Инвестиции и структура экономики Украины
Накопленный опыт в деле регулирования инвестиционной деятельности может
быть использован в ходе начатых в Украине реформ, которые, в основном,
свелись к либерализации цен и которые привели к новым извращениям в
структуре экономики. Структура промышленного производства еще более
деформировалась: при его общем спаде в наибольшей степени сокращается
производство потребительских товаров. Структура экономики Украины, прежде
всего вследствие существующей ценовой, бюджетной и денежно-кредитной
политики изменяется только в худшую сторону. Повышения цен и пересмотры
заработной платы только усугубляют ситуацию. Меры экономической реформы,
проводимые под лозунгом приближения к лучшим мировым образцам, в
практической плоскости ведут к дальнейшему отдалению от этих образцов.
Поскольку перелив капитала, инвестиций в высокорентабельные, социально
ориентированные рыночные сферы не происходит, то и во всей структуре
экономики никаких положительных сдвигов нет.
Известно, что Украина унаследовала крайне устаревший производственный
аппарат, который находился в состоянии стагнации не меньше 20 лет. В 1996-
1990 гг. только 25% инвестиций направлялись на обновление производственных
фондов. Остальные же поддерживали базовый уровень производства
возрастающими объемами капитального ремонта.
Потребности экономики в воспроизводстве основных фондов удовлетворялись
лишь на 50%. В начале 90х гг., в срочной замене нуждалось более четверти
общего объема основных фондов и в том числе, около 40% машин и оборудования
1. Характерной чертой национальной экономики стало повышение показателя
износа действующих основных производственных фондов над показателем вводы
новых. Подобного положения нет ни в одной развитой стране мира.
Даже в предкризисный период структура валового и чистого накопления в
Украине почти полностью совпадала со структурой накопления, свойственной
для кризисных лет в США, а “обвальное” сокращение накопления, имеющее место
у нас в последние годы, можно сравнить только с великой депрессией в США в
1929-1934 гг. Опыт этой страны показывает, что без повышения нормы
производственного накопления, выйти из кризиса невозможно. Структурно-
технологическое обновление производственного потенциала происходит только
на основе роста нормы прибавочного продукта, накопления и инвестиций,
изменения модели воспроизводства производственных фондов.
Нужно иметь в виду: если мы даже остановим спад производства, но не
сделаем решительных шагов в ресурсосбережении, то эволюционные тенденции
почти не повлияют на увеличение национального дохода. При относительно
медленных изменениях в макроструктуре, должны происходить более интенсивные
изменения в микроструктуре, то есть замена одних изделий – на другие – под
рыночный спрос, что, в свою очередь, обратно воздействует и на изменения в
макроструктуре. Увеличение накопления позволит интенсифицировать выпуск
инвестиционных товаров.
Пока не достигнуто наращивание соответствующей массы финансового
капитала для инвестиций, структурная перестройка в экономике возможна за
счет маневра существующими инвестиционными ресурсами и совершенствования
механизма расширенного воспроизводства. Как следует из таблицы 4, в 1993 г.
капитальные вложения в народное хозяйство составили 14134 млн. (в ценах
1991 г.), в том числе 9611 млн. крб. (в ценах 1991 г.) – по объектам
производственного назначения. При этом
1 Дзись Г., Структурная перестройка экономики Украины, - Экономика
Украины, 1994, №6, с.17
Таблица 4.
Капитальные вложения в народнохозяйственный комплекс Украины в
1991 – 1995 гг. *
| |Годы |
|Показатели | |
| |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |
|Млн. крб. | | | | | |
|Капитальные вложения предприятий и | | | | | |
|организаций всех форм собственности|49713|31363|28103|21768|14134|
| | | | | | |
| | | | | | |
|В том числе: | | | | | |
|негосударственных |13562|8685 |9881 |7996 |5435 |
| | | | | | |
|за счет централизованных источников| | | | | |
|финансирования | |8740 |6183 |5007 |3533 |
| |13144| | | | |
|в объекты производственного | |20092|16593|14403|9611 |
|назначения | | | | | |
| |32872| | | | |
* Таблица составлена на основе данных: Статистический ежегодник Украины
за 1995 год.
К. Техника, 1996, с.273-274 (цифры приведены в ценах 1991 года).
финансирование за счет централизованных источников достигло 3533 млн. крб.
(в ценах 1991 г.) 1.
Как видим, преобладающая часть инвестиций формировалась на уровне
хозяйственных структур, тогда как в 1991 г. определяющую роль в
формировании инвестиционных ресурсов играло государство.
Перемещение инвестиционной деятельности из централизованных источников
в децентрализованные привело к некоторой потере управления инвестиционным
процессом, к стихийному формированию единичных и локальных программ
накопления и воспроизводства, к использованию на эти цели довольно
незначительных средств даже по сравнению с теми возможностями, которые есть
в распоряжении предприятий. Значительная часть децентрализованного
накопления не используется вследствие, во первых, опережающего подорожания
машин и оборудования, во-вторых, нехватки материальных ресурсов, в-третьих,
отсутствия надлежащих интересов и мотивации к быстрому технологическому
обновлению, ведь рыночные механизмы еще не действуют в полную силу,
кооперация с поставщиками энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих
изделий нарушена, надежных заказчиков нет. Поэтому значительная часть денег
остается нереализованной, а накопленные финансовые ресурсы в несколько раз
превышают реальный объем инвестиций. При надлежащей рыночной мотивации это
дает надежду на возможность не только поддерживать и развивать жизненно
необходимые инвестиционные структуры, но и активизировать сам
инвестиционный процесс.
Для этого необходимо по-настоящему включить регуляторы усиления
инвестиционной деятельности, стимулировать ее не только снятием налогов на
инвестиции, но и формированием достаточно крупных бюджетных и внебюджетных
инвестиционных и инновационных фондов, межотраслевой и межрегиональной
кооперацией и интеграцией, созданием наиболее благоприятных условий для
иностранных инвесторов. При этом на структурную перестройку в экономике
необходимо направлять не менее 50% долгосрочных кредитов банков.
Если в Украине не произойдет финансовая стабилизация, то мы, в конце
концов, будем обречены на структурную перестройку по схеме, свойственной
странам “третьего мира”, с полным подчинением нашей экономики экономике
развитых стран, со всеми вытекающими из этого последствиями.
1 Статистический ежегодник Украины за 1995 год. К. Техника, 1996, с.273-
274
Глава 2. Особенности формирования инвестиционных ресурсов в рыночной
экономике.
Экономический кризис, который продолжается в Украине с конца 80х гг.,
имеет в своей основе много и долгосрочных и краткосрочных факторов, которые
его обусловили и предопределяют его углубление. Но среди них есть такой,
который периодически присущ экономикам разных стран всех экономических
систем. Он связан с состоянием инвестиционного процесса в экономике страны,
который, в конечном итоге, определяет возможности экономического развития,
а также состояние структуры экономики. Поэтому при обеспечении структурной
трансформации экономики, в особенности глубинной, фундаментальной, всегда
стоит проблема поиска соответствующих механизмов, источников, которые дают
возможность достичь необходимых результатов.
Выход Украины из кризиса требует разработки и реализации эффективной
государственной инвестиционной политики. Ее необходимость обусловлена
прежде всего тем, что инвестиции и связанные с ними структурные сдвиги в
экономике, играют ключевую роль в формировании макроэкономических
пропорций. Инвестиционная деятельность – это стержень всего процесса
расширенного воспроизводства и быстрая ликвидация многих диспропорций в
развитии народного хозяйства зависит непосредственно от нее. Значимость
инвестиций, в воспроизводственном процессе,
Б. Селигмен характеризует следующим образом: “Воспроизводство – это процесс
инвестирования экономики”. 1
Сложность, в регулировании инвестиционной деятельности, заключается в
том, что она охватывает разносторонние области экономической жизни – сферу
научно-технического прогресса, государственное управление экономикой,
финансово-банковскую деятельность, коммерческий расчет предприятий,
ценообразование и т.д. Зачастую проблему инвестирования сводят к методам
распределения ресурсов капитальных вложений. В связи с этим в
инвестиционный процесс включают лишь фондосоздающие отрасли. В этом
понимании формирование материально-технической базы рассматривается как бы
в отрыве от всего процесса расширенного воспроизводства, в котором
участвуют добавочные средства производства и образуются накопления. Ведь
уровень издержек и рентабельность производства, фондоемкость продукции и
фондоотдача, окупаемость вложений характеризуют единый процесс накопления
не менее чем, скажем, затраты на проектирование и строительство и т.д.
Инвестиционный процесс, отражающий воспроизводство средств
производства, включает формирование накопляемой части национально дохода,
распределение и финансирование капитальных вложений, использование основных
фондов. Иное толкование было бы свидетельством искусственного обособления
капитального строительства из единого воспроизводственного комплекса.
Необходимо отметить, что рыночные отношения в инвестиционной
деятельности прежде всего затрагивают ее источники. Если рассматривать
национальную экономику в целом, то источниками инвестиционных вложений
выступают фонд возмещения, в виде амортизационных отчислений и фонд
накопления, выступающий как часть национального дохода. На уровне же
предприятий и объединений, иных хозяйствующих субъектов она осуществляется
за счет собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизация,
денежные накопления, сбережения населения, финансовые средства юридических
лиц и т.д.), одолженных финансовых средств инвесторов (облигационные
займы,банковские и бюджетные кредиты), привлеченных финансовых средств
инвесторов
1 Селигмен Б., Основные течения современной экономической мысли, М.
Наука, 1968, с.348
(средств, которые получают от продажи акций и облигаций, паевых и других
взносов граждан и юридических лиц), а также бюджетных инвестиционных
ассигнований. В структуре этих бюджетных кредитов постоянно возрастает доля
кредитов частному сектору. Если в январе 1994 г. эта доля составляла 23,5%,
то в ноябре в частный сектор государство вложило больше, чем в
государственный - 51,4% всех кредитов, а с учетом рефинансирования , эта
доля превышает 4/5 всех кредитных средств. 1 Само по себе это явление, в
условиях стабильной экономики, носит нормальный характер. Но в условиях
огромного дефицита бюджета, чрезмерной инфляции – это крайне негативное
явление.
Необходимо сказать, что финансовая инфраструктура рынка, обеспечивает
аккумуляцию накоплений и обращает их эффективные инвестиции. Это, в
особенности, актуально для Украины в настоящий период развития и
становления ее рыночных структур, поиска адекватных рыночным формам
хозяйствования форм осуществления инвестиционного процесса. В роли
институциональных инвесторов выступают, как правило, инвестиционные и
коммерческие банки, инвестиционные и пенсионные фонды, холдинг-компании,
страховые компании, компании по торговле ценными бумагами и др. Именно с
помощью этой системы сбережения населения трансформируются в инвестиции.
Кредитно-финансовая сфера (финансово-кредитный рынок) предоставляет
средства (в виде определенных финансовых средств) для инвестиций в
распоряжение предприятий и других хозяйствующих субъектов и именно на нем
происходит перемещение денежных средств из тех секторов экономики, где
имеется их избыток, в те секторы, которые испытывают в них недостаток, а
также из отраслей с меньшей прибыльностью на вложения, в отрасли с большей
прибыльностью.
В целом, говоря об источниках инвестиций, следует отметить, что они
определяются уровнем развития экономики, ее эффективности и отдачей
используемых ресурсов. В этом смысле сложившаяся, в настоящее время, в
Украине кризисная ситуация фактически подорвала инвестиционный процесс как
на макро- так и на микроуровнях. Односторонняя инфляционная политика в
Украине быстро привела к разрушительной гиперинфляции, небывалому росту цен
и обесцениванию денег. Падение наполовину валового внутреннего продукта при
сокращении и ухудшении структуры внешнеторгового оборота с обострением
дефицита платежного баланса говорит само за себя. Внутренние фонды
накопления и потребления съедаются неплатежами и инфляцией, что парализует
воспроизводственный процесс и хозяйственное развитие. Приток внешнего
капитала в Украину на структурное и качественное обновление производства
остается мизерным, а отток из внутреннего оборота (в связи с отсутствием
разумной валютно-финансовой и курсовой политики), а также перемещение в
сферу теневого оборота (в связи с непомерными налогами и платежами)
товарных ресурсов и финансовых средств приобрел неоправданные масштабы.
Почти прекращены инвестиционные и инновационные процессы в производственной
сфере. Капитальные вложения предприятий всех форм собственности в 1992 г.
уменьшилось на 40%, а в 1993 г. – еще на 22%.2 Для производителей стали
недоступными кредитные источники коммерческих банков. И это в условиях
физического и морального износа производственных фондов, достигающих почти
критической границы 60% 3, за которыми начинаются разрушительные процессы в
экономике, возрастает опасность увеличения аварий и катастроф.
Предпринимательская деятельность в собственном товарном производстве
заморожена.
Усиливается деформация макро- и микроэкономической структуры. При
существующем общем спаде в промышленности, производство товаров для
обеспечения массового рыночного спроса потребителей сокращается
опережающими темпами.
1 Голос Украины, 1995, 21.
2 Лукинов И., Экономическая наука и государственная экономическая
политика. –
Экономика Украины, 1994, №5, с.3
3 Народное хозяйство Украины в 1993 году. Статистический ежегодник. К.
Техника, 1994, с.74
На государственных предприятиях, эксплуатирующих основные фонды, в
последнее
время показатели фондоотдачи снижались (см. табл. 9). В экономике Украины,
в 80-е годы, наметилась устойчивая тенденция к снижению основных
показателей общественного производства, а также и к снижению
капиталоотдачи. Так, за 1981-1985 гг. среднегодовые темпы роста валового
общественного продукта составляли 3,5%, а за 1986-1990 года всего лишь
1,9%. Основные производственные фонды, за эти периоды, соответственно
возрастали за год на 5,3% и 3,9%. Рост производительности общественного
труда также приостановился за указанный период с 3,5% до 3,0%. Все это
отражалось на капиталоотдаче и фондоотдаче. В среднем, за 1981-1985гг.
фондоотдача в народном хозяйстве Украины в целом, снижалась на 2%, а в 1986-
1990 годах на 1,6%.1 В настоящий период, эта тенденция еще более
усиливается. Так, если в 1990 году, в расчете на 1 крб. основных
производственных фондов, приходилось примерно 0,37 крб. национального
дохода, то в 1992 г. 0,26 крб. (расчеты произведены в сопоставимых
ценах).2 Фондоотдача в 1991 году снизилась на 17%, а в 1992 году на 20,8%.3
Производительность общественного труда снизилась в 1991 году на 11% по
сравнению с 1990 годом, в 1992 году еще на 13,8% против 1991 года, а в 1993
году еще на 13,2% против уровня 1992 года.4
Показатель рентабельности (по отношению к совокупным фондам)
недостаточно отражает уровень и динамику эффективности производственных
фондов. Ведь балансовая прибыль (числитель при расчете рентабельности)
может увеличиваться и при вводе недостаточно эффективных новых фондов и в
условиях необоснованного роста цен. При исходном высоком уровне
рентабельности предприятия не заинтересованы в осуществлении вложений,
которые выгодны всей экономике, так как они снижают их индивидуальную норму
рентабельности.
На разных стадиях кругооборота основных фондов необходимо свести в
единый механизм экономическое управление непрерывным инвестиционным
процессом, который нами понимается как трансформация инвестиций в рост
национального дохода.
В настоящее время, в сфере управления инвестициями, необходимо
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|