Государственный долг
неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых
институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками,
столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих
соответствующих обязательств по внешнему долгу.
Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские
кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также
векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Россия в списке
должников клуба занимает 4 место после Бразилии, Мексики, Аргентины.
На 1 июля 2000 г. задолженность России Лондонскому клубу составила 31,7
млрд. долл., или 32% долга бывшего СССР.
Переговоры России с Лондонским клубом по долговой проблеме начались еще
в декабре 1991 г., когда было согласовано введение механизма 6-месячных
отсрочек. В 1993 г. решением правительства полномочия по обслуживанию
внешнего долга и централизованных внешнеэкономических операций РФ были
переданы Внешэкономбанку (ВЭБ) как специализированному государственному
банку Российской Федерации. 16 ноября 1995 г. во Франкфурте-на-Майне был
подписан Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации
долга бывшего СССР [43, 10].
6 октября 1997 г. между ВЭБ, с одной стороны, и Банковским
консультативным комитетом Лондонского клуба – с другой, состоялось
подписание пакета документов о долгосрочной реструктуризации долга России в
сумме 32,3 млрд. долл. Предусмотренная документами Сделка переоформления
была завершена 2 декабря 1997 года [14, 284].
По условиям сделки основная часть долга (24 млрд. долл.) переоформлена
в синдицированный кредит сроком на 25 лет. Под него были выпущены долговые
финансовые инструменты на основную сумму задолженности (PRIN, Principal
Notes) и на сумму накопленных процентов (IAN, Interest Arrears Notes) с
плавающей купонной ставкой и схемой погашения «sinking fund»
(амортизационный фонд погашения) со сроками погашения в 2020 и 2015 гг.
[73, 20].
Погашение основной суммы долга предполагалось осуществить до 2 декабря
2020 г. с амортизацией основной суммы и выплатой процентов дважды в год
(июнь и декабрь) за исключением первых 7 лет (льготный период), в течение
которых предусматривались только платежи по процентам. Указанные платежи
базировались на ставке LIBOR + 13/16% годовых и подлежали погашению
полностью наличными за исключением льготного периода, когда выплаты
наличными регулировались по следующей схеме: 1996 г. – 25%; 1997 г. – 40%;
1998 г. – 50%; 1999 г. – 50%; 2000 г. – 60%; 2001 г. – 85%.
При этом размер процентных платежей определялся для каждого года
указанного льготного периода как меньший из двух следующих показателей:
ставки LIBOR + 13/16%, либо ставки 8% годовых. Оставшаяся же часть
процентных платежей по инструментам PRIN подлежала капитализации и
оформлению в виде дополнительных процентных облигаций. Что касается
амортизации основной суммы долга по кредитным обязательствам PRIN, то она
предусматривалась в соответствии со следующим графиком: первые 7 лет –
нулевые выплаты, последующие 10 лет – по плавно нарастающей шкале от 1% от
суммы долга до 7% в 17-й год и последние 8 лет – по круто убывающей до 1% в
20-й год при сохранении этого уровня до конца 25-летнего периода [43, 11].
Амортизация основной суммы долга по процентным облигациям IAN
предусматривалась в соответствии со следующим графиком: первые 7 лет – нуле
вые выплаты, последующие 7 лет – по нарастающей шкале от 1% от суммы долга
до 9% в 14-й год и последние 6 лет по круто убывающей – до 1% в 17-й год
при сохранении этого уровня до конца 20-летнего периода.
В отдельную категорию были выделены просроченные процентные платежи по
задолженности перед Лондонским клубом (Interest Arrears), подлежавшие
погашению наличными.
Всего таким образом было выплачено свыше 3 млрд. долл. [43, 11].
10-11 февраля 2000 г. во Франкфурте было заключено новое соглашение с
Лондонским клубом о реструктуризации задолженности России. Кредиторы
Лондонского клуба согласились списать 36,5% (10,6 млрд. долл.) основной
суммы советского долга с учетом льгот по выплате процентов при общей сумме
данного долга в 31,8 млрд. долларов. На выплату остальной части долга (22,2
млрд. долл.) с условием переоформления его в еврооблигации правительства РФ
предусмотрена рассрочка в 30 лет с учетом льготного периода в 7 лет [73,
22].
Выпускаемые облигации будут обслуживаться по льготному проценту (от
2,25% в первом полугодии 2000 г. до 7,5% начиная с 8-го года).
Реструктуризация осуществлялась путем обмена прежних долгосрочных ценных
бумаг – облигаций Внешэкономбанка («вэбовок») на новые евробонды со
скидкой: облигации номиналом в 100 долл. обменивались на евробонды с
номиналом 62,5 долл. [42, 40].
Сумма обслуживания представлена облигациями IANs объемом в 6,8 млрд.
долл. Облигации IANs будут обменены также на еврооблигации, но с дисконтом
в 37,5% от их номинала. В первые шесть месяцев после выпуска доход по этим
еврооблигациям составит 2,25%, в последующие шесть месяцев – 2,5, далее в
течение шести лет – 5% и начиная с восьмого года обращения и до полного
погашения – 7,5%. На сумму просроченных платежей (2,8 млрд. долл.) выпущены
еврооблигации с 10-летним сроком погашения, шестилетним льготным периодом и
более высоким процентом – 8,25% [73, 22].
Эта схема существенно облегчает процедуру долговых выплат, которые в
период 2001-2008 гг. составили бы ежегодно от 14,5 до 17 млрд. долл. В
результате соглашения в 2000 г. предстоит выплатить 0,5 млрд. долл., в 2001
г. – 0,8 млрд. долл., в 2002 г. – 1 млрд. долл. Но общая сумма долга с
учетом процентов нарастает. В 2019-2020 гг. придется платить по 6-8 млрд.
долларов. Таким образом, долговое бремя переносится на будущие поколения
[42, 40].
Задолженность России перед МВФ и МБРР на 1 июля 2000 г. составляла 17,2
млрд. долларов, или 38% нового российского долга.
Наиболее крупные кредиты Россия получает от МВФ (см. таблицу 2.3).
Таблица 2.3.
Кредиты МВФ.
|Фина|Виды|Сумма,|Сроки |Использ|Условия |
|нсов|кред|млрд. |использования|ование | |
|ый |итов|долл. | |странов| |
|год | | | |ой | |
| | | | |квоты, | |
| | | | |% | |
|1992| |0,492 |5 лет с |16,7 |Удержание дефицита госбюджета в |
| | | |отсрочкой от | |определенных рамках и контроль |
| | | |оплаты в | |за приростом денежной массы |
| | | |течение 3 лет| | |
| | | |и 3 месяцев | | |
|1993|Перв|0,753 |10 лет с |25 |Удержание дефицита госбюджета в |
| |ый | |отсрочкой | |определенных рамках и контроль |
| |тран| |погашения в | |за приростом денежной массы, |
| |ш | |течение 4,5 | |однако в существенно смягченном |
| | | |лет | |по сравнению с предыдущим |
| | | | | |кредитом варианте |
|1994|Втор|0,753 |10 лет с |25 |Аналогичные предыдущему. Плюс |
| |ой | |отсрочкой | |либерализация ВЭД включая |
| |тран| |погашения в | |ликвидацию нетарифных мер |
| |ш | |течение 4,5 | |регулирования экспорта |
| | | |лет | | |
|1995| |2,954 |5 лет, с |100 |В целом аналогичные предыдущим. |
| | | |отсрочкой | |В области ВЭД были взяты |
| | | |погашения на | |обязательства по ликвидации |
| | | |3 года и 3 | |внешнеэкономических льгот, |
| | | |месяца на | |либерализации нефтяного экспорта|
| | | |каждый | |и отмене до 1 января 1996 г. |
| | | |отдельный | |всех экспортных пошлин. |
| | | |транш | | |
|1996| |10,2 |10 лет с | |Ликвидация экспортных пошлин на |
|-98 | | |отсрочкой | |газ и нефть с одновременным |
| | | |погашения в | |компенсирующим повышением |
| | | |течение 4,5 | |акцизов. Неприменение |
| | | |лет на каждый| |ограничений на импорт алкоголя. |
| | | |транш | |Отмена обязательной |
| | | | | |предтаможенной экспертизы |
| | | | | |экспортируемых товаров. |
| | | | | |Выполнение ежемесячных |
| | | | | |индикативных показателей |
| | | | | |денежно-кредитной и |
| | | | | |налогово-бюджетной программ |
Предоставление их связано с соблюдением ряда требований, а именно:
- наличие прогнозируемой, последовательной экономической политики;
- наличие утвержденного до начала нового финансового года федерального
бюджета;
- сохранение стабильного налогового режима [14, 280].
Выделение кредитов осуществляется на основе ежегодно заключаемых
соглашений об экономической политике между правительством и Центробанком
РФ, с одной стороны, и МВФ — с другой. В этих соглашениях определяются
основные параметры макроэкономической политики России на период
кредитования.
Самыми значительными шагами сотрудничества России с МВФ стало
предоставление ей резервного кредита «Stand-by» № 1 в 1992 г., программа
кредитования системной трансформации в 1993 г. и резервный кредит «Stand-
by» № 2 в 1995 г. Из трех перечисленных программ Россией была выполнена
лишь последняя. Целью этой программы было достижение финансовой
стабилизации - соблюдение ограничений на рост индикаторов и бюджетного
дефицита, обеспечивающих снижение инфляции и стабилизацию курса рубля.
Среди намеченных мер, призванных увеличить доходную часть федерального
бюджета и таким образом содействовать уменьшению его дефицита, заметную
роль играла дальнейшая либерализация внешней торговли [21, 154].
В начале декабря 2000 г. Международный валютный фонд объявил об
ужесточении условий предоставления кредитов. Долгосрочные займы станут
более дорогими, раздача кредитов по первому запросу прекратится.
Несмотря на то, что в бюджет-2001 уже «заложен» кредит МВФ на 1,75
млрд. долл., переговоры о предоставлении России этих средств пока что не
завершены. Выполнение основных требований Фонда, в числе которых важное
место занимают реформы российских естественных монополий, в настоящий
момент только началось, и новый транш кредита до появления первых реальных
результатов может быть и не получен [38].
Взаимодействие России с МБРР строится в зависимости от отношений,
складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен
ходом реформ в России, МБРР также предоставляет кредиты России на весьма
льготных условиях. Банк предоставляет России кредиты двух видов: не
обусловленные и обусловленные определенными действиями Правительства РФ по
коррекции своей структурной экономической политики. В качестве примера
государственных внешних заимствований можно представить Программу
заимствований за 1997 г. (см. Приложение 4) [14, 281].
Все займы МБРР предоставлялись только под гарантии Правительства РФ и
на условиях возврата основного долга в течение 17 лет; его погашение
начинается через 5 лет (два раза в год равными долями). Первый
реабилитационный заем (1993 г.) и третий заем на структурную перестройку
экономики (1998 г.) должны быть возвращены через 15 и 7 лет соответственно
[39, 25].
МБРР предоставляет моновалютные и мультивалютные займы. По моновалютным
займам в качестве базы определения процентной ставки используется
долларовый Libor, к которому добавляется маржа МБРР. Ставки меняются раз в
месяц. В конце 1998 г. ставка колебалась в пределах 6-6,1%. Проценты по
мультивалютным займам определяются на основе «стоимости квалифицированного
заимствования» и изменяются раз в полгода. В конце 1998 г. процентная
ставка по этим займам составляла 6,9%.
Займы МБРР классифицируются по следующим видам: финансовые
(бюджетозамещающие) для поддержки платежного баланса, предоставляющиеся
конечным пользователям на безвозвратной основе; инвестиционные, включая
оказание помощи для финансирования проектов по решению социально-
экономических задач страны-заемщика (одна часть этих средств
предоставляется на возвратной и другая – на безвозвратной основе) [39, 25].
По инвестиционным займам МБРР основные закупки проводятся на конкурсной
основе посредством участия в международных тендерах. Ограничение участия
поставщиков товаров и оказания услуг какой-либо стране не допускается.
В 1993-1998 гг. России было выделено 8 бюджетзамещающих (финансовых)
займов на 6,2 млрд. долл. (57% суммы портфеля), в том числе в 1993 и 1995
гг. соответственно первый и второй реабилитационные займы – 1,2 млрд. долл.
Остальные бюджетзамещающие займы были следующими: в 1996 г. 500 млн. долл.
для финансирования угольной промышленности и в 1998 г. – 800 млн. долл.; на
структурную перестройку экономики в 1997 г. 600 млн. долл. и в 1998 г. –
0,8 млрд. долл. и 1,5 млрд. долл.; в 1998 г. на финансирование структурной
перестройки системы социальной защиты – 800 млн. долл.
В портфеле займов МБРР инвестиционные займы составляют 41%, из них
наибольший объем средств – 1,82 млрд. долл. или 39% предназначен для
сектора инфраструктуры и окружающей среды, энергетический – 1,16 млрд.
(25%), социальный сектор – 0,74 млрд. (16%), финансовый и реформирование
предприятий – 0,66 млрд. (14%), на сельское хозяйство и институциональное
развитие приходится 0,24 млрд. (5%) и 0,16 млрд. (3%) соответственно [39,
26].
Следует отметить, что сотрудничество с международными организациями
выходит за рамки чисто финансовых отношений. Сотрудничество с МВФ оказывает
довольно заметное влияние на суверенный кредитный рейтинг, что сказывается
на восприятии иностранными инвесторами перспектив вложений средств в
экономику государства (в международной практике широко используется даже
термин IMF-approved destinations – одобренные МВФ страны) [62, 51]. Условия
заимствований у международных финансовых организаций достаточно
привлекательные: это «дешевые» (низкий процент) и «длинные» (долгий срок
использования) деньги.
Хотя в экономических исследованиях существуют мнения, что выполнение
условий, которыми было обусловлено получение этих кредитов, имело общее
отрицательное воздействие на экономическую ситуацию в стране [45, 100].
Еврооблигации – заем Правительства России на открытом рынке, агентом по
платежам по которым выступает Внешэкономбанк, а кредиторами – любые частные
и институциональные инвесторы. Эти займы брались правительством в 1996 –
1998 гг., всего было размещено четыре транша еврооблигаций (таблица 2.4)
(по другим данным – 7 траншей – см. Приложение 5 [51]).
Таблица 2.4.
Выпуски российских еврооблигаций в 1996-1998 гг.
|Выпуск |Срок |Объем |Спрэд[2] |Цена |Купон|Дата |
| |обращ|выпуска | |размещ|, % |погашения |
| |ения | | |ения | | |
|Россия I |5 лет|$ 1 млрд. |345 базисных |99,567|9,25 |29.11.2001|
|Россия II| |DM 2 млрд. |пунктов | |9 | |
| |7 лет|$ 2 млрд. |370 базисных |101,75|10 |25.03.2004|
|Россия | |DM 1,25 |пунктов | |9,375| |
|III[3] |10 |млрд. |365 базисных |99,164| |26.06.2007|
|Россия IV|лет | |пунктов | | | |
| |7 лет| |475 базисных |99,668| |31.03.2005|
| | | |пунктов | | | |
Выпуск российских евробовдов номинирован в американских долларах,
немецких марках, итальянских лирах. Этот долг является приоритетным для
государства и, согласно многочисленным заявлениям правительства, будет
погашаться в первую очередь. Общая сумма долга по номиналу по
еврооблигациям составляет около 16 млрд. долл., купон фиксированный.
Что касается валютной структуры российского внешнего долга в целом, а
также перспектив перевода долга России в евро, то здесь может показаться
интересным материал, посвященный этому вопросу (Приложение 6), взятый из
сайта Министерства финансов [26].
Первый на российском рынке внутренний облигационный заем в иностранной
валюте (ОГВВЗ) на сумму 7,9 млрд. долл. (в дальнейшем увеличен еще на 1,6
млрд. долл.) не был займом в общепринятом смысле, то есть не являлся
добровольным с точки зрения инвестора вложением средств в покупку
облигаций, а представлял собой принудительное и избирательное
переоформление долга (секьюритизацию). Данное обстоятельство, а также
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|