Дипломная работа: Налоги и их роль в условиях рыночной экономики
- Преимущества за счет
различий в квалификации сделок (дивиденды или проценты);
- Преимущества за счет
различий в квалификации сделок (лизинг или продажа);
- Преимущества за счет
различий в классификации субъектов права;
- Вычет издержек,
связанных с освобождаемым от налогообложения доходом;
- Переезд на жительство в
страну с более низким уровнем налогообложения до получения дохода на прирост
капитала;
- Ориентация на более
низкие пороговые значения доходов, облагаемых налогом и т.д.
Признаки, с которыми
часто бывает связана минимизация налогов (т.е. признаки, при обнаружении
которых в ходе аудита рекомендуется провести более детальную проверку):
- Наличие сложных сделок
с сомнительным коммерческим обоснованием или вообще без него;
- Цикличность денежных
потоков;
- Графики быстрых
действий;
- Участие известных
учредителей/ «патронов»;
- Использование налоговых
убежищ;
- Существенные
расхождения между данными бухгалтерской и налоговой отчетности.
При этом наличие одного
или более из этих признаков не обязательно означает, что имеет место
минимизация налогов, а отсутствие таких признаков не обязательно говорит об ее
отсутствии.
Возможные ответные меры
на минимизацию налогов
- Тщательная проверка
возможных случаев минимизации налогов
- Регулярный аудит
- Отбор дел на основании
определенных показателей (управление рисками)
- Режимы раскрытия
информации
- В случае минимизации -
лишение налоговых льгот
- Толкование
- Конкретные правила,
направленные против минимизации налогового бремени и против налоговых злоупотреблений
- Общие доктрины и
правила, направленные против минимизации налогового бремени и против налоговых злоупотреблений
- Денежные штрафы,
налагаемые в случае минимизации
- В отношении
налогоплательщиков
- В ряде случаев – в
отношении участвующих в сделках третьих сторон
Предложения для
реализации в РК - Рассмотреть возможность отражения данных концепций и
признаков в Правилах проведения налоговой проверки (Общая или Особенная части).
7. «Низкая степень
капитализации»
Манипулирование
капитализацией с помощью долговых / долевых инструментов по налоговым причинам.
Может иметь место между:
- аффилированными лицами,
когда обычный заем может заменять ценные бумаги займодавец безразличен по
отношению к характеру возврата инвестиций
- независимыми лицами заемщик
освобожден от налога, имеет потери, различия в налоговых ставках для заемщика и
займодавца.
Главным образом вопрос
носит международный характер.
Глобальный результат:
недостаточная капитализация имеет преимущества, когда финансирующая/материнская
компания облагается более низким налогом по сравнению с компанией-заемщиком /
дочерней компанией
Ранее налоговые проблемы
решались с помощью:
- валютного контроля;
- законодательства об
иностранных инвестициях;
- правил о достаточности
капитала для регулируемых отраслей.
Подход к фиксированному
отношению задолженности к собственному капиталу
Два подхода при
применении предельного порога
- не возникает вопроса,
если отношение задолженности к собственному капиталу ниже предельного порога;
или
- отказать в вычете
процентов, если соотношение выше предельного порога
Применяются различные
уровни, но самым распространенным отношением задолженности к собственному
капиталу является 3:1
Преимущества: легкость
применения и администрирования, уменьшает количество споров.
Недостатки: нет
руководства для определения правильного предельного порога, может привести к
двойному налогообложению, если предельный порог слишком высокий, не
предоставляет скидок с налогооблагаемых сумм для высокоразвитой промышленности,
легко избежать уплаты.
Предложения для
реализации в РК - Рассмотреть возможность пересмотра предельного коэффициента.
8. Расширение финансовых
рынков и уклонение от налогообложения. Расширение финансовых рынков. Большее
разнообразие в видах финансовых инструментов:
- Вызванное
экономической неустойчивостью в части процентных ставок, биржевых курсов и цен в
следствие либерализации рынка;
- Виды инструментов
в общих чертах охватывают финансовые инструменты, инструменты хеджирования и
инструменты биржевой игры (спекулятивные)%
- Разнообразие такое
большое, что трудно поддается классификации.
Деривативные финансовые
инструменты.
Финансовый инструмент
(т.е. контракт), стоимость которого зависит от стоимости активов, лежащих в
основе дериватива / ставок - ориентиров / индексов.
Контроль и регулирование
денежными потоками - напр., продажа продукции следующего года за наличные
средства, обращающиеся в настоящее время.
Может использоваться в
комбинации для создания заема – комбинированный заем.
Проблемы, стоящие перед
существующей системой налогов.
Расширение финансового
рынка создает возможность действовать по другому для достижения тех же самых
экономических результатов.
Однако, в системе налогов
наблюдается тенденция к жесткой классификации – такая жесткая классификация
привела бы к разным последствия в области налогообложения.
Вызов: расширение налогооблагаемой
базы с учетом расширения нового / реструктуризированного финансового рынка
(инструменты или организации).
Предложения для
реализации в РК - Рассмотреть опыт налогообложения деривативов в других странах
с целью создания своего порядка налогообложения подобных инструментов.
9. Эффективные способы
обмена информацией.
Значение обмена
информацией:
- Обеспечить правильное
применение принципов налогооблажения;
- Противодействовать
уклонению от налогов или снижению суммы налогообложения;
- ОЭСР стремится
способствовать усовершенствованию международного сотрудничества по
налогооблажению с юридической и практической точки зрения;
Юридические механизмы в
ОЭСР:
- Статья 26; Типовая
Конвенция ОЭСР по налогообложению (двустороннее соглашение);
- Конвенция Совета
Европы/ОЭСР об Административной Взаимопомощи в области налогообложения
(многосторонняя “живая” конвенция);
- Соглашение об обмене
информацией по вопросам налогообложения (двустороннее и многостороннее
соглашение);
Практические механизмы
ОЭСР:
- Рекомендации по
использованию Индивидуальных Номеров Налогоплательщиков (ИНН).
3.2 Перспективы
развития налоговой системы и методы её совершенствования
В своём послании народу
Казахстана Президент Н.А. Назарбаев особо отметил необходимости приведения
налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана.
Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте,
однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает
свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут
[1].
Правительству следует
разработать новый Налоговый кодекс. Он должен способствовать модернизации и
диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени».
Новый Кодекс должен
приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного
толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и
интересы налогоплательщиков.
Но, главное, он должен
предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов
экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета
должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от
добывающего сектора.
Исходя из необходимости
достижения целей, поставленных Президентом страны, а также подтверждая
преемственность в реализации основных направлений развития экономики,
Правительство определяет в качестве главной цели создание благоприятных
институциональных и экономических условий для повышения международной
конкурентоспособности Казахстана и качества жизни граждан страны. Это позволит
обеспечить решение стратегической задачи по вхождению Казахстана в ближайшие
десять лет в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
В ближайшие три года
Правительство ставит перед собой задачу достижения следующих ключевых
индикаторов выполнения Программы. Среднегодовой реальный прирост ВВП в размере
8,5 %, что позволит решить стратегическую задачу по удвоению ВВП в 2008 году по
отношению к 2000 году. Общий рост экономики за три года планируется на уровне
27,7 %. Рост ВВП на душу населения в 2008 году до 5559 долларов США, что в 1,5
раза выше сегодняшнего уровня. Рост производительности труда в среднем на 8,5 %
ежегодно. Среднегодовой прирост промышленного производства - 5 %, в том числе в
обрабатывающей промышленности - 6,7 %. Рост инвестиций в основной капитал - в
среднем на 15,7 % в год. Уровень среднегодовой инфляции - "в
коридоре" 5,7 %-7,3 % в 2006 году, 5 %-7 % - в 2007-2008 годах.
Политика доходов в 2008 –
2010 году будет направлена на продолжение стимулирования
индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности и
создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике [42].
Казахстанская система
налогообложения доходов малого и среднего бизнеса представлена в виде
упрощенной системы, характеризующейся не только низкой ставкой налогообложения,
но и значительно упрощенной отчетностью.
С 1 января 2006 года
произведено расширение сферы применения специального налогового режима (СНР)
для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим на основе
упрощенной декларации, путем увеличения предельной численности наемных
работников и предельного дохода.
Учитывая положительный
опыт осуществления деятельности субъектами малого бизнеса в условиях действия
упрощенного налогового режима, с 1 января 2007 года снизились ставки налога в
СНР на основе патента с 3 % до 2 %, в СНР на основе упрощенной декларации
вместо разделительной прогрессивной шкалы для индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц со ставками от 3 % до 5 % и от 3 % до 7 % установлена
соответственно единая ставка на уровне 3 %. Эта мера оказывает поддержку
инициативной части населения, стремящейся реализовать свои предпринимательские способности
и идеи [10, 11].
В 2007 году ставка налога
на добавленную стоимость снижена до 14 процентов, а с 1 января 2008 г. до 13%.
Данная мера позволила предприятиям высвободить средства из оборота, которые
были направлены на модернизацию производства, на его расширение и развитие.
С 2007 года введена
плоская шкала индивидуального подоходного налога на уровне 10 процентов,
которая стала одной из самых низких в мире.
При этом из облагаемого
дохода исключается минимальный размер заработной платы вместо месячного
расчетного показателя. Основным эффектом введения данной нормы стало повышение
мотивации людей к повышению собственного материального благополучия.
В целях создания условий
для высокотехнологичных и экспортоориентированных производств в Казахстане созданы
3 специальные экономические зоны, на которых осуществляется освобождение от
корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на имущество,
налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин.
Основные направления
налоговой политики на 2008 – 2010 годы будут ориентированы на решение задач
фискальной политики с учетом необходимости укрепления социально-значимых
функций налогов как справедливого и оправданного инструмента, стимулирующего
развитие необходимых направлений экономики и обеспечивающего полное выполнение
государственных функций, которые заключаются в следующем:
дальнейшее снижение
ставки НДС;
оптимизация льгот с
учетом повышения их эффективности и стимулирующего эффекта в реальном секторе
экономики;
ликвидация льгот по
пассивным доходам физических лиц в рамках постепенного переноса основной роли в
формировании доходов бюджета с предпринимательства на население .
Условные потери по налогу
на добавленную стоимость в 2008 году составят 67,9 млрд. тенге (снижение ставки
с 14 % до 13 %), по социальному налогу – 115,0 млрд. тенге (снижение ставки в
среднем на 30 %), по таможенным пошлинам на ввозимые товары – 17,7 млрд. тенге
(из-за унификации пошлин).
В целом потери составят
6,5 % от общего объема доходов государственного бюджета.
Таким образом, снижение
ставок налогов приводит к относительному снижению темпов поступлений этих
налогов в прогнозируемом периоде.
В последующие годы
прогнозируется дальнейший рост темпа поступлений указанных налогов, т. к.
предполагается, что будет получен ожидаемый эффект от снижения налоговой
нагрузки.
Начиная с 2009 года будут
реформированы специальные налоговые режимы – сужение сферы применения разовых
талонов, исключение патентов, а по упрощенной декларации будут осуществлять
деятельность только индивидуальные предприниматели – физические лица. Крупные
сельскохозяйственные товаропроизводители будут выведены из специальных
налоговых режимов [13].
Таблица 8 - Прогноз
ненефтяных доходов в государственный бюджет на 2008 – 2010 годы, в % к ВВП
Наименование |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Ненефтяные доходы |
18,9 |
19,0 |
19,5 |
Налоговые поступления |
18,3 |
18,5 |
19,0 |
Неналоговые поступления |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Поступления от продажи основного
капитала |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
Примечание - источник Среднесрочный
план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007 – 2009
годы |
В соответствии с
проводимой налоговой политикой, а также прогнозными показателями среднесрочного
плана социально-экономического развития Республики Казахстан, действия
Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики
Казахстан на среднесрочную перспективу, утвержденной Указом Президента
Республики Казахстан от 1 сентября 2005 года № 1641, на среднесрочную
перспективу определены доходы государственного бюджета на 2008 – 2010 годы
[42].
С переходом с 1 июля 2006
года на новую систему функционирования Национального фонда Республики
Казахстан, предусматривающую зачисление прямых налогов от предприятий в
Национальный фонд, в целях исключения зависимости экономики от нефтяного сектора,
государственный бюджет формируется за счет ненефтяных доходов.
Прогноз доходов нефтяного
сектора на 2008 – 2010 годы определен исходя из условий Концепции формирования
и использования Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную
перспективу, с учетом внесенных в бюджетное законодательство изменений,
направленных на осуществление четкого разграничения нефтяных и ненефтяных
доходов.
В 2008 году поступления в
Национальный фонд (за исключением инвестиционного дохода) прогнозируются на
уровне 7,4 % к ВВП, в 2009 году – 7,2 % к ВВП и в 2010 году – 6,8 % к ВВП.
Снижение связано с
прогнозированием мировой цены на нефть на стабильном уровне – соответственно 60
долларов за баррель. Прогнозируемые темпы роста ВВП превышают темпы роста
доходов нефтяного сектора, несмотря на прогноз их увеличения в абсолютном
выражении, что также оказывает влияние на размер доли в ВВП [42].
До 2012 года НК МФРК
планирует увеличить отношение налоговых поступлений к ВВП до 27%, при том, что
в 2006 гг этот показатель был равен 21,8%. По официальным оценкам объём теневой
экономики составляет 21,3% к ВВП. Это значит, что наши дополнительные резервы
по налоговым поступлениям в компетенции НКМФРК составляют 21,8% (отношение к
ВВП за 2006 год) * 21,3% = 4,6% к ВВП, т.е. почти 5%. Т.е. целевой показатель
22%+5%=27% вполне достижим, и его можно ставить как стратегическую цель.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|