рефераты бесплатно

МЕНЮ


Взаимоотношение предприятий с бюджетом

- налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы

налога на определенную величину (налоговый вычет уменьшает налоговую базу,

а налоговый кредит - сумму налога, т.е. налоговое обязательство)).

Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в

виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой

обложения). Различают минимальные, максимальные и средние налоговые ставки.

С точки зрения величины процентных ставок все налоги делят на

прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

При прогрессивном налоге чем больше доход плательщика, тем выше

процентная доля налоговых отчислений, чем ниже доход, тем ниже и налоговая

ставка. По прогрессивной шкале устанавливается налог на прибыль, подоходный

налог (как правило, начиная с определенной суммы). С точки зрения тех, кто

считает, что “налоги должен платить тот, кто может платить”, прогрессивный

налог - самый справедливый, но лишь в том случае, если он достаточно

прогрессивен, т.е. если налоговая ставка резко возрастает с ростом дохода.

При пропорциональном налоге устанавливается единая ставка вне

зависимости от величины дохода. Таким образом, лица с высоким доходом

платят большие абсолютные суммы в виде налога, чем лица с низким доходом.

Но согласно закону Энгеля (1821 - 1896) при пропорциональном

налогообложении основная тяжесть налогового бремени ложится на

малообеспеченные семьи. Пропорциональный характер носят налоги на

собственность.

При регрессивном налоге налоговая ставка устанавливается тем ниже,

чем выше доход, и наоборот, тем выше, чем ниже доход. Примером регрессивных

налогов могут служить все налоги, взимаемые с продаж товаров - акцизы,

налог на добавленную стоимость. Эти налоги устанавливаются как

фиксированный процент от продажной цены (по отношению к ней они

пропорциональны). Но оплачиваются они в конечном счете из доходов

покупателей, и по отношению к ним они регрессивны. Также регрессивным

является единый социальный налог.

Величина налоговой суммы (так называемого налогового бремени) зависит

прежде всего от размеров прибыли компании.

В США, Великобритании, Италии и некоторых других странах размеры

налога на прибыль определяются исключительно ее величиной. В ФРГ, Франции,

Японии, Швеции часть налога на прибыль взимается независимо от ее размера.

В 90-х годах в большинстве стран шло снижение ставок налогов.(44( Наряду со

снижением ставок налогообложения возрастали налоговые льготы на выплату

государственного долга и процентов по нему.

На практике у большинства компаний на выплату налогов уходит доля

прибыли меньшая, чем ставка налогообложения. Во-первых, компании легально

могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы за счет увеличения

отчислений в необлагаемые фонды (амортизационный, пенсионный и др.). Во-

вторых, используются различные налоговые льготы. В-третьих, компании с

небольшим оборотом во многих странах облагаются более низким налогом. В-

четвертых, в ряде стран налог на прибыль корпораций может выплачиваться не

только отдельной фирмой, но и ее материнской компанией (если фирма входит в

группу компаний), что на практике позволяет снизить налоговую базу

компаний, входящих в группу. В-пятых, почти всюду действует система

покрытия убытков компании за счет ее прибылей нескольких предшествующих лет

(carry back) или за счет ее будущих прибылей (carry forward). В первом

случае разрешается вычитать из ранее полученной прибыли потери текущего

года (так называемый перенос убытков назад), в результате чего выплаченная

ранее фирмой сумма налогов оказывается чрезмерно высокой и это превышение

компенсируется за счет снижения текущих налогов. Во втором случае (перенос

убытков вперед) убытки текущего года вычитаются из будущей прибыли.

Например, в Нидерландах разрешается перенос убытков назад на три года и

перенос убытков вперед на восемь лет.

В результате средний уровень налогообложения компаний намного ниже

базового (т.е. максимального). Например, в ФРГ он составлял в конце 80-х

гг. около 50% (базовый равнялся 71%). (47( В России, по оценке, он

составляет в настоящее время около 65%.

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ

выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется

общественное назначение данной экономической категории как инструмента

стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Налоги

выполняют три важнейшие функции:

1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую

очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование

общественных расходов, и прежде всего расходов государства. В течение

последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая

функции.

2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения

между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства

между ними (социальная функция);

По мере совершенствования и повышения гибкости налоговой системы

государственные органы сами все чаще предоставляют отдельным группам

населения налоговые льготы в целях смягчения социального неравенства.

Широко распространены налоговые льготы многодетным семьям, переселенцам из-

за границы на свою историческую родину, студентам и лицам, повышающим свою

квалификацию. Часто налоговые льготы предоставляются мелким и средним

предпринимателям, особенно впервые начинающим самостоятельное дело,

фермерам, но эти налоговые льготы носят уже не только социальный, но и

регулирующий характер. Социальную и одновременно регулирующую

направленность имеют такие виды налоговых льгот, как скидки с личных

доходов и прибылей, направляемых в жилищное строительство. Оживление

жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные

материалы и услуги, санитарное и электрическое оборудование, способствует

росту занятости, а позднее ведет к увеличению спроса на мебель, технические

товары длительного пользования, бытовую электронику, посуду, белье и т.д.

Двойственную роль - социальную и регулирующую - играет освобождение от

налога части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы. Накопление

средств в этом фонде является финансовой базой для дополнительной пенсии

отработавшим свой стаж на фирме рабочим и служащим. Средства, находящиеся в

пенсионном фонде компании, формально ей не принадлежат, но находятся в ее

бессрочном распоряжении. Они широко используются для долгосрочных

капиталовложений, расширяя и укрепляя финансовую базу фирмы.

3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).

Основными объектами государственного регулирования экономики при

помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная,

отраслевая и региональная структуры хозяйства, капиталовложения, цены,

НИОКР, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.

Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

- в установлении и изменении системы налогообложения;

- в определении налоговых ставок, их дифференциации;

- в предоставлении налоговых льгот - освобождении от налогов части

прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с

задачами государственного регулирования экономики.

Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения,

избранная правительством. Например, налог с оборота, широко применявшийся

до замены его на НДС, при допущении его расчета по принципу “органического

единства” не взимался с оборота между предприятиями “органически единой

фирмы”, корпорации и ставил таким образом крупные фирмы в привилегированное

положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось

инструментом централизации капитала, создания единых по капиталу

вертикальных структур, подразделения которых тесно связаны между собой

технологически.

Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей,

усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений,

спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов

- обычный способ борьбы с перегревом конъюнктуры. Изменяя налоговые ставки

на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы

для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов -

воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.

Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику,

государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо

встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта.

Таможенные пошлины - вид косвенных налогов, повышение которых ведет к

удорожанию импортных, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению

внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой

обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен,

активизацию внешней торговли.

По мере усложнения и совершенствования государственного регулирования

экономики налоги все шире использовались для регулирования структуры

народного хозяйства. Налоговые ставки все более дифференцировались по

отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающееся воздействие на

отраслевую и подотраслевую структуры, на изменение роли отдельных земель,

штатов, областей в народнохозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу

нефти и газа традиционно высокие, но в малоосвоенных, экономически менее

развитых районах они часто ниже. Налоговая система становится все более

гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства

государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые

ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям

государственного регулирования. Стали широко практиковаться скидки с

налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, научные исследования

и внедрение их достижений, создание новых рабочих мест, охрану окружающей

среды. Объекты регулирования налогообложения все более конкретизируются.

Например, дифференцировано налогообложение двух частей прибыли компании:

нераспределенной (оставляемой в компании на расширение хозяйственной

деятельности) и распределенной (на дивиденды, выплачиваемые владельцам

акций).

В современных условиях регулирующая функция налогов не столько в том,

чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и

селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями

государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать

жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот,

предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными

акциями.

Большинство целей государственного регулирования экономики на Западе

достигается путем целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно

от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном

темпы роста, состояние конъюнктуры, занятость, спрос, национальная

конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и

региональная структуры, темпы и направленность НИОКР. Преобладающей формой

обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий

является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется

от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только

благодаря государственной налоговой политике, и в частности

санкционированному правительственными органами ускоренному амортизационному

списанию основного капитала.

2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Налоговая система определяется как взаимосвязанная совокупность

действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий

налогообложения. Важную часть ее составляет система налогов. Другими

элементами налоговой системы является система налоговых органов, система и

принципы налогового законодательства, принципы налоговой политики, порядок

распределения налогов по бюджетам, формы и методы налогового контроля,

порядок и условия налогового производства, подход к решению проблемы

международного двойного налогообложения.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов,

пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков

– юридических и физических лиц на территории страны.

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации были

заложены в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет

законопроектов о налоговой системе. Общие принципы построения налоговой

системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи были

определены в Законе РФ от 27.12.1991г. № 2118-1 "Об основах налоговой

системы в Российской Федерации".

Этим законом была введена трехуровневая система налогообложения

предприятий, организаций и физических лиц.

• Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на

территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством,

формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это

наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая

стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Статьей 13 Налогового кодекса РФ предусмотрено 16 федеральных налогов

и сборов. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды

минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными

биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

• Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и

налоги краев, областей, автономной области, автономных округов.

Региональные налоги устанавливаются в соответствие с Налоговым кодексом,

причем определение таких важных элементов как налогоплательщики, объект

налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, налоговая ставка

и порядок исчисления налога осуществляются в самом Кодексе. В законах

субъектов федерации о налогах и сборах могут уточняться налоговые ставки в

пределах, установленных Налоговым кодексом, устанавливаться дополнительные

налоговые льготы, уточняться порядок и сроки уплаты налога, устанавливаться

формы отчетности налогоплательщиков по региональным налогам. Признаком

региональных налогов является обязательность их уплаты на территории

соответствующего региона.

Согласно статье 14 НК РФ к региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

Налоги, не предусмотренные в ст. 14 Налогового кодекса, субъекты

федерации устанавливать не вправе.[2]

В целях недопущения одновременного действия налогов со сходными

объектами налогообложения в п. 2 ст. 14 НК РФ установлено правило, согласно

которому при введении в действие налога на недвижимость прекращается

действие на территории соответствующего субъекта федерации регионального

налога на имущество организаций, а также местных налогов – на имущество

физических лиц и земельного налога. Поскольку прекращение действия налога

на имущество физических лиц и земельного налога означает изъятие источников

местного бюджета, то, очевидно, введение налога на недвижимость должно

сопровождаться согласованием с органами местного самоуправления о

перераспределении части поступлений от налога на недвижимость в местные

бюджеты.

• Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов,

поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район

внутри города.

Местные налоги вводятся в действие нормативными правовыми актами

представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на

территории соответствующих муниципальных образований. Представительные

органы (городские Думы) городов федерального значения Москвы и Санкт-

Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных

налогов. На территории данных субъектов местные налоги вводятся законами г.

Москвы и г. Санкт-Петербурга.

К местным налогам и сборам относятся (ст. 15 НК РФ):

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Местные налоги должны устанавливаться и вводиться в действие в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.