рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государственный долг

низкий процент и отдаленные сроки погашения предопределили практически

полное отсутствие спроса на внутреннем рынке и, как следствие, сверхнизкие

цены. Самым популярным способом их использования в то время была оплата

уставного капитала. Вместе с тем сверхнизкая цена привлекла внимание

западных инвесторов, скупивших большую часть ОГВВЗ. Поэтому формально

внутренний долговой инструмент стал внешним [63, 47].

Впоследствии были выпущены облигации второго, третьего, четвертого,

пятого, шестого и седьмого траншей. Долг по ОВВЗ разбит в приведенной в

начале пункта 2.2 классификации структуры внешнего долга на две части,

поскольку 3-, 4- и 5-й транши ОВВЗ относятся к 1992 г. выпуска, а 6-й и 7-й

– к 1996 г. Третий выпуск должен был быть погашен в мае 1999 г., но

Правительство РФ перенесло срок погашения на декабрь 1999 г., выплатив

купоны по всем траншам, в том числе и третьему. Общий объем номинальной

суммы этого долга составляет 9,6 млрд. долл., с фиксированным купоном 3%

годовых. Заемщиком по этим бумагам выступает Минфин, агент по платежам –

Внешэкономбанк. В российской практике формально бумаги считаются внутренним

государственным долгом, номинированным в валюте, хотя большинство западных

экономистов относит их к внешнему долгу [45, 102].

Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию

задолженности бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб.

Остатки задолженностей предполагается гасить товарными поставками. Так,

например, долг перед Словакией на начало 1999 г. составил 1,8 млрд. долл.,

перед Венгрией – 480 млн. долл., Республикой Корея – 170 млн. долл.,

Болгарией – 100 млн. долл., Польшей – 20 млн. долларов [63, 42].

Наиболее сложной для урегулирования до последнего времени оставалась

такая группа долгов, как коммерческая задолженность перед десятками тысяч

иностранных фирм-экспортеров большинства развитых стран мира (4 млрд. долл.

без процентов). Российское Правительство признало эту группу задолженности

только в октябре 1994 г.

В 1994 г. больше половины коммерческой задолженности было передано в

Лондонский и Парижский клубы. Оставшаяся часть была объединена по страновым

группам (клубам). На начало 1999 г. их существовало 14: датский (агент –

EKF), бельгийский (OFN), французский (Eurobank), итальянский (Mediocredito

Centrale), корейский (Seoul Club), финский (FIMET), шведский (STC Group),

английский (Morgan Grenfell), австрийский (Prisma), голландский (FSNUC),

швейцарский (UBS), японский (TCGJ), немецкий (Hermes) и чешско-словацкий

(смешанная торговая палата «Восток»). Кроме того, осталось девять

индивидуальных японских кредиторов, крупнейшие из которых Matubeni Corp. и

Nissho Iwai Corp. [63, 43].

2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации.

Современный государственный внутренний долг России разбит на две

категории: долговые обязательства правительства и целевые долговые

обязательства. Внутренний долг классифицируется по инструментальному и

институциональному признаку.

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные,

существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по

итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования

образовавшейся задолженности.

Рыночные внутренние долговые обязательства можно классифицировать по

сроку обращения: краткосрочные – государственные краткосрочные облигации

(ГКО); казначейские обязательства (КО); облигации банка России (ОБР);

среднесрочные - облигации федеральных займов с переменными и постоянными

купонами (ОФЗ); облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

облигации золотого федерального займа (ОЗФЗ); к долгосрочным некоторые

экономисты относят облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ

Внешэкономбанка) [18, 37].

К нерыночным относятся: векселя Министерства финансов, задолженность

Центробанку и так далее.

Рассмотрим особенности обращения и погашения перечисленных выше

долговых обязательств правительства, использовавшихся в 1994-2000 годах для

финансирования дефицита федерального бюджета.

Облигация символизирует государственное долговое обязательство и дает

право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму

долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму

долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение

всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока

вернуть и сумму долга [67, 338].

По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде

процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам).

Государство устанавливает нарицательную стоимость облигаций, которая

обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную

держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма

выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются

проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей (курсовая

цена) может быть выше или ниже установленного номинального процента.

Государственные бескупонные краткосрочные облигации (ГКО) эмитируются с

мая 1993 г. по поручению Правительства Министерством финансов. Гарантом

функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который

обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их

могут выступать не только юридические, но и физические лица. Эмиссия ГКО

осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, б, 9 и 12 месяцев.

Облигации существуют только в виде записи на счетах [34, 172].

До августа 1998 г. государство ни разу не нарушило сроков погашения по

ГКО и обязательств по выплате процентов. После внутреннего дефолта,

фактически объявленного правительством России 17 августа 1998 г. по своим

обязательствам, расчеты с держателями ГКО были приостановлены.

Впоследствии была проведена реструктуризация этой задолженности путем

проведения новации. Работы по реструктуризации ГКО регулировались

Распоряжениями Правительства РФ от 12.12.98 № 1787-р «О новации по

государственным ценным бумагам» и от 20.11.99 № 1904-р [72, 37].

Согласно Распоряжению Правительства № 1787-р держатели ГКО и ОФЗ со

сроками погашения до 31.12.1999 г., были разделены на 3 категории.

Держатели первой категории, к которой были отнесены почти все юридические

лица-резиденты и те держатели ГКО-ОФЗ, которым федеральными органами

исполнительной власти устанавливался норматив вложения средств в

государственные ценные бумаги (например, негосударственные пенсионные

фонды), получили 30% от дисконтированной номинальной стоимости облигаций

денежными средствами, 50% - новыми ОФЗ-ПД, по которым доходы выплачиваются

два раза в месяц; 20% - ОФЗ-ПД бездоходными. Держатели второй категории, к

которым были отнесены физические лица – резиденты, получили возможность

выбора между применением к ним тех же правил, что и к держателям первой

категории, и выплатой всей дисконтированной номинальной стоимости облигации

в полной сумме. Держатели третьей категории, представленной в основном

нерезидентами, как физическими, так и юридическими лицами, 10%

задолженности получили деньгами, 20% - в виде бескупонных бездоходных бумаг

и остальные 70% - купонные облигации ОФЗ-ПД с погашением через 4-5 лет [70,

22].

Следует отметить, что даже в рублевой форме новые обязательства перед

нерезидентами фактически имеют характер внешнего долга, к тому же

достигнута договоренность о порядке перевода кредиторами получаемых ими в

результате реструктуризации средств за границу.

В результате проведенной новации объем государственного внутреннего

долга по ГКО/ОФЗ по состоянию на 1 января 1999 г. сократился на 5,3% (с

490,87 млрд. руб. до 466,06 млрд. руб.). При этом длина долга (дюрация)

увеличилась более чем в три раза. Кроме того, относительная экономия

расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного внутреннего

долга за 1998-1999 гг. составила порядка 32 млрд. руб. [36, 8].

Новация по государственным ценным бумагам, «замороженным» решениями от

17 августа 1998 года, была завершена на 1 июля 2000 года. На новацию

согласились все инвесторы (99,9%) [37, 15]. Цены бумаг, предложенных

Минфином России в ходе новации, позволяют инвесторам в случае их продажи

вместе с купонами получать выручку, превышающую номинал «замороженных»

обязательств.

Проведение новации позволило значительно снизить напряженность

платежного графика по государственному внутреннему долгу. Так, погашение

основной суммы долга по ОФЗ-ФК начинается с 2002 года, а расходы по

обслуживанию ОФЗ-ФК, как основная часть процентных платежей по внутреннему

долгу, в 1999 г. составят около 38 млрд. руб., в 2000 г. – 25 млрд. руб., в

2001 г. – 20 млрд. руб., в 2002 г. – 12 млрд. руб. [36, 8].

Другим видом государственных ценных бумаг являются казначейские

обязательства (КО), выпущенные в соответствии с Постановлением

Правительства РФ от 9 августа 1994 г. № 906 «О выпуске казначейских

обязательств». В определенной мере данные ценные бумаги могут быть названы

средством «неденежной эмиссии» [32, 55]. Они в основном использовались для

зачета налогов предприятиям.

КО выпускались как срочная процентная ценная бумага, учитывающаяся на

счете владельца в уполномоченном депозитарии. Владельцы КО могли продавать

их, использовать в качестве платежного средства, а, дождавшись срока

погашения, могли или получить денежные средства от Минфина через

депозитарий, или обменять КО на налоговые освобождения.

Эмиссия началась осенью 1994 г. и была прекращена в апреле 1995 г. Их

выпуск достигал в среднем 30% от эмиссии ГКО. Сумма взаимозачетов между

бюджетом и предприятиями составляла пятую часть налоговых поступлений в

федеральный бюджет [32, 55].

В соответствии с Указом Президента РФ «О предоставлении предприятиям и

организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам

за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996

года» № 65 от 19.01.96 г. и постановлением Правительства «О проведении

зачета задолженности по налогам и другим платежам в федеральный бюджет при

финансировании расходов из федерального бюджета» № 79 от 02.02.96 г. Минфин

предоставлял отдельным предприятиям, имеющим недоимку по уплате налогов в

федеральный бюджет, казначейские налоговые освобождения (КНО) – суррогат

именной ценной бумаги.

Налоговое освобождение позволяет держателю казначейских обязательств

погасить сумму задолженности федерального бюджета, оформленную в КО, в счет

причитающихся к уплате в федеральный бюджет налогов и платежей, включая

недоимку, штрафные санкции, пени. Сроки начала обмена КО на налоговые

освобождения фиксируются в глобальном сертификате. Последний срок обмена

совпадает с датой начала погашения КО [17, 174].

Выпуск налоговых освобождений прекращен с 1 января 1997 г. согласно

постановлению Правительства РФ от 1 апреля 1996 г. № 481.

Казначейские обязательства активно обращались на рынке в 1994-1995 гг.

Но в связи с тем, что эти ценные бумаги фактически бесконтрольно

продавались, государство не могло жестко регулировать их рынок. Рынок КО

был несбалансированным, ажиотажным, наблюдалась высокая доходность

спекулятивных операций.

Опыт применения облигаций Банка России (ОБР) с сентября 1998 года по

февраль 1999 года доказал, что в послекризисной ситуации они обеспечивали

банкам надежный и ликвидный инструмент для краткосрочных вложений,

альтернативный вложениям в иностранную валюту. Покупать эти краткосрочные

облигации могли только коммерческие банки. ОБР были призваны облегчать

процессы управления банковской ликвидностью, выполнять функцию залогового

средства, дающего возможность банкам не прибегать к использованию кредитов

Банка России, и таким образом проводить Центральным банком целевую

стерилизацию избыточного денежного предложения [31, 40].

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России

всех выпусков, не погашенных на дату принятия решения об очередном выпуске

облигаций, устанавливался как разница между максимально возможной и

нормативной величиной обязательных резервов кредитных организаций (которая

составляет 20% пассивов коммерческих банков) [31, 42].

Облигации федерального займа (ОФЗ) – среднесрочные купонные облигации.

ОФЗ с переменным купоном были выпущены в обращение 14 июня 1996 г. в

соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций

федерального займа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая

1995 г. № 458. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с

переменным купоном осуществляется в форме отдельных выпусков, условия

каждого выпуска утверждаются Минфином РФ отдельно. Облигации имеют номинал

1 млн. руб. [17, 167].

Срок обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги

в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по

ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от

номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу

дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ [18, 199].

В 1999 г. Минфин РФ начал выпуск облигаций федерального займа с

фиксированным купонным доходом в процентах от номинала. Номинал облигации –

1000 руб.

Определенное влияние на рынок ОФЗ в 1999-2000 гг. оказало постановление

Правительства РФ от 13.10.99 № 1152 «О порядке инвестирования в 1999 году

свободных денежных средств Фонда социального страхования Российской

Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации

и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в

государственные ценные бумаги». Установлено, что указанные фонды

«самостоятельно принимают решения об инвестировании свободных средств в

государственные ценные бумаги», но вкладывают в эти фондовые ценности не

менее 30% свободных средств [9].

В 1999 г. на рынке государственных ценных бумаг Минфин РФ не

осуществлял масштабной эмиссии новых гособлигаций, проводя лишь в полном

объеме погашение и обслуживание обращающихся ГКО-ОФЗ.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускаются

Минфином России с 1 сентября 1995 г. в форме отдельных выпусков (серий).

Минфин России утверждает условия выпуска каждой серии этих облигаций. ОГСЗ

предназначены для граждан. Они имеют номинал 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб.

(После деноминации – 100 руб. и 500 руб.) Продажа облигаций производится по

рыночным ценам, которые не могут быть ниже 95% номинала. Срок обращения

облигации – 1 год [17, 168].

Указанные облигации являются купонными. Каждый купонный период

составляет 3 календарных месяца и определяется с даты начала выпуска.

Процентный доход выплачивается уполномоченными Министерством финансов

банками, начиная со следующего рабочего дня после окончания очередного

купонного периода.

В целом доходность ОГСЗ была на уровне доходности по государственным

краткосрочным облигациям. Кроме того, с 20 июля 2000 года Минфин начал

выпуск индексированных по инфляции облигаций государственного

сберегательного займа [37, 13].

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. №

1091 «О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их

владельца на получение слитков золота» Минфин России с 27 ноября 1995 г.

начал выпуск облигаций золотого федерального займа (ОЗФЗ). Срок обращения

данных облигаций – 3 года. Номинальная стоимость облигации выражается в

рублях и определяется исходя из стоимости 100 г. золота на Лондонском рынке

драгоценных металлов в слитках (второй фиксинг) в долларах США,

переведенных по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации

на дату начала эмиссии облигаций [17, 167].

ОЗФЗ могут покупать как хозяйствующие субъекты, так и граждане.

Владельцам ОЗФЗ выплачивается процентный доход, размер которого равняется

годовой ставке ЛИБОР по доллару США, действующей на предшествующий рабочий

день перед датой его объявления, плюс 1% от номинала. Процентный доход

выплачивается один раз в год в рублях по официальному курсу Центрального

банка России на дату его выплаты.

Погашение ОЗФЗ, владельцами которых являются хозяйствующие субъекты,

может производиться по выбору владельца в рублях в безналичной форме или в

натуральной форме в виде слитков золота чистоты 99,99%.

Погашение ОЗФЗ, владельцами которых являются граждане, производится

только в рублях [17, 167].

Векселя Минфина РФ серии АПК и серии КамАЗ относятся к нерыночным

долговым обязательствам правительства. Минфин выдавал коммерческим банкам

простые векселя на сумму просроченной задолженности предприятий АПК с

учетом накопленных процентов. Эти ценные бумаги имеют следующие

характеристики: срок обращения – 10 лет (с 1 сентября 1995 г. по 31 августа

2005 г.), срок погашения – равными долями в течение 8 лет, первая серия

(АПК-1) будет погашена 31 августа 1998 г., последняя (АПК-8) – 31 августа

2005 г.; векселя номинальные, без начисления процентов годовых –

номинальная сумма векселя кратна 10 млн. руб.; форма выпуска –

документарная, бумажная. Задолженность по АПК была списана на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.