Дипломная работа: Налоги и их роль в условиях рыночной экономики
Таким образом, обе
налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал
налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на
качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого
действия.
Фискальная функция
состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под
особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.
Макроэкономическая
(регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики в системе
факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и
предложения, темпов роста и занятости. В условиях Казахстана налоговая система
проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного,
углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости
рабочей силы.
Распределительная функция
налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами,
процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным
инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов
юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на
распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
Социальная функция
налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как
денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из
воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на
непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы
бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское
государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные
затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование,
здравоохранение и т.д).
Социальная функция налогов
проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых
ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на
прибыль и т.д.).
Социальная функция
налоговой системы требует детального исследования как с точки зрения ее
усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не
отвечающих характеру рыночных преобразований или социальным критериям.
Стимулирующая функция
налоговой системы является одной из важнейших, но это самая
«труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция
проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему
льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие
инструменты налогового механизма и налоговой политики.
Контрольная функция
налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает
воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и
действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие
функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.
Контрольная функция,
опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе
принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление
государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой
системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает
ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.
В конкретном отношении
контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового
законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и
эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в
полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.
Контрольная функция
налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено,
эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов
ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в
целом.
1.3
Виды налогов действующих на территории Республики Казахстан
Совокупность видов
налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов
налоговой службы образует налоговую систему государства.
Налоговая система РК
включает в себя определенные виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы,
регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы.
Согласно статьи 59
Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в
бюджет» в Республике Казахстан действуют налоги и другие обязательные платежи в
бюджет, установленные Кодексом. [4]
Налоги подразделяются на
прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную
стоимость и акциз.
Суммы налогов и других
обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке,
определенном Бюджетным кодексом Республики Казахстан и законодательством о
республиканском бюджете на соответствующий год.
Рассмотрим виды налогов,
сборов и платежей налогового характера в Казахстане.
Прямой налог – налог,
выплачиваемый налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) со своих
доходов, а также своего имущества, что является его прямым взносом в бюджет. К
числу прямых налогов относятся подоходный налог с граждан, налог на прибыль
предприятий, налоги на имущество, владение и пользование которым составляет
объект для налогообложения, и другие.
Прямые налоги платятся
субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности.
Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными
бумагами, налог на землю и др. К прямым налогам относятся следующие:
а) корпоративный
подоходный налог;
б) индивидуальный
подоходный налог;
в) специальные платежи и
налоги недропользователей
г) социальный налог;
д) земельный налог;
е) налог на транспортные
средства;
ж) налог на имущество.[6]
Последние три вида
налогов принято считать налогами на собственность.
Таблица 1 – Категории
земель в Республике Казахстан
Категории земель, подлежащие
налогообложению |
Категории земель, не подлежащие
налогообложению |
Земли сельскохозяйственного
назначения |
Земли особо охраняемых природных
территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного
назначения |
Категории земель, подлежащие
налогообложению |
Категории земель, не подлежащие
налогообложению |
Земли населенных пунктов |
Земли лесного фонда |
Земли промышленности, транспорта,
связи, назначения |
Земли водного фонда
Земли запаса
|
Примечание - Байдунсенов А.Д.
Налоговая система Казахстана // Каржы-Каражат. Финансы Казахстана – 2005. № 4 |
Согласно Земельного
кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года N 442 земля находится в
собственности государства, а также в частной собственности на определенных
законных основаниях, условиях и пределах. Правом её распределения наделены
представительные и исполнительные органы всех уровней в пределах своих
полномочий; владение и пользование землей является платным. Земельный налог
введен с 1992 года. Его цель - обеспечение рационального использования земель и
формирование доходов бюджетов для осуществления мероприятий по землеустройству,
повышению плодородия земель, их охране, а также для социально- культурного
развития территории. [7]
В целях налогообложения
все земли рассматриваются в зависимости от их целевого назначения и
принадлежности к определенным категориям, которые устанавливаются
законодательным актом Республики Казахстан. (Таблица 1)
Налог уплачивается по
месту расположения участка; сумма налога остается в распоряжение местных
органов власти, тем самым обеспечивается заинтересованность местных властей в
сборе налога.
Земельный налог
исчисляется на основании документов, удостоверяющих право собственности, право
постоянного землепользовании, права безвозмездного временного землепользования
и данных государственного количественного и качественного учета земель по
состоянию на 1 января каждого года, предоставленных уполномоченным органом по
управлению земельными ресурсами.
Нормативно-правовое
регулирование налога на транспортные средства определяется инструкцией «О порядке исчисления и уплаты налога на
транспортные средства», утвержденной приказом министра финансов РК от 21 июня
1995 г. № 149, в содержание которой периодически вносятся дополнения и
изменения, и действующей до 01.01.2002 г.[8]
В общепринятой мировой
практике существуют определенные принципы функционирования налога на имущество,
такие как нейтральность, простота и справедливость. В частности, нейтральность
налогообложения означает оказание минимального воздействия на принятие экономических
решений, т.е. налогоплательщикам предоставлено право самостоятельно
скорректировать свои действия в зависимости от стоимости недвижимости. Принцип
простоты подразумевает неукоснительное соблюдение налогового законодательства.
Причем налоговые расчеты по имуществу не требуют значительных затрат на
осуществление контроля со стороны государства в лице налоговых органов. И,
наконец, справедливость понимается, как его взимание по установленным правилам
исходя из возможностей и платежеспособности собственника, территории региона и
других аспектов.
В целом налог на
имущество является важным источником поступления в местный бюджет. Поэтому
местные налоговые органы объективно определяют базу налогообложения, ставки
налога в зависимости от присущих свойств и стоимости имущества, придерживаясь
указанных принципов. Основная задача налогоплательщиков, связанная с его
уплатой, заключается в оптимальном определении базы и правильном измерении
имущества.
Рассмотрим
более подробно некоторые виды налогов, имеющие большую значимость для бюджета
Республики Казахстан.
Корпоративный подоходный
налог занимает значительное место в поступлениях государственного бюджета, т.к.
он составляет около 28% всех поступлений.
Рисунок 1 - Механизм
действия и особенности корпоративного подоходного налога [9]
Механизм действия и
особенности корпоративного подоходного налога представлены на рисунке 1.
Плательщиками данного
налога являются юридические лица – резиденты Республики Казахстан, за
исключением Национального банка Республики Казахстан и государственных
учреждений, а также юридические лица – нерезиденты, осуществляющие деятельность
в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из
источников в Республике Казахстан.
Социальный налог является
сравнительно недавно введенным налогом в налоговой системе Казахстана.
Изначальная цель взимания данного вида заключалась в мобилизации средств для
реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение
и медицинскую помощь.
Введение социального налога
с января 1999 г. было необходимо также и для формирования доходной части бюджет
на социальные программы. За непродолжительный период существования социального
налога вносилось немалое количество изменений и дополнений в размер ставок,
облагаемую базу и отчетность. В частности, снижение ставки социального налога с
26 до 21% (начиная с 01.07.2001 г.) было предусмотрено Законом Республики
Казахстан от 03.05.2001 г. № 183-Ц.[10, 52]
При косвенном
налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные
налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей.
Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются
производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно,
покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога. К косвенным
налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины,
монопольный налог.
Таким образом, создается
впечатление, что косвенные налоги – несправедливые налоги. Чем беднее человек,
тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.
В западных странах
косвенные налоги находят более широкое применение. Они позволяют оперативно и
регулярно получать крупные суммы, что позволяет стимулировать или сдерживать
производство по тем или иным направлениям, а так же регулировать потребление. В
развитых капиталистических странах при всех негативных сторонах косвенного
налогообложения оно не противодействует развитию экономики.[7, 47]
В Казахстане к косвенным
налогам относятся:
а) налог на добавленную
стоимость;
б) акцизы.
Налог на добавленную
стоимость (далее по тексту - НДС) - это один из косвенных налогов, который
взимается непосредственно с получателей дохода и включается в цену товаров
(работ и услуг), завышая ее.
Эффективность применения
налога на добавленную стоимость доказана зарубежным опытом, так как именно этот
налог (исходя из интересов государства) сочетается с либерализацией цен - чем
выше цепы, тем больше сумма налога (при неизменной ставке). Первоначально НДС
был введен во Франции, а затем распространен в странах Европы. Он по праву
называется «европейским налогом», поскольку одним из обязательных условий для
вхождения в европейское сообщество является его внедрение. В настоящее время
НДС применяется более чем в 40 странах мира. Содержание и порядок уплаты
данного налога во многих государствах одинаков. Отличия заключаются лишь в
методах определения суммы НДС, различиях - в ставках и льготах. Например,
пониженные ставки, в пределах 2-10%, характерны для продовольственных,
медицинских и других социально значимых товаров и услуг. К так называемым
«стандартным» услугам и промышленным товарам устанавливаются ставки от 12-32 %.
И, наконец, к предметам роскоши ставки составляют свыше 25 %. Вместе с тем
европейские страны пытаются установить единую ставку НДС - на уровне 15%.[8,
23]
Основной направленностью
введения данного налога является предотвращение кризиса перепроизводства,
вытеснение с рынка слабых производителей. Поэтому он выступает в роли элемента
политики сдерживания производства.
Акцизы являются
косвенными налогами. Плательщиками этих видов налогов являются реализаторы
товаров (работ и услуг). Однако фактически выплаты по налогам производятся
потребителем, так как сумма налогов включается в стоимость приобретаемых им
товаров (работ и услуг). Акцизы носят разовый характер, с той точки зрения, что
они выплачиваются при совершении плательщиком сделок по импорту, реализации
товаров (работ и услуг). [11, 69]
Акцизы - это
разновидность налоговых платежей, уплачиваемых производителями либо импортерами
подакцизных товаров, в том числе лицами, осуществляющими игорный бизнес на
территории Республики.
В связи с заключением
Республикой Казахстан с государствами-участниками СНГ соглашений о принципах
взимания косвенных налогов при экспорте-импорте товаров (работ, услуг),
предусматривающих взимание НДС и/или акцизов по "месту назначения", и
вступлением в силу этих соглашений по мере ратификации в установленном порядке,
при применении налогов, взимание которых возложено на таможенные органы,
руководствоваться следующим.
При таможенном оформлении
товаров, ввозимых из государств-участников СНГ, с которыми Республика Казахстан
не перешла на взимание косвенных налогов по "месту назначения", для
правильного применения косвенных налогов необходимо удостовериться в
соответствии представленных документов применению принципа взимания акцизов
"по месту происхождения" (то есть с применением акцизов по разнице в
ставках и/или без взимания акцизов. С этой целью импортер в обязательном порядке
должен представить копию грузовой таможенной декларации, оформленной в
государстве вывоза товаров.[7, 50]
Перечень подакцизных
товаров:
1) все виды спирта;
2) водка;
3) ликеро-водочные
изделия;
4) крепленые напитки,
крепленые соки ибальзама;
5) вина;
6) коньяки;
7) шампанские вина.
Рассмотрим перечень
налогов, сборов и платежей налогового характера в Казахстане.
1. Налоги включают в
себя:
а) корпоративный
подоходный налог;
б) индивидуальный
подоходный налог;
в) налог на добавленную
стоимость;
г) акцизы;
д) специальные платежи и
налоги недропользователей (подписной бонус, бонус коммерческого обнаружения,
роялти и налог на сверхприбыль).
е) социальный налог;
ж) земельный налог;
з) налог на транспортные
средства;
и) налог на имущество.
Следует отметить, что для
отдельных групп плательщиков применяются специальные налоговые режимы, которые
предусматривают применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных
налогов и представления отчетности по ним. К этой группе плательщиков можно
отнести субъекты малого бизнеса, крестьянские (фермерские) хозяйства,
юридические лица-производители сельхозпродукции, отдельные виды
предпринимательской деятельности.
Уплата налогов при этих
режимах производится на основе:
1) оплаты патента;
2) разового талона;
3) упрощенной декларации;
4) единого земельного
налога.
Необходимо отметить
также, что в Казахстане наиболее приемлем и принят к применению налоговый учет
по методу начислений, т.е. когда доходы и вычеты учитываются с момента
выполнения работ и оказания услуг независимо от времени оплаты. По нашему
мнению, у этого метода существует большой недостаток, так как налоговые платежи
должны быть пересилены даже в случае неоплаты поставок в срок, что приводит к
отвлечению оборотных средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|