рефераты бесплатно

МЕНЮ


Таможня

нормами единого федерального законодательства.

Термин «таможенное законодательство» следует рассматривать в широком

смысле этого слова, когда «законодательство» охватывает не только

Конституцию РФ и ее законы, но включает в себя также и подзаконные

нормативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы

Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые

акты Государственного таможенного комитета РФ, издаваемые им самостоятельно

либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают

Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». Иные законодательные

акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны

соответствовать нормам Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе».

К сожалению, это требование прямо не закреплено в действующем Таможенном

кодексе РФ, а неясность на этот счет формулировки ч. 1 ст. 5 ТК РФ нередко

приводит к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного

кодекса РФ с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих

правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновении на этой почве

правовых конфликтов, арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешают

подобного рода конфликты в соответствии с правилом: при коллизии норм

права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную

позднее.

Таможенное дело тесно связано с международными отношениями.

Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и

практикой — основное направление развития таможенного дела России на

современном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенного кодекса. В

интересах развития и укрепления международной экономической интеграции

Российская Федерация (и это отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с другими

государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает

соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного

права. При этом согласно ст. 6 ТК РФ применяется принцип приоритета

международного договора над внутренним российским таможенным

законодательством, т. е. если международным договором установлены иные

правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными

актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются

правила международного договора.

Нормы таможенного законодательства имеют и некоторую специфику своего

действия во времени: по общему правилу в таможенном деле применяются акты

законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных

документов таможенным органом Российской Федерации, за исключением случаев,

предусмотренных Таможенным кодексом и иными законодательными актами (ч. 2

ст. 5 ТК РФ). При незаконном перемещении товаров и транспортных средств

через таможенную границу таким днем считается день фактического перемещения

товаров и транспортных средств через таможенную границу. Если же такой день

установить невозможно, то датой незаконного перемещения товаров и

транспортных средств через таможенную границу принято считать дату

обнаружения таможенного правонарушения.

В таможенном законодательстве используется ряд специфических таможенно-

правовых терминов, таких как, например, «таможенная территория»,

«таможенная граница», «таможенный режим», «декларант», «таможенная пошлина»

и др. Даже такие известные из гражданского права понятия, как «товары» и

«транспортные средства», в таможенном законодательстве имеют свое

специфическое толкование.

Таможенную территорию Российской Федерации составляют ее сухопутная

территория, территориальные и внутренние воды, а также воздушное

пространство над ними. В нее включаются также находящиеся в морской

исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные

острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает

исключительной Юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Сухопутной территорией Российской Федерации является вся суша,

находящаяся в пределах ее границ. Территориальные воды — это прибрежные

морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего

отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской

Федерации, или от линий, соединяющих точки, географические координаты

которых утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Известиях

Мореплавателей». В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может

устанавливаться международными договорами, а при их отсутствии — в

соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. К

внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону

берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод,

а также воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью

принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль.

На территории Российской Федерации могут находиться свободные

таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и

свободных складов согласно действующему Таможенному кодексу РФ (ст. 3)

рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской

Федерации.

В то же время следует отметить неточность: так, в части первой статьи

3 ТК РФ ясно сказано, что таможенную территорию Российской Федерации

составляют ее сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и

воздушное пространство над ними, а в части третьей — что территории

свободных таможенных зон и свободных складов, которые, по сути, являются

частью сухопутной территории Российской Федерации, рассматриваются как

невходящие в ее таможенную территорию. Такая неточность устранена в Проекте

нового Таможенного кодекса РФ, который рассматривает указанные территории

свободных таможенных зон и свободных складов как часть таможенной

территории Российской Федерации, а вот товары, находящиеся на этих

территориях, — как находящиеся вне ее таможенной территории.

Понятие «таможенная граница Российской Федерации» означает пределы ее

таможенной территории, куда входят и периметры свободных таможенных зон и

свободных складов. Причем принято различать внешнюю и внутреннюю таможенные

границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории

сопредельных государств и, как правило, совпадает с государственной

границей. На ней действует административно-правовой режим, устанавливаемый

законодательством о государственной границе. А внутреннюю таможенную

границу образуют периметры свободных таможенных зон и свободных складов,

находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страны. И хотя по

своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница

приравнена к внешней, порядок ее пересечения регламентируется только

нормами таможенного законодательства. В то же время, необходимо отметить,

что согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на территории Российской Федерации

не допускается установление таможенных границ. Отсюда следует, что

включение периметров свободных таможенных зон и свободных складов в

таможенную границу неправомерно, хотя и соответствует общемировому подходу

к этому вопросу.

Под термином «товары» в таможенном законодательстве следует понимать

любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности,

электрическую, тепловую и иные виды энергии, а также транспортные средства,

за исключением средств, используемых для международных перевозок пассажиров

и товаров. Практика выявила необходимость включить в это определение также

объекты интеллектуальной собственности (и это отражено в Проекте нового

Таможенного кодекса РФ), а также отнесенные к недвижимому имуществу

воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Товары подразделяйся на российские и иностранные. Российские товары –

это товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в

свободное обращение на ее территории, т. е. те товары, распоряжаться

которыми можно без разрешения таможенных органов. Все остальные товары

являются иностранными.

Транспортными средствами в таможенном деле признаются любые средства,

используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая

контейнеры и другое транспортное оборудование.

Под «перемещением через таможенную границу Российской Федерации»

понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию страны или

по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом,

включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование

трубопроводного транспорта и линий электропередач.

К указанным действиям относятся:

- при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию

Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и

свободных складов на остальную часть таможенной территории страны —

фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации;

- при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории

Российской Федерации и при ввозе товаров и транспортных средств с остальной

части ее таможенной территории на территорию свободных таможенных зон и на

свободные склады — подача таможенной декларации или иное действие,

непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти

либо ввезти товары или транспортные средства.

Перемещение через таможенную границу можно подразделить на правомерное

и неправомерное. Правомерное перемещение через таможенную границу

осуществляется в порядке, предусмотренном действующим таможенным

законодательством. А перемещение через таможенную границу с нарушением

установленных нормами таможенного законодательства требований (например,

вне определенных таможенными органами мест, с сокрытием от таможенного

контроля, с использованием поддельных документов и т. п.) признается

неправомерным и в зависимости от характера противоправного деяния

квалифицируется либо как административное правонарушение (нарушение

таможенных правил), либо как уголовное преступление в сфере таможенного

дела.

Термин «лица» включает в себя как предприятия, учреждения и

организации, т. е. юридические лица, так и физические лица. В таможенном

законодательстве встречаются понятия «российские лица», «иностранные лица»

и «лица, перемещающие товары».

К категории российских лиц относятся:

а) созданные в соответствии с российским законодательством

предприятия, учреждения и организации (т. е. юридические лица) с

местонахождением на территории России;

б) зарегистрированные на территории России лица, занимающиеся

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

в) граждане России, постоянно проживающие на ее территории. Все иные

лица относятся российским таможенным законодательством к категории

иностранных.

В качестве лиц, перемещающих товары, следует понимать лица, являющиеся

собственниками товаров, их покупателями, владельцами, либо выступающие в

ином качестве, достаточном в соответствии с российским законодательством

для совершения с товарами действий, предусмотренных Таможенным кодексом РФ,

от собственного имени.

Декларант — это лицо, перемещающее товары через таможенную границу,

или таможенный брокер (посредник), т. е. лицо, представляющее и

предъявляющее товары и транспортные средства на таможне от собственного

имени.

Перевозчик — это лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся

ответственным за использование транспортного средства.

Таможенный режим — это совокупность положений, определяющих статус

товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ,

для таможенных целей.

Таможенное оформление — это установленная нормами таможенного

законодательства процедура помещения товаров и транспортных средств под

определенный таможенный режим.

Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными

органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном

деле и иного законодательства РФ, контроль за исполнением которого отнесен

к компетенции таможенных органов.

Зона таможенного контроля — это специально выделенная и обозначенная

часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая в целях

осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного

законодательства Российской Федерации.

Таможенные платежи — это таможенная пошлина, налоги и иные платежи,

взимаемые в установленном порядке таможенными органами.

Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый таможенными органами при

перемещении товаров через таможенную границу РФ и являющийся неотъемлемым

условием такого перемещения.

Резиденты — это:

• физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской

Федерации, включая граждан России, временно находящихся за ее пределами;

• юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования

юридического лица), расположенные на территории России и образованные в

соответствии с российским законодательством, а также их филиалы и

представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации;

• российские дипломатические и другие официальные представительства,

находящиеся за пределами Российской Федерации.

Нерезиденты — это:

• физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами

Российской Федерации, включая временно в ней находящихся;

• юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования

юридического лица), созданные в соответствии с законодательством

иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской

Федерации, а также их филиалы и представительства в России;

• иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также

международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в

Российской Федерации.

Таможенная политика, цели и методы ее осуществления.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического

суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной

торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий

всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой,

являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики

государства. И хотя действующий Таможенный кодекс РФ не дает определения

таможенной политики, в общем виде ее можно представить как систему

государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по

регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению

фискальных задач.

Основной целью таможенной политики любого государства является

обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не

исключение.

Цели таможенной политики России сформулированными в ст. 2 ТК РФ:

• обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного

контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;

• участие в реализации торгово-политических задач по защите российского

рынка;

• стимулирование развития национальной экономики;

• содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач

экономической политики России;

• иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и

Правительством Российской Федерации.

Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка

товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает

ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как

составная часть внешней политики государства, таможенная политика России

призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы

государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии

национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать

проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и

последующего подъема.

Формирование таможенной политики любого государства предполагает два

важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и

фритредерство.

Протекционизм — это политика, направленная на защиту собственной

промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на

внутреннем рынке. Для него характерны высокие таможенные тарифы и

ограничение импорта.

Фритредерство – это политика свободной торговли. Она устраняет всякие

помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-

либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также

способствует более выгодному международному разделению труда и

удовлетворению потребностей рынка.

Таможенный протекционизм впервые стал применяться в XVI веке в Англии

во время промышленного переворота. Для защиты создаваемых в стране

промышленных предприятий от конкуренции иностранных товаров (прежде всего

голландских и французских) были введены высокие ставки пошлин на товары,

которые Англия начала производить у себя. Кроме того, были введены

количественные ограничения на ввоз товаров в Англию. Согласно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.