Дипломная работа: Учет и анализ расходов на реализацию товаров в розничной торговле и пути их оптимизации на материалах Столбцовского райпо Минского ОПС
По
порядку включения в расходы на реализацию затраты бывают нормируемые и
ненормируемые. По статьям нормируемых расходов государством установлены нормы
(нормативы) их включения в расходы на реализацию. К нормируемым расходам относят
расходы на рекламу, отчисления на подготовку кадров, представительские расходы,
расходы на списание естественной убыли товаров, амортизационные отчисления по
основным средствам и нематериальным активам, другие расходы.
Группировка
затрат по классификационным признакам необходима для целей составления
финансовой отчетности, управления, налогообложения и проведения анализа.
На
наш взгляд, наиболее полно и точно дает классификацию расходов на реализацию
товаров П.Г. Пономаренко, который группирует затраты по следующим признакам:
отраслевой принадлежности, составу затрат, характеру изменения (поведения) под
влиянием хозяйственной деятельности, отношению к процессу создания добавленной
стоимости, участию в формировании себестоимости товаров, регламентации их
размеров и др.
Подведя
итог, можно сделать выводы, что главное отличие издержек обращения от
себестоимости продукции заключается в том, что в затратах торговли отсутствует
стоимость закупаемых товаров, она просто сохраняется. Это вытекает из
особенностей кругооборота средств в сфере обращения, имеющего форму
«деньги–товар–деньги». В ней происходит закупка уже произведенных товаров и
осуществляются дополнительные затраты на доведение их до потребителей. Кроме
того, в своей основе все указанные понятия означают одно и то же: это затраты
предприятия, связанные с выполнением определенных операций по осуществлению
основного вида деятельности – торговли. Таким образом, расходы на реализацию
представляют собой общественно необходимые затраты финансовых, трудовых и
материальных ресурсов, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и
задач по приобретению товаров (кроме оплаты их покупной стоимости), хранению и
реализации, а также административные расходы.
Что
касается классификации расходов на реализацию товаров, то вышеизложенные
принципы классификации расходов торговых организаций ориентированы в основном
на задачу их учета, планирования и анализа. Рассмотрение расходов на реализацию
с точки зрения управления ими требует расширение классификационных группировок
с целью максимального использования тех или иных характеристик затрат для
реализации функциональных задач торговли.
Глубокое
понимание сущности расходов на реализацию товаров позволяет овладеть механизмом
управления расходами, следовательно, и механизмом регулирования финансовых
результатов хозяйственной деятельности организаций сферы обращения.
1.2 Цель,
задачи и принципы учета и анализа расходов на реализацию товаров в рыночной
экономике
Расходы
на реализацию товаров являются сложной экономической категорией, интерес к
которой растет по мере развития рынка. Основной причиной заинтересованности
данной проблемой определяется тем, что расходы связаны с повседневным решением
практических задач по удовлетворению потребностей населения, а также по
обслуживанию населения.
Основной
целью бухгалтерского учета расходов на реализацию товаров является объективное
отражение расходов, правильное их распределение по периодам и статьям,
своевременное предоставление информации, необходимой для контроля за расходами
и принятие управленческих решений, обеспечение экономии и эффективности
производства, выработки учетной информации для анализа, обеспечение полноты,
своевременности и достоверности учетной информации, ее соответствие целям
управления, правильному исчислению налогов [19, с. 144].
Для
достижения поставленной цели перед бухгалтерским учетом стоят следующие задачи:
1.
Проверка законности и целесообразности
осуществляемых в организации расходов, правильности их документального
оформления;
2.
Объективное распределение расходов на
реализацию товаров по отчетным периодам;
3.
Правильное разграничение затрат по
местам их возникновения и статьям установленной номенклатуры;
4.
Своевременное представление информации,
необходимой для оценки эффективности расходов и принятия управленческих
решений;
5.
Контроль и анализ утвержденных смет
расходов и затрат.
Текущий
контроль за расходами на реализацию товаров осуществляют руководители, главные
бухгалтеры, их заменители, экономисты и работники контрольно-ревизионных служб.
Последующий контроль законности отнесения затрат на расходы на реализацию и
достоверности финансовой отчетности организации осуществляют органы
государственного контроля, аудиторы и вышестоящие организации при проведении
проверок и документальных ревизий [40, с. 191].
Возможность
контролировать размер затрат торговых организаций, предупреждать случаи
возникновения расходов и потерь, вызванных упущениями и недостатками в работе,
выявлять дополнительные резервы экономии ресурсов становится реальной при
соблюдении в ходе документального оформления и отображения на счетах
бухгалтерского учета хозяйственных операций основных принципов организации
учета расходов на реализацию, к числу которых относятся следующие:
1.
Начисление (соответствие) расходов и доходов. Этот принцип предусматривает
отношение затрат на расходы на реализацию того отчетного периода, когда они
фактически имели место и документально были подтверждены независимо от времени
их оплаты или соответствовали доходам, для извлечения которых они были
произведены. Расходы по арендной плате, начисляемые в установленном порядке,
резервы предстоящих расходов, стоимость коммунальных, транспортных и других
услуг производственного назначения включают в расходы на реализацию того
периода, к доходам которого они относятся.
Расходы,
начисленные и оплаченные другим организациям в счет предстоящих поступлений
доходов в последующих периодах, в расходы на реализацию отчетного периода не
включаются. Они учитываются обособленно, как расходы будущих периодов или как
дебиторская задолженность.
2.
Адекватность расходов и доходов отчетному периоду. Этот принцип также
обеспечивается с помощью бухгалтерского приема распределения расходов на
реализацию между реализованными товарами и их остатком на конец месяца. В
торговле распределению подлежат затраты по приобретению товаров. Затраты по
реализации товаров и административные расходы торговых организаций не
распределяются, так как являются расходами отчетного периода по своей сути. Их
принято считать затратами на реализацию товаров. В формировании финансового
результата отчетного периода принимают участие расходы на реализацию товаров,
приходящиеся на реализованные товары.
3.
Единство учетной и отчетной номенклатуры расходов на реализацию. Состав
расходов, относимых на расходы на реализацию, определяет Министерство финансов
Республики Беларусь. Белкоопсоюзом разработана и согласована с Министерством
финансов ведомственная номенклатура статей расходов на реализацию для
организаций торговли, общественного питания и заготовок потребительской
кооперации. В бухгалтерском учете и отчетности организаций потребительской
кооперации применяется единая номенклатура расходов на реализацию.
4.
Оценка и признание затрат. Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и
отчетности» предусмотрено, что товарно-материальные ценности в бухгалтерском
балансе отражаются по фактической стоимости. В фактическую стоимость остатка
товаров в торговле включают их в стоимость по покупным ценам и расходы по приобретению.
В фактическую стоимость реализованных товаров включается их стоимость по
покупным ценам, а также расходы по их приобретению и реализации, относящиеся к
проданным товарам.
Затраты,
относимые на расходы на реализацию торговой организации, в бухгалтерском учете
признаются и оцениваются суммой, уплаченной по договору или подлежащей оплате
(начисленной). Израсходованные материальные ценности, включаемые в состав
расходов на реализацию, оцениваются по фактической себестоимости или в размере
суммы начисленной амортизации с учетом принятых в организации норм и методик
начисления.
Цель,
задачи и принципы учета расходов на реализацию в торговых организациях
реализуются через учетную политику. В приказе об учетной политике организации
предусматривают порядок создания резервов предстоящих расходов, распределения
расходов по отчетным периодам, между реализованными товарами и их остатком, а
также другие особенности учета расходов на реализацию.
1.3.
Номенклатура статей расходов на реализацию товаров, ее совершенствование
Многообразие
расходов предприятий и организаций сферы обращения послужило причиной их
классификации по видам отдельных статей. В потребительской кооперации
определена учетная номенклатура затрат, состоящая из 15 статей издержек
обращения, утвержденная Правлением Белкоопсоюза (таблица).
Таблица
Номенклатура
статей расходов на реализацию
Номер статьи, субстатьи |
Наименование элементов затрат и статей расходов |
1 |
2 |
|
Материальные затраты |
1 |
Транспортные расходы |
2 |
Проценты по полученным ссудам, кредитам и
займам |
3 |
Расходы на аренду и содержание зданий и
сооружений, помещений, оборудования и легкового транспорта |
4 |
Расходы на хранение, подсортировку и упаковку
товаров, консервирование, дезинфекцию и асколизацию животных |
5 |
Нормируемые потери товаров и продуктов при
перевозке, хранении и реализации |
6 |
Расходы на топливо, газ, электроэнергию для
производственных нужд |
7 |
Расходы на ремонт основных средств |
8 |
Налог за пользование природными ресурсами (экологический
налог) |
9 |
Прочие материальные затраты |
|
Расходы на оплату труда |
10 |
Расходы на оплату труда |
|
Амортизация основных средств и нематериальных
активов |
11 |
Амортизация основных средств и нематериальных
активов |
|
в том числе: |
11.1 |
Амортизация основных средств |
11.2 |
Амортизация нематериальных активов |
|
Отчисления на социальные нужды |
|
Окончание таблицы |
1 |
2 |
12 |
Отчисления в фонд социальной защиты населения |
13 |
Расходы на уплату страховых взносов |
|
Прочие расходы |
14 |
Прочие расходы (с учётом ограничений отдельных
видов) |
|
в том числе: |
14.1 |
Отчисления в инновационный фонд |
14.2 |
Платежи за землю |
14.3 |
Чрезвычайный (чернобыльский ) налог и
отчисления в фонд занятости |
14.4 |
Отчисления и расходы на подготовку и
переподготовку кадров |
14.5 |
Расходы на рекламу и маркетинговые услуги |
14.6 |
Отчисления на развитие материально-технической
базы и стимулирование сдатчиков сельскохозяйственной продукции и сырья |
14.7 |
Таможенные пошлины и сборы |
14.8 |
Резерв на восстановление стоимости специальной
оснастки, специальной одежды, инвентаря и хозяйственных принадлежностей |
14.9 |
Другие расходы (кроме расходов, указанных по
статьям 14.1 – 14.8) |
|
Расходы произведенные сверх установленных норм,
нормативов затрат и лимитов затрат |
15 |
Расходы, оплаченн6ые сверх норм, нормативов и лимитов
затрат |
|
в том числе: |
15.1 |
Расходы на топливо, электрическую и тепловую
энергию, потреблённую сверх установленных норм и лимитов их расхода |
15.2 |
Платежи за добычу природных ресурсов, выбросы
(сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, за размещение отходов сверх
установленных норм |
15.3 |
Оплата информационных, консультационных и
аудиторских услуг, произведённая сверх норм |
15.4 |
Оплата за рекламу и маркетинговые услуги,
произведенная сверх норм |
15.5 |
Оплата за обучение учреждениями, обеспечивающими
получение высшего и среднего специального образования, произведенная сверх
норм |
15.6 |
Командировочные расходы, оплаченные сверх
установленных норм |
15.7 |
Представительские расходы, оплаченные сверх
норм |
15.8 |
Другие расходы, оплаченные сверх норм (кроме
расходов, указанных по статьям 15.1 – 15.7) |
|
из них: |
15.8.1 |
Внутрихозяйственные отчисления |
15.8.2 |
Канцелярские расходы |
Особенности
состава затрат в отдельных отраслях экономики, не предусмотренные Основными
положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ,
услуг), разрабатываются и утверждаются соответствующими министерствами и
ведомствами по согласованию с Министерствами экономики, финансов, труда и
социальной защиты Республики Беларусь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|