Политико-правовая концепция русского либерализма
проявление свободы, вытекающее из природы человека. Право собственности, по
Чичерину, есть коренное юридическое начало, вытекающее из свободы человека
и устанавливающее полновластие лица над вещью. Вторжение государства в
область собственности и стеснение права хозяина распоряжаться своим
имуществом, утверждал Чичерин, всегда является злом.
Из свободы как источника права проистекает и понятие договора как
соглашения воль контрагентов, писал Чичерин. Он замечал, что, подобно тому,
"как собственность есть явление свободы в отношении к физическому миру, так
договор есть явление свободы в отношении к другим людям"[8]. Анализируя
институты частного права, ученый отстаивал неприкосновенность
наследственного права, непоколебимость прав, приобретенных субъектами
права. На государстве лежит обязанность охраны законных прав и интересов
граждан, а само оно, по Чичерину, возникает как результат общей воли на
основе одного из трех видов общественных союзов: семейного, гражданского
или церковного. При этом важную роль в формировании государственной идеи
играет один из нескольких факторов — завоевания, религия или «постепенное
развитие жизни и ее потребностей». Чичерин противопоставляет средневековое
государство (анархия, сословная рознь, крепостное право, господство силы) и
буржуазное государство Нового времени (господство всеобщего порядка и
благоденствия). На основании этого противопоставления Чичерин делает вывод
о том, что государство — это «высший союз, который призван сдерживать
частные силы и не дозволяет одним покорять себе других... Всякое частное
порабощение противоречит государственным началам»[9] .
Ученый выступал против уравнения имущественного положения граждан. Если
формальное равенство (равенство перед законом) составляет требование
свободы, то материальное равенство (равенство состояний) свободе
противоречит. Поскольку материальные и умственные силы, способности людей
не равны, то и результаты их деятельности не могут быть одинаковы. Свобода,
утверждал Чичерин, необходимо ведет к неравенству состояний. Уничтожить
неравенство, замечал он, можно, только подавив свободу и превратив человека
в орудие государственной власти, которая, налагая на всех общую мерку,
может, конечно, установить общее равенство, но равенство не свободы, а
рабства.
Задача права, по учению Чичерина, — не уничтожить разнообразие, но
сдерживать его в должных пределах, мешая естественному неравенству перейти
в неравенство юридическое, мешая свободе одного посягать на свободу других.
Таким образом, в центре концепции Чичерина — личность со своими правами
и свободами. Он провозгласил принцип: "Не лица для учреждений, а учреждения
для лиц"[10]. Только в обществе, замечал ученый, человек может реализовать
все свои способности, входя по своему усмотрению в тот или иной
общественный союз. Государство лишь управляет совокупными интересами
народа, но вся область личной деятельности человека лежит вне его.
Основными элементами государства, по Чичерину, являются: 1), власть, 2)
закон, 3) свобода, 4) общая цель.
Через призму прав и свобод личности Чичерин анализировал различные
образы правления. Каждый народ, по его мнению, в своей истории не ограничен
раз навсегда установленной какой-либо одной формой политической власти. С
изменением жизненных условий видоизменяются и формы государства. Чичерин
исследовал абсолютизм, аристократию, демократию, конституционную монархию,
условия их возникновения, развития и падения. Высшей стадией развития идеи
государства Чичерин считал конституционную монархию, в которой, как он
утверждал, различные начала общежития приводятся к идеальному единству:
"Монарх представляет начало власти, народ и его представители — начало
свободы, аристократическое собрание — постоянство закона, и все эти
элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для
достижения общей цели"[11].
Теория конституционализма Чичерина расходилась с порядками самодержавной
России, о которых он не раз отзывался критически: "Для того, чтобы Россия
могла идти вперед, необходимо, чтобы произвольная власть заменилась
властью, ограниченной законом и обставленной независимыми
учреждениями"[12]. Этот либеральный тезис Чичерина напрямую перекликается
со взглядами М.М. Сперанского.
Чичерин был современником реформ и контрреформ в периоды царствования
Александра II и Александра III. Перспективы развития государственного и
правового строя России по-разному ставились и обсуждались в газетах того
времени, в различных обществах и кружках. Чичерина тревожило то, что
"либерализм", по-разному толкуемый и понимаемый, стал модой, а рассуждения
ряда новомодных "либералов" расходились с его представлениями о свободе.
Этим была обусловлена оценка Чичериным современных ему видов либерализма.
Чичерин различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный,
охранительный. "Уличный либерал, — писал он, — не хочет знать ничего, кроме
собственного своеволия... Он жадно сторожит каждое буйство, он хлопает
всякому беззаконию, ибо само слово закон ему ненавистно... Он готов стереть
с лица земли всякого, кто не разделяет его необузданных порывов.
...Отличительная черта уличного либерала та, что он всех своих противников
считает подлецами. ...Тут стараются не доказать, а отделать, уязвить или
оплевать".
Второй вид либерализма, по Чичерину, — оппозиционный, в котором нет
требования позитивных действий, а присутствует только "наслаждение самим
блеском оппозиционного положения". "Оппозиционный либерализм понимает
свободу с чисто отрицательной стороны. Отменить, разрушить, уничтожить —
вот вся его система", — писал Чичерин. Верх благополучия оппозиционного
либерализма, по его мнению, — "освобождение от всяких законов, от всяких
стеснений. Этот идеал, неосуществимый в настоящем, он переносит в будущее,
или же в давно прошедшее". С помощью нескольких категорий-ярлыков этот вид
либерализма, замечал Чичерин, судит обо всех явлениях общественной жизни.
"Похвалу означают ярлыки: община, мир, народ, выборное начало,
самоуправление, гласность, общественное мнение и т.п.". Кроме того,
"постоянная оппозиция неизбежно делает человека узким и ограниченным.
Поэтому, — писал Чичерин, — когда наконец открывается поприще для
деятельности, предводители оппозиции нередко оказываются неспособными к
правлению, а либеральная партия, по старой привычке, начинает
противодействовать своим собственным вождям, как скоро они стали
министрами"[13].
Позитивный смысл свободе может придать, по убеждению Чичерина, только
либерализм охранительный. Необходимо действовать, понимая условия власти,
не становясь к ней в систематически враждебное отношение, не предъявляя
безрассудных требований, не сохраняя беспристрастную независимость. Власть
и свобода нераздельны так же, как нераздельны свобода и нравственный закон.
Сущность охранительного либерализма состоит, согласно концепции Чичерина, в
примирении начала свободы с началом власти и закона. В политической жизни
лозунг охранительного либерализма означает: "Либеральные меры и сильная
власть, — либеральные меры, предоставляющие обществу самостоятельную
деятельность, обеспечивающие права граждан, — сильная власть,
блюстительница государственного единства, связующая и сдерживающая
общество, охраняющая порядок, строго надзирающая за исполнением закона,
внушающая гражданам уверенность, что во главе государства есть твердая рука
и разумная сила"[14].
В своих работах по вопросам государства и права Чичерин настоятельно
доказывал необходимость реформ политической жизни в России. В 1882—1883 гг.
Он исполнял обязанности Московского городского головы, участвовал в
подготовке реформ, однако его гласный призыв к ним на официальном собрании
16 мая 1883 г. был истолкован как требование конституции, вызвал
недовольство Александра III, царскую опалу и отстранение Чичерина от
государственной деятельности.
3. Либеральная концепция права и государства С.А. Муромцева
и Н.М. Коркунова.
Идея организованного правопорядка принадлежит С.А. Муромцеву, одному
из лидеров русского либерального движения, профессору гражданского права
юридического факультета Московского университета, лидеру конституционно-
демократической партии, председателю I Государственной думы и
представителю социологической школы права.
Именно он разработал теорию социальной защиты, осуществляемой обществом
организованно и неорганизованно. В первом случае защита осуществляется
посредством специальных органов и в рамках особого порядка. Во втором
случае защита осуществляется применительно к обстоятельствам. В первом
случае защита проводится в точных формах с использованием церемониалов, при
соблюдении установленных пределов и приемов. Это и есть правовая или
юридическая форма защиты, порождающая целый ряд отношений властвования и
подчинения. Юридическая защита ограждает фактическое отношение от
случайного произвола, вместе с тем превращая его в принудительное.
«Юридическая (организованная) защита составляет основное отличительное
свойство права, своим существованием обуславливающее и вызывающее другие
характерные свойства его»[15].
Вся совокупность субъективных прав образует правопорядок, защищающий
систему существующих общественных отношений. Юридические нормы составляют
важнейший фактор правопорядка, поскольку они направляют действия органов и
лиц, которые держат в своих руках юридическую защиту отношений:
административных властей, суда, частных лиц (субъектов гражданских прав).
Однако сила власти, формулирующей нормы, не абсолютна. Она действует рядом
и совместно с другими силами, которые таким образом оказывают влияние на
образование правового порядка и могут расходиться с ней в своем
направлении.
Эти факторы могут действовать в противоречии с юридической нормой и
парализовать ее действие. Поэтому все нормы делятся на «действующие» и
«мертвые». Задача социологической истории права заключается в выявлении
закономерностей развития права в его конкретной действительности и не
подменяется описанием текстов законов. Под правом в целом Муромцев понимает
правовой порядок.
Н.М. Коркунов описывает государственную власть как феномен,
определяемый не волей властвующего субъекта, а сознанием зависимости
подвластного. «Государственная власть не есть надо всем господствующая
единая воля, проявляющаяся в деятельности органов власти. Государственная
власть есть сила, основанная на сознании людьми своей зависимости от
государства. Поэтому носителем государственной власти являются не одни
органы власти, а все государство, все граждане. Их сознание своей
зависимости от государства создает ту силу, которая объединяет государство
в одно целое. Органы же власти только распорядители, диспозитарии этой
силы. Единство государства не в единстве воли этих органов, а в единстве
той силы, которой все они распоряжаются»[16].
По мнению Коркунова, изучаемые им феномены власти находятся, по
крайней мере, в двоякой зависимости от психологических факторов.
Во-первых, тот факт, что личность является составным элементом сразу
нескольких общественных групп, защищает ее от поглощения некой тотальной
идеей. «Дело в том, — пишет Коркунов, — что общество, являясь психическим
единением людей, допускает в силу этого принадлежность человека
одновременно ко многим разнообразным общениям. Личность поэтому, хотя и
есть продукт общества, но не одного какого-нибудь, а совместно многих
обществ. Влиянию каждого из этих обществ личность противопоставляет свою
зависимость от ряда других обществ, и в этой одновременной зависимости...
она находит противовес исключительному влиянию на нее каждого из них в
отдельности»[17]. Такой социально-психологический плюрализм обеспечивает
личности известную автономию, но она в силу парадоксальных причин стремится
вписаться в систему отношений властвования, ориентируясь прежде всего на
отношения подчинения.
Во-вторых, что более важно, картина властных отношений
интерпретируется Коркуновым применительно не к источнику власти, а к ее
объектам. И здесь власть как реально существующий факт разлагается на ряд
чисто психических элементов, а именно переживаний подвластных субъектов.
Власть, с этой точки зрения, не предполагает непременно направленной на
властвование воли. Коркунов подчеркивает, что для отношений властвования не
требуется, чтобы сознание зависимости основывалось на реалиях: для
возникновения их необходимо только сознание зависимости, а не ее
реальность.
Итак, подводя итоги второй главы, нужно отметить, что к началу XX века
на этом направлении либерализм исчерпал себя. В государственных и правовых
концепциях все отчетливее стала проявляться тяга к некоему единству,
коллективизации, органичности и объективности. Кризис либерализма породил
религиозно-философское направление в русской общественной мысли, своими
корнями уходившее в славянофильство и «русскую идею». В сфере политической,
государственной и правовой мысли это была попытка синтеза традиционного
консерватизма с либеральным индивидуализмом (персонализмом).
Глава III.
Второе пришествие либерализма в Россию.
Одним из наиболее сенсационных явлений истории России уже в конце XX
в. стало возвращение в нее устоев либерализма. Второе его пришествие после
кризиса начала века и 70-летнего изгнания исполнено поразительных
перипетий. Воспринятый российским обществом сначала (в 1987-1988 гг.) в
качестве своего рода дополнения к социализму, либерализм затем стремительно
обретает самостоятельность и в течение трех лет одерживает триумфальную
победу над коммунистическим режимом.
В 1991 г. политические силы, выступившие под либерально-демократическим
знаменем, фактически, мирным путем взяли в свои руки политическую власть в
стране. О таком триумфе либералы в дооктябрьской России не могли даже
мечтать. Но не менее поразителен последующий исторический поворот: не
прошло и года после начала чисто либеральных реформ, как массы россиян
разочаровались и в них, и в своих прежних политических кумирах. В
дальнейшем влияние этой идеологии в России неуклонно снижалось, и сегодня
она пребывает в состоянии глубокого кризиса.
В отечественной историографии пока еще мало исследований на эту тему.
Представители отечественной общественно-политической мысли оценивают
либерализм и его судьбу в России в зависимости от своей партийно-
политической позиции: национал-патриоты и коммунисты считают его чужеродным
явлением, продуктом иностранного влияния; представители противоположного,
"демократического" лагеря в последние годы озабочены по преимуществу
выяснением причин стремительного падения его влияния в России после 1991 г.
При этом "разочаровавшиеся" демократы объясняют неожиданный для них поворот
реформ "перерождением" или "предательством" своих политических соратников,
оказавшихся после 1991 г. у власти, а также тем, что те действовали не в
строгом соответствии с заветами либерально-демократического движения
оппозиционного периода.
Явная растерянность и противоречивость в объяснении резкого падения
авторитета либеральной демократии заключены в оценках Л. Тимофеева,
являющегося одним из видных идеологов современного российского либерализма.
В 1993 г. он объявил роковой ошибкой демократов из диссидентского лагеря их
вступление в альянс в конце 80-х гг. с "демократами" из КПСС и помощь этим
"двуличным политикам" в обретении власти. Стремительное нравственное
падение последних, по его заключению, дискредитировало либеральную
демократию в целом. В 1995 г. Л. Тимофеев высказывался уже в том духе, что
в России вообще не было и нет условий для либерально-демократического
общества, причем главными его противниками объявляются уже не эгоистичные
"верхи", а консервативные "низы".
Исторические условия распространения либерализма в России на рубеже 80-90-х
гг. обладали существенными отличиями от условий его развития в
дооктябрьской России. В 80-х гг. в России, казалось бы, вообще
отсутствовала "естественная среда" для его распространения (частная
собственность, рынок и экономическая конкуренция, гражданское общество и
политические свободы). По воспринятым многими современными российскими
политиками и обществоведами меркам западных советологов Россия была
тоталитарно-коммунистическим обществом, с либерализмом вообще
несовместимым. Тем более актуален и закономерен вопрос: почему переход
этого общества в либерально-демократический режим осуществлялся
эволюционным путем и так стремительно? Тому есть несколько причин, и одна
из них, на мой взгляд, имеет прямое отношение к характеру советского
общества 60-80-х гг.
Согласно выводу ряда исследователей в этом обществе происходила неуклонная
эрозия тоталитарных принципов и формировались внутренние механизмы и
предпосылки преодоления тоталитаризма и перехода в фазу либерально-
демократической модернизации. Среди исследований, содержащих данный вывод,
одним из наиболее весомых является монография американского профессора М.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|