рефераты бесплатно

МЕНЮ


Государственный долг

неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых

институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками,

столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих

соответствующих обязательств по внешнему долгу.

Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские

кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также

векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Россия в списке

должников клуба занимает 4 место после Бразилии, Мексики, Аргентины.

На 1 июля 2000 г. задолженность России Лондонскому клубу составила 31,7

млрд. долл., или 32% долга бывшего СССР.

Переговоры России с Лондонским клубом по долговой проблеме начались еще

в декабре 1991 г., когда было согласовано введение механизма 6-месячных

отсрочек. В 1993 г. решением правительства полномочия по обслуживанию

внешнего долга и централизованных внешнеэкономических операций РФ были

переданы Внешэкономбанку (ВЭБ) как специализированному государственному

банку Российской Федерации. 16 ноября 1995 г. во Франкфурте-на-Майне был

подписан Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации

долга бывшего СССР [43, 10].

6 октября 1997 г. между ВЭБ, с одной стороны, и Банковским

консультативным комитетом Лондонского клуба – с другой, состоялось

подписание пакета документов о долгосрочной реструктуризации долга России в

сумме 32,3 млрд. долл. Предусмотренная документами Сделка переоформления

была завершена 2 декабря 1997 года [14, 284].

По условиям сделки основная часть долга (24 млрд. долл.) переоформлена

в синдицированный кредит сроком на 25 лет. Под него были выпущены долговые

финансовые инструменты на основную сумму задолженности (PRIN, Principal

Notes) и на сумму накопленных процентов (IAN, Interest Arrears Notes) с

плавающей купонной ставкой и схемой погашения «sinking fund»

(амортизационный фонд погашения) со сроками погашения в 2020 и 2015 гг.

[73, 20].

Погашение основной суммы долга предполагалось осуществить до 2 декабря

2020 г. с амортизацией основной суммы и выплатой процентов дважды в год

(июнь и декабрь) за исключением первых 7 лет (льготный период), в течение

которых предусматривались только платежи по процентам. Указанные платежи

базировались на ставке LIBOR + 13/16% годовых и подлежали погашению

полностью наличными за исключением льготного периода, когда выплаты

наличными регулировались по следующей схеме: 1996 г. – 25%; 1997 г. – 40%;

1998 г. – 50%; 1999 г. – 50%; 2000 г. – 60%; 2001 г. – 85%.

При этом размер процентных платежей определялся для каждого года

указанного льготного периода как меньший из двух следующих показателей:

ставки LIBOR + 13/16%, либо ставки 8% годовых. Оставшаяся же часть

процентных платежей по инструментам PRIN подлежала капитализации и

оформлению в виде дополнительных процентных облигаций. Что касается

амортизации основной суммы долга по кредитным обязательствам PRIN, то она

предусматривалась в соответствии со следующим графиком: первые 7 лет –

нулевые выплаты, последующие 10 лет – по плавно нарастающей шкале от 1% от

суммы долга до 7% в 17-й год и последние 8 лет – по круто убывающей до 1% в

20-й год при сохранении этого уровня до конца 25-летнего периода [43, 11].

Амортизация основной суммы долга по процентным облигациям IAN

предусматривалась в соответствии со следующим графиком: первые 7 лет – нуле

вые выплаты, последующие 7 лет – по нарастающей шкале от 1% от суммы долга

до 9% в 14-й год и последние 6 лет по круто убывающей – до 1% в 17-й год

при сохранении этого уровня до конца 20-летнего периода.

В отдельную категорию были выделены просроченные процентные платежи по

задолженности перед Лондонским клубом (Interest Arrears), подлежавшие

погашению наличными.

Всего таким образом было выплачено свыше 3 млрд. долл. [43, 11].

10-11 февраля 2000 г. во Франкфурте было заключено новое соглашение с

Лондонским клубом о реструктуризации задолженности России. Кредиторы

Лондонского клуба согласились списать 36,5% (10,6 млрд. долл.) основной

суммы советского долга с учетом льгот по выплате процентов при общей сумме

данного долга в 31,8 млрд. долларов. На выплату остальной части долга (22,2

млрд. долл.) с условием переоформления его в еврооблигации правительства РФ

предусмотрена рассрочка в 30 лет с учетом льготного периода в 7 лет [73,

22].

Выпускаемые облигации будут обслуживаться по льготному проценту (от

2,25% в первом полугодии 2000 г. до 7,5% начиная с 8-го года).

Реструктуризация осуществлялась путем обмена прежних долгосрочных ценных

бумаг – облигаций Внешэкономбанка («вэбовок») на новые евробонды со

скидкой: облигации номиналом в 100 долл. обменивались на евробонды с

номиналом 62,5 долл. [42, 40].

Сумма обслуживания представлена облигациями IANs объемом в 6,8 млрд.

долл. Облигации IANs будут обменены также на еврооблигации, но с дисконтом

в 37,5% от их номинала. В первые шесть месяцев после выпуска доход по этим

еврооблигациям составит 2,25%, в последующие шесть месяцев – 2,5, далее в

течение шести лет – 5% и начиная с восьмого года обращения и до полного

погашения – 7,5%. На сумму просроченных платежей (2,8 млрд. долл.) выпущены

еврооблигации с 10-летним сроком погашения, шестилетним льготным периодом и

более высоким процентом – 8,25% [73, 22].

Эта схема существенно облегчает процедуру долговых выплат, которые в

период 2001-2008 гг. составили бы ежегодно от 14,5 до 17 млрд. долл. В

результате соглашения в 2000 г. предстоит выплатить 0,5 млрд. долл., в 2001

г. – 0,8 млрд. долл., в 2002 г. – 1 млрд. долл. Но общая сумма долга с

учетом процентов нарастает. В 2019-2020 гг. придется платить по 6-8 млрд.

долларов. Таким образом, долговое бремя переносится на будущие поколения

[42, 40].

Задолженность России перед МВФ и МБРР на 1 июля 2000 г. составляла 17,2

млрд. долларов, или 38% нового российского долга.

Наиболее крупные кредиты Россия получает от МВФ (см. таблицу 2.3).

Таблица 2.3.

Кредиты МВФ.

|Фина|Виды|Сумма,|Сроки |Использ|Условия |

|нсов|кред|млрд. |использования|ование | |

|ый |итов|долл. | |странов| |

|год | | | |ой | |

| | | | |квоты, | |

| | | | |% | |

|1992| |0,492 |5 лет с |16,7 |Удержание дефицита госбюджета в |

| | | |отсрочкой от | |определенных рамках и контроль |

| | | |оплаты в | |за приростом денежной массы |

| | | |течение 3 лет| | |

| | | |и 3 месяцев | | |

|1993|Перв|0,753 |10 лет с |25 |Удержание дефицита госбюджета в |

| |ый | |отсрочкой | |определенных рамках и контроль |

| |тран| |погашения в | |за приростом денежной массы, |

| |ш | |течение 4,5 | |однако в существенно смягченном |

| | | |лет | |по сравнению с предыдущим |

| | | | | |кредитом варианте |

|1994|Втор|0,753 |10 лет с |25 |Аналогичные предыдущему. Плюс |

| |ой | |отсрочкой | |либерализация ВЭД включая |

| |тран| |погашения в | |ликвидацию нетарифных мер |

| |ш | |течение 4,5 | |регулирования экспорта |

| | | |лет | | |

|1995| |2,954 |5 лет, с |100 |В целом аналогичные предыдущим. |

| | | |отсрочкой | |В области ВЭД были взяты |

| | | |погашения на | |обязательства по ликвидации |

| | | |3 года и 3 | |внешнеэкономических льгот, |

| | | |месяца на | |либерализации нефтяного экспорта|

| | | |каждый | |и отмене до 1 января 1996 г. |

| | | |отдельный | |всех экспортных пошлин. |

| | | |транш | | |

|1996| |10,2 |10 лет с | |Ликвидация экспортных пошлин на |

|-98 | | |отсрочкой | |газ и нефть с одновременным |

| | | |погашения в | |компенсирующим повышением |

| | | |течение 4,5 | |акцизов. Неприменение |

| | | |лет на каждый| |ограничений на импорт алкоголя. |

| | | |транш | |Отмена обязательной |

| | | | | |предтаможенной экспертизы |

| | | | | |экспортируемых товаров. |

| | | | | |Выполнение ежемесячных |

| | | | | |индикативных показателей |

| | | | | |денежно-кредитной и |

| | | | | |налогово-бюджетной программ |

Предоставление их связано с соблюдением ряда требований, а именно:

- наличие прогнозируемой, последовательной экономической политики;

- наличие утвержденного до начала нового финансового года федерального

бюджета;

- сохранение стабильного налогового режима [14, 280].

Выделение кредитов осуществляется на основе ежегодно заключаемых

соглашений об экономической политике между правительством и Центробанком

РФ, с одной стороны, и МВФ — с другой. В этих соглашениях определяются

основные параметры макроэкономической политики России на период

кредитования.

Самыми значительными шагами сотрудничества России с МВФ стало

предоставление ей резервного кредита «Stand-by» № 1 в 1992 г., программа

кредитования системной трансформации в 1993 г. и резервный кредит «Stand-

by» № 2 в 1995 г. Из трех перечисленных программ Россией была выполнена

лишь последняя. Целью этой программы было достижение финансовой

стабилизации - соблюдение ограничений на рост индикаторов и бюджетного

дефицита, обеспечивающих снижение инфляции и стабилизацию курса рубля.

Среди намеченных мер, призванных увеличить доходную часть федерального

бюджета и таким образом содействовать уменьшению его дефицита, заметную

роль играла дальнейшая либерализация внешней торговли [21, 154].

В начале декабря 2000 г. Международный валютный фонд объявил об

ужесточении условий предоставления кредитов. Долгосрочные займы станут

более дорогими, раздача кредитов по первому запросу прекратится.

Несмотря на то, что в бюджет-2001 уже «заложен» кредит МВФ на 1,75

млрд. долл., переговоры о предоставлении России этих средств пока что не

завершены. Выполнение основных требований Фонда, в числе которых важное

место занимают реформы российских естественных монополий, в настоящий

момент только началось, и новый транш кредита до появления первых реальных

результатов может быть и не получен [38].

Взаимодействие России с МБРР строится в зависимости от отношений,

складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен

ходом реформ в России, МБРР также предоставляет кредиты России на весьма

льготных условиях. Банк предоставляет России кредиты двух видов: не

обусловленные и обусловленные определенными действиями Правительства РФ по

коррекции своей структурной экономической политики. В качестве примера

государственных внешних заимствований можно представить Программу

заимствований за 1997 г. (см. Приложение 4) [14, 281].

Все займы МБРР предоставлялись только под гарантии Правительства РФ и

на условиях возврата основного долга в течение 17 лет; его погашение

начинается через 5 лет (два раза в год равными долями). Первый

реабилитационный заем (1993 г.) и третий заем на структурную перестройку

экономики (1998 г.) должны быть возвращены через 15 и 7 лет соответственно

[39, 25].

МБРР предоставляет моновалютные и мультивалютные займы. По моновалютным

займам в качестве базы определения процентной ставки используется

долларовый Libor, к которому добавляется маржа МБРР. Ставки меняются раз в

месяц. В конце 1998 г. ставка колебалась в пределах 6-6,1%. Проценты по

мультивалютным займам определяются на основе «стоимости квалифицированного

заимствования» и изменяются раз в полгода. В конце 1998 г. процентная

ставка по этим займам составляла 6,9%.

Займы МБРР классифицируются по следующим видам: финансовые

(бюджетозамещающие) для поддержки платежного баланса, предоставляющиеся

конечным пользователям на безвозвратной основе; инвестиционные, включая

оказание помощи для финансирования проектов по решению социально-

экономических задач страны-заемщика (одна часть этих средств

предоставляется на возвратной и другая – на безвозвратной основе) [39, 25].

По инвестиционным займам МБРР основные закупки проводятся на конкурсной

основе посредством участия в международных тендерах. Ограничение участия

поставщиков товаров и оказания услуг какой-либо стране не допускается.

В 1993-1998 гг. России было выделено 8 бюджетзамещающих (финансовых)

займов на 6,2 млрд. долл. (57% суммы портфеля), в том числе в 1993 и 1995

гг. соответственно первый и второй реабилитационные займы – 1,2 млрд. долл.

Остальные бюджетзамещающие займы были следующими: в 1996 г. 500 млн. долл.

для финансирования угольной промышленности и в 1998 г. – 800 млн. долл.; на

структурную перестройку экономики в 1997 г. 600 млн. долл. и в 1998 г. –

0,8 млрд. долл. и 1,5 млрд. долл.; в 1998 г. на финансирование структурной

перестройки системы социальной защиты – 800 млн. долл.

В портфеле займов МБРР инвестиционные займы составляют 41%, из них

наибольший объем средств – 1,82 млрд. долл. или 39% предназначен для

сектора инфраструктуры и окружающей среды, энергетический – 1,16 млрд.

(25%), социальный сектор – 0,74 млрд. (16%), финансовый и реформирование

предприятий – 0,66 млрд. (14%), на сельское хозяйство и институциональное

развитие приходится 0,24 млрд. (5%) и 0,16 млрд. (3%) соответственно [39,

26].

Следует отметить, что сотрудничество с международными организациями

выходит за рамки чисто финансовых отношений. Сотрудничество с МВФ оказывает

довольно заметное влияние на суверенный кредитный рейтинг, что сказывается

на восприятии иностранными инвесторами перспектив вложений средств в

экономику государства (в международной практике широко используется даже

термин IMF-approved destinations – одобренные МВФ страны) [62, 51]. Условия

заимствований у международных финансовых организаций достаточно

привлекательные: это «дешевые» (низкий процент) и «длинные» (долгий срок

использования) деньги.

Хотя в экономических исследованиях существуют мнения, что выполнение

условий, которыми было обусловлено получение этих кредитов, имело общее

отрицательное воздействие на экономическую ситуацию в стране [45, 100].

Еврооблигации – заем Правительства России на открытом рынке, агентом по

платежам по которым выступает Внешэкономбанк, а кредиторами – любые частные

и институциональные инвесторы. Эти займы брались правительством в 1996 –

1998 гг., всего было размещено четыре транша еврооблигаций (таблица 2.4)

(по другим данным – 7 траншей – см. Приложение 5 [51]).

Таблица 2.4.

Выпуски российских еврооблигаций в 1996-1998 гг.

|Выпуск |Срок |Объем |Спрэд[2] |Цена |Купон|Дата |

| |обращ|выпуска | |размещ|, % |погашения |

| |ения | | |ения | | |

|Россия I |5 лет|$ 1 млрд. |345 базисных |99,567|9,25 |29.11.2001|

|Россия II| |DM 2 млрд. |пунктов | |9 | |

| |7 лет|$ 2 млрд. |370 базисных |101,75|10 |25.03.2004|

|Россия | |DM 1,25 |пунктов | |9,375| |

|III[3] |10 |млрд. |365 базисных |99,164| |26.06.2007|

|Россия IV|лет | |пунктов | | | |

| |7 лет| |475 базисных |99,668| |31.03.2005|

| | | |пунктов | | | |

Выпуск российских евробовдов номинирован в американских долларах,

немецких марках, итальянских лирах. Этот долг является приоритетным для

государства и, согласно многочисленным заявлениям правительства, будет

погашаться в первую очередь. Общая сумма долга по номиналу по

еврооблигациям составляет около 16 млрд. долл., купон фиксированный.

Что касается валютной структуры российского внешнего долга в целом, а

также перспектив перевода долга России в евро, то здесь может показаться

интересным материал, посвященный этому вопросу (Приложение 6), взятый из

сайта Министерства финансов [26].

Первый на российском рынке внутренний облигационный заем в иностранной

валюте (ОГВВЗ) на сумму 7,9 млрд. долл. (в дальнейшем увеличен еще на 1,6

млрд. долл.) не был займом в общепринятом смысле, то есть не являлся

добровольным с точки зрения инвестора вложением средств в покупку

облигаций, а представлял собой принудительное и избирательное

переоформление долга (секьюритизацию). Данное обстоятельство, а также

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.