рефераты бесплатно

МЕНЮ


Действие инфляции на деятельность банков

Важнейшей составляющей дефляционной политики является сокращение бюджетного дефицита за счет уменьшения государственных расходов и увеличения доходов, как правило, через возрастание налогового бремени. Основными способами ограничения государственных расходов и увеличения доходов, как правило, через возрастание налогового бремени. Основными способами ограничения государственных расходов выступают: сокращение военных расходов, снижение затрат на содержание государственного аппарата и уменьшение финансирования социальных выплат. Чрезвычайно жестокая дефляционная политика, проведенная в России в период перехода к рыночным отношениям, привела к тому, что по итогам 1995 г. коэффициент монетизации (отношение величины денежной массы к ВВП) составил всего 13,5% вместо допустимого по российскому законодательству уровня – 50% (в развитых странах со стабильной экономикой приближается к 100%). результатом искусственного сжатия денежного предложения стали задержки выплат заработной платы, пенсий и других социальных пособий. В рамках всеобщего платежного кризиса развилась система взаимозачетов и стагнация производства.

Основным отрицательными следствиями дефляционной политики является:

• замедление экономического роста, вызываемое сокращением инвестиций;

• расширение бартерных отношений во взаиморасчетах;

• усиление дефицита бюджета государства за счет снижения налоговых поступлений;

• развитие кризисных явлений в экономике страны;

• увеличение социальной напряженности общества.

Поэтому в 60 – 70-х гг. XX в. многие страны либо отказывались от антиинфляционной политики спроса, либо проводили ее весьма сдержанно.

2. Регулирование доходов (издержек) означает контроль над ценами и заработной платой или проведение политики цен и доходов. Замораживание или установление пределов роста доходов и цен сокращает денежную массу относительно возрастающих цен. Этот вид политики носит немонетарный характер и применяется для воздействия на формирование издержек производства и вызываемое ими увеличение цен. Поскольку политика цен и доходов означает административную стратегию борьбы и инфляцией, ее вариантом можно считать известный истории способ борьбы с обесценением денег, проведенный Наполеоном. В 1793 г. был принят закон о том, что продажа золота по цене выше номинала цены в бумажных деньгах каралась тюремным заключением на срок шесть лет, шесть месяцев спустя – 20 годами тюрьмы, а спустя еще 2 года любому французу, осуществившему инвестиции за рубежом, грозила гильотина.

Сгладить влияние инфляции на сокращение занятости населения в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом развития и только на короткие периоды позволяет также разработанная в 1958 г. английским экономистом А. Филлипсом модель «инфляции спроса». Использовать рост занятости для борьбы с инфляцией позволяет выявленная закономерность: при превышения уровня безработицы более чем на 2,5-3% происходит резкое замедление роста цен и заработной платы. Однако неоднократная практика экономического регулирования показала, что переливание безработицы в инфляцию непредсказуемы и опасны для экономики. Правительства большинства современных западных стран, в том числе США и Англии, в своей политике ориентируются на естественный уровень безработицы ( суть теории заключается в том, что в долгосрочном плане умеренный уровень инфляции возможен лишь при естественном уровне безработицы, который определяется структурой рынка рабочей силы с учетом информации о потребностях в ней в различных отраслях экономики) при которой снижение инфляции на 1% повышает безработицу в течении года на 2% более своего естественного уровня, а реальный ВНП уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Показательно, что в 2004 г. инфляция в развитых странах мира усилилась, хотя и осталась умеренной, при этом уровень безработицы в США и Японии возрос, а в странах ЭВС не изменился.

При всех положительных факторах этого метода он не всегда являлся социально приемлемым, ибо при достижении естественного уровня безработицы инфляция как бы по инерции некоторое время еще продолжает усиливаться.

Вместе с тем государство может проводить и регулирование роста цен «замораживая» их на определенные товары либо сдерживая их уровень в определенных пределах, в том числе с помощью таможенных пошлин и тарифов. Подобные способы контроля приемлемы для всех ведущих развитых стран. Так, в ФРГ примерно половина цен розничного товарооборота, включая продовольствие, испытывает на себе воздействие государства. Поддержка государственными субсидиями цен на потребительские товары особенно важна для развивающихся стран, где она обеспечивает хотя и низкий, но стабильный уровень жизни населения.

Рост цен зачастую обусловлен монопольным положением производителей, поэтому контроль за ними необходим для создания конкурентной среды. При относительно высокой инфляции государство может прибегнуть к «замораживанию» и заработной платы.

Опыт использования политики цен и доходов США, Скандинавскими странами, Великобританией свидетельствует о том, что она сводиться в основном к ограничению роста заработной платы и способствует существенному возрастанию социальной напряженности в обществе. Во время ее проведения сдерживание роста цен возможно только на ограниченное время, после чего процесс их роста возобновляется. Так, в августе 1971 г. впервые в истории США в мирное время было объявлено о замораживании заработной платы и цен. Это произошло потому, что с начала 1960-х гг. США пережили сначала инфляцию спроса, затем издержек. Разработанная антиинфляционная политика, направленная на достижение полной занятости, привела экономику страны к полному использованию ресурсов. Все это вызвало рост цен и нехватку рабочих мест в ключевых отраслях промышленности. Попытка предотвратить рост уровня заработной платы более высокими темпами, чем рост производительности труда, не удалась и привела к серьезному ускорению темпа инфляции, вызванной ростом издержек производства. Решением проблемы и стало замораживание цен и заработной платы.

Политика цен и доходов не всегда достигает намеченной цели, хотя и противодействует возникновению неконтролируемого роста цен, а также адаптирует к определенному уровню инфляции.

3. Конкурентное стимулирование производства осуществляется путем проведение фискальной политики и воздействия на цены и спираль «заработная плата – цены». Меры, стимулирующие рыночную конкуренцию и снижающие инфляцию, могут проводиться избирательно. В США, например, при администрации Р.Рейгана отрасли с низкой конкуренцией (черная металлургия, автомобилестроение и обувная промышленность) были лишены государственной поддержки. Это привело к росту конкуренции, укрупнению компаний и ослаблению инфляционной спирали «заработная плата – цены».

Значительное снижение налогов на корпорации означает прямое стимулирование предпринимательства. Так, в результате сокращения налогов и огромного роста военных расходов дефицит бюджета США при работе администрации Рейгана достиг 200 млрд долл. Перекрыть его инфляционное воздействие за счет денежного рынка (т.е. Сбережений предприятий и населения) удалось благодаря взвинчиванию процентных ставок и привлечению иностранного капитала. Уменьшение темпов инфляции путем применения различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование малоэффективным, сопровождаться сокращением производства и падением жизненного уровня населения.

2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В РОССИИ

При выявлении особенностей инфляционных процессов в России следует учитывать проинфляционные факторы, доставшиеся в наследство Российской Федерации от советской экономики; инфляционные последствия избранной модели рыночных реформ; специфичность осуществления процессов рыночной трансформации в России, методов и приемов регулирования инфляции, проведения макроэкономической политики.

Нынешней российской экономике предшествовало плановое хозяйство СССР. В связи с этим целесообразно рассмотреть важнейшие черты последнего и особенности протекания в нем инфляции.

Во – первых, в итоге шестидесятилетнего развития административно – распределительной системы сложилась глубокая диспропорциональность структуры экономики: с одной стороны – устойчиво высокие темпы роста тяжелой промышленности, производящей средства производства, с другой – крайне медленный рост или даже стагнация отраслей, производящих потребительские товары 9сельского хозяйства, легкой, пищевой и других отраслей промышленности). Если в 1929 г. доля продукции отраслей группы А в общем объеме промышленного производства составляла около 40%, то в 1989г.- более 75%. Главная причина такой диспропорциональности – господство государственной собственности на экономические ресурсы и конечные результаты производства. Предприятия выполняли директивные государственные плановые задания и лишь распоряжались основными фондами. Отсюда формировались сложные критерии общественного богатства как богатства государства, а отнюдь не граждан. Государству необходимы нефть, газ, уголь, цемент, оборудование, военная техника и т.д., а вовсе не одежда, обувь, мебель и т.п. Тем самым закладывался все обострявшийся дефицит потребительских товаров. В 1989г. на 1 рубль денежной массы, находящейся в распоряжении населения, приходилось потребительских товаров в розничной торговле на 18 копеек.

Одновременно, как это не показалось бы парадоксальным, складывался хронический дефицит и по тем же средствам производства. Причина тому – фондовое обеспечение производящих структур материально – техническими ресурсами через систему органов Госснаба. Предприятия, с одной стороны, были заинтересованы в занижении плановых заданий по производству, поскольку показатели плана на следующий период устанавливались «от достигнутого» с непременным ростом. С другой стороны, в целях страховки предприятия завышали заявки на материально – технические ресурсы. Рост заявок на ресурсы приводил к иллюзии дефицита этих ресурсов, провоцировал затратный характер хозяйствования, расточительность.

Кроме того, государственное централизованное ценообразование базировалось на ложном постулате о неисчерпаемости природных ресурсов и их дешевизне. Хотя стоимость каждой добытой тонны топливно – сырьевых ресурсов за каждые 5-6 лет возрастала примерно на 30-50%, а цены на них продолжали устанавливаться на неизменно заниженном уровне. Политика «дешевых ресурсов», с одной стороны, снижала эффективность мер по их рациональному использованию и маскировала ущерб, наносимый сохранением устаревших технологий их добычи, а с другой – делала невыгодным разработку и внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий их переработки. Техника и потребительские товары имели высокую удельную энергоемкость и материалоемкость.

Низкий уровень внутренних цен на ресурсы создавал неверные ориентиры в сфере внешнеторговой деятельности, делал экономически выгодным экспорт именно сырья и материалов. Предприятия нередко получали от экспорта сырья больше доходов, чем от реализации из него продукции (что было особенно характерно для лесопромышленного комплекса).

Осуществленное в 1967, 1973 и 1982гг. значительное повышение оптовых цен на продукцию промышленности (прежде всего машиностроения) при относительно небольшом повышении закупочных цен на продукцию сельского хозяйства и сохранения практически неизменных розничных цен привели к росту дотаций для покрытия выросших издержек производства потребительских товаров и сельскохозяйственной продукции (в 1989г. - около 20% всех расходов государственного бюджета). К концу 1980 – х гг. в СССР дотации фактически перешагнули все экономически обоснованные границы и поэтому перестали стимулировать дальнейший рост производства.

Во – вторых, важным фактором инфляции в советской экономике стали чрезмерность производственных капиталовложений и милитаризации. На эти цели направлялась как минимум половина входящей в ВВП конечной продукции (в ведущих западных странах – не более 25-30%).

В – третьих, вместо демонополизации в экономике СССР имел место противоположный процесс – сознательное формирование монополий крупного производства. Это было обусловлено прежде всего интересами управления предприятиями из единого центра (с сокращением числа управляемых объектов сложность управления уменьшается в геометрической прогрессии). Но имелось и теоретическое обоснование – избежание дублирования производства одной и той же продукции в целях более рационального использования ограниченных экономических ресурсов.

Результат такой политики – высочайший уровень монополизма, выражавшийся в предметной специализации предприятий. Так, по данным обследования, проведенного Госкомстатом СССР в 1989г., из 340 групп промышленной продукции 209 производилось на предприятиях, владевших половиной союзного рынка по каждой группе, а 109 – на предприятиях, монополизировавших 90% рынка и более.

Отмеченные характеристики планового хозяйства СССР выступали основными немонетарными причинами превышения денежного спроса над предложением товаров и услуг в виде возникновения дефицита по большинству товарных групп (подавленная инфляция) и умеренного, но систематического роста розничных цен. Среднегодовой темп инфляции в 1975 – 1985гг. составил 4%.

Крайне неудачная экономическая реформа 1987 г. существенно усилила инфляционные процессы в СССР. С одной стороны, экономический рост фактически прекратился, с другой – темпы роста заработной платы стали существенно опережать рост производительности труда (в 1989г в 4 раза). В 1989г была предпринята попытка «замораживания» заработной платы: в рамках политики Н.И.Рыжкова – Л.И.Абалкина предусматривалось ограничение роста фонда заработной платы на государственных предприятиях до 3%, дальнейший рост облагался прогрессивным налогом. Фактором увеличения платежеспособного спроса явилось перетекание денег из безналичного оборота в наличный (эта возможность была обусловлена прежде всего развитием кооперации). Денежные доходы населения СССР выросли в 1988г. на 9%, в 1989г.- на 13%, в 1990г.- на 17%. В условиях усиливавшегося дефицита потребительского рынка вынужденный прирост вкладов в Сбербанк, вложений в ценные бумаги, остатков наличности на руках составил в 1988г.- 31%, в 1989г. - 54%, в 1990г. - 14%.

Нарастание инфляции выразилось в следующей динамике ее темпов: 1988г.- 7%, 1989г.- 11%, 1990г- 23%, 1991г.- 260,4% (последний показатель – результат проведенной 2 апреля 1991г. реформы цен).

На рубеже 1992г. в России сложилась ситуация, характеризуемая тотальным товарным дефицитом, чрезмерным денежным «навесом» над потребительским рынком. В 1991г. при экономическом спаде в 13% денежные доходы населения выросли в 2, а выпуск денег в обращение - в 4,4 раза. В конце декабря 1991г товарные запасы в розничной торговле сократились до рекордно низкой величины – 32 дня. Причем по мясу и рыбе – 10 дней, яйцам – 3 дня, маслу животному – 21 день, обуви – 29 дней .

Таким образом, к числу причин инфляционных процессов в современной России, заложенных в предшествующем развитии, следует отнести: разбалансированность денежной и товарной массы, высокую степень монополизма, деформированность структуры экономики, милитаризацию экономики, затратный характер хозяйствования при низкой производительности труда, высоком уровне энергоемкости и материалоемкости продукции, недостаточном ее качестве.

Пусковой механизм проведения рыночной трансформации по модели «шоковой терапии» предполагал одновременное проведение ряда мер:

a) либерализацию цен и хозяйственных связей;

b) открытие российской экономики и ее включение в мировое хозяйство;

c) переход к рыночному механизму формирования валютного курса рубля и его внутренней конвертируемости.

Осуществление этих мер не только радикально ухудшило инфляционную ситуацию, но привело к стагфляции, т.е. сочетанию высоких темпов инфляции с падением объемов производства (в 1992—1998 гг.). При либерализации цен ставка делалась на одноразовое значительное их повышение. Однако надежды на то, что «подгонка» товарной массы под накопившийся объем денежных сбережений будет однократным актом, не оправдались. Сформировался механизм монопольного ценообразования, рост цен стал опережать увеличение доходов населения, что привело к сокращению платежеспособного спроса, а за ним и производства.

В условиях, когда после либерализации цен предприятия не смогли реализовать произведенную продукцию, возникли два возможных варианта поведения производителей. Первый — предприятия снижают издержки и цены, расширяя спрос на свою продукцию; второй — сокращают объем производства (предложения). Движение по первому варианту предполагает разработку и внедрение достижений научно-технического прогресса, но российские предприятия не имели такой возможности (прежде всего из-за налогового бремени, а часто — в силу монопольного положения и отсутствия мотивации). Поэтому события стали развиваться по второму варианту.

Экономическому спаду способствовало внешнеэкономическое открытие российской экономики. В первом полугодии 1992 г. было отменено взимание импортных пошлин и других сборов, кроме платы за таможенные процедуры. Это было обусловлено прежде всего необходимостью насыщения товарами потребительского рынка. Но в условиях проведения либеральной внешнеторговой политики быстро выявилась неконкурентоспособность большинства отечественных товаров по сравнению с импортными. Как следствие — остановка российских предприятий в связи с затовариванием, отправка персонала в вынужденные отпуска, падение уровня жизни подавляющей части населения. Сокращение объема продаж товаров и услуг, в свою очередь, усиливало рост цен.

Уже в феврале 1992 г. по сравнению с соответствующим периодом 1991 г. цены выросли в 11 раз, розничный товарооборот сократился на 46%, производство продукции упало на 12%; в первом квартале 1992 г. соответственно в 13 раз, на 51%, на 13%. Инфляция спроса в ее советском варианте (как подавленная) была снята уже в первые месяцы рыночных реформ.

Важным фактором инфляции 1992 г. явилось введение новых косвенных налогов — НДС (для большинства товарных групп по очень высокой ставке 28%) и акцизов на отдельные товары.

В силу продолжительного (1990—1998 гг.) и глубокого экономического спада, реального уменьшения прибыли предприятий и доходов населения сократились налоговые поступления в бюджетную систему, что вело к существенным величинам дефицитов источников покрытия.

Рисунок 3:дефицит консолидированного бюджета Российской Федерации, в % к ВВП

1992г. 1993г. 1994г. 1995г. 1996г. 1997г 1998г.

3,4 4,6 10,7 3,2 4,4 5,2 5,7

Источник: Россия в цифрах: Крат. Стат. сб./ Госкомстат России.М.:2000.С.29

В силу инерционности экономики, когда спрос на конечную продукцию упал, отрасли, выпускающие промежуточную продукцию, еще не чувствовали снижающегося спроса и продолжали повышать цены. Резкий рост потре¬бительских цен обусловил необходимость повышения (индексации) заработной платы1. Вследствие этого сформировалась спираль: цены — зарплата — издержки — цены. В российской переходной экономике сохраняются оба типа инфляции, но преимущественное значение приобрела инфляция издержек.

Возникшие на потребительском рынке волны инфляции, наслаиваясь на ранее сложившиеся дефекты структуры цен (заниженные на сырье и завышенные на продукцию машиностроения), начали проникать по технологической цепочке в глубь хозяйственной системы вплоть до цен на исходное сырье, охватывая все отрасли и регионы. Это привело к включению других инфляционных факторов, прежде всего связанных с отраслевой структурой экономики. И если первая группа факторов определила скачок цен, то под воздействием вторых создавались условия для относительно устойчивого постоянного их роста, который сохранился до настоящего времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.