Административное задержание по новому КоАП РФ
правонарушений, дал понятия "беспризорность", "безнадзорность" и др.
Так, в соответствии со ст.1 закона безнадзорным признается
несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие
неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию,
обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных
представителей либо должностных лиц. Беспризорный - безнадзорный, не
имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Через Москву ежегодно мигрирует около 28000 беспризорных детей и
подростков. Основная масса их – 82-86% - самовольно ушедшие из дома из-за
жестокого с ними обращения, пьянства или наркомании родителей, сексуального
насилия и по многим иным причинам. Остальную часть беспризорных составляют
дети, оставшиеся без родителей в результате трагических обстоятельств (8-
9%), брошенные родителями в процессе совместной миграции (4-5%), сбежавшие
из спецучреждений (5-6%) и скрывающиеся от суда и следствия (0,5%).
Основную массу подростков-бродяг составляют мигранты из других
субъектов Российской Федерации (55%) и государств-участников СНГ (40%). И
только 5% приходится на жителей Москвы. Таким образом , исходя из понятий
Федерального закона и приведенной статистики, мы видим, что беспризорные
дети – это в основном дети – не москвичи[21].
Федеральный закон фактически разрушил имевшуюся систему выявления
беспризорников и проведения с ними профилактической работы, так как
запретил милиции, в т.ч. и Центру временной изоляции для несовершеннолетних
правонарушителей заниматься этой категорией детей.
Конечно же, Правительством Москвы приняты меры для ликвидации
упущений в этой сфере. Так в постановлении N522 от 4.07.2000 г. "О мерах по
реализации в Москве ФЗ "Об основах профилактики …." и распоряжении Премьера
Правительства Москвы N1223 – РМ от 22.11.2000 г. "О развитии сети
социальных приютов и других учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних на 2001-2003 гг." предусмотрено
создание в каждом административном округе приютов для иногородних детей, но
всем, наверное, ясно, что беспризорные дети нуждаются в помощи уже сейчас,
а не через 2 года.
Рассмотрев юридический аспект проблемы, попытаемся представить, что
значит определение "дети улиц". В широком смысле – это объединение двух
понятий.
1. "Уличный ребенок или уличная молодежь" – это любой
несовершеннолетний, для которого улица (в широком смысле слова, включающем
незанятые жилища, незаселенные места и т.д.) стала его или ее обычным
местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты"
(определение международной программы уличных детей).
2. Это также и дети, которые проводят большую часть дня на улицах, но
живут дома со своими семьями или близкими.
В настоящее время затруднено реальное решение проблем социальной
защиты (в широком смысле) детей и подростков, особенно носящих комплексный,
межведомственный характер. Существует значительный разрыв между теорией и
практикой: издается достаточно много методической литературы по
профилактической тематике, по социальной работе, около 10 вузов в Москве
готовят социальных работников, но практически в зачаточном состоянии на
территории Москвы находятся государственные социальные службы, работающие
с несовершеннолетними.
Так, имеется опыт уличной социальной работы общественной организации
– Фонда НАН на территории ЮЗАО г. Москвы, но это не стало еще частью
государственной системы профилактики и уличной социальной работы.
В этой связи еще более актуальным становится развитие программы "Дети
улиц" и ее подраздела "Ребенок на улице". В городском центре "Дети улиц"
ведется работа по внедрению положительного опыта общественных организаций
и разрабатывается проект "Уличная социальная работа" для "детей улиц" или,
говоря научно, для "социально дезадаптированных несовершеннолетних".
Социальный работник (и /или доброволец-волонтер, студент, практикант и
т.д.) становится посредником между нуждающимся в помощи несовершеннолетним
с его потребностями и обществом. Социальный работник устанавливает
доверительный контакт, доносит до "ребенка улицы" требования общества,
государства (например, не пить, учиться, жить с семьей и т.п.), с одной
стороны, и в то же время делает доступным для "ребенка улицы" услуги
профилактического характера, доступность которых обеспечивает
восстановление его прав, показывая, таким образом, заинтересованность
общества, государства в его судьбе.
Социальный работник выступает в двух ролях: представляет и отстаивает
интересы и права "ребенка улицы" и является координатором деятельности
профилактических служб.
Важными аспектами в организации государственной службы уличной
социальной работы являются сознательное участие и сотрудничество
представителей различных ведомств, изменение усилий этих ведомств от
репрессивных и карательных действий к уважительному отношению к личности
ребенка, его правам и предоставлению доступных услуг по выбору.
Социальный работник выступает, с одной стороны, в роли представителя
интересов и потребностей ребенка, с другой стороны - представителем
существующих ресурсов территории, тем самым, социальный работник способен
влиять на преобразование существующей социальной инфраструктуры.
Главным вопросом при организации социальной службы является выделение
целевой группы подростков, понимание круга проблем, с которыми работает
социальный работник. В настоящее время появляется множество различных
вариантов специализации социальных работников социальных служб. Они
разделяются по ведомственному признаку (школьный социальный педагог,
социальный работник в медицине и т.д.), по возрасту, по "симптому"
поведения, с которым и работает социальный работник (наркозависимость,
беспризорность и т.д.). Исходя из существующего опыта организации уличной
социальной службы, как отечественной, так и зарубежной, специалисты ГЦ
"Дети улиц" и привлеченные волонтеры из Благотворительного фонда "Дети
улиц" считают целесообразным максимально использовать возможности
существующей инфраструктуры территорий (районов) и профильных ведомств.
Однако сама работа специалистов профилактической сферы строится из
уважения к правам ребенка, соблюдения единства прав и обязанностей,
необходимости воспитания законопослушания; ответственности за свое
поведение; формирования четких установок на неприятие таких явлений, как
преступность, наркомания; развития психологических навыков: противостояние
групповому давлению, выхода из конфликтных ситуаций, умения сделать
правильный выбор в сложной ситуации, отказа от употребления наркотиков или
участия в противоправных действиях; тем самым поддерживая ребенка в сложной
ситуации, предотвращая его разрыв с семьей.
На этих принципах строится работа межрайонного Центра "Дети улиц"
Северного административного округа, открытие которого состоялось в марте
2001 г. по адресу: Карельский бульвар, д. 21, 1-й этаж.
В работе с несовершеннолетними все большее значение приобретает
институт "телефона доверия". Трехлетний опыт работы "телефона доверия"
городского центра "Дети улиц" позволяет сделать вывод, что основная масса
вопросов приходится на проблему наркомании. К нам обращаются родители,
родственники и друзья подростков, которых интересует ответ на вопрос, где
можно получить квалифицированную помощь больному наркоманией. Доля таких
звонков составляет около 50% от общего количества обращений по телефону.
Проведенное по заказу нашего Центра исследование показало, что в
Москве более 42700 школьников 8-11-х классов хотя бы один раз в жизни
принимали наркотики, среди всей массы учащихся и студенческой молодежи
Москвы хотя бы один раз принимали наркотики 248 000 человек. Среди
москвичей до 30 лет этот показатель возрастает до 550 000 человек, что
составляет примерно 6% всего населения столицы. Результаты исследования
свидетельствуют, что более 59% подростков впервые узнают о существовании
наркотиков из передач телевидения. На втором месте (около 32%) оказались
пресса, видеофильмы и программы радиовещания. Книги и брошюры занимают
также значительное место среди источников сведений о наркотиках – 14%. Сеть
Интернет составила в настоящее время лишь 3%. Возможно, опасность широкого
распространения среди подростков информации о наркотиках через сеть
Интернет проявит себя в ближайшем будущем.
На втором месте по количеству обращений к "телефону доверия" стоит
проблема межличностных отношений несовершеннолетних в семье, школе, со
сверстниками. Около 15% от общего количества звонков составляют вопросы
организации досуга несовершеннолетних по месту жительства. незначительную
долю от общего количества составляют звонки по защите прав
несовершеннолетних, по вопросам трудоустройства и лечению алкоголизма[22].
Для предоставления обратившимся по "телефону доверия" полной и
необходимой информации в городском центре "Дети улиц" была сформирована
информационная база данных по социальным службам города, которая регулярно
обновляется и пополняется. Таким образом, при помощи различных методов мы
стремимся, чтобы как можно большее количество москвичей получало
своевременную информацию и помощь по проблемам несовершеннолетних.
2.3 Административное задержание на таможне.
В главе 44 Таможенного кодекса РФ достаточно подробно регламентированы
основания, условия и порядок применения таких мер процессуального
принуждения по делам о нарушениях таможенных правил, как доставление
нарушителя в таможенный орган (ст. 330) и административное задержание (ст.
331).
Указанные меры применяются таможенными органами только в отношении
физических лиц (в том числе должностных лиц и граждан, занимающихся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).
Эти меры, являясь по своему назначению мерами пресечения, носят также
обеспечительный характер. Так, доставление нарушителя производится в целях
установления личности нарушителя и составления протокола о нарушении
таможенных правил при невозможности составления его на месте, если
составление протокола является обязательным. Административное задержание
применяется с целью пресечения нарушения таможенных правил, когда исчерпаны
другие меры воздействия в отношении нарушителя, а также в целях обеспечения
своевременного и правильного разрешения дела и исполнения постановления по
нему.
Доставление нарушителя производится в служебное помещение таможенного
органа. Закон не устанавливает предельного срока доставления и
ограничивается указанием, что доставление должно быть произведено в
возможно короткий срок.
Административное задержание по делам о нарушениях таможенных правил
производится должностными лицами таможенного органа по решению начальника
(заместителя) этого органа[23].
По общим правилам срок административного задержания не может
превышать трех часов. Такой срок установлен законодательством для выяснения
личности нарушителя и составления протокола о совершенном им
правонарушении. ТК предусматривает случаи, когда срок административного
задержания может превышать три часа. Административное задержание нарушителя
на срок до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение 24
часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора
может производиться в случаях, если:
1) имеются достаточные данные о перемещении физическим лицом через
таможенную границу РФ товаров путем сокрытия их в своем теле;
2) нарушитель оказывает сопротивление работникам таможенного органа в
проведении ими личного досмотра;
3) нарушитель, будучи уличенным в совершении нарушения таможенных
правил, пытается скрыться с места совершения правонарушения;
4) нарушитель воспрепятствует установлению его личности.
По-видимому, с учетом положений Конституции РФ (ст. 22 и п. 6 раздела
II) эти сроки будут пересмотрены.
Срок административного задержания исчисляется:
- с момента доставления нарушителя в служебное помещение таможенного
органа или иное помещение, где возможно производство процессуальных
действий по делу;
- в отношении лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени
его вытрезвления;
- в отношении лица, находящегося в служебных помещениях таможенных
органов в связи с проведением таможенного контроля или производством
таможенного оформления, - с момента окончания таможенного контроля или
таможенного оформления.
О всяком случае административного задержания составляется протокол с
указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания,
объяснений задержанного и времени составления протокола. Если при
задержании применялись специальные средства (наручники, резиновые палки,
слезоточивые вещества и др.), об их применении делается отметка в протоколе
задержания. Протокол подписывается должностным лицом таможенного органа,
его составившим, и задержанным.
Административному задержанию не подлежат: иностранные граждане,
пользующиеся дипломатической неприкосновенностью, Президент РФ, члены
Правительства РФ, депутаты, прокуроры, судьи.
Об административном задержании несовершеннолетнего обязательно
уведомляются его родители или лица, их заменяющие.
Задержанным разъясняются их права и обязанности. Они имеют право:
знать, за совершение какого правонарушения задержаны; обжаловать решение об
административном задержании; давать объяснения; заявлять ходатайства;
пользоваться услугами адвоката или юридической помощью иного лица (в случае
административного задержания на срок свыше трех часов), а также другие
права.
Жалоба на решение об административном задержании может быть подана
задержанным лицом, его адвокатом или представителем в вышестоящий
таможенный орган, в суд (по месту жительства задержанного лица либо по
месту нахождения таможенного органа) или прокурору. Жалоба в течение 24
часов передается по принадлежности. Такие жалобы подлежат рассмотрению
указанными органами в течение трех суток с момента получения. Подача жалоб
не является основанием для прекращения административного задержания.
При необходимости помощь работникам таможенных органов в доставлении
или административном задержании нарушителей таможенных правил обязаны
оказывать сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие Пограничных
войск РФ, находящиеся при исполнении своих служебных обязанностей.
3. Права и обязанности задержанного, прокурорский надзор.
Задержание осуществляется в ходе предварительного расследования
уголовного дела органами уголовного преследования, как правило, милицией.
Задержать человека можно лишь по подозрению в совершении преступления,
за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при
наличии одного из следующих условий:
1. имеется какое-либо из перечисленных ниже явных оснований для подозрения:
- лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после
его совершения;
- потерпевшие или другие очевидцы прямо укажут на данное лицо как на
совершившее преступление;
- на человеке, его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены
явные следы преступления (следы борьбы, похожие на кровь пятна и т.
п.);
2. имеются другие, не столь явные данные, дающие основания для подозрения,
но:
- лицо покушалось на побег;
- лицо не имеет постоянного места жительства;
- не установлена личность подозреваемого[24].
К несовершеннолетнему задержание может применяться лишь в
исключительных случаях, когда это вызывается тяжестью преступления, в
совершении которого он подозревается, то есть несовершеннолетний может быть
задержан лишь за совершение преступления, максимальное наказание за которое
превышает 5 лет лишения свободы (ст. 15 УК РФ).
О всяком случае задержания орган дознания (милиция) обязан составить
протокол с указанием оснований, мотивов, дня, часа, года, месяца, места
задержания, объяснений задержанного, времени составления протокола;
протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным.
С момента объявления подозреваемому протокола задержания он имеет
право требовать вызова защитника, а сотрудники правоохранительных органов
обязаны обеспечить его явку. Задержанному должны быть разъяснены его права.
В течение 24 часов о задержании письменно уведомляется прокурор,
который в течение 48 часов с момента получения извещения о задержании
обязан дать санкцию на заключение под стражу или освободить задержанного.
Таким образом, максимальный срок задержания не должен превышать 72 полных
часов.
Задержанные содержатся в изоляторах временного содержания (ИВС) в
довольно тяжелых условиях; как правило, они не получают горячей пищи и
постельного белья.
Типичные нарушения прав задержанных:
1. Краткий срок задержания заставляет сотрудников правоохранительных
органов маскировать фактически произведенное задержание разными способами,
среди которых распространены следующие:
- лицо, подозреваемое в совершении преступления, задерживается как бы в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|