Дипломная работа: Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы
Финансовая система Казахстана на сегодняшний день
является, по сравнению с другими странами СНГ, наиболее реформированной и
опережает страны постсоветского пространства по уровню развития финансового
сектора на несколько лет. Она признана одной из самых прогрессивных, и это
подтверждают ведущие международные эксперты.
Осуществление государственных регулирующих и надзорных
функций за финансовым сектором закреплено за следующими государственными
органами: Правительством, Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством
по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в рамках
законодательно закрепленных за ними функций и полномочий.
Составной частью политики Республики Казахстан в сфере
регулирования и надзора национального финансового рынка были приоритеты
создания новой системы государственного регулирования деятельности финансовых
институтов, предусматривающей, с учётом положительной международной практики по
этому вопросу, объединение всех надзорных и регуляторных функций в рамках
одного специализированного органа.
В связи с этим в конце 90-х годов в республике начали
формироваться элементы новой системы государственного регулирования деятельности
финансовых институтов, на основе практики и общей методологической базы
надзора, сформированной Национальным Банком Республики Казахстан. В течение
нескольких лет Национальному Банку были переданы функции и полномочия
Департамента страхового надзора Министерства финансов Республики Казахстан по
надзору страхового рынка (1998 г.), Национальной комиссии Республики
Казахстан по ценным бумагам – по регулированию рынка ценных бумаг (2001 г.),
Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов
Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан – по
регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов (2002 г.).
В 2003 году Национальный Банк Республики занимал ключевую
позицию в регулировании финансового рынка страны. Такая концентрация
регуляторных и надзорных функций в центральном банке страны была промежуточным
шагом к созданию самостоятельного государственного органа надзора, путем его
выделения из Национального Банка Республики Казахстан.
Основной целью реформы государственного регулирования и
надзора финансового рынка и финансовых организаций являлось создание
эффективной и независимой системы консолидированного надзора, в целях повышения
уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг и развития стабильной
инфраструктуры отечественного финансового рынка.
Важным фактором развития финансового сектора страны стало
начало деятельности с 1 января 2004 года Агентства Республики Казахстан по
регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК),
которому были переданы соответствующие функции и полномочия от Национального
Банка.
Законом Республики Казахстан «О государственном
регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» были
определены новые цели государственного регулирования и надзора на финансовом
рынке и финансовых организаций:
1) обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и
финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом;
2) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей
финансовых услуг;
3) создание равноправных условий для деятельности
финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции
на финансовом рынке.
Законодательно определенными задачами государственного
регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций были
признаны:
1) установление стандартов деятельности финансовых
организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления
финансовых организаций;
2) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в
целях сохранения устойчивости финансовой системы;
3) сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового
рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой
стабильности;
4) стимулирование внедрения современных технологий,
обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности
финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах.
В своей деятельности Агентство сохранило преемственность
политики и практики регулирования и надзора финансового рынка и руководствуется,
прежде всего, целью дальнейшего реформирования системы государственного
регулирования финансового рынка – создание независимой и эффективной системы
консолидированного финансового надзора, включая комплексную реализацию методов
и процедур надзора и регулирования финансового рынка для повышения уровня
защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также формирования
стабильного отечественного финансового рынка.
Указом Президента Республики Казахстан №1270 от 31.12.2003
года было утверждено Положение об Агентстве Республики Казахстан по
регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Законодательство Республики Казахстан о государственном
регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций основывается
на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных
нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Целями государственного регулирования и надзора
финансового рынка и финансовых организаций являются:
1) обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и
финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом;
2) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов
потребителей финансовых услуг;
3) создание равноправных условий для деятельности
финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции
на финансовом рынке.
2. Принципами государственного регулирования и надзора
финансового рынка и финансовых организаций являются:
1) эффективное использование ресурсов и инструментов
регулирования;
2) прозрачность деятельности финансовых организаций и
финансового надзора;
3) стимулирование управления финансовых организаций,
основанного на оценке рисков;
4) комплексность мер по обеспечению защиты интересов
потребителей финансовых услуг путем поддержки развития новых финансовых
инструментов и услуг, а также внедрения современных технологий на финансовом
рынке;
5) ответственность органов финансовой организации.
Задачами государственного регулирования и надзора
финансового рынка и финансовых организаций являются:
1) установление стандартов деятельности финансовых
организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления
финансовых организаций;
2) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в
целях сохранения устойчивости финансовой системы;
3) сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового
рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой
стабильности;
4) стимулирование внедрения современных технологий,
обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности
финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах.
Не допускается осуществление профессиональной деятельности
на финансовом рынке лицами, не обладающими соответствующей лицензией, выданной
в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Сделки по оказанию финансовых услуг, совершенные без
соответствующей лицензии уполномоченного органа, являются недействительными.
Пруденциальными нормативами являются экономические
ограничения, устанавливаемые уполномоченным органом для финансовых организаций
в целях обеспечения их финансовой устойчивости и защиты интересов потребителей
финансовых услуг.
В случаях, предусмотренных законодательными актами
Республики Казахстан, уполномоченный орган вправе устанавливать пруденциальные
нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты на консолидированной
основе.
Определенное участие в управлении государственными
финансами принимает Национальный банк Республики Казахстан в соответствии со
спецификой своих функций.
Национальный банк Республики Казахстан как
непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при
проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения,
управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством
финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем взаимствовании
денежных средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому
эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на
состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при
проведении единой финансово-кредитной политики государства [5, 203].
Компетенция Правительства Республики Казахстан в
управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти
и включает:
1) разработку основных направлений социально-экономической
политики, стратегических и тактических мер по ее осуществлению;
2) разработку государственных социально-экономических и
научно-технических программ, индикативных планов;
3) разработку и исполнение республиканского бюджета;
4) разработку и осуществление мер по укреплению финансовой
системы страны, обеспечение контроля за соблюдением законности при образовании
и использовании государственных финансовых, валютных и материальных ресурсов;
5) осуществление структурной и инвестиционной политики;
6) организацию управления государственной собственностью;
7) решение вопросов социально-экономического развития
регионов;
8) разработку мер по реализации внешнеэкономической
политики, сотрудничеству с другими государствами и взаимодействию с
международными финансовыми организациями;
9) осуществление иных полномочий в соответствии со
статусом, определенным Конституцией страны.
Общегосударственные финансы управляются Министерством
финансов.
Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в
соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим
законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных
представительных и исполнительных органов, приказами, инструкциями и указаниями
Министерства финансов и налоговых органов.
Предупреждение, выявление, привлечение и расследование
правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности призвана
обеспечить финансовая полиция – как правоохранительная структура, включающая
центральное Агентство и территориальные органы. В целом их задачи состоят в
обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе
расследование правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов,
таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией (отмыванием)
денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем.
Органы финансовой полиции осуществляют
оперативно-розыскную деятельность в отношении лиц, совершивших правонарушения в
сфере экономической и финансовой деятельности или подозреваемых в их
совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству ущерба. В их
задачи входит также совершенствование форм и методов борьбы с экономической и
финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и
таможенными органами профилактических мероприятий по вопросам своей
компетенции, обеспечение безопасности деятельности финансовых, налоговых и
таможенных органов, разработка правовых, организационных и экономических
механизмов реализации своей деятельности.
Органы финансовой полиции взаимодействуют с компетентными
органами зарубежных государств по вопросам предупреждения, выявления и
пресечения правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности,
участвуют в аналогичной деятельности международных организаций.
Задачами таможенных органов являются защита экономических
интересов и экономической безопасности страны (таможенный и валютный контроль,
борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями
таможенных правил и налогового законодательства, а в части финансов – взимание
таможенных платежей и налогов, штрафов, конфискации товаров и транспортных
средств [5, 211].
3.
Методика преподавания основ экономики в школе
На
современном этапе развития общества гуманизация и демократизация заявлены как
основные принципы реформы системы образования в Республике Казахстан. В этих
условиях образование в общеобразовательной школе рассматривается как средство
безопасного и комфортного существования личности, не исключает высокого уровня
экономического развития, «…увеличение внимания к личности учащегося, как высшей
ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими
интеллектами, моральными и физическими качествами». Такая постановка вопроса
требует переориентировки всей системы воспитания и образования на личность ребенка.
В связи с этим, одной из главных педагогических проблем, стоящих сегодня перед
преподавателем, является формирование у учащихся положительного отношения к
процессу обучения в общем и к занятиям по экономике в частности. Значение
экономического воспитания школьника обусловлена потребностями государства в
подготовке трудоспособного подросткового поколения, кадров, востребованных на
рынке труда. В связи с интенсификацией и возрастающей интеллектуализацией
учебного труда, вызванными повышением научно-теоретического уровня содержания
учебных предметов, широким внедрением компьютеризации, проблема повышения
эффективности школьного урока и, в частности, методика преподавания экономики
становится наиболее актуальна. Урок – творческий акт, он требует от учителя и
учащегося мобилизации их интеллекта и эмоциональных сил.
Общие
требования к уроку кратко можно сформулировать так:
-
вооружать учащихся сознательными, глубокими и
прочными знаниями;
-
формировать у учащихся прочные навыки и
умения, способствующие подготовке их к жизни;
-
повышать воспитательный эффект обучения на
уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
-
осуществлять всестороннее развитие учащихся,
развивать их общие и специальные особенности;
-
формировать у учащихся самостоятельность,
творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения
творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.
-
вырабатывать умения самостоятельно учиться,
приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать
навыками и умениями и творчески применять их на практике;
-
формировать у учеников положительные мотивы
учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в
расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Эти
требования условно можно поделить на четыре группы.
Воспитательные
требования. Воспитывать моральные
качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с
жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.
Мастерство
учителя на лабораторно-практическом занятии заключается главным образом в умелом
владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших
достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном
руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их
интеллектуальным развитием.
Дидактические
требования. Обеспечивать познавательную
активность на уроках экономики, рационально сочетать словесные, наглядные и
практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных
задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем
тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в
различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль
за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий.
Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса,
корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их
причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и
самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное
привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению
практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и
умений.
Психологические
требования. Учитель контролирует точность,
тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и
характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно
ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и
доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен
отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное
психическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или, наоборот,
излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.
Гигиенические
требования. Соблюдение температурного
режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе,
монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением
практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в
познавательную деятельность различные органы чувств.
Дидактика
опирается главным образом на следующие принципы обучения: научности,
систематичности, связи теории с практикой, сознательности обучения, единства
конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения
индивидуального и коллективного. Все эти принципы обучения взаимосвязаны и
взаимозависимы, дополняют и обуславливают друг друга.
В
принципах обучения заключен исторический и педагогический опыт, общественный
смысл, они выражают картину состояния процесса обучения. В то же время, если
смотреть с позиции современной науки и требований школы, они не имеют
доказательной основы. Однако в качестве отправной платформы теории обучения они
совершенно необходимы.
Принципы
обучения имеют достаточно четкие определения.
Принцип
научности. В содержании этого принципа указывается, что все сообщаемые учебные
сведения должны находиться в полном соответствии с современной наукой.
Для
учебного процесса существенную роль играет степень научности как мера оценки
значения научных факторов, теории и гипотетических положений. С определением
степени научности связана форма научного выражения предметов изучения. Форма
научности и язык науки являются существенными показателями характера изучаемых
предметов. Значительное внимание в обучении следует уделять строгости и
корректности выражения научной информации, системы изложения и связей.
Принцип
систематичности означает, что все знания, сообщаемые учащимся, должны ими
усваиваться в определенной, педагогически обоснованной системе. Но система
понимается в дидактике упрощенно, только как систематичность, как последовательность
и логическая связь в изучении материала.
Исходя
из этого принципа, педагог обосновывает и применяет средства и метод обучения.
Принцип
наглядности рассматривается наряду с принципом доступности в качестве
основополагающего: подчеркивается высокая значимость наглядных опор.
Принцип
связи теории с практикой. Теория и практика обучения рассматриваются как единое
и неразрывное в системе приобретения знаний и навыков.
Связь
теории с практикой требует решения ряда неотложных задач, и в первую очередь
следующих:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|