Дипломная работа: Экономические проблемы развития малого бизнеса
Так, обобщая результаты социологических опросов по вопросам развития
малого, предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном Российской
ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России.
Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в
России: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки,
дефицит; трудности получения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность
партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация;
бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия
правительства, властей; коррупция, взятки; недостаток материальной базы;
финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт,
поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия
государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей;
недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров;
проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств;
невыгодность производства; громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет; невыгодность
инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров;
отрицательное отношение к предпринимателям.
Только перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются
отечественные предприниматели, свидетельствуют, что пока не сформированы
условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, малого в
особенности, учитывая его активную роль в экономике, когда предпринимательство
станет ведущим субъектом рыночной экономики, о чем свидетельствует опыт
развитых стран.
Проведенные Институтом стратегического анализа и развития
предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что «свыше
80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке
своей предпринимательской деятельности, а 70% – что им нужны надежные
законодательные гарантии». [34, с. 51].
Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий
постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны Федеральных,
региональных и местных органов власти, около 83% – в предоставлении налоговых
льгот, 57% обследованных малых предприятий – в получении льготных кредитов для
осуществления конкретных проектов.
Основное противоречие современного положения малого
предпринимательства в России состоит в том, что оно характеризуется высокой
социально-экономической значимостью и одновременно относительно низким уровнем
жизнеспособности. Это противоречие предопределяет необходимость его
государственной поддержки.
Необходимыми условиями развития малого предпринимательства в
современной России являются:
Первое условие связано с формированием благоприятного
предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и
муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации.
Второе условие – необходимость скорейшего и резкого уменьшения
налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях
надо применять кардинальные меры – вплоть до введения налоговых каникул на
первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных,
строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для
социального малого предпринимательства – медицинских центров, учебных
заведений, библиотек и т.п.
Третье условие – налаживание межведомственной координации и
установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне
за реализацией решений Президента РФ.
Четвертое условие – активизация потребительского спроса и
постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского
поведения.
Государственная политика поддержки малого предпринимательства – самостоятельное
системное направление социально-экономической политики государства. В основном
она осуществляется в двух вариантах:
первый – широкое государственное регулирование деятельности малого
бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки;
второй – умеренное государственное регулирование малого бизнеса в
условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и развитие
конкурентоспособных малых предприятий.
Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на
разных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому
предпринимательству необходим вариант государственной политики, включающий
следующие направления:
– «формирование инфраструктуры поддержки и развития малого
предпринимательства;
– создание льготных условий использования субъектами малого
предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и
информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
– установление упрощенной системы порядка регистрации
субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности,
сертификации их продукции, представления государственной статистической
отчетности;
– поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого
предпринимательства, включая содействие развитию их торговых,
научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными
государствами;
– организация подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров для малых предприятий и др.». [22, с. 114].
Формами государственной поддержки малого предпринимательства
являются:
– оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной
основе;
– финансирование федеральных программ поддержки и развития
малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям,
осуществляющим приоритетные виды деятельности;
– льготное кредитование и страхование субъектов малого
предпринимательства и др.
Важную роль в механизме поддержки малого предпринимательства
должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого
предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его
участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой
помощи и предоставления льготных кредитов.
Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической
поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами
местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в
лизинг – оборудования.
Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования программ и
проектов развития и поддержки малого предпринимательства в субъектах Федерации.
В некоторых из них финансирование осуществляется за счет средств: городского
бюджета; от приватизации имущества; фондов занятости; муниципальных фондов
поддержки малого предпринимательства; других внебюджетных источников
финансирования, Добровольных взносов юридических и физических лиц и др.
Основное предложение на рынке микрофинансовых услуг в регионах
формируют небанковские микрофинансовые организации: фонды поддержки предпринимательства,
кредитные кооперативы, частные компании, а также кредитные организации,
осуществляющие депозитно-кредитные операции.
«На начало 2007 г. в России действовало более 1500 кредитных
потребительских кооперативов разных видов, а также около 300 государственных и
муниципальных фондов, распоряжающихся портфелем займов в сумме не менее 15 млрд.
руб. и обслуживающих около 250 тыс. субъектов малого предпринимательства». [26,
с. 36]. Следующий по численности сегмент рынка – частные фонды поддержки
предпринимательства и некоммерческие партнерства.
Все более заметную роль в предоставлении микрофинансовых услуг
играют коммерческие организации в форме хозяйственных обществ.
По итогам 2006 г. выдачу микрозаймов осуществляло около 20
коммерческих организаций, имеющих более 100 филиалов в 40 регионах, с
совокупным портфелем займов более 1,5 млрд. руб. Поскольку эти организации
ведут свою деятельность за счет собственных средств, а также кредитов банков,
без привлечения средств населения, риски финансовой системы маловероятны.
В последнее время особое внимание уделяется развитию малого и
среднего бизнеса, созданию разветвленной и всеохватывающей системы оказания
розничных финансово-кредитных услуг, и все большую роль в этом призваны играть
органы местного самоуправления.
Позитивный опыт работы небанковских организаций
микрофинансирования уже накоплен в ряде субъектов РФ: Воронежской,
Белгородской, Смоленской, Свердловской, Ленинградской, Волгоградской областях,
а также в республиках Удмуртия, Татарстан и т.д. В этих регионах в рамках
федеральной программы и мероприятий по государственной поддержке малого
предпринимательства, а также при участии администраций регионов, банков созданы
и действуют различные микрофинансовые организации, кредитный портфель которых
составляет 3,2 млрд. руб.
Типичный клиент (заемщик) программы небанковского
микрокредитования – это предприниматель, который работает сам либо с 1–3
наемными работниками и нуждается в небольших краткосрочных займах для ведения
своего бизнеса.
Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого
предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной
структуры поддержки малых предприятий как на уровне государства, так и на
региональных уровнях.
Таким образом, меры государственной поддержки малого
предпринимательства можно классифицировать следующим образом: это поддержка
малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях.
В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежат:
1)соответствующий (федеральный, региональный,
местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает
основ такой поддержки;
2)соответствующая (федеральная, региональная,
местная) программа поддержки малого предпринимательства.
В этих двух документах обычно содержатся как реальные льготы, так
и указание органам исполнительной власти на разработку отдельных мер поддержки.
В последнем случае сами льготы закреплены в нормативных актах органов
исполнительной власти соответствующего уровня.
Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малого
предпринимательства условно можно разделить на те, что связаны с
налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, и иные льготы и
преимущества, например упрощенная регистрация, льготное кредитование и т.д.
В свою очередь, первые из них можно разделить на нормы об
упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства, предусмотренные федеральным и региональным
законодательством, и на льготы для субъектов малого предпринимательства, находящихся
на обычной системе налогообложения (льготы по налогу на прибыль).
Основными направлениями налоговой политики нашего государства для
целей поддержки малого предпринимательства являются:
1) освобождение бюджета от непосильных обязательств, снижение налогового
бремени товаропроизводителей, расширение на этой основе налогооблагаемой базы и
усиление налогового администрирования;
2)упрощение налоговой системы и уменьшение числа
налогов, перенос налоговой нагрузки на те виды доходов, которые не оказывают
негативного воздействия на легализацию прибыли, личных доходов;
3)существенное увеличение доходов государства за
счет проведения комплекса мероприятий, стимулирующих отказ предпринимателей от
теневой экономической деятельности;
4)предоставление субъектам РФ самостоятельных
налоговых источников, соответствующих объему их конституционных функций,
постепенное сокращение объемов федеральных трансфертов;
5)проведение налоговой реформы одновременно с
бюджетной реформой;
6)укрепление налоговой базы субъектов РФ, органов
местного самоуправления;
7)повышение уровня собираемости налогов;
8)укрепление налоговой базы федерального бюджета
как главного стабилизирующего фактора экономики страны;
9)ужесточение административной и уголовной
ответственности за незаконные производство и оборот этилового спирта,
спиртосодержащей и алкогольной продукции, усиление регулирования оптовой и
розничной торговли через аккредитацию и создание специализированных оптовых
торговых организаций;
10)отмена льгот по уплате таможенных платежей, за
исключением льгот, предусмотренных международными договорами и законами РФ;
11)сохранение накоплений населения путем снятия
налоговых ограничений в целях расширения возможностей покупки мерных золотых
слитков и монет физическими лицами;
12)постепенная унификация налоговой системы
Российской Федерации с налоговыми системами иностранных (европейских)
государств в целях плавного интегрирования налогового законодательства России в
налоговую систему ЕЭС;
13)постепенный переход к более справедливому
налогообложению доходов физических лиц в зависимости от уровня этих доходов;
14)социализация налоговых поступлений государства, т.е.
направление налоговых поступлений в государственные налоговые фонды,
конкретизирующие расходы бюджета на социальную сферу (например, Специальный
государственный налоговый фонд детских домов и больниц, Специальный
государственный налоговый фонд федерального транспорта, Специальный
государственный пенсионный налоговый фонд, и т.д.);
15)усиление налогового администрирования
нефтехимической промышленности;
16)совершенствование механизмов привлечения
иностранного капитала в Российскую Федерацию (например, создание специального
режима свободных налоговых зон исключительно для капитала, имеющего иностранное
происхождение);
17)открытость информации о налогах, деятельности
государства по изменению существующей налоговой системы, обязательное доведение
до общественности информации о налоговых доходах и расходах государства (по
аналогии с порядком, функционирующим в США);
18)создание условий по повышению
общеобразовательного уровня налогоплательщиков в области законодательства о
налогах и сборах Российской Федерации;
19)проработка концепции гибкого налогообложения
организаций, выполняющих военно-промышленный заказ, предприятий стратегического
значения;
20)отстаивание интересов российских
налогоплательщиков за рубежом, национальная налоговая опека организаций,
возвращающих финансы в Россию из-за рубежа, доработка межправительственных
соглашений об избежание двойного налогообложения в этих целях.
Снижение налогового бремени невозможно осуществить, не добившись
его равномерного распределения среди налогоплательщиков.
В настоящее время субъекты малого предпринимательства могут
перейти на:
1)упрощенную систему налогообложения, учета и
отчетности на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ;
2)уплату единого налога на вмененный доход на
основании главы 26.3 Налоговое кодекса РФ.
Сельскохозяйственные производители могут уплачивать единый
сельскохозяйственный налог в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября
2003 г. №147-ФЗ «О внесении изменений в гл. 26.1 ч. 2
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации», с принятием которого существенно
изменен специальный налоговый режим, предусматривающий более льготные условия
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Таким образом, важную роль в стимулировании малого бизнеса
призваны сыграть и меры налогового порядка. Имеется в виду прежде всего, что
система его налогообложения должна быть щадящей – не тормозящей его развитие.
Вместе с тем снижение налогового бремени и упрощение налоговой
отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться с увеличением доли налогов,
уплачиваемых субъектами малого бизнеса, в налоговых доходах федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Очевидно, что решение таких противоречивых задач возможно только
при максимально возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес,
увеличении их численности и численности работников на предприятиях малого
бизнеса, росте объемов производства и товарооборота в них.
Упрощение и облегчение налогообложения предполагается только для
малых предприятий, параметры деятельности которых учитываются в уже существующих
специальных режимах налогообложения, так что принципиальных изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации (далее везде – НК РФ) по этим режимам для
малого бизнеса можно и не вносить.
Вместе с тем показатели налоговых поступлений от специальных
налоговых режимов для малого бизнеса свидетельствуют, что задача повышения
вклада налоговых поступлений от этого сектора экономики в бюджетную систему
страны не решена.
Как известно, упрощенная система налогообложения предусматривается
для контингента налогоплательщиков с численностью работающих до ста человек и
вполне подходит для налогообложения субъектов малого бизнеса. Что касается
микробизнеса, то существующее в настоящее время обложение в виде единого налога
на вмененный доход предусмотрено как раз для этой категории налогоплательщиков –
не увязывается ни с численностью работников, ни со стоимостью используемых в
производстве основных фондов и нематериальных активов.
Введенные в России специальные налоговые режимы позволили в
значительной мере снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это положительно
сказалось на развитии производства, оживлении инновационной деятельности.
Упрощение же отчетности снизило издержки на ведение налогового и бухгалтерского
учета и облегчило налоговое администрирование соответствующего контингента
налогоплательщиков.
Часть предпринимателей, ранее пребывавших в режиме общего
налогообложения, перешла за последние 5 лет на специальные налоговые режимы,
многие предприниматели покинули «теневую» сферу. «С 2002 г. по 2007 г.
численность налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы,
увеличилась с 2 до 3,7 млн., а поступления налогов, уплачиваемых в их рамках,
выросли в 3,3 раза.
В 2007 г. поступления налогов от предпринимателей, перешедших
на упрощенную систему налогообложения, увеличились по сравнению с 2006 г.
на 50%, а по сравнению с 2005 г. – в 2,2 раза, что значительно превышает
соответствующие показатели по всем налоговым поступлениям в целом. Вместе с тем
доля налога при упрощенной системе налогообложения в налоговых поступлениях
2007 г. мала – всего 1,2%. Закрепление налога, уплачиваемого при
применении упрощенной системы налогообложения, за бюджетами регионов и местными
бюджетами крайне слабо повлияло на стабилизацию доходной базы соответствующих
бюджетов – доля этого налога в консолидированных бюджетах субъектов Российской
Федерации составила всего 2%, а в местных бюджетах – 1,9%». [25, с. 24].
Поступления единого налога на вмененный доход характеризуются
низкой динамикой. Это можно объяснить тем, что контингент предпринимателей,
работающих на этом режиме, может расширяться только за счет тех видов
деятельности, которые предусмотрены в местном или региональном налоговом
законодательствах по единому налогу на вмененный доход. Вместе с тем следует
отметить, что доля этого налога в налоговых поступлениях местных бюджетов
становится достаточно значительной: «здесь удельный вес поступлений единого
налога на вмененный доход в 2007 г. составил 8,5%, однако по сравнению с
2006 г. этот показатель снизился на 0,9 процентных пункта». [48, с. 37].
Говорить всерьез о поступлениях от применения патентной формы
уплаты налога пока не приходится – за весь 2007 г. поступило всего 6,5 млн.
руб., хотя это и в 2,2 раза больше, чем в 2006 г.
Государственная поддержка малого предпринимательства
осуществляется по следующим направлениям:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|