Государственный долг
низкий процент и отдаленные сроки погашения предопределили практически
полное отсутствие спроса на внутреннем рынке и, как следствие, сверхнизкие
цены. Самым популярным способом их использования в то время была оплата
уставного капитала. Вместе с тем сверхнизкая цена привлекла внимание
западных инвесторов, скупивших большую часть ОГВВЗ. Поэтому формально
внутренний долговой инструмент стал внешним [63, 47].
Впоследствии были выпущены облигации второго, третьего, четвертого,
пятого, шестого и седьмого траншей. Долг по ОВВЗ разбит в приведенной в
начале пункта 2.2 классификации структуры внешнего долга на две части,
поскольку 3-, 4- и 5-й транши ОВВЗ относятся к 1992 г. выпуска, а 6-й и 7-й
– к 1996 г. Третий выпуск должен был быть погашен в мае 1999 г., но
Правительство РФ перенесло срок погашения на декабрь 1999 г., выплатив
купоны по всем траншам, в том числе и третьему. Общий объем номинальной
суммы этого долга составляет 9,6 млрд. долл., с фиксированным купоном 3%
годовых. Заемщиком по этим бумагам выступает Минфин, агент по платежам –
Внешэкономбанк. В российской практике формально бумаги считаются внутренним
государственным долгом, номинированным в валюте, хотя большинство западных
экономистов относит их к внешнему долгу [45, 102].
Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию
задолженности бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб.
Остатки задолженностей предполагается гасить товарными поставками. Так,
например, долг перед Словакией на начало 1999 г. составил 1,8 млрд. долл.,
перед Венгрией – 480 млн. долл., Республикой Корея – 170 млн. долл.,
Болгарией – 100 млн. долл., Польшей – 20 млн. долларов [63, 42].
Наиболее сложной для урегулирования до последнего времени оставалась
такая группа долгов, как коммерческая задолженность перед десятками тысяч
иностранных фирм-экспортеров большинства развитых стран мира (4 млрд. долл.
без процентов). Российское Правительство признало эту группу задолженности
только в октябре 1994 г.
В 1994 г. больше половины коммерческой задолженности было передано в
Лондонский и Парижский клубы. Оставшаяся часть была объединена по страновым
группам (клубам). На начало 1999 г. их существовало 14: датский (агент –
EKF), бельгийский (OFN), французский (Eurobank), итальянский (Mediocredito
Centrale), корейский (Seoul Club), финский (FIMET), шведский (STC Group),
английский (Morgan Grenfell), австрийский (Prisma), голландский (FSNUC),
швейцарский (UBS), японский (TCGJ), немецкий (Hermes) и чешско-словацкий
(смешанная торговая палата «Восток»). Кроме того, осталось девять
индивидуальных японских кредиторов, крупнейшие из которых Matubeni Corp. и
Nissho Iwai Corp. [63, 43].
2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации.
Современный государственный внутренний долг России разбит на две
категории: долговые обязательства правительства и целевые долговые
обязательства. Внутренний долг классифицируется по инструментальному и
институциональному признаку.
Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные,
существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по
итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования
образовавшейся задолженности.
Рыночные внутренние долговые обязательства можно классифицировать по
сроку обращения: краткосрочные – государственные краткосрочные облигации
(ГКО); казначейские обязательства (КО); облигации банка России (ОБР);
среднесрочные - облигации федеральных займов с переменными и постоянными
купонами (ОФЗ); облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);
облигации золотого федерального займа (ОЗФЗ); к долгосрочным некоторые
экономисты относят облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ
Внешэкономбанка) [18, 37].
К нерыночным относятся: векселя Министерства финансов, задолженность
Центробанку и так далее.
Рассмотрим особенности обращения и погашения перечисленных выше
долговых обязательств правительства, использовавшихся в 1994-2000 годах для
финансирования дефицита федерального бюджета.
Облигация символизирует государственное долговое обязательство и дает
право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму
долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму
долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение
всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока
вернуть и сумму долга [67, 338].
По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде
процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам).
Государство устанавливает нарицательную стоимость облигаций, которая
обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную
держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма
выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются
проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей (курсовая
цена) может быть выше или ниже установленного номинального процента.
Государственные бескупонные краткосрочные облигации (ГКО) эмитируются с
мая 1993 г. по поручению Правительства Министерством финансов. Гарантом
функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который
обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их
могут выступать не только юридические, но и физические лица. Эмиссия ГКО
осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, б, 9 и 12 месяцев.
Облигации существуют только в виде записи на счетах [34, 172].
До августа 1998 г. государство ни разу не нарушило сроков погашения по
ГКО и обязательств по выплате процентов. После внутреннего дефолта,
фактически объявленного правительством России 17 августа 1998 г. по своим
обязательствам, расчеты с держателями ГКО были приостановлены.
Впоследствии была проведена реструктуризация этой задолженности путем
проведения новации. Работы по реструктуризации ГКО регулировались
Распоряжениями Правительства РФ от 12.12.98 № 1787-р «О новации по
государственным ценным бумагам» и от 20.11.99 № 1904-р [72, 37].
Согласно Распоряжению Правительства № 1787-р держатели ГКО и ОФЗ со
сроками погашения до 31.12.1999 г., были разделены на 3 категории.
Держатели первой категории, к которой были отнесены почти все юридические
лица-резиденты и те держатели ГКО-ОФЗ, которым федеральными органами
исполнительной власти устанавливался норматив вложения средств в
государственные ценные бумаги (например, негосударственные пенсионные
фонды), получили 30% от дисконтированной номинальной стоимости облигаций
денежными средствами, 50% - новыми ОФЗ-ПД, по которым доходы выплачиваются
два раза в месяц; 20% - ОФЗ-ПД бездоходными. Держатели второй категории, к
которым были отнесены физические лица – резиденты, получили возможность
выбора между применением к ним тех же правил, что и к держателям первой
категории, и выплатой всей дисконтированной номинальной стоимости облигации
в полной сумме. Держатели третьей категории, представленной в основном
нерезидентами, как физическими, так и юридическими лицами, 10%
задолженности получили деньгами, 20% - в виде бескупонных бездоходных бумаг
и остальные 70% - купонные облигации ОФЗ-ПД с погашением через 4-5 лет [70,
22].
Следует отметить, что даже в рублевой форме новые обязательства перед
нерезидентами фактически имеют характер внешнего долга, к тому же
достигнута договоренность о порядке перевода кредиторами получаемых ими в
результате реструктуризации средств за границу.
В результате проведенной новации объем государственного внутреннего
долга по ГКО/ОФЗ по состоянию на 1 января 1999 г. сократился на 5,3% (с
490,87 млрд. руб. до 466,06 млрд. руб.). При этом длина долга (дюрация)
увеличилась более чем в три раза. Кроме того, относительная экономия
расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного внутреннего
долга за 1998-1999 гг. составила порядка 32 млрд. руб. [36, 8].
Новация по государственным ценным бумагам, «замороженным» решениями от
17 августа 1998 года, была завершена на 1 июля 2000 года. На новацию
согласились все инвесторы (99,9%) [37, 15]. Цены бумаг, предложенных
Минфином России в ходе новации, позволяют инвесторам в случае их продажи
вместе с купонами получать выручку, превышающую номинал «замороженных»
обязательств.
Проведение новации позволило значительно снизить напряженность
платежного графика по государственному внутреннему долгу. Так, погашение
основной суммы долга по ОФЗ-ФК начинается с 2002 года, а расходы по
обслуживанию ОФЗ-ФК, как основная часть процентных платежей по внутреннему
долгу, в 1999 г. составят около 38 млрд. руб., в 2000 г. – 25 млрд. руб., в
2001 г. – 20 млрд. руб., в 2002 г. – 12 млрд. руб. [36, 8].
Другим видом государственных ценных бумаг являются казначейские
обязательства (КО), выпущенные в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 9 августа 1994 г. № 906 «О выпуске казначейских
обязательств». В определенной мере данные ценные бумаги могут быть названы
средством «неденежной эмиссии» [32, 55]. Они в основном использовались для
зачета налогов предприятиям.
КО выпускались как срочная процентная ценная бумага, учитывающаяся на
счете владельца в уполномоченном депозитарии. Владельцы КО могли продавать
их, использовать в качестве платежного средства, а, дождавшись срока
погашения, могли или получить денежные средства от Минфина через
депозитарий, или обменять КО на налоговые освобождения.
Эмиссия началась осенью 1994 г. и была прекращена в апреле 1995 г. Их
выпуск достигал в среднем 30% от эмиссии ГКО. Сумма взаимозачетов между
бюджетом и предприятиями составляла пятую часть налоговых поступлений в
федеральный бюджет [32, 55].
В соответствии с Указом Президента РФ «О предоставлении предприятиям и
организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам
за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996
года» № 65 от 19.01.96 г. и постановлением Правительства «О проведении
зачета задолженности по налогам и другим платежам в федеральный бюджет при
финансировании расходов из федерального бюджета» № 79 от 02.02.96 г. Минфин
предоставлял отдельным предприятиям, имеющим недоимку по уплате налогов в
федеральный бюджет, казначейские налоговые освобождения (КНО) – суррогат
именной ценной бумаги.
Налоговое освобождение позволяет держателю казначейских обязательств
погасить сумму задолженности федерального бюджета, оформленную в КО, в счет
причитающихся к уплате в федеральный бюджет налогов и платежей, включая
недоимку, штрафные санкции, пени. Сроки начала обмена КО на налоговые
освобождения фиксируются в глобальном сертификате. Последний срок обмена
совпадает с датой начала погашения КО [17, 174].
Выпуск налоговых освобождений прекращен с 1 января 1997 г. согласно
постановлению Правительства РФ от 1 апреля 1996 г. № 481.
Казначейские обязательства активно обращались на рынке в 1994-1995 гг.
Но в связи с тем, что эти ценные бумаги фактически бесконтрольно
продавались, государство не могло жестко регулировать их рынок. Рынок КО
был несбалансированным, ажиотажным, наблюдалась высокая доходность
спекулятивных операций.
Опыт применения облигаций Банка России (ОБР) с сентября 1998 года по
февраль 1999 года доказал, что в послекризисной ситуации они обеспечивали
банкам надежный и ликвидный инструмент для краткосрочных вложений,
альтернативный вложениям в иностранную валюту. Покупать эти краткосрочные
облигации могли только коммерческие банки. ОБР были призваны облегчать
процессы управления банковской ликвидностью, выполнять функцию залогового
средства, дающего возможность банкам не прибегать к использованию кредитов
Банка России, и таким образом проводить Центральным банком целевую
стерилизацию избыточного денежного предложения [31, 40].
Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России
всех выпусков, не погашенных на дату принятия решения об очередном выпуске
облигаций, устанавливался как разница между максимально возможной и
нормативной величиной обязательных резервов кредитных организаций (которая
составляет 20% пассивов коммерческих банков) [31, 42].
Облигации федерального займа (ОФЗ) – среднесрочные купонные облигации.
ОФЗ с переменным купоном были выпущены в обращение 14 июня 1996 г. в
соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций
федерального займа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая
1995 г. № 458. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с
переменным купоном осуществляется в форме отдельных выпусков, условия
каждого выпуска утверждаются Минфином РФ отдельно. Облигации имеют номинал
1 млн. руб. [17, 167].
Срок обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги
в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по
ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от
номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу
дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ [18, 199].
В 1999 г. Минфин РФ начал выпуск облигаций федерального займа с
фиксированным купонным доходом в процентах от номинала. Номинал облигации –
1000 руб.
Определенное влияние на рынок ОФЗ в 1999-2000 гг. оказало постановление
Правительства РФ от 13.10.99 № 1152 «О порядке инвестирования в 1999 году
свободных денежных средств Фонда социального страхования Российской
Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации
и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в
государственные ценные бумаги». Установлено, что указанные фонды
«самостоятельно принимают решения об инвестировании свободных средств в
государственные ценные бумаги», но вкладывают в эти фондовые ценности не
менее 30% свободных средств [9].
В 1999 г. на рынке государственных ценных бумаг Минфин РФ не
осуществлял масштабной эмиссии новых гособлигаций, проводя лишь в полном
объеме погашение и обслуживание обращающихся ГКО-ОФЗ.
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускаются
Минфином России с 1 сентября 1995 г. в форме отдельных выпусков (серий).
Минфин России утверждает условия выпуска каждой серии этих облигаций. ОГСЗ
предназначены для граждан. Они имеют номинал 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб.
(После деноминации – 100 руб. и 500 руб.) Продажа облигаций производится по
рыночным ценам, которые не могут быть ниже 95% номинала. Срок обращения
облигации – 1 год [17, 168].
Указанные облигации являются купонными. Каждый купонный период
составляет 3 календарных месяца и определяется с даты начала выпуска.
Процентный доход выплачивается уполномоченными Министерством финансов
банками, начиная со следующего рабочего дня после окончания очередного
купонного периода.
В целом доходность ОГСЗ была на уровне доходности по государственным
краткосрочным облигациям. Кроме того, с 20 июля 2000 года Минфин начал
выпуск индексированных по инфляции облигаций государственного
сберегательного займа [37, 13].
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. №
1091 «О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их
владельца на получение слитков золота» Минфин России с 27 ноября 1995 г.
начал выпуск облигаций золотого федерального займа (ОЗФЗ). Срок обращения
данных облигаций – 3 года. Номинальная стоимость облигации выражается в
рублях и определяется исходя из стоимости 100 г. золота на Лондонском рынке
драгоценных металлов в слитках (второй фиксинг) в долларах США,
переведенных по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации
на дату начала эмиссии облигаций [17, 167].
ОЗФЗ могут покупать как хозяйствующие субъекты, так и граждане.
Владельцам ОЗФЗ выплачивается процентный доход, размер которого равняется
годовой ставке ЛИБОР по доллару США, действующей на предшествующий рабочий
день перед датой его объявления, плюс 1% от номинала. Процентный доход
выплачивается один раз в год в рублях по официальному курсу Центрального
банка России на дату его выплаты.
Погашение ОЗФЗ, владельцами которых являются хозяйствующие субъекты,
может производиться по выбору владельца в рублях в безналичной форме или в
натуральной форме в виде слитков золота чистоты 99,99%.
Погашение ОЗФЗ, владельцами которых являются граждане, производится
только в рублях [17, 167].
Векселя Минфина РФ серии АПК и серии КамАЗ относятся к нерыночным
долговым обязательствам правительства. Минфин выдавал коммерческим банкам
простые векселя на сумму просроченной задолженности предприятий АПК с
учетом накопленных процентов. Эти ценные бумаги имеют следующие
характеристики: срок обращения – 10 лет (с 1 сентября 1995 г. по 31 августа
2005 г.), срок погашения – равными долями в течение 8 лет, первая серия
(АПК-1) будет погашена 31 августа 1998 г., последняя (АПК-8) – 31 августа
2005 г.; векселя номинальные, без начисления процентов годовых –
номинальная сумма векселя кратна 10 млн. руб.; форма выпуска –
документарная, бумажная. Задолженность по АПК была списана на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|