Дипломная работа: Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы
Полинарную
классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники
знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного
познания, предложили В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук.
Наибольшее
распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским.
В ней выделяются три большие группы
методов обучения:
•
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
•
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
•
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности.
Ни
одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика
богаче и сложнее любых, самых искусных, построений и абстрактных схем. Поэтому
поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в
противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать
практику, продолжаются.
3.
Пути совершенствования финансовой системы Республики Казахстан
Развитие экономики любой страны
неразрывно связано с эффективностью формирования кредитного рынка. В связи с
этим в условиях перехода к рынку особую актуальность приобретает вопрос
совершенствования кредитной политики коммерческих банков, способствующей
эффективному движению денежных ресурсов, переливу сбережений населения в
кредитные ресурсы банковской системы.
Организация финансово-кредитного
обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной
системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От
эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма
зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными
единицами, но и темпы экономического развития страны в целом. Вместе с тем
эволюция кредитной системы и кредитного дела в полной мере определяется
экономической ситуацией в стране, господствующими формами и механизмом хозяйствования.
Каждому этапу историко-экономического развития народного хозяйства
соответствуют свой тип организации кредитного дела, своя структура кредитной
системы, отвечающие соответствующим потребностям в кредитно-финансовом
обслуживании отдельных звеньев экономики.
Механизм функционирования кредитной
системы постоянно меняется под влиянием изменений ее организационной структуры,
организационно-правовых форм осуществления кредитных операций, форм и методов
кредитования и кредитно-расчетных отношений.
Реформы в банковском секторе Республики
Казахстан осуществлялись наряду с общегосударственными экономическими
преобразованиями. Одним из приоритетных направлений проводимой банковской
реформы являлись формирование и развитие кредитного рынка, направленных на
предоставление денежных средств юридическим и физическим лицам на условиях
взаимовыгодности и возвратности.
Современное кредитно-денежное и
финансовое хозяйство страны уже прошло этап серьезных структурных изменений.
Перестроилась кредитно-денежная система, возникли новые виды
кредитно-финансовых институтов и операций, модифицировалась система
взаимоотношения центральных банков и финансово-кредитных институтов, сложились
новые пропорции в динамике государственного и частного сектора.
Существенные изменения произошли и в
функционировании банков: повысилась самостоятельность и роль банков в народном
хозяйстве; расширились функции действующих и создались новые
финансово-кредитные институты. Таким образом, на данном этапе возникают новые
проблемы – совершенствование кредитной политики коммерческих банков для более
эффективного развития кредитного рынка и возможности конкурировать с
иностранными банками.
Все более актуальной становится
необходимость в теоретико-методологическом исследовании проблем управления кредитными
операциями, перспектив развития, особенностей и экономических условий
становления и формирования кредитного рынка, перспектив развития новых форм
кредитования в коммерческих банках, путей снижения банковских рисков.
Создание действенных механизмов размещения
денежных средств банков в организованные формы наращивания
финансово-инвестиционного потенциала страны должно ставить своей первоочередной
целью правильное формирование и эффективное использование кредитных ресурсов, т.е.
сокращение дисбалансов в формировании сбережений и распределении кредитов, как
между секторами внутренней экономики, так и внешней, должно стать в перспективе
одним из ключевых приоритетов макроэкономического регулирования.
В течение последних лет наблюдаются
позитивные тенденции развития финансового сектора. Высокими темпами растут
активы и капитал финансовых организаций. Расширяется спектр финансовых услуг,
повышается их качество и доступность. Активизируются интеграционные процессы с
финансовыми рынками стран ближнего зарубежья.
В связи с предстоящим вступлением
Казахстана в ВТО необходимо принятие соответствующих подготовительных мер,
направленных на дальнейшее повышение финансовой устойчивости и
конкурентоспособности отечественных финансовых организаций. В этой связи снятие
ограничений на присутствие иностранного капитала в финансовом секторе
необходимо осуществить поэтапно в течение определенного переходного периода.
В течение последних лет наблюдаются
позитивные тенденции развития финансового сектора. Высокими темпами растут
активы и капитал финансовых организаций. Расширяется спектр финансовых услуг,
повышается их качество и доступность. Активизируются интеграционные процессы с
финансовыми рынками стран ближнего зарубежья.
В связи с предстоящим вступлением
Казахстана в ВТО необходимо принятие соответствующих подготовительных мер,
направленных на дальнейшее повышение финансовой устойчивости и
конкурентоспособности отечественных финансовых организаций. В этой связи снятие
ограничений на присутствие иностранного капитала в финансовом секторе
необходимо осуществить поэтапно в течение определенного переходного периода.
Одной из важнейших задач государства
является обеспечение благоприятных условий для производственной и
инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств, от
которых ожидается активность как в сфере потребления, так и сбережения доходов.
Эффективность реализации мероприятий государства в данной области находится под
влиянием ряда факторов и причин, среди которых выделяется действенность
проводимого в стране денежно-кредитного регулирования и развития банковского
сектора.
Переход к рыночной экономике потребовал
новых и более радикальных преобразований в денежно-кредитной сфере. Возникла
необходимость в использовании экономических рычагов, присущих банкам,
разработке и реализации принципиально новых подходов к управлению денежным
оборотом страны. Одним из направлений структурной перестройки экономики стала
реорганизация банковской системы как необходимое условие макроэкономической
стабилизации и создания предпосылок для экономического роста.
Банковская система играет огромную роль в
функционировании экономики, предоставляя на возвратной основе денежные средства
населению и юридическим лицам. Важнейшим результатом за десятилетний период
развития рыночных отношений стало то, что в Казахстане была создана
двухуровневая банковская система, при которой банки второго уровня имеют
самостоятельное право на совершение кредитных операций в национальной и
иностранной валюте. Теперь она представлена не только учреждениями
государственной собственности, но собственностью частной, смешанной, а также
институтами муниципальными и созданными на паевых началах. С появлением
коммерческих банков ослабла монополия государства в банковском деле,
развивается финансовый рынок со всеми его сегментами и набирает силу
конкуренция между субъектами этого рынка.
В Послании народу Казахстана «Казахстан-2030.
Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» Глава
государства поставил перед Правительством ряд важнейших стратегических задач,
направленных на рост качества жизни казахстанцев и построение
конкурентоспособного государства.
В настоящее время, чтобы и дальше
повышать уровень жизни населения, необходимо поддерживать постоянный рост
экономики. А он в современном мире возможен только в том случае, если мы
перейдем к современному типу экономики, основанному на передовой науке и
информационных технологиях.
В решении поставленных задач бюджетной
системе принадлежит важнейшая роль. Министерство финансов Республики Казахстан,
являющееся одним из главных экономических ведомств страны и уполномоченным
органом по исполнению бюджета, обеспечивает, прежде всего, реализацию
государственной политики в области налогообложения, исполнения бюджета, учета и
отчетности об исполнении бюджетов.
В этой связи необходимо решение ряда
проблем.
В области налогообложения, необходимо
решить проблемы:
- при осуществлении учета и ведении лицевых
счетов налогоплательщиков;
- при представлении налоговой отчетности в
электронном виде и организации удаленного доступа к лицевым счетам;
- при осуществлении электронного
камерального контроля по НДС;
- при проведении налоговых проверок и
документировании процедур проверок с помощью специализированного компонента
интегрированной налоговой информационной системы (ИНИС) «Электронный контроль
налогового аудита» (ЭКНА);
- отсутствие автоматизированного
взаимодействия при работе с банками второго уровня по получению информации о
движении денежных средств на банковских счетах бездействующих налогоплательщиков;
- при текущем использовании информационных
технологий, отрицательно влияющих на эффективность применения информационных
систем налогового администрирования.
Также в части отсутствия единой системы,
осуществляющей мониторинг правильности, полноты и своевременности обработки
документов, поступающих от населения в органы, осуществляющие ведомственную
регистрацию, а также недостаточно оборудованных помещений, выделенных для
размещения серверного и коммуникационного оборудования [13].
Поэтому в качестве первого направления
выделена мобилизация финансовых ресурсов, в цели которой входит обеспечение
полноты поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет,
финансирование дефицита бюджета.
Для реализации данного направления
необходимо повысить собираемость налогов и максимально обеспечить их
поступление в бюджет, внедрить электронный контроль за поступлением налогов и
других обязательных платежей в бюджет и широко использовать информационные
технологии при взаимодействии с уполномоченными органами.
Учитывая то, что с каждым годом объемы
бюджетных средств, направленные на развитие экономики, растут, результаты их
использования и управления ими должны быть максимально эффективны и прозрачны,
в этой связи вторым стратегическим направлением было решено определить
обеспечение эффективного использования и управления государственными
финансовыми ресурсами.
В рамках данного направления планируется
улучшить работу службы внутреннего контроля, обеспечить эффективное управление
государственными активами, государственным и гарантированным государством
долгом, правительственными требованиями и обязательствами, исполнение расходной
части бюджета путем проведения анализа факторов, влияющих на индикаторы
результативности, отчетность об исполнении бюджетов и т.д.
В цели указанного направления входит
анализ факторов, влияющих на индикаторы результативности исполнения бюджета.
Для реализации данного направления
необходимо обеспечить своевременное и эффективное исполнение республиканского
бюджета, взаимодействие с администраторами бюджетных программ и местными
исполнительными органами в процессе мониторинга исполнения бюджета,
совершенствование бюджетного законодательства в части исполнения бюджета.
Так, в части исполнения бюджетных
программ существуют следующие проблемы:
- многоступенчатость и сложность бюджетных
процедур при исполнении бюджета (от принятия решений по мероприятиям бюджетных
программ, до окончательных расчетов), которые приводят к неэффективной
реализации бюджетных программ;
- продолжает оставаться острой проблема
своевременного исполнения бюджетных программ. Несмотря на некоторое повышение
бюджетной дисциплины в этом вопросе, благодаря усилению административных мер
воздействия на государственные органы, продолжают иметь место недостатки в
планировании сроков и ресурсов для реализации мероприятий бюджетных программ.
В настоящее время имеются отдельные
проблемы, которые отражаются на эффективности финансового контроля. Прежде
всего, это касается критериев определения сумм к возмещению, так как в
законодательстве четко не определены понятие и процедуры возмещения незаконно
использованных средств.
Кроме того, сегодня достаточно большой
объем государственных финансовых ресурсов направляется вновь созданным
институтам развития, а также в корпорации со смешанным капиталом в рамках
реализации стратегических планов развития страны, что фактически выводит их за
рамки контроля со стороны Правительства и, как следствие, указанные активы
могут оказаться в «серой зоне». Это вызывает необходимость создания новых
инструментов финансового контроля и расширение полномочий соответствующих
органов.
Однако и со стороны управления
предприятиями со смешанным капиталом имеется ряд проблем, в том числе
недостаточно эффективное управление государственными активами со стороны
государственных органов, а также должностных лиц, представляющих интересы
государства в органах управления государственными предприятиями, акционерными
обществами (товариществами с ограниченной ответственностью), пакеты акций (доли
участия) которых принадлежат государству. Кроме того, виды деятельности,
осуществляемые государственными предприятиями шире, нежели определенные
законодательством Республики Казахстан, а также представлены в конкурентной
среде.
В результате убыточной деятельности
некоторых организаций произошло уменьшение размера собственного капитала, что
привело к уменьшению стоимости активов государства, переданных на праве
хозяйственного ведения и балансовой стоимости акций, принадлежащих государству.
В ряде организаций имеется дебиторская
задолженность, сроки истребования которой наступили год и более тому назад.
Такая ситуация самым негативным образом сказывается на финансовом состоянии
организаций.
Отдельные государственные органы после
неоднократных реорганизаций утратили связь с подведомственными им ранее
организациями, не владеют информацией об их деятельности, не предпринимают
необходимые меры по обеспечению выведения нефункционирующих организаций из
единого Государственного регистра юридических лиц и реестра филиалов и
представительств.
Также своевременно не вносятся
соответствующие изменения и дополнения в Перечень республиканских
государственных предприятий в связи с реорганизацией либо ликвидацией,
передачей в коммунальную собственность республиканских государственных
предприятий.
Кроме того, на сегодняшний день
обозначились проблемы, которые явились следствием отсутствия должного контроля
со стороны государственных органов и несоблюдения подведомственными им
организациями норм законодательства Республики Казахстан.
В настоящее время многие компании еще
остаются в государственной собственности и играют важнейшую роль в экономике
Казахстана, ряд из них обеспечивают инфраструктуру, необходимую для успешного
функционирования других организаций.
Поэтому эффективность деятельности этих
госкомпаний имеет важнейшее значение для развития казахстанской экономики.
В этих целях Правительством Республики
Казахстан поставлена цель – вывести эти госкомпании на максимально высокий
уровень эффективности деятельности. В основе концепции создания государственной
холдинговой компании заложен международный опыт таких стран, как Сингапур,
Испания, Великобритания.
На сегодняшний день поступления
дивидендов на государственные пакеты акций, доходов на долю участия товариществ
с ограниченной ответственностью, отчислений части чистого дохода
республиканских государственных предприятий сформированы исходя из нынешней
ситуации в сфере управления государственными активами. При этом данные
показатели могут быть откорректированы только после утверждения перечней
объектов государственной собственности, передаваемых в национальные холдинги,
национальную управляющую компанию, социально-предпринимательским корпорациям и
в конкурентную среду [14].
В рамках достижения данного направления
также проводится работа по введению мировых стандартов корпоративного
управления в компаниях с государственным участием, использованию
государственных активов для развития государственного частного партнерства.
Работа по передаче объектов
государственной собственности в концессию также будет возможно после формирования
и утверждения соответствующего перечня.
С увеличением в последние годы объемов
средств, передаваемых нижестоящим уровням государственного управления, большое
значение имеет обеспечение межбюджетных отношений полным объемом группировочных
кодов. В связи с этим, для получения достоверной и реалистичной отчетности об
исполнении бюджетов, качественного улучшения услуг по ее представлению
требуется совершенствование Единой бюджетной классификации путем усиления
взаимодействия с Министерством экономики и бюджетного планирования Республики
Казахстан, а также совершенствование методической и разъяснительной работы с
местными исполнительными органами.
Исходя из важности вопроса повышения
прозрачности бюджетной системы и всего бюджетного процесса, необходима
унификация требований к составу и содержанию бюджетной отчетности с тем, чтобы
приблизить их к требованиям для отчетности юридических лиц в соответствии с
Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
С другой стороны не менее важной функцией
Министерства финансов, помимо исполнения бюджета, является предоставление
государственных услуг различного характера достаточно широкому кругу
получателей: как вышестоящим органам (Парламенту, Администрации Президента,
Правительству Республики Казахстан) и иным государственным органам, так и
частному сектору (населению, юридическим лицам).
В этой связи выделено третье
стратегическое направление – повышение качества и доступности государственных
услуг, в пределах которого можно выделить, наряду с прочими услугами, внедрение
МСФО, улучшение качества таможенного оформления и казначейского обслуживания.
В течение нескольких лет казначейская
система республики показывала себя динамично развивающимся финансовым
институтом, являющимся информационной основой для эффективного управления
государственными финансами на всех уровнях, с жестким контролем за исполнением
бюджетных процедур.
В настоящее время в системе казначейства
возникают следующие проблемы:
1 В последние годы заметно увеличиваются
объемы бюджетов, соответственно увеличивается объем обрабатываемых документов в
системе казначейства. Основной проблемой в этом направлении являются задержки в
обработке документов и выдаче форм отчетности в связи с ростом трафика и
увеличением нагрузки на производительность системы.
2 В связи с динамичным развитием
экономики страны, необходимо проведение анализа состояния государственных
финансов, а следовательно необходимо совершенствовать бухгалтерский учета и
составление финансовой отчетности в государственных учреждениях.
В области внедрения МСФО Министерством
обеспечена нормативная правовая база по переходу на МСФО. Осуществлен перевод и
опубликованы МСФО версии 2006 года на государственном языке, опубликование
официальной версии МСФО 2006 года на русском языке, разработаны методические
рекомендации к МСФО. В реализацию обновленного Закона Республики Казахстан «О
бухгалтерском учете и финансовой отчетности» разработаны нормативные правовые
акты, обеспечивающие дальнейшее развитие системы бухгалтерского учета и
финансовой отчетности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|