующего региона.
Согласно статье 14 НК РФ к региональным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
Налоги, не предусмотренные в ст. 14 Налогового кодекса, субъекты
федерации устанавливать не вправе.[2]
В целях недопущения одновременного действия налогов со сходными
объектами налогообложения в п. 2 ст. 14 НК РФ установлено правило, согласно
которому при введении в действие налога на недвижимость прекращается
действие на территории соответствующего субъекта федерации регионального
налога на имущество организаций, а также местных налогов – на имущество
физических лиц и земельного налога. Поскольку прекращение действия налога
на имущество физических лиц и земельного налога означает изъятие источников
местного бюджета, то, очевидно, введение налога на недвижимость должно
сопровождаться согласованием с органами местного самоуправления о
перераспределении части поступлений от налога на недвижимость в местные
бюджеты.
• Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов,
поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район
внутри города.
Местные налоги вводятся в действие нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на
территории соответствующих муниципальных образований. Представительные
органы (городские Думы) городов федерального значения Москвы и Санкт-
Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных
налогов. На территории данных субъектов местные налоги вводятся законами г.
Москвы и г. Санкт-Петербурга.
К местным налогам и сборам относятся (ст. 15 НК РФ):
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
Местные налоги должны устанавливаться и вводиться в действие в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|