Государственный долг
рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот
способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только
откладывает этот рост. При высоком уровне процентных ставок и значительных
размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит
резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно
при низких темпах экономического роста.
Влияние различных методов финансирования бюджетного дефицита на
экономику схематически отражает таблица 1.1 [30, 222].
Среди других способов сокращения бюджетного дефицита следует упомянуть,
что в мировой практике широко используется привлечение в страну
иностранного капитала в виде инвестиций. С его помощью решается сразу не-
сколько задач экономического характера: сокращаются бюджетные расходы,
Таблица 1.1.
Влияние различных методов финансирования
бюджетного дефицита на экономику.
|Методы |Краткосрочный эффект |Долгосрочный |
|финансировани| |эффект |
|я | | |
| |Процент|Инвести|Денежна|Цены |Совокупный| |
| |ная |ции |я масса| |спрос | |
| |ставка | | | | | |
|Долговое |Растет |Сокраща|Не |Растут |Расширяетс|Процентные |
|финансировани| |ются |изменяе|незначи|я |платежи по |
|е | | |тся |тельно |незначител|долгу |
| | | | | |ьно |увеличиваются|
|Денежное |Снижает|Расширя|Увеличи|Растут |Растет |Инфляция |
|финансировани|ся |ются |вается | | | |
|е | | | | | | |
предназначенные на финансирование капитальных вложений, расширяется база
для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики,
улучшается состояние платежного баланса.
В СССР бюджет сводился с дефицитом с 1985 г. В 1987 г. он составил
8,4%, а начиная с 1988 г. - представлял собой двузначную цифру. В 1991 г.
ситуация с бюджетом вышла из-под контроля, что отражает таблица 1.2 [30,
224].
Таблица 1.2.
Дефицит бюджета в СССР (% к ВВП).
|Год |1985 г. |1986 г. |1987 г. |1988 г. |1989 г. |1990 г. |1991 г. |
|Дефицит |2,5 |2,5 |8,4 |11,0 |13,0 |15,0 |25,0 |
|бюджета | | | | | | | |
Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х –
начале 90-х годов в экономике России явились:
- низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой
результативностью внешнеэкономических связей;
- нерациональная структура бюджетных расходов (крупные
государственные инвестиции и военные расходы, кредиты развивающимся
странам) [67, 295].
Таблица 1.3 содержит данные о размерах дефицита федерального бюджета
России и источниках его покрытия в 1993-1996 гг. [34, 171].
Таблица 1.3.
Источники покрытия дефицита федерального бюджета России.
|Показатель |1993 г. |1994 г. |1995 г. |1996 г. |
| |трлн. |% |Трлн. |% |трлн. |% |трлн. |% |
| |руб. | |руб. | |руб. | |руб. | |
|Дефицит |16,7 |100 |60,5 |100 |73,0 |100 |88,6 |100 |
|Кредиты |9,9 |59,3|48,1 |79,5|0,0 |0,0 |0,0 |0,0 |
|Центрального | | | | | | | | |
|банка РФ | | | | | | | | |
|Займы на |0,2 |1,2 |6,9 |11,4|47,6 |65,2|56,1 |63,3|
|внутреннем | | | | | | | | |
|финансовом рынке | | | | | | | | |
|Иностранные займы|1,5 |9,0 |5,5 |9,1 |25,4 |34,8|32,5 |36,7|
|Другие источники |5,1 |30,5|0,0 |0,0 |0,0 |0,0 |0,0 |0,0 |
Как следует из представленных в таблице 1.3 данных, за анализируемый
период дефицит бюджета возрос в 5,31 раза. При этом в течение 1993-1994 гг.
источниками финансирования дефицита бюджета в основном служили кредиты
Центрального банка, которые, согласно действующему ныне Бюджетному кодексу
РФ, уже не могут быть использованы в таком качестве в настоящее время. В
1995-1996 гг. главными источниками покрытия бюджетного дефицита стали
внутренние заимствования, доля которых были примерно одинаковой в общей
величине бюджетного дефицита на протяжение всего периода (65,2 в 1995 г. и
63,3% в 1996 г.).
Таблица 1.4 характеризует исполнение федерального бюджета и источники
финансирования его дефицита в 1997-1999 гг. [51].
Таблица 1.4.
Исполнение федерального бюджета и источники
финансирования дефицита в 1997-1999 гг.
|Показатели исполнения |1997 год.* |1998 год. |1999 год. |
|федерального бюджета | | | |
| |млрд. |% |Млрд. |% |млрд. |% |
| |руб.** |ВВП |руб. |ВВП|руб. |ВВП|
|ДОХОДЫ, всего |313.7 |12.4|299.3 |11.|611.7 |13.|
| | | | |1 | |7 |
|- в том числе налоговые доходы |262.6 |10.4|253.0 |9.4|505.0 |11.|
| | | | | | |3 |
|РАСХОДЫ, всего |500.0 |19.8|468.1 |17.|674.0 |15.|
| | | | |4 | |0 |
|ДЕФИЦИТ, всего |186.3 |7.4 |168.8 |6.3|62.3 |1.4|
|- внутренние источники покрытия |140.0 |5.6 |85.1 |3.2|53.6 |1.2|
|- внешние источники покрытия |49.2 |2.0 |91.4 |3.4|47.4 |1.1|
|Справочно: | | | |
|ВВП, млрд. руб. |2521.9 |2684.5 |4476.1 |
|Обслуживание государственного |41,4 |106,6 |99,4 |
|долга, млрд. руб. | | | |
|Обслуживание государственного |1,6 |4,0 |5,4 |
|долга, % к ВВП | | | |
|Обслуживание государственного |4,9 |14,2 |16,9 |
|долга, % к итогу бюджета | | | |
Примечания:
* данные рассчитаны по новой бюджетной классификации 1998 года
** млрд. деноминированных рублей
Последние 3 строки взяты из [48, 8-9].
Согласно приведенным в таблице 1.4 данным, в 1997 г. основным
внутренним источником финансирования дефицита федерального бюджета являлись
государственные краткосрочные облигации (ГКО), в 1998 г. – облигации
федеральных займов (ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД), в 1999 году – облигации федеральных
займов и облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ).
Кроме того, таблица 1.4 показывает негативную тенденцию замещения
внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета
внешними. Так, уже в 1998 г. внешних займов было привлечено на сумму,
превышающую сумму внутренних займов на 6,3 млрд. руб. (91,4 млрд. руб. и
85,1 млрд. руб. соответственно). Причиной этого послужило отсутствие
бюджетной эффективности рынка государственных долговых обязательств,
следствием – увеличение внешней зависимости России.
2. Характеристика современного состояния государственного долга России
2.1. История внешнего долгового финансирования дефицита бюджета России.
Очевидно, что нельзя рассматривать ситуацию с долгами России без
предварительного изучения истории вопроса.
Поскольку, как свидетельствуют данные таблицы 1.4, дефицит федерального
бюджета России в последние годы в основном покрывался за счет внешних
заимствований, особое внимание следует уделить именно внешним источникам
финансирования дефицита бюджета России.
Первый в истории России внешний заем был осуществлен Екатериной Второй
в 1769 году в Голландии под 5% годовых. Голландцы являлись основными
кредиторами России во второй половине XVIII – начале XIX вв. К 1815 г. долг
перед Голландией превысил 100 млн. гульденов, а расстроенные войной финансы
не позволяли рассчитаться с кредиторами. В эти годы произошла первая в
истории России реструктуризация внешнего долга страны. Долг был
окончательно погашен только через 76 лет – в 1891 г [58, 25].
Со второй половины XIX века Россия начала испытывать еще большую
нехватку внутренних ресурсов. Из-за границы в это время были получены
значительные средства, в основном для развития тяжелой промышленности и
железнодорожного транспорта. К этому моменту относится и подписание
договора с США (18 марта 1867 года), когда была продана Аляска за 7,2 млн.
долл., поскольку царская семья не могла в то время обеспечивать оборону
русских поселений в Северной Америке.
В конце прошлого века российским правительством было выпущено несколько
золотых займов, которые впоследствии были также реструктуризированы.
Дореволюционная Россия капиталы из-за рубежа привлекала в основном в виде
государственных займов и частных инвестиций, хотя эти средства не были
решающими для развития национальной экономики, а скорее дополняли
внутренние накопления. Полтика царской России нацеливалась на поддержание
экономической независимости и максимально возможного национального
самообеспечения.
Первые попытки получить большой международный заем с помощью
французского правительства восходят ко времени русско-японской войны, когда
Россия стала испытывать серьезные финансовые затруднения. 17 апреля 1906 г.
был выпущен «Российский государственный 5% заем 1906 г.» на общую сумму
2250 млн. французских франков, из которых французские банки должны были
разместить 1200 млн., русские – 500 млн., английские – 330 млн., австро-
венгерские – 165 млн. и голландские – 55 млн. [58, 26].
Деньги, реализованные от займа, должны были быть оставлены у участников
займа из расчета 1% и затем переданы постепенно правительству России в
течение года. Заем был заключен сроком на 50 лет и должен был быть погашен
до 1956 г. при этом царское правительство взяло на себя важное, имевшее
политическое значение условие не заключать новый заем ни в какой другой
стране и обратиться к французскому правительству, если появится нужда в
валюте до истечения двухлетнего срока с момента заключения займа.
Российский внешний заем 1906 г. имел больше значение для расстановки
политических сил в Европе в начале XX века и знаменовал важный этап в
наметившемся процессе экономического и военно-политического сближения
России с англо-французской Антантой и одновременно роста зависимости от
нее. Так, в результате принятых обязательств Россия должна была
сосредоточить основные силы против Германии, а русскому фронту против
Австро-Венгрии отводилась второстепенная роль, что ограничивало оперативную
свободу российского командования. Благодаря этому займу, Россия удержала
установленное еще в 1896 г. денежное обращение, основанное на золоте.
Вообще публичные займы царской России размещались без определенного
деления на внутреннюю и внешнюю задолженность, а состояли из двух основных
категорий: займов для общих нужд государства (65%) и для строительства
железных дорог (35%). На начало 1914 г. общий публичный долг составлял 8,8
млрд., иностранная часть задолженности была менее 45% [58, 27].
После революции 1917 г. государственная политика внешней независимости
стала еще более жесткой и целенаправленной, что объяснялось, прежде всего,
необходимостью восстановления основных устоев и параметров дореволюционной
самообеспеченной экономики в условиях внешней кредитной блокады. В
обоснование такой политики следует отметить, что стратегия предоставления
заемных средств той или иной стране, как со стороны правительств,
международных организаций, так и со стороны коммерческих структур, во все
времена определялась, прежде всего, политическими соображениями, затем
экономическими и уже затем гуманитарными. Политическую окраску имеют и
современные неформальные клубы кредиторов – Парижский и Лондонский, процесс
принятия решений которыми фактически не регулируется никакими положениями
[60, 59].
Наверное, единственный в истории классический дефолт – отказ
большевиков от царских долгов – произошел в России. Это повлекло за собой
исключение России из международных отношений и конфискацию всей иностранной
собственности (на 300 млрд. долл.) [40, 6]. Однако, уже к 1927 г. советское
правительство расплатилось с самыми крупными кредиторами: банками «Креди-
Лионэ», «Сосьете-Женераль» и другими.
Историческая оправданность стремления к внешней независимости в полной
мере проявилась в Великой Отечественной войне, выигранной при минимальной
поддержке со стороны западных союзников. Хотя заимствования по
американскому ленд-лизу (системе материальной поддержки союзников США по
антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны), полученные в виде
аренды военной техники и поставок продовольствия, внесли огромный вклад в
повышение мобильности советской армии. Поставки по ленд-лизу в период с 11
марта 1941 г. по 1 августа 1945 г. получили 42 страны, их объем,
приходящийся на СССР, составил 9,8 млрд. долл. [69, 59].
В литературе встречаются различные оценки ленд-лиза для экономики СССР
и его победы в отечественной войне. Так, советские источники подчеркивали
тот факт, что поставки по ленд-лизу составляли лишь незначительную часть
объема отечественного производства (долгое время во многих публикациях
фигурировала цифра около 4%).
Однако трудно переоценить помощь автомобильной техникой, внесшую
огромный вклад в повышение мобильности советской армии. За период военных
действий было поставлено 427 тыс. машин (в основном, «Студебекер», а также
«Додж» и «Форд»), что составило 195% от общего выпуска советских машин.
Поставки продовольствия по ленд-лизу по калорийности из расчета норм
военного времени могли бы обеспечить содержание 10-миллионной армии в
течение более чем трех лет [69, 60].
Огромное значение для авиационной промышленности имели американские
поставки алюминия, которые составили 258 тыс. тонн, что примерно было равно
его производству в СССР.
Для самих США производство ленд-лизовских товаров дало дополнительный
мощный толчок развитию американской экономики, созданию новых рабочих мест.
Ленд-лиз принес огромные политические дивиденды, которые способствовали
упрочению положения Соединенных Штатов в мире.
Сейчас реализация соглашения от 18.10.1972 г. об урегулировании
претензий США к СССР по ленд-лизу в размере 722 млн. долл. до 2001 г.
фактически приостановлена.
Кроме ленд-лизовских поставок Англия и Канада осуществляли поставки в
СССР по кредитам, хотя размер последних был значительно меньше поставок по
ленд-лизу. Важное значение имело соглашение о канадском кредите в размере
10 млн. долл. от 8 сентября 1941 г. на закупку пшеницы и муки.
Англия предоставила кредит на основе соглашения от 16 августа 1941 г. в
размере 10 млн. фунтов стерлингов на 5 лет из расчета 3% годовых. В 1942 г.
сумма кредита возросла до 25 млн. фунтов стерлингов, а в последствии была
еще увеличена. В настоящее время основная часть этих кредитов погашена [69,
61].
Принцип обеспечения внешней независимости претворялся в жизнь вплоть до
конца 80-х годов, поэтому внешнеэкономические связи Советского Союза в этот
период отличались безукоризненной платежеспособностью. Однако строгая
государственная внешнеторговая и валютная монополия, отказ от участия в
международных экономических организациях, а также контроль за общением с
внешним миром привели к самоизоляции страны, что проявилось в отставании,
как в экономическом отношении, так и в финансовом. Первое выражалось в
перекосах развития различных отраслей, например, опережающем развитии
военно-промышленного комплекса в ущерб сельскому хозяйству и гражданским
отраслям промышленности, приведшем к утрате самообеспеченности
продовольствием и другими товарами народного потребления, увеличению их
импорта, изысканию для этого дополнительных валютных средств и, как
следствие, росту займов за рубежом.
С распадом СССР к негативным последствиям такой политики прибавились
такие факторы, как потеря части территориально-хозяйственного пространства
и всех связанных с ним прежних преимуществ и развал устоявшихся внутренних
экономических связей [58, 27].
Все это, вылившись в глубокое падение национального производства с
исчезновением целых промышленных отраслей, финансовый кризис и дефолт по
внешнеэкономическим обязательствам, открыло страну для возрастающего
влияния зарубежных сил, оставшихся по своей сути геополитическими.
В 80-е гг. правительство Горбачева М.С. заняло значительные средства на
мировых финансовых рынках: около 20 млрд. долл. – кредиты зарубежных
правительств, 20 млрд. долл. – кредиты коммерческих банков, еще 5 – 10
млрд. долл. составили поставки зарубежных предприятий, предоставивших свою
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|