рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государственный долг

Федерации;

- договоров о предоставлении государственных гарантий Российской

Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по

обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный

долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от

имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации

долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет [1, ст. 98].

Государственные долговые обязательства классифицируются по различным

основаниям. Так, Дробозина Л.А. предлагает следующую классификацию:

1. По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и

территориальными органами управления;

2. По месту размещения – внутренние и внешние;

3. По обращению на рынке – рыночные и нерыночные. Рыночные займы

свободно покупаются и продаются. При финансировании бюджетного

дефицита они основные. Нерыночные – не могут свободно менять своих

владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

4. В зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (со

сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет),

долгосрочные (от 5 до 30 лет). Краткосрочные займы используются для

финансирования временных разрывов в поступлении доходов и

осуществлении расходов (обычно векселя, казначейские или

муниципальные). Привлечение средств на более длительный период

обычно осуществляется с помощью облигаций [68, 320].

5. По обеспеченности долговых обязательств – закладные и беззакладные.

Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом. Центральные

органы управления обычно выпускают высоконадежные беззакладные

облигации.

6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на

выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Краткосрочные заемные

инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с

номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и

некоторые долгосрочные долговые обязательства, продающиеся со

скидкой, а выкупающиеся по номиналу. Такие облигации получили

название облигаций с нулевым купоном.

Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки,

которые не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в

обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера

процентных платежей, срока обращения, не допускается.

1.2. Механизм роста государственного долга.

Государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета

и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени

бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо

бюджета.

Бюджет представляет собой «форму образования и расходования фонда

денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и

функций государства и местного самоуправления» [1, ст. 6].

Структурно любой бюджет включает в себя две части: доходы субъекта и

его расходы. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в

безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством

Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти

Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления. Расходы бюджета – денежные

средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций

государства и местного самоуправления [1, ст. 66].

Возможны два результата количественного несовпадения доходов и расходов

бюджета:

- дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами;

- профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

Дефицит бюджета законодательно устанавливается в Федеральном Законе о

государственном бюджете на предстоящий год. Например, предельный размер

дефицита федерального бюджета на 2000 год, согласно Федеральному закону от

31.12.1999 г. № 227 «О федеральном бюджете на 2000 год», был установлен в

сумме 57872,1 млн. рублей (1,08 % ВВП) [5, ст. 1].

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом

законом об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита

бюджета [1, ст. 92].

Следует отметить, что кредиты Банка России, а также приобретение Банком

России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской

Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут

быть источниками финансирования дефицита бюджета [1, ст. 93].

Согласно Бюджетному кодексу РФ «источниками финансирования дефицита

федерального бюджета являются:

1) внутренние источники следующих видов:

- кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в

валюте Российской Федерации;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от

имени Российской Федерации;

- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной

системы Российской Федерации;

2) внешние источники следующих видов:

- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем

выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм,

международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной

валюте» [1, ст. 94].

В теории финансов выделяются следующие основные виды бюджетных

дефицитов:

1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных

стабилизаторов экономики. Под «встроенным» (автоматическим)

стабилизатором понимается экономический механизм, позволяющий снизить

амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая

к частым изменениям экономической политики. В качестве таких

стабилизаторов в развитых странах обычно выступают прогрессивная система

налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в

прибылях.

2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами

бюджета в условиях полной занятости. Оценки структурного дефицита

используются в основном в развитых странах, где размеры бюджетных

дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не

бюджетной политикой государства.

3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом

инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного

долга.

4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита

и всей суммой выплат по долгу.

Наличие первичного дефицита является основным фактором увеличения

долгового бремени - и основной суммы долга, и коэффициентов его

обслуживания, что и приводит к самовозрастанию задолженности.

5. Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит госбюджета – существующий

наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит госбюджета,

обусловленный квазифискальной деятельностью государства.

Среди квазифискальных операций следует упомянуть:

- финансирование государственными предприятиями избыточной занятости

в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам

выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной

задолженности;

- накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих

ссуд, которые в итоге выплачиваются в основном за счет льготных

кредитов Центрального Банка;

- финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по

стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных

кредитов правительству; рефинансирование Центральным Банком

сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ

правительства по льготным ставкам и т.д.

Бюджетный дефицит не относится к разряду чрезвычайных событий для

государства. Еще Д.М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего

роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития

общества. В общем случае существуют три причины возникновения дефицита

бюджета:

А) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных

государственных вложений в развитие экономики;

Б) дефициты может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств

(войны, крупных стихийных бедствий);

В) дефицит бюджета может отражать кризисные явления в экономике [67,

293].

Величину государственного долга можно рассчитать по следующим формулам:

где ГДобщий – общий государственный долг;

G – государственные закупки;

N – выплаты по обслуживанию долга;

F – трансферты;

Т – налоговые поступления в бюджет [15, 366],

и

При этом выплаты по обслуживанию долга рассчитываются как:

где Д – величина долга;

R1 – реальная ставка процента [15, 366].

Как видно из формулы (1), при долговом финансировании первичного

дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэффициент его

обслуживания. Механизм самовоспроизводства государственного долга,

следовательно, имеет вид:

рост первичного государственного долга > рост государственных займов >

рост общей величины государственного долга > рост выплат по обслуживанию

государственного долга > рост общей величины государственного долга > рост

новых государственных займов > рост общей величины государственного долга >

рост выплат по обслуживанию государственного долга > и т.д.

(4)

Следует отметить, что дефицит государственного бюджета не всегда

покрывается только за счет увеличения абсолютного размера государственного

долга. Существует три основных способа финансирования дефицита бюджета в

экономике рыночного типа: монетизация дефицита, внешнее и внутреннее

долговое финансирование. Кроме того, мировая практика регулирования

бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы

предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета.

Однако в настоящее время для России неприемлемо сокращение

государственных расходов. Расходы федерального бюджета имеют предельно

допустимый уровень. Сокращение государственных расходов не может не

сказаться на уровне потребления и жизни населения, благосостоянии граждан,

материальной и социальной сфере. По оценкам зарубежных специалистов в 1999

г. Россия находилась на 84 месте по уровню ВВП на душу населения [19, 61].

Рост государственных доходов в значительной мере в ближайшее время

невозможно обеспечить в связи с изношенностью основных фондов предприятий и

в силу таких причин, как утечка капитала за рубеж и низкая собираемость

налогов.

Монетизация дефицита (внутреннее банковское финансирование) дает

возможность государству получать сеньораж - доход от печатания денег.

Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над

темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В

результате часть доходов всех экономических агентов перераспределяется в

пользу государства через возросшие цены.

Вместе с тем в условиях повышения уровня инфляции возникает так

называемый «эффект Танзи – Оливера» - сознательное затягивание

налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный

бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы

для «откладывания» уплаты налогов, так как происходит обесценение денег, в

результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит

государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут

возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться

непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах -

например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным

предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Отсроченные платежи - это способ финансирования бюджетного дефицита,

при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок.

Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее

увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это

приводит к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех

случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное

финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего

долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является

главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ

финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы

Центрального банка истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса

остается первостепенной задачей.

При непосредственном финансировании Центральным банком дефицита

госбюджета происходит рост предложения денег, и на руках у населения

накапливается избыток наличных средств. Он неизбежно порождает увеличение

спроса на отечественные и импортные товары и различные финансовые активы,

что приводит к росту цен и создает давление на платежный баланс. Курс

национальной валюты при этом снижается.

Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает тем меньшее

повышение уровня внутренней инфляции, чем более открытой является экономика

и чем больше валютных резервов Центральный банк может истратить на

поддержку относительно фиксированного обменного курса национальной валюты и

восстановление равновесия платежного баланса.

Использование внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита

оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных

ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно

стабилизировать валютный курс. Внутренние ставки процента поднимаются

особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика

правительства сопровождается ограничением предложения денег Центральным

банком в целях снижения уровня инфляции. В этих условиях зарубежный спрос

на ценные бумаги данной страны увеличивается, что вызывает приток капитала.

Возросший зарубежный спрос на отечественные ценные бумаги

сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту,

необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной

валюты проявляет тенденцию к повышению, что способствует снижению экспорта

и увеличению импорта.

Если не удается поддержать валютный курс относительно стабильным, то

сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на

национальную экономику: в экспортных и импортозамещающих отраслях снижаются

занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы. Поэтому первоначальное

стимулирующее воздействие бюджетного дефицита может быть ослаблено не

только за счет «эффекта вытеснения» (подробнее см. рисунок 1 в пункте 2.4),

но и за счет отрицательного «эффекта чистого экспорта», ухудшающего

состояние платежного баланса страны по счету текущих операций. Но

одновременно с этим приток капитала увеличивает внутренние ресурсы и

способствует относительному снижению внутренних процентных ставок. В итоге

масштабы «эффекта вытеснения» относительно сокращаются, но внешняя

задолженность увеличивается.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее

инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на

внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы

способствуют расширению импорта. При этом, чем более открытой является

переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей

степени внешнее долговое финансирование окажется инфляционным, но тем

сильнее будет его воздействие на платежный баланс.

Если правительство выпускает в целях финансирования облигации

внутренних государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы

возрастает, что при стабильной денежной массе приводит к увеличению средних

рыночных ставок процента. При этом их рост может быть достаточно большим

для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора. В

результате частные внутренние инвестиции, чистый экспорт и частично

потребительские расходы - снижаются, вызывая «эффект вытеснения».

Если же внутренний рынок капиталов слабо развит, процентные ставки

относительно фиксированы и возможности размещения облигаций среди населения

ограничены, то растущий частный сектор внутри страны обычно предъявляет

повышенный спрос на иностранные активы, что неизбежно нарушает равновесие

платежного баланса по капитальному счету. Более того, если правительство

намерено финансировать значительную часть своего бюджетного дефицита через

продажу облигаций, то оно не может одновременно проводить жесткую

финансовую политику, удерживая ставку процента ниже ожидаемого уровня

инфляции. Облигации будут пользоваться спросом только при достаточно

привлекательном уровне доходности.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.