рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Экономические проблемы развития малого бизнеса

Дипломная работа: Экономические проблемы развития малого бизнеса

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Выпускная квалификационная работа

"Экономические проблемы развития малого бизнеса"


Челябинск, 2009


Оглавление

Введение. 3

1. Организационно-экономический механизм деятельности малого бизнеса в Российской Федерации. 7

1.1 Сущность малого бизнеса, его роль в рыночной экономике. 7

1.2 Этапы развития малого бизнеса в Российской Федерации. 27

1.3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. 31

2. Малый бизнес в социально-культурной сфере. 53

2.1 Проблемы реализации культурной деятельности в условиях рыночной экономики  53

2.2 Коммерческий сектор в культуре. 60

2.3 Разработка рекомендаций по развитию деятельности праздничного агентства  72

Заключение. 85

Библиография. 90


Введение

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Малый бизнес – основа рыночной экономики. Именно поэтому такое большое значение сейчас придается «малому и среднему» предпринимательству России.

Малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики, предполагающей сосуществование и взаимодействие предприятий различных типов и размеров, в том числе мелких. В то время как крупный бизнес обеспечивает базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на масштабах производства, малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере.

Огромный потенциал, заложенный в малом предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами. В нашей стране малое предпринимательство пока не получило того развития, которое позволило бы ему сыграть подобающую роль в реформировании российской экономики. Возможности предпринимательства в России не только не исчерпаны, но даже не задействованы сколько-нибудь серьезно.

Актуальность изучения проблем малого бизнеса обусловлена тем, что становление малого бизнеса в Российской Федерации происходит в жестком противостоянии бюрократическим структурам, в преодолении сложившейся структуры экономики, особенностью которой является преобладание крупных предприятий. Развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений экономического развития страны, так как именно он играет важную роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости и адаптивности национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Не случайно, рассматривая вопрос экономического кризиса в ежегодном Послании к Федеральному Собранию, Президент РФ Д.А. Медведев отвел особую роль в этом малому бизнесу. Он подчеркнул, что в сложившихся условиях «надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши, создавать новые эффективные предприятия, внедрять самые передовые технологии». [8, с. 3].

Развитие малого бизнеса является важнейшим фактором диверсификации экономики, так как малые предприятия действуют в основном в несырьевых отраслях, зачастую разрабатывая или используя технологии инновационного характера.

Наличие в экономике хорошо развитого сектора малого бизнеса резко увеличивает рост занятости населения, что особенно актуально в условиях структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста структурной безработицы.

В результате повышения предпринимательской активности населения создается основа для формирования массового среднего класса.

На сегодняшний день «доля малого бизнеса в ВВП России не превышает 12 процентов. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь около 6 малых предприятий, тогда как в государствах ЕС – не менее 30». [26, с. 3].

Приведенные данные свидетельствуют об имеющемся большом потенциале развития, о необходимости принятия со стороны государства мер для дальнейшего улучшения условий деятельности малых предприятий.

Малые предприятия обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстро адаптируются к меняющимся требованиям рынка, вносят существенный вклад в региональное развитие, генерируют и используют технические и организационные нововведения. Вместе с тем в силу объективных менее благоприятных условий хозяйствования по сравнению с крупными предприятиями субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, а значит, нуждаются в содействии со стороны государства для поддержания рыночной конкуренции, обеспечения внутренней стабильности и саморазвития этого сектора.

Из изложенного выше можно сделать вывод, что тема данной работы: «Экономические проблемы развития малого бизнеса» является важной и актуальной, а также имеет большое практическое значение.

Объект исследования: малый бизнес Российской Федерации.

Предмет исследования: экономические проблемы малого бизнеса.

Цель работы – изучить сущность, проблемы и закономерности становления малого бизнеса, его влияние на развитие экономики.

Задачи:

– рассмотреть сущность и определение субъекта малого бизнеса, его роль в рыночной экономике;

– выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса;

– рассмотреть проблемы реализации культурной деятельности в условиях рыночной экономики;

– охарактеризовать возможности внедрения малого бизнеса в культурной деятельности.

При написании работы используются законодательные акты, учебная и научно-теоретическая литература, специализированные периодические издания.

Экономические проблемы малого бизнеса рассматривались такими видными российскими учеными как Н.И. Малис, А. Цурелин, А.И. Шпынова, С.В. Мочерный и В.В. Некрасова, И. Талалаева и другие, теоретические работы которых были использованы при подготовке и написании настоящей курсовой работы.

При написании данной работы использовались методы, как изучение, анализ и синтез.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. В первой главе рассматривается теоретический материал по вопросам организационно-экономического механизма деятельности малого бизнеса. Во второй главе анализируются проблемы и перспективы развития малого бизнеса в социально-культурной сфере, на примере праздничного агентства.


1. Организационно-экономический механизм деятельности малого бизнеса в Российской Федерации

1.1 Сущность малого бизнеса, его роль в рыночной экономике

«Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия». [51, с. 134].

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации).

В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается «деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником». [49, с. 146].

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, «общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50». [10, с. 67].

Наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. В Европейском сообществе «с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся предприятия при непревышении ими уровней следующих показателей: количество занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн. экю; сумма баланса менее 2 млн. экю. К средним предприятиям в ЕС относятся предприятия, не превышающие в результате своей деятельности следующие уровни показателей: количество занятых работников от 50 до 250 человек; годовой оборот менее 16 млн. экю; сумма баланса менее 8 млн. экю. При определении мер поддержки к субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели при отнесении предприятий к малым». [33, с. 74].

Предложенные Комиссией ЕС (КЕС) критерии отнесения фирм к малым являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 экю при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть. КЕС выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10 человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные и семейные предприятия и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых работников на которых колеблется от 10 до 99 человек.

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как «средние» и свыше 500 – как «крупные».

Таким образом, отметим, что в западных странах не везде разработан единый критерий, согласно которому те или иные предприятия относятся к категории малых предприятий.

Одним из интеллектуальных определений малого предпринимательства – является определение, данное в докладе комитета британского парламента по исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) еще в 1971 году: «…малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих, независимая в смысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники – менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений». [39, с. 12].

В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике развитых стран «выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты». [40, с. 127].

Коммунанты. Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Они тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через системы кооперационных связей и субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в непосредственной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.

Патиенты. Предприятия данной группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, а иногда могут составить и серьезную конкуренцию последним благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.

Эксплеренты – так называемые рисковые фирмы, или инновационные предприятия. Они занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.

В отечественной практике термин «малое предприятие» впервые был введен в обращение Законом СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР», где оговаривалось (п. 2 ст. 3), что «предприятие может быть отнесено к малым независимо от формы собственности в соответствии с численностью его работников и объемом хозяйственного оборота». [7, с. 3].

Однако в дальнейшем Постановлением Совмина СССР от 8 августа 1990 г. №790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» за основу был принят один критерий – численность работающих. К малым предлагалось относить вновь создаваемые и действующие предприятия, численность работников (чел.) на которых не превышает:

в промышленности и строительстве                200

в науке и научном обслуживании                    100

в других отраслях производственной сферы  50

в отраслях непроизводственной сферы           25

в розничной торговле                                      15

Предельный объем хозяйственного оборота Постановлением определен не был, да и вводить его в условиях инфляции было бы бессмысленно.

Порядок создания на территории России малых предприятий, основанных на различных формах собственности и осуществляющих любые виды деятельности, не запрещенные законом, был конкретизирован принятым в 1991 г. Законом РФ «О собственности в РФ».

В Законе РФ от 1 января 1991 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» вообще не упоминалось о малых предприятиях. Этот пробел был восполнен Постановлением Совета Министров РФ от 18 июля 1991 г. №406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в Российской Федерации», в котором (п. 3) говорилось об отнесении к малым предприятий всех организационно-правовых форм, установленных Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности», как вновь создаваемых, так и действующих, со среднесписочной численностью (чел.), не превышающей:

в сельском хозяйстве                      60

в научно-технической сфере          60

в оптовой торговле                         50

в остальных отраслях и при осуществлении

других видов деятельности           50

В статье 3 этого документа было установлено, что «к малым предприятиям относятся предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», как вновь создаваемые, так и действующие, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек (в том числе в промышленности и строительстве – до 200 человек; в науке и научном обслуживании – до 100 человек; в других отраслях производственной сферы – до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы – до 15 человек).

При этом к среднесписочной численности работников основного производственного персонала добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия, работающих по договорам подряда и совместительству.

Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к малым по критерию того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (работ и услуг)». [16, с. 29].

При этом многопрофильные организации Постановление предлагало относить к категории малых предприятий по численности занятых тем видом деятельности, доля которого является наибольшей в годовом обо-роте или годовой прибыли.

Критерий среднесписочной численности имел большое значение с точки зрения предоставленных организации льгот, так как в случае превышения установленного законом лимита предприятие лишалось преимуществ на период, в течение которого было допущено превышение и на последующие три месяца.

В соответствии с Постановлением Совета Министров и Правительства РФ от 11 мая 1993 г. №446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» к малым были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РФ «О предприятии и предпринимательской Деятельности», как вновь создаваемые, так и действующие, со среднесписочной численностью работающих (чел.), не превышающей:

в промышленности и строительстве                200

в науке и научном обслуживании                    100

в других отраслях производственной сферы 50

в отраслях непроизводственной сферы, в розничной

торговле и общественном питании                            15

«При расчете среднесписочной численности работников кроме основного производственного персонала было предложено учитывать численность не состоящих в штате сотрудников, работающих по договорам и совместительству». [29, с. 21].

В 1996 г. в соответствии с Законом РФ от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, которые представляют собой юридическое лицо и отвечают следующим трем условиям:

– «доля собственности РФ и субъектов РФ, муниципальной собственности, собственности религиозных, общественных, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25%;

– доля в уставном капитале одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

– численность работников (чел.) не превышает:

в промышленности, строительстве и на транспорте          100

в сельском хозяйстве                                                           60

в научно-технической сфере                                                60

в оптовой торговле                                                              50

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения      30

в остальных отраслях и при осуществлении

других видов деятельности                                                50

Кроме того, закон устанавливает, что под субъектами малого предпринимательства подразумеваются также физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица». [6, с. 2343].

Таким образом, среднесписочная численность работников в России являлась по сути основным критерием для отнесения предприятия к категории малых и оказания ему государственной поддержки, предоставления налоговых льгот. «Между тем целесообразность использования единственного критерия, по меньшей мере, сомнительна». [38, с. 37].

В настоящее время новым Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся (ст. 4 Закона №209-ФЗ):

– внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме ГУПов и МУПов);

– внесенные в ЕГРИП физические лица;

– крестьянские (фермерские) хозяйства.

Причем перечисленные выше субъекты должны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц – ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.