Учреждениями
социального обслуживания детей-инвалидов республики в рамках федеральной
целевой программы «Дети России» получено реабилитационное оборудование. Министерство
социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл считает целесообразным
принятие целевых программ на последующие годы, т. к. по данным программам
направляются целевые средства из федерального, республиканского бюджетов на
строительство и укрепление материально-технической базы учреждений социального
обеспечения.
В области
образования эффективно реализуется федеральная целевая программа «Дети России».
В рамках программы происходит формирование и укрепление правовых, экономических
и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение нормальных
условий для полноценного функционирования жизнедеятельности и социальной защиты
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Созданы условия для
нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов.
По программе
«Федеральная целевая программа «Безопасность образовательного учреждения на
2004-2007 годы» поступило противопожарное оборудование в республиканские
образовательные учреждения. В 2005 году в республику осуществлена поставка
компьютерного оборудования на условиях долевого участия в соответствии с
договором о сотрудничестве с Федеральным агентством по образованию Российской
федерации в рамках исполнения программы «Компьютеризация сельских школ и
школьных библиотек».
С помощью
республиканской целевой программы «Жилье для молодой семьи» в 2004 году
улучшили свои жилищные условия 7 молодых семей, а в 2005 году – 55 семей. По
оценке 2006 года таких семей ожидается 65. По прогнозу на 2006-2008 годы около
700 молодых семей улучшат свои жилищные условия.
Министерство
культуры, печати и по делам национальностей реализует республиканскую целевую
программу «Культура села». В результате финансирования данной программы
производится капитальный ремонт, а также сохранение и улучшение
материально-технической базы сельских учреждений культуры.
В целях
оказания практической помощи в укреплении материально - технической базы
сельских учреждений культуры в рамках республиканской целевой программы
«Культура села (2003-2005 годы)" за счет средств республиканского бюджета
был капитально отремонтирован Дом культуры в п. Советский и произведены работы
по реконструкции здания центральной библиотеки в г. Звенигово. В связи с этим
была сохранена сеть учреждений культуры и 20 работников данных учреждений
сохранили рабочие места.
Целью
республиканской целевой программы «О повышении пожарной безопасности
республиканских учреждений культуры на 2005-2009 годы» является обеспечение
безопасности населения Республики Марий Эл, в том числе детей, обучающихся и
посещающих республиканские учреждения культуры.
Основная
задача программы – обеспечение учреждений культуры и искусства средствами
противопожарной безопасности. В результате финансирования данной программы были
установлены кнопки экстренного вызова милиции в театрах и средних специальных
учебных заведениях, а также установлена противопожарная сигнализация в Колледже
культуры и искусств и приобретены средства противопожарной безопасности.
Целью
республиканской целевой программы «Развитие этнокультурных и межнациональных
отношений Республики Марий Эл» (2004-2008 годы) является обеспечение
долгосрочной социально-политической стабильности региона, формирование
толерантной среды межкультурного сотрудничества, сохранение культурного и
языкового разнообразия. Основная задача программы – предотвращение политических
и социальных конфликтов на этнической почве или с использованием этнического
фактора.
Министерство
культуры печати и по делам национальностей Республики Марий Эл совместно с ГУК
«Республиканский центр марийской культуры» проводит работу по развитию связей с
национально-культурными объединениями марийцев за пределами Республики Марий Эл
и поддержке марийских культурных мероприятий в данных регионах.
Программа
«Занятость и рынок труда в Республике Марий Эл» определяет приоритетные
направления государственной политики занятости на территории республики с
учетом сложившихся экономических, социальных, финансовых и демографических
факторов на период 2004–2006 годы и мероприятия по ее реализации.
Мероприятия
по содействию занятости населения включают в себя спецпрограммы – это временное
трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в
свободное от учебы время на созданные работодателями временные рабочие места
сроком на 1 месяц, направление безработных граждан на общественные работы
сроком на 1 месяц, временное трудоустройство безработных граждан, особо
нуждающихся в социальной защите сроком до 2 месяцев, организация содействия
самозанятости населения (направление безработных граждан на занятие
индивидуально-предпринимательской деятельностью и оказание им при этом
финансовой помощи за счет средств федерального бюджета), проведение ярмарок
вакансий и учебных рабочих мест, информирование населения и работодателей о
положении на рынке труда.
Профессиональное
обучение включает в себя переобучение и переподготовку безработных граждан уже
имеющих какую-либо специальность. Обучение проводится в среднем по годам на
базе 45 средних учебных заведений и учреждений профтехобразования республики и
в том числе на базе УМЦ «Лидер», также в среднем по годам по 60 специальностям.
Наиболее востребованными являются специальности менеджера, специалистов
строительных профессий, операторов ПВМ, поваров-кондитеров, водителей.
Профессиональная
ориентация – это проведение предувольнительных консультаций, организуемых
специалистами центров занятости населения для граждан, которые подпадают под
сокращение и граждан, обратившихся в органы службы занятости населения в
поисках работы.
В результате
целенаправленной государственной политики в сфере физической культуры, спорта и
туризма, укрепления и расширения материально-технической базы отрасли число
культивируемых видов спорта увеличилось с 34 в 2001 году до 44 в 2005 году. Увеличилось
и количество коллективов физической культуры, спортивных клубов с 650 в 2001
году до 704 в 2005 году.
Программа
«Переселение граждан Республики Марий Эл из ветхого и аварийного жилищного
фонда на 2003-2008 годы» способствует обеспечению благоустроенным жильем
граждан, проживающих в условиях непригодных для постоянного проживания. На
переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда было в 2002-2005
годы поступили средства федерального бюджета в сумме 25 млн. рублей, за счет
средств республиканского бюджета профинансировано 12 млн. рублей. В 2003 году
ликвидировано ветхого жилья 3195 кв. м., в 2004 году – 1762 кв. м.
Далее
проведем оценку демографической
ситуации в Республике Марий Эл и проанализируем ее влияние на социальное
развитие региона.
Если
проанализировать демографическую ситуацию в Республике Марий Эл, можно отметить
следующие моменты.
Таблица 20
Основные
демографические показатели
Показатели
Года
Абсолютное
отклонение, +/-
1990
2002
2003
2004
2005
02/90
03/02
04/03
05/04
Общая численность населения, в том числе, тыс. чел.
757,9
755,2
750,3
728
721,9
-36
-4,9
-22,3
-6,1
- городского, тыс. чел.
469
465,4
462,7
459,7
457,1
-11,9
-2,7
-3
-2,6
- сельского, тыс. чел.
288,9
289,8
287,6
268,3
264,8
-24,1
-2,2
-19,3
-3,5
- мужчин, тыс. чел.
354,06
355,03
352,40
338,49
335,62
-18439
-2627
-13914
-2864
- женщин, тыс. чел.
403,84
400,17
397,90
389,52
386,28
-17561
-2273
-8386
-3236
Рождаемость, чел.
11953
6784
6832
7300
7515
-4438
48
468
215
Смертность, чел.
7775
11040
11434
12105
11861
4086
394
671
-244
Естественный прирост (убыль) населения, чел.
4178
-4256
-4602
-4805
-4346
-8524
-346
-203
459
Количество браков, ед.
7726
3944
4517
4827
5394
-2332
573
310
567
Количество разводов, ед.
1558
2138
3033
3794
3607
2049
895
761
-187
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет
69,3
65,4
65
64,6
64
-5,3
-0,4
-0,4
-0,6
Анализ миграции населения
Прибыло в республику, всего, чел.
16296
14679
14071
13280
13037
-3259
-608
-791
-243
Выбыло из республики, всего, чел.
14629
13976
14412
13479
13597
-1032
436
-933
118
Сальдо миграции, чел.
1667
703
-341
-199
-560
-2227
-1044
142
-361
Классификация населения по категориям трудоспособных возрастов
моложе трудоспособного, тыс. чел.
205,9
160,4
152,8
143,4
142,3
-63,6
-7,6
-9,4
-1,1
трудоспособное, тыс. чел.
417,4
455,5
459,2
448,5
446,5
29,1
3,7
-10,7
-2
старше трудоспособного, тыс. чел.
134,6
139,3
138,3
136,1
133,1
-1,5
-1
-2,2
-3
Общая
численность населения республики ежегодно снижается с 755,2 тыс. чел. в 2002
году до 721,9 тыс. чел. в 2005 году. Таким образом, за 4 года общая численность
республики снизилась на 33,3 тыс. чел. в то время как за 10 лет (с 1990 года по
2002 год) общая численность республики снизилась всего на 2,7 тыс. чел. Таким
образом, можно сделать вывод о значительных темпах снижения общей численности
региона в последние годы.
Ежегодно
снижается численность как городского (с 465,4 тыс. чел. в 2002 году до 457,1
тыс. чел. в 2005 году), таки сельского населения (с 289,8 тыс. чел. в 2002 году
до 264,8 тыс. чел. в 2005 году).
На
территории республики проживает 50 национальностей. Коренная национальность - марийцы
(43,3%). Здесь также живут русские (47,5%), татары (5,9%), чуваши (1,2%),
украинцы (0,7%), удмурты (0,3%), мордва (0.2%), белорусы (0,2%) и др.
Снижение
численности мужчин и женщин республики на протяжении исследуемого периода
происходило в равной пропорции, по итогам 2005 года на 386,28 тыс. чел. женщин
приходилось 335,62 тыс. чел. мужчин.
Рождаемость
в республике превышала смертность лишь в 1990 году (11953 чел. / 7775 чел). В
остальные годы (2002-2005 гг.) наблюдается естественная убыль населения (4256
чел. в 2002 году, 4346 чел. в 2005 году).
Также
отмечается ухудшение ситуации с брачностью и разводимостью в регионе. Если в
1990 году на 7729 браков приходилось 1558 разводов, то в 2002 году на 3944
браков уже приходится 2138 разводов, а в 2005 году на 5394 браков приходится
3607 разводов.
Ожидаемая
продолжительность лет при рождении ежегодно снижается с 69,3 лет в 1990 году до
65,4 лет в 2002 году (на 3,9 лет меньше) и до 64 лет в 2005 году. Дано снижение
можно объяснить ухудшением экологической ситуации в республике, увеличением
случаев заболеваний населения, нехваткой денежных средств на приобретение
качественных медицинских и лечебных препаратов и другими причинами.
Анализ
миграции населения позволил сделать вывод о том, что ежегодно увеличивается
отрицательное сальдо миграционного оборота (-341 до - 560 чел), следовательно,
все больше жителей республики покидают регион, количество эмигрантов превышает
количество иммигрантов.
Наиболее
подвержены приросту миграционного населения Горномарийский, Звениговский,
Килемарский, Сернурский районы.
Количество
прибывших в республику ежегодно снижается, с 14679 чел. в 2002 году до 13037
чел. в 2005 году.
Деление
населения по возрастным группам весьма важно, т. к. оно позволяет видеть
соотношение между, с одной стороны, взрослыми, находящимися в возрасте, когда
они могут работать и производить, и, с другой, молодыми людьми и стариками,
которые являются чистыми потребителями.
Нетрудоспособное
население составляет достаточную часть всего населения республики. К данной
категории граждан необходимо относится с большим вниманием. Так, например, по
Республике Марий Эл насчитывается всего 33284 инвалидов труда и военнослужащих,
в том числе работающих - 5275 человек; инвалидов труда всего 32382 чел., из них
работающих - 5069 чел., численность неработающих инвалидов труда и
военнослужащих в трудоспособном возрасте 14684 чел. Это достаточно большая
группа людей, которая заслуживает отдельных гарантий при трудоустройстве.
Уровень
экономической активности молодежи систематически снижается, что не связано с
учебой. Молодые люди либо переходят в число необучающихся иждивенцев, либо
заняты в неформальной экономике.
Учитывая
характер экономических преобразований, происходящих в республике, можно
отметить, что продолжается снижение уровня жизни семей: среди семей с детьми
доля бедных составляет около 50%, среди молодых семей - более 60%. В 32 тыс. семей
безработные родители - единственные кормильцы, у 34,5 тыс. безработных в семье
трое и более иждивенцев.