рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основные правовые системы современности

канцлер, решая в порядке определенной процедуры споры, в связи с

которыми их участники обращались к королю. Так рядом с "общим

правом" сложилось "право справедливости".

До 1873 г. в Англии на этой почве существовал дуализм

судопроизводства: помимо судов, принемающих нормы "общего

права", существовал суд Лорда-канцлера."Право справедливости",

как и "общее право", является составной частью прецедентного

права, но прецеденты здесь созданны иным путем, и охватывают

иные отношения чем "общее право". Несмотря на общие черты

"общего права" и "права справедливости", прецеденты их судов

фиксировались раздельно, что и привело к дуализму английской

правовой системы, который продолжался более двух веков вплоть до

судебной реформы 1873-1875 гг. Эта реформа слила "общее право" и

"право справедливости" в единую систему прецедентного права.

В то время, как юристы континентальной Европы рассматривают

право как совокупность предоставленных правил, для англичанина

право-это в основном то, к чему придет судебное рассмотрение.На

континенте юристы интересуются прежде всего тем,как

регламентирована данная ситуация; в Англии внимание

сосредотачивается на том, в каком порядке она должна быть

рассмотрена, чтобы придти к правильному судебному решению.

В странах романо-германской семьи правосудие всегда

осуществлялось судьями,имеющими университетский диплом юриста.В

Англии даже судьи в "Высших" судах до 19 века не обязательно

должны были иметь юридическое университетское образование;они

овладевали профессией, работая адвокатами и изучая практику судо

производства. Лишь а наше время наличие университетского диплома

стало важной предпосылкой для того, чтобы стать адвокатом или

судьей; профессиональные экзамены, позволяющие заниматься

юридическими профессиями, стали очень серьезными и могут

рассматриваться сегодня как эквивалент юридического диплома.

Однако и сегодня, в глазах англичан, главное то, чтобы дела

разбирались в суде добросоветными людьми. Соблюдение основных

принципов судопроизводства, составляющих часть общей этики, по

их мнению, достаточно для того, чтобы "хорошо судить". И сегодня

английское право продолжает оставаться в основном судебным

правом, разрабатываемым судьями в процессе рассмотрения

конкретных случаев. Судья в отличии от доктрины и законодателя

не создает решения общего характера в предверии серии случаев,

которые могут произойти в будущем; он занимается тем, что

требует правосудия именно в этом, конкретном случае; его роль в

том, чтобы довести до конца судебный спор. С учетом правила

прецедента такой подход делает нормы "общего права" более

гибкими и менее абстрактными,чем нормы права романо-германской

семьи, но одновременно делает право более казуистичным и менее

определенным.

В Англии благодаря "общему праву" и правилу прецедента

различие права и закона носит несколько иной, и одновременно

более ярковыраженный характер, чем различие права и закона на

континенте. Это особенно существенно в свете возростания в

современный период масштабов и значения статутного права среди

источников английского права.

Структура права в англо-американской правовой семье

(деление на отрасли и институты права), сама концепция права,

система источников права, юридический язык, совершенно иные, чем

в романо-германской правовой семье. В английском праве

отсутствует деление права на публичное и частное, здесь его

заменяет деление на "общее право" и "право справедливости".

Отрасли английского права выражены не столь четко как в

континентальных правовых системах, и проблемам их классификации

уделялось гораздо меньше внимания. Отсутствие резко выраженного

деления права на отрасли обусловленно преимущественно двумя

факторами. Во-первых, все суды имеют общую юристдикцию, то есть

могут разбирать разные категории дел: публично и

частно-правовые, гражданские, торговые, уголовные и т.д.

Разделенная юристдикция ведет к разграничению отраслей права, а

унифицированная юристдикция действует очевидно в обратном

направлении. Во-вторых, английское право развивалось постепенно,

путем судебной практики и законодательных реформ по отдельным

вопросам. В Англии нет кодексов европейского типа, по-этому

английскому юристу право представляется однородным. Английская

доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права. Она

вообще предпочитает результат теоретическому обоснованию.

Укажем некоторые черты прецедентного права и прежде всего

самого прецедента в английском праве.

Основной принцип, который должен соблюдаться при

отправлении правосудия, состоит в том, что сходные дела решаются

сходным образом. Пожалуй нет ни одного суда, где судья не был бы

склонен решить дело точно так, как было решено аналогичное дело

другим судьей. Почти везде судебный прецедент в той или иной

степени обладает убеждающей силой, поскольку stare decisis

(решить так, как было решено ранее) - правило фактически

повсеместного применения.

В английской системе доктрина прецедента отличается сугубо

принудительным характером. Нередко английские суды обязанны

следовать более раннему решению деже в тех случаях, когда

имеются достаточно убедительные доводы, которые в иных

обстоятельствах позволии бы не делать этого. Английское право в

широкой степени основано на прецеденте. Прецедентное право

состоит из норм и принципов созданных и применяемых судьями в

процессе вынесения ими решений. Прецедентное право-это прежде

всего правило, что рассматривая дело, суд выяснил, не было ли

аналогичное дело рассмотрено ранее и в случае положительного

ответа, руководствовался уже имеющимся решением. Другими

словами, однажды вынесенное решение является обязательной нормой

для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Судья при

рассмотрении последнего по времени дела обязан принимать во

внимание эти нормы и принципы, в то время как в

романо-германской правовой системе и др. они служат всего лишь

материалом, который судья может учитывать при вынесении

собственного решения. То, что английское право является в

значительной степени правом прецедентным, означает, что решение

английского судьи по какому-либо конкретному делу образует

прецедент. Судья, разбирающий более прозднее по времени дело,

как правило сталкивается с большим числом различного рода

прецедентов. Он вынужден либо просто учесть ранее вынесенное

решение как часть материала, на основании которого он может

разрешеть рассматриваемое им дело, либо разрешить это дело так,

как было разрешено предыдущее, если только он не найдет

достаточно убедительных доводов, чтобы не поступать таким

образом. Наконец, судья может быть обязан решить дело так же,

как и предыдущее, несмотря на то, что он сумел бы привести

достаточно убедительные доводы против такого решения. При этом

говорят, что данный прецедент "обязателен" или "обладает

принудительным действием", в отличии от его только "убеждающего"

действия.

Правило прецедента нуждается в детализации, поскольку

степень обязательности прецедентов зависит от места в судебной

иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение

может стать при этом прецедентом.

При нынешней организации судебной системы, ситуация

выглядит следующим образом.

Решения высшей инстанции - Палаты лордов - обязательны для

всех других судов;

Апелляционный суд, состоящий из двух отделений

(гражданского и уголовного) обязан соблюдать прецеденты Палаты

лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех

нижестоящих судов;

Высокий суд (все его отделения, в том числе и

апелляционные) связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций,

его решения обязательны для всех нижестоящих инстанций, но не

будучи строго обязательны, влияют на рассмотрение дел в

отделениях Высокого суда;

Окружные и магистральные суды обязаны следовать прецедентам

всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов

не создают.

Не считаются прецедентами и решения Суда короны, созданного

в 1971 г. для рассмотрения особо тяжких уголовных преступлений.

Правило прецедента традиционно рассматривалось в Англии как

"жесткое". В, отличии, например, от США, судебная инстанция не

могла отказываться от созданного ранее прецедента, который мог

быть именен только вышестоящей инстанцией или парламентским

актом. Даже высшая судебная инстанция - Палата лордов - до

середины 60-х годов, считалась связанной своими собственными

прежними решениями, что в конечном итоге создавало иногда

тупиковую ситуацию. В 1966г. Палата лордов отказалась в

отношении себя от этого принципа.

Представление о том, что правило прецедента сковывает

судью, также во многом обманчиво.

Поскольку полное совпадение обстоятельств разных дел бывает

не так уж часто, то усмотрением судьи решается, признать

обстоятельства сходными или нет, от чего зависит применение той

или иной прецедентной нормы. Судья может найти аналогию

обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд они не совпадают.

Наконец, он вообще может не найти ни какого сходства

обстоятельств и тогда - если вопрос не регламентирован нормами

статутного права - судья сам создает правовую норму, становится

как бы законодателем. Сказанным отнюдь не исчерпываются

возможности судебного усмотрения в рамках прецедентного права.

Такому усмотрению способствует и традиционная структура

судебного решения. Оно, как правило, развернуто и включает

анализ доказательств, мнение судьи по поводу спорных фактов,

мотивы, которыми руководствовался суд при вынесении решения и,

наконец, правовые выводы - прецедентом является лишь та часть

судебного решения,которая со времен Остина именуется "основные

решения" - правоположение на котором основано решение. Лишь оно

носит обязательный характер: остальная часть судебного решения

именуется "попутно сказанным", и не может рассматриваться как

нечто обязательное.

Ежегодно английский парламент издает до 80 законов. За

многовековую деятельность законодательного органа общее число

принятых им актов занимает около 50 увесистых томов.

Закон формировался под воздействеем требований судебной

практики, которая диктовала определенную структуру, характер

изложения норм. Отсюда казуистический стиль законодательной

техники.

Здесь также следует отметить, что Англия - одно из немногих

государств, которое не имеет писаной конституции. Ее заменяют

акты парламента - старейшего в мире (существует более 700 лет).

Рост числа законов обострил проблему систематизации.

Английская правовая система - традиционный представитель

правовых систем, определяемых как "некодефицированные". Здесь до

сих пор речь идет лишь о систематизации путем консолидации -

процесса соединения законодательных положений по одному вопросу

в единый акт. Рост писаного права в современный период

происходит не только с помощью статутов , но в значительной

мере, путем подзаконного нормотворчества.

В Великобритании, в отличии от романо-германских правовых

систем, исполнителные органы были изначально лишены полномочий

принемать акты "во исполнения закона". Для того, чтобы создать по-

добный акт, исполнительный орган должен быть наделен соответству-

ющим полномочием, которое ему делегирует парламент. Поэтому нор-

мотворчество исполнительных органов в Англии именуется делегиро-

ванным.

Пожалуй ни в однлй стране проблема соотношения закона и

судебной практики не приобретала такого специфического

характера, как в Англии. На перввый взгляд эта проблема решается

просто: действуют правила, согласно которым закон может отменять

прецедент, а при коллизии закона и прецедента, приоретет

отдается первому. Однако действительность во многом сложнее, ибо

огромна роль судебного толкования закона, правила, согласно

которому, правоприменительный орган связан не только самим

текстом закона, но и тем его толкованием, которое дано ему в

предшедствующих судебных решениях, именуемых "прецедентами

толкования".

Законодательство, как источник права, находится в менее

выгодном положении в том смысле, что акт парламента требует

судейских толкований, которые сами становятся судебными

прецедентами. Поэтому было бы упрощением, относиться к

парламентскому законодательству как к источнику права, стоящему

выше прецедента.

Несмотря на это, в последние десятилетия английское

законодательство приобретает все более систематезированный

характер.В 1965г. была создана Правовая комиссия для Англии,

которой поручено готовить проекты крупных консоледированных

законодательных актов в различных отраслях права, с тем, чтобы в

перспективе "провести реформу всего права Англии вплоть до его

кодефикации". Параллельно с ней действуют комитеты по перпсмотру

гражданского и уголовного законодательства, а также различные

королевские комиссии, которым поручается подготовка отчетов о

состоянии законодательства по определенному вопросу и вынесение

предложений по его совершенствованию. В результате осуществления

ряда весьма последовательных реформ, крупными консолидированными

актами ныне регулируется подавляющее большинство правовых

институтов, хотя до сих пор ни одна отрасль английского права не

кодефицированна полностью.

В заключение по английской системе хотелось бы отметить,

что в Англии суд наделен широкими возможностями усмотрения в

отношении статутного права. Эти возможности еще более

возрастают, если от законодательной части статутного права,

обратиться к его подзаконной части. Что касается делегированного

законодательства то, как отмечалось выше, суд официально имеет

право отмены, признав акт ultru vires. В отношении остальных

исполнительных актов, суд может отменять их и не обращаясь к

доктрине ultru vires по самым различным основаниям.

Мусульманская правовая система

Мусульманское право не является самостоятельной отраслью науки. Оно

лишь одна из сторон религии ислама.

Религия ислам содержит в себе, во-первых, теологию, которая

устанавливает свои догмы и уточняет, во что правоверный мусульманин должен

верить; во-вторых шариат, который предписывает верующим, что они должны

делать и чего не должны. Шариат означает в переводе «путь следования» и

составляет то, что называют мусульманским правом. Установки шариата

указывают правоверному мусульманину, как он должен согласно с религией

вести себя, при этом не различая своих обязательств по отношению к себе

подобным ( гражданские обязательства ) и по отношению к аллаху ( намаз,

пост ).

Тем не менее мусульманские правоведы четко различают права бога ( аллаха )

и права индивида.

Мусульманская правовая система принадлежит к семье так

называемого _ религиозно-традиционного права .,свойственного странам

Азии и Африки.

Правовые системы этих стран не обладают той степенью

единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым

системам. Однако у них много общего по существу и форме, все они

основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые

господствуют в западных странах. Конечно, все эти правовые

системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в

значительной мере остаются верны взглядам, в которых право

понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции,

что в западных странах. Считается, что принципы, которыми

руководствуются не западные страны, бывают двух видов:

1. признается большая ценность права, но само право

понимается иначе, чем на западе, имеет место переплетение права

и религии;

2. отбрасывается сама идея права и утверждается, что

общественные отношения должны регламентироваться иным путем.

К первой группе относятся страны мусульманского, индусского

и иудейского права; ко второй - страны Дальнего Востока, Африки,

и Мадагаскара.

Мусульманское право . - это система норм, выраженных в

религиозной форме и основанных на мусульманской религии-исламе.

Ислам исходит из того, что существующее право произошло от

Аллаха,который в определенный момент истории открыл его человеку

через своего пророка Мухаммеда.

Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те,

которые подлежат правовому регулированию.

Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее

долгую историю развития. Оно возникло в период разложения

родо-племенного строя и становления ранне феодального

государства на западе Аравийского полуострова.

Мусульманское право как система юридических норм

образовалась не сразу. В начальный период развития ислама и

мусульманской общины юридические и иные правила поведения

практически не различались. Не случайно в это время

мусульманская догматика (богословие) и правоведение - тесно

переплетались и не составляли самостоятельных направлений

мусульманской идеологии.

Мусульманское право оказывает глубокое влияние на историю

развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера

его действия как юридического и идеологического фактора в наше

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.