Дипломная работа: Налоги и их роль в условиях рыночной экономики
2. Сборы:
а) сбор за регистрацию юридических
лиц;
б) сбор за
государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей;
в) сбор за
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
г) сбор за
государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокопоставленных
устройств;
д) сбор за
государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов;
е) сбор за
государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов;
ж) сбор за
государственную регистрацию гражданских воздушных судов;
з) сбор за проезд
автотранспортных средств по территории РК;
и) сбор с аукционов;
к) гербовый сбор;
л) лицензионный сбор за
право занятия отдельными видами деятельности.
3. Платы:
а) за пользование
земельными участками;
б) за пользование водными
ресурсами поверхностных источников;
в) за загрязнение
окружающей среды;
г) за пользование
животным миром;
д) за лесные пользования;
е) за использование особо
охраняемых природных территорий;
ж) за использование
радиочастотного спектра;
з) за пользование
судоходными водными путями;
и) за размещение наружной
рекламы.
4. Государственная
пошлина.
5. Таможенные платежи:
а) таможенная пошлина;
б) таможенные сборы.
Налоговая служба включает
в свой состав государственную налоговую службу, которая представлена в РК
Министерством государственных доходов, налоговыми комитетами в областях,
районах, городах и районах в городах. Налоговая служба осуществляет контроль за
исполнением и соблюдением законов республики о налогах и других обязательных
платежах в бюджет с учетом затрат цен и тарифов.[10]
Отдавая должное
содержанию налоговой и бюджетной политики, следует отметить, что существующая
система налогообложения, в свете стратегических планов развития Казахстана,
требует дальнейшего совершенствования и обеспечения стабильности основных
принципов, заложенных в налоговое законодательство, которое позволит обеспечить
поступательное развитие экономики государства, поможет создать достаточный
уровень жизни населения страны. Это во многом зависит от правильности выбора
стратегии и тактики налоговой реформы, умения предвидеть все, даже самые
отдаленные, ее социально-экономические и политические последствия и факторы,
которые могут вызвать какие-либо отклонения, способности четко реагировать на
эти отклонения от заданных параметров и быстро их корректировать путем внесения
в предварительные расчеты необходимых поправок.
2. Анализ налоговых поступлений в государственный
бюджет Республики Казахстан
2.1 Анализ налоговых поступлений в республиканский бюджет
Бюджетная система
Республики Казахстан включает бюджеты различных уровней, основанные на экономических
отношениях и соответствующих правовых нормах.
В Республике Казахстан
самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты в
совокупности составляющие государственный бюджет.
Функционирование
бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и
обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения,
контроля, а также отчетом об исполнении республиканского и местного бюджетов.
Республиканский бюджет на
финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты -
решениями маслихатов.
Налоговыми поступлениями
в республиканский бюджет являются:
1) корпоративный
подоходный налог, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора;
2) налог на добавленную
стоимость, в том числе на произведенные товары, выполненные работы и оказанные
услуги на территории Республики Казахстан, и на товары, импортируемые на
территорию Республики Казахстан;
3) акцизы на товары,
импортируемые на территорию Республики Казахстан в соответствии с законодательством
Республики Казахстан;
4) акцизы на сырую нефть,
газовый конденсат;
5) налог на сверхприбыль,
за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора;
6) бонусы, за исключением
поступлений от предприятий нефтяного сектора;
7) роялти, за исключением
поступлений от предприятий нефтяного сектора;
8) доля Республики
Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам, за исключением
поступлений от предприятий нефтяного сектора;
9) дополнительный платеж
недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе
продукции;
10) сбор за проезд
автотранспортных средств по территории Республики Казахстан, кроме сбора за
проезд автотранспортных средств по государственным платным автомобильным
дорогам местного значения;
11) сбор за выдачу
разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и
радиовещательным организациям; сбор за постановку на учет средства массовой
информации;
12) сбор за
государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов; сбор за
государственную регистрацию ипотеки судна или строящегося судна;
13) сбор за
государственную регистрацию лекарственных средств; сбор за государственную
регистрацию прав на произведения и объекты смежных прав, лицензионных договоров
на использование произведений и объектов смежных прав;
14) сбор за
государственную регистрацию гражданских воздушных судов;
15) сбор за
государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных
устройств;
16) плата за
предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи;
17) плата за
использование радиочастотного спектра;
18) плата за
использование особоохраняемых природных территорий республиканского значения;
19) плата за пользование
животным миром;
20) плата за пользование
судоходными водными путями;
21) плата за размещение
наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего
пользования республиканского значения;
22) таможенные пошлины на
ввозимые и вывозимые товары;
23) поступления от
осуществления таможенного контроля и таможенных процедур;
24) пошлины, взимаемые в
качестве защитных мер отечественных товаропроизводителей;
25) консульский сбор;
26) государственная
пошлина за проставление государственными органами апостиля на официальных
документах, совершенных в Республике Казахстан, в соответствии с международным
договором, ратифицированным Республикой Казахстан;
27) государственная
пошлина за выдачу паспортов и удостоверений личности граждан Республики
Казахстан;
28) государственная
пошлина, взимаемая за выдачу водительских удостоверений;
29) государственная
пошлина, взимаемая за выдачу свидетельств о государственной регистрации
транспортных средств;
30) государственная
пошлина, взимаемая за выдачу государственных регистрационных номерных знаков;
31) государственная
пошлина, взимаемая за совершение нотариальных действий нотариусами
государственных нотариальных контор;
32) государственная
пошлина, взимаемая за совершение юридически значимых действий уполномоченным
органом в сфере интеллектуальной собственности [6].
Счетным комитетом по
контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) в
соответствии со статьей 138 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ежегодно
подготавливаются отчёты об исполнении республиканского бюджета за прошедший
год.
По данным отчёта Счетного
комитета об исполнении республиканского бюджета за 2006 год в процессе
исполнения республиканского бюджета за 2006 год Парламентом Республики
Казахстан уточнены и Правительством Республики Казахстан неоднократно
корректировались основные его параметры. Так, при уточнении бюджета доходы были
увеличены на 42,1 млрд. тенге, а налоговые поступления – уменьшены на 36,2
млрд. тенге. В последующем, Правительством в результате корректировок доходы
увеличены на 214,7 млрд. тенге, а налоговые поступления – на 136,4 млрд. тенге.
Кассовое исполнение доходов республиканского бюджета превысило утвержденные и
уточненные показатели соответственно на 26,0% и 22,3 процента.
Затраты республиканского
бюджета за 2006 год в процессе уточнения были увеличены на 42,6 млрд. тенге и составили
1518,8 млрд. тенге, против 1476,2 млрд. тенге, а расходы на приобретение
финансовых активов – на 12,3 млрд. тенге и составили 103,5 млрд. тенге. В свою
очередь, Правительством в течение отчетного года были внесены изменения к
уточненному показателю и в результате затраты увеличены на 185,1 млрд. тенге и
составили 1703,9 млрд. тенге. Фактическое исполнение затрат составило 1686,3
млрд. тенге, или 111,0% к уточненному назначению и 98,9% - к скорректированному
показателю.
Дефицит республиканского
бюджета в процессе уточнения был увеличен на 12,5 млрд. тенге и составил 126,2
млрд. тенге. Фактически республиканский бюджет исполнен с профицитом на сумму
54,7 млрд. тенге. В 2006 году для финансирования дефицита бюджета были
привлечены внешние и внутренние займы. При этом сумма внутренних заемных
средств составила 167,6 млрд. тенге, из них 83,7 млрд. тенге были направлены на
погашение основного долга по государственным ценным бумагам, а 83,9 млрд. тенге
остались неиспользованными. В результате на 1 января 2007 года свободный
остаток средств республиканского бюджета составил 151,0 млрд. тенге и по
сравнению с 2006 годом увеличился в 12 раз. По оценке Счетного комитета, это
привело к упущенным возможностям дополнительного роста экономики республики,
которые, с учетом мультипликативного эффекта, превысили 200 млрд. тенге.
Погрешности
макроэкономического прогнозирования оказали значительное влияние на налоговые
поступления в республиканский бюджет, в доходной части которого их доля в 2006
году составила 90,2 процента. При этом основным фактором, повлиявшим на
увеличение налоговых сборов, явился рост цен на нефть. В отчетном году цены на
нефть по сравнению с 2005 годом увеличились на 20,2 процента. В 2005-2006 годы
углеводороды и металлы обеспечили более 3/4 стоимости товарного экспорта
республики, а доля налоговых поступлений в республиканский бюджет от нефтяного
сектора составила более 30 процентов [17].
Основные положения Закона
«О республиканском бюджете на 2006 год» исполнены. В полном объеме исполнены
семнадцать статей Закона, пять статей носят нормативный характер. Вместе с тем,
Правительством не обеспечено надлежащее исполнение двадцати четырех статей
Закона, две статьи не исполнены.
Отдельные агрегированные
показатели исполнения республиканского бюджета, указанные в статье 1 Закона,
исполнены не в полном объеме. Скорректированный объем затрат республиканского
бюджета не исполнен на сумму 17,6 млрд. тенге, а бюджетные кредиты – на 1,0
млрд. тенге. При уточненном дефиците республиканского бюджета на сумму 126,2 млрд.
тенге сложился профицит в размере 54,7 млрд. тенге.
Как и в предыдущие годы,
в результате неполного выполнения статьи 2 в республиканский бюджет не
поступила арендная плата за пользование Российской Федерацией военными
полигонами в размере 3,5 млрд. тенге. Правительством так и не обеспечено
вступление в силу протоколов о внесении изменений и дополнений в соглашения и
договоры между Республикой Казахстан и Российской Федерацией по использованию и
аренде испытательных полигонов, а также соглашения об урегулировании взаимных
вопросов и условий расчетов от использования этих полигонов. В результате, не
выполнены расходы по программам «Поставка и ремонт вооружения и военной техники
в соответствии с межгосударственными договорами об аренде полигонов» и «Подготовка
специалистов с высшим послевузовским профессиональным образованием» [12].
В 2006 году не исполнена
статья 7-1 Закона, согласно которой в доход республиканского бюджета должен
быть направлен трансферт из Национального фонда в размере 76,6 млрд. тенге.
Согласно уточненному
бюджету, доходы республиканского бюджета на 2006 год были установлены в размере
1 510,3 млрд. тенге. В соответствии с корректировкой поступления в бюджет
от организаций сырьевого сектора увеличились на 172,6 млрд. тенге и составили 1 682,9
млрд. тенге, фактически поступило 1 847,2 млрд. тенге, или 122,3% к
уточненному показателю.
В общей сумме доходов
налоговые поступления за 2006 год составили 1 667,8 млрд. тенге, или 90,2%
к общему объему доходов, неналоговые поступления – соответственно 49,2 млрд.
тенге и 2,7%, поступления доходов от продажи основного капитала – 8,3 млрд.
тенге и 0,5%, поступления трансфертов – 121,9 млрд. тенге и 6,6% (см.
Приложение 1).
Согласно данным Счётного
комитета уточненный и скорректированный показатели по налоговым поступлениям
республиканского бюджета за 2006 год перевыполнены на 31,7% и 15,9%
соответственно и составил 1 667,8 млрд. тенге. [6]
Перевыполнение плана
налоговых поступлений обеспечено, в основном, за счет корпоративного
подоходного налога – на 216,1 млрд. тенге (в 1,4 раза) и поступлений за
использование природных и других ресурсов – на 127,0 млрд. тенге (в 1,9 раза).
Структурный анализ
показывает, что основными источниками налоговых поступлений республиканского
бюджета, как и в предыдущие годы, являлись корпоративный подоходный налог,
налог на добавленную стоимость и поступления за использование природных и
других ресурсов. Так, в 2006 году доля корпоративного подоходного налога в
общем объеме налоговых поступлений составила 46,6%, а в 2005 году – 53,4%, НДС
– 29,4% и 22,0%, поступления за использование природных и других ресурсов –
16,0% и 19,5%, соответственно (см. табл. 2).
В 2006 году налоговые
поступления в республиканский бюджет возросли по сравнению с 2005 годом на
105,9 млрд. тенге, или на 6,8 процента. Среди налоговых поступлений наиболее
высокие темпы роста приходились на таможенные платежи (85,3%) и акцизы (56,4%).
Таблица 2 - Структура
налоговых поступлений в республиканский бюджет за 2005-2006 годы, млрд. тенге
Наименование |
2005 |
Уд.вес, % |
2006 |
Уд.вес, % |
Темпы роста 2006г. к 2005г., % |
Налоговые поступления |
1 561,9 |
100,0 |
1 667,8 |
100,0 |
106,8 |
Корпоративный подоходный налог |
834,3 |
53,4 |
776,6 |
46,6 |
93,1 |
Налог на добавленную стоимость |
343,9 |
22,0 |
489,6 |
29,4 |
142,4 |
Акцизы |
10,1 |
0,6 |
15,8 |
0,9 |
156,4 |
Поступления за использование
природных и других ресурсов |
304,2 |
19,5 |
267,4 |
16,0 |
87,9 |
Сборы за ведение
предпринимательской и профессиональной деятельности |
0,6 |
0,1 |
0,8 |
0,1 |
133,3 |
Таможенные платежи |
53,1 |
3,4 |
98,4 |
5,9 |
185,3 |
Другие налоги и платежи |
15,7 |
1,0 |
19,2 |
1,1 |
122,3 |
Примечание – Источник Министерство
финансов Республики Казахстан |
В 2006 году не обеспечено
выполнение плановых показателей по специфике «Прочие налоги» на сумму 18,7 млн.
тенге: в республиканский бюджет поступило 20,0 млн. тенге, или 51,7% от
планового показателя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|