Таможня
Таможня
Таможенное дело и таможенная политика России.
История таможенного дела и таможенной политики России.
В настоящее время, в эпоху коренных изменений в экономике России,
либерализации внешнеэкономической деятельности и восстановления функции
таможни как регулятора внешнеэкономических связей изучение таможенно-
правовых отношений как предмета и в целом таможенного дела как объекта
правового регулирования отрасли таможенного права следует проводить не
только на основе произошедших в последнее десятилетие глобальных перемен в
этой сфере, но и опираясь на многовековой опыт и традиции российской
таможни в ее далеком прошлом. При этом особое внимание следует обратить на
труды Д. И. Менделеева, К. Лодыженского, Н. Н. Шапошникова, А. И. Потяева,
Л. Н. Маркова, Ю. Г. Кисловского и ряда других ученых.
Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и
торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его
зарождения определить вряд ли возможно, но, как утверждают историки, уже в
Ш веке до н. э. в городе Тарифа (в нынешней Андалузии), в провинции Кадис,
на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые
составлена таблица, в которую вносилось название товара, его единицы
измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через
Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок
и величину пошлины была названа в честь города — «тариф». С тех пор
таможенный тариф стал для государства одним из важнейших инструментов
пополнения казны (а ныне — государственного бюджета).
В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период
существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с
продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на
перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых
или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки
и складирования товаров. Их появление историки относят к VШ веку. В
Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены
«осмничее» и «мыт» — сбор за провоз товаров через внешние или внутренние
заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за
покровительство, оказываемое купцам.
Большое влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-
татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга»,
т. е. пошлина, от которой произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать
пошлину, «таможня» — место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, ну и,
естественно, «таможенник» — служилый человек, взымавший тамгу.
Картины развития таможенного дела в Киевской Руси и других
государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность всегда
была в удовлетворении потребностей государственной казны посредством
взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнеторговых связей.
А по мере того, как складывалось само понятие торговых пошлин и
сопутствующих им торговых сборов за право купли-продажи товаров,
формировались обычаи, правила и процедуры их взимания или невзимания (т. е.
формировались таможенные правила), создавалась и развивалась таможенная
служба, обустраивались таможни. Со временем все эти меры получили свое
организационное, правовое и дипломатическое (международно-правовое)
закрепление.
Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли,
посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на
формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране. Тем
самым она обеспечивала животворное воздействие торговли на политическую,
экономическую и социальную сферы общественной жизни, в том числе на
становление общероссийского рынка, включение его в сферу
межгосударственного обмена. Прогрессивные по своему характеру эти процессы
со временем превратились в один из решающих факторов утверждения русской
государственности, объединения удельно-княжеской Руси вокруг Москвы,
создания централизованного российского государства, установления и развития
его международных связей.
В начале XVI века, когда завершилось создание Московского государства,
предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте
таможенникам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные правовые нормы и о
порядке сбора пошлин с некоторых товаров. Позже, в Таможенной Новгородской
грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г., наряду с росписями о ставках
пошлин с товаров, впервые было отражено требование о ведении таможенных
книг. Постепенно складывалось таможенное законодательство, и
упорядочивались процедуры его применения.
По мере становления и развития в России централизованного государства
развивалась и его таможенная охрана (прототип современных таможенных
органов), основной задачей которой являлся сбор пошлин для пополнения
государственной казны.
К середине XVII века таможни имелись практически во всех городах и
иных крупных поселениях, а в больших городах (в Москве и др.) их было по
нескольку. Формирование таможен и их укомплектование служилыми людьми
(таможенниками) в то время осуществлялось двумя способами.
Первый способ именовался «верным» способом исходя из того, что
таможенная служба строилась на безвозмездной основе — «служба на веру»: к
выполнению обязанностей на таможне привлекались представители купечества,
посадских людей и уездных крестьян, они принимали присягу и на
безвозмездной основе в течение определенного срока отбывали повинность.
Возглавляли таможни так называемые «таможенные головы» — представители
купечества, назначаемые на должность царским указом. Суть деятельности
таких таможен сводилась к следующему: намечалась определенная сумма пошлин
к сбору за год и если по итогам г. суммы собранных пошлин превышали ранее
намеченную величину, то таможенные головы и иные служилые люди поощрялись.
Вторым способом формирования таможен и сбора пошлин в те времена была
«сдача таможен на откуп»: заинтересованное лицо заранее вносило в
государственную казну определенную сумму денег, равную среднему сбору
таможенных пошлин за несколько прошедших лет, получало за это «таможню на
откуп» и далее в течение г. собирало все пошлины в свою пользу, формируя
при этом штат таможни на свое усмотрение.
Какой из этих способов пополнения казны за счет таможенных пошлин был
более приемлемым и эффективным, сказать однозначно трудно. В обоих способах
были и свои плюсы, и свои минусы.
Бурное развитие таможенное дело в России получило в период
царствования Петра I. Этому способствовало бурное развитие промышленности,
мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю,
многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь
русским товарам в Европу. Активизировалось развитие внешней торговли, в чем
немалую роль сыграл таможенный тариф 1724 г. Таможенная политика России
тогда носила явную протекционистскую направленность. Высокими таможенными
пошлинами (до 75 % с цены) облагались товары, производство которых в России
было уже освоено или налаживалось (это железо, парусина, шелк, воск, сухие
кожи и др.). На товары, не производимые в стране, пошлина была умеренная
(от 4 до 10 %), вывозимые товары облагались пошлиной всего в 3 %, за
исключением промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для
российских фабрик, вывоз которых был практически запрещен.
Свидетельств влияния российской таможенной политики на международные
отношения, международную торговлю очень много. Впечатляет исторический факт
о том, что Наполеон избрал в качестве повода для вторжения в Россию
принятый ей в 1811 г. таможенный тариф, сорвавший, по существу,
установленную им экономическую блокаду Англии.
Немало в истории и так называемых «таможенных войн». Примером могут
служить взаимоотношения России и Германии в период 1893—1894 гг., когда в
течении полугода эти страны в отношении друг друга трижды поднимали ставки
ввозных таможенных пошлин. Причиной этого послужило непредоставление
Германией льгот для ввоза и транзита русских товаров.
При всей сложности и противоречивости исторического пути российской
таможни опыт его свидетельствует о том, что таможенное дело, таможенная
политика в России сложились как важнейшая сфера экономической политики
государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты
национальных интересов.
Создание таможенной системы России в современный период опирается на
ее предшествующий опыт, в том числе накопленный и в советский период
развития нашего государства.
После революции 1917 г. Советское правительство начало национализацию
и монополизацию внешней торговли. Кроме этого, рано весьма скептически
отнеслось к таможенной системе царской России и принялось усердно ее
реформировать. В период «военного коммунизма» даже высказывались
предложения о закрытии таможенных учреждений за ненадобностью.
К началу 30-х годов функции таможенных органов принципиально
сократились, а численность их работников существенно уменьшилась. В
конечном итоге практическая реализация ленинской идеи государственной
монополии внешней торговли сделала систему таможенного контроля чисто
формальным инструментом регулирования внешней торговли, что и продолжалось
вплоть до 1990 г., когда в СССР начались демократические преобразования,
затронувшие и таможенную службу. Более полувека (с 1930 по 1990 год)
таможенные методы регулирования внешнеэкономической деятельности
использовались в незначительной мере, уступив место политическим и
идеологическим факторам.
И лишь начиная с 1991 г., когда был провозглашен принцип либерализации
внешней торговли, повлекший за собой бурный рост числа участников
внешнеэкономической деятельности, вновь стали расширяться функции и задачи,
стоящие перед таможенными органами. В это время были предприняты попытки
трансформировать таможенную службу государства-монополиста в новую
управленческую структуру, ориентированную на функционирование в рыночных
условиях, в результате чего приняты Таможенный кодекс СССР 1991 г. и Закон
СССР «О таможенном тарифе». Эти документы внесли существенные изменения в
организацию таможенного дела в стране и были важным правовым инструментом
регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.
Моментом начала формирования и развития современного таможенного дела
в нашей стране следует считать конец 1991 г. Распад СССР на ряд независимых
государств, становление новой российской государственности, либерализация
внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение
и в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали
необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с
существующими реалиями.
Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела Российской
Федерации.
Термин «таможенное дело» в его современном понимании охватывает
довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и
внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в
стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер
и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного
российского общества.
Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика,
а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской
Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей,
таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения
таможенной политики в жизнь. Это определение хотя и носит законодательный
характер (оно содержится в ст. 1 ныне действующего Таможенного кодекса РФ
1993 г.), но все же недостаточно полно и точно его характеризует, не
охватывает целый ряд важных составных частей таможенного дела, которые на
самом деле входят в него в качестве самостоятельных блоков. В частности,
ничего не сказано о ведении таможенной статистики и Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности, о правоохранительной деятельности
таможенных органов и пр.
Кроме того, содержащееся в ст. 1 ТК РФ определение оставляет
невыясненным вопрос о содержании таможенной политики и ее месте в структуре
таможенного дела: почему, по каким основаниям таможенная политика включена
в качестве составной части в понятие таможенного дела? В Таможенном кодексе
СССР 1991 г., например, таможенная политика не включалась в понятие
таможенного дела, а рассматривалась отдельно и трактовалась весьма кратко —
как составная часть внешней и внутренней политики СССР. В действующем же
Таможенном кодексе РФ определена как часть таможенного дела, хотя
зафиксированные в ст. 2 ТК РФ содержание и цели этой политики далеко
выходят за рамки таможенного дела.
По смыслу ст. 2 ТК РФ целями таможенной политики являются, в том числе
регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики
России. Очевидно, что это выводит ее за рамки таможенного дела. В понятие
таможенного дела должна входить не таможенная политика, а средства ее
реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров
и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление
и др.
Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в
собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность
специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно,
прежде всего, как деятельность.
В последние два-три года в Государственном таможенном комитете РФ при
участии специалистов Российской таможенной академии разработан Проект
нового Таможенного кодекса России, который более емко, чем действующий
Таможенный кодекс, характеризует понятие таможенное дело — это сфера
деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику
страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через
таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств»
взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.
Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской
Федерации (п. «ж» ст. 71). Это означает исключительное право государства на
выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой
является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной
территории и централизацию таможенного дела в стране.
Единство таможенной территории и таможенного дела конкретизировано в
ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На территории Российской Федерации не
допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо
препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых
средств».
Структуру современного таможенного дела в общем виде можно представить
следующим образом:
1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных
средств;
2) таможенные режимы;
3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
4) таможенное оформление;
5) таможенный контроль;
6) предоставление таможенных льгот;
7) ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности;
8) правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере
таможенного дела.
Любое деление таможенного дела на те или иные отдельные части является
условным и рассматривать их по отдельности нужно через призму единства и
тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в
совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и
правоохранительных целей таможенного дела.
Экономические цели таможенного дела: достигаются посредством
пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при
перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу
Российской Федерации.
Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством
установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые
через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления
запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи
разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите
государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и
здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей
общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в
обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с
незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации
Наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и
археологического достояния и т. д.
Законодательство о таможенном деле. Основные понятия, используемые в
законодательстве о таможенном деле.
На территории Российской Федерации действует единое таможенное
законодательство. Его единство обусловлено отнесением таможенного дела к
федеральной компетенции и, соответственно, регулированием его только
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|