рефераты бесплатно

МЕНЮ


Политические воззрения Якобинцев: Марат и Робеспьер

ринулись за кровью. Помощник палача, подняв отрубленную голову, дал ей

пощечину.

Убийца была жирондисткой, и это был смертный приговор… Это было лишь

самое-самое начало бойни. До 9 термидора оставался ещё год.

Заключение:

Закон, не признающий невинным никого из тех, кого он хотел обвинить;

собственное мнение, вменяемое в преступление; подозрение. обращаемое в

улику; вменяемый в обязанность донос; революционный суд, готовый по знаку

Комитета общественного спасения привести изданный кодекс в исполнение;

революционная армия, обязанная сдерживать Париж и препровождать толпы

подозреваемых в тюрьмы, а обвиняемых в суд; орудие казни, воздвигнутое во

всех главных города и провезенное по всем второстепенным; наконец,

комиссары Конвента, уполномоченные Комитетом общественного спасения,

поделившие между собой провинции и армии и разъехавшиеся во все стороны,

чтобы надзирать, поддерживать или обуздывать страшную игру диктатуры;

Конвент, действующий в центре, повсюду имеющий своих представителей и

непрерывно поддерживающий с ними переписку, делающий им внушения,

подстрекающий и карающий их, отзывающий их и вновь посылающий после того,

как их снова вдохновили революционной энергией, которой он сам был

воодушевлен, - вот ужасный механизм диктаторства, заменившего после падения

жирондистов колебания и судороги правительства, которое получило имя

террора...

Террор не был вызван, как я полагаю, произвольным и жестоким

расчетом нескольких лиц, хладнокровно обдумавших систему правления. Он не

был также результатом скороспелого решения или решения под влиянием

озлобления; он вводился постепенно вследствие сложившихся обстоятельств,

событий и явился плодом мыслей людей разных лагерей, которые, не видя

выхода из положения, в котором находились, искали его в мече и смерти. Но

главным образом он был следствием пагубного соперничества честолюбий,

желания заслужить популярность, - этого залога признания патриотических

чувств, в недостатке которых отдельные лица и партии упрекали друг друга.

Так что, для того чтобы доказать свой патриотизм, каждый гражданин и каждая

партия старались показать как можно больше деятельности, употребить как

можно более насилий, заподозрить других, совершить наиболее преступлений.

Явилось всеобщее соревнование в давлении, которое отдельные граждане и

партии производили друг на друга отчасти искренно, отчасти притворно, и

вызвало всеобщий террор, который они производили друг на друга и на своих

врагов, чтобы отделаться от них.

Если прибавить к этому три года революционных волнений, царивших

среди народа; страх потерять победу, которую он ценил тем более, что она

была для него нова и он боялся лишиться ее; постоянное брожение. которое

старались поддерживать в народе трибуны, газеты и клубы; забастовки

рабочих; ожидание обнародования нового аграрного закона и общее завладение

землей классами народа, жаждавшими земельной собственности; отчаивающийся

патриотизм; измену генералов; захват границ, голод, панику, привычку к

убийствам, приобретенную чернью Парижа во дни 14 июля, 6 октября, 10

августа, 2 сентября; зрелище эшафота, приучившего глаза к казням; наконец

ненасытную страсть к разрушению как развращенный вкус, таившуюся в

инстинкте толпы, обнаружившуюся во время волнений и жаждавшую насытиться

кровью, как только народ почуял ее: вот каковы были элементы,

способствовавшие порождению террора...

Просмотрев внимательно Французскую историю, я с удивлением обнаружил,

что жестокие способы решения проблем существовали задолго до Великой

революции. Так, например, в 16 веке решалась проблема еретиков: католики и

гугеноты спорили за право называться христианами. Католики просто

истребили, вырезали гугенотов. Они жгли их на кострах, терзали жесточайшими

пытками, убивали повсеместно. И всё во имя «чистоты веры».

27 июля 1794г. – переворот, направленный на свержение якобинского

правительства. Волна убийств вновь прокатилась по Франции, только

организована она была уже роялистами и жирондистами, и направлена на

уничтожение общего врага – якобинцев. Во время этого мятежа были казнены

все члены якобинского клуба, были убиты все, кто поддерживал якобинцев.

Тело Марата было извлечено из склепа. Его, уже год как мёртвого, поволокли

на центральную площадь Парижа, где он был повешен! Всего через год после

народного траура по Марату, он мёртвым был повешен на площади Парижа!!!

5 октября 1795г. – роялистский мятеж в Париже. Был жестоко подавлен

Наполеоном I Бонапартом.

….

1968 год, Париж – разгон несанкционированной демонстрации рабочих. К

разгону демонстрантов была привлечена регулярная армия. Были раненые и

убитые.

Заметна любопытная закономерность революций – их достижения никогда не

реализуются полностью, никогда не сохраняются в чистом теоретическом виде.

Порой революции заканчиваются даже восстановлением свергнутого

государственного строя, как, например, случилось во времена Английской

революции. Это явно указывает на то, что методы, предлагаемые революцией,

едва ли способствуют построению позитивного и жизнеспособного политического

строя.

Сила революции напоминает неуправляемую пушку, которая палит во все

стороны, пытаясь решить разом все задачи. Направление её ударов зависит

лишь от того, кто в данный момент ей пытается ей управлять.

Ну, а если разобраться в самих причинах любой революции: откуда

берётся такая животная жестокость, ярость и гнев, разрушающий все без

разбора? А всё, как мне кажется, совсем просто – «За каждой идеей стоит

бутерброд», как сказала во времена русской революции поэтесса Зинаида

Гиппиус. Простое материальное благополучие стоит практически за всеми

социальными и государственными катаклизмами. И это не случайно – человек,

которому есть, что терять, никогда не станет инициировать революций и

бунтов. Ведь не случайно же в экономической «пирамиде» человеческих

ценностей на вершине стоит «благополучие самого человека, и членов его

семьи». Способы борьбы за этот идеал напрямую зависят от социального

положения человека. «Низы» почти всегда радикальнее в своей борьбе, нежели

«верхи». Отсюда и возникает и классовая ненависть, и классовая борьба.

Может показаться, что эти слова лишь дань многим мистификаторам

революций, но воистину «революция, как Сатурн, пожирает своих детей».

Любой, кто думал, что управляют ей, лишь жестоко ошибались. Ценой этой

ошибки часто была его собственная жизнь. И история лучший тому свидетель.

Библиография:

Тарле Е.В. «Сочинения» т. VI. М.: Изд-во АН СССР. 1959.

Журнал "Новая и новейшая история" N 5.1993 г.

Максимилиан Робеспьер.

Избранные произведения. М.: Наука, 1965. т. 3.

"Исторические этюды о французской революции" М.ИВИ РАН 1998.

Известия, 28 июля 1994 г., № 142

А. Ламартин. «История жирондистов» в 4 т. СПб., 1902-1906.

Л. Блан. «История Французской революции 1789 года» в 12 т. СПб., 1907-1909.

Ф. Минье. «История Французской революции». М., 1906.

Кинэ Э. «Критика «Революции». М., 1908.

Тарле Е. В. «Революционный трибунал в эпоху Великой французской революции».

П, 1918.

Захер Я. М. Робеспьер. М., 1925.

Собуль А. «Первая Республика». М., 1974.

Черняк Е. Б. «1974 год: актуальные проблемы исследования Великой

французской революции» // «Французский ежегодник». М., 1989.

Смирнов В. П. «К вопросу об оценке якобинской диктатуры» М., 1989.

Каплан А. Б. «Революционно-демократическая идеология и утопический

социализм во Франции XVIII в.». М., 1989.

Ф. Фюре. «Постижение Французской революции». СПб., 1998.

Камю А. «Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство». Пер. с фр. М.:

Политиздат. 1990.

Сен-Жюст Л. А. «Речи. Трактаты». СПб., 1995.

«Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия». 2002. “km.ru”

-----------------------

[1] Очень заразительным примером для континентальной Европы явилась

Америка. Тысячи людей отправились туда за новой жизнью, в поисках

благополучия. И, конечно, успехи на Американском континенте, где не было

никогда ненавистного теперь монарха, нет засилий феодалов, где все люди

действительно свободны и независимы, не могли не стимулировать

революционный дух в Европе.

[2] ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, политический манифест

Французской революции, принятый Учредительным собранием 26 августа 1789.

Провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова,

совести, равенство граждан перед законом, право на сопротивление угнетению.

Объявляла неприкосновенной частную собственность.

[3] МАРАТ Жан Поль (1743-93), один из вождей якобинцев. С сентября 1789

издавал газету «Друг народа». Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой

восстания 31 мая — 2 июня 1793, отнявшего власть у жирондистов. Убит Ш.

Корде.

[4] ФЕЙЯНЫ (фельяны), политическая группировка в период Французской

революции конца 18 в. (названа по месту заседаний своего клуба в бывшем

монастыре ордена фельянов в Париже); выступала за конституционную монархию.

Лидеры: М. Лафайет, А. Барнав, А. Ламет.

[5] ЯКОБИНСКИЙ КЛУБ, политический клуб периода Французской революции кон.

18 в. Назван по месту заседаний в Париже в бывшем помещении доминиканцев

(во Франции именовались якобинцами). Имел множество филиалов в провинции.

По мере развития революции менялась его политическая ориентация. В июле

1791 из него вышли сторонники конституционной монархии (фельяны), в октябре

1792 — жирондисты, руководителями стали якобинцы. До термидорианского

переворота (июль 1794) Якобинский клуб оставался опорой робеспьеристов.

Закрыт в ноябре 1794.

[6] ЭБЕР Жак (1757-94), деятель Французской революции кон. 18 в., левый

якобинец, редактор газеты «Пер Дюшен». С декабря 1792 заместитель прокурора

Парижской коммуны. В марте 1794 выступил с единомышленниками против

правительства якобинской диктатуры. Осужден Революционным трибуналом,

казнен.

[7] БРИССО Жак Пьер (1754-93), деятель Французской революции кон. 18 в.,

лидер жирондистов. В Конвенте с 1792 возглавлял борьбу против якобинцев. По

приговору Революционного трибунала казнен.

[8] ДАНТОН Жорж Жак (1759-94), деятель Великой французской революции, один

из вождей якобинцев. Участвовал в подготовке восстания 10 августа 1792,

свергнувшего монархию, в развертывании в августе-сентябре 1792 обороны

революционной Франции от интервентов. С 1793 занял умеренную позицию по

отношению к жирондистам. Осужден Революционным трибуналом, казнен.

[9] ДЕМУЛЕН Камиль (1760-94), деятель Французской революции кон. 18 в.

Журналист. Единомышленник Ж. Дантона, вместе с ним казнен.

[10] РОБЕСПЬЕР Максимилиан (1758-94), деятель Великой французской

революции, один из руководителей якобинцев. Фактически возглавив в 1793

революционное правительство, способствовал казни Людовика XVI, созданию

революционного трибунала, казни лидеров жирондистов. Сосредоточил в своих

руках практически неограниченную власть; организатор массового террора.

[11] ТЕРМИДОРИАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ, переворот 27/28.7.1794 (9 термидора II года

по республиканскому календарю), свергший во Франции якобинскую диктатуру.

Организаторы термидорианского переворота: Ж. Фуше, Ж. Л. Тальен, П. Баррас.

[12] НАПОЛЕОН I Бонапарт (15 августа 1769, Аяччо — 5 мая 1821, остров

Святой Елены), французский государственный деятель, полководец, император в

1804-1814 и в марте — июне 1815. Отличился в период Великой Французской

революции при разгоне роялистского мятежа. В ноябре 1799 совершил

государственный переворот (18 брюмера), в результате которого стал первым

консулом, фактически сосредоточившим в своих руках с течением времени всю

полноту власти; в 1804 провозглашен императором. Поражение наполеоновских

войск в войне 1812 против России положило начало крушению империи Наполеона

I. Он был сослан на остров Эльба. Вновь занял французский престол в марте

1815 . После поражения при Ватерлоо вторично отрекся от престола (22 июня

1815). Последние годы жизни провел на острове Святой Елены пленником

англичан.

[13] ДЮМУРЬЕ Шарль Франсуа (1739-1823), французский генерал, под

командованием которого войска революционной Франции одержали победу в 1792

над интервентами при Вальми и Жемапе, но в марте 1793 потерпели от них

поражение при Нервиндене. В апреле 1793 перебежал к австрийцам.

[14] ЖИРОНДИСТЫ, политическая группировка периода Французской революции

кон. 18 в. Название «жирондисты» дано историками позднее — по департаменту

Жиронда, откуда родом были многие деятели группировки. Лидеры: Ж. П.

Бриссо, П. В. Верньо, Ж. А. Кондорсе и др. После свержения монархии (10

августа 1792) стали у власти. Восстание 31 мая — 2 июня 1793 лишило

жирондистов власти. В октябре 1793 часть их была казнена. После

термидорианского переворота 1794 жирондисты примкнули к

контрреволюционерам.

[15] ШОМЕТТ Пьер Гаспар (1763-94), французский политический деятель, левый

якобинец, с декабря 1792 прокурор Парижской Коммуны. Обвинен в попытке

противопоставить Коммуну Конвенту, по приговору Революционного трибунала

казнен.

[16] РУ Жак (1752-94), деятель Французской революции кон. 18 в., один из

руководителей «бешеных».

[17] «БЕШЕНЫЕ», прозвище представителей крайне левого политического течения

в период Французской революции кон. 18 в. и идеологов городской бедноты (Ж.

Ру, Т. Леклерк, Ж. Варле и др.). Требовали максимума, революционного

террора. В борьбе с якобинцами были разгромлены осенью 1793.

[18] МИШЛЕ Жюль (1798-1874), французский историк романтического

направления. Главные сочинения: «История Франции» (до 1789), «История

Французской революции».

[19] БАБЕФ Гракх (наст. имя Франсуа Ноэль) (23 ноября 1760, Сен-Кантен — 27

мая 1797, Вандом), политический деятель эпохи Великой Французской

революции. Поддерживал коммунистические идеи. Был ярым противником

якобинцев. Гильотинирован.

[20] ЭГАЛИТАРИЗМ (франц. — равенство), концепция всеобщей уравнительности

как принципа организации общественной жизни. Приверженцы эгалитаризма — Жан

Жак Руссо, якобинцы, Г. Бабеф; характерен для «казарменного коммунизма».

Эгалитаризм — вульгарное извращение принципа социального равенства.

[21] СЕН-ЖЮСТ Луи (1767-94), один из организаторов побед революционной

армии над интервентами в период якобинской диктатуры (Франция), член

Комитета общественного спасения. Сторонник М. Робеспьера. Казнен

термидорианцами.

[22] «The terror before terror? Conditions of possibility, logic of

realization // The French revolution and the creation of modern political

culture» - Oxford, 1994.

[23] САНКЮЛОТЫ, термин времен Великой французской революции. Аристократы

называли санкюлотами представителей городской бедноты. В годы якобинской

диктатуры санкюлоты — самоназвание революционеров.

[24] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.38. С.195.

[25] БАРНАВ Антуан (1761-93), французский социолог, один из руководителей

фельянов. Утверждал, что общественный прогресс зависит от географической

среды: вызываемые ею хозяйственные изменения приводят к перераспределению

богатств и власти. Казнен в период якобинской диктатуры.

[26] "Исторические этюды о французской революции" М. ИВИ РАН 1998.

[27] «История жирондистов» - А. Ламартин. в 4 т. СПб., 1902-1906.

[28] БРИССО Жак Пьер (1754-93), деятель Французской революции кон. 18 в.,

лидер жирондистов. В Конвенте с 1792 возглавлял борьбу против якобинцев. По

приговору Революционного трибунала казнен.

[29] Захер Я. М. Робеспьер. М., 1925.

[30] ВОЛЮНТАРИЗМ, Деятельность, не считающаяся с объективными условиями,

характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц.

[31] Собуль А. «Первая Республика». М., 1974.

[32] Смирнов В. П. «К вопросу об оценке якобинской диктатуры». М., 1989.

[33] Ф. Фюре. Постижение Французской революции. СПб., 1998.

[34] «The terror before terror? Conditions of possibility, logic of

realization // The French revolution and the creation of modern political

culture» - Oxford, 1994. p. 10.

[35] МИРАБО Оноре Габриель Рикети (1749-91), граф де, деятель Великой

французской революции. Был избран депутатом в Генеральные штаты в 1789 от 3-

го сословия. Приобрел популярность обличениями абсолютизма. По мере

развития революции Мирабо, сторонник конституционной монархии, стал лидером

крупной буржуазии. С 1790 тайный агент королевского двора.

[36] БАРНАВ Антуан (1761-93), французский социолог, один из руководителей

фельянов. Утверждал, что общественный прогресс зависит от географической

среды: вызываемые ею хозяйственные изменения приводят к перераспределению

богатств и власти. Казнен в период якобинской диктатуры.

[37] Во времена якобинской диктатуры, эти слов стали почти заклинанием. При

виде Марата люди повторяли их вновь и вновь.

[38] Тарле Е. В. «Революционный трибунал в эпоху Великой французской

революции»., 1918.

[39] Воистину, нет предела народной любви к Марату. Воистину он был Другом

народа.

[40] Тарле Е.В. «Сочинения» т. VI. М.: Изд-во АН СССР. 1959. с. 263-290.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.