Основные направления внешней политики республики Беларусь
Основные направления внешней политики республики Беларусь
Введение.
Становление белорусской государственности имеет многовековую историю.
Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между
Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически
отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную
независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в
составе Речи Посполитой и Российской империи.
В 1919 году был создан Комиссариат по иностранным делам БССР ( с 1920 года
Народный комиссариат). После образования СССР (декабрь 1922г) внешняя
политика республики постепенно стала определяться и осуществляться
верховными органами Союза, несмотря на сохранение за республикой
международной правосубъектности.
В феврале 1944 г. был принят Закон СССР о праве каждой союзной
республики "вступать в непосредственные сношения с иностранными
государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими
и консульскими представителями".
В 1945 г. БССР стала одним из членов — учредителей ООН.
Однако полного государственного суверенитета в составе СССР республика
не имела. Международные договоры заключались в Москве, и Беларусь
руководствовалась внешней политикой СССР. О белорусах, о нашей республике,
находящейся в центре Европы, даже соседи знали мало.
Новым этапом в становлении и дальнейшем развитии белорусской
государственности стали 90-е гг. XX в. В июле 1990 г. Верховный Совет БССР
принял Декларацию о государственном суверенитете республики, а в августе
1991 г. придал Декларации, до принятия новой Конституции, статус
конституционного закона.
В Декларации наша республика объявлялась суверенным государством,
полноправным и независимым членом мирового сообщества. Полный
государственный суверенитет, как известно, означает верховенство,
самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее
территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних
отношениях.
19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял решение о переименовании
нашего государства. С тех пор оно называется Республика Беларусь. Была
введена также новая государственная символика — бело-красно-белый флаг и
герб "Погоня", позже — изменена (1995 г.). Беларусь вышла из состава Союза,
денонсировала Договор 1922 г. об образовании СССР, вступила в Содружество
Независимых Государств (СНГ), которое пришло на смену СССР. [6. стр. 327-
329]
1. Общие сведение о государстве.
Республика Беларусь расположена в центре Европы. По ее территории
пролегают самые короткие транспортные коммуникации, связывающие страны СНГ
с государствами Западной Европы. Беларусь имеет общую границу с Польшей,
странами Балтии, Россией и Украиной.
Территория Республики составляет 207 тыс.кв. километров, численность
населения - около 10 млн. человек, 70% его сосредоточено в городах.
В столице Беларуси - Минске - проживает около одной пятой населения страны.
В соответствии с административным делением Республика имеет шесть областей.
Государственными языками являются белорусский и русский. Наиболее
распространенные языки делового общения - русский, английский, немецкий.
Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое
государство (статья 1 Конституции Республики Беларусь). В соответствии со
статьей 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных
принципов международного права и обеспечивает соответствие им
законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории
Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с
гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией,
законами и международными договорами (статья 11 Конституции).[19]
Ст. 18. Конституции РБ гласит: «Республика Беларусь в своей внешней
политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или
угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров,
невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм
международного права.
Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной
зоной, а государство – нейтральным.» [2]
Беларусь — первая в мире страна, которая добровольно отказалась от
размещения на ее территории ядерного оружия (после распада СССР).
Безъядерный статус государства закреплен в Конституции Республики Беларусь,
он одобрен референдумом (1995) белорусского народа.
В сентябре 1996 г. руководство Беларуси обратилось к руководителям и
законодателям всех стран ОБСЕ, международным организациям с предложением
начать переговоры по созданию в центре Европы пространства, свободного от
ядерного оружия. В апреле 1997 г. Министерством иностранных дел Республики
Беларусь и Белгосуниверситетом была проведена международная научная
конференция, в выводах и рекомендациях которой выдвинута задача
сотрудничества Беларуси со всеми странами — сторонниками идеи
безъядерности, в то же время она высказывается за недопустимость размещения
ядерного оружия на территории новых членов НАТО, у границ нашей страны.
Республика Беларусь сделала первые шаги на пути развития своего
суверенитета и осуществления самостоятельной внешней политики. Она
установила дипломатические отношения с более чем со 130 государствами мира.
[6. стр. 327-329]
Высшими органами управления внешнеэкономической деятельностью в
Республике Беларусь являются Президент, Парламент и Совет Министров.
Совет Министров издает постановления и распоряжения во исполнение
законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство
в области отношений республики с иностранными государствами и
международными организациями. [10. стр.145-175]
Белорусская внешнеэкономическая политика направлена на интеграцию
экономики страны в мировое хозяйство, создание благоприятных условий для
развития отечественного производства, достижение экспортно-импортной
сбалансированности. В настоящее время Беларусь, торгуя более чем со 150
странами мира, экспортирует почти 80% произведенных тракторов, более 90%
грузовых автомобилей, 80-90% калийных удобрений, почти 76% холодильников и
морозильников, более 40% телевизоров. [18]
2. Принципы внешнеполитической доктрины РБ.
Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика –
по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие.
Поэтому отправной точкой для определения базового постулата
внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных
геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.
В этих условиях смысл внешнеполитической деятельности РБ на ближайший
период может состоять в уклонении от участия во внешних конфликтах, поиске
и привлечении в республику тех крох иностранных инвестиций, которые можно
найти при сегодняшнем дефиците капиталов. Западные инвестиции и небольшие
собственные ресурсы будут направляться на структурную перестройку части
белорусской экономики в сторону ее интеграции в сферу геополитического
притяжения ЕС.
Доктрина С. Шушкевича о государственном нейтралитете Беларуси, отказ от
ядерного оружия, стремление до конца сохранять близкие отношения с Россией,
уклонение от идеологизации своей внешней и внутренней политики и от
конфликтов с соседями, поиск политических партнеров и инвестиций на Западе
– все это составляло основу внешнеполитической линии Беларуси от самого
момента ее провозглашения.
Преемственность такой внешнеполитической линии Президент Лукашенко,
судя по его выступлениям, в целом намерен сохранить.
В своей деятельности на международной арене Беларусь руководствуется
принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом охватывают
как западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика
расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток.
Основными направлениями политики на международной арене являются:
V вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного суверенного
независимого государства;
V активное взаимодействие с международными, прежде всего европейскими,
структурами и организациями;
V способствование строительству новой мировой и европейской систем
безопасности, свободных от «разделительных линий»;
V участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве;
V энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего
системы ООН.
Республика Беларусь – одно из немногих на постсоветском пространстве
государств, которое не имеет пограничных споров с соседями, межрелигиозных
конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку.
В 2000 году открыты посольства в Венгрии, Ираке, Ливии, Объединенных
Арабских Эмиратах.
К июню 2001 года Республикой Беларусь открыты 49 загранучреждений в 43
странах мира, из них: посольств – 41, Генеральных консульств – 6,
Постоянных представительств – 2 (Нью-Йорк, Женева). Открыты также: 9
отделений Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в
Калининграде, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тюмени, Мурманске,
Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе, Хабаровске; отделение Посольства в ФРГ в
г. Бонне. Кроме этого, 16 Чрезвычайных и Полномочных Послов Республики
Беларусь назначены и аккредитованы послами по совместительству в 26 странах
мира. [18]
В обращении Президента А. Лукашенко белорусскому народу и парламенту
говорится: «Беларусь должна присутствовать во всех регионах мира, где это
экономически выгодно и сообразно ее национальным интересам. Действия
белорусской дипломатии на основных внешнеполитических направлениях будут
оцениваться, главным образом, с позиции их экономической эффективности и
реализации мирных инициатив.» [15]
3. Беларусь – Россия. Союзный договор.
Беларусь, в силу специфики своей экономики не может позволить себе
роскоши участия в региональной группировке стран, нацеленной против России.
Но и Россия, в свою очередь, не в состоянии поглотить РБ, также как не до
РБ Европейскому Союзу, а собственных сил навязать свою волю этим
геополитическим монстрам у республики нет.
Выходом из этой диллемы может стать стратегическое политическое
партнерство между РБ и Россией, при котором РБ переняла бы на себя защиту
части геополитических интересов в регионе, а Россия должна дать
возможность диверсификации белорусских рынков сбыта и сырья и закрепления
за Беларусью приемлемой для нее формы региональной экономической
специализации. Скорее всего, РБ будет по-прежнему специализироваться на
точном машиностроении, радиоэлектронике, химической промышленности,
развитии транспорта.
21 февраля 1995 года был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и
сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Основываясь на положениях этого Договора, 2 апреля 1996 года был заключен
Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Процесс дальнейшей
интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации нашел свое отражение
в подписании 2 апреля 1997 года Договора о Союзе Беларуси и России.
Развитие Союза Беларуси и России осуществлялось в соответствии с
направлениями, определенными Декларацией о дальнейшем единении Беларуси и
России от 25 декабря 1998 года.
26 января 2000 года вступил в силу Договор о создании Союзного
государства. Важнейшими этапами его реализации являются создание общей
правовой базы Союза Беларуси и России, а также формирование единого
экономического, оборонного и гуманитарного пространства.
В то же время белорусско-российское межгосударственное объединение
базируется на принципах суверенного равенства государств-участников,
добровольности, добросовестного выполнения взаимных обязательств. Каждое
государство-участник сохраняет суверенитет, независимость, территориальную
целостность, государственное устройство, Конституцию, Государственный флаг,
герб и другие атрибуты государственности.
В среднесрочной перспективе определенные расхождения в экономических
структурах России и Беларуси сохранятся, но два государства заключили
Договор именно для того, чтобы унифицировать эти процессы в целях интересов
белорусских и российских граждан.
Серьезным итогом интеграционной работы стало подписание Соглашения
между Республикой Беларусь о введении единой денежной единицы и
формировании единого эмиссионного центра Союзного государства, а также
соглашений, направленных на создание условий по введению единой денежной
единицы на заседании Высшего Государственного Совета 30 ноября 2000 года,
межправительственного Соглашения о создании унифицированного налогового
законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного
государства на заседании Совета Министров Союзного государства 30 августа
2000 года, межправительственного Соглашения о завершении унификации и
создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном
государстве на заседании Совета Министров Союзного государства 17 января
2001 года.
Одним из наиболее эффективных и значимых направлений экономической
интеграции наших стран является сотрудничество топливно-энергетических
комплексов, базирующееся на формировании совместных балансов поставок
энергоресурсов, которые определяют объемы производства и потребления нефти,
газа, угля и электроэнергии, а также взаимопоставки продуктов
нефтепереработки.
В основе интеграции Беларуси и России лежат не только стратегические
интересы двух государств, но и многовековые духовные традиции народов,
насущные житейские проблемы людей. Будущее Союзное государство
провозглашено как государство социальное, поэтому важнейшим фактором его
создания и функционирования является проведение согласованной социальной
политики.
Развитие торгово-экономического, научно-технического и культурного
сотрудничества с регионами Российской Федерации является неотъемлемой
частью интеграционных процессов по созданию Союзного государства. Всего
между российскими регионами и органами государственного управления
Республики Беларусь подписано более 140 соглашений и протоколов,
направленных на создание взаимовыгодных условий для развития торгово-
экономических, научно-технических и культурных связей.
В Республике Беларусь открыты 13 Представительств администраций
регионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский, Приморский и
Алтайский края, Орловская, Калининградская, Ярославская, Мурманская и
Челябинская области, Республики Дагестан, Калмыкия, Марий Эл и Бурятия).
Среди всех регионов России – торговых партнеров Республики Беларусь –
можно выделить десять, товарооборот с которыми составляет более 70% от
общего объема товарооборота с Российской Федерацией: город Москва,
Тюменская область, город Санкт-Петербург, Московская, Смоленская,
Ярославская, Брянская, Калининградская и Челябинская области и Алтайский
край.
В рамках реализации Программы согласованных действий в области внешней
политики государств-участников Договора внешнеполитическими ведомствами
двух государств осуществляется постоянная координация деятельности, обмен
информацией, оказание содействия по вопросам, представляющим взаимный
интерес. [18]
В сложившихся условиях стратегический интерес Беларуси состоит в
дальнейшем развитии Союза Беларуси и России, придании союзным отношениям
новой динамики.
«Мы переживаем один из сложнейших этапов развития интеграции. Но к
числу важнейших достижений последнего года следует отнести то, что даже при
изменении подходов российского руководства к нашему Союзу нам удалось
сохранить, отстоять достигнутый уровень белорусско-российских отношений и
принципы, на которых основывается Союз.
Руководство Беларуси считает дискуссию о вхождении нашей страны в
состав России исчерпанной. Суверенитет, государственная самостоятельность
Беларуси (как и России) останутся незыблемыми - это не предмет переговоров.
Путь поглощения большим государством меньшего - исторический анахронизм, к
которому нет смысла возвращаться.
У российского руководства есть понимание позиции белорусской стороны и
готовность к конструктивному поиску путей дальнейшего становления Союза на
основе принципа суверенного равенства», – заявил в своем ежегодном
обращении к народу и Парламенту Президент РБ. [15]
Принятый на референдуме Конституционный акт станет документом высшей
юридической силы, правовым фундаментом строительства полноценных органов
Союзного государства. При этом Лукашенко говорит в своем обращении
парламенту: «Я хочу честно сказать вам и народу, в руководстве России
бытует, я считаю, ошибочное одностороннее мнение о том, что она на
сегодняшний день не может по многим причинам, прежде всего внутренним
изменить свою Конституцию. Это якобы должна делать Беларусь. Это касается и
государственного строительства, и единой валюты будущего Союза. Многие
считают, что мы чуть ли не можем войти завтра в состав России, однако не
Страницы: 1, 2, 3, 4
|