рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основные правовые системы современности

Основные правовые системы современности

Министерство внутренних дел России

Юридический институт

МВД России

Малый Ивановский пер., д.2

Кафедра государственно-правовых дисциплин

ЮИ МВД России

Ф.И.О.

Заочное отделение

Курс 1

№ Группы

№ зачетной книжки

Курсовая работа по теории права и государства

Тема : Основные правовые системы современности

Адрес места жительства :

г. Москва

ул.

д.

т.

Тема 3.Основные правовые системы современности

План

1. Введение.

2. Понятие правовой системы.

3. Романо-германская правовая система.

4. Англо-саксонская правовая система.

5. Мусульманская правовая система.

6. Российская правовая система.

7. Заключение.

1

Введение .

В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так

, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих

правовых систем . Cвое право имеют и негосударственные общности :

каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право .

Cуществует также международное право , призванное регулировать во всемирном

или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения .

Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную

технику и создано для общества с весьма различными структурами, нравами,

верованиями.

Различие правовых систем не зависит только от входящих в состав права

норм . На самом деле было бы поверхностным и неправильным видеть в праве

только совокупность норм , так как право – это значительно более сложное

явление , выступающее как система .

У нее определенный понятийный фонд ; она соединяет нормы в определенные

группы ; использует определенные способы создания и толкования норм : она

связана с концепцией социального строя , и от этой концепции зависит .

Различия между правом разных стран значительно уменьшаются , если исходить

не из содержания их конкретных норм, а из более постоянных элементов,

используемых для создания, толкования, оценки норм . Сами нормы могут быть

бесконечно разнообразными , но способы их выработки , систематизации ,

толкования показывает наличие некоторых типов, которых не так уж и много .

Поэтому возможна группировка правовых систем в семьи , подобно тому как

это делают и другие науки, оставляя в стороне второстепенные различия и

выделяя семьи .

2

Например в лингвистике – романские , славянские, семитские языки, в религии

– христианство, ислам, в естественных науках – млекопитающие,

пресмыкающиеся , птицы и т.д.

Возможна группировка правовых систем и в несколько видов .

По классификации, исходя из концептуальных структур правовых систем или

иерархии различных источников права . По типу общества, которое стремятся

создать с помощью права , или место права в рамках данного социального

строя.

В современном мире существует множество правовых систем , по этому

они могут быть сведены лишь в ограниченное число семей . Тем

самым можно достичь цели рассмотреть раличные правовые системы, не входя в

детали каждой из них , но акцентрируя внимание на общих характеристиках и

чертах основных правовых семей .

3

Понятие правовой системы .

Система как философское понятие – это некоторое целостное явление,

которое сотоит из различных частей , взаимосвязанных и взаимодействующих

между собой .

Система права состоит и действует на основе общих объективных

закономерностей и как каждая система характеризуется рядом признаков .

Право – это органически целое правовое явление , т.е. право это не

случайный набор правовых норм . Система права не может создаваться по

субъективному усмотрению людей, так как обусловлена реально существующей

системой общественных отношений , по этому

система права характеризуется объективностью . Право отражает в своей

специфической форме систему общественных отношений , а также оказывает на

нее регулирующее воздействие . Если право не отображает в своих нормах

потребности общества , то оно становится тормозом общественного развития и

прогресса .

Характеризующим фактором системы права являются единство и

взаимосвязь норм , являющимися состовляющими системы права . Нормы права не

могут функционировать изолированно друг от друга . Их регулирующая сила

состоит в согласованности и общей целенаправленности . Если систему права

лишить одного из структурных элементов , то этот элемент лишается своих

системных функций , и следовательно , своей социальной значимости .

Система права – это многообразное правовое явление, которое включает

в себя различные по содержанию и своему объему структурные элементы .

Система права подразделяется на нормы права, институты права , подотрасли и

отрасли права .

Система права – это его внутреннее строение, которое выражается в

единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе

с тем в разделении права на относительно самостоятельные части .

В жизни общества имеется градация между общественным и частным

интересом. Эта градация находит свое объективное отражение в системе права

. По этому все системы права условно включают в себя право частное и

публичное . Такое деление возможно только в сфере правоотношеноий, т.е. в

сфере реализации права. Право как система норм, исходящей из специфики

общества , призвано защищать интересы этого общества, при этом учитывать

интересы составляющих его отдельных индивидов . Защищая свои собственные

интересы , государство с помощью правовых установлений защищает и интересы

собственных граждан . Юридическая наука считает деление права на частное и

публичное в какой-то мере условным , но в тоже время необходимым .

Основанием для деления права является характер правовых взаимоотношений

между индивидуумом и государственно-организованными структурами общества .

Право частное или публичное , заключает в себе отношения конкретного лица

не только к другим лицам, но и к обществу и государству в целом .

Система права носит объективный характер, по этому она отражает

реально существующие системы общественных отношений .

Правовая система . - это совокупность взаимосвязанных,

согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих

общественные отношения, атакже элементов,

характеризующих,уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система-это вся "правовая действительность" данного

государства. В этом широком понятии выделяются активные

элементы, тесно связанные между собой. Это:

-собственно право как система обязательных норм, выраженных

в законе, иных, признаваемых государством источниках

-правовая идеология-активная сторона правосознания

-судебная(юридическая) практика

Понятие "правовая система" имеет существенное значение для

характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в

этом случае говорится о "национальной правовой системе",

например, Великобритании, Германии, и т.д.

Различия между правом разных стран значительно уменьшаются,

если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более

постоянных элементов, использованных для создания, толкования,

оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но

способы их выработки, систематизации, толкования показывают

наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому

возникла группировка правовых систем в"семьи".

Категория "правовая семья" служит для обозначения группы

правовых систем,имеющих сходные юридические признаки,

позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это

сходство является результатом их конкретно-исторического и

логического развития.

Заслуживает подход западных компративистов, отрицающих

типологию правовых систем единственно по признаку их классовой

сущности. При классификации они используют различные факторы,

начиная с этических, рассовых, географических, религиозных и

заканчивая юридической техникой и стилем права.Отсюда множество

классификаций.

Одна из самых популярных - классификация правовых семей,

данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев:

идеологии, включающую религию, философию, экономические и

социальные структуры, и юридической техники, вклющающие в

качестве основной составляющей источники права.

Р.Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных

семей: романо-германской, англо-саксонской, и социалистической.

К ним примыкает остальной юридический мир, который получил

название "религиозные и традиционные системы".

Другая классификация была предложена К.Цвайгертом и

Г.Котцем в книге "Введение в правовые сравнения в частном

праве", вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации

положен критерий "правового стиля".

"Стиль права" по мнению авторов, складывается из пяти

факторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие

юридического мышления, специфические правовые институты, природа

источников права и способы их толкования, идеологические

факторы.

На основе этого различаются следующие "правовые круги":

романский, германский, скандинавский, англо - американский,

социалистический, право ислама, индуистское право. По существу,

получен тот же результат, что и у Р.Давида.

При этом, во всех случаях, не учитывается марксистско -

ленинская типология права, в основе которой лежит критерий

общественно-экономической формации (рабовладельческое право,

феодальное право, буржуазное право, социалистическое право).

А.Х.Саидов полает, что только единство глобальной марксистско -

ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых

систем, дает возможность составить целостное представление о

правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права

восемь правовых семей: романо - германскую, скандинавскую,

латино-американскую, правовую семью "общего права", и

дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с

семьей социалистического права. В пределах социалистической

правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали

относительно самостоятельные группы: советская правовая система,

правовые системы соцстран Европы, правовые системы соцстран

Азии, и правовая система республики Куба.

Таким образом, существует несколько точек на классификацию

правовых систем настоящего и недалекого прошлого.

Теперь рассмотрим более подробно основные правовые семьи.

Романо – германская правовая система

Эта система включает в себя страны, в которых юридическая наука

сложилась на основе римского права . Более чем тысячилетняя

эволюция значительно отдалила не только материальные и процессуальные нормы

этого права , но и саму концепцую права и правовой нормы Древнгего Рима . В

романо – германской правовой системе начиная с 19 века господствующая роль

отведена закону, и в странах принадлежащих этой системе действуют кодексы.

В силу исторических причин право выступает здесь прежде всего как

средство регулирования отношений между гражданами , так как другие отрасли

права были разработаны позднее и менее совершенны по сравнению с

гражданским правом.

Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она

сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали

и развили начиная с 12 века на базе кодификации императора Юстиниана общую

для всех юридическую науку.Термин

«романо-германская» был выбран для того, чтобы отдать должное усилиям ,

прилагавшимся совместно университетами латинских и германских стран .

Формирование романо – германской правовой системы можно разделить на

три периода. Первым можно считать период , предшествующий 13 веку, когда

собирались материалы, но еще отсутствовали попытки синтезировать их и когда

не было какой-либо системы. Второй период начался с возвращения изучения

римского права в университетах. Господствующая доктрина вместе со школой

естественного права в течении 5 веков подготовила третий период, который

приходится на настоящее время .

Р.Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семья

в своем историческом развитии не была продуктом деятельности

феодальной государственной власти (в этом ее отличие от

формирования английского "общего права"), а была исключительно

продуктом культуры, независимым от политики. Это в какой-то мере

верно по отношению к первой, доктринальной стадии рецепции. О

следующей стадии, когда римское право ( _а точнее право,

_основанное на римском) . воспринималось законодателем, этого

сказать нельзя. Формирование романо-германской правовой семьи

было подчинено общим, закономерным связям права с экономикой и

политикой, и не может быть понято вне учета сложного процесса

развития капиталистических отношений в недрах феодального

общества, прежде всего отношений собственности, обмена, перехода

от внеэкономического к экономическому принуждению. Здесь на

первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые

рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям

морали и прежде всего справедливости. Юридическая наука видит

свою основную задачу в том, чтобы определить, какими должны быть

эти нормы.

Рецепция римского права привела к тому, что еще в период

феодализма правовые системы европейских стран-их правовая

доктрина,юридическая техника приобрели определенное сходство.

Начиная с 19 века основным источником (формой) права, где

господствует эта семья является 1 закон 0. Буржуазные революции

коренным образом изменили классовую природу права, отменили

феодальные правовые институты, превратили закон в основной

источник права.

"Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все

его аспекты, а жизнь этому скелету, в значительной степени

придают иные факторы. Закон не рассматривается узко и

текстуально, а зачастую зависит от расширительных методов его

толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и

судебной практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что

законодательный порядок может иметь пробелы, но пробелы эти

практически не значительны."

Во всех странах романо-германской семьи есть писаные

конституции, за нормами которых признается высшая юридическая

сила. Она выражается как в соответствии конституции законов и

подзаконных актов, так и в установлении большинством государств

судебного контроля за конституционностью обычных законов.

Конституции разграничивают компетенцию различных государственных

органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой

компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.

В романо-германской юридической доктрине и, главным

образом, в законодательной практике различают три разновидности

обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее

законодательство) и сводные тексты норм.В большинстве

континентальных стран приняты и действуют: гражданские (либо

гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные,

уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущего законодательства также весьма

разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных

отношений, например, акционерные законы. Число их в каждой

стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового

закодательства.

Среди источников романо-германского права велика (и все

более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов,

административных циркуляров, декретов министров и других.

В романо-германской семье достаточно широко используются

некоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самом

законе, а в случае необходимости и в не закона. Эти принципы

показывают подчинение права велению справедливости в том виде,

как последнее понимается в определенную эпоху и в определенный

момент. Сам законодатель своим авторитетом закрепляет некоторые

новые формулы (например, ст.2 швейцарского гражданского кодекса

устонавлевает,что осуществление какого-то права запрещается,если

оно явно превышает пределы,установленные доброй совестью, или

добрыми правами, или социальной и экономической целью права)

В наши дни, как и в прошлом, в романо-германской правовой

семье доктрина составляет весьма жизненный источник права. Она

влияет как на законодателя, так и на правоприменителя(например,

используется в толковании законов).

Своеобразно положение обычая в системе источников

романо-германского права. Он может действовать не только в

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.