рефераты бесплатно

МЕНЮ


Политико-правовая концепция русского либерализма

Политико-правовая концепция русского либерализма

Министерство образования Российской Федерации.

Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова.

факультет социально-политических наук

Реферат

Политико-правовая концепция

русского либерализма

Выполнил: студент ПЛ. - 22

Григорьев П. В.

Научный

руководитель:

Епархина О.В.

Ярославль 2002г.

Содержание.

Введение

Глава I. Истоки либерализма в международном аспекте

Глава II. Классический либерализм в России:

2.1 Проекты либеральных преобразований Сперанского

2.2 Политико-правовые учения Б.Н. Чичерина

2.3 Либеральная концепция права и государства С.А. Муромцева и

Н.М.Коркунова.

Глава III. Второе пришествие либерализма в Россию.

3.1 Радикал-либерализм

3.2. Социал-либерализм

Заключение

Список литературы

ВВЕдение.

Либерализм — (от латинского слова liberalis — свободный) по прямому

смыслу — свободомыслие, вольнодумство; - это политическая идеология,

обосновывающая процесс обособления и становления самостоятельного индивида,

ставящая в центр внимания защиту его естественных прав и свобод от

вмешательства властей[1].

Такое определение либерализма можно встретить почти в каждом учебнике по

политологии или политической истории. Оно является классическим в своем

роде. Но для настоящего понимания либерализма, на мой взгляд, его не

достаточно. Либерализм имеет много ипостасей как в историческом, так и в

национально-культурном и идейно-политическом измерениях. В трактовке

основополагающих вопросов, касающихся взаимоотношений общества, государства

и отдельного индивида, либерализм представляет собой весьма сложное и

многоплановое явление, проявляющееся в различных вариациях, отличающихся

как внутри отдельных стран, так и особенно на межстрановом уровне. Он

ассоциируется с такими, ставшими привычными для современного общественно-

политического лексикона, понятиями и категориями, как идеи самоценности

индивида и соответственности за свои действия; частной собственности как

необходимого условия индивидуальной свободы; свободного рынка, конкуренции

и предпринимательства, равенства возможностей и т.д.; разделения властей,

сдержек и противовесов; правового государства с принципами равенства всех

граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств; гарантии

основных прав и свобод личности (совести, слова, собраний, создания

ассоциаций и партий и т.д.); всеобщего избирательного права и т.д.

Очевидно, что либерализм - это комплекс принципов и установок, которые

лежат в основе программ политических партий и политической стратегии того

или иного правительства или правительственной коалиции либеральной

ориентации. Вместе с тем либерализм - это не просто некая доктрина или

кредо, он представляет собой нечто неизмеримо большее, а именно тип и

способ мышления. Как подчеркивал один из ведущих его представителей XX в.

Б. Кроче: «либеральная концепция - метаполитическая, выходящая за рамки

формальной теории политики, а также в определенном смысле этики и

совпадающая с общим пониманием мира и действительности. Это система

воззрений и концепций в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-

идеологических ориентации и установок, который не всегда ассоциируется с

конкретными политическими партиями или политическим курсом. Это

одновременно теория, доктрина, программа и политическая практика»[2].

Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему,

открытую влиянию со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения

в общественной жизни и модифицирующуюся в соответствии с новыми

реальностями. Об этом свидетельствуют все перипетии и основные вехи

формирования и эволюции либерализма.

При всей своей многовариантности либерализм имеет общие корни и

определенный комплекс концепций, идей, принципов и идеалов, в совокупности

делающих его особым типом общественно-политической мысли.

В силу необъятности проблемы и невозможности рассмотрения ее в рамках

одного реферата, в своей работе я поставил цель подробно проанализировать

политико-правовую концепцию более узкого спектра, а именно русского

либерализма. Вскрыть его особенности, остановится на наиболее видных

представителях. Ввиду многоплановости данной задачи, я попытался

построить исследование отталкиваясь от узловых проблем, характеризующих

специфичность русского либерализма.

Особенно в реферате я остановился на развитии идеологии либерализма в

Российской Федерации на современном этапе. Это придает исследуемой мною

теме еще большую актуальность. В последнее время события, происходящие на

российской политической и идеологической арене, вызывают особый интерес.

Наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой

истории. На мой взгляд, обращение к исследованию либерализма, его развитию,

очень важно для России именно сейчас. Для того чтобы каждый гражданин мог

ясно представлять, что такое права и свободы, идеи самоценности; частной

собственности и т.д., поскольку в противном случае, он не сможет сделать

для себя правильный вывод о том, какую позицию по отношению к политическому

курсу, и государственной власти он занимает, и о том, что бы он желал в них

изменить.

Глава I.

Истоки либерализма в международном аспекте.

Само понятие "либерализм" вошло в общественно-политический лексикон в

начале XIX в. Первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 г.

"либералами" называли группу делегатов-националистов в кортесах (испанской

разновидности протопарламента), заседавших в Кадисе. Затем оно вошло в

английский и французский и вслед за ними во все европейские языки.

Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу,

Реформации, ньютоновской научной революции. У его истоков были идеи таких

разных авторов, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, А. Смит, В.

Гумбольдт, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, Б. Кон-стан, А. де Токвиль и др. На

протяжении всего XIX в. эти идеи были развиты И. Бентамом, Дж. С. Миллем,

Т.Х. Грином, Л. Хобхаузом, Б. Бозанкетом и другими представителями западной

общественно-политической мысли. Несомненный вклад в формирование

либерального мировоззрения внесли представители европейского и

американского Просвещения, французские физиократы, приверженцы английской

манчестерской школы, представители немецкой классической философии,

европейской классической политэкономии.

При всех различиях общее между этими разными мыслителями, идейными

направлениями и движениями состояло в том, что они, каждый по своему, в

соответствии с реальностями своего времени высказывались за пересмотр

устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решению важнейших

социально-экономических и политических проблем, за перестройку потерявших

эффективность общественно-политических и государственных институтов, за

ревизию, определенную модификацию и модернизацию основных положений,

доктрин и концепций в соответствии с изменившимся положением вещей в

обществе, с новыми тенденциями общественно-исторического развития.

Участники английской буржуазной революции середины XVII в., "славной"

революции 1688 г., войны за независимость США (или американской революции),

несомненно, руководствовались многими из тех идеалов и принципов, которые

позже стали составной частью либерального мировоззрения.

Поворотным пунктом в размежевании современных течений западной

общественно-политической мысли следует считать Великую французскую

буржуазную революцию. Основополагающие идеи и установки, ставшие важнейшими

системообразующими составляющими классического либерализма, были

сформулированы в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и

конституции 1791 г. Либеральные принципы в той или иной степени получили

практическое осуществление в ограниченном конституционном строе,

установленном во Франции в 1814 г., особенно после июльской революции 1830

г., а также в Третьей республике в 1870 г. Ощутимых успехов они добились в

Швейцарии, Голландии, Скандинавских странах. Немаловажную роль либералы

сыграли в объединении Италии и Германии и формировании государственной

системы этих стран. Своеобразным полигоном, на котором либеральные идеи

проходили главную проверку и испытание, стали Великобритания и США.

В России в силу целого комплекса причин либеральное мировоззрение

укоренилось сравнительно позже - в конце XIX - начале XX в. Но тем не менее

представители русской общественно-политической мысли внесли собственную

лепту в понимание и разработку либерализма, но об этом я расскажу

несколько позднее.

Либерализм формировался, развивался и утверждался в различных социально-

исторических и национально-культурных условиях. При близком рассмотрении в

либерализме обнаруживается весьма причудливое разнообразие оттенков,

переходных ступеней, противоречий и т.д. Как правило, выделяют две

исторически сложившиеся либеральные традиции: англосаксонская и

континентальноевропейская. В XIX в. первая ассоциировалась со свободной

торговлей, интернационализмом, развитием конституционных норм и укреплением

демократических ценностей. На политической арене носительницей важнейших

ценностей и принципов этой традиции стала либеральная партия

Великобритании. С самого своего возникновения она постепенно наращивала

поддержку со стороны избирателей и влияние в обществе, пока во второй

половине XIX в. не превратилась в одну из двух ведущих политических партий

страны. Однако с выдвижением на политическую авансцену лейбористской

партии, которая привлекла на свою сторону рабочий класс, либералы стали

постепенно терять свои позиции. В 1940-1945 гг. они в последний раз

участвовали в правительственной коалиции.

Что касается континентальноевропейской традиции, то в ней больший

акцент делался на процессы национальной консолидации и отказ от всех форм

экономического, политического и интеллектуального авторитаризма. В силу

большого разнообразия исторических условий в каждой стране либерализм обрел

собственную окраску. Постепенно в нем выделились два соперничающих между

собой течения - умеренных и прогрессистов. Последние, в свою очередь, также

характеризовались разнообразием идеологических позиций, что, в частности,

проявилось в названиях их партий - от либералов до радикалов.

Разнородность как самого либерализма в качестве особого течения

общественно-политической мысли, так и либеральных партий в разных странах

объяснялась главным образом тем, что в разных странах с различной степенью

остроты вставали проблемы обеспечения экономических свобод, конституционных

реформ или секуляризации государства. Дополнительным фактором, определившим

различие идеологической окраски либеральных партий в отдельных странах,

стала проблема национального возрождения и объединения, как это было,

например, в Италии и Германии. Здесь либерализм стал одной из мобилизующих

сил национально-государственного объединениям.

Соображения экономии места не позволяют затрагивать особенности

развития либерализма в европейских странах. Но без этого краткого анализа

либерализма в международном аспекте, сложно представить специфику русского

либерализма, его идеи и принципы, обусловленные соответствующими

национально-культурными и историческими реальностями.

Итак, обратимся к развитию классического либерализма в России.

Глава II.

Классический либерализм в России.

В конце XVIII века -первой половине XIX в., в то время когда в Европе

понятие "либерализм" прочно вошло в общественно-политический лексикон и

шло активное формирование либерального мировоззрения, государственный и

общественный порядок Российской империи находился на прежних основаниях.

Дворянство, составлявшее малую часть населения, оставалось господствующим,

привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы государству

помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто

потребительский «класс рабовладельцев». Из дворян формировались бурно

растущие в то время канцелярии бюрократического аппарата империи. В стране

царил чиновничий и помещичий произвол. Правительство предпринимало попытки

проведения общественных реформ, но проблемы изменения государственного

строя или совершенствования законодательства в России первой половины XIX

в. практически отступали. Острейшим явился вопрос о крепостном праве.

«Целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн.

душ обоего пола, — писал В. О. Ключевский в своем Курсе русской истории, —

целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного

произвола владельца... Крепостное русское село превращалось в негритянскую

североамериканскую плантацию»[3].

Государственная политика выражала интересы основной массы дворянства.

Правительство порой осознавало опасность углубляющейся розни основных

сословий, но сколько-нибудь существенные реформы провести было неспособно.

Как во всяком самодержавном государстве, политика России во многом зависела

от личности монарха. Так еще в конце XVIII в. Павел I отменил некоторые

привилегии дворян и законодательно ограничил барщину тремя днями в неделю;

но он же роздал в частное владение (дворянам) около 100 тыс. дворцовых и

казенных крестьян.

Однако постепенно набирали силу иные тенденции. Темпы развития

экономики неуклонно замедлялись, что влекло за собой все большее отставание

России от Запада, ослабление ее в хозяйственном, военном и политическом

отношении. В высших эшелонах власти процветали фаворитизм, взяточничество,

бюрократизм, коррупция. Перед обществом реально встал вопрос о

правомерности существования сложившейся феодально-крепостнической системы.

Этот вопрос о переменах в самих основах устройства российского общества

стал восприниматься уже не как отвлеченная проблема, а как жизненная

потребность. Невозможность управления страной старыми методами,

необходимость общественных преобразований явились той необходимой

предпосылкой возникновения в России либеральной идеологии.

Важную роль здесь сыграли просветительские идеи французских XVIII в.

(Вольтера, Дидро, Монтескье и др.) мыслителей. Французское просветительство

продолжало оставаться базой для распространения среди передовой части

русского общества реформаторских настроений. Именно в этой среде

формировалось убеждение в необходимости общественных преобразований. Таким

образом, ранние политические и идеологические движения либерального типа в

России имели западническую ориентацию.

Либерализм, укрепивший свои позиции в процессе реформ середины XIX в.,

ставил своей целью преобразовать общественный, политический и

государственный строй России в соответствии с образцами мирового,

естественного, европейского пути развития. Основными положениями

либералистских доктрин стали: капитализм со свободой предпринимательства и

частной инициативы, права и свободы индивидуальной личности, светский

характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право,

парламент, конституционная монархия (с предельно ограниченной властью

монарха) или республика, «правовое государство» и режим законности.

Важно отметить, что нарастающие противоречия феодального строя в России

отражались в постоянном противостоянии и столкновениях либеральной и

охранительной (консервативной) идеологий. Наиболее яркими проявлениями

назревшего кризиса крепостничества и самодержавия были возникновение тайных

обществ и выступление декабристов.

Либеральное движение в России развивалось в стесненных режимом

условиях, его социальная база была неширокой, поэтому многие положения

классического либерализма были здесь интерпретированы применительно к

местным условиям. Явным примером такой интерпретации, является политико-

правовая доктрина М.М. Сперанского.

1. Проекты либеральных преобразований Сперанского

Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в

начале своего царствования обещал управлять народом "по законам и по сердцу

своей премудрой бабки" Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные

воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе.

Основной заботой правительства провозглашалась подготовка коренных

(основных) законов для уничтожения "произвола правления". В обсуждение

проектов реформ были вовлечены придворные вельможи. Обсуждались

относительно мелкие вопросы и разрозненные реформы некоторых

государственных учреждений, пока в окружение императора не попал

талантливый мыслитель и государственный деятель Михаил Михайлович

Сперанский (1772—1839).

По заданию Александра I Сперанский подготовил ряд проектов

усовершенствования государственного строя империи, по существу, проектов

российской конституции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.