рефераты бесплатно

МЕНЮ


Действие инфляции на деятельность банков

Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним из самых распространенных инструментов кредитной политики является учетная ставка процента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у центрального банка и, соответственно, сокращая ресурсы других банков, ограничивает их операции. Действенной формой регулирования в денежно-кредитной области выступает изменение норм обязательных резервов, т.е. резервов, которые кредитные институты должны держать в центральном банке.

Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат потенции падения производства и увеличения безработицы. В то же время попытки стимулировать развитие производства приводят к росту инфляции. Сами по себе способы регулирования и в том и в другом случаях одни и те же, но действовать они должны в противоположных направлениях. Борьба с монополизмом также должна рассматриваться как одно из важных направлений антиинфляционной политики.

В качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального банка. Центральный банк, воздействуя на денежную массу (базу), имеет возможность влиять на ее размеры. Непосредственный контроль центрального банка возможен лишь за эмиссией банкнот, которая осуществляется под государственные ценные бумаги. В то же время их выпуск под частные, коммерческие векселя, иностранную валюту, а так же депозитно-чековая эмиссия коммерческих банков могут находиться лить под косвенным воздействием.

Расстройство денежного обращения, инфляционные процессы ведут к весьма серьезным для экономики последствиям, и практически нет государства, которое в той или иной степени, в тот или иной период своей истории не сталкивалось с этими проблемами. Вместе с тем уровень инфляции, ее контролируемость значительно отличаются в разных странах. Как правило, незначительные ее темпы — это эффект поддержания сбалансированного и устойчивого экономического роста и в то же время успех государственного регулирования денежного обращения. Поэтому стабилизация денежного обращения фактически означает стабильное развитие экономики. Это признают представители различных научных школ и течений. Так, использование денежно-кредитных мероприятий в неоклассической и неокейнсианской теориях направлено на стабилизацию экономики, но путем применения различных методов.

Кейнсианцы обеспечение стабильного экономического роста видят в умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство выигрывает также на продаже облигаций вследствие уменьшения их выкупной стоимости. Кейнсианцы предполагают применение денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного \"перегрева\" экономики, чтобы не допустить галопирующей инфляции.

В противоположность кейнсианской схеме представители монетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с инфляцией. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства. Стагфляция объясняется влиянием инфляционных ожиданий, поскольку при спаде, вызванном ограничительными мероприятиями, цены могут некоторое время расти ввиду того, что товаропроизводители определяют их с учетом прошлых инфляционных тенденций.

Опыт западных стран в 60-х гг. XX столетия свидетельствует, что целесообразно проводить не разрозненные меры по стабилизации денежного обращения, а планы стабилизации, основанные на координации основных методов регулирования экономики и денежного обращения, в частности, с учетом специфики каждого государства. Например, странах СНГ инфляция существует в переходный период, когда еще не работает механизм цивилизованной рыночной экономики. При этом спад производства, политическая нестабильность, реальное отсутствие государственных и экономических границ подхлестывают инфляционные процессы.

Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как много-факторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К этим самым общим мерам можно отнести:

• оздоровление экономики (устранение структурных перекосов, гипертрофии отраслей группы \"А\" и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);

• наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);

• нормализацию торговли, так как самовольное накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;

• активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для сделок своп или для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;

• конверсию военного производства;

• развитие рынка услуг, поскольку одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.

Наряду с общеэкономической долгосрочной стратегией необходимы неотложные меры по содержанию инфляции и превращению ее в регулируемую инфляцию, так как преодолеть инфляцию сразу невозможно, для этого требуются годы. В этой связи совре¬менный опыт подсказывает два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики:

— дефляционная политика, связанная с ограничением роста денежной массы, кредитов, зарплаты, а в конечном счете платежеспобного спроса. Однако дефляционная политика применима в условиях экономического роста с целью сдерживания так называемого \"перегрева\" экономики, что не всегда бывает. Вследствие этого дефляционные меры вызывают справедливую негативную реакцию со стороны трудящихся, банкиров, предпринимателей;

политика доходов, применяемая при стагфляции (сочетание инфляции со спадом производства) и представляющая собой согласование и увязку темпов роста зарплаты и цен под наблюдени-ем и при посредничестве государства. Однако это не приемлют так называемые \"рыночники\", являющиеся сторонниками \"нерегулируемого рынка\" и не понимающие, что в рыночной экономике действуют два регулятора: рынок и государство. Между тем второй вариант является более приемлемым и надежным путем для постепенного выхода из инфляции и экономического спада.

К первоочередным мерам, направленным на стабилизацию денежного обращения и сдерживание инфляции, можно отнести:

• ежегодное установление государством (на основе коллективных договоров предпринимателей с трудящимися с участием профсоюзов) верхнего лимита роста номинальной зарплаты и цен с одновременным стимулированием развития производства через использование экономических стимулов (кредитных, налоговых, валютных), что фактически означает проведение в жизнь гибкой дифференцированной политики. При этом политика доходов должна затрагивать не только зарплату, но и прибыли предприятий в целях компенсации трудящимся ущерба от роста цен, поскольку мировая практика свидетельствует о том, что стабилизационные программы всегда осуществляются за счет трудящихся;

• оздоровление финансовой системы, ликвидацию дефицита госбюджета путем размещения государственных ценных бумаг (выгодных и надежных прежде всего) преимущественно среди институционных инвесторов - банков, страховых компаний, финансовых компаний и т.п. Характерно, что во Франции после второй мировой войны устанавливался лимит обязательной покупки государственных ценных бумаг частными банками. Важным направлением финансового оздоровления может быть совершенствование налоговой системы с учетом двоякого назначения налогов: не только фискального, но и стимулирующего, связанного, например, с развитием приоритетных отраслей;

• гибкое регулирование деятельности банков, не стесняющее их предприимчивости, но и в то же время сдерживающее их инфляционную деятельность. Для этого необходимо проводить нормальную, взаимовыгодную согласительную политику между пра¬вительством и банками, между центральным банком и коммерческими банками. В частности, опыт Швейцарии свидетельствует о том, что джентльменское соглашение может быть сильнее законодательных актов, но для этого нужны нормальные отношения партнеров. Деятельность банков в условиях инфляции должна быть связана с тем, чтобы при стагфляции пресечь взаимные неплатежи предприятий, поскольку это ведет к дополнительной эмиссии и утрате контроля над денежной системой;

• совершенствование денежного обращения с учетом того, что, судя по мировой практике, монетаризм в чистом виде потерп фиаско, и его споры с кейнсианством завершились синтезом рыночного и государственного регулирования. В данном случае важное значение имеют совершенствование структуры денежной массы, внедрение безналичных расчетов в розничную торговлю с использованием чеков и кредитных карточек, использование нетрадиционных методов связывания излишних денежных доходов (например, выпуск смешанных займов с участием иностранных банков и фирм);

• внешние факторы стабилизации национальной денежной единицы, в частности, стабилизацию торгового и платежного балансов, привлечение в разумных пределах иностранных капиталов, накопление валютных резервов. Что же касается перехода к фиксированному курсу национальной денежной единицы, то следует заметить, что в мировой практике фиксированный валютный курс уступил место более гибкому, регулируемому плавающему курсу. Поэтому, основываясь на опыте Европейской валютной системы, целесообразно вводить реальные пределы допустимых колебаний курса, а не переходить к фиксированному валютному курсу, что приведет к множественности курсовых соотношений и нежелательным последствиям;

• борьбу компетентных органов с коррупцией, теневой экономикой и мафией, что в свою очередь предполагает разработку эффективной методики выявления нарушений законодательства.

Поэтому исходная база разработки антиинфляционной программы, включающей в себя оздоровление денежного обращения, — использование двух регуляторов: рыночного и государственного. Наиболее компетентные экономисты говорят о том, что цивилизованный свободный рынок имеет границы, определяемые законодательством.

В то же время различия между научными школами по поводу стабилизации экономики остаются. Так, монетаристы основными инструментами стабилизации экономики считают ограничение денежной эмиссии, сбалансированный бюджет, проведение политики минимальной защиты национального рынка от внешней конкуренции.

Кейнсианцы главными инструментами экономической политики наряду с деньгами считают промышленную политику (налоги, субсидии), торговую политику (таможенные пошлины, квоты, лицензии), более высокие социальные расходы. При этом ортодоксальные кейнсианцы полагают, что сокращение инфляции достижимо не путем контроля за денежным спросом и заработной платой, а за счет увеличения производственного импорта, что требует экспансионистской политики центральной власти, в особенности высокого бюджетного дефицита. Они считают, что увеличение правительственных расходов, а также социальных выплат ведет к росту прибылей предприятий, что в свою очередь увеличивает инвестиции и ускоряет выход из спада.

В то же время компромиссная программа, построенная на положениях монетаристов и кейнсианцев, могла бы включить в себя следующее:

• по-новому строить бюджетную политику, т.е. вместо того чтобы сбалансировать бюджет в течение одного года, лучше стремиться выровнять его в течение более длительного периода, например 3—5 лет;

• понижение процентных ставок, сохраняя при этом принципиально консервативную денежную политику и усиливая банковский контроль;

• проведение благоприятствующей рынку промышленной политики (налоги, субсидии и т.д.), поскольку в нормальных рыночных условиях действует принцип \"чем меньше государства в экономике, тем лучше\";

• выравнивание условий деятельности предприятий всех форм собственности;

• проведение последовательной приватизации, преследующей улучшение эффективности хозяйственной деятельности и создание среднего класса;

• проведение либеральной внешнеэкономической деятельности.

Представляет интерес программа стабилизации, предложенная в свое время заместителем председателя Совета Министров и министром финансов Польши Л. Бальперовичем и включающая в себя пять основных направлений:

• ограничение роста доходов при помощи прогрессивной школы налогообложения;

• введение свободного валютного рынка в отказ от фиксированного курса злотого;

• комплекс фискальных мероприятий, обеспечивающих резкое уменьшение централизованных субсидий и отказ от льготного налогообложения;

• жесткая кредитная политика, предусматривающая значительный рост ссудного процента, особенно по долгосрочным кредитам;

• дальнейшее уменьшение государственного контроля над ценами.

Многие экономисты считают, что стабилизировать денежное обращение можно путем повышения оптовых и розничных пен или так называемой либерализацией цен, а также посредством расширения объемов производства продукции и платных услуг.

Однако повышение оптовых цен ведет к возникновению у предприятий \"лишних\" денег (в безналичной форме), которые в дальнейшем начинают воздействовать на наличный денежный оборот. В свою очередь, повышение розничных цен, так же как и рост объемов производства продукции, не ведет к устранению общего дефицита, если в государстве остаются \"лишние\" деньги. Характерно, что в развитой рыночной экономике денежное обращение регулируется путем использования учетной ставки центрального банка, операций на открытом рынке ценных бумаг, использования нормативов обязательных банковских резервов, установления стандартов банковской ликвидности.

На стабилизацию денежного обращения и ограничение инфляции направлены также денежные реформы. При этом экономическая теория и мировой опыт свидетельствуют о том, что денежная реформа, связанная с введением новой денежной единицы, представляет собой одну из мер по выводу экономики из кризиса и ее последующей стабилизации. Поэтому принципы и конкретные меры проведения денежной реформы самым тесным образом увязываются с действиями по реализации экономической политики государства. При этом денежная реформа должна проводиться не ради реформы, а с целью макроэкономической стабилизации и получения дополнительных импульсов по проведению в последующем эффективной денежно-кредитной, ценовой, налоговой и инвестиционной политики, снятия ограничений по привлечению зарубежных государственных и частных инвестиций в сферу производства и обращения. Необходимый комплекс мер должен приниматься последовательно и согласованно друг с другом.

Денежные реформы включают в себя использование методов нуллификации, реставрации (ревальвации), девальвации и деноминации. Нуллификация представляет собой процедуру аннулирования сильно обесцененной денежной единицы и введения новых денег. Реставрация (ревальвация) - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы (в условиях золотого стандарта) или повышение обменного курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. После второй мировой войны ревальвация проводилась путем повышения официального валютного курса к доллару, а затем МВФ регистрировал повышение золотого содержания национальной денежной единицы. Де¬вальвация представляет собой снижение золотого содержания де¬нежной единицы (в условиях золотого стандарта) или уменьшение официального валютного курса прежде всего к доллару США. Деноминация означает укрупнение масштаба цен путем увеличения номинальной покупательной способности новой одноименной денежной единицы по сравнению со старой.

Данные методы могут быть связаны с обменом бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью существенного уменьшения массы бумажных денег, временным (полным или частичным) замораживанием денежных вкладов населения, а также с сочетанием этих методов. В то же время денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. В настоящее время получило распространение проведение денежных реформ в виде \"шоковой терапии\". Характерно, что в зависимости от конкретной антиинфляционной стратегии и тактики денежная реформа может быть начальным или конечным этапом стабилизации денежного обращения. Однако без взаимосвязи с другими антиинфляционными мерами денежная реформа не решает в стратегическом плане проблему обуздания инфляции.

Об этом свидетельствует исторический опыт. Так, денежная реформа в Российской империи, проведенная в 1895—1897 гг., поставила Россию в финансовом отношении в ряд с другими великими европейскими державами. Одним из основных мероприятий царского правительства при подготовке денежной реформы было накопление золотых запасов. С этой целью предпринимались меры для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции, а также усилилось внутреннее налогообложение. Одновременно правительство содействовало увеличению добычи золота путем предоставления ряда льгот золотопромышленникам. Эти мероприятия привели к увеличению золотых запасов. Если на 1 января 1886 г. золотой запас России составлял всего лишь 336,5 млн рублей, то на 1 января 1896 г. он уже достиг 963,5 млн рублей.

В результате денежной реформы была установлена система золотого монометаллизма, т.е. в качестве основы всей денежной системы стало золото. Понизив путем девальвации золотое содержание рубля на одну треть, правительство установило его новое золотое содержание в 17,424 доли чистого золота. Одновременно объявлялся свободный размен кредитных билетов на золото. Выпускаемые банком кредитные билеты на сумму до 600 млн рублей подлежали покрытию золотом не менее чем наполовину, а кредитные билеты, выпускаемые сверх этой суммы, подлежали обеспечению золотом на 100 %. Серебряная монета была превращена во вспомогательное средство платежа, в частности, платежи высокопробным золотом ограничивались суммой в 25 рублей, а разменным — в 3 рубля. Выпуск серебряной монеты не должен был превышать 3 рубля на душу населения. Эта денежная реформа привела к устойчивой валюте в России.

Денежная реформа в Советской России в 1922—1924 гг. была связана с использованием параллельной валюты, т.е. использовались старые денежные знаки и новые деньги — червонцы. При этом червонец вводился в денежный оборот следующим образом: оптовый покупатель товара после его получения выписывал вексель-обязательство ликвидировать задолженность в строго фиксированный срок. Из-за крайней неустойчивости нового денежного знака все сделки совершались с учетом его обесценения по отношению к золоту ко дню погашения векселя. Продавец предъявлял выписанный покупателем вексель в банк, который учитывал его и выдавал под учтенный вексель ссуду червонцами с удержанием соответствующего процента в свою пользу. В день истечения срока действия векселя банк предъявлял его покупателю и требовал оплаты червонцами. При отсутствии твердой валюты покупатель приобретал за новые денежные знаки по рыночному курсу необходимую сумму банковских билетов и погашал ими вексель. В случае непогашения векселя червонцами в установленный срок сумма задолженности обращалась Госбанком на имущество должника, объявлявшегося банкротом. Также достаточно широко использовалась выдача Госбанком ссуд в червонцах непосредственно под залог товаров, имеющих гарантированный сбыт. Предоставленные кредиты также подлежали возврату банковскими билетами.

Жесткая экономическая и правовая ответственность субъектов хозяйствования обеспечивала прочную связь червонца с товарными потоками, поддерживала высокую покупательную способность новой валюты, предохраняла ее от обесценения. Благодаря последовательному соблюдению эмиссионного законодательства, сумма выпущенных червонцев оказывалась меньше суммы цен, находившихся в обороте товаров. Дефицит червонцев служил лучшим аргументом в пользу устойчивости банковских билетов.

Опыт послевоенной Германии свидетельствует о том, что ее возрождение было связано с жесткой валютно-финансовой политикой, верой в силу свободного рынка и свободного предпринимательства. Тем не менее важнейшим фактором оздоровления экономики Германии было восстановление жизнеспособности денежной системы, которое невозможно без проведения денежной реформы. Диспропорция между денежным и товарным оборотом была устранена путем сжатия денежной массы и приспособления товарной массы к существующим легальным ценам.

Денежная реформа была проведена следующим образом. Все физические и юридические лица были обязаны заявить о наличных деньгах и банковских депозитах в рейхсмарках, которыми они располагали. Эти деньги подлежали обмену на новые немецкие марки в отношении 100:10, т.е. из прежней суммы оставалось лишь 10 %. При этом после проверки налоговой службы половина из этих 10 % поступала в свободное распоряжение владельца денег, а другая половина делилась еще раз, в частности 1/5 поступала в свободное распоряжение владельца, 1/10 - на блокированный счет для инвестирования, остальные же 7/10 аннулировались. В результате реальная пропорция обмена составила 100:6,5 (правда, в отношении мелких сумм делались определенные уступки). Эти условия распространялись и на все виды вкладов. Как видно, обмен осуществлялся крайне жестко, весьма болезненным для населения конфискационным путем.

Для обеспечения населения минимумом денежных средств \"на душу\" было выделено по 60 немецких марок, из которых 40 марок каждый человек мог получить в день проведения денежной реформы, а еще 20 марок - через два месяца. При этом выдача новых денег производилась также в обмен на старые рейхсмарки в отношении 1:1. Чтобы не допустить полного прекращения выдачи заработной платы и других платежей, каждому предприятию выделяли определенную сумму новых денег из расчета 60 марок на одного занятого. Местные органы власти получали первоначальную сумму в размере их действительных месячных доходов, а все их прежние денежные накопления были списаны.

Поскольку резкое сокращение денежной массы сделало невозможным выполнение прежних краткосрочных обязательств, то такого рода долги также были обесценены в пропорции 10:1. По отношению к долгосрочным обязательствам, особенно ипотечной задолженности, действовали специальные правила, не допускавшие неправомерного обогащения. Отчисления от ипотечной прибыли попадали в специальный фонд, из которого впоследствии осуществлялось финансирование по программе выравнивания бремени.

Мировой опыт показывает, что денежная реформа должна быть направлена на решение следующих основных целей:

• привести в соответствие товарную и денежную массы (как путем осуществления дифференцированно-конфискацнонных мероприятий, так и без них) и ввести новую национальную денежную единицу;

• остановить сползание экономики к развитию инфляционных процессов и, соответственно, к обесценению введенной национальной денежной единицы;

• ограничить на определенный период рост заработной платы, для чего может быть использовано \"замораживание\" ее и, соответственно, потребительских цен;

• установить жесткие пределы эмиссии новых денежных знаков, а также осуществить строжайший контроль за движением наличной и безналичной денежной массы;

• стабилизировать экономическим путем валютный курс введенной национальной денежной единицы при условии, что на первом этапе реформы ее обменный курс будет относительно жестким по отношению к сильным валютам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства - от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. www.cbr.ru

2. http://money.banks-credits.ru

3. http://www.rosbank.ru/common/img/uploaded/files/Analytics/Ob_inflyatsii_v_2005-2006_gg_.pdf

4. АРБ: Годовой отчет 2005

5. Обзор Банка России «Россия: экономическое и финансовое положение», 2006г,март

6. ЦБ РФ: Квартальный обзор инфляции, IV квартал 2005г.,

7. Учебник по курсу «Экономическая еория» под ред. А.С.Булатова. изд. «Бек» М. 1997г

8. Журнал «Мир Денег».1997г. 11 июня.

9. Подвинская Е.С., Финансовые рынки и регулирование инфляционных процессов// Фмнансы. 2000 №6.

10. РайскаяН., Сергиенко Я.,Френкель А. денежная масса и инфляция// Экономист.1999 №11

11. Улюкаев А.В. «Россия на пути реформ», М.: Евразия, 1996г.

12. Харбегер А. «Пути к возрождению экономики: стратегические вопросы и альтернативы»//Пути экономического роста. Международный опыт. М.: Деловой экспресс,2001г.

13. Чаплыгин В.Г. «Теоретические аспекты формирования денежно – валютной политики»// Деньги и кредит. 2004г. №8.

14. Чепурин М.Н. «Курс экономической теории» Киров, 1995г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.