Политические воззрения Якобинцев: Марат и Робеспьер
верхнюю границу цен на продукты потребления и заработную плату рабочих.
Максимум отвечал чаяниям бедноты; однако он был весьма выгоден и крупным
торговцам, сказочно богатевшим на оптовых поставках, ибо разорял их
конкурентов мелких лавочников.
В 1793 была принята конституция, декларировавшая всеобщее
избирательное право, однако реализация этого принципа была отложена до
лучших времен из-за критического положения республики. Якобинская
диктатура, успешно использовавшая инициативу социальных низов,
продемонстрировала полное отрицание либеральных принципов. Промышленное
производство и сельское хозяйство, финансы и торговля, общественные
празднества и частная жизнь граждан все подвергалось строгой регламентации.
Однако это не приостановило дальнейшего углубления экономического и
социального кризиса. В сентябре 1793 Конвент "поставил террор на повестку
дня".
Высший орган исполнительной власти Якобинской диктатуры Комитет
общественного спасения разослал своих представителей по всем департаментам,
наделив их чрезвычайными полномочиями. Начав с тех, кто надеялся воскресить
старый порядок или просто напоминал о нем, якобинский террор не пощадил и
таких знаменитых революционеров, как Ж. Ж. Дантон[8] и К. Демулен[9].
Сосредоточение власти в руках Робеспьера[10] сопровождалось полной
изоляцией, вызванной массовыми казнями. Решающая победа генерала Ж. Б.
Журдана 26 июня 1794 при Флерюсе (Бельгия) над австрийцами дала гарантии
неприкосновенности новой собственности, задачи Якобинской диктатуры были
исчерпаны и необходимость в ней отпала. Переворот 27-28 июля (9 термидора)
1794 отправил Робеспьера и его ближайших сподвижников под нож гильотины.
§ 4
Термидорианский переворот [11]и Директория
В сентябре 1794 впервые в истории Франции был принят декрет об
отделении церкви от государства. Не прекращались конфискации и распродажи
эмигрантских имуществ. Летом 1795 республиканская армия генерала Л. Гоша
разгромила силы мятежников шуанов и роялистов, высадившихся с английских
кораблей на полуострове Киберон (Бретань). 5 октября (13 вандемьера) 1795
республиканские войска Наполеона Бонапарта подавили роялистский мятеж в
Париже. Однако в политике сменявшихся у власти группировок (термидорианцы,
директория) все больший размах приобретала борьба с народными массами. Были
подавлены народные восстания в Париже 1 апреля и 20-23 мая 1795 (12-13
жерминаля и 1-4 прериаля). Широкомасштабная внешняя агрессия
(Наполеоновские войны в Италии, Египте и т. д.) защищала термидорианскую
Францию и от угрозы реставрации старого порядка, и от нового подъема
революционного движения. Революция завершилась 9 ноября (18 брюмера) 1799
установлением "твердой власти" диктатуры Наполеона[12].
Основными идеологами якобизма были Марат, Сен-Жюст и Робеспьер. Но
наиболее яркий след в истории оставили именно Робеспьер и Марат, ввиду
своей активной политической деятельности. Сен-Жюст был скорее теоретиком
якобизма, чем практиком. Кстати, именно Сен-Жюст первым среди якобинцев
увидел угрозу провала идей якобинцев, первым предсказал антиякобинский
переворот.
Глава 2.
§ 1
Якобинцы, кто они? Теория якобизма.
«Счастливы те народы, история которых производит впечатление скучной»
- сказал однажды Сен – Жюст.
Приход якобинцев к власти в результате народного восстания 31 мая - 2
июня 1793 г. явился не просто этапом, а "революцией в революции".
Чрезвычайные меры защиты революции сопровождались крутым поворотом,
изменившим ее характер, и потому распространенное в проякобинской
историографии политико-патриотическое объяснение возникновение
"национальной диктатуры общественного спасения" далеко не исчерпывает
проблемы. Годом раньше антижирондистского восстания уже прозвучало
"Отечество в опасности! "; между тем к власти пришли жирондисты. Под
руководством близкого им генерала Ш. Дюмурье[13] были одержаны внушительные
победы над войсками коалиции, началось вторжение в Бельгию. Почему и до
какой степени верно, что жирондисты утратили национальный мандат на
"общественное спасение"? Военно-политическая ситуация осенью 1792 и весной
1793 г. были сходными. Иными стали люди, а конкретнее, - иными стали их
настроения, радикализировались их ожидания и требования. На политической
сцене утверждался новый революционный субъект.
Когда революцию соотносят с нашествием неизвестного народа,
вторжением чуть ли не первобытных орд, то у этой метафоры есть реальное
основание. Говоря языком науки, это пробуждение к политической жизни,
выдвижение на авансцену исторического процесса социальных слоев,
пребывавших дотоле в относительной неподвижности и деполитизированности.
"Вторжения" выявляют общенациональный масштаб революции и редко проходят
безболезненно из-за глубины стратификации дореволюционного общества,
различной мобильности отдельных слоев в предреволюционный и революционный
периоды, а усугубляет остроту кризиса сама контрастность состояний
деполитизированности и политического действия, между которыми не
оказывается видимого перехода. Не случайно потребность осмысления рождает
тогда образы эпидемии (например, "моровой язвы", по Достоевскому) , какого-
то внезапно охватившего общество, нацию коллективного помешательства.
Социальные слои, выдвинувшиеся в 1793 г., внесли в революционное
движение особое умонастроение, которое их противникам, а частью и потомкам
могло показаться чем-то патологическим. Тем не менее оно было нормальным
для этих слоев в "ненормальной" ситуации. В полной мере воплотившие
"ситуационную логику", логику уникальной исторической ситуации устремления
"людей 1793 года" были в своей основе привычными для так называемых низов
французского общества, во многом соответствовали их традиционному
мировосприятию. Непривычной для общества, поистине аномальной для его
истории была степень воздействия устремлений и настроений этих низов на
общественное мнение, на политическое руководство, на курс революционных
преобразований.
Жиронда[14] как политическая группировка отражала стремление
французской революционной буржуазии утвердить свое безраздельное классовое
господство над обществом, и именно жирондисты идеально соответствуют
сложившемуся образу и теоретической модели "буржуазных революционеров". В
своих политических устремлениях и социальных установках жирондисты
опередили современное им французское общество, предвосхитив эпоху
безудержной экспансии капитала. Ни на йоту не поступаясь своими идеалами,
они в практической деятельности стремились создать, так сказать, режим
наибольшего благоприятствования для капиталистического накопления и
предпринимательства. Разумеется, они не стали контрреволюционерами, если
говорить о революции, разразившейся в 1789 г., ее либеральных установках .
Напротив, потому, что они не желали поступиться этими принципами, они
оказались "контрреволюционерами" в 1793 г. Двусмысленность привычного
определения здесь очевидна. По существу жирондисты оказались "контр" новой
революции, которая заодно сделала контрреволюционным и многое из того, что
провозгласила буржуазия в 1789 г.
Один из лидеров Жиронды, ее идеолог и блестящий оратор Верньо на
заседании Конвента 13 марта 1793 г. заявлял, что его партия "считала
революцию законченной с того момента, как Франция стала республикой.
Жиронда полагала, что после этого нужно прекратить революционное движение".
А месяцем раньше делегаты секций Парижа убеждали законодателей: "Мало еще
провозгласить, что мы - Французская Республика. Нужно, чтобы народ был
счастлив; нужно, чтобы у него был хлеб, ибо там, где нет хлеба, нет
законов, нет свободы, нет Республики! ".
В ходе острой дискуссии по продовольственной проблеме жирондисты
пламенно, стойко и до конца защищали свободу торговли, которая для их
противников все больше ассоциировалась со спекуляцией. При этом жирондисты
повторяли, что свобода есть священное право гражданина и бесценное свойство
жизни, напоминали о республиканской клятве "жит свободным или умереть".
Шометт[15] от имени Коммуны Парижа отвечал: "Чтобы жить свободным, нужно
жить, а поскольку нет разумного соотношения между ценой труда бедняка и
ценой продуктов, необходимых для его существования, бедняк не может жить".
Люлье, возглавлявший делегацию Парижского департамента, добавлял: "Право
собственности не может быть правом доводит граждан до голода.".(12)
Наконец. Жак Ру [16]в знаменитой петиции, названной "манифестом
"бешеных"[17], провозгласил: "Свобода - это только плод воображения, когда
один класс людей может безнаказанно морить голодом другой. Свобода - это
только призрак, когда богач благодаря монополии распоряжается правом жизни
и смерти себе подобных".
Жирондисты, "классические республиканцы", по Мишле[18], безоговорочно
выступали за "собственность", за утверждение частной собственности, за
неограниченность ее господства (частный характер собственности и
неограниченное право пользования ею выступали как тождество). Ну а их
противники, названные Мишле "романтическими республиканцами, - можно ли
считать, что они были столь же безоговорочно против частной собственности ?
- Нет; не случайно коммунистические устремления Бабёфа[19] или Буасселя
остались в проектах, которые не были предложены массовому движению
В многоголосии народных требований отчетливо различим один общий мотив
- убежденность, что от революции выиграли лишь "буржуа" да "жадные
фермеры", революционные завоевания обратились в пользу "богачей", тогда как
страдания народа усилились. Разрушение рыночных связей, инфляцию и
дороговизну народ объяснял не стечением объективных обстоятельств, а
торговыми и финансовыми махинациями, злой волей определенного класса людей,
наживающихся на страданиях миллионов. Признавая в своей массе революцию
народным делом, простые люди воспринимали сложившееся положение как
следствие узурпации, извратившей ее характер и приведшей к установлению
"аристократии богатств". Новое восстание должно было устранить извращения и
направить революцию к счастливой жизни для "бедного трудящегося класса".
"Аристократии богатств" противопоставлялось Святое равенство. Речь шла
главным образом о равенстве, можно сказать, в качественном плане. Не
размеры собственности, а сама принадлежность к разряду собственников,
доступ в той или иной форме к общему, национальному достоянию, и на этой
основе гражданская и человеческая полноценность - вот чем, на мой взгляд,
были озабочены широкие круги антижирондистского движения. По своей
глубинной сути то было именно равенство в человеческих отношениях, равная
принадлежность к национальной общности, рассматриваемой в духе общей связи
своих членов, а не вещная, предметная уравнительность. В конечном счете,
вопрос стоял о соблюдении достаточности в жизнеобеспечении, об известном
достатке для всех, являлись ли они полноценными собственниками или, с
современной точки зрения, - "неимущими". Для всех предусматривалось
равенство в доступе к средствам существования, в обеспечении свободы
распоряжаться собой и своими силами, в праве на жизнь для себя и своих
близких.
Такое понимание равенства, следует оговорить, расходится с привычной
трактовкой эгалитаризма[20] как уравнительства, точнее выходит за рамки
последнего. Значим здесь идейный исторический комплекс в своей целостности
- Свобода, Равенство, Братство. Подчеркну: Свобода и Равенство в народных
требованиях отнюдь не противопоставлялись. Напротив, Равенство понималось
как гарантия Свободы, как условие ее полноты и универсальности, как способ
реализации прав человека, которыми должны пользоваться все. Равенство в
1793 г. часто напрямую противополагалось Диктату, новому виду несвободы, с
которыми и ассоциировалась "аристократия богатств". Нередко говорилось о
"новом деспотизме", а наиболее зримыми проявлениями его для народных масс
оказывались диктат над рыночными ценами и условиями аренды, принудительное
определение ставок заработной платы.
Соответственно, установление режима Равенства подразумевало
осуществление набора разнообразных мер регулирования социальных отношений и
всей экономической жизнедеятельности общества. Предвещая большой террор,
социальные преобразования рассматривались как схватка с могущественным и
многоликим противником. "Новая аристократия, которая хочет возвыситься с
помощью роковой власти богатства", которому свобода торговли позволяет
"диктовать цены на продукты питания и заработную плату", - вот в ком видели
врагов, вот кому рассчитывали нанести удар установлением максимума цен. А
делегация парижской секции, требуя смертной казни за его нарушение, от
имени "класса народа, который сделал и завершит Революцию и который
страдает от дороговизны продуктов питания", заявляла: "Народ, победивший в
1789 г. аристократию дворян и священников, в 1792 г. - аристократию короля
и двора, не будет побежден в 1793 г. финансовой и торговой аристократией".
Коллизия 1793 г., когда на общем политическом языке Прав человека,
Свободы, Равенства жирондисты и их антагонисты выражали принципы двух
различных типов социальности - "гражданского общества" и "общности" имела
продолжением противоположность соответствующих типов государственности.
Жирондистов в принципе устроило бы государство в образе если не "ночного
сторожа", то полицейского - силы, необходимой для поддержания порядка, но
осуществляющей эту задачу как бы извне. Устремлениям их противников
отвечало слияние общества и государства, государство, воссоздающее в рамках
национальной общности вместе с другими признаками естественной социальности
ту общественную связь, что существовала в локальных социумах.
Осуществить подобные устремления выпало якобинцам, единственной
общенациональной политической силе в антижирондистском лагере. Но вначале
им пришлось определиться по отношению к народной программе антилиберального
вмешательства в экономику. Хотя таксация с осени 1793 г. сделалась ядром
экономической политики якобинской диктатуры и последняя даже вошла с ней в
историю, она не была идеалом - более того, вплоть до последних размышлений
отвергалась виднейшим идеологом и другими руководителями диктатуры. Это
дало основание известным историкам начиная с Жореса видеть в якобинских
лидерах принципиальных приверженцев экономического либерализма, лишь по
тактическим соображениям уступивших натиску сторонников таксации. Отвергнув
в конце 1792 г. навязывавшуюся снизу таксацию, цен на хлеб, Робеспьер, Сен-
Жюст[21], Марат еще до введения Первого максимума заложили по существу
теоретические основы регулирования экономики, вобравшего в себя и саму
таксацию.
Жестокие ораторские поединки, начавшиеся с первых дней работы
Конвента, тяжкие взаимные обвинения, резкое размежевание позиций в таких
вопросах политики, как война, деятельность Парижской коммуны, суд над
королем, сентябрьские избиения, оттеняли видимое согласие жирондистов и
монтаньяров при обсуждении экономических проблем. Во время мощного натиска
на Конвент осенью 1792 г. обе партии сообща отвергли меры рыночной
регламентации. Однако уже тогда в установках якобинских лидеров выявились
особенности, выглядевшие вначале как непоследовательность по отношению к
либеральной традиции, которую представляли их парламентские противники.
Еще весной 1792 г. Робеспьер решительно разошелся с либеральным
общественным мнением и жирондистами, выступив против воздания посмертных
почестей мэру города Этампа Симоно, который распорядился стрелять в
восставший народ и был растерзан за это толпой, требовавшей хлеба. В резком
диссонансе с либеральным хором, славившим злополучного защитника свободы
торговли, Робеспьер назвал мэра Этампа "жадным спекулянтом" и заклеймил в
своей газете "всех представителей этого класса, наживающихся на
общественной нужде".
Но от сочувствия жертвам спекуляции до принятия мер пресечения и тем
более выработки политики ее предупреждения пролегает, как хорошо известно,
немалая дистанция. И хотя якобинцы преодолели ее сравнительно быстро, в
темпе, который иначе как революционным и не назовешь, это не означает, что
путь был для них легким. В отличие от жирондистов, которые отвергали само
понятие спекуляции, и в противовес отчетливо выявившимся в 1792 - 1793 гг.
тенденциям массового движения, склонного к распространению этого понятия на
всякую торговлю хлебом, а затем и другими жизненно необходимыми товарами,
якобинские лидеры настаивали на разграничении понятий торговли и
спекуляции.
Стремление к подобной дифференциации делало позицию ее сторонников в
условиях дезорганизации товарного рынка весьма уязвимой. Пытаясь в этом
экономическом хаосе отделить объективные помехи торговле от "злой воли"
торговцев, якобинцы заняли сначала позицию, совмещавшую верность принципу
свободы торговли с идеей регулирования рыночных отношений административно-
правовыми методами. Робеспьер и его соратники считали главным пресечение
"скупки", приобретения и укрывательства зерна. Законы, утверждал Робеспьер,
должны схватить за руку такого "монополиста", как они делают это по
отношению к обыкновенному убийце. "Убийцы народа", - так называл Робеспьер
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|