рефераты бесплатно

МЕНЮ


Политические и правовые учения в древнем мире

Политические и правовые учения в древнем мире

| |

|Владивостокский Государственный Университет |

|Экономики и Сервиса |

|Институт |

|Заочного и Дистанционного Обучения |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|по теме: «Политические и правовые учения в Древнем мире» |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|студентка: |

|факультет: дистанционного обучения |

|шифр____________________ |

|адрес: г. Южно-Сахалинск, |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|г. Владивосток |

|1999 г. |

ПЛАН:

Глава 1. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока…………3

§ 1. У истоков политико-правовой мысли ……………………………........3

§ 2. Политическая и правовая мысль Древней Индии и

Древнего

Китая.......................................................................

.....................................5

Глава 2. Политические и правовые учения в Древней Греции……….....………..6

Глава 3. Общая характеристика основных направлений политической и правовой

мысли в Древнем Риме…………………………………….……………12

§ 1. Учение Цицерона о государстве и праве …………………………….13

§ 2. Политико-правовые воззрения римских стоиков…………………….20

§ 3. Учение римских юристов о праве…….....…………………………….22

Во всемирной истории политических и правовых учений

сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений,

отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих

исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики,

государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные

политические и правовые воззрения.

Глава 1. Политическая и правовая мысль в странах Древнего

Востока

§ 1. У истоков политико-правовой мысли

Политические и правовые учения появились лишь в ходе довольно

долгого существования раннеклассовых обществ и государств.

В своем возникновении политико-правовая мысль у древних

народов на Востоке и на Западе – у древних египтян, индусов, китайцев,

вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и др. – восходит к

мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о

месте человека в мире. На ранней стадии своего развития воззрения,

условно именуемые как политические и правовые, еще не успели

отдифференцироваться в относительно самостоятельную форму

общественного сознания и в особую область человеческого знания и

представляли собой составной момент целостного мифологического

мировоззрения.

Для мифов характерно тождество информационного (сообщение об

имевших место событиях и знаменитых деяниях богов) и нормативного

(безусловная необходимость для людей считаться с этими событиями и

т.д.) моментов повествования о мифических фактах.

Земные порядки, согласно древним мифам, неразрывная часть

общемировых космических порядков, имеющих божественное происхождение.

В русле такого понимания и освещается в мифе тема земной жизни людей,

их общественного и государственного устройства, их взаимоотношений

между собой и с богами, их прав и обязанностей – словом, всего того,

что им позволено, и что им запрещено.

Божественный первоисточник сложившихся социальных и политико-

правовых порядков – основная идея и тема древних мифов. В мифах

древних народов по-разному решается и освещается вопрос о способе и

характере связи божественного начала с земными отношениями. Та или

иная версия божественного происхождения земной власти и порядка

является общеобязательной моделью соответствующего их устроения и

одновременно господствующей идеологией, не имеющей конкуренции в лице

иных представлений, взглядов, точек зрения и т.п.: сомнение в мифе

есть начало его рационализации.

Различные версии мифа представляют интерес, прежде всего, как

познавательное отражение в форме мифа различных вариантов упорядочения

и регуляции соответствующих общественных отношений.

В мифах ряда народов говорится о первоначальном

непосредственном правлении богов, которые затем научили людей

искусству управления и передали власть земным правителям.

Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам боги,

являясь источниками власти правителя, вместе с тем и сами продолжают

оставаться вершителями земных дел и людских судеб.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим

представлениям древних евреев. По их версии единый истинный бог

находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом,

является его главой и царем.

Согласно древнекитайскому мифу о божественном происхождении и

характере земной власти, именно персона верховного правителя

Поднебесной (император Китая) является единственной точкой связи с

высшими, небесными силами. Вся власть сконцентрирована, по этим

воззрениям, в особе верховного правителя в качестве его личной

потенции и внутренней силы, а все остальные должностные лица и

государственный аппарат в целом – лишь помощники личностной власти

правителя.

Приведенные мифологические версии о божественном характере

земных порядков лежат в основе более конкретных воззрений о власти,

управлении, праве, справедливости, правосудии и т.п.

В соответствии с мифологическими и религиозными воззрениями

древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет

богиня Маат (Ма-ат). Судьи носили изображение этой богини и считались

ее жрецами. Божественный характер земной власти (фараона, жрецов и

чиновников) и официально одобренных правил поведения, в т.ч. и

основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных

решений), означал, что все они соответствуют (или должны по своему

смыслу соответствовать) ма-ат – естественной – божественному порядку

справедливости.

По древнешумерскому мифу, в качестве покровителя

справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог Шамаш,

жестоко карающий все злое, лживое, несправедливое и неправое. Всякого,

кто нарушит «стезю Шамаша» – путь правды, справедливости и права,

ждет, по тогдашним представлениям, неминуемая и суровая кара.

Преступить «стезю Шамаша» означало совершить преступление, нарушить

право. Шумерские и вавилонские правители настойчиво подчиняли

божественный характер своей власти и своих законов, их соотношение

неизменным божественным установлениям и справедливости.

Эти представления широко отражены в известном древневавилонском

политико-правовом памятнике 18 до н.э. – законах Хаммурапи.

Справедливость, о которой говорится в законах Хаммурапи, подразумевает

деление людей на свободных и рабов, неравноправное положение самих

свободных-членов различных сословий и т.д.

Мифологические представления древних персов нашли свое развитие

и выражение в зороастризме. Государство, согласно зороастризму, должно

быть земным воплощением небесного царства Ормузда (светлое божество).

Сословное деление общества основывается на свободном выборе каждым

того или иного рода занятий. Во главе отдельных сословий должны стоять

наиболее добродетельные люди.

Процесс постепенной рационализации исходных мифических

представлений об общественной жизни, политике, государстве и праве и

возникновения зачатков теоретических воззрений в разных областях

социально-политического знания у разных народов протекал с различной

интенсивностью, принимал различные формы и имел несхожие последствия.

Но в целом общая тенденция к рационалистической трактовке социально-

политических явлений достаточно отчетливо проявляется в 1 тысячелетии

до н.э. во всех культурных центрах тогдашнего мира.

Значительную связующую роль между мифологическими

представлениями и последующими рационалистически ориентирующими

политико-правовыми воззрениями и концепциями сыграла религия. При всей

своей специфике религия тематически и хронологически следует за мифом

и является по отношению к первичным мифам о богах последующим,

вторичным образованием.

Мифологические представления и в целом опыт подхода к

организации общественной жизни людей оказали большое влияние на

последующую политико-правовую мысль – как непосредственно в эпоху

формирования религиозных, философских и зачаточно научных концепций

политики, государства и права, так и в последующие периоды развития

политических правовых учений.

§ 2. Политическая и правовая мысль Древней Индии и Древнего

Китая

Под заметным влиянием мифологических и религиозных

представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в

древней Индии. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде

древнеиндийских памятников II тысячелетия до н.э., именуемых в целом

Ведами. В Ведах говорится о делении общества на четыре варны

(сословия) которые созданы богами из Пуруми (мирового тела и духа): «…

брахманом стали его уста, руки – Кшатрием, его бедра стали вайшьей, из

ног создана шудра».

Мировой закон (рта) определяет конституцию (строение) общества,

место, роль и положение (в том числе и правовое положение) различных

варн (сословий), а, следовательно, права и обязанности также и членов

этих варн. Все варны и их члены должны следовать божественно

представленных для них дхарме – закону, долгу, обычаю, правилу

поведения.

Неравенство прав и обязанностей членов различных варн включает

и их неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и

наказания. Особыми привилегиями в этом отношении пользуются драхманы.

С критикой ряда основных положений Вед и брахмонистской

идеологии в целом выступал Сиддхартха, прозванный Буддой. Он отвергал

мысль о боге как о верховной личности и нравственном правителе мира в

первоисточнике закона «Брахман» для буддистов – это не член

привилегированной варны, а всякий человек, который независимо о своей

сословной принадлежности достиг совершенства путем личных усилий.

В понимании буддистов дхарма выступает как управляющая миром

природная закономерность, естественный закон. Мировоззрение раннего

буддизма пронизано проповедью гуманизма, доброго отношения к другим

людям.

Буддистская установка на индивидуальный путь спасения и

достижения нирваны объясняет и характерные для буддизма невнимания к

реальным политико-правовым явлениям, которые в целом расценивались как

часть общей цепи в земных несчастьях.

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической

мысли Китая сыграло учение Конфуция. Его взгляды изложены в книге

«Лунь Юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками.

Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию

государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть

императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и

подчиненных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших.

Социально-политическая иерархия людей строится на принципе

неравноправия людей. Тем самым Конфуций выступал за аристократическую

концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от

участия в управлении государством. Конфуций призывал правителей,

чиновников и подчиненных строить свои взаимоотношения на началах

добродетели.

Регулирование политических отношений посредством норм

добродетели в учении Конфуция резко противоставляется управлению на

основе законов.

Основатель моизма Мо-цзы развивал идею естественного равенства

всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции

возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности

народу верховной власти.

В поисках «единого образа справедливости» Мо-цзы выдвинул идею

договорного происхождения государства и управления. В древности,

говорит он, не было управления и наказания, «у каждого было свое

понимание справедливости», между людьми царила вражда. Важное место в

учении Мо-цзы занимает требование учета интересов простого народа в

процессе управления государством. «Высказывания, - подчеркивает он –

должны применяться в управлении страной, исходить при этом из

интересов простолюдинов Поднебесной».

Основателем даосизма считается Лао-цзы, взгляды которого

изложены в «Книге о дао и дэ». Лао-цзы характеризует дао как

независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную

законность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно

олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В

отношении к дао все равны. Существенная роль в даосизме отводится

принципу недеяния, воздержанию от активных действий.

Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате «Шан

цзюнь шу». Ряд глав трактата написан Ман Ян. Этот теоретик легизма и

одни из основателей школы «законников» (фа-цзя) выступил с

обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые

наказания. В целом вся концепция управления, предложенная Ман Яном,

пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств, что

посредством насильственных мер (жестоких законов) их можно подчинить

желательному «порядку». Существенное значение в деле организации

управления Ман Ян и его последователи наряду с наказаниями придавали

внедрению в жизнь принципа коллективной ответственности.

Глава 2. Политические и правовые учения в Древней Греции

Выдающуюся роль в истории формировании политических и правовых

учений сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков

возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права

и политики.

Усилиями древнегреческих исследователей был совершен переход от

мифологического восприятия окружающего мира к рацонально-логическому

способу его познания и объяснения.

Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно

разделить на три этапа:

ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с

возникновением древнегреческой государственности. В этот период

наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и

формируется философский подход к проблемам государства и права;

период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) -

это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой

мысли;

период эллинизма (вторая половина IV - II век до нащей эры) -

время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания

греческих полисов под власть Македонии и Рима.

Остановимся подробнее на каждом из этих периодов.

На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на

мир носят мифологический характер. В эти времена политические и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.