рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Социальная работа

Рис.6. Доходы и расходы бюджета

На основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что по исполнению бюджета МО «Новоторъяльский район» по основным показателям (доходам и расходам) все таки идет уменьшение как утвержденных так и фактических лимитов, что приводит к увеличению кредиторской задолженности. Которая очень не желательна, ведь за этими цифрами стоит фактическое предоставление льгот и расходы на заработную плату, а значит материальное положение и благополучие людей, которые непосредственно живут и работают в нашем районе.

III. Направление развития финансирования социального обеспечения в России

 


3.1. Государственное регулирование в системе социальной защиты населения

Современное российское социальное обеспечение и его финансирование являются чуть ли не самыми острыми проблемами государства. Социальные выплаты в России имеют символический размер и финансирование социального обеспечения в Российской Федерации на сегодняшний день - это дело рук самих обеспечиваемых. Решают они эту задачу по разному: кому помогают родственники, а у кого таких родственников нет, те вынуждены выходить на улицу с протянутой рукой, чтобы профинансировать своё социальное обеспечение до уровня, который позволит не умереть им с голоду.

Проблема финансирования социального обеспечения и его правового регулирования в нашей стране стоит достаточно остро, и её необходимо решать как можно быстрее. Для этого целесообразно воспользоваться зарубежным опытом, который проверен на практике на протяжении многих лет. В данном случае целесообразно рассмотреть опыт Европы, где уровень социального обеспечения самый высокий в мире.

Драматические перемены в экономической и социальной сфере, потрясшие Россию, наряду с переходом к рыночной экономике привели к резкому усилению бедности и снижению уровня жизни.

В девяностые годы была сделана ставка на переход к либеральной модели организации системы социальной защиты, характеризующейся высокой селективностью и направленностью не на средний класс, а на бедных. Была введена система выплат пособий по безработице, разработана программа предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в зависимости от уровня доходов получателей, чтобы компенсировать малоимущим гражданам рост квартплаты, а ответственность за предоставление большинства социальных пособий была возложена на региональные и местные органы власти. Помимо этого, в девяностые годы были приняты нормативные акты Минтруда России по определению уровня бедности, а также о методике расчета потребительской корзины.

Осуществляющиеся в последние годы исследования привели к более глубокому пониманию уровня бедности в России и выявили основные характеристики «новых бедных». Они также привлекли внимание общественности к необходимости пересмотра социальной политики для решения данных проблем. Многие предложения по проведению реформ основывались на необходимость перехода к адресной социальной помощи и повышения качества социальных услуг.

Наряду с положительными сторонами Федерального Закона № 122 – ФЗ от 22.08.04 г. можно выделить ряд недостатков.

Не отработан новый механизм выдачи рецептов льготным категориям граждан;

Перечень лекарственных средств не всегда удовлетворяет больных;

Если до 1 января 2005 года инвалиды войны пользовались услугами ЖКХ с 50% скидкой на всю семью, то в настоящее время только с социальной нормы;

Бесплатный проезд на общественном транспорте не заменят денежные выплаты в размере 120,0 рублей;

Функции по установлению и выплате ЕДВ как федеральным, так и региональным льготникам должна производится одним органом в целях устранения переплаты и экономии денежных средств.

Таким образом, Федеральный закон № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией РФ и Федеральными Законами вопросов местного значения.

Данный закон направлен на изменение механизма финансирования льгот. То есть фактически будет осуществлена трансформация зачастую условных льгот в финансовые обязательства, или непосредственно в «живые деньги». И функции по установлению и выплате ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан возложена на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и органы социальной защиты населения и труда.

Одной из причин снижения суммы финансирования социального обеспечения является снижение ставки ЕСН (единого социального налога) с 35,6% до 26%.

ЕСН, как известно, формирует фонды: пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Высвечивание из тени, легализация новых фондов оплаты частично компенсируют потери этих трех фондов, хотя это произойдет не в первый, а на второй, третий год. Но одновременно за счет сокращения расходов по другим направлениям Правительство дал в 2005 году Пенсионному фонду 167 млрд. руб., фонду ОМС – 16 млрд.

Раньше предприятие выплачивало работникам средства по больничному, на лечение и т.д., а потом остаток средств перечисляло в фонд соцстраха. Теперь министерство финансов предлагает, чтобы предприятие за счет уменьшения ЕСН часть оплаты по больничным направило в первые три дня, таким образом, предприятие само становится контролером того, реально ли болеет человек, сколько должно выплачиваться и т.д. В результате дисциплина и уплата этого налога и выплаты по больничным на порядок возрастают.

Многие оппоненты снижения ЕСН считают, что оказалось абсолютно непродуманным решение о снижении единого социального налога, потому что он собирается сейчас все равно в очень небольших объемах. И надежда правительства на легализацию заработных плат, увеличение поступлений, абсолютно не оправдалась.

Снижение ЕСН повлекло за собой: а) уничтожение накопительных пенсий для людей среднего возраста; б) оплату первых больничных дней теперь работодателями, то есть проблемы для людей работоспособного возраста; в) проблемы в системе здравоохранения, где впервые с 1998 года пошли задержки по заработной плате - прямое следствие решений по снижению ЕСН.

Вся проблема заключается в том, что есть отличие между налогом и страховым взносом. Когда заменили страховые взносы, в том числе и в Пенсионный фонд, единым социальным налогом - вот это была крупнейшая идеологическая, на самом деле, ошибка. И, действительно, с точки зрения бизнеса, ЕСН надо снижать и снижать налоговое бремя. Но сделав ЕСН вместо страховых взносов, мы автоматически получили зависимость Пенсионного фонда от бюджета, мы потеряли его страховую природу.

Анализ показал, что недобор в 2005 году по ЕСН больше, чем предполагалось еще в 2004 году. Главная причина этого дефицита связана с той же самой монетизацией. Как только начались социальные волнения, пошли внеочередные индексации, которые пошли из Пенсионного фонда. Вот эта индексация, прибавка в 240 рублей к базовой части пенсии стоила 100 миллиардов, и это не последняя прибавка, которая будет идти внеочередным образом.

По итогам социально-экономического развития за последние четыре года Республика Марий Эл входит в число наиболее динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа. Реализуемая в республике государственная политика направлена на создание условий для эффективного ведения бизнеса, привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

На состояние социально-экономического положения республики и увеличение инвестиционной активности влияют три основные составляющие:

1) привлечение и рациональное использование средств федерального бюджета по федеральным целевым программам;

2) эффективное использование средств консолидированного бюджета республики, в том числе направляемых на выполнение республиканских целевых программ;

3) активная деятельность по улучшению инвестиционного климата в республике с целью вовлечения в инвестиционные процессы средств кредитных учреждений и собственных средств предприятий.

Республиканский бюджет Республики Марий Эл на 2006 год, принятый Государственным Собранием Республики Марий Эл 25 ноября 2005 года и подписанный Президентом Республики Марий Эл Л. Маркеловым 1 декабря 2005 года, в целом социально ориентирован.

На ХVII сессии Государственного Собрания депутаты увеличили расходную часть бюджета Республики Марий Эл на 2006 год. Сделать это позволило поступление дополнительных доходов.

Средства решено направить на повышение оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, обязательное медицинское страхование неработающих, реализацию приоритетных национальных проектов, инвестиционных программ, на выплату субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг и другие социальные нужды. Кроме того, депутаты внесли изменения в республиканский закон о местном самоуправлении в части, касающейся вопросов охраны труда и социального партнерства, а также включили подраздел "Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе" в республиканскую целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года".

Реализация республиканских целевых программ является неотъемлемой частью эффективного социального развития региона.

Перечень республиканских целевых социальных программ, предусмотренных к финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2006 год представлен в табл.18.


Таблица 18

Перечень республиканских целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2006 год

Наименование программы

Сумма

(тыс. рублей)

"Вакцинопрофилактика" 1500
"Сахарный диабет" 5123
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Республике Марий Эл на 2000 - 2010 годы" 400
"Здоровый ребенок" на 2005 - 2006 годы 2000
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республике Марий Эл на 2005 - 2009 годы" 16500
"О совершенствовании службы скорой медицинской помощи в Республике Марий Эл на 2003 - 2007 годы" 3000
"Неотложные меры по противодействию распространению в Республике Марий Эл заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2005-2008 годы "Анти-ВИЧ/СПИД" 2500
"Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" 500
Целевая республиканская программа социально-экономического развития города Йошкар-Олы на 2003-2008 годы (программа "Столица") 107500
"Развитие этнокультурных и межнациональных отношений в Республике Марий Эл (2004 - 2008)" 2760
"Культура села (на 2006-2010 годы)" 1200
"Дети-инвалиды" на 2003-2006 годы 1849
"Медицинские кадры" на 2003-2007 годы 3546
"Онкология" 4400
Программа содействия занятости населения Республики Марий Эл на 2004-2006 годы 2500
"Жилье для молодой семьи на 2004-2010 годы" 2000
"Безопасность образовательного учреждения" 1073
"Культурное наследие Республики Марий Эл на 2004-2008 годы" 4048
"Обеспечение населения Республики Марий Эл доброкачественной питьевой водой на 2005-2010 годы" 2600
"Социальное развитие села до 2010 года" 5700
Итого 170699

За последние 4 года в республике значительно выросли объемы средств, выделенных по федеральным целевым программам. Если в 2001 году профинансировано из федерального бюджета 513 млн. рублей, в 2002 году – 647 млн. рублей, в 2003 году – 813 млн. рублей, в 2004 году – уже 1400 млн. рублей.

В 2005 году республика принимает участие в 36 федеральных целевых программах. За 2005 год на финансирование федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета направлено 796 млн. рублей. Участвуя в федеральных целевых программах, Республика Марий Эл имеет возможность направлять средства на строительство объектов социальной сферы, жилья, инженерной инфраструктуры, приобретение оборудования, спецтехники, медикаментов, компьютерной техники.

При поддержке Правительства Российской Федерации республика активно работает с федеральным центром по привлечению государственных инвестиций по Федеральной адресной инвестиционной программе. Всего за 2001-2005 годы на развитие экономики и социальной сферы по данной программе привлечено 232 млн. рублей средств федерального бюджета. На 2006 год предусмотрено 173,2 млн. рублей, что в 2,5 раза больше, чем в 2005 году.

За счет средств федерального бюджета по названной программе построены: поликлиника на 1000 посещений в смену в г. Йошкар-Оле, инфекционное отделение ЦРБ в п. Мари-Турек на 25 коек, реконструированы два корпуса Республиканской психоневрологической больницы в селе Семеновка.

В 2006 году планируется обеспечить вводы: участка тепловых магистралей М-7, который позволит разгрузить существующий основной тепловывод с ТЭЦ-2 и улучшить режим работы систем теплопотребления в г. Йошкар-Оле; пускового комплекса систем теплоснабжения населенных пунктов республики; завершить реконструкцию детского сада под муниципальное учреждение «Гимназия имени Сергия Радонежского» на 250 ученических мест в г. Йошкар-Оле.

В 2006 году за счет средств федерального бюджета продолжится строительство противотуберкулезного диспансера, гериатрического центра на базе республиканской больницы ветеранов войн, участковой больницы в с. Еласы Горномарийского района, I очередь учебного блока школы на 360 мест в д. Шоруньжа Моркинского района, Савинского детского дома-интерната, пускового комплекса завода по производству детского питания на плодоовощной и ягодной основе в г. Йошкар-Оле, завода по производству торфобрикетов в пос. Параньга.

Одним из приоритетных направлений в области социальной политики Республики Марий Эл является проведение активной социальной политики, направленной на поддержку наиболее бедных и особо нуждающихся слоев населения: неработающих пенсионеров, инвалидов и других нетрудоспособных граждан, малообеспеченных семей с детьми, одиноких престарелых граждан.

Основными задачами, стоящими перед органами социальной защиты являются:

оказание адресной помощи малоимущим гражданам;

сохранение и укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты;

реализация льгот и преимуществ отдельным категориям граждан, нуждающихся в защите государства.

В городскую систему социальной защиты входят муниципальные учреждения: «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», «Территориальный центр помощи семье и детям», «Дом ночного пребывания», «Кризисный центр помощи женщинам», «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (с дефектами умственного и физического развития».

Силами «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» ежегодно обслуживаются около 3000 одиноких престарелых, столько же социальных пенсионеров, свыше 7000 тыс. неработающих инвалидов, более 500 малообеспеченных.

«Территориальный центр помощи семье и детям» оказывает адресную помощь многодетным семьям, одиноким матерям, детям-инвалидам, неработающим родителям, и др. категориям малообеспеченных граждан.

Из года в год растет популярность «Дома ночного пребывания». Число обслуженных лиц без определенного места жительства со 110 человек в 2001 г. возросло до 119 человек в 2005 г. Стоимость одного человеко-дня с 12740 руб. в 2001 г. возросла до 25642 руб. в 2005 г.

В 2002 г. в Йошкар-Оле открыто еще одно муниципальное учреждение социального обслуживания «Кризисный центр помощи женщинам». Основное направление в работе этого учреждения – оказание социально-экономической, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической, социально-бытовой, социально-правовой помощи малоимущим и социально незащищенным слоям населения.

Таблица 19

Число граждан, обслуженных центрами социальной помощи

города Йошкар-Олы

Категория малообеспеченных 2003 2004 2005
Кол-во получат. Сумма в руб. Кол-во получат. Сумма в руб. Кол-во получат. Сумма в руб.
1 Одинокие престарелые 2732 136217 2802 91243 2954 166504
2 Неработающие инвалиды 1, 2, 3 группы 7114 455778 6326 489571 7395 620371
3 Социальные пенсионеры 3270 185182 3375 161861 2997 201253
4 БОМЖи 329 28112 421 30181 - 323457
5 Малообеспеченные 12233 484505 11525 576656 14296 1094830,9
6 Инвалиды ВОВ - - 1698 169800 196 153150
7 Социальная помощь на дому:
 - число обслуживаемых лиц, в т. ч. частном секторе 593/66 712784 664/103 1155252 594/74 1986311
8 Отделение дневного пребывания «Ветеран» 554 172580 555 167668 574 172586
Итого: 26825 2175158 27366 2842232 29006 4718462,9

За 2003-2005 гг. на исполнение федеральных законов по реализации льгот различным категориям граждан было направлено 171,37 млн. руб. средств из федерального бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.