Таможня
нормами единого федерального законодательства.
Термин «таможенное законодательство» следует рассматривать в широком
смысле этого слова, когда «законодательство» охватывает не только
Конституцию РФ и ее законы, но включает в себя также и подзаконные
нормативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы
Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые
акты Государственного таможенного комитета РФ, издаваемые им самостоятельно
либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают
Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». Иные законодательные
акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны
соответствовать нормам Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе».
К сожалению, это требование прямо не закреплено в действующем Таможенном
кодексе РФ, а неясность на этот счет формулировки ч. 1 ст. 5 ТК РФ нередко
приводит к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного
кодекса РФ с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих
правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновении на этой почве
правовых конфликтов, арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешают
подобного рода конфликты в соответствии с правилом: при коллизии норм
права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную
позднее.
Таможенное дело тесно связано с международными отношениями.
Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и
практикой — основное направление развития таможенного дела России на
современном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенного кодекса. В
интересах развития и укрепления международной экономической интеграции
Российская Федерация (и это отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с другими
государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает
соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного
права. При этом согласно ст. 6 ТК РФ применяется принцип приоритета
международного договора над внутренним российским таможенным
законодательством, т. е. если международным договором установлены иные
правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными
актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются
правила международного договора.
Нормы таможенного законодательства имеют и некоторую специфику своего
действия во времени: по общему правилу в таможенном деле применяются акты
законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных
документов таможенным органом Российской Федерации, за исключением случаев,
предусмотренных Таможенным кодексом и иными законодательными актами (ч. 2
ст. 5 ТК РФ). При незаконном перемещении товаров и транспортных средств
через таможенную границу таким днем считается день фактического перемещения
товаров и транспортных средств через таможенную границу. Если же такой день
установить невозможно, то датой незаконного перемещения товаров и
транспортных средств через таможенную границу принято считать дату
обнаружения таможенного правонарушения.
В таможенном законодательстве используется ряд специфических таможенно-
правовых терминов, таких как, например, «таможенная территория»,
«таможенная граница», «таможенный режим», «декларант», «таможенная пошлина»
и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как «товары» и
«транспортные средства», в таможенном законодательстве имеют свое
специфическое толкование.
Таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухопутная
территория, территориальные и внутренние воды, а также воздушное
пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской
исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные
острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает
исключительной Юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Сухопутной территорией Российской Федерации является вся суша,
находящаяся в пределах ее границ. Территориальные воды — это прибрежные
морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего
отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской
Федерации, или от линий, соединяющих точки, географические координаты
которых утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Известиях
Мореплавателей». В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может
устанавливаться международными договорами, а при их отсутствии — в
соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. К
внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону
берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод,
а также воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью
принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль.
На территории Российской Федерации могут находиться свободные
таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и
свободных складов согласно действующему Таможенному кодексу РФ (ст. 3)
рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской
Федерации.
В то же время следует отметить неточность: так, в части первой статьи
3 ТК РФ ясно сказано, что таможенную территорию Российской Федерации
составляют ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и
воздушное пространство над ними, а в части третьей — что территории
свободных таможенных зон и свободных складов, которые, по сути, являются
частью сухопутной территории Российской Федерации, рассматриваются как
невходящие в ее таможенную территорию. Такая неточность устранена в Проекте
нового Таможенного кодекса РФ, который рассматривает указанные территории
свободных таможенных зон и свободных складов как часть таможенной
территории Российской Федерации, а вот товары, находящиеся на этих
территориях, — как находящиеся вне ее таможенной территории.
Понятие «таможенная граница Российской Федерации» означает пределы ее
таможенной территории, куда входят и периметры свободных таможенных зон и
свободных складов. Причем принято различать внешнюю и внутреннюю таможенные
границы.
Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории
сопредельных государств и, как правило, совпадает с государственной
границей. На ней действует административно-правовой режим, устанавливаемый
законодательством о государственной границе. А внутреннюю таможенную
границу образуют периметры свободных таможенных зон и свободных складов,
находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страны. И хотя по
своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница
приравнена к внешней, порядок ее пересечения регламентируется только
нормами таможенного законодательства. В то же время, необходимо отметить,
что согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на территории Российской Федерации
не допускается установление таможенных границ. Отсюда следует, что
включение периметров свободных таможенных зон и свободных складов в
таможенную границу неправомерно, хотя и соответствует общемировому подходу
к этому вопросу.
Под термином «товары» в таможенном законодательстве следует понимать
любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности,
электрическую, тепловую и иные виды энергии, а также транспортные средства,
за исключением средств, используемых для международных перевозок пассажиров
и товаров. Практика выявила необходимость включить в это определение также
объекты интеллектуальной собственности (и это отражено в Проекте нового
Таможенного кодекса РФ), а также отнесенные к недвижимому имуществу
воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Товары подразделяйся на российские и иностранные. Российские товары –
это товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в
свободное обращение на ее территории, т. е. те товары, распоряжаться
которыми можно без разрешения таможенных органов. Все остальные товары
являются иностранными.
Транспортными средствами в таможенном деле признаются любые средства,
используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая
контейнеры и другое транспортное оборудование.
Под «перемещением через таможенную границу Российской Федерации»
понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию страны или
по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом,
включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование
трубопроводного транспорта и линий электропередач.
К указанным действиям относятся:
- при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию
Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и
свободных складов на остальную часть таможенной территории страны —
фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации;
- при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории
Российской Федерации и при ввозе товаров и транспортных средств с остальной
части ее таможенной территории на территорию свободных таможенных зон и на
свободные склады — подача таможенной декларации или иное действие,
непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти
либо ввезти товары или транспортные средства.
Перемещение через таможенную границу можно подразделить на правомерное
и неправомерное. Правомерное перемещение через таможенную границу
осуществляется в порядке, предусмотренном действующим таможенным
законодательством. А перемещение через таможенную границу с нарушением
установленных нормами таможенного законодательства требований (например,
вне определенных таможенными органами мест, с сокрытием от таможенного
контроля, с использованием поддельных документов и т. п.) признается
неправомерным и в зависимости от характера противоправного деяния
квалифицируется либо как административное правонарушение (нарушение
таможенных правил), либо как уголовное преступление в сфере таможенного
дела.
Термин «лица» включает в себя как предприятия, учреждения и
организации, т. е. юридические лица, так и физические лица. В таможенном
законодательстве встречаются понятия «российские лица», «иностранные лица»
и «лица, перемещающие товары».
К категории российских лиц относятся:
а) созданные в соответствии с российским законодательством
предприятия, учреждения и организации (т. е. юридические лица) с
местонахождением на территории России;
б) зарегистрированные на территории России лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
в) граждане России, постоянно проживающие на ее территории. Все иные
лица относятся российским таможенным законодательством к категории
иностранных.
В качестве лиц, перемещающих товары, следует понимать лица, являющиеся
собственниками товаров, их покупателями, владельцами, либо выступающие в
ином качестве, достаточном в соответствии с российским законодательством
для совершения с товарами действий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ,
от собственного имени.
Декларант — это лицо, перемещающее товары через таможенную границу,
или таможенный брокер (посредник), т. е. лицо, представляющее и
предъявляющее товары и транспортные средства на таможне от собственного
имени.
Перевозчик — это лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся
ответственным за использование транспортного средства.
Таможенный режим — это совокупность положений, определяющих статус
товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ,
для таможенных целей.
Таможенное оформление — это установленная нормами таможенного
законодательства процедура помещения товаров и транспортных средств под
определенный таможенный режим.
Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными
органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном
деле и иного законодательства РФ, контроль за исполнением которого отнесен
к компетенции таможенных органов.
Зона таможенного контроля — это специально выделенная и обозначенная
часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая в целях
осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного
законодательства Российской Федерации.
Таможенные платежи — это таможенная пошлина, налоги и иные платежи,
взимаемые в установленном порядке таможенными органами.
Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый таможенными органами при
перемещении товаров через таможенную границу РФ и являющийся неотъемлемым
условием такого перемещения.
Резиденты — это:
• физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской
Федерации, включая граждан России, временно находящихся за ее пределами;
• юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования
юридического лица), расположенные на территории России и образованные в
соответствии с российским законодательством, а также их филиалы и
представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации;
• российские дипломатические и другие официальные представительства,
находящиеся за пределами Российской Федерации.
Нерезиденты — это:
• физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами
Российской Федерации, включая временно в ней находящихся;
• юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования
юридического лица), созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской
Федерации, а также их филиалы и представительства в России;
• иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также
международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в
Российской Федерации.
Таможенная политика, цели и методы ее осуществления.
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического
суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной
торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий
всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой,
являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики
государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения
таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему
государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по
регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению
фискальных задач.
Основной целью таможенной политики любого государства является
обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не
исключение.
Цели таможенной политики России сформулированными в ст. 2 ТК РФ:
• обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного
контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;
• участие в реализации торгово-политических задач по защите российского
рынка;
• стимулирование развития национальной экономики;
• содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач
экономической политики России;
• иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и
Правительством Российской Федерации.
Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка
товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает
ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как
составная часть внешней политики государства, таможенная политика России
призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы
государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии
национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать
проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и
последующего подъема.
Формирование таможенной политики любого государства предполагает два
важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и
фритредерство.
Протекционизм — это политика, направленная на защиту собственной
промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на
внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и
ограничение импорта.
Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет всякие
помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-
либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также
способствует более выгодному международному разделению труда и
удовлетворению потребностей рынка.
Таможенный протекционизм впервые стал применяться в XVI веке в Англии
во время промышленного переворота. Для защиты создаваемых в стране
промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего
голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары,
которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены
количественные ограничения на ввоз товаров в Англию. Согласно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|