Административное задержание по новому КоАП РФ
медицинский вытрезвитель категорически запрещено.
Так, 25 мая в медицинский вытрезвитель Ленинского РОВД поступило
сообщение о том, что по улице Казакова, 6 у первого подъезда лежит пьяная
женщина. Прибыв на место, сотрудники медвытрезвителя определили, что она
находилась в бессознательном состоянии. Милиционерами была вызвана "скорая
помощь". Когда на место прибыла бригада "скорой помощи", сотрудники милиции
передали женщину медикам, о чем доложили дежурному, и уехали[11].
Однако имеют место факты необоснованного помещения в вытрезвители
граждан. Так в октябре 2000 года в Кировском районе г. Самары был задержан
гражданин Зиновьев И.М.“за попытку распить бутылку пива на улице”. Как
показывает элементарный анализ сведений, поступающих от опрошенных лиц и
публикаций СМИ, подобные факты стали в Самаре “повседневной нормой”.
2.2. Задержание лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.
Ежегодно органами внутренних дел города Москвы по подозрению в занятии
бродяжничеством и попрошайничеством задерживается около 60 тыс. человек.
Учитывая тот факт, что попрошайничеством занимаются не только лица без
определенного места жительства, но и граждане, имеющие место жительства,
прибывшие их других регионов, а также учитывая повторность задержания, по
оценкам ГУВД г.Москвы и Комитета социальной защиты населения, к лицам
"бомж", постоянно находящимся в городе Москве, можно отнести более 30 тыс.
граждан.
Анализ количественного и качественного состава задерживаемых лиц
"бомж" показал, что:
- 10,9 % являются бывшими жителями Москвы;
- 3,3 % - бывшие жители Московской области;
- 45,2 % прибыли из других регионов России;
- 36,4 % прибыли из стран СНГ и Балтии, из них основная доля приходится
на: Украину - 30,7 %, Таджикистан - 21%, Молдову - 11,1 %, Азербайджан -
9,2 %.
По итогам установления личности более 49% являются гражданами,
имеющими судимость, 30% из них на момент помещения в приемники-
распределители были освобождены из мест лишения свободы в течение года[12].
Из приведенных данных видно, что среди находящихся в городе лиц "бомж"
бывшие жители Москвы и Московской области составляют только 14%. Эта
тенденция остается неизменной в течение ряда последних лет.
Опрос работниками окружных управлений социальной защиты населения
бывших жителей Москвы, находящихся в приемниках-распределителях, показал,
что подавляющее большинство (96%) лиц "бомж" являются гражданами
трудоспособного возраста (от 18 до 60 лет) и лишь незначительная часть из
них (4%) относится к лицам пенсионного возраста или инвалидам 1-й и 2-й
группы.
Существуют следующие основные причины возникновения бродяжничества:
семейные, жилищные, моральные проблемы и психические заболевания человека.
Исходя из этого, лиц "бомж" можно условно классифицировать на 3 основные
группы:
1 группа – лица, вставшие на путь бродяжничества под влиянием жизненных и
семейных обстоятельств (невозможность проживания в семье, болезни,
одиночество, старческое слабоумие), - как правило, нетрудоспособного
возраста;
2 группа – лица, утратившие жилье в связи с пребыванием в местах лишения
свободы или с обманом при обмене или купле-продаже жилья, утратившие
документы и не имеющие сил и средств выйти из создавшейся жизненной
ситуации;
3 группа – лица, как правило, трудоспособного возраста, принципиально не
желающие трудиться, подверженные алкоголизму, продавшие свое жилье или
утратившие его по иным причинам[13].
К представителям каждой из названных групп целесообразно применять
различные подходы.
Решение социальных проблем первой группы лиц возможно путём
определения их в дома ночного пребывания, социальные гостиницы и Центр
социальной адаптации "Филимонки" с дальнейшим оформлением в специальные
отделения домов-интернатов.
Вторую группу лиц можно разделить на две подгруппы:
- лица, утратившие жильё в связи с пребыванием в местах лишения свободы;
- лица, утратившие жильё в связи с обманом при обмене или купле-продаже
жилья.
Для лиц, утративших жильё в связи с пребыванием в местах лишения
свободы, в настоящее время определён порядок постановки на учёт для
получения жилья и предоставления жилой площади.
Остаётся нерешённой проблема реализации прав граждан на жильё,
утративших жилплощадь в связи с обманом при обмене или купле-продаже,
ведущих социально-нормальный образ жизни, но не имеющих возможности выйти
из сложившейся жизненной ситуации. Решение проблем данной категории граждан
возможно путем создания социального жилого дома гостиничного типа с
предоставлением жилья на основании договоров безвозмездного пользования.
Эффективная работа с представителями 3-й группы будет возможна только
с принятием на федеральном уровне соответствующих законодательных актов.
В отдельную группу лиц "бомж" следует отнести несовершеннолетних
безнадзорных, склонных к бродяжничеству и попрошайничеству, совершивших
побеги из дома или воспитательного учреждения, не имеющих постоянного места
жительства. К этим детям и подросткам должны применяться специфические
методы воздействия, отличающиеся от работы с взрослыми "бомжами".
В городскую систему профилактики бродяжничества и попрошайничества
входят:
· Городская межведомственная комиссия по проблемам профилактики
бродяжничества, а также Оперативная группа Межведомственной комиссии,
осуществляющие координацию деятельности органов и учреждений системы
профилактики бродяжничества и попрошайничества;
· ГУВД г.Москвы (специальные поисковые группы и приемники-
распределители). В их функции входят:
- задержание лиц "бомж", бродяг, попрошаек;
- содействие в восстановлении документов, удостоверяющих личность;
- санобработка и первичная медицинская помощь;
- возврат к прежнему месту жительства лиц "бомж" из числа иногородних;
· Комитет социальной защиты населения (дома ночного пребывания,
социальные гостиницы, Центр социальной адаптации, специальные отделения
домов-интернатов, районные управления социальной защиты населения, бюро
медико-социальной экспертизы) осуществляет экстренную социальную поддержку
и содействие в социальной адаптации лиц "бомж" из числа бывших жителей
Москвы к нормальной жизни, выплату пенсий и установление группы
инвалидности;
· Комитет здравоохранения (поликлиники, диспансеры, больницы)
оказывает медицинскую помощь в стационарных и амбулаторно-поликлинических
учреждениях;
· Городской Центр Госсанэпиднадзора и Московский городской центр
дезинфекции проводят санитарно-гигиеническую обработку лиц "бомж" и
дезинсекцию одежды и обуви в санпропускниках города;
· Департамент федеральной государственной службы занятости населения
по г.Москве содействует трудоустройству и созданию рабочих мест в целях
трудовой адаптации лиц "бомж";
· Департамент муниципального жилья и жилищной политики
предоставляет жилую площадь лицам "бомж" при наличии у них правовых
оснований[14].
На начальном этапе вся работа осуществляется ГУВД г.Москвы и его
специальными оперативно-поисковыми группами, которые выявляют попрошаек и
лиц "бомж" и доставляют их в приемники-распределители. В приемниках-
распределителях проводится установление личности, оказывается помощь в
восстановлении документов, проводится санобработка и оказание первичной
медицинской помощи.
Лица "бомж"-не москвичи, не нуждающиеся в неотложной медицинской
помощи, после восстановления документов, удостоверяющих личность,
возвращаются к прежнему месту жительства. Лица "бомж", нуждающиеся в
лечении, направляются в лечебно-профилактические учреждения города.
Работа с лицами "бомж" из числа бывших москвичей, если их личность
установлена и они не опасны для общества, но нуждаются в социально-правовой
защите, сосредоточивается в учреждениях социальной помощи и осуществляется
в тесном взаимодействии с Комитетом здравоохранения, службой занятости,
Департаментом муниципального жилья и их территориальными подразделениями.
В системе ГУВД города функционируют 7 приемников-распределителей (в
Центральном – 2, Западном, Северо-Западном, Северо-Восточном, Юго-
Восточном, Юго-Западном административных округах). Их ежесуточная
наполняемость составляет 606 мест[15].
При каждом окружном УВД, полках патрульно-постовой службы милиции, УВД
по охране метрополитена созданы и функционируют постоянно действующие
поисковые группы по изъятию бродяг и попрошаек с улиц и других общественных
мест. С учетом оперативной обстановки периодически привлекаются мобильные
группы ОМОН при ГУВД.
В целом по городу ежегодно по подозрению в занятии бродяжничеством и
попрошайничеством в органы внутренних дел доставляются свыше 60 тыс.
человек. К административной ответственности привлекается более 48 тыс.
чел., свыше 15 тыс. чел. помещаются в приемники-распределители.
При поступлении лиц "бомж" в приемники-распределители проводится их
санитарно-гигиеническая обработка, дезинсекция одежды и вещей в
санпропускниках города. Содержащиеся в приемниках-распределителях лица
обеспечиваются койко-местами, постельными и туалетными принадлежностями, 3-
разовым питанием по установленным нормам, медицинским обслуживанием.
Наряду с санобработкой при помещении в приемники-распределители лица
"бомж" проходят медицинское обследование на предмет наличия у них кожно-
венерологических заболеваний, туберкулеза, ВИЧ-инфекции.
В результате проводимой работы за год обследуются на туберкулез более
8,4 тыс. чел., на СПИД и вензаболевания свыше 15,4 тыс. чел., направляются
на лечение в профильные медицинские учреждения около 1,5 тыс. чел.
При необходимости данной категории граждан оказывается правовое
консультирование. Проводятся воспитательно-профилактические беседы,
разъясняются права и обязанности, связанные с трудоустройством и
регистрацией, предоставляется информация о порядке помещения в социальные
учреждения. В течение года около 2,3 тыс. человек из числа лиц "бомж"
направляются из приемников-распределителей в учреждения социальной
поддержки.
Сотрудниками приемников-распределителей оказывается содействие лицам
"бомж" в восстановлении документов, удостоверяющих личность. За год
документируются почти 11 тыс. человек, в том числе паспортом - около 260
чел., временным удостоверением личности – свыше 2,7 тыс. чел., справкой по
форме N 9 – около 8 тыс. чел. Оказывается содействие в розыске утраченных
документов, удостоверяющих личность (почти 2 тыс. чел. ежегодно).
Проводятся мероприятия по направлению лиц "бомж" из числа иногородних
к прежнему либо избранному месту жительства. В течение года содействие в
выезде за пределы Москвы, как правило, получают до 8-9 тыс.чел.
Наряду с повседневными мерами на территории административных округов
ежегодно проводится около 140 рейдов предупредительно-профилактической
направленности. Задерживается и привлекается к административной
ответственности за нарушение правил пребывания в Российской Федерации более
14 тыс. иностранных граждан. Выдворяется за пределы РФ около 500
иностранных граждан.
В последнее время в городе увеличилось количество лиц, занимающихся
попрошайничеством, особенно инвалидов и несовершеннолетних. В связи с этим
определен порядок работы и взаимодействия городских организаций при
проведении комплексных специальных мероприятий по выявлению этих лиц,
оказанию нуждающимся социальной, медицинской и другой помощи.
В каждом административном округе созданы рабочие группы из
представителей органов внутренних дел, социальной защиты населения и
здравоохранения.
В связи с остротой данной проблемы ежегодно организуются и проводятся
5-6 специальных комплексных мероприятий под условным названием
"Попрошайка" по выявлению лиц, занимающихся бродяжничеством и
попрошайничеством, в том числе попрошаек-инвалидов и несовершеннолетних, на
проезжих частях улиц, на площадях и в других общественных местах для
оказания им социальной, медицинской и иной помощи.
В ходе этих мероприятий за попрошайничество в районных управлениях
внутренних дел доставляются около 20 тыс. человек, из них: более 500
попрошаек-инвалидов, свыше 1200 несовершеннолетних, около 700 граждан с
детьми и др. К административной ответственности привлекаются более 16 тыс.
чел., в приемники-распределители помещаются около 2 тыс. чел., в
лечебные учреждения направляются до 1,2 тыс. чел., в учреждения органов
социальной защиты населения - более 1 тыс. чел.
Серьезное внимание уделяется установлению и изобличению лиц,
занимающихся использованием инвалидов и детей для попрошайничества. За 1-е
полугодие 2001 года возбуждено 8 уголовных дел за систематическое
вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством с целью наживы.
На органы социальной защиты населения возложена задача по созданию
условий, обеспечивающих возможность самостоятельного преодоления лицами без
определённого места жительства экстремальных ситуаций.
В системе органов социальной защиты населения Москвы функционируют 11
учреждений для лиц "бомж" на 1570 мест (в том числе: 4 дома ночного
пребывания на 330 мест, 3 социальные гостиницы на 380 мест, Центр
социальной адаптации на 500 мест и 3 специальных отделения на 300 мест в
домах-интернатах). На базе Центра социальной адаптации "Филимонки" открыто
кризисное отделение для лиц "бомж" с несовершеннолетними детьми на 60 мест.
В учреждениях социальной защиты лицам "бомж", по тем или иным причинам
утратившим жилплощадь в городе Москве, оказывается:
· первичная медицинская помощь и медицинский осмотр;
· санитарная обработка одежды;
· предоставление бесплатного ночлега и одноразового питания;
· выдача натуральной помощи (одежда, обувь);
· временная регистрация по месту пребывания;
· содействие:
- в трудоустройстве;
- в прохождении медико-социальной экспертизы;
- в назначении пенсии;
· в оформлении документов для устройства в Центр социальной адаптации и
дома-интернаты;
· в оформлении документов для постановки на учет нуждающихся в
получении жилья;
· в подготовке документов для обращения в судебные органы по спорным
жилищным вопросам[16].
Ежегодно в данных учреждениях социальную помощь получают более 2,5
тыс.чел. из числа лиц "бомж". Ежедневно бесплатным питанием обеспечиваются
около 600 человек.
Анализ обращений лиц "бомж" в учреждения социальной защиты, а также
анализ имеющихся мощностей данных учреждений и их заполняемости показывают,
что в летний период загрузка учреждений составляет 70% с тенденцией
увеличения в зимний период до 90%, что удовлетворяет потребности города в
социальных учреждениях для данной категории граждан.
С целью оказания помощи нуждающимся бездомным гражданам органы
социальной защиты населения постоянно проводят работу по сбору от населения
сезонной одежды и обуви. Ежегодно для пополнения обменного фонда в
городских санпропускниках и приёмниках-распределителях окружные управления
социальной защиты населения передают около 10 тыс. единиц одежды и обуви.
Сбор вещей организован на местах центрами социального обслуживания. В этой
работе Комитет социальной защиты населения осуществляет позитивное
сотрудничество с такими благотворительными организациями, как "Каритас" и
"Врачи без границ".
Для повышения эффективности этой нужной работы необходимо перенести ее
акцент на районный уровень, то есть сделать доступной и необременительной
процедуру сдачи вещей населением. В этих целях предлагалось каждой
префектуре проработать вопрос выделения автотранспорта для систематических
объездов жилых кварталов, а районным управам совместно с органами
социальной защиты населения заблаговременно информировать население о
проводимой акции.
Созданные Комитетом социальной защиты населения Москвы три
специальных отделения для лиц "бомж" на 300 мест в домах-интернатах
позволили решить вопрос устройства на полное государственное обеспечение
пенсионеров и инвалидов 1-й и 2-й групп, в том числе прибывших из мест
лишения свободы и неоднократно судимых.
В установленном законодательством порядке в городе осуществляется
назначение и выплата пенсии лицам "бомж" из числа бывших жителей Москвы –
за год пенсия вновь назначается до 70 бездомным гражданам.
Лицам "бомж", обратившимся в социальные учреждения, при наличии
признаков инвалидности проводится освидетельствование в учреждениях медико-
социальной экспертизы на предмет установления группы инвалидности.
В соответствии с ежегодным постановлением Московской городской Думы о
приоритетах предоставления жилых помещений в план обеспечения жильем на
2003 год включен 161 человек, возвратившийся из мест лишения свободы[17].
В целях предупреждения совершения противоправных действий
криминальными элементами в отношении выпускников детских интернатских
учреждений введена новая форма предоставления жилья - безвозмездное
пользование. Договор безвозмездного пользования заключается сроком на 5 лет
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|