рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основные направления внешней политики республики Беларусь

попали в специфическую ловушку, когда ценности прошлого и будущего

становятся предметом политического торга и геополитических спекуляций. [14]

Включение Беларуси в общеевропейский процесс происходит сложно, трудно

и болезненно в силу непризнания европейскими государствами результатов

ноябрьского референдума 1996 г. и изменений и дополнений к Конституции 1994

г. [6. стр. 327-329]

Важное направление внешней политики Беларуси – укрепление пояса

добрососедства.

Беларусь сегодня немного озабочена состоянием политических отношений

или уровнем политических отношений с Польшей. Географически мы находимся в

одном регионе, мы соседи, мы открыты, готовы развивать добрососедские

отношения, укреплять их. Беларусь понимает значение, которое сейчас

отводится Польше в рамках объединяющейся или будущей объединенной Европы, и

мы ни в коем случае не заинтересованы в том, чтобы Польша превратилась в

то, чем была Беларусь в рамках СССР: той стеной, которую переступить или

пройти для нас будет сложно. Предпосылки к такому развитию событий имеются.

Основной задачей в двухсторонних отношениях с Польшей будет снятие тех

острых вопросов, которые сегодня препятствуют нормализации политических

отношений и которые сказываются на уровне экономических отношений.

Будущее место и роль Беларуси в системе международного разделения труда

в Европе неразрывно связаны со степенью ее участия в европейских

интеграционных процессах. В этой связи руководство страны уделяет серьезное

внимание диалогу и развитию отношений с Европейским Союзом (ЕС).

Во взаимоотношениях с Европейским Союзом Беларусь готова идти так

далеко, насколько ЕС в состоянии двигаться навстречу Беларуси. Расширение

ЕС является реальным ответом на большинство общеевропейских проблем. Многие

тревожные явления в сфере безопасности, в политике, в социальной области

коренятся в экономической разобщенности Европы – военно-политические

разделительные линии пролегают, как правило, по социально-экономическим

рубежам. Поэтому Республика Беларусь предлагает конкретные шаги по

преодолению этой разобщенности.

С учетом расширения ЕС на Восток для республики приоритетное значение

приобретает сближение с Европейским союзом, который уже сегодня является

одним из крупнейших экономических партнеров Беларуси. Существенное значение

приобретает изучение опыта ЕС в области осуществления реальной интеграции

государств и его использование в процессе сближения Беларуси и России,

Беларуси и европейских стран.

Имевшее место в последние в годы снижение уровня сотрудничества стран

ЕС с Беларусью было основано преимущественно на субъективных факторах.

Приостановление контактов на высшем и высоком уровне вследствие решений

Совета ЕС от 15 сентября 1997 года затруднило полноценный политический

диалог с руководством западных стран, привело к тому, что сегодня Беларусь

вынуждена поддерживать свою экономику и решать сложные социальные вопросы

фактически без помощи извне.

Несмотря на ряд ограничений, наложенных Заключениями Совета

Европейского союза на взаимоотношения с нашей страной, Беларуси удалось

добиться важных подвижек в области сотрудничества с этой влиятельной

организацией. Так, Европейская Комиссия пролонгировала до 2004 года

Соглашение о торговле текстильными изделиями между Республикой Беларусь и

Евросоюзом с существенным увеличением квот на импорт белорусских

текстильных изделий; смягчены действующие антидемпинговые санкции ЕС в

отношении импортируемых из Беларуси калийных удобрений; удалось добиться

применения Евросоюзом режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в

торговле с Беларусью; интенсифицировалась реализация Программы технического

содействия странам СНГ и Монголии «ТАСИС».

Многое во взаимодействии России и ЕС зависит от ситуации в

государствах, расположенных между ними. Роль Беларуси в геополитической оси

«Российская Федерация – Европейский союз» велика. Например, с вводом

белорусского участка газопровода «Ямал – Западная Европа» доля газа,

транспортируемого из России в Европу через Беларусь, составит более 30

процентов российского газового экспорта. Учитывая транзитное положение

Беларуси, весьма важным, исходя из общих интересов, является установление

тесного сотрудничества с европейскими странами в деле борьбы с

преступностью, незаконной миграцией, торговлей оружием, наркобизнесом.

Значительным потенциалом обладают научные и культурные связи. Беларусь

делает упор на развитие непосредственных контактов между учебными и

научными заведениями, учреждениями культуры, общественными организациями и

фондами. Сотрудничество в этих областях, основанное, как правило, на

обоюдном интересе, осуществляется достаточно плодотворно.

Беларусь намерена сохранить эту тенденцию, не только интенсифицируя

свое участие в научных, образовательных, культурных программах

сотрудничества с Евросоюзом, но и работая по таким важнейшим направлениям,

как привлечение новых технологий и инвестиций государств-участников ЕС.

Серьезным инструментом строительства действительно единого континента

призван стать Совет Европы. Важно, чтобы он оставался верен своему

назначению – быть не судьей, а помощником европейских стран в гуманитарной

сфере, действовал в духе сотрудничества, а не отчуждения. Беларусь будет

взаимодействовать с СЕ исходя именно из такого понимая его роли и места.

Внешняя политика Беларуси по отношению к европейским организациям,

странам Центральной, Восточной и Южной Европы будет строиться, прежде

всего, на условиях партнерских отношений. В этом контексте – контексте

европейского региона – основной и главной задачей является восстановление

отношений с европейскими институтами, прежде всего, с европейскими

парламентскими институтами: Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, НАТО, Советом

Европы и Евросоюзом.

Этот год начался с "развязки" вопроса о присутствии ОБСЕ в Беларуси.

«Я хочу высоко оценить деятельность депутатов, сумевших добиться разрешения

абсолютно надуманного конфликта относительно участия нашего Национального

собрания Республики Беларусь в Парламентской ассамблее ОБСЕ. Разумные и

аргументированные доводы рано или поздно находят отклик и собирают

необходимое число сторонников. То же самое я могу сказать и о так

называемых визовых ограничениях, которые сегодня, похоже, остались в

прошлом.

Считаю, что в таком же ключе должна продолжаться работа по

восстановлению статуса специального приглашенного в Парламентской ассамблее

Совета Европы. Убежден, что мы услышаны и в этом органе.

Беларусь вносит достойный вклад в укрепление региональной безопасности и

развитие общеевропейского сотрудничества.

Мы ожидаем, что это обстоятельство будет в полной мере учтено в

разрабатываемой в настоящее время Евросоюзом политике новых углубленных

отношений с будущими соседями в рамках концепции "широкой Европы". У нас

здесь достаточно точек соприкосновения. Это - возрастание внешнеторгового

товарооборота, общие проекты по упрочению безопасности, ликвидации

последствий Чернобыля и другие.

Исходя из политических и прежде всего экономических интересов,

необходимо активнее развивать наши отношения и с государствами других

регионов.» - говорит Президент Лукашенко в своем обращении к народу и

парламенту. [15]

Исходя из того, что Организация по безопасности и сотрудничеству в

Европе является наиболее развитой региональной организацией, единственным

общеевропейским институтом поддержания мира и безопасности, Республика

Беларусь намерена последовательно, на неконфронтационной основе вести

диалог с руководством ОБСЕ по ключевым вопросам международной повестки дня,

в том числе в области безопасности, гуманитарных проблем.

Республика Беларусь в соответствии со взятыми на себя обязательствами в

рамках ОБСЕ продолжает придерживаться линии на конструктивное

сотрудничество с Консультативно-наблюдательной группой (КНГ) ОБСЕ в

Беларуси по развитию демократических институтов в стране и рассматривает ее

деятельность в качестве важного инструмента взаимодействия с ОБСЕ.

Одновременно белорусская сторона настоятельно призывает КНГ ОБСЕ к строгому

соблюдению мандата группы, не предусматривающего вмешательства во

внутриполитические процессы. [18]

Несмотря на обострение взаимоотношений Белоруссии с западными странами

имеются определенные возможности не только для ослабления ее международной

изоляции, но и для повышения роли и влияния республики на международной

арене, создания в перспективе в Белоруссии восточно - европейского

финансово - политического центра, который по своим потенциальным

возможностям мог бы стать сопоставимым с Швейцарией, Гонконгом и

Сингапуром. Беларусь имеет все предпосылки для превращения в одно из

влиятельных государств Европы за счет:

V использования преимуществ геополитического положения на путях транзита

российских, а в перспективе каспийских и ближневосточных энергоносителей

в Европу;

V грамотного использования нарастающих противоречий между основными

европейскими государствами (Германия, Франция) и США, что может создать

РБ предпосылки для решения проблемы взаимоотношений с Европейским

сообществом;

V развития тезиса о Беларуси как о примере европейского государства, в

котором рационально решаются межконфессиональные проблемы, что позволяет

рассматривать Белоруссию в качестве страны - посредника для разрешения

этнических и религиозных конфликтов. При этом необходимо учитывать, что

европейским центром противостояния американской экспансии в

политической, экономической и культурной областях является германо -

французский тандем, руководители которого кровно заинтересованы в

наличии в государствах - участниках Союза Беларуси и России лидеров,

лояльно относящихся к идеям европейской интеграции и способных

конструктивно работать во имя их реализации. [21 ]

У Евросоюза, по словам А. Лукашенко в одном из выступлений, должны быть

хорошие отношения с соседями - Молдавией, Украиной, Белоруссией. И Евросоюз

это понимает. "Мы отдаем себе отчет, - сказал белорусский Президент, - что

темпы интенсификации наших отношений с Европой во многом будут зависеть и

от нормализации отношений с Соединенными Штатами. Влияние этого государства

на мировые процессы немаловажно" [17]

Белорусско-американские отношения

и отношения с НАТО

Состояние белорусско-американских отношений сегодня далеко от

идеального в силу как объективных, так и субъективных причин. Тем не менее,

Беларусь заинтересована в развитии отношений с США – одним из признанных

лидеров современного мира. Первые годы дипломатических отношений между

Беларусью и США заложили потенциал для дальнейшего расширения

сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурной сферах. К

сожалению эти возможности пока не используются в полной мере. Политические

стереотипы, недопонимание, а часто и попытки давления на Беларусь со

стороны США не смогли позволить белорусско-американскому сотрудничеству

продвинуться вперед. [17]

В своем ежегодном обращении, принципиально осудив США, А. Лукашенко тут

же говорит о сотрудничестве: «Осуждая Америку за развязанную войну, за

жертвы и страдания людей, вызванные вторжением в Ирак, мы в то же время не

злорадствуем по поводу ее потерь. США на сегодняшний день являются самой

мощной и влиятельной страной в мире. С этим трудно спорить. С Америкой

нужно и можно налаживать нормальные отношения. Конструктивно решать

имеющиеся проблемы. Мы об этом заявляли неоднократно, и в последние дни для

подобных заявлений появилось еще больше оснований. Но не все зависит от

нашей доброй воли. В Соединенных Штатах из года в год не прекращаются

попытки протащить через конгресс пресловутый акт о демократии в Беларуси,

предусматривающий выделение на насильственную "демократизацию" нашей страны

около полусотни миллионов долларов.» [15]

Во время посещения Хатыни в августе 2003г Александр Лукашенко публично

назвал Вашингтон мировым агрессором, а в интервью одной из газет подтвердил

возможность принятия на территорию Белоруссии Саддама Хусейна. "Мне

пришлось видеть лицо нынешнего агрессора в Югославии, - сказал Лукашенко. -

Теперь мы все видим это лицо в Ираке". В продолжение мысли белорусский

лидер заявил, что его народ должен позаботиться об иракских женщинах, детях

и стариках. Белоруссия, по словам Лукашенко, окажет иракцам гуманитарную

помощь.

Поразительно, но в этот же день Лукашенко сказал также, что собирается

строить добрые отношения с Америкой, и назначил новым белорусским послом в

США человека из своего ближайшего окружения. Интересы Минска в Вашингтоне

теперь призван представлять Михаил Хвостов, до этого возглавлявший

Министерство иностранных дел. Белорусский лидер объяснил свое решение так:

"Надо усиливать западный вектор. Без США это невозможно. Нам не надо

строить конфликтных отношений с Америкой…" Лукашенко даже заявил, что он

"жертвует" человеком в ранге министра для того, чтобы построить с мировым

агрессором добрые отношения.

Лукашенко пока никак не объяснил, как намерен совместить два

взаимоисключающих вектора во внешней политике страны. Но он еще раз

прокомментировал решение подать руку Вашингтону и указал вполне конкретные

причины своих западных симпатий: "То, что цены на энергоресурсы падают, это

нашей экономике не во вред. Но есть вопрос человечности… Нам надо

налаживать добрые отношения с Западом. Тем более что оттуда идут хорошие

сигналы (последним из них является февральское решение Парламентской

ассамблеи ОБСЕ о восстановлении белорусского парламента в этой организации.

)". [17]

Республика Беларусь выступает за развитие отношений с Соединенными

Штатами на равноправной основе, полагая, что в отношениях Беларусь – США не

существует непреодолимых расхождений. Белорусы так же, как и американцы,

разделяют фундаментальные ценности свободы, независимости, уважения к

личности и ее правам.

Представляется, что парламенты двух стран могли бы, отбросив

укоренившиеся стереотипы и недоразумения, найти возможности для оптимизации

сотрудничества. Открытый, но уважительный межпарламентский диалог по всем

острым вопросам создал бы благоприятную почву для нормализации отношений

между исполнительными ветвями власти Беларуси и Соединенных Штатов. [18]

Михаил Хвостов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в США в своем

интервью газете «Советская Белоруссия» так говорит об отношениях между США

и РБ: Наши торгово—экономические отношения складываются относительно

благополучно, несмотря на разные подходы в администрации Джорджа Буша к

этой сфере двусторонних отношений с Беларусью. Бизнес есть бизнес. Там, где

есть интерес, он всегда перешагнет через политические преграды. А интерес к

нашим товарам действительно большой. По объему товарооборота Соединенные

Штаты занимают девятое место среди стран дальнего зарубежья. По количеству

совместных предприятий или предприятий полностью с американским капиталом

США идут на втором месте после России. Отмечу, что те товары, которые мы

экспортируем на рынок США, — это стопроцентно ликвидные товары. Они с

успехом будут продаваться и на других рынках. Я выполняю задачу,

поставленную Президентом страны: дипломатия должна содержать

внешнеэкономический подход. [ 16]

Предметом особой заботы в Беларуси являются взаимоотношения республики

с Организацией Североатлантического договора (НАТО).

Интересам республики объективно не отвечает конфронтационный характер

системы военно-политических отношений. Этим обусловлено стремление

Республики Беларусь принимать активное участие во всех региональных и

субрегиональных организациях обеспечения безопасности. В данном направлении

важная роль отводится сотрудничеству со странами-членами НАТО и

государствами-партнерами по сотрудничеству в рамках Программы «Партнерство

ради мира» (ПРМ) и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП).

Беларусь уважает выбор государств, выразивших желание вступить в

Североатлантический альянс. В то же время Республика Беларусь исходит из

того, что решение о расширении НАТО в условиях самороспуска Варшавского

договора и фактического отсутствия в этой связи угрозы военной агрессии в

Европе не имеет серьезных геополитических оснований. Беларусь выступает за

то, чтобы граница Беларуси с обновленным альянсом стала не новой

разделительной линией в Европе, а границей доверия и добрососедства.

В настоящее время политический диалог между Республикой Беларусь и НАТО

включает регулярные контакты руководства МИД и Минобороны с руководством

альянса и постоянными представителями стран – его членов в ходе

министерских сессий Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) –

преемника созданного в 1993 году Совета североатлантического сотрудничества

(ССАС).

Сотрудничество между Беларусью и НАТО осуществляется на основе

известной Программы «Партнерство ради мира» (ПРМ) в соответствии с целями и

задачами, которые Беларусь определила в своем Презентационном документе

1996 года. [18]

7. Международная безопасность

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.