рефераты бесплатно

МЕНЮ


Политические и правовые учения в древнем мире

естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между

собой. Государство, следовательно, выступает как естественное

объединение, а не искусственное, условное, договорное образование.

Отталкиваясь от универсального характера естественного закона

стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане

единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной.

Учение стоиков оказало сильное влияние на взгляды Полибия -

греческого историка и политического деятеля.

Для него характерен государственнический взгляд на происходящие

события, согласно которому то или иное устройство государства играет

определяющую роль во всех человеческих отношениях.

Историю возникновения государственности и последующей смены

государственных форм Полибий изображает как естественный процесс,

совершающийся по «закону природы». Всего имеется шесть основных

форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и

смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство,

тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Полибий полагает, что «совершеннейшей формой надлежит признать

такую, в которой соединяются особенности царства, аристократии,

демократии».

Обычаи и законы характеризуются Полибием в качестве двух

основных начал, присущих каждому государству. Он подчеркивал

взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими

нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.

Мы видим, что уже в Древней Греции были созданы социально-

политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее

развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были

первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания.

Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю

философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими

фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных

сферах теории и практики.

Глава 3. Общая характеристика основных направлений политической

и правовой мысли в Древнем Риме

История древнеримской политической и правовой мысли охватывает

целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в

социально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима.

Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754

-510 гг. до н.э.), республиканский (509 - 28 гг. до н. э.),

императорский (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.). Причем единая Римская

империя в 395 году н. э. была окончательно разделена на Западную

(столица - Рим) и Восточную (столица - Константинополь) империи, и

последняя (Восточно-римская, Византийская империя) просуществовала

до 1453 года. Политико-правовые институты и воззрения в Древнем

Риме развивались на протяжении его долгой истории в условиях острой

борьбы между различными слоями населения - патрициями и

плебеями, нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими,

оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками

свободных низов), свободными и рабами.

В условиях рабовладельческого общества, где рабы не были

самостоятельными субъектами политической и правовой жизни и

оставались лишь объектами чужой собственности, борьба за политическую

власть развертывалась внутри привилегированного меньшинства.

Хотя движения рабов не выдвинули сколько-нибудь четких и

самостоятельных политико-правовых концепций и программ, однако

они, нанося чувствительные удары по устоям рабовладельческого

строя, несомненно, оказывали влияние на развитие политической и

правовой идеологии тогдашнего общества. Это влияние заметно и в том

внимании к «проблеме рабов», которая характерна для ведущих теорий

Древнего Рима, для учений Цицерона, стоиков, юристов, идеологов

раннего христианства.

Древнеримская политико-правовая мысль находилась под заметным

воздействием соответствующих древнегреческих концепций. Примечательно,

что, когда в середине V века до н. э. плебеи потребовали составления

писаного законодательства, в Грецию были направлены римские

посланцы для ознакомления с греческим законодательством, и особенно с

законами Солона. Результаты этого ознакомления были использованы при

составлении важного источника древнеримского права - знаменитых

3аконов ХII таблиц (первые десять таблиц были приняты в 451 году до

н. з., две последние составлены и приняты в 45О - 449 гг. до н.э.).

Значительное влияние на древнеримских авторов оказали, кроме

того, взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков,

Полибия и многих других греческих мыслителей.

Так, материалистические воззрения Демокрита и Зпикура,

представления Демокрита о прогрессивном развитии людей от

первоначального естественного состояния до создания упорядоченной

политической жизни, государства и законов, мысль Эпикура о договорном

характере государства и права были восприняты и развиты Титом

Лукрецием Каром (99 - 55 гг. до н. э.) в его известной поэме «О

природе вещей».

В своих теоретических построениях римские авторы использовали

естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и

политической справедливости, о формах государства, о смешанной

форме правления и т. д.

Однако следует иметь в виду, что римские авторы не

ограничивались лишь простым заимствованием положений своих

предшественников, а применяли их творчески и развивали дальше с

учетом специфических социально-политических условий и задач римской

действительности. Например, характерная для древнегреческой мысли

идея взаимосвязи политики и права получила свое дальнейшее развитие

и новое выражение в трактовке Цицероном государства как

публично-правовой общности. Представление греческих стоиков о

свободном индивиде было использовано римскими авторами (Цицероном и

юристами) при создании, по существу, новой концепции - понятия

юридического лица (правовой личности, персоны).

Значительным достижением древнеримской мысли было создание

самостоятельной науки - юриспруденции. Римские юристы тщательно

разработали обширный комплекс политико-правовых проблем в области

общей теории государства и права, а также отдельных юридических

дисциплин (гражданского права, государственного и административного

права, уголовного права, международного права).

Римские авторы в своих построениях теоретически отразили

ту новую, отличную от древнегреческой, историческую и

социально-политическую реальность, в обстановке которой они жили и

действовали (высокое развитие рабовладения и отношений товарного

производства, кризис полисного устройства государства и старой

полисной идеологии, превращение Рима в мировую державу, переход от

республики к империи, от традиционных форм правления к новым формам

единоличной власти - к принципату и доминату, кризис рабского труда

и становление колоната и т. д.). Оставаясь идеологическими

защитниками основ существовавшего строя, они вместе с тем в

теоретическом отношении внесли своим творчеством заметный вклад в

историю учений о государстве и праве и тем самым оказали большое

влияние на последующее развитие политико-правовых учений в

средневековье и новое время.

§ 1. Учение Цицерона о государстве и праве

Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.) знаменитый

римский оратор, государственный деятель и мыслитель. В его обширном

творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и

права. Специально эти вопросы освещены им в работах «О государстве» и

«О законах». Целый ряд политико-правовых проблем он рассматривает и в

других произведениях (например, «Об обязанностях»), а также в

многочисленных политических и судебных речах.

Государство (respublica) Цицерон определяет как дело,

достояние народа. Причем он подчеркивает, что «народ не любое

соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а

соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах

права и общностью интересов». Тем самым государство в трактовке

Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его

свободных членов, что было характерно и для древнегреческих

концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение

этих членов, как определенное правовое образование, «общий

правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков юридизации

понятия государства, которое в последующем имело много приверженцев,

вплоть до современных сторонников идеи «правового государства».

Основную причину происхождения государства Цицерон видит не

столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько в

их врожденной потребности жить вместе. Разделяя в этом вопросе

позицию Аристотеля, Цицерон расходится с широко распространенными в

то время представлениями эпикурейцев о договорном характере

возникновения государства.

Влияние Аристотеля заметно и в трактовке Цицероном роли семьи

как первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и

естественным путем возникает государство. Он отмечает изначальную

связь государства и собственности и воспроизводит положение стоика

Панетия о том, что причиной образования государства является охрана

собственности. Нарушение неприкосновенности частной и

государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение

и нарушение справедливости и права.

В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделяет большое

внимание анализу различных форм государственного устройства,

возникновению одних форм из других, «круговороту» этих форм, поискам

«наилучшей» формы и т. д. Критерии различения форм государственного

устройства Цицерон усматривает в «характере и воле» тех, кто правит

государством. В зависимости от числа правящих он различает три простые

формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и

народную власть (демократию). «И вот, когда верховная власть

находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а

такое государственное устройство - царской властью. Когда она

находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община

управляется колей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют)

является такая община, в которой все находится в руках народа». Все

эти простые формы (или виды) государства не совершенны и не

наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне

прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе и

правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего

участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет свои

достоинства и недостатки. В случае, если бы предстоял выбор среди

них, предпочтение отдается царской власти, а на последнее место

ставится демократия. «Благоволением своим, - пишет Цицерон, - нас

привлекают к себе цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы».

Перечисленные достоинства правления, по мысли Цицерона, могут и должны

быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в

смешанной (а потому и наилучшей) форме государства, а в простых

формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и

обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между

различными слоями населения за власть, к смене форм власти, к их

вырождению в «неправильные» формы.

Так, при царской власти, поясняет Цицерон, все прочие люди

отстранены от участия в принятии решений и законов, народ не

пользуется свободой и отстранен от власти и при господстве

оптиматов. При демократии же, «когда все вершится по воле народа,

то, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само

равенство это несправедливо, раз при нем нет ступеней в общественном

положении».

Основной порок простых форм государства состоит, согласно

Цицерону, в том, что все они неизбежно, в силу присущей им

односторонности и неустойчивости, находятся на «обрывистом и

скользком пути», ведущем к несчастью. Царская власть, чреватая

произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию, а

власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести)

превращается в господство клики богатых и знатных. Хотя такая власть

и продолжает ошибочно именоваться правлением оптиматов, но на

деле, замечает Цицерон, «нет более уродливой формы правления, чем та,

при которой богатейшие люди считаются наилучшими». Соответственно и

полновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к пагубным

последствиям, к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической

власти.

Эти уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки

или толпы, господство клики) уже не являются, согласно Цицерону,

формами государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует

само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа,

отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право.

Предотвратить подобное вырождение государственности, по

мнению Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего, смешанного,

вида государственного устройства, образуемого путем

равномерного смешения положительных свойств трех простых форм

правления. «Ибо,- пишет он, - желательно, чтобы в государстве было

нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была

уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела

были предоставлены суждению и воле народа". В качестве важнейших

достоинств такого государственного строя Цицерон отмечает

прочность государства и правовое равенство его граждан.

В духе утверждения как раз формы смешанного правления Цицерон

вслед за Полибием и интерпретирует эволюцию римской государственности

от первоначальной царской власти к сенатской республике. При этом

аналогия начал царской власти усматривается в полномочиях

магистратов (и прежде всего консулов), власти оптиматов - в

полномочиях сената, народной власти - в полномочиях народных собраний

и народных трибунов. В этой связи Цицерон восхваляет дальновидность и

мудрость «предков», создавших такую разумную форму государства, и

призывает твердо придерживаться их политических заветов. Подчеркивая

опасность крена в сторону того или иного начала смешанной

государственности и выступая за их взаимное равновесие, он

подчеркивает необходимость неравномерного распределения прав,

обязанностей и полномочий, с тем чтобы достаточно власти было у

магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и

достаточно свободы у народа.

Значительное преимущество Рима, полагает Цицерон, обусловлено

географическим расположением города на суше, легко соединяющейся

(благодаря Тибру) с морем, но не у самого моря. Это, по мысли

Цицерона, гарантирует от внезапного нападения врагов, чему обычно

подвержены приморские города-государства. Кроме того, отмеченный

географический фактор благоприятен и в нравственно-этическом плане.

"Приморским городам, - пишет Цицерон, - свойственны, так сказать,

порча и изменение нравов, ибо они приходят в соприкосновение с чужим

языком и чужими порядками, и в них не только ввозятся чужеземные

товары, но и вносятся чуждые нравы, так что в их отечественных

установлениях ничто не может оставаться неизменным в течение долгого

времени». Политическим следствием близости города-государства к морю

являются нестабильность его строя, частые смены власти. Так, причину

бедствий и переворотов, происшедших в Греции, Цицерон усматривает в

географических недостатках, связанных с приморским расположением

эллинских полисов.

Свою концепцию «наилучшей» (т.е. смешанной) формы государства,

в отличие от платоновских проектов идеального государства, Цицерон

считает реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской

республиканской государственности в лучшую пору ее существования

(«при предках»). Платоновское же государство - это скорее не

реальность, а лишь желание, оно не такое, какое могло бы

существовать, а такое, в каком было бы возможно усмотреть разумные

основы гражданственности.

Правда, Цицерон отдает себе отчет в том, что реальность

восхваляемого им римского смешанного государственного строя - скорее

в прошлом, чем в настоящем. Отсюда и его многочисленные апелляции к

этому прошлому. Во времена Цицерона римская республика переживала

тяжелый кризис и доживала свои последние дни. Политический строй

Рима двигался к установлению единоличной власти, к принципату и

монархии. Концепция же Цицерона о смешанном правлении и вообще его

суждения о государстве как деле народа явно расходились с

современными ему социально-политическими реалиями и действительными

тенденциями развития римской государственности. Как теоретик и

практический политик, находившийся в гуще тогдашней борьбы за власть,

Цицерон не мог не видеть тенденции к перегруппировке сил и власти, к

отливу реальных полномочий от прежних республиканских институтов и их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.