Политические и правовые учения в древнем мире
естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между
собой. Государство, следовательно, выступает как естественное
объединение, а не искусственное, условное, договорное образование.
Отталкиваясь от универсального характера естественного закона
стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане
единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной.
Учение стоиков оказало сильное влияние на взгляды Полибия -
греческого историка и политического деятеля.
Для него характерен государственнический взгляд на происходящие
события, согласно которому то или иное устройство государства играет
определяющую роль во всех человеческих отношениях.
Историю возникновения государственности и последующей смены
государственных форм Полибий изображает как естественный процесс,
совершающийся по «закону природы». Всего имеется шесть основных
форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и
смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство,
тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.
Полибий полагает, что «совершеннейшей формой надлежит признать
такую, в которой соединяются особенности царства, аристократии,
демократии».
Обычаи и законы характеризуются Полибием в качестве двух
основных начал, присущих каждому государству. Он подчеркивал
взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими
нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.
Мы видим, что уже в Древней Греции были созданы социально-
политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее
развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были
первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания.
Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю
философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими
фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных
сферах теории и практики.
Глава 3. Общая характеристика основных направлений политической
и правовой мысли в Древнем Риме
История древнеримской политической и правовой мысли охватывает
целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в
социально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима.
Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754
-510 гг. до н.э.), республиканский (509 - 28 гг. до н. э.),
императорский (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.). Причем единая Римская
империя в 395 году н. э. была окончательно разделена на Западную
(столица - Рим) и Восточную (столица - Константинополь) империи, и
последняя (Восточно-римская, Византийская империя) просуществовала
до 1453 года. Политико-правовые институты и воззрения в Древнем
Риме развивались на протяжении его долгой истории в условиях острой
борьбы между различными слоями населения - патрициями и
плебеями, нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими,
оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками
свободных низов), свободными и рабами.
В условиях рабовладельческого общества, где рабы не были
самостоятельными субъектами политической и правовой жизни и
оставались лишь объектами чужой собственности, борьба за политическую
власть развертывалась внутри привилегированного меньшинства.
Хотя движения рабов не выдвинули сколько-нибудь четких и
самостоятельных политико-правовых концепций и программ, однако
они, нанося чувствительные удары по устоям рабовладельческого
строя, несомненно, оказывали влияние на развитие политической и
правовой идеологии тогдашнего общества. Это влияние заметно и в том
внимании к «проблеме рабов», которая характерна для ведущих теорий
Древнего Рима, для учений Цицерона, стоиков, юристов, идеологов
раннего христианства.
Древнеримская политико-правовая мысль находилась под заметным
воздействием соответствующих древнегреческих концепций. Примечательно,
что, когда в середине V века до н. э. плебеи потребовали составления
писаного законодательства, в Грецию были направлены римские
посланцы для ознакомления с греческим законодательством, и особенно с
законами Солона. Результаты этого ознакомления были использованы при
составлении важного источника древнеримского права - знаменитых
3аконов ХII таблиц (первые десять таблиц были приняты в 451 году до
н. з., две последние составлены и приняты в 45О - 449 гг. до н.э.).
Значительное влияние на древнеримских авторов оказали, кроме
того, взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков,
Полибия и многих других греческих мыслителей.
Так, материалистические воззрения Демокрита и Зпикура,
представления Демокрита о прогрессивном развитии людей от
первоначального естественного состояния до создания упорядоченной
политической жизни, государства и законов, мысль Эпикура о договорном
характере государства и права были восприняты и развиты Титом
Лукрецием Каром (99 - 55 гг. до н. э.) в его известной поэме «О
природе вещей».
В своих теоретических построениях римские авторы использовали
естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и
политической справедливости, о формах государства, о смешанной
форме правления и т. д.
Однако следует иметь в виду, что римские авторы не
ограничивались лишь простым заимствованием положений своих
предшественников, а применяли их творчески и развивали дальше с
учетом специфических социально-политических условий и задач римской
действительности. Например, характерная для древнегреческой мысли
идея взаимосвязи политики и права получила свое дальнейшее развитие
и новое выражение в трактовке Цицероном государства как
публично-правовой общности. Представление греческих стоиков о
свободном индивиде было использовано римскими авторами (Цицероном и
юристами) при создании, по существу, новой концепции - понятия
юридического лица (правовой личности, персоны).
Значительным достижением древнеримской мысли было создание
самостоятельной науки - юриспруденции. Римские юристы тщательно
разработали обширный комплекс политико-правовых проблем в области
общей теории государства и права, а также отдельных юридических
дисциплин (гражданского права, государственного и административного
права, уголовного права, международного права).
Римские авторы в своих построениях теоретически отразили
ту новую, отличную от древнегреческой, историческую и
социально-политическую реальность, в обстановке которой они жили и
действовали (высокое развитие рабовладения и отношений товарного
производства, кризис полисного устройства государства и старой
полисной идеологии, превращение Рима в мировую державу, переход от
республики к империи, от традиционных форм правления к новым формам
единоличной власти - к принципату и доминату, кризис рабского труда
и становление колоната и т. д.). Оставаясь идеологическими
защитниками основ существовавшего строя, они вместе с тем в
теоретическом отношении внесли своим творчеством заметный вклад в
историю учений о государстве и праве и тем самым оказали большое
влияние на последующее развитие политико-правовых учений в
средневековье и новое время.
§ 1. Учение Цицерона о государстве и праве
Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.) знаменитый
римский оратор, государственный деятель и мыслитель. В его обширном
творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и
права. Специально эти вопросы освещены им в работах «О государстве» и
«О законах». Целый ряд политико-правовых проблем он рассматривает и в
других произведениях (например, «Об обязанностях»), а также в
многочисленных политических и судебных речах.
Государство (respublica) Цицерон определяет как дело,
достояние народа. Причем он подчеркивает, что «народ не любое
соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а
соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах
права и общностью интересов». Тем самым государство в трактовке
Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его
свободных членов, что было характерно и для древнегреческих
концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение
этих членов, как определенное правовое образование, «общий
правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков юридизации
понятия государства, которое в последующем имело много приверженцев,
вплоть до современных сторонников идеи «правового государства».
Основную причину происхождения государства Цицерон видит не
столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в
их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе
позицию Аристотеля, Цицерон расходится с широко распространенными в
то время представлениями эпикурейцев о договорном характере
возникновения государства.
Влияние Аристотеля заметно и в трактовке Цицероном роли семьи
как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и
естественным путем возникает государство. Он отмечает изначальную
связь государства и собственности и воспроизводит положение стоика
Панетия о том, что причиной образования государства является охрана
собственности. Нарушение неприкосновенности частной и
государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение
и нарушение справедливости и права.
В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделяет большое
внимание анализу различных форм государственного устройства,
возникновению одних форм из других, «круговороту» этих форм, поискам
«наилучшей» формы и т. д. Критерии различения форм государственного
устройства Цицерон усматривает в «характере и воле» тех, кто правит
государством. В зависимости от числа правящих он различает три простые
формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и
народную власть (демократию). «И вот, когда верховная власть
находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а
такое государственное устройство - царской властью. Когда она
находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община
управляется колей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют)
является такая община, в которой все находится в руках народа». Все
эти простые формы (или виды) государства не совершенны и не
наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне
прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе и
правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего
участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет свои
достоинства и недостатки. В случае, если бы предстоял выбор среди
них, предпочтение отдается царской власти, а на последнее место
ставится демократия. «Благоволением своим, - пишет Цицерон, - нас
привлекают к себе цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы».
Перечисленные достоинства правления, по мысли Цицерона, могут и должны
быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в
смешанной (а потому и наилучшей) форме государства, а в простых
формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и
обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между
различными слоями населения за власть, к смене форм власти, к их
вырождению в «неправильные» формы.
Так, при царской власти, поясняет Цицерон, все прочие люди
отстранены от участия в принятии решений и законов, народ не
пользуется свободой и отстранен от власти и при господстве
оптиматов. При демократии же, «когда все вершится по воле народа,
то, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само
равенство это несправедливо, раз при нем нет ступеней в общественном
положении».
Основной порок простых форм государства состоит, согласно
Цицерону, в том, что все они неизбежно, в силу присущей им
односторонности и неустойчивости, находятся на «обрывистом и
скользком пути», ведущем к несчастью. Царская власть, чреватая
произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию, а
власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести)
превращается в господство клики богатых и знатных. Хотя такая власть
и продолжает ошибочно именоваться правлением оптиматов, но на
деле, замечает Цицерон, «нет более уродливой формы правления, чем та,
при которой богатейшие люди считаются наилучшими». Соответственно и
полновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к пагубным
последствиям, к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической
власти.
Эти уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки
или толпы, господство клики) уже не являются, согласно Цицерону,
формами государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует
само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа,
отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право.
Предотвратить подобное вырождение государственности, по
мнению Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего, смешанного,
вида государственного устройства, образуемого путем
равномерного смешения положительных свойств трех простых форм
правления. «Ибо,- пишет он, - желательно, чтобы в государстве было
нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была
уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела
были предоставлены суждению и воле народа". В качестве важнейших
достоинств такого государственного строя Цицерон отмечает
прочность государства и правовое равенство его граждан.
В духе утверждения как раз формы смешанного правления Цицерон
вслед за Полибием и интерпретирует эволюцию римской государственности
от первоначальной царской власти к сенатской республике. При этом
аналогия начал царской власти усматривается в полномочиях
магистратов (и прежде всего консулов), власти оптиматов - в
полномочиях сената, народной власти - в полномочиях народных собраний
и народных трибунов. В этой связи Цицерон восхваляет дальновидность и
мудрость «предков», создавших такую разумную форму государства, и
призывает твердо придерживаться их политических заветов. Подчеркивая
опасность крена в сторону того или иного начала смешанной
государственности и выступая за их взаимное равновесие, он
подчеркивает необходимость неравномерного распределения прав,
обязанностей и полномочий, с тем чтобы достаточно власти было у
магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и
достаточно свободы у народа.
Значительное преимущество Рима, полагает Цицерон, обусловлено
географическим расположением города на суше, легко соединяющейся
(благодаря Тибру) с морем, но не у самого моря. Это, по мысли
Цицерона, гарантирует от внезапного нападения врагов, чему обычно
подвержены приморские города-государства. Кроме того, отмеченный
географический фактор благоприятен и в нравственно-этическом плане.
"Приморским городам, - пишет Цицерон, - свойственны, так сказать,
порча и изменение нравов, ибо они приходят в соприкосновение с чужим
языком и чужими порядками, и в них не только ввозятся чужеземные
товары, но и вносятся чуждые нравы, так что в их отечественных
установлениях ничто не может оставаться неизменным в течение долгого
времени». Политическим следствием близости города-государства к морю
являются нестабильность его строя, частые смены власти. Так, причину
бедствий и переворотов, происшедших в Греции, Цицерон усматривает в
географических недостатках, связанных с приморским расположением
эллинских полисов.
Свою концепцию «наилучшей» (т.е. смешанной) формы государства,
в отличие от платоновских проектов идеального государства, Цицерон
считает реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской
республиканской государственности в лучшую пору ее существования
(«при предках»). Платоновское же государство - это скорее не
реальность, а лишь желание, оно не такое, какое могло бы
существовать, а такое, в каком было бы возможно усмотреть разумные
основы гражданственности.
Правда, Цицерон отдает себе отчет в том, что реальность
восхваляемого им римского смешанного государственного строя - скорее
в прошлом, чем в настоящем. Отсюда и его многочисленные апелляции к
этому прошлому. Во времена Цицерона римская республика переживала
тяжелый кризис и доживала свои последние дни. Политический строй
Рима двигался к установлению единоличной власти, к принципату и
монархии. Концепция же Цицерона о смешанном правлении и вообще его
суждения о государстве как деле народа явно расходились с
современными ему социально-политическими реалиями и действительными
тенденциями развития римской государственности. Как теоретик и
практический политик, находившийся в гуще тогдашней борьбы за власть,
Цицерон не мог не видеть тенденции к перегруппировке сил и власти, к
отливу реальных полномочий от прежних республиканских институтов и их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|