рефераты бесплатно

МЕНЮ


Действие инфляции на деятельность банков

- Анализ повышения затрат, в частности, растущей зарплаты и, выработка соответствующих рекомендаций по ее регулированию должны учитывать возрастающую роль социальных приоритетов на современном этапе.

• Фактор инфляционных ожиданий несомненно играет немалую роль в российской экономике. Однако, как мы видели, существуют другие автономные факторы российской инфляции, которые, в первую очередь, принимаются во внимание специалистами.

• Монетарные и немонетарные факторы инфляции

• При анализе видов инфляции, как правило, выделяют монетарные и немонетарные факторы. Монетарные факторы свидетельствуют, в первую очередь, об инфляции спроса, немонетарные – о структурной инфляции.

монетарные немонетарные Всего в 2005 г

ЦБ РФ 8,00% 3,00% 11,00%

МЭРТ 7,00% 4,00% 11,00%

• Монетарные факторы – это факторы, связанные с монетарной политикой. К ним относится, в частности, динамика денежных агрегатов и валютного курса.

• Как видно из графика 2, на протяжении ряда лет быстрому росту потребительских цен в начале года предшествует резкое увеличение денежной массы в конце предшествующего года. Данный рост М2 был во многом связан с выплатами заработной платы (см. рисунок 7)

Рисунок 7:Помесячная динамика М2 и ИПЦ (в % к предыдущему месяцу)

Источник: ЦБ РФ

Рисунок 8:помесячная динамика заработной платы и ИПЦ (в % к предыдущему месяцу)

Источник: ЦБ РФ, БЭА

• Представляется, что одним из факторов, способным оказать решающее воздействие, является фактор неравномерности выплат заработной платы, которые нередко носят характер «авральных» мероприятий. Кроме того, в целом в последние годы в связи с рядом причин (таких, в частности, как включение стерилизационных механизмов, постепенного вытеснения суррогатов живыми деньгами и т.д.) все в меньшей степени отмечается жесткая связь между денежной массой М2 и потребительскими ценами( Как видно из рисунков 1 и 2, в краткосрочном плане жесткая связь между приростом М2 и ИПЦ не прослеживается. Так увеличение прироста М2 может не сопровождаться ростом инфляции (см., к примеру,и данные за 2003 и 2005 гг). На краткосрочный аспект обращал внимание Банк России, отмечая, что «в последние годы наблюдается ослабление краткосрочной взаимосвязи между денежными агрегатами и индексом потребительских цен».

• Графики 2 и 3 также показывают, что Всемирным Банком в апрельском

докладе преувеличена роль притока нефтедолларов в конце 2005 года (поскольку

резкий рост М2 в декабре наблюдался и в те годы, когда цены на нефть не были столь

высокими).

• Что касается валютного курса, то эксперты, как правило, полагают, что его

воздействие на текущую инфляцию было незначительным.

Как видно из рисунков 1 и 2, в краткосрочноом плане жесткая связь между приростом M2 и ИПЦ не прослеживается. Так увеличение прироста М2 может не сопровождаться ростом инфляции.

.

3.2.3. В исследуемом периоде немонетарные факторы складываются, прежде всего, из роста цен на произведенные в условиях естественных и иных монополий услуги, сельскохозяйственную продукцию и бензин.

• В частности, прослеживается корреляция ИПЦ с тарифами ЖКХ и ценами на платные услуги, в том числе и в краткосрочном аспекте. По оценкам ЦБ РФ, рост цен на платные услуги в 2005 году обеспечил 4,4% (из 10,9% всей инфляции), т.е. 40,2% общего прироста цен на потребительском рынке. При этом прирост тарифов на услуги, регулируемые на региональном и муниципальном уровнях составил за 2005 г. 23,9%. По данным ЦБ РФ, высокие темпы удорожания частных услуг населению стали одним из основных факторов роста цен в первом квартале 2006 года.

График 5: динамика тарифов ЖКХ, цен на платные услуги и ИПЦ (отношение к уровню соответствующего периода предыдущего года, %)

• Поставщики услуг ЖКХ, а также других услуг часто оказываются в монопольном положении на отдельных локальных рынках(Этому способствует, к примеру, нехватка доступных по ценам детских садов, домов отдыха, парикмахерских, теннисных кортов, катков и т. д. В условиях недостаточно развитого социально ориентированного предложения отношения в различных секторах всего рынка услуг (а не только в сфере

ЖКХ) носят характер несовершенной конкуренции, что стимулирует рост цен. С нашей точки зрения, Правительство РФ и Банк России первоначально недооценили фактор естественных и локальных монополий. Указанный фактор сказался в росте ИПЦ, превысившем официально ожидавшийся уровень в 2005 году и первом квартале текущего года. Поэтому эффективная борьба с инфляцией невозможна не только без контроля над тарифами на услуги ЖКХ, но и без создания в сфере услуг реально равных конкурентных возможностей, снижения коррупции и административных барьеров на пути развития бизнеса. Это, в аналогичной мере, относится и к сектору банковских услуг, а также финансовой сфере и экономике в целом.

• Индексы базовой и небазовой инфляции

• Наряду с ИПЦ, при анализе инфляции используется и другие индексы. Среди

них - базовый индекс потребительских цен (базовая инфляция), т.е. индекс

нерегулируемых цен. Соответственно, также статистически определяется величина

небазовой инфляции, под которой понимается индекс потребительских цен, в основном, регулируемых на федеральном и региональном уровне.21

Представленная на графике 4 динамика базовой и небазовой инфляции

однозначно свидетельствует о растущей роли небазовой инфляции. Небазовую инфляцию формируют немонетарные факторы. Все это говорит, по нашему мнению, о существенной роли структурной инфляции и немонетарных факторов, а также небесспорности оценок Всемирного Банка, в соответствии с которыми им даются предложения бороться исключительно с базовой инфляцией.

Рисунок 9: изменение структуры инфляции.

• Все это диктует необходимость анализа существующей инфляции как многофакторного процесса при разработке механизмов экономической политики.

3. Механизмы экономической политики

• Бюджетная политика

Инфляцию подстегивают бюджетные расходы, которые росли в течение всего

предыдущего года, и ожидается, что подобная тенденция сохранится и в этом году.

• Если не будут приняты необходимые меры по контролю над бюджетными расходами, дополнительные инфляционные импульсы могут быть связаны:

- с ростом социальных расходов, превышающих официальные бюджетные ориентиры;

- с неравномерным расходованием средств федерального бюджета в течение года и т.д.

Нам представляется, что в связи с государственными программами ни

абсолютное, ни относительное снижение бюджетных расходов невозможны. Отсюда

повышенное значение приобретают другие моменты – в частности, эффективная

налоговая политика. Эта политика должна способствовать повышению инвестиций в

производство товаров и услуг. Налоговая политика должна, в большей степени, стимулировать развитие конкуренции и создание в экономике реально равных конкурентных возможностей. К тому же, требуется повысить собираемость налогов.

• Денежно-кредитная политика

• Для сдерживания роста платежеспособного спроса и снижения

инфляционного эффекта нефтедолларов ЦБ РФ стерилизует часть дополнительной

рублевой эмиссии в Стабилизационном фонде. По нашим подсчётам в 2005 году из

обращения было изъято в пределах одной четверти М2.

• Издержки подобной политики нередко расцениваются как чрезмерно высокие.

Многие специалисты считают, что стерилизация столь значительной суммы средств – это

слишком высокая плата за достигнутые скромные результаты в борьбе с инфляцией

(данная политика снижает инвестиционный потенциал, а также ресурсную базу

банковской системы).

• Либерализация трансграничных потоков капитала также снижает эффективность

проводимой денежно-кредитной политики. Рост трансграничного кредитования, наплыв

спекулятивных капиталов безусловно способствовали инфляции, в частности, в

краткосрочном периоде.

• Несмотря на отмеченные недостатки, проводимая политика, безусловно,

способствовала повышению контроля над ростом денежной массы в целях борьбы с

инфляцией спроса. Однако её эффективность была ограниченной, в т.ч. в связи с

недостаточным учётом факторов структурной инфляции и отсутствием своевременно

принятых мер по борьбе с ней (Ограниченность проявляется также и в том, что Банку России, вероятно, не удается нейтрализовать эффекты от роста всех экспортных доходов, поскольку их некоторая часть, возможно, находится в сфере «теневой экономики».).

• В этих условиях снижению инфляции спроса могли бы способствовать

эффективные меры по стимулированию экономики предложения. Увеличение

совокупного предложения требует принятия дополнительных мер по созданию

конкурентной среды для бизнеса и значительному повышению инвестиций в основной

капитал. Также проводимая денежно-кредитная политика должна быть дополнена

мерами по замещению внешних заимствований внутренними (что предполагает

существенное расширение внутреннего финансового рынка), повышению

устойчивости национальной банковской системы и ее роли в процессе

трансформации сбережений в инвестиции.

• Валютная политика

• Банк России проводит валютную политику, предполагающую предотвращение резких колебаний курса национальной валюты.

• Сдерживание роста реального эффективного курса рубля затруднено в силу значительного притока иностранного капитала. По аналогии с нефтедолларами, иностранные инвестиции ведут к росту предложения валюты и увеличению денежной массы, способствуя инфляции и росту реального эффективного валютного курса. Поэтому значительный приток иностранных инвестиций в 2005 году затруднил ЦБ РФ проведение антиинфляционной политики. Напомним, что прямые иностранные инвестиции, по данным ЦБ РФ, составили 7,9 млрд. долл. в 2003 г., 15,3 млрд. долл. в 2004 г., 14,6 млрд. долл. в 2005 г.

• Как ожидалось, политика сдерживания роста эффективного курса рубля будет способствовать защите национальной промышленности от иностранной конкуренции и защите доходов малообеспеченных слоев населения от обесценения. Однако, Банку России не удается полностью нейтрализовать инфляционные последствия сдерживания роста курса рубля, а протекционистский эффект его мер небесспорен. Представляется, что ЦБ РФ, по-видимому, намерен отойти от приоритетов политики сдерживания укрепления рубля по отношению к бивалютной корзине и дополнительно использовать инструмент регулирования процентной ставки по краткосрочным депозитам, и, как следствие, возможно, по некоторым видам кредитов.

• Это, в конечном счете, может снизить рост денежной массы и, следовательно, как предполагается, противодействовать росту цен. Повышение Банком России процентных ставок выступает, таким образом, лишь как новая форма проводившейся ранее ограничительной денежно-кредитной политики, о недостатках которой говорилось выше. Эти недостатки могут проявиться со всей остротой, в особенности, в том случае, если предпринимаемые шаги по повышению процентных ставок негативно отразятся на издержках предприятий, работающих с заемными средствами, т.е. окажут отрицательное воздействие на совокупное предложение.

4. Социальные и экономические последствия инфляции

• Все виды инфляции имеют значительные экономические и социальные последствия, причем, как правило, негативные. Перечислим некоторые из них.

• Обесценение сбережений ставит в невыгодное положение получателей

фиксированных доходов (пенсий, заработной платы, процентов на вклады в банках)28.

Поскольку инфляция снижает покупательную способность сбережений, то в такой

ситуации: а) повышается краткосрочный характер спроса, б) снижается мотивация к

накоплению, в) ослабевают стимулы к росту производительности труда, следствием чего

является уменьшение предложения товаров.

• Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных банковских

вкладов, стоимость страховых полисов, ежегодной ренты с фиксированной ставкой и пр.

Среди прочих последствий следует также указать, что инфляция перераспределяет доходы

между дебиторами и кредиторами, принося выгоду заёмщикам.

• Происходит деформация экономических отношений в целом. Повышаются риски при долгосрочном кредитовании, инвестициях. Ликвидные средства перетекают в краткосрочные сделки спекулятивного характера, в том числе в операции, направленные на сохранение покупательной способности денежных ресурсов.

• Вызывая повышения спроса, инфляционные ожидания ведут к постоянному росту цен, что, при отсутствии должных механизмов и инструментов контроля, может привести к росту инфляции и социальной напряженности.

5. Выводы и прогнозы

• Развитие инфляционных процессов в текущем году пока подтверждает

сделанные ранее прогнозы ЦСА. Так на уровне инфляции сказывается воздействие

высоких цен на нефть, не в полной мере учтенное при составлении официального

прогноза. К тому же, как отмечалось ранее ЦСА, сказывается недоучет (или

несвоевременный учет) немонетарных факторов, в т.ч. связанных с деятельностью

естественных и локальных монополий.

• В то же время, приток нефтедолларов, при всей важности этого фактора, не

является исчерпывающим объяснением инфляции, поскольку при составлении

официального прогноза не вполне учтена роль других факторов, в частности, растущих в конце года начислений заработной платы. Последнее обстоятельство во многом объясняет возникновение «рублевого навеса», отмеченного ЦСА в указанных материалах.

• В современных условиях выработка антиинфляционных мер должна

базироваться на трактовке инфляции как многофакторного процесса. Успешно решить

проблему роста потребительских цен удастся при условии разработки и реализации

комплекса антиинфляционных мероприятий, тесно увязанных со структурной и

промышленной политикой.

• Комплекс антиинфляционных мер правительства при их правильной

балансировке может привести к положительному результату. Еще раз в этой связи

напомним, что заслуживают внимания следующие наиболее важные меры:

- ограничение роста тарифов в секторе ЖКХ и тарифов естественных монополий;

- отказ от противодействия укреплению эффективного курса рубля;

- контроль над бюджетными расходами;

- повышение Банком России процентных ставок по краткосрочным депозитам и, как следствие, возможно, по некоторым видам кредитов;

- формирование стабильных правил регулирования импорта сельхозпродукции;

- сдерживание увеличения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке;

- стимулирование инвестиционной активности и конкуренции;

- прочие меры.

• В борьбе с инфляцией существует опасность перенесения акцента

исключительно на ограничительную денежно-кредитную политику. В итоге борьба с

инфляцией может обернуться новыми рисками для экономики и банковской сферы:

- сдерживание роста денежных агрегатов снижает ресурсную базу банковской системы и экономики, в целом;

- удорожание кредита препятствует экономическому росту, и может способствовать возникновению локальных, региональных и, возможно, системных кризисных явлений в экономике;

- излишние ограничения в денежно-кредитной сфере могут отразиться на реализации социальных программ, что в конечном счете будет сдерживать потребительский спрос. Кроме того, недостаточный контроль за немонетарными факторами может привести к росту этого компонента инфляции и отразиться на общем росте цен.

• В пакете мер антиинфляционной политики следовало бы уделять большее

внимание другим инструментам: активизировать экономику предложения через создание соответствующих стимулов в налоговой политике; сделать более равномерными выплаты заработной платы бюджетникам; стимулировать инвестиции и развитие конкуренции. Кроме того, необходимо уделить повышенное внимание развитию национальной банковской системы и совершенствованию сферы услуг, в целом.

• Прогнозируя инфляцию, большинство экспертов, тем не менее, исходит из

того, что в 2006 году в экономике России будут преобладать положительные тенденции, несмотря на то, что некоторые специалисты не могут полностью исключить вероятность кризисных явлений в мировой экономике или на внутреннем российском рынке.

• Официальный прогнозный ориентир по инфляции, возможно, будет превышен даже несмотря на то, что Правительство РФ и Банк России предпринимают активные шаги по ее снижению. По последним прогнозам международных организаций, сделанным в марте-апреле текущего года, уровень инфляции в России в 2006 году может достигнуть 10-10,5% (ЕБРР:10,5%; Всемирный банк: 10%; МВФ: 10,4%29). По оценкам РСПП, этот показатель составит 9,5-10%. Согласно оценкам таких центров как JP Мorgan Chase и Economist Intelligence Unit, инфляция окажется приблизительно на уровне 10%.

• С учетом сказанного выше, а также принимая во внимание геополитические и иные факторы (такие как ситуация в Иране, Венесуэле; меняющиеся условия валютного регулирования в связи с введением конвертируемости рубля и т.д.) инфляция, как представляется, в текущем году может достигнуть приблизительно уровня 9-11%, что соответствует сделанным ранее прогнозам ЦСА.

3. УПРАВЛЕНИЕ ИНФЛЯЦИЕЙ В РФ. НАПРАВЛЕНИЕ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

3.1 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА

Основными методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.

Антиинфляционная стратегия включает в себя уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механизмов (комплекс институциональных преобразований) и искоренения неуправляемой инфляции за счет повышения компетенции органов управления, долгосрочную монетарную политику, предусматривающую регулирование спроса на деньги (регулирование прироста денежной массы) путем введения жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, бюджетную политику, направленную на сокращение дефицита бюджета, защите национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции), включающую в себя регулирование сальдо платежного баланса и валютного курса.

Антиинфляционная тактика направлена не столько на устранение причин инфляции, сколько на использование краткосрочных, но сильных мер воздействия, т.е. направленных на уменьшение текущего инфляционного давления и подготавливающих почву для применения долгосрочных стратегических мер. Методы антиинфляционной тактики позволяют резко увеличить предложение без соответствующего повышения спроса или способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего уменьшения предложения (косвенное воздействие на денежную массу путем повышения нормы сбережений и уменьшения их ликвидности и т.п.).

Основой антиинфляционных мер является достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится та деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции (в макроэкономическом аспекте — на устранение неравновесия рынков по предложению и спросу) и разрушение механизма ее реализации. Наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В то же время от собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индексацию доходов и т.п.) и псевдоантиинфляционные меры (меры государственного воздействия - тотальный государственный контроль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.), которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.