Дипломная работа: Налоги и их роль в условиях рыночной экономики
Таблица 7 – Динамика доли
налоговых поступлений в доходах местных бюджетов, %
Наименование платежа |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
96,2327 |
97,9567 |
96,40343 |
95,26459 |
90,94894 |
89,90929 |
Другие поступления |
3,767297 |
2,043303 |
3,596566 |
4,735415 |
9,051061 |
10,09071 |
Примечание – построено автором на
основании данных НКМФ РК |
Анализ структуры доходов
местных бюджетов, приведённый в таблице 5, показывает, что наблюдается
постоянное падение доли налоговых поступлений в общих поступлениях с 97,9% 2003
году до 89,9% в 2007 году (2004 г. – 96,4%, 2005 г. – 95,3%, 2006 г. – 90,9%).
В то время как доля налоговых поступлений доходной части местных бюджетов
уменьшается, увеличивается доля официальных трансфертов, выделяемых бюджетам
областей [12].
В бюджете 9 областей
республики доля официальных трансфертов составляет более 35%. Официальные
трансферты общего характера определяются как разница между прогнозными объемами
доходов и затрат соответствующего местного бюджета. Инструментом оперативного регулирования
межбюджетных отношений в период действия трехлетних объемов официальных
трансфертов общего характера, утвержденных соответствующим законом, являются
целевые трансферты. Согласно Бюджетному кодексу, целевые текущие трансферты
выделяются местным бюджетам для компенсации потерь их потерь в случае принятия
нормативных правовых актов, влекущих увеличение расходов и (или) уменьшения
доходов местных бюджетов, а также целевые текущие трансферты выделяются для
реализации отдельных текущих бюджетных программ, не учитываемых при расчете
объемов официальных трансфертов общего характера.
Из налоговых поступлений
наибольшую долю имеют социальный налог и индивидуальный подоходный налог.
Данный вывод был сделан на основании анализа диаграммы, представленной в приложении
1, из которой видно, что социальный налог приносит наибольшее количество
налоговых платежей в местные бюджеты, подоходный налог занимает вторую по
значимости позицию, на третьей позиции находятся поступления за использование
природных и других ресурсов.
Необходимо также
отметить, что из года в год происходит увеличение объёмов налоговых поступлений
вышеотмеченных налогов. Кроме того, за последние 2 года (2006 и 2007 гг.)
заметно изменилось соотношение объёмов поступлений социального и подоходного налога,
т.е. если в 2002-2005 гг. социальный объёмы поступлений от социального налога заметно
опережали поступления от подоходного налога, то теперь они почти сравнялись,
что является последствием изменения налоговой политики, проводимой в стране.
В соответствии с Приказом
Министра экономики и бюджетного планирования "Об утверждении распределения
поступлений классификации доходов между уровнями бюджета по Единой бюджетной
классификации Республики Казахстан" проведено распределение налоговых поступлений,
акцизов, поступлений за использование природных и иных ресурсов, сборов,
обязательных платежей, пошлин, неналоговых поступлений, трансфертов, погашения
кредитов, займов и т.д. Принцип распределения основан на закреплении 100%
поступления одного наименования поступления в один из уровней бюджета. При этом
3 наименования индивидуального подоходного налога и социальный налог
распределяются по нормативам установленным областными маслихатами между
областным бюджетом и бюджетами районов и городов областного значения. Всего в
республиканский бюджет поступления идут по 151 наименованию, в областные
бюджеты по 45 наименованиям, в бюджеты г.Астана и г. Алматы по 99 наименованиям
и бюджеты районов и городов областного значения по 92 наименованиям [18].
Таким образом, насколько
эффективен такой характер регулирования межбюджетных отношений можно будет
судить по итогам реализации бюджетного цикла. Проблема пересмотра налогового
законодательства особенно актуальна в настоящий момент, в период разделения
государственных функций и полномочий. Представляется несколько не логичным
принятие вначале Бюджетного кодекса с последующим принятием законов по
разграничению полномочий между уровнями государственного управления. Необходимо
было вначале четко определить Реестр государственных функций с разграничением
их между уровнями государственного управления, а затем определить необходимые
объемы и источники финансирования этих функций.
3. Проблемы и направления совершенствования налоговой
системы Республики Казахстан
3.1
Влияние глобализации на налоговую систему
В условиях мировой
глобализации все большее значение приобретает необходимость обеспечения
конкурентоспособности экономики Республики Казахстан, определяемой главным
приоритетом в предстоящий период Президентом страны. При этом глава государства
отмечает, что вопросы выживания для казахстанской экономики остались позади, а
впереди только выбор наиболее прогрессивного мирового опыта для процветания и
стабильного развития.
В мае 2007 года
представители Налогового комитета Министерства финансов РК были участниками
форума Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), местом
которого был многосторонний налоговый центр в городе Анкара [14].
ОЭСР – это форум, на
котором правительства 30 демократических государств совместно работают и
рассматривают экономические, социальные и экологические проблемы, вызванные
глобализацией. Начав свою деятельность с 20 странами – членами в 1961 году,
сегодня ОЭСР насчитывает 30 стран - членов (с 2000 года), которые на ряду с
другими странами принимают участие в работе ОЭСР. Работа в ОЭСР осуществляется
через различные комитеты, состоящие из делегатов от правительств стран – членов
ОЭСР. Секретариат располагается в Париже (≈ 2000 человек).
Одной из главных задач
Комитета по налоговым делам ОЭСР является организация форума для творцов
налоговой политики и административных управляющих для обсуждения вопросов
текущей политики и администрирования, для оказания помощи странам – членам ОЭСР
и экономикам стран не членов ОЖСР в вопросах совершенствования структуры и
деятельности их налоговых систем, для расширения сотрудничества и координации
между ними в сфере налогообложения и поощрения стран не членов ОЭСР к принятию
практики налогообложения, что способствует экономическому росту через развитие
международной торговли и инвестиций.
Ниже приведены основные
темы и информация, которые были раскрыты в ходе проведенного семинара
инструкторами [20].
1. Терминология и общие
соображения по теме уклонение от налогообложения и уплаты налогов
В соответствии с Интернет
– словарем Wikipedia «… Уклонение от налогов – это общий термин для определения
усилий, предпринимаемых физическими лицами, фирмами, доверительными фондами и
другими юридическими лицами, в целях уклонения от налогов незаконными методами.
Согласно Интернет –
словарю Wikipedia «Избежание от налогообложения (tax avoidance) является
правовым использованием налогового режима в собственных интересах с целью
уменьшения суммы налога, подлежащего уплате по закону.
Для чего необходимо
делать различие между двумя этими понятиями?
Потому что в системах
налогов большинства стран это различие делается:
так как в последствии
различные в случае уклонения от уплаты налогов или в случае некриминального
уклонения от налогообложения;
так как законодатели
считают, что умышленное нарушение закона должно трактоваться по-другому, чем в
спорной ситуации в рамках закона, но неприемлемой с позиции правительства;
из-за психологических
различий;
так как случай уклонения
от уплаты налогов может обуславливать стратегию, отличающуюся от случая
уклонения от налогообложения;
так как выявленные
действенные схемы уклонения от налогообложения могут предоставить большее
основание для внесения изменений в законодательство (поправки в материальное
право), чем выявленные случая уклонения от уплаты налогов.
Предложения для
реализации в РК - Рассмотреть необходимость введения понятий «Избежание от
налогообложения» и «уклонение от налогообложения» в казахстанское
законодательство. Рассмотреть вопрос ужесточения ответственности за уклонение
от налогов в уголовном законодательстве.
2. Общие соображения,
касающиеся мер противодействия уклонению от налогообложения
Центральной проблемой
является выявление схем уклонения, которые в основном можно выявить во время
проведения проверок. Нередко налогоплательщикам не удается скрыть все и при
обычной проверке можно выявить следы.
Поэтому инструкторы
предлагали использовать любую имеющуюся для этого информацию о проверяемых
налогоплательщиках, общаться с бывшими супругами, подругами и любовниками,
бывшими сотрудниками, конкурентами, т.е. быть доступными для тех, кто готов
дать информацию. Особенно важно публиковать номера телефонов, адреса
электронной почты, чтобы люди могли дать какую-либо информацию, имеющуюся у
них.
Также инструкторы
говорили о том, что необходимо запрашивать явным образом, в форме налоговой
декларации, следующие сведения:
- имеет ли
налогоплательщик счета в иностранных банках (конкретные формулировки вопроса о
счетах в иностранных банках можно найти в формах налоговых деклараций
Австралии, Франции, Ирландии, Норвегии, США …)
- контролирует ли
налогоплательщик иностранные организации
- владеет ли
налогоплательщик иностранной собственностью.
Т.е., заставляя
налогоплательщика отвечать на конкретный вопрос, необходимо тем самым показать
ему, что в случае неправдивого ответа он пересекает черту и начинает уклоняться
от налогообложения.
Предложения для
реализации в РК - Рассмотреть возможность введения новой формы налоговой
декларации в соответствии с имеющимся международным опытом.
3. Особые меры
противодействия международным схемам уклонения от налогообложения
Взаимодействие с органами
таможенного и пограничного контроля в отношении перемещения денег через границы
- обязательство
регистрировать наличность (определенную сумму), перевозимую через границу
- выборочные проверки
таможенниками
- передача сведений
(непосредственно) в налоговые органы
Ужесточение требований в
отношении анонимных переводов при помощи банковской системы, т.п.
- запрещение анонимных
счетов
- запрещение анонимных
переводов без открытия клиентских счетов
- требование
регистрационного номера налогоплательщика
- не забывать об
альтернативных системах денежных переводов
Предложения для
реализации в РК - усилить работу по взаимодействию с органами таможенной службы
в данном направлении [20].
4. Особое внимание –
доступу к информации, находящей в распоряжении национальных банков
Запрет на анонимные
банковские переводы является сдерживающим фактором только тогда, когда
налогоплательщик знает, что налоговые органы могут получить доступ к банковским
сведениям о его денежных переводах за границу.
Ряд стран имеют
возможность для налоговых целей получать банковские сведения без ограничений
(Австралия, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Италия, Норвегия, Новая Зеландия,
Турция) (Источник: Доклад ОЭСР «Совершенствование доступа…», 2000, п. 81). В
других странах ОЭСР доступ к банковской информации возможен в особых
обстоятельствах.
- Банки подлежат действию
режимов отчетности в отношении валютных и иностранных операций. Иногда их
отчетность по операциям предназначена непосредственно налоговым органам.
Обычно, как минимум, предоставляются сведения о подозрительных операциях в
соответствии с законодательством по борьбе с отмыванием денег. В случае
подозрений в уклонении от налогообложения орган противодействия отмыванию денег
передает эти сведения налоговым органам [21, 52].
- Обзор 15 стран ОЭСР
показал, что большинство налоговых органов имеют возможность получать
информацию по установленным категориям непоименованных налогоплательщиков.
Например, «все клиенты, которые в 2005 г. перевели свыше 5000 евро на счета в
стране A». Достаточные основания для того, чтобы считать, что налогоплательщики
этой категории не соблюдают налоговое законодательство.
- Запросы о получении
доступа к информации относительно категории непоименованных налогоплательщиков
(т.н. запросы касательно «Иван Иваныча») в некоторых странах последнее время
оказались очень действенными. Особенно в отношении феномена оффшорных кредитных
карт.
Если налогоплательщики
пожелают получить доступ к своим не облагаемым налогами оффшорным средствам в
стране проживания, например, через оффшорные кредитные карты, информация об
использовании таких кредитных карт обрабатывается национальными учреждениями.
Налоговые органы могут
получать доступ к информации о таких учреждениях (например, запрашивать
сведения о «всех кредитных картах, использованных внутри страны и выпущенных
банками в стране A», страна A – налоговое убежище).
Предложения для
реализации в РК - Рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в
банковское законодательство с целью предоставления налоговым органам сведений,
составляющих банковскую тайну.
5. Налоговые оазисы и
льготные режимы
Ключевые факторы при
определении налоговых оазисов
Налоги номинальные или
отсутствуют вовсе
Нехватка эффективного
обмена информацией
Нехватка прозрачности
Отсутствие существенной
деятельности
Цели использования
налоговых оазисов: неналоговое использование (например, вследствие меньшего
регулирования / более дешевой регистрации) перевозка грузов, страхование, а
также минимизация налогов.
Возможные меры
противодействия
Заключение договоров со
странами, являющимися налоговыми оазисами;
Законодательство о
контролируемых иностранных корпорациях (КИК) или иностранных инвестиционных
фондах (ИИФ);
Правила о трансфертном
ценообразовании;
Доступ к информации и
раскрытие информации о сделках.
Предложения для
реализации в РК:
Необходимо продолжить
работу по заключению международных договоров об избежании двойного
налогообложения, об обмене информацией;
Рассмотреть возможность
внесения изменения в части ужесточения законодательства о связанных
(взаимосвязанных, взаимозависимых) сторонах.
Рассмотреть необходимость
внесения соответствующих изменений в законодательство о трансфертном
ценообразовании;
Рассмотреть возможность
внесения изменений и дополнений в банковское законодательство с целью
предоставления налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну.
6. Схемы минимизации
налогов
Основные концепции,
которые часто используются в международных схемах минимизации налогов (а также
в допустимых вариантах налогового планирования)
- Использование
«налогового убежища» в стране с более низким уровнем налогообложения;
- Установление
трансфертных цен с целью минимизации налогов;
- Использование дочерней
страховой компании;
- Кредитное
финансирование вместо финансирования за счет собственного капитала;
- Лизинг вместо
кредитного финансирования;
- Преимущества за счет
различий в налогооблагаемых базах;
- Преимущества за счет
различий в правилах в отношении источника;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|