рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основные направления внешней политики республики Беларусь

За последние несколько лет ситуация в мире и в Европе сильно изменилась

в сторону расширения функций глобальных и региональных международных

организаций. Наряду с этим объективным процессом более расплывчатым стало

понятие государственного суверенитета, на который влиятельные

международные силы посягают под предлогом различного рода гуманитарных

интервенций. [8. стр.54-69]

На первый план в системе международной безопасности вышел

Североатлантический альянс. Теперь он претендует на то, чтобы стать

силовой основой образующегося однополярного миропорядка. Безусловно,

не последнюю роль в построении евроатлантической системы

безопасности играет сегодня и ОБСЕ. Понятно, что именно от взвешенного

подхода к планированию отношений по линии Беларусь - НАТО и Беларусь - ОБСЕ

во многом будет зависеть качество внешней политики нашего государства и

степень его встроенности в общую систему безопасности.

В качестве одного из главных факторов, создающих угрозу безопасности

Республики Беларусь в политической сфере, концепция национальной

безопасности Республики Беларусь определяет тенденцию к избирательному

расширению Организации Североатлантического Договора за счет государств

Центральной и Восточной Европы. В то же время Республика Беларусь

заинтересована в нормальных контактах с НАТО, поскольку игнорирование

тенденций его развития и одностороннее осуждение экспансии альянса на

Восток представляется малоконструктивным с точки зрения среднесрочных и

долгосрочных внешнеполитических интересов Беларуси. [8. стр.54-69]

Главным событием мировой политики является вооруженное нападение США и

Великобритании на Ирак.

«Война была развязана в обход международных правовых норм. Жертвы среди

мирного иракского населения, женщин, детей, потери среди американцев,

англичан, граждан других государств - вот лишь первая, видимая часть цены

этой войны.

Очевидно, основная цель акции - не только Саддам Хусейн, Ирак и даже не

нефть, а формирование нового порядка в мире с особыми правами единственной

сверхдержавы по произвольному использованию военной силы.

Послевоенный миропорядок, благодаря которому более полувека удавалось

избегать крупных агрессивных войн, основывался на недопустимости применения

вооруженной силы без решения Совета Безопасности ООН.» – так говорится в

обращении Президента к Парламенту и народу.[15]

Беларусь вместе с подавляющим большинством стран мира делает все от нее

зависящее для восстановления нарушенного правопорядка и сохранения

основанной на принципах международного права системы международной

безопасности.

Наша страна, которая еще помнит ужасы Второй мировой, готова внести

посильный вклад в предотвращение гуманитарной катастрофы в Ираке. Наша

страна никому не угрожает и ни с кем не имеет конфликтов, чреватых

вооруженными столкновениями. Реальной угрозы вооруженного нападения на нашу

страну не существует.

«Но, - продолжает Президент, - чтобы никому такая мысль не могла

прийти в голову, мы должны держать порох сухим.

Белорусско-российское единое оборонное пространство - важнейший фактор

обеспечения безопасности наших стран, региональной безопасности в целом.

Я очень высоко оцениваю подготовленное к подписанию Соглашение о совместной

охране внешней границы Союза в воздушном пространстве и создании единой

региональной системы ПВО. Мы заинтересованы в скорейшем его подписании.

Сегодня Беларусь - единственный верный и боеспособный, подчеркиваю,

боеспособный союзник России.

В результате целенаправленных и постоянно проводимых преобразований

белорусские Вооруженные силы становятся мобильнее, материально и технически

лучше оснащаются. Более того, мои последние действия в последнее время, в

том числе и посещения ведущих предприятий ВПК, организуются и проводятся с

единственной целью - скорейшей модернизацией наших Вооруженных сил. И хочу

сказать, что мы сегодня имеем отдельные виды оружия, которое можно назвать

оружием сдерживания агрессора и его пособников. Это обычное оружие, но оно

способно нанести значительный урон на значительных расстояниях от

территории нашего государства.

Со всей ответственностью заявляю: сегодня Беларусь располагает

Вооруженными силами, по профессионализму, численности и оснащению

способными вести боевые действия на современном уровне.

Одновременно следует продолжить укрепление военной составляющей

Союзного государства и Договора о коллективной безопасности.

Преобразование Договора о коллективной безопасности в полномасштабную

региональную организацию требует скорейшего формирования действенных

механизмов и выработки конкретных направлений практической работы.

Важнейшим приоритетом для Беларуси остается активное участие в

международных и региональных системах безопасности.

В условиях, когда три из пяти граничащих с нами государств становятся

членами НАТО (а четвертая - Украина - стремится в альянс), мы должны

находить оптимальные формы взаимодействия с этим военно-политическим

блоком.» [15]

Позиция Республики в процессе строительства европейской безопасности

определяется следующим образом:

V новая система европейской безопасности должна обеспечивать надежный и

равный для всех европейских государств уровень безопасности;

V Европа должна быть раз и навсегда освобождена от разделительных линий;

V Европа должна быть освобождена от ядерного и любого другого оружия

массового уничтожения;

V Европа должна постепенно избавляться от всякого оружия.

Факт добровольного отказа Беларуси от обладания ядерным оружием нашел

свое позитивное отражение в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. В

качестве официального документа 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было

распространено письмо Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на имя

Генерального секретаря ООН Б.Бутроса Гали относительно вывода последней

межконтинентальной баллистической ракеты с территории Беларуси. Беларусь

ратифицировала Договор о сокращении стратегических наступательных

вооружений (СНВ-1), Лиссабонский протокол к нему, присоединилась к Договору

о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерного

государства. В числе первых Беларусь подписала Договор о всеобъемлющем

запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и Конвенцию о запрещении разработки,

производства, накопления и применения химического оружия и о его

уничтожении. В 2000 году Беларусь первой ратифицировала адаптированный

Договор об обычных вооруженных силах в Европе.

Всецело поддерживая механизм создания безъядерных зон в различных

регионах планеты, Беларусь выдвинула с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН

инициативу о формировании пространства, свободного от ядерного оружия, в

Центральной и Восточной Европе. Принятие Генассамблеей ООН резолюции 53/77

H «Региональное разоружение» стало первым шагом на пути практической

реализации данной инициативы, направленной на укрепление климата доверия и

партнерства на региональном и глобальном уровнях.

Неизменную поддержку Беларуси встречает миротворческая деятельность

ООН, направленная на урегулирование региональных и внутригосударственных

конфликтов в Африке, Азии, предотвращение возникновения кризисных ситуаций.

Белорусы осуществляли наблюдение за выборами в составе миротворческих

миссий ООН в Намибии, ЮАР и Мозамбике, представитель Беларуси работал в

составе Специальной комиссии ООН в Ираке, белорусские эксперты входили в

состав миссий ООН в Грузии, Хорватии и других странах. Являясь с 1997 года

членом Специального комитета ООН по операциям по поддержанию мира (ОПМ),

Беларусь намерена существенно расширить свое участие в невоенных

компонентах миротворческих операций ООН.

19 мая 2000 года Беларусь стала полноправным членом Группы ядерных

поставщиков (ГЯП). Принятие Беларуси в ГЯП – признание вклада страны в

ядерное нераспространение и разоружение, ее высокого научно-технического

потенциала, соответствия национальной системы экспортного контроля мировым

стандартам.

Беларусь, стремясь быть ответственным членом мирового сообщества,

считает его главной задачей покончить с угрозами человечеству, опираясь на

позитивные достижения ушедшего века. [18]

8. Организация Объединенных Наций

На протяжении своего более чем полувекового членства в Организации

Объединенных наций (ООН) Республика Беларусь твердо отстаивает цели и

принципы Организации, самым активным образом стремится содействовать

укреплению ООН в решении всего комплекса сложных проблем международной

жизни.

Беларусь избиралась членом Совета Безопасности ООН (1974-1975 годы),

Экономического и Социального Совета ООН (1947-1949, 1981-1983, 1986-1988,

1992-2000 годы) и ряда его функциональных комиссий.

Ключевым во взаимодействии Беларуси с Организацией Объединенных Наций

является участие официальных делегаций Республики Беларусь в работе

ежегодных и специальных сессий Генеральной Ассамблеи ООН и других органов

Организации, специализированных учреждений ООН, а также в работе различных

международных форумов, проходящих под эгидой ООН. В 2000 году центральным

событием в деятельности ООН стало проведение Саммита Тысячелетия, в котором

приняла участие делегация Республики Беларусь во главе с Президентом А.Г.

Лукашенко.

Беларусь является членом более 50 специализированных учреждений ООН и

других межправительственных организаций, осуществляющих взаимодействие с

ООН на основе специальных соглашений. В их числе: Организация Объединенных

Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная

организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ),

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО),

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и многие другие.

С 1993 года в Минске действует Отделение ООН/ Программы развития ООН

(ПРООН) для осуществления проектов технической помощи Беларуси по линии

этой Программы и оказания необходимого консультационного и технического

содействия в области рыночных преобразований. В Минске открыто отделение

Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) с соответствующим финансированием для

осуществления программы по защите материнства и детства. ООН оказывает

поддержку национальным усилиям по урегулированию проблем беженцев и

вопросов миграции.

Конкретные результаты приносят последовательные и целенаправленные шаги

в таких областях как:

V всестороннее отражение интересов Беларуси как государства с переходной

экономикой в торгово-экономической, научно-технической, природоохранной

и социально-гуманитарной областях программной деятельности ООН;

V привлечение ресурсов и опыта межправительственных организаций системы

ООН для полноценной интеграции стран с переходной экономикой в систему

мировых хозяйственных связей; расширение вклада системы ООН в укрепление

международного сотрудничества в области ликвидации последствий аварии на

Чернобыльской АЭС и закрепление долгосрочного подхода ООН к решению

постчернобыльских проблем;

V обеспечение поэтапного снижения взносов Беларуси в регулярный бюджет ООН

и на финансирование операций ООН по поддержанию мира.

Усилия Беларуси в рамках ООН сегодня нацелены на дальнейшее продвижение

инициатив, отражающих национальные приоритеты республики в области внешней

и внутренней политики, и их закрепление в итоговых документах и решениях

Генеральной Ассамблеи ООН; отстаивание отвечающих интересам Беларуси

предложений касательно реформирования и укрепления системы ООН; дальнейшее

развитие вклада Беларуси в процессы ядерного и обычного разоружения,

укрепления режимов нераспространения, создания новой архитектуры

международной коллективной безопасности на субрегиональном, региональном и

глобальном уровнях; формирование условий для закрепления в юридически

обязывающей форме существующего де-факто безъядерного статуса региона

Центральной и Восточной Европы; формирование открытой системы международной

торговли, ядром которой призвана стать Всемирная торговая организация. [18]

9. Страны Азии, Африки, Латинской Америки

Развитие дружественных отношений с такими влиятельными государствами

как Китай, Индия, Вьетнам, Иран – важное направление внешней политики

Беларуси в Азии. Нашей стратегической задачей является приведение

достаточно скромных, к сожалению, в настоящее время масштабов

экономического взаимодействия в соответствие с высоким уровнем политических

отношений с этими странами.

Неплохо развивается наше сотрудничество со странами Ближнего Востока, с

африканскими странами, особенно Северной Африки. Главной целью внешней

политики Беларуси в этом регионе мира остается наращивание торгово-

экономических связей, и в первую очередь привлечение инвестиций богатых

арабских государств в нашу экономику.

Важное значение для Республики Беларусь имеет развитие политических и

торгово-экономических отношений со странами Азии и Африки. В значительной

степени это определяется схожестью подходов с рядом африканских и азиатских

государств по целому ряду ключевых международным проблем, созданной еще во

времена бывшего Советского Союза базой отношений с ними, сохраняющейся там

конкурентоспособностью белорусской продукции, а также перспективами

наращивания экспорта белорусской продукции в данные регионы.

«Говоря о развитии наших отношений со странами Азии, хотел бы особо

выделить перспективы белорусско-китайских отношений. Экономическая мощь и

политическое влияние Китая на международной арене будут неуклонно

возрастать.

Также нам необходимо динамично развивать взаимовыгодные отношения с

Турцией, арабским миром. [15]

Наиболее высокий уровень политических отношений достигнут с Китайской

Народной Республикой (КНР) и Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ).

Проводятся регулярные визиты руководителей государств и глав правительств,

развивается сотрудничество в международных организациях по таким актуальным

международным проблемам, как права человека, разоружение.

Отношения Республики Беларусь с государствами Африки характеризуются

меньшим динамизмом в сравнении с азиатским регионом.

Основные страновые приоритеты Республики Беларусь в Африке – Египет, Ливия,

ЮАР.

На ближайшую перспективу основной нашей задачей в Латинской Америке

должна стать целенаправленная работа, ориентированная на дополнение торгово-

экономических связей со странами региона расширением политических контактов

на всех уровнях.

Большинство государств Латинской Америки оказалось в схожей с Беларусью

переходной фазе развития и в долгосрочной перспективе решает однотипные с

белорусским государством задачи в социально-экономической сфере. В основе

отношений Беларуси со странами латиноамериканского региона лежит система

общих ценностей, совпадающих долгосрочных задач развития. Характерно, что и

по целому ряду аспектов международной жизни соответствующие позиции близки

или совпадают.

Важным этапом на пути развития контактов нашего государства со странами

латиноамериканского региона стал визит Президента Республики Беларусь

А.Г.Лукашенко в Республику Куба 2-5 сентября 2000 года. Ряд взаимовыгодных

совместных проектов, катализатором реализации которых стала встреча лидеров

двух государств, свидетельствуют о том, что в белорусско-кубинских

отношениях возобладало прагматическое, конструктивное начало. В

стратегическом плане Куба рассматривается Беларусью не только как

долгосрочный партнер со значительным экспортным и импортным потенциалом, но

и как «ворота» в Латинскую Америку.

Отсутствие идеологической доминанты во внешней политике

латиноамериканских стран исключает искусственные перепады в отношениях с

ними, придает этим отношениям предсказуемость и стабильность. Ведущие

государства континента – Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили – могут стать

партнерами Беларуси, наиболее адекватными уровню технологического развития

страны. Отсутствие спорных проблем, взаимодополняемость экономик, взаимные

симпатии народов положительно влияют на развитие двусторонних связей с

латиноамериканскими странами. [18]

10. Движение Неприсоединения

С 1998 года Беларусь является полноправным членом Движения

неприсоединения (ДН), активно развивая на этой основе взаимовыгодное

сотрудничество по целому ряду направлений деятельности ООН с государствами-

членами этого крупнейшего международного объединения государств. Республика

Беларусь приобрела статус полноправного члена ДН в 1998 году в ходе XIII

Саммита ДН в Дурбане (ЮАР).

Беларусь присоединилась к числу государств-членов Движения в период

активной адаптации данного форума к новым геополитическим реалиям,

сложившимся после распада СССР и прекращения периода «холодной войны».

Предоставление Республике Беларусь статуса полноправного члена стало

выражением признания государствами-членами ДН серьезной роли нашей страны в

обеспечении и поддержании международного мира и безопасности, решении

многочисленных вопросов политического характера, проблем экономического и

социального развития, природоохранного и гуманитарного сотрудничества,

развития и кодификации международного права, а также уважения нашего

миролюбивого курса, отвечающего фундаментальным принципам Движения:

уважения суверенитета и территориальной целостности государств,

невмешательства во внутренние дела, мирного сосуществования, международной

солидарности.

За непродолжительный период своего членства в ДН Республика Беларусь

адаптировалась и активно участвует в различных рабочих органах Движения:

ежегодных встречах министров иностранных дел, заседаниях Координационного

бюро Движения в Нью-Йорке и его рабочих группах по реформе Совета

Безопасности ООН, разоружению, правам человека, превентивной дипломатии и

миротворчеству, комитете по Палестине.

Ориентируясь на политическую составляющую Движения неприсоединения,

Беларусь ставит целью консолидацию государств-членов ДН вокруг таких

принципов современных международных отношений как: многополярность,

невмешательство во внутренние дела, разоружение, обеспечение прав человека.

[18]

Из послания Президента А. Лукашенко белорусскому народу и Парламенту:

«Нужно полнее использовать наше членство в Движении неприсоединения для

углубления сотрудничества со странами Азии, Африки, Латинской Америки.»

[15]

Заключение

В XXI веке предстоит большая работа, направленная на продолжение

строительства нового справедливого миропорядка, при котором все страны

имели бы равную степень безопасности и реальную возможность устойчивого

развития.

Одну из главных задач Беларусь видит в содействии укреплению роли и

авторитета ООН в международных делах, в том числе при урегулировании

сохраняющихся кризисных ситуаций в различных регионах планеты.

Особое внимание белорусскими дипломатами будет уделено согласованным

усилиям мирового сообщества, направленным на противодействие современным

угрозам и вызовам, таким как международный терроризм, организованная

преступность, незаконный оборот наркотиков и оружия. [18]

Республика Беларусь имеет достаточный производственный и научный

потенциал и квалифицированные трудовые ресурсы, занимает выгодное

географическое положение. Вместе с тем, как показывает практика

хозяйствования, в настоящее время Беларусь не использует свои преимущества

в международном разделении труда. Республика Беларусь сохраняет устойчивый

рост отрицательного сальдо во внешней торговле. Развитие приоритетных

международных экономических отношений только с Россией привело к тому, что,

после августовского кризиса 1998 года, Республика Беларусь, сохраняя

высокие темпы прироста ВВП, в то же время сократила общий объем

внешнеторговых операций.

Учитывая происходящий процесс глобализации мировой экономики, для

Республики Беларусь крайне важно определить четкие приоритеты в области

внешнеэкономической деятельности, что создаст условия для рационального и

эффективного использования имеющихся в государстве финансовых и трудовых

ресурсов и обеспечит поступательное развитие Беларуси в системе

международных экономических отношений. [11. Стр.9]

Можно спорить про оптимальность избранного Беларусью пути преодоления

общего для всего постсоветского пространства кризиса. Однако никуда не

деться от вывода: сегодня Беларусь должна решать новые проблемы, опираясь

на тот потенциал и те формы организации общества, которые сложились именно

в ходе сложного развития последних лет. Сегодня Беларусь должна перейти к

решению прежде всего долгосрочных проблем. [20]

Беларусь не имеет внутренних ресурсов для самостоятельного преодоления

последствий аварии на ЧАЭС. Нет ресурсов и для преодоления остальных

экологических угроз. Потому главной задачей внешней политики Беларуси

должен стать поиск внешней помощи. «Беларусь может быть независимой во

внешней политике только если она проведет серьезные реформы в экономике.

Меня лично интересуют такие вопросы, как наличие пищевых и энергетических

ресурсов, необходимых для экономической независимости. Никакое государство

не является полностью независимым, в том числе и США, некоторые близки к

этому» - считает Стэнли Кларк, профессор политологии Калифорнийского

университета. [13]

В числе главных задач белорусской внешней политики надо считать

закрытие Чернобыльской АЭС, построение нового комплекса защитных сооружений

над 4-м блоком ЧАЭС, развертывание международных программ по экономической

переориентации загрязненных районов и лечении пораженного болезнями

населения.

Беларусь должна поддержать борьбу влиятельных сил в развитых странах

мирах за закрытие атомных электростанций и резкое стимулирование научно-

технического прогресса на базе использования новых, энергосберегающих

технологий, а также движение за переориентацию энергетики развитых стран на

нефть и газ. Трансъевропейские нефтегазовые коммуникационные проекты

открыто должны стать одним из важнейших приоритетов белорусской внешней

политики. На этой основе можно рассчитывать на развитие дружеских отношений

Беларуси с Россией, Украиной и с Европейским Союзом.

Беларусь должна активно интегрироваться в структуры Европейского Союза с

тем, чтобы получить доступ к самым современным медицинским технологиям и

самым крупным ресурсам разнообразной помощи, расположенным поблизости от

нашей страны.

Главным результатом белорусской внешней политики должно стать создание

комфортных условий для быстрой технологической модернизации крупных

промышленных предприятий и роста на этой основе уровня жизни населения РБ.

На базе экономического роста можно рассчитывать на эффективное решение

чернобыльских проблем. Была бы гарантирована национальная безопасность

страны в условиях расширения блока НАТО на Восток. Созданы предпосылки для

достижения внутренней идеологической консолидации общества на базе

ценностей Большой Европы. [20]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учеб.

Пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2001- - 270с.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями.

Принята на референдуме 24 ноября 1996г. – Мн.: Амалфея, 2000. – 48с.

3. Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М,2002.

4. Мельник В.А. Политология: Учеб. – 3-е изд., испр. – Мн.: Выш.шк., 1999.

– 495с.

5. Политология (проблемы теории). – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 384

с.

6. Политология: Учебник / В.А. Бобков, И.Н. Браим, А.Н. Егоров и др.; Под

ред. В.А. Бобкова и И.Н. Браима. – Мн.: «Экоперспектива», 2000. – 348с.

7. Политология: Учеб. Для вузов / С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф.

Чудаков и др.; под ред. С.В. Решетникова. 2-е изд., стереотип. – Мн.

«ТетраСистемс», 2001. – 448с.

8. Социально-политическая ситуация Беларуси: проблемы и перспективы (по

материалам социологического мониторинга): Сб. науч.тр./Под ред. М.Н. Хурса.

– Мн.:ИСПИ,2000. – 330с.

9. Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие. – М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000. –

416с.

10. Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность. – 2-е изд., перераб. И

доп. – Мн.: Выш. Шк., 1999. – 211с.

11. Филькевич И.А. Формирование государственных приоритетов Республики

Беларусь во внешнеэкономической деятельности. – Мн.Армита-Маркетинг,

Менеджмент, 1999. – 287с.

12. Еженедельник «Белорусский рынок» № 12/2003

13. Еженедельник «Белорусский рынок» № 18/2003

14. Национальный отчет о человеческом развитии РБ. – Мн.: UNDP.2000

15. Рэспублика № 86 17 красавiка 2003г

16. Советская Белоруссия, 24 июля 2003г

17. сайт Независимой газеты

18. www.embassibel.ru

19. www.president.gov.by/rus/gov/

20. www.bdg.by/Socium/strategiashevtsov.htm

21. www.relis.ru/slavmir

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.