Основные направления внешней политики республики Беларусь
учитывают при этом последствий, прежде всего политических. Если кто-то в
России думает о том, что Беларусь станет ее субъектом, то это их грубая
ошибка. Если мы говорим о Союзе и особенно Союзе тесном, чуть ли не едином
государстве, то надо иметь в виду комплекс вопросов и направлений, которые
возникнут при этом, — и экономические и политические, и военно-
стратегические, и внешнеполитические. Не думаю, что разумные и трезвые силы
России и Беларуси могут согласиться на то, что Беларусь станет каким-то
краем в Российской Федерации.
Как в политической сфере исключается поглощение одной страны другой,
так и в финансовой - недопустимо механическое замещение одной валюты
другой. Единственно приемлемым для Беларуси вариантом, является равный
статус Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка
Российской Федерации с делегированием функций органа управления единого
эмиссионного центра Межбанковскому валютному союзу.
Еще один принципиальный вопрос - это равенство белорусского и
российского укладов экономической жизни в рамках Союзного государства.
Часть российской политической и экономической элиты пытается ставить
перспективу Союза в зависимость от принятия нашей страной российской
неолиберальной экономической модели, для которой характерны присвоение
основной части национального богатства небольшой группой так называемых
олигархов, неприемлемо высокий разрыв между сверхбогатыми и беднейшими
слоями общества. Сложившаяся в Беларуси модель социально ориентированной
рыночной экономики рассматривается этими кругами как препятствие белорусско-
российской экономической интеграции.
Разница в подходах к регулированию экономической жизни реально
существует, и было бы ошибкой ее игнорировать или замалчивать.
Но из этого надо делать правильные выводы. Прежде всего не отвечает
действительности тезис о том, что разница экономических укладов
препятствует созданию единого экономического пространства. Китай и Гонконг,
объединенные по принципу "одна страна - две системы", - убедительное тому
доказательство.
Правила экономической жизни Союзного государства должны создаваться,
ориентируясь на самые современные, передовые международные стандарты.
Исключительно важную роль в формировании правовой основы единого
экономического пространства призван играть Парламент Союзного государства.
Отрадно уже то, что именно белорусско-российский союз дает пример для
понимания необходимости интеграции и поддержки в странах СНГ этой идеи и
только что изложенной мною модели. Но мы можем предложить Российской
Федерации и другой вариант государственного устройства Союза. Я не стану
подробно на этом варианте останавливаться, но такие поручения мною даны. Мы
можем предложить более радикальный вариант, если Российская Федерация
готова с ним согласиться. И в ближайшее время на встрече с моим коллегой
Владимиром Владимировичем Путиным я передам ему этот вариант. Пока же он не
подлежит публичному обсуждению.» [15]
Что же за «другой вариант» имеет в виду Президент РБ? Не будет ли он
отступлением от только что провозглашенных им же принципов устройства
союзного государства? Вопрос пока остается без ответа.
4. Региональные приоритеты РБ.
К сожалению, надо признать, решение большинства белорусских проблем
невозможно силами одной лишь Беларуси. Слишком масштабны и дорогостоящи
алгоритмы их решения для небольшой страны.
Решение наиболее важных белорусских проблем лежит вне Беларуси, ибо:
- Беларусь живет в условиях экологической катастрофы, выживание крупных
белорусских предприятий возможно только путем их успешной деятельности
вне национального экономического пространства,
- новый виток научно-технической революции в развитых странах ставит под
вопрос судьбу белорусской промышленности в случае промедления с
модернизацией производственных технологий,
- приближение к границам Беларуси НАТО и ЕС создаёт принципиально новую
геополитическую ситуацию, к которой Беларусь должна адаптироваться.
[20]
Региональные приоритеты Республики Беларусь выстраиваются в следующем
порядке: Россия и СНГ, страны Балтии, Украина, Польша, Европа, США, Азия.
[18]
Прежний курс на однозначную ориентацию на Россию имел свои сильные
стороны для решения злободневных экстренных задач по стабилизации экономики
и политической ситуации в стране. В критический момент именно восточная
ориентация Беларуси помогла:
- сохранить рынок для продукции крупных промышленных предприятий,
- сохранить социальную стабильность,
- укрепить государственные институты,
- закрепить именно белорусское направление для реализации крупнейших
проектов Европейского Союза на Востоке континента. [20]
Однако восточная ориентация имеет отрицательные черты, которые
постепенно начинают перевешивать имеющиеся плюсы:
- идеологическая ориентация на русскую антизападную оппозицию привела к
идеологической конфронтации с Западом в условиях, когда Беларусь в
геополитическом отношении вела в целом прозападную политику;
- Запад создал значительные проблемы для получения Беларусью доступа к
западным рынкам, технологиям, инвестициям;
- европейская интеграция вышла на новый уровень своей глубины и
приблизилась к границам Беларуси, Европа активизировала
самостоятельную политику на Востоке;
- антизападные силы, на которые ранее опиралась Беларусь, в значительной
мере пришли к власти в России, усилив проевропейский вектор ориентации
России, потому Беларусь нуждается в изменении однозначной
идеологической ориентации на русскую оппозицию;
- русский рынок слишком узок для белорусской крупной промышленности,
несмотря на начавшийся в России экономический рост;
- в России отсутствуют технологии и геополитический потенциал для
развертывания глобальных экономических проектов, в которых нуждается
для свой модернизации белорусская промышленность, то есть в России нет
и, вероятно, в ближайшее время не появится необходимых белорусским
гигантам технологий;
- замалчивание последствий аварии на ЧАЭС ради успеха интеграции на
Востоке влечет за собою нарастание постчернобыльских проблем. [20]
Зоной внешнеполитической активности Беларуси объявлены Германия,
Польша, Прибалтика. Вместе с тем практика показывает, что в последнее время
внешнеполитические ориентации республики претерпели серьезные изменения.
Зоной белорусской внешнеполитической активности стали такие государства,
как Иран, Индия, Китай, Северная Корея, Сирия. [6. стр. 327-329]
Из двусторонних отношений в рамках СНГ необходимо выделить отношения с
Украиной как с крупной европейской страной, обладающей мощным человеческим,
экономическим и научным потенциалом. Сотрудничество с Украиной не имеет
каких-либо препятствий как в политической, так и в экономической областях.
Украина также объективно заинтересована в хороших отношениях с Беларусью.
Шанс активизировать белорусско-украинские отношения на межпарламентском
уровне появился в 1999 году, после визита в Минск председателя Великой Рады
Украины А. Ткаченко. Однако последовавшие в Украине выборы заморозили
двусторонние контакты до весны 2002 года, когда в Санкт-Петербурге А.
Войтович встретился с вице-спикером Верховной Рады А. Зинченко.
Официальный Киев всерьез озабочен нератификацией Беларусью договора о
белорусско-украинской государственной границе. Спикер Совета республики не
знает причин, по которым соглашение так и не поступило в парламент на
ратификацию, есть только версии. «Всегда такие соглашения в парламент
представляет правительство. У нас в парламенте этого договора нет… Вы
знаете, что этот вопрос обсуждался лидерами двух стран в Чернигове, и тогда
главам правительств было поручено готовить соглашение в связке с долгом
украинской стороны Беларуси. Думаю, что именно эта связка приводит к тому,
что ратификация соглашения затягивается», - считает А.Войтович.
Зеркальным отражением политических отношений последних лети следствием
охлаждения явилось резкое падение товарооборота между Беларусью и Украиной:
в 1997 году он составлял 1,4 млрд. USD, а в 2002 году – 560 млн. USD – упал
почти в три раза. «Я думаю, что нынешний год станет переломным, теперь
пойдет рост» - заверил Войтович.
Оптимизм спикера обоснован тем, что « у нас имеется хорошая программа
по сотрудничеству с Украиной и очень сильная программа по созданию
совместных предприятий. Кроме того, сейчас рассматривается вопрос о
возможной транспортировке калийных солей через Днепр, однако проблема пока
остается нерешенной из-за неурегулированных тарифов на перевозку.
Глава Совета республики объясняет период «экономического застоя» тем,
что в Украине в полную силу начали функционировать нефтеперерабатывающие
предприятия, и это закономерно привело к общему падению торговых отношений.
До недавнего времени белорусские заводы активно поставляли в Украину
продукты нефтепереработки – это была основная статья экспорта. Беларусь, в
свою очередь, импортировала металл, продукты химической промышленности,
покупала зерно твердых сортов… [12]
В основу отношений с Украиной на перспективу Беларусь закладывает
всемерное развитие торгово-экономического сотрудничества. Беларусь
заинтересована в поддержании того уровня отношений, который сложился у нас
с Литвой и Латвией. Политика этих стран по отношению к Беларуси отличается
прагматизмом: есть контакты на политическом уровне, основное внимание они
уделяют развитию экономических отношений. [18]
Однозначно восточная внешнеполитическая ориентация исчерпывает себя в
качестве главной доминанты белорусской внешней политики. По мере сближения
России и европейского Союза Беларусь все более очевидно рискует оказаться
под очень резким давлением с обеих сторон в условиях потери однозначной
поддержки со стороны своих прежних союзников в России. Беларусь нуждается в
идеологической трансформации и резком улучшении отношений прежде всего со
странами Европейского Союза. При этом Беларусь не должна и не может
отказаться от союзнических отношений с Россией. Выходом из возникшей
дилеммы может быть превращение Беларуси в главного союзника Европейского
Союза на постсоветском пространстве и, особенно, в рамках русского
политического поля. Выдвижение Беларусью инициатив по расширению
европейской интеграции вплоть до Владивостока может стать основой новой
внешней политики страны. В качестве промежуточного шага может быть
рассмотрено движение Беларуси в сторону вступления в состав ЕС без разрыва
союзных отношений с Россией. [20]
5. Содружество Независимых Государств
В Содружестве Независимых Государств оптимальные перспективы развития в
рамках разноскоростной интеграции имеет Евразийское экономическое
сообщество (ЕАЭС). Основные внешнеполитические и внешнеэкономические
интересы Республики Беларусь в его рамках на современном этапе заключаются
в создании на основе этого союза единого экономического пространства. В
перспективе ЕАЭС призван стать объединением, посредством которого экономики
государств-участников Евразийского экономического сообщества будут
интегрироваться в мировую экономическую систему и прежде всего в мировую
торговлю. Значительная роль в создании единого экономического пространства
отводится социальному, научно-технологическому и информационному аспектам.
Решение этого комплекса вопросов будет естественным образом способствовать
сближению экономик государств-участников.
Политика Беларуси на российском направлении, а также в рамках
Евразийского экономического сообщества неразрывно связана с политикой в
Содружестве Независимых Государств. Это логично: ресурсный потенциал СНГ не
уступает сегодня ни одной из трех главных экономических коалиций
современного мира – Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА),
Европейскому Союзу (ЕС) и Азиатско-Тихоокеанскому экономическому
сотрудничеству (АТЭС). По оценкам независимых экспертов, на долю СНГ
приходится 40 процентов мировых запасов газа, а по запасам нефти
Содружество уступает только Саудовской Аравии. Промышленный потенциал
Содружества составляет 10 процентов мирового, запасы основных видов
природных ресурсов – четверть мировых.
Безусловно, политический вес СНГ всегда будет адекватен его
экономическим показателям. При этом активизация интеграционных процессов в
рамках Содружества по принципу того же Европейского Союза неизбежно
потребует передачи части властных полномочий наднациональным структурам.
Сегодня к этому пока не готовы не только те участники СНГ, которых принято
относить к «равноудаленным», но и страны, входящие в более тесные
экономические и политические союзы в рамках Содружества, – к примеру,
участники «пятерки» или ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан,
Молдова).
Беларусь последовательно соблюдает все достигнутые в рамках Содружества
договоренности. В стране завершены все внутринациональные процедуры,
связанные с формированием зоны свободной торговли.
На современном этапе интересы Беларуси заключаются прежде всего в создании
полноценной зоны свободной торговли государств-участников Содружества,
необходимой с точки зрения формирования в СНГ полноценной рыночной
инфраструктуры, перехода к более высоким ступеням хозяйственного
сотрудничества, развития в будущем общего экономического пространства,
основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и
капиталов.
Доминантой политики СНГ и сегодня, и на перспективу должно стать
формирование реального интеграционного сообщества постсоветских республик
при максимальном использовании возможностей политического и экономического
взаимодействия с формирующимися мировыми полюсами влияния.
Республика Беларусь последовательно выступает за развитие процесса
военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной
безопасности (ДКБ) государств-участников СНГ, объединяющем сегодня
Беларусь, Россию, Армению, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. [18]
6. Взаимоотношения с Европейским Союзом
Территория РБ в современных границах сложилась в результате длительного
развития на рубежах Запада и Востока. Республика, не обладая практически
богатыми природными ресурсами имеет высокий коэффициент транзитивности
территории – именно здесь проходит самый короткий путь из России в Западную
Европу, и прежде всего в Германию.
По прогнозам ООН в XXI веке сохранится большая потребность в
энергетических ресурсах, в первую очередь, в газе. Он является важнейшим
энергетическим источником для Западной Европы. Этим объясняется наличие
многочисленных проектов строительства и расширения газотранспортных сетей.
Эти проекты позволяют создать новые формы взаимозависимости на
общеевропейском уровне: Страны Западной, Центральной и Восточной Европы,
которые являются основными потребителями этого вида топлива, сотрудничают
со странами – производителями и странами транзита. А ведь именно через
Беларусь проходят важнейшие газо- и нефтепроводы. С этой точки зрения
Беларусь является связующим звеном между Западом и Востоком.
Перспективы сотрудничества объединенной Европы и Республики Беларусь
видятся в постепенной подготовке белорусов к индивидуализму и демократии
через промежуточные формы экономической и политической жизни.
Немаловажным фактором интеграции Беларуси с объединенной Европой
видится и сотрудничество на микроуровне – между общественными организациями
и партиями, университетами и общественными движениями, предприятиями и
школами. Формирование гражданского общества должно начинаться с
формирования новой психологии каждого. А она, в свою очередь, не может
возникнуть в одночасье. Вот почему сотрудничество объединенной Европы и
Беларуси, несмотря на общую неблагоприятную и возможно неприемлемую для
Запада государственную политику, следует продолжать со смещением центра
тяжести в этом сотрудничестве на микроуровень.
Смысл процессов глобализации заключается в быстром и эффективном
вхождении в быстро развивающиеся всемирные рыночные отношения, мировые
информационные и коммуникативные сети, что дает возможность на более
высоком уровне осуществлять экономические, финансовые и иные процессы и
трансферты. По характеру экономических, культурных и геополитических
измерений, Беларусь является европейской страной. Интеграция Беларуси в
мировое сообщество будет осуществляться как вхождение в европейское
цивилизационное пространство. Значительную роль при этом будут играть и
субрегиональные коммуникации, развитие отношений с соседними странами:
Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии.
Особенностью интеграции в мировую экономику для Беларуси является
интеграция в Европейское сообщество. Именно это обстоятельство значительно
воздействует на развитие внешних факторов жизни страны. Исторической
ловушкой можно назвать и то, что после горбачевской эпохи разрушения
границ и стен, Беларусь оказалась перед условным выбором, который не
является условным в практическом смысле. Это выбор между Россией и ЕС. Мы
Страницы: 1, 2, 3, 4
|