Реклама в структуре FM-вещания Санкт-Петербурга
успешному продвижению радиостанций не за счет уникального музыкального
формата, а за счет дальновидного или просто удачного позиционирования –
формирования образа, системы ассоциаций, некой мифологии и смыслов. Хороший
пример – «Love Radio», которое романтическим обращением очень быстро
захватило молодую женскую аудиторию, которая, очевидно, не имела своей
радиостанции, тем более что для женщин в силу меньшей чувствительности к
музыкальному разнообразию гораздо большее значение имеет «миссия»
радиостанции, ее смысл.
С середины 90-х радиостанции находятся в мучительном поиске своей
аудитории, своей ниши. Новые и старые радиостанции становятся все более
специализированными, направленными на узкие целевые группы, а значит,
увеличивается выбор. Это способствует развитию музыкальных и информационных
вкусов людей. Например, появление «Нашего Радио» привело к росту симпатий к
жанру русского рока, сложного, «идейного» музыкального жанра, который стал
доступен гораздо большему числу слушателей. И это прекрасно, потому что
диапазон приемлемости музыкальных вкусов в отечественной культуре гораздо
уже, чем на развитых западных рынках.
Поняв вкусы аудитории, к концу 90-х большинство радиостанций
стремится заполнять свой эфир наиболее популярными песнями, поэтому
насыщенность хитами уже не может быть гарантией аудитории. Пример тому «Хит-
FМ», которая потеряла уникальность своего предложения.
Начиная с 1990 г. велась напряженная борьба за первые места в
рейтинговом списке. На заре формирования рынка радио из-за границы пришла
«Европа Плюс» (в FM-диапазоне с 01.04.1993 г.). Вполне естественно, что на
несколько лет она стала бессменным лидером.
Безусловно, заслуживает более пристального внимания эта радиостанция
– старожил российского рынка радио, который не только продолжает
существовать, но и всегда лидирует. Начав свое вещание в Москве по
инициативе, директора французской сети радиостанций «KISS FM» Жоржа
Полински в 1990 г. (только с 19.00 до 1.00), «Европа Плюс» уже в 1991 г.
зазвучала в городе, однако, это вещание было только в УКВ-диапазоне. Особую
честь, как пионеру нового для нашего города жанра радиовещания, «Европе-
плюс» оказал мэр Петербурга А. Собчак, не только открыв эфир радиостанции,
но и став ее почетным президентом. Такой чести не удостаивалась ни до, ни
после ни одна радиостанция. «Европа Плюс» до сих пор пожинает плоды своего
феерического прихода в Санкт-Петербург, чьи горожане помнят и то, что
именно это радио первым стало транслировать в прямом эфире матчи «Зенита».
Этот отличный маркетинговый ход сразу же подхватили все станции города.
Сегодня «Европа Плюс» - это огромная сетевая радиостанция (ее слушают
жители более 600 городов России), однако петербургский филиал остается на
лидирующих позициях. Во-первых, «Европа Плюс» - это единственная из всех
петербургских радиостанций вещающих на всю страну (шоу ведущего Романа
Трахтенберга «Роман без конца» вышло в национальный эфир в 2001 г.). Во-
вторых, признав достижения руководителя петербургской «Европы-плюс» А.
Полесицкого, дирекция доверила ему управление всей сетью по России. В-
третьих, «Европа Плюс» никогда не забывает о важности мероприятий по связям
с общественностью – например, «покорении» корреспондентом Г. Погосяном
северного полюса в 1995 г., продвижение своего имиджа, как самой «киношной»
радиостанции под лозунгом «кинокайф», акцентирование внимания на своих
французских истоках (поддержка национального праздника Франции дня взятия
Бастилии, приглашение в наш город звезд французской эстрады и т. п.).
Западная музыка, привнесенная в нашу жизнь, позволила открыть
культурные ворота. «Европа Плюс» разбудила национальное самосознание, и не
менее естественным был триумфальный приход «Русского Радио» (01.05.1996
г.). В подавляющем большинстве стран радиостанции с музыкой на родном языке
лидируют. Так происходит и сегодня – «Русское Радио» завоевало уже второе
место по количеству слушателей (по данным исследовательских фирм Гортис и
КОМКОН за 2003 г.), но, несмотря на крепкие позиции «Европы Плюс», к 2006
году «Русское Радио» может стать лидером.
Итак, на сегодняшний день можно говорить о сформированном рынке радио
в Санкт-Петербурге. Основная часть аудитории уже распределена между
станциями в дальнейшем будет происходить процесс специализации. Широкий
формат радиостанции и относительно большая аудитория являются оборотной
стороной потенциальной уязвимости, большие радиостанции в первую очередь
становятся донорами для других. В аудитории любых радиостанций всегда есть
не только лояльные слушатели, но и те, которые слушают данное радио как
второе или третье, не каждый день. Как только появляются радиостанции
просто новые или в большей степени отвечающие вкусам слушателя, они оттянут
этих «периферийных» слушателей.
1.2.1. Радио за рубежом: история, современное положение
С самых истоков своего становления радио испытывало влияние
политической системы того или иного государства – коммерциализация радио за
рубежами России привела к тому, что там оно развивалось гораздо
интенсивнее, учитывая строгие законы рынка и подчиняясь исключительно
прибыльности.
Первая мировая война, революция и гражданская война в России провели
четкий водораздел в основах и методах использования вещания в политических
целях. Если в США, Германии, Франции, Англии, позже в других
капиталистических странах, оно развивалось в условиях рынка и, естественно,
было направлено в первую очередь на удовлетворение интересов аудитории и
извлечение прибыли – реклама была сразу признана на радио за счет мощности
этого нового средства распространения информации. В СССР же радиовещание
было понято как средство массовой агитации, пропаганды и организации.
Современное радио (не в техническом сравнении, конечно) ненамного
ушло вперед от радио прошлых лет. Чтобы не быть голословными, обратимся к
примеру становления и развития радиовещания в маленькой северной, в то
время отсталой, пережившей гражданскую войну стране, вступившую в 1920-е
годы молодой республикой, Финляндии.
На финском радио в 1920-1930-е годы появляется то, что мы сейчас
называем «прямой эфир», налаживаются первые международные контакты,
закладывается принцип обратной связи, впоследствии получивший название
«интерактивность». Во время Первой мировой войны в Финляндии, как и в
других странах, радиопередачи служили в основном для военных целей, по
принятому в 1919 г. закону принадлежали государству. Как и в ситуации с
любой новой технологией, радио заинтересовались промышленники и бизнесмены
с целью открытия новых прибыльных торговых рынков. В 1924 году финское
правительство, борясь с изоляцией сельских районов, старалось не отставать
от технологически «продвинутых» стран и серьезно занялось строительством и
эксплуатацией радиостанций, не давая, однако, коммерческим структурам
устанавливать собственные радиостанции. Вскоре был создан Временный
радиокомитет, с задачей создать монополистическую радиовещательную
компанию. Так, в 1925 году возникло финское «Юлейсрадио».
«Юлейсрадио» (Юле) унаследовало огромную десятитысячную аудиторию.
Постепенно улучшая качество информации и ее передачи, радио охватило всю
страну и стало очень популярным – в 1936 году во время Олимпийских Игр в
Берлине оно передало оттуда больше программ, чем радио какой-либо другой
страны. Спорт сегодня, как и в 30-х, был необычайно популярен с этой
Северной стране – стоимость радиоприемников в Финляндии значительно
повышалась перед крупными спортивными событиями.
Интерактивность финского радио зародилась очень рано – по предложению
одной учительницы «Юлейсрадио» организовала радиослужбу для школ: лекции,
радиопьесы, дискуссии, дополняющие преподавание школьных предметов. Чтобы
узнать мнение специалистов о программах, «Юлейсрадио» посылала слушателям
специальные анкеты. Пройдя ряд вех в развитии, аналогичных для многих стран
(передача церковных служб, радиотеатр, прямые трансляции спектаклей, отдел
драмы и декламации, занимавшейся написанием пьес), «Юлейсрадио» плавно,
сообразно нордическому характеру самих финнов, развивалось.
Только в 1953 году в Финляндии стали применяться FM-волны, тогда как
в США это было возможно еще в 1930-х годах, а в Европе – после Второй
мировой войны. В 1980-е годы исследователи заговорили о рождении «нового»
радио или «неорадио»[16]. Создание местных радиостанций (в 1985 году
лицензии на вещание получили 19 радиостанций, в 1989 – 65) расширило сети
радиовещания в стране и привело к рассеиванию «периферийных» слушателей
(см. выше). Децентрализация радиовещания повлекла структурные
преобразования в редакциях, увеличение вакансий. По данным исследования
Министерства транспорта и коммуникаций Финляндии, весной 1989 года на
службе местного коммерческого радио было занято в общей сложности 400
человек, из них 168 журналистов. В среднем на одной местной радиостанции
работало 10 человек (4 – журналисты).
Однако диверсификация радиоканалов реально не изменила структуру
вещания коммерческих станций – музыка круглые сутки, короткие новости, ни к
чему не обязывающий комментарий ди-джея, много рекламы и т. п., по
классическому стандарту коммерческого радио, сложившемуся еще в 1960-х
годах в США.
В 1997 году «Юлейсрадио» взяло курс на вещание в цифровом формате –
появились цифровые приемники. Однако преуспевающие финны не смогли сразу
перейти к новым технологиям, так что процесс модернизации идет и по сей
день.
Однако все эти внешние проявления сильно не меняют суть радиовещания
– сегодняшняя диверсификация каналов – одно из тех немногих серьезных
изменений, происшедших за десятки лет в этой сфере.
Подводя итог кратком обзору истории развития финского радио, приведем
некоторую статистическую информацию: финны слушают радио много – в 1998
году ежедневная аудитория составляла 76 % в возрасте от 12 до 69 лет. На
все СМИ тратилось 8 часов 30 минут в день, из них на радио – 2 часа 16
минут, на телевидение 3 часа 12 минут. Радио уделяют внимание в основном по
утрам в будничные дни перед уходом и в пути на работу – именно здесь это
самый популярный источник информации в Финляндии.
Итак, мы рассмотрели процесс эволюции финского радио, из которого
можно сделать вывод – первые десятилетия XX века Финляндия находилась под
властью Российского государства, затем участвовала в войнах, однако,
развитие радио не останавливалось и сегодня в этой небольшой стране радио
является очень развитым. В то время как в нашей стране нормальное развитие
радио началось 11 лет назад, что красноречиво доказывает положительное
влияние рыночной экономики на развитие СМИ.
1.3. Место рекламного сообщения в структуре вещания
Функции рекламы формируют ее специфику и место в радиопрограммах.
Радио функционирует в конкуренции с телевидением, периодическими изданиями
и старается максимально использовать свои возможности и преимущества, хотя
на сегодняшний день доля радио в общем объеме рекламного «пирога» очень
низкая, около 3-4% (что вдвое ниже, чем в среднем по миру)[17]. Радио в
смысле спектра рекламы находится между газетой и телевидением, даже ближе к
телевидению, но на радио внутренняя конкуренция остра как в никаких других
СМИ. Радио для слушателя – средство свободного доступа, за него не нужно
платить, поэтому радиостанции находятся в постоянной борьбе за аудиторию.
На слух можно воспринять далеко не все характеристики товаров. Радио
(в отличие от газет) «принудительно» предлагают свою рекламу слушателю.
Реклама в электронных коммуникациях более навязчива.
Объем времени, отведенного на рекламу на различных радиостудиях,
говорит о масштабах ее звучания. Вот объемы на FM-диапазоне. В декабре 2002
года радиостанции России, коммерческие и государственные, использовали
следующее время на рекламу (в секундах):
1. Авторадио — 257015.
2. Радио MAXIMUM — 195887.
3. Эхо Москвы — 188321.
4. Европа Плюс — 186024.
5. Динамит— 180149.
6. Хит - FM — 174741.
7. Русское радио — 171904.
8. Наше радио — 171622.
9. Шансон — 157904.
10. Радио Монте-Карло — 144401.
11. Love Radio — 99667.
12. Русское радио - 2 — 94875.
13. Радио России — 39489.
14. Маяк—33263.[18]
Таким образом, ежедневно слушатели вынуждены потреблять часы
рекламных сообщений, независимо от радиоканала, который они слушают. И чем
выше рейтинг радиостанции, тем больше рекламных сообщений она хочет
прокрутить, максимизировав свою прибыль.
Одним из принципов постановки рекламы в структуру эфира является
время выхода в эфир. Этот критерий значим потому, что в разное время
рекламу слушают различные целевые группы. Конечно, нужно учитывать и состав
аудитории той или иной станции, но грамотный рекламист должен размещать
рекламу глядя не только на портрет слушателя радио, но и на следующую
градацию по времени:
утро и после полудня – «время домохозяек»
вечер – время молодежи
после полудня в выходные – спортсменов
воскресенье утром – туристов
около 8 вечера – время служащих
ночью – работников транспорта.
Конечно, такая градация довольно относительна, но в целом она
зарекомендовала себя вполне работоспособной.
Есть в структуре вещания радиостанций такие «притягивающие» внимание
слушателя программы, в которые в первую очередь стремятся поставить
рекламные сообщения. Наиболее эффективными для включения рекламы являются
программы, содержащие интересную или важную информацию, например, сигналы
точного времени, сводка погоды и т. д.
Сегодня уже почти повсеместно укоренилась практика спонсирования
сводок погоды, новостей, ситуации на дорогах и пр. Например, каждый
водитель знает службу «A 24» именно потому, что она поставляет информацию о
пробках в Санкт-Петербурге на многие радиостанции – когда водители
напрягают слух для получения информации о заторах на дорогах, они наряду с
этой информацией получают и рекламу.
Логичным продолжением «обрамления» выпусков новостей и т. п.
рекламными блоками является «обрамление» аудиоспотов музыкой или другими
сообщениями.
Этот фактор тесно связан со временем выхода рекламного сообщения в
эфир. Несомненно, выгоднее разместить рекламу, скажем, женской косметики
сразу после мелодичной, «красивой» композиции популярного исполнителя, а
рекламу мобильных телефонов – после деловых новостей. Эти приемы опираются
на возникновение соответствующих ассоциаций. Здесь мы видим применение
психологии в чистом виде. В случае же с рекламным блоком, когда соседствуют
споты совершенно разных видов товаров или услуг, трудно вывести какие-либо
закономерности, в этом случае особенно важен «эффект края», когда наиболее
эффективны первое и последнее сообщения. В связи с этим важно сказать и о
продолжительности звучания радиорекламы, которая не только определяет место
рекламного сообщения в структуре вещания, но и влияет на результативность
рекламы.
Время – главный лимитирующий фактор в радиорекламе. В сценарии должно
быть нужное количество слов – не слишком много и не слишком мало. В
англоязычных странах принято считать 16 машинописных знаков за секунду.
Строка в 80 знаков занимает в эфире при средней скорости чтения 5 секунд.
Но русский язык отличен от английского и нельзя принимать эти цифры за
руководство к действию.
Использование шумовых эффектов ведет к сокращению текста. Поскольку
оплачивается время, а не слова, необходимо искать оптимальные варианты
сочетания всех элементов рекламы.
По рекомендациям психологов, продолжительность спота не должна
превышать 60-70 секунд, иначе человек не дослушает его до конца, а
длительность блока не должна быть меньше трех и больше десяти сообщений.
Итак, все вышеприведенные факторы влияют не только на место
рекламного сообщения в структуре вещания, но и на его эффективность.
1.4. Законодательные нормы и проблемы законодательного регулирования
рекламы
Средства Массовой Информации – четвертая власть. Но никто еще не
отменял три предыдущих. А потому знать законы нужно, и журналисту и
рекламисту в особенности.
Основными законодательными актами, регулирующими деятельность средств
массовой информации в общем и рекламной деятельности в частности, являются
закон о средствах массовой информации (принят 27 декабря 1991 г.) и закон о
рекламе (принят 14 июня 1995 г.).
Помимо этих законов, отношения, возникающие в процессе производства и
распространения рекламы, регулируются рядом Федеральных законов: «О рынке
ценных бумаг» (гл. 9 «О рекламе на рынке ценных бумаг»), «О лекарственных
средствах» (ст. 44 «Реклама лекарственных средств»), «О физической культуре
и спорте в РФ» (ст. 2, пункт 3), «Об авторском праве и смежных правах» и
ряде других.
Останавливаться на рассмотрении статей законов не целесообразно,
поэтому обратимся к проблемам в рамках законодательного регулирования
рекламы, которые требуют своего дополнительного решения.
Существующая в настоящее время общая тенденция к ужесточению
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|