Политико-правовая концепция русского либерализма
Политико-правовая концепция русского либерализма
Министерство образования Российской Федерации.
Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова.
факультет социально-политических наук
Реферат
Политико-правовая концепция
русского либерализма
Выполнил: студент ПЛ. - 22
Григорьев П. В.
Научный
руководитель:
Епархина О.В.
Ярославль 2002г.
Содержание.
Введение
Глава I. Истоки либерализма в международном аспекте
Глава II. Классический либерализм в России:
2.1 Проекты либеральных преобразований Сперанского
2.2 Политико-правовые учения Б.Н. Чичерина
2.3 Либеральная концепция права и государства С.А. Муромцева и
Н.М.Коркунова.
Глава III. Второе пришествие либерализма в Россию.
3.1 Радикал-либерализм
3.2. Социал-либерализм
Заключение
Список литературы
ВВЕдение.
Либерализм — (от латинского слова liberalis — свободный) по прямому
смыслу — свободомыслие, вольнодумство; - это политическая идеология,
обосновывающая процесс обособления и становления самостоятельного индивида,
ставящая в центр внимания защиту его естественных прав и свобод от
вмешательства властей[1].
Такое определение либерализма можно встретить почти в каждом учебнике по
политологии или политической истории. Оно является классическим в своем
роде. Но для настоящего понимания либерализма, на мой взгляд, его не
достаточно. Либерализм имеет много ипостасей как в историческом, так и в
национально-культурном и идейно-политическом измерениях. В трактовке
основополагающих вопросов, касающихся взаимоотношений общества, государства
и отдельного индивида, либерализм представляет собой весьма сложное и
многоплановое явление, проявляющееся в различных вариациях, отличающихся
как внутри отдельных стран, так и особенно на межстрановом уровне. Он
ассоциируется с такими, ставшими привычными для современного общественно-
политического лексикона, понятиями и категориями, как идеи самоценности
индивида и соответственности за свои действия; частной собственности как
необходимого условия индивидуальной свободы; свободного рынка, конкуренции
и предпринимательства, равенства возможностей и т.д.; разделения властей,
сдержек и противовесов; правового государства с принципами равенства всех
граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств; гарантии
основных прав и свобод личности (совести, слова, собраний, создания
ассоциаций и партий и т.д.); всеобщего избирательного права и т.д.
Очевидно, что либерализм - это комплекс принципов и установок, которые
лежат в основе программ политических партий и политической стратегии того
или иного правительства или правительственной коалиции либеральной
ориентации. Вместе с тем либерализм - это не просто некая доктрина или
кредо, он представляет собой нечто неизмеримо большее, а именно тип и
способ мышления. Как подчеркивал один из ведущих его представителей XX в.
Б. Кроче: «либеральная концепция - метаполитическая, выходящая за рамки
формальной теории политики, а также в определенном смысле этики и
совпадающая с общим пониманием мира и действительности. Это система
воззрений и концепций в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-
идеологических ориентации и установок, который не всегда ассоциируется с
конкретными политическими партиями или политическим курсом. Это
одновременно теория, доктрина, программа и политическая практика»[2].
Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему,
открытую влиянию со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения
в общественной жизни и модифицирующуюся в соответствии с новыми
реальностями. Об этом свидетельствуют все перипетии и основные вехи
формирования и эволюции либерализма.
При всей своей многовариантности либерализм имеет общие корни и
определенный комплекс концепций, идей, принципов и идеалов, в совокупности
делающих его особым типом общественно-политической мысли.
В силу необъятности проблемы и невозможности рассмотрения ее в рамках
одного реферата, в своей работе я поставил цель подробно проанализировать
политико-правовую концепцию более узкого спектра, а именно русского
либерализма. Вскрыть его особенности, остановится на наиболее видных
представителях. Ввиду многоплановости данной задачи, я попытался
построить исследование отталкиваясь от узловых проблем, характеризующих
специфичность русского либерализма.
Особенно в реферате я остановился на развитии идеологии либерализма в
Российской Федерации на современном этапе. Это придает исследуемой мною
теме еще большую актуальность. В последнее время события, происходящие на
российской политической и идеологической арене, вызывают особый интерес.
Наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой
истории. На мой взгляд, обращение к исследованию либерализма, его развитию,
очень важно для России именно сейчас. Для того чтобы каждый гражданин мог
ясно представлять, что такое права и свободы, идеи самоценности; частной
собственности и т.д., поскольку в противном случае, он не сможет сделать
для себя правильный вывод о том, какую позицию по отношению к политическому
курсу, и государственной власти он занимает, и о том, что бы он желал в них
изменить.
Глава I.
Истоки либерализма в международном аспекте.
Само понятие "либерализм" вошло в общественно-политический лексикон в
начале XIX в. Первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 г.
"либералами" называли группу делегатов-националистов в кортесах (испанской
разновидности протопарламента), заседавших в Кадисе. Затем оно вошло в
английский и французский и вслед за ними во все европейские языки.
Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу,
Реформации, ньютоновской научной революции. У его истоков были идеи таких
разных авторов, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, А. Смит, В.
Гумбольдт, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, Б. Кон-стан, А. де Токвиль и др. На
протяжении всего XIX в. эти идеи были развиты И. Бентамом, Дж. С. Миллем,
Т.Х. Грином, Л. Хобхаузом, Б. Бозанкетом и другими представителями западной
общественно-политической мысли. Несомненный вклад в формирование
либерального мировоззрения внесли представители европейского и
американского Просвещения, французские физиократы, приверженцы английской
манчестерской школы, представители немецкой классической философии,
европейской классической политэкономии.
При всех различиях общее между этими разными мыслителями, идейными
направлениями и движениями состояло в том, что они, каждый по своему, в
соответствии с реальностями своего времени высказывались за пересмотр
устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решению важнейших
социально-экономических и политических проблем, за перестройку потерявших
эффективность общественно-политических и государственных институтов, за
ревизию, определенную модификацию и модернизацию основных положений,
доктрин и концепций в соответствии с изменившимся положением вещей в
обществе, с новыми тенденциями общественно-исторического развития.
Участники английской буржуазной революции середины XVII в., "славной"
революции 1688 г., войны за независимость США (или американской революции),
несомненно, руководствовались многими из тех идеалов и принципов, которые
позже стали составной частью либерального мировоззрения.
Поворотным пунктом в размежевании современных течений западной
общественно-политической мысли следует считать Великую французскую
буржуазную революцию. Основополагающие идеи и установки, ставшие важнейшими
системообразующими составляющими классического либерализма, были
сформулированы в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и
конституции 1791 г. Либеральные принципы в той или иной степени получили
практическое осуществление в ограниченном конституционном строе,
установленном во Франции в 1814 г., особенно после июльской революции 1830
г., а также в Третьей республике в 1870 г. Ощутимых успехов они добились в
Швейцарии, Голландии, Скандинавских странах. Немаловажную роль либералы
сыграли в объединении Италии и Германии и формировании государственной
системы этих стран. Своеобразным полигоном, на котором либеральные идеи
проходили главную проверку и испытание, стали Великобритания и США.
В России в силу целого комплекса причин либеральное мировоззрение
укоренилось сравнительно позже - в конце XIX - начале XX в. Но тем не менее
представители русской общественно-политической мысли внесли собственную
лепту в понимание и разработку либерализма, но об этом я расскажу
несколько позднее.
Либерализм формировался, развивался и утверждался в различных социально-
исторических и национально-культурных условиях. При близком рассмотрении в
либерализме обнаруживается весьма причудливое разнообразие оттенков,
переходных ступеней, противоречий и т.д. Как правило, выделяют две
исторически сложившиеся либеральные традиции: англосаксонская и
континентальноевропейская. В XIX в. первая ассоциировалась со свободной
торговлей, интернационализмом, развитием конституционных норм и укреплением
демократических ценностей. На политической арене носительницей важнейших
ценностей и принципов этой традиции стала либеральная партия
Великобритании. С самого своего возникновения она постепенно наращивала
поддержку со стороны избирателей и влияние в обществе, пока во второй
половине XIX в. не превратилась в одну из двух ведущих политических партий
страны. Однако с выдвижением на политическую авансцену лейбористской
партии, которая привлекла на свою сторону рабочий класс, либералы стали
постепенно терять свои позиции. В 1940-1945 гг. они в последний раз
участвовали в правительственной коалиции.
Что касается континентальноевропейской традиции, то в ней больший
акцент делался на процессы национальной консолидации и отказ от всех форм
экономического, политического и интеллектуального авторитаризма. В силу
большого разнообразия исторических условий в каждой стране либерализм обрел
собственную окраску. Постепенно в нем выделились два соперничающих между
собой течения - умеренных и прогрессистов. Последние, в свою очередь, также
характеризовались разнообразием идеологических позиций, что, в частности,
проявилось в названиях их партий - от либералов до радикалов.
Разнородность как самого либерализма в качестве особого течения
общественно-политической мысли, так и либеральных партий в разных странах
объяснялась главным образом тем, что в разных странах с различной степенью
остроты вставали проблемы обеспечения экономических свобод, конституционных
реформ или секуляризации государства. Дополнительным фактором, определившим
различие идеологической окраски либеральных партий в отдельных странах,
стала проблема национального возрождения и объединения, как это было,
например, в Италии и Германии. Здесь либерализм стал одной из мобилизующих
сил национально-государственного объединениям.
Соображения экономии места не позволяют затрагивать особенности
развития либерализма в европейских странах. Но без этого краткого анализа
либерализма в международном аспекте, сложно представить специфику русского
либерализма, его идеи и принципы, обусловленные соответствующими
национально-культурными и историческими реальностями.
Итак, обратимся к развитию классического либерализма в России.
Глава II.
Классический либерализм в России.
В конце XVIII века -первой половине XIX в., в то время когда в Европе
понятие "либерализм" прочно вошло в общественно-политический лексикон и
шло активное формирование либерального мировоззрения, государственный и
общественный порядок Российской империи находился на прежних основаниях.
Дворянство, составлявшее малую часть населения, оставалось господствующим,
привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы государству
помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто
потребительский «класс рабовладельцев». Из дворян формировались бурно
растущие в то время канцелярии бюрократического аппарата империи. В стране
царил чиновничий и помещичий произвол. Правительство предпринимало попытки
проведения общественных реформ, но проблемы изменения государственного
строя или совершенствования законодательства в России первой половины XIX
в. практически отступали. Острейшим явился вопрос о крепостном праве.
«Целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн.
душ обоего пола, — писал В. О. Ключевский в своем Курсе русской истории, —
целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного
произвола владельца... Крепостное русское село превращалось в негритянскую
североамериканскую плантацию»[3].
Государственная политика выражала интересы основной массы дворянства.
Правительство порой осознавало опасность углубляющейся розни основных
сословий, но сколько-нибудь существенные реформы провести было неспособно.
Как во всяком самодержавном государстве, политика России во многом зависела
от личности монарха. Так еще в конце XVIII в. Павел I отменил некоторые
привилегии дворян и законодательно ограничил барщину тремя днями в неделю;
но он же роздал в частное владение (дворянам) около 100 тыс. дворцовых и
казенных крестьян.
Однако постепенно набирали силу иные тенденции. Темпы развития
экономики неуклонно замедлялись, что влекло за собой все большее отставание
России от Запада, ослабление ее в хозяйственном, военном и политическом
отношении. В высших эшелонах власти процветали фаворитизм, взяточничество,
бюрократизм, коррупция. Перед обществом реально встал вопрос о
правомерности существования сложившейся феодально-крепостнической системы.
Этот вопрос о переменах в самих основах устройства российского общества
стал восприниматься уже не как отвлеченная проблема, а как жизненная
потребность. Невозможность управления страной старыми методами,
необходимость общественных преобразований явились той необходимой
предпосылкой возникновения в России либеральной идеологии.
Важную роль здесь сыграли просветительские идеи французских XVIII в.
(Вольтера, Дидро, Монтескье и др.) мыслителей. Французское просветительство
продолжало оставаться базой для распространения среди передовой части
русского общества реформаторских настроений. Именно в этой среде
формировалось убеждение в необходимости общественных преобразований. Таким
образом, ранние политические и идеологические движения либерального типа в
России имели западническую ориентацию.
Либерализм, укрепивший свои позиции в процессе реформ середины XIX в.,
ставил своей целью преобразовать общественный, политический и
государственный строй России в соответствии с образцами мирового,
естественного, европейского пути развития. Основными положениями
либералистских доктрин стали: капитализм со свободой предпринимательства и
частной инициативы, права и свободы индивидуальной личности, светский
характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право,
парламент, конституционная монархия (с предельно ограниченной властью
монарха) или республика, «правовое государство» и режим законности.
Важно отметить, что нарастающие противоречия феодального строя в России
отражались в постоянном противостоянии и столкновениях либеральной и
охранительной (консервативной) идеологий. Наиболее яркими проявлениями
назревшего кризиса крепостничества и самодержавия были возникновение тайных
обществ и выступление декабристов.
Либеральное движение в России развивалось в стесненных режимом
условиях, его социальная база была неширокой, поэтому многие положения
классического либерализма были здесь интерпретированы применительно к
местным условиям. Явным примером такой интерпретации, является политико-
правовая доктрина М.М. Сперанского.
1. Проекты либеральных преобразований Сперанского
Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в
начале своего царствования обещал управлять народом "по законам и по сердцу
своей премудрой бабки" Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные
воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе.
Основной заботой правительства провозглашалась подготовка коренных
(основных) законов для уничтожения "произвола правления". В обсуждение
проектов реформ были вовлечены придворные вельможи. Обсуждались
относительно мелкие вопросы и разрозненные реформы некоторых
государственных учреждений, пока в окружение императора не попал
талантливый мыслитель и государственный деятель Михаил Михайлович
Сперанский (1772—1839).
По заданию Александра I Сперанский подготовил ряд проектов
усовершенствования государственного строя империи, по существу, проектов
российской конституции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|