Дипломная работа: Экономические проблемы развития малого бизнеса
Дипломная работа: Экономические проблемы развития малого бизнеса
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ
И ИСКУССТВ
Выпускная
квалификационная работа
"Экономические
проблемы развития малого бизнеса"
Челябинск, 2009
Оглавление
Введение. 3
1. Организационно-экономический механизм деятельности
малого бизнеса в Российской Федерации. 7
1.1 Сущность малого бизнеса, его роль в рыночной экономике. 7
1.2 Этапы развития малого бизнеса в Российской Федерации. 27
1.3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. 31
2. Малый бизнес в социально-культурной сфере. 53
2.1 Проблемы реализации культурной деятельности в условиях
рыночной экономики 53
2.2 Коммерческий сектор в культуре. 60
2.3 Разработка рекомендаций по развитию деятельности
праздничного агентства 72
Заключение. 85
Библиография. 90
Введение
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий
темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество
валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым
тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм
собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный
синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования
крупного, среднего и мелкого производства. Малый бизнес – основа рыночной
экономики. Именно поэтому такое большое значение сейчас придается «малому и
среднему» предпринимательству России.
Малое предпринимательство объективно существует и развивается как
относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики,
предполагающей сосуществование и взаимодействие предприятий различных типов и
размеров, в том числе мелких. В то время как крупный бизнес обеспечивает
базовые потребности национального хозяйства, используя эффект экономии на
масштабах производства, малые предприятия занимают свою нишу на рынке,
удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной
продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере.
Огромный потенциал, заложенный в малом предпринимательстве,
позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными,
финансовыми и человеческими ресурсами. В нашей стране малое предпринимательство
пока не получило того развития, которое позволило бы ему сыграть подобающую
роль в реформировании российской экономики. Возможности предпринимательства в
России не только не исчерпаны, но даже не задействованы сколько-нибудь
серьезно.
Актуальность
изучения проблем малого бизнеса обусловлена тем, что становление малого бизнеса
в Российской Федерации происходит в жестком противостоянии бюрократическим
структурам, в преодолении сложившейся структуры экономики, особенностью которой
является преобладание крупных предприятий. Развитие малого бизнеса является
одним из приоритетных направлений экономического развития страны, так как
именно он играет важную роль в обеспечении стабильности экономического
развития, повышении гибкости и адаптивности национальной экономики к
изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Не случайно, рассматривая вопрос экономического кризиса в
ежегодном Послании к Федеральному Собранию, Президент РФ Д.А. Медведев
отвел особую роль в этом малому бизнесу. Он подчеркнул, что в сложившихся
условиях «надо быстро осваивать высвобождаемые в мировой экономике ниши,
создавать новые эффективные предприятия, внедрять самые передовые технологии».
[8, с. 3].
Развитие малого бизнеса является важнейшим фактором диверсификации
экономики, так как малые предприятия действуют в основном в несырьевых
отраслях, зачастую разрабатывая или используя технологии инновационного
характера.
Наличие в экономике хорошо развитого сектора малого бизнеса резко
увеличивает рост занятости населения, что особенно актуально в условиях
структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста
структурной безработицы.
В результате повышения предпринимательской активности населения
создается основа для формирования массового среднего класса.
На сегодняшний день «доля малого бизнеса в ВВП России не превышает
12 процентов. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем
лишь около 6 малых предприятий, тогда как в государствах ЕС – не менее 30». [26,
с. 3].
Приведенные данные свидетельствуют об имеющемся большом потенциале
развития, о необходимости принятия со стороны государства мер для дальнейшего
улучшения условий деятельности малых предприятий.
Малые предприятия обеспечивают социальную и политическую
стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстро
адаптируются к меняющимся требованиям рынка, вносят существенный вклад в
региональное развитие, генерируют и используют технические и организационные
нововведения. Вместе с тем в силу объективных менее благоприятных условий
хозяйствования по сравнению с крупными предприятиями субъекты малого
предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и
конкурентоспособностью, а значит, нуждаются в содействии со стороны государства
для поддержания рыночной конкуренции, обеспечения внутренней стабильности и
саморазвития этого сектора.
Из изложенного выше можно сделать вывод, что тема данной работы:
«Экономические проблемы развития малого бизнеса» является важной и актуальной,
а также имеет большое практическое значение.
Объект исследования: малый бизнес Российской Федерации.
Предмет исследования: экономические проблемы малого бизнеса.
Цель работы – изучить сущность, проблемы и закономерности
становления малого бизнеса, его влияние на развитие экономики.
Задачи:
– рассмотреть сущность и определение субъекта малого бизнеса,
его роль в рыночной экономике;
– выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса;
– рассмотреть проблемы реализации культурной деятельности в
условиях рыночной экономики;
– охарактеризовать возможности внедрения малого бизнеса в
культурной деятельности.
При написании работы используются законодательные акты, учебная и
научно-теоретическая литература, специализированные периодические издания.
Экономические проблемы малого бизнеса рассматривались такими
видными российскими учеными как Н.И. Малис, А. Цурелин, А.И. Шпынова,
С.В. Мочерный и В.В. Некрасова, И. Талалаева и другие, теоретические
работы которых были использованы при подготовке и написании настоящей курсовой
работы.
При написании данной работы использовались методы, как изучение,
анализ и синтез.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического
списка, приложений. В первой главе рассматривается теоретический материал по
вопросам организационно-экономического механизма деятельности малого бизнеса.
Во второй главе анализируются проблемы и перспективы развития малого бизнеса в
социально-культурной сфере, на примере праздничного агентства.
1. Организационно-экономический механизм деятельности малого
бизнеса в Российской Федерации
«Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность,
осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных
законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия». [51,
с. 134].
Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным
показателем, на основе которого предприятия (организации) различных
организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства,
является средняя численность работников, занятых за отчетный период на
предприятии (организации).
В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается
«деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или
предприятия, управляемые одним собственником». [49, с. 146].
Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на
основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого
предпринимательства, является численность персонала (занятых работников),
размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и
др. По данным Всемирного банка, «общее число показателей, по которым
предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса),
превышает 50». [10, с. 67].
Наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя
численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный
предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех
развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является
численность работающих. В Европейском сообществе «с 1 января 1995 г. к
малым предприятиям относятся предприятия при непревышении ими уровней следующих
показателей: количество занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее
4 млн. экю; сумма баланса менее 2 млн. экю. К средним предприятиям в ЕС
относятся предприятия, не превышающие в результате своей деятельности следующие
уровни показателей: количество занятых работников от 50 до 250 человек; годовой
оборот менее 16 млн. экю; сумма баланса менее 8 млн. экю. При определении мер
поддержки к субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и
другие показатели при отнесении предприятий к малым». [33, с. 74].
Предложенные Комиссией ЕС (КЕС) критерии отнесения фирм к малым
являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 человек;
размер собственного основного капитала должен быть менее 75 экю при условии,
что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну
треть. КЕС выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10 человек (в
подавляющем большинстве это индивидуальные и семейные предприятия и фермерские
хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых работников на которых колеблется
от 10 до 99 человек.
Международная организация экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет
предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как
«малые», от 100 до 499 человек – как «средние» и свыше 500 – как «крупные».
Таким образом, отметим, что в западных странах не везде разработан
единый критерий, согласно которому те или иные предприятия относятся к
категории малых предприятий.
Одним из интеллектуальных определений малого предпринимательства –
является определение, данное в докладе комитета британского парламента по
исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) еще в 1971 году: «…малой
является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка
своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих, независимая
в смысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники – менеджеры
свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений». [39, с. 12].
В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию
поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике развитых стран «выделяют
следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты». [40, с. 127].
Коммунанты. Малые предприятия этой группы, как правило,
специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют
промежуточную сборку. Они тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через
системы кооперационных связей и субподряда. С помощью этих предприятий крупное
производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного
производства. Малые предприятия этой группы находятся в непосредственной
зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.
Патиенты. Предприятия данной группы специализируются на выпуске
конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки
сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это
производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они
достаточно независимы от крупных, а иногда могут составить и серьезную
конкуренцию последним благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.
Эксплеренты – так называемые рисковые фирмы, или инновационные
предприятия. Они занимаются в основном научными, конструкторскими разработками,
коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий
товаров.
В отечественной практике термин «малое предприятие» впервые был
введен в обращение Законом СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР»,
где оговаривалось (п. 2 ст. 3), что «предприятие может быть отнесено
к малым независимо от формы собственности в соответствии с численностью его
работников и объемом хозяйственного оборота». [7, с. 3].
Однако в дальнейшем Постановлением Совмина СССР от 8 августа 1990 г.
№790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» за основу был принят
один критерий – численность работающих. К малым предлагалось относить вновь
создаваемые и действующие предприятия, численность работников (чел.) на которых
не превышает:
в промышленности и строительстве 200
в науке и научном обслуживании 100
в других отраслях производственной сферы 50
в отраслях непроизводственной сферы 25
в розничной торговле 15
Предельный объем хозяйственного оборота Постановлением определен
не был, да и вводить его в условиях инфляции было бы бессмысленно.
Порядок создания на территории России малых предприятий,
основанных на различных формах собственности и осуществляющих любые виды
деятельности, не запрещенные законом, был конкретизирован принятым в 1991 г.
Законом РФ «О собственности в РФ».
В Законе РФ от 1 января 1991 г. «О предприятиях и
предпринимательской деятельности» вообще не упоминалось о малых предприятиях.
Этот пробел был восполнен Постановлением Совета Министров РФ от 18 июля 1991 г.
№406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в Российской
Федерации», в котором (п. 3) говорилось об отнесении к малым предприятий
всех организационно-правовых форм, установленных Законом РФ «О предприятиях и
предпринимательской деятельности», как вновь создаваемых, так и действующих, со
среднесписочной численностью (чел.), не превышающей:
в сельском хозяйстве 60
в научно-технической сфере 60
в оптовой торговле 50
в остальных отраслях и при осуществлении
других видов деятельности 50
В статье 3 этого документа было установлено, что «к малым
предприятиям относятся предприятия всех организационно-правовых форм,
установленных Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской
деятельности», как вновь создаваемые, так и действующие, со среднесписочной
численностью работающих, не превышающей 200 человек (в том числе в
промышленности и строительстве – до 200 человек; в науке и научном обслуживании
– до 100 человек; в других отраслях производственной сферы – до 50 человек; в
отраслях непроизводственной сферы – до 15 человек).
При этом к среднесписочной численности работников основного
производственного персонала добавляется среднесписочная численность работников,
не состоящих в штате предприятия, работающих по договорам подряда и
совместительству.
Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности
(многопрофильные), относятся к малым по критерию того вида деятельности,
который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции
(работ и услуг)». [16, с. 29].
При этом многопрофильные организации Постановление предлагало
относить к категории малых предприятий по численности занятых тем видом
деятельности, доля которого является наибольшей в годовом обо-роте или годовой
прибыли.
Критерий среднесписочной численности имел большое значение с точки
зрения предоставленных организации льгот, так как в случае превышения
установленного законом лимита предприятие лишалось преимуществ на период, в
течение которого было допущено превышение и на последующие три месяца.
В соответствии с Постановлением Совета Министров и Правительства
РФ от 11 мая 1993 г. №446 «О первоочередных мерах по развитию и
государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» к малым были
отнесены предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом
РФ «О предприятии и предпринимательской Деятельности», как вновь создаваемые,
так и действующие, со среднесписочной численностью работающих (чел.), не превышающей:
в промышленности и строительстве 200
в науке и научном обслуживании 100
в других отраслях производственной сферы 50
в отраслях непроизводственной сферы, в розничной
торговле и общественном питании 15
«При расчете среднесписочной численности работников кроме
основного производственного персонала было предложено учитывать численность не
состоящих в штате сотрудников, работающих по договорам и совместительству».
[29, с. 21].
В 1996 г. в соответствии с Законом РФ от 14 июня 1995 г.
№88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие
организации, которые представляют собой юридическое лицо и отвечают следующим
трем условиям:
– «доля собственности РФ и субъектов РФ, муниципальной
собственности, собственности религиозных, общественных, благотворительных и
иных фондов в уставном капитале не превышает 25%;
– доля в уставном капитале одного или нескольких юридических
лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
– численность работников (чел.) не превышает:
в промышленности, строительстве и на транспорте 100
в сельском хозяйстве 60
в научно-технической сфере 60
в оптовой торговле 50
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30
в остальных отраслях и при осуществлении
других видов деятельности 50
Кроме того, закон устанавливает, что под субъектами малого
предпринимательства подразумеваются также физические лица, которые занимаются
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица». [6, с. 2343].
Таким образом, среднесписочная численность работников в России
являлась по сути основным критерием для отнесения предприятия к категории малых
и оказания ему государственной поддержки, предоставления налоговых льгот.
«Между тем целесообразность использования единственного критерия, по меньшей
мере, сомнительна». [38, с. 37].
В настоящее время новым Федеральным законом «О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ
к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся (ст. 4 Закона №209-ФЗ):
– внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и
коммерческие организации (кроме ГУПов и МУПов);
– внесенные в ЕГРИП физические лица;
– крестьянские (фермерские) хозяйства.
Причем перечисленные выше субъекты должны соответствовать
следующим критериям: только для юридических лиц – ограничение 25% суммарной
доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) РФ, субъектов РФ,
муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан,
общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных
фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и
среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных
инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|