рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административное задержание по новому КоАП РФ

административном порядке; это позволяет отсрочить время оформления

задержания в соответствии с УПК РФ; при этом срок задержания

исчисляется с момента вытрезвления задержанного (данное правило

действует в административном, но не в уголовном судопроизводстве), а

кроме того, возможно доставление задержанного к судье, который наложит

на него административное взыскание в виде ареста на срок до 15 суток

за какой-либо проступок - мелкое хулиганство, злостное неповиновение

сотрудникам милиции и т. п.;

- лицо, задержанное в другом городе, доставляется к месту производства

предварительного расследования спустя несколько суток, и только после

передачи его в руки соответствующего органа дознания составляется

протокол о задержании;

- человека доставляют в отделение милиции, где допрашивают как свидетеля

по собственному делу, обычно не предупреждая о праве хранить молчание,

получают от него собственноручно написанные документы ("явку с

повинной", "чистосердечное признание" и проч.) и лишь много часов

спустя оформляют задержание;

- в протоколе задержания указывают лишь дату его составления, но не

время фактического задержания лица[25].

2. Задержание используется как средство давления на человека, от

которого стремятся получить изобличающие его сведения, для чего:

- держат человека в неведении относительно его прав;

- уговаривают не вызывать защитника и отбирают расписку в том, что

подозреваемый добровольно отказался от защитника, хочет защищать себя

сам;

- запугивают и избивают[26].

3. Содержание в ИВС свыше 72 часов практикуется как способ загладить

допущенные беззакония. Если в первый день пребывания в отделении милиции,

где имеется ИВС, подозреваемый был избит, то перевод его в следственный

изолятор невозможен до исчезновения следов побоев: арестованных с явными

следами избиения следственные изоляторы не принимают.

4. Длительное время практиковалось задержание людей на основании

неконституционного и противозаконного п. 1 Указа Президента Российской

Федерации от 14 июня 1994 г. N 1226 "О неотложных мерах по защите населения

от бандитизма и иных проявлений организованной преступности", допускающего

применение задержания на срок до 30 суток "при наличии достаточных данных о

причастности лица к банде или иной организованной преступной группе,

подозреваемой в совершении тяжких преступлений". Сейчас этот Указ отменен.

5. Типично не извещать родственников задержанного о факте задержания

и месте содержания задержанного.

Рекомендации задержанным:

1. Изберите позицию по делу и решите, намерены ли Вы отрицать

свою виновность, признавать ее частично или, раскаиваясь в

содеянном, давать изобличающие себя показания.

2. В любом случае просите сотрудников милиции (другого органа

дознания), с которыми Вы имеете дело, представиться; попросите

письменные принадлежности и запишите фамилии и должности этих

людей, ведите записи относительно времени и характера тех

действий, которые они с вами производят (допрос, очная ставка,

выезд на место происшествия и т. п.).

3. В любом случае требуйте, как только вы оказались против своей

воли в милиции, чтобы Ваш статус был уточнен и Вам сообщили,

на каком основании и по подозрению в совершении какого

преступления Вы задержаны. Попросите показать Вам текст

соответствующей статьи УК РФ, проверьте, предусматривает ли

она наказание в виде лишения свободы. Требуйте, чтобы протокол

задержания был составлен как можно раньше.

4. В любом случае внимательно ознакомьтесь с протоколом

задержания, в частности, прочитайте основания Вашего

задержания (одно-два из них обычно подчеркиваются в типовом

бланке), убедитесь, что в протоколе проставлено время

фактического задержания, а не только дата составления

протокола. Если это не так либо запись, по Вашему мнению, не

соответствует действительности, под рубрикой "Объяснения

задержанного" впишите правильные сведения о моменте

задержания. Проверьте, не задержаны ли Вы на основании

пресловутого "Указа 1226": это теперь абсолютно незаконно и

поможет Вам при обжаловании задержания.

5. В любом случае требуйте, чтобы Вам подробно и доходчиво

разъяснили принадлежащие Вам права. Если Вам "забывают"

разъяснить право не свидетельствовать против себя,

предусмотренное ч. 1 ст. 51 Конституции Российской Федерации,

либо право иметь защитника - это очень дурной знак.

6. В любом случае требуйте, чтобы Вам разрешили связаться с

родственниками либо чтобы сами сотрудники милиции на Ваших

глазах позвонили им и сообщили, где Вы находитесь. Согласно ч.

4 ст. 7 Федерального закона "О содержании под стражей

подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", "Лицо

или орган, в производстве которых находится уголовное дело,

обязаны незамедлительно известить одного из близких

родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об

изменении места его содержания под стражей". Если же

сотрудники милиции утверждают, что Вы задержаны в

административном порядке, им следует напомнить содержание КоАП

РФ: "По просьбе лица, задержанного за совершение

административного правонарушения, о месте его нахождения

уведомляются его родственники, администрация по месту работы

или учебы. О задержании несовершеннолетнего уведомление его

родителей или лиц, их заменяющих, обязательно".

7. В любом случае следует подумать, стоит ли Вам давать показания

и подписывать какие-то документы без участия защитника

(адвоката). Если Вы потребуете его присутствия, Вам по закону

нельзя отказать, и Вы можете до явки защитника (он придет в

течение первых суток Вашего задержания или чуть позднее)

хранить молчание, не отвечать на вопросы и не подписывать

никаких документов. При этом в протоколе задержания впишите

вместо слов "от объяснений отказался" слова "дам объяснения в

присутствии защитника".

8. Если Вы намерены сотрудничать с правоохранительными органами,

будьте честны, но не идите у их сотрудников на поводу и

внимательно читайте протоколы, составленные с Ваших слов; при

обнаружении неточностей, даже если они Вам кажутся

несущественными, требуйте внесения в протокол уточнений, а при

отказе записать показания в вашей формулировке - отказывайтесь

подписывать протокол. Вы вправе также сами письменно изложить

свои показания. Здесь надо проявить твердость, поскольку, не

будучи юристом, Вы не можете до конца понимать, как будут

истолкованы Ваши слова впоследствии.

9. Если Вы намерены сотрудничать с правоохранительными органами,

постарайтесь выговорить себе какие-либо льготы за это. В

частности, обещайте, что все расскажете правдиво и не

скроетесь от следствия, если Вас отпустят домой. Имейте в

виду, что сотрудник, который Вас допрашивает, как правило, не

имеет полномочий отпустить задержанного без разрешения

начальника органа дознания. Если Вас задержали на основании

постановления следователя, какие-либо "сделки" без его участия

бесполезны. Обещания освободить задержанного в обмен на его

показания иногда выполняются; по делам об убийствах,

изнасилованиях, разбойных нападениях, квартирных кражах такие

обещания даются гораздо чаще, чем выполняются. Категорически

не рекомендуется подтверждать свою виновность в деяниях,

которые Вы не совершали, даже если Вас об этом очень просят.

10. Если Вы не намерены сотрудничать с правоохранительными

органами, наилучшая тактика состоит в том, чтобы:

- отказаться от дачи показаний и подписи каких-либо документов: весьма

типично, что документы, подписанные задержанным сгоряча, под влиянием

угроз и обмана, затем используются против него;

- сделать заявление в общей форме: "Я невиновен, требую вызова

защитника, без его участия давать объяснений не буду"; это заявление

можно и нужно подписать в протоколе, который будет составляться;

- в случае нанесения в милиции побоев, когда Вас доставят в травмпункт,

запомнить его номер и фамилию врача, рассказать ему об избиении;

иногда, вместо доставки в травмпункт, после избиений в отделениях

милиции вызывают бригаду "скорой помощи", и тогда Вам рекомендуется

рассказать врачу об избиении и выяснить у него данные о бригаде и

номер наряда, по которому медики выехали на вызов;

- определить линию дальнейшего поведения, проконсультировавшись с

защитником наедине[27].

Ответственность за незаконные задержание установлена даже в

гражданском кодексе РФ.

Статья 1070 ГК РФ: «Вред, причиненный гражданину в результате

незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности,

незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или

подписки о невыезде. . . возмещается за счет казны Российской федерации, а

в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской

Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо

от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия,

прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.»

Статья 1100 ГК РФ: «Компенсация морального вреда осуществляется

независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: ...вред причинен

гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения

к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры

пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде...».

Статья 1101 ГК РФ: «Компенсация морального вреда осуществляется в

денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в

зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных

страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина

является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации

вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер

физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических

обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных

особенностей потерпевшего».

Статья 301 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконное

задержание: «Заведомо незаконное задержание - наказывается ограничением

свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести

месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права

занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

на срок до трех лет или без такового. Заведомо незаконные заключение под

стражу или содержание под стражей - наказываются лишением свободы на срок

до четырех лет. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей

статьи, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на

срок от трех до восьми лет».

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений,

исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера,

администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

осуществляет прокурор.

Предметом надзора являются:

- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных,

предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и

учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера,

назначаемые судом;

- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и

обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц,

подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их

содержания;

- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор

вправе:

- посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32

настоящего Федерального закона;

- опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц,

подвергнутых мерам принудительного характера;

- знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны,

заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного

характера, с оперативными материалами;

- требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права

задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых

мерам принудительного характера, проверять соответствие

законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений,

постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье

32 Федерального закона «О прокуратуре РФ», требовать объяснения от

должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать

уголовные дела или производства об административных правонарушениях.

До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией

учреждения приостанавливается;

- отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на

лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их

своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа,

карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим

постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях,

исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение

закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или

помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения

установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных

под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера

либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат

обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими

приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с

лишением свободы.

Заключение

1. Административное задержание – это наиболее распространенное

процессуальное действие, с которого, очень часто начинаются все самые

серьезные неприятности и испытания, связанные с нашими правоохранительными

органами, в особенности – с милицией. Вообще, это понятие может быть

применено только к гражданам с 16-тилетнего возраста, т.к. само по себе

административное задержание не существует, а является лишь мерой

обеспечения рассмотрения дела об административном проступке. А

ответственность за него наступает с 16 лет.

2. При вступлении России в Совет Европы к ней был предъявлен ряд

требований, касающийся полного соответствия ее законодательства нормам и

принципам, закрепленным в Европейской Конвенции о защите прав человека и

основных свобод (ЕКПЧ) и в других актах Совета Европы. Бесспорно, за

последнее время в России усилилась тенденция утверждения международных

стандартов в области прав и свобод человека. Правовая система страны

закрепила весь перечень прав и свобод человека, однако имплементация этих

норм не проходит так гладко, как записано в федеральном законодательстве.

На конституционно-правовом уровне российское законодательство соответствует

международным стандартам и основным требованиям Европейской Конвенции.

Проблема возникает на уровне ее понимания и толкования. Противоречий между

Конвенцией и Конституцией РФ нет, это было отмечено многими. Конституция

России провозглашает даже большее число прав и свобод, чем Конвенция.

Однако Конвенция зачастую дает более четкие определения, а благодаря 40-

летней практике работы Европейского Суда выработана целая система

прецедентов, что еще более уточняет европейские стандарты в подходе к

правам человека. Российская Конституция разрабатывалась с учетом положений

ЕКПЧ и предусматривает (ст.46) право обращаться в межгосударственные органы

по защите прав и свобод человека. Единственное разночтение - это

санкционирование пунктом 6 раздела второго Конституции РФ, предусмотренного

УПК РФ, но расходящегося с требованиями Конвенции (в части срока доставки

задержанного к судье, сроков предъявления обвинения, права прокурора

выдавать ордер на арест, доступа адвоката к арестованному и т.д.), прежнего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.