рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основные направления внешней политики республики Беларусь

учитывают при этом последствий, прежде всего политических. Если кто-то в

России думает о том, что Беларусь станет ее субъектом, то это их грубая

ошибка. Если мы говорим о Союзе и особенно Союзе тесном, чуть ли не едином

государстве, то надо иметь в виду комплекс вопросов и направлений, которые

возникнут при этом, — и экономические и политические, и военно-

стратегические, и внешнеполитические. Не думаю, что разумные и трезвые силы

России и Беларуси могут согласиться на то, что Беларусь станет каким-то

краем в Российской Федерации.

Как в политической сфере исключается поглощение одной страны другой,

так и в финансовой - недопустимо механическое замещение одной валюты

другой. Единственно приемлемым для Беларуси вариантом, является равный

статус Национального банка Республики Беларусь и Центрального банка

Российской Федерации с делегированием функций органа управления единого

эмиссионного центра Межбанковскому валютному союзу.

Еще один принципиальный вопрос - это равенство белорусского и

российского укладов экономической жизни в рамках Союзного государства.

Часть российской политической и экономической элиты пытается ставить

перспективу Союза в зависимость от принятия нашей страной российской

неолиберальной экономической модели, для которой характерны присвоение

основной части национального богатства небольшой группой так называемых

олигархов, неприемлемо высокий разрыв между сверхбогатыми и беднейшими

слоями общества. Сложившаяся в Беларуси модель социально ориентированной

рыночной экономики рассматривается этими кругами как препятствие белорусско-

российской экономической интеграции.

Разница в подходах к регулированию экономической жизни реально

существует, и было бы ошибкой ее игнорировать или замалчивать.

Но из этого надо делать правильные выводы. Прежде всего не отвечает

действительности тезис о том, что разница экономических укладов

препятствует созданию единого экономического пространства. Китай и Гонконг,

объединенные по принципу "одна страна - две системы", - убедительное тому

доказательство.

Правила экономической жизни Союзного государства должны создаваться,

ориентируясь на самые современные, передовые международные стандарты.

Исключительно важную роль в формировании правовой основы единого

экономического пространства призван играть Парламент Союзного государства.

Отрадно уже то, что именно белорусско-российский союз дает пример для

понимания необходимости интеграции и поддержки в странах СНГ этой идеи и

только что изложенной мною модели. Но мы можем предложить Российской

Федерации и другой вариант государственного устройства Союза. Я не стану

подробно на этом варианте останавливаться, но такие поручения мною даны. Мы

можем предложить более радикальный вариант, если Российская Федерация

готова с ним согласиться. И в ближайшее время на встрече с моим коллегой

Владимиром Владимировичем Путиным я передам ему этот вариант. Пока же он не

подлежит публичному обсуждению.» [15]

Что же за «другой вариант» имеет в виду Президент РБ? Не будет ли он

отступлением от только что провозглашенных им же принципов устройства

союзного государства? Вопрос пока остается без ответа.

4. Региональные приоритеты РБ.

К сожалению, надо признать, решение большинства белорусских проблем

невозможно силами одной лишь Беларуси. Слишком масштабны и дорогостоящи

алгоритмы их решения для небольшой страны.

Решение наиболее важных белорусских проблем лежит вне Беларуси, ибо:

- Беларусь живет в условиях экологической катастрофы, выживание крупных

белорусских предприятий возможно только путем их успешной деятельности

вне национального экономического пространства,

- новый виток научно-технической революции в развитых странах ставит под

вопрос судьбу белорусской промышленности в случае промедления с

модернизацией производственных технологий,

- приближение к границам Беларуси НАТО и ЕС создаёт принципиально новую

геополитическую ситуацию, к которой Беларусь должна адаптироваться.

[20]

Региональные приоритеты Республики Беларусь выстраиваются в следующем

порядке: Россия и СНГ, страны Балтии, Украина, Польша, Европа, США, Азия.

[18]

Прежний курс на однозначную ориентацию на Россию имел свои сильные

стороны для решения злободневных экстренных задач по стабилизации экономики

и политической ситуации в стране. В критический момент именно восточная

ориентация Беларуси помогла:

- сохранить рынок для продукции крупных промышленных предприятий,

- сохранить социальную стабильность,

- укрепить государственные институты,

- закрепить именно белорусское направление для реализации крупнейших

проектов Европейского Союза на Востоке континента. [20]

Однако восточная ориентация имеет отрицательные черты, которые

постепенно начинают перевешивать имеющиеся плюсы:

- идеологическая ориентация на русскую антизападную оппозицию привела к

идеологической конфронтации с Западом в условиях, когда Беларусь в

геополитическом отношении вела в целом прозападную политику;

- Запад создал значительные проблемы для получения Беларусью доступа к

западным рынкам, технологиям, инвестициям;

- европейская интеграция вышла на новый уровень своей глубины и

приблизилась к границам Беларуси, Европа активизировала

самостоятельную политику на Востоке;

- антизападные силы, на которые ранее опиралась Беларусь, в значительной

мере пришли к власти в России, усилив проевропейский вектор ориентации

России, потому Беларусь нуждается в изменении однозначной

идеологической ориентации на русскую оппозицию;

- русский рынок слишком узок для белорусской крупной промышленности,

несмотря на начавшийся в России экономический рост;

- в России отсутствуют технологии и геополитический потенциал для

развертывания глобальных экономических проектов, в которых нуждается

для свой модернизации белорусская промышленность, то есть в России нет

и, вероятно, в ближайшее время не появится необходимых белорусским

гигантам технологий;

- замалчивание последствий аварии на ЧАЭС ради успеха интеграции на

Востоке влечет за собою нарастание постчернобыльских проблем. [20]

Зоной внешнеполитической активности Беларуси объявлены Германия,

Польша, Прибалтика. Вместе с тем практика показывает, что в последнее время

внешнеполитические ориентации республики претерпели серьезные изменения.

Зоной белорусской внешнеполитической активности стали такие государства,

как Иран, Индия, Китай, Северная Корея, Сирия. [6. стр. 327-329]

Из двусторонних отношений в рамках СНГ необходимо выделить отношения с

Украиной как с крупной европейской страной, обладающей мощным человеческим,

экономическим и научным потенциалом. Сотрудничество с Украиной не имеет

каких-либо препятствий как в политической, так и в экономической областях.

Украина также объективно заинтересована в хороших отношениях с Беларусью.

Шанс активизировать белорусско-украинские отношения на межпарламентском

уровне появился в 1999 году, после визита в Минск председателя Великой Рады

Украины А. Ткаченко. Однако последовавшие в Украине выборы заморозили

двусторонние контакты до весны 2002 года, когда в Санкт-Петербурге А.

Войтович встретился с вице-спикером Верховной Рады А. Зинченко.

Официальный Киев всерьез озабочен нератификацией Беларусью договора о

белорусско-украинской государственной границе. Спикер Совета республики не

знает причин, по которым соглашение так и не поступило в парламент на

ратификацию, есть только версии. «Всегда такие соглашения в парламент

представляет правительство. У нас в парламенте этого договора нет… Вы

знаете, что этот вопрос обсуждался лидерами двух стран в Чернигове, и тогда

главам правительств было поручено готовить соглашение в связке с долгом

украинской стороны Беларуси. Думаю, что именно эта связка приводит к тому,

что ратификация соглашения затягивается», - считает А.Войтович.

Зеркальным отражением политических отношений последних лети следствием

охлаждения явилось резкое падение товарооборота между Беларусью и Украиной:

в 1997 году он составлял 1,4 млрд. USD, а в 2002 году – 560 млн. USD – упал

почти в три раза. «Я думаю, что нынешний год станет переломным, теперь

пойдет рост» - заверил Войтович.

Оптимизм спикера обоснован тем, что « у нас имеется хорошая программа

по сотрудничеству с Украиной и очень сильная программа по созданию

совместных предприятий. Кроме того, сейчас рассматривается вопрос о

возможной транспортировке калийных солей через Днепр, однако проблема пока

остается нерешенной из-за неурегулированных тарифов на перевозку.

Глава Совета республики объясняет период «экономического застоя» тем,

что в Украине в полную силу начали функционировать нефтеперерабатывающие

предприятия, и это закономерно привело к общему падению торговых отношений.

До недавнего времени белорусские заводы активно поставляли в Украину

продукты нефтепереработки – это была основная статья экспорта. Беларусь, в

свою очередь, импортировала металл, продукты химической промышленности,

покупала зерно твердых сортов… [12]

В основу отношений с Украиной на перспективу Беларусь закладывает

всемерное развитие торгово-экономического сотрудничества. Беларусь

заинтересована в поддержании того уровня отношений, который сложился у нас

с Литвой и Латвией. Политика этих стран по отношению к Беларуси отличается

прагматизмом: есть контакты на политическом уровне, основное внимание они

уделяют развитию экономических отношений. [18]

Однозначно восточная внешнеполитическая ориентация исчерпывает себя в

качестве главной доминанты белорусской внешней политики. По мере сближения

России и европейского Союза Беларусь все более очевидно рискует оказаться

под очень резким давлением с обеих сторон в условиях потери однозначной

поддержки со стороны своих прежних союзников в России. Беларусь нуждается в

идеологической трансформации и резком улучшении отношений прежде всего со

странами Европейского Союза. При этом Беларусь не должна и не может

отказаться от союзнических отношений с Россией. Выходом из возникшей

дилеммы может быть превращение Беларуси в главного союзника Европейского

Союза на постсоветском пространстве и, особенно, в рамках русского

политического поля. Выдвижение Беларусью инициатив по расширению

европейской интеграции вплоть до Владивостока может стать основой новой

внешней политики страны. В качестве промежуточного шага может быть

рассмотрено движение Беларуси в сторону вступления в состав ЕС без разрыва

союзных отношений с Россией. [20]

5. Содружество Независимых Государств

В Содружестве Независимых Государств оптимальные перспективы развития в

рамках разноскоростной интеграции имеет Евразийское экономическое

сообщество (ЕАЭС). Основные внешнеполитические и внешнеэкономические

интересы Республики Беларусь в его рамках на современном этапе заключаются

в создании на основе этого союза единого экономического пространства. В

перспективе ЕАЭС призван стать объединением, посредством которого экономики

государств-участников Евразийского экономического сообщества будут

интегрироваться в мировую экономическую систему и прежде всего в мировую

торговлю. Значительная роль в создании единого экономического пространства

отводится социальному, научно-технологическому и информационному аспектам.

Решение этого комплекса вопросов будет естественным образом способствовать

сближению экономик государств-участников.

Политика Беларуси на российском направлении, а также в рамках

Евразийского экономического сообщества неразрывно связана с политикой в

Содружестве Независимых Государств. Это логично: ресурсный потенциал СНГ не

уступает сегодня ни одной из трех главных экономических коалиций

современного мира – Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА),

Европейскому Союзу (ЕС) и Азиатско-Тихоокеанскому экономическому

сотрудничеству (АТЭС). По оценкам независимых экспертов, на долю СНГ

приходится 40 процентов мировых запасов газа, а по запасам нефти

Содружество уступает только Саудовской Аравии. Промышленный потенциал

Содружества составляет 10 процентов мирового, запасы основных видов

природных ресурсов – четверть мировых.

Безусловно, политический вес СНГ всегда будет адекватен его

экономическим показателям. При этом активизация интеграционных процессов в

рамках Содружества по принципу того же Европейского Союза неизбежно

потребует передачи части властных полномочий наднациональным структурам.

Сегодня к этому пока не готовы не только те участники СНГ, которых принято

относить к «равноудаленным», но и страны, входящие в более тесные

экономические и политические союзы в рамках Содружества, – к примеру,

участники «пятерки» или ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан,

Молдова).

Беларусь последовательно соблюдает все достигнутые в рамках Содружества

договоренности. В стране завершены все внутринациональные процедуры,

связанные с формированием зоны свободной торговли.

На современном этапе интересы Беларуси заключаются прежде всего в создании

полноценной зоны свободной торговли государств-участников Содружества,

необходимой с точки зрения формирования в СНГ полноценной рыночной

инфраструктуры, перехода к более высоким ступеням хозяйственного

сотрудничества, развития в будущем общего экономического пространства,

основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и

капиталов.

Доминантой политики СНГ и сегодня, и на перспективу должно стать

формирование реального интеграционного сообщества постсоветских республик

при максимальном использовании возможностей политического и экономического

взаимодействия с формирующимися мировыми полюсами влияния.

Республика Беларусь последовательно выступает за развитие процесса

военно-политической интеграции в рамках Договора о коллективной

безопасности (ДКБ) государств-участников СНГ, объединяющем сегодня

Беларусь, Россию, Армению, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. [18]

6. Взаимоотношения с Европейским Союзом

Территория РБ в современных границах сложилась в результате длительного

развития на рубежах Запада и Востока. Республика, не обладая практически

богатыми природными ресурсами имеет высокий коэффициент транзитивности

территории – именно здесь проходит самый короткий путь из России в Западную

Европу, и прежде всего в Германию.

По прогнозам ООН в XXI веке сохранится большая потребность в

энергетических ресурсах, в первую очередь, в газе. Он является важнейшим

энергетическим источником для Западной Европы. Этим объясняется наличие

многочисленных проектов строительства и расширения газотранспортных сетей.

Эти проекты позволяют создать новые формы взаимозависимости на

общеевропейском уровне: Страны Западной, Центральной и Восточной Европы,

которые являются основными потребителями этого вида топлива, сотрудничают

со странами – производителями и странами транзита. А ведь именно через

Беларусь проходят важнейшие газо- и нефтепроводы. С этой точки зрения

Беларусь является связующим звеном между Западом и Востоком.

Перспективы сотрудничества объединенной Европы и Республики Беларусь

видятся в постепенной подготовке белорусов к индивидуализму и демократии

через промежуточные формы экономической и политической жизни.

Немаловажным фактором интеграции Беларуси с объединенной Европой

видится и сотрудничество на микроуровне – между общественными организациями

и партиями, университетами и общественными движениями, предприятиями и

школами. Формирование гражданского общества должно начинаться с

формирования новой психологии каждого. А она, в свою очередь, не может

возникнуть в одночасье. Вот почему сотрудничество объединенной Европы и

Беларуси, несмотря на общую неблагоприятную и возможно неприемлемую для

Запада государственную политику, следует продолжать со смещением центра

тяжести в этом сотрудничестве на микроуровень.

Смысл процессов глобализации заключается в быстром и эффективном

вхождении в быстро развивающиеся всемирные рыночные отношения, мировые

информационные и коммуникативные сети, что дает возможность на более

высоком уровне осуществлять экономические, финансовые и иные процессы и

трансферты. По характеру экономических, культурных и геополитических

измерений, Беларусь является европейской страной. Интеграция Беларуси в

мировое сообщество будет осуществляться как вхождение в европейское

цивилизационное пространство. Значительную роль при этом будут играть и

субрегиональные коммуникации, развитие отношений с соседними странами:

Россией, Украиной, Польшей, странами Балтии.

Особенностью интеграции в мировую экономику для Беларуси является

интеграция в Европейское сообщество. Именно это обстоятельство значительно

воздействует на развитие внешних факторов жизни страны. Исторической

ловушкой можно назвать и то, что после горбачевской эпохи разрушения

границ и стен, Беларусь оказалась перед условным выбором, который не

является условным в практическом смысле. Это выбор между Россией и ЕС. Мы

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.