рефераты бесплатно

МЕНЮ


Общее содержание воды в листьях калины в условиях биостанции

Проведенная математическая обработка данных позволила выявить, что

разница по сравнению со стандартом (Соузга, НСР05 = 0,012) несущественна

для всех сортов и форм, которые находились на изучении.

3.1. ОЦЕНКА ОБЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ ВОДЫ

В ЛИСТЬЯХ КАЛИНЫ.

|Название | Содержание воды |

|Сортов и |2000 |

|Форм | |

| |Начало вегетации |Середина вегетации |Конец вегетации |

| | г | % | г | % | г | % |

|Соузга |0,0795 |65,56 |0,0784 |65,56 |0,0823 |64,44 |

|Ульгень |0,0804 |65,60 |0,0775 |64,66 |0,0810 |64,41 |

|8 – 37 |0,0789 |65,49 |0,0770 |65,10 |0,0800 |64,18 |

| |

|2001 |

|Соузга |0,0794 |68,24 |0,0788 |65,95 |0,0758 |65,29 |

|Ульгень |0,0793 |68,03 |0,0763 |65,59 |0,0777 |65,56 |

|8 – 37 |0,0777 |66,84 |0,0781 |64,46 |0,0795 |65,66 |

Материалы нашей работы и полученные результаты опытов могут широко

использоваться в практике преподавания биологии в школе.

ГЛАВА IV: ПРИВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К НАУЧНОЙ РАБОТЕ - ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РАСКРЫТИЯ

ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ

Общеобразовательная школа призвана не только вооружить учащихся

глубокими знаниями основ наук, но и обеспечить воспитание активных и

всесторонне развитых личностей. Большое значение в формировании знаний

учащихся имеет школьный курс биологии.

Биология-наука о жизни, поэтому и задача учителя-помочь учащимся

воспринять школьный курс биологии как раскрытие и познание тайн живой

природы. Каждый учитель стремится, чтобы его занятия не только были

интересными и обогащающими учащихся знаниями, но и развивали их

умственные, творческие и познавательные способности. Достичь этого можно

лишь при правильной организации самостоятельной познавательной и

исследовательской деятельности учащихся.

Главным источником развития познавательного интереса учащихся на уроке

является содержание учебного материала и методика его изложения.

На основе изучения опыта работы учителей биологии и экспериментального

проведения уроков по ботанике можно заключить следующее:

А) интерес учащихся к учебному предмету зависит в первую очередь от того, в

какой мере они вовлекаются в познавательный процесс. Каждая ступень в

овладении новыми знаниями служит для школьников основой к поступательному

движению от незнания к знанию. И если это проводится в определенной

системе, то у учащихся вырабатывается потребность в расширении знаний,

основанных на прочном интересе к учебному предмету;

Б) содержание учебного предмета выступает источником возникновения и

закрепления познавательного интереса. Включение в содержание урока

занимательного материала приносит пользу в том случае, если он направлен

на раскрытие вопросов школьной программы или же их конкретизацию;

В) успех учения зависит от того, насколько умеют учащиеся пользоваться

полученными знаниями при изучении последующих тем курса ботаники. Получив

такой навык, они имеют возможность осмысленно применять полученные знания,

развивая этим умственные способности (Трайтак, 1975).

4.1 Проведение фенологических наблюдений

Специфической особенностью преподавания биологии является широкое

использование натуральной наглядности, постановки опытов и наблюдений за

живыми организмами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с

другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с

живыми растениями на уроках и во внеурочное время играют важную роль в

решении учебно-воспитательных задач.

Фенология-это отдел биологии, изучающий закономерность и

периодичность явлений в жизни животных и растений в связи со сменой времен

года. Это так называемые фенологические наблюдения, которые относятся к

внеурочным заданиям.

Метод наблюдения широко используется в естественных науках, являясь

органической частью любого биологического исследования. В обучении этот

метод также широко используется, при этом технология его применения

упрощена. Метод наблюдения ориентирует на чувственное восприятие изучаемого

объекта или процесса, способствует установлению связей между объектами и

явлениями, наиболее полному их познанию.

Программа по биологии 6 класса указывает на необходимость проведения

учащимися наблюдений за растениями в природе в осенний период, за

раннецветущими и другими растениями, за развитием побега из почки, за

ростом и развитием растений в природе, на учебно-опытном участке, за жизнью

растений разных семейств осенью и зимой.

В требованиях к знаниям и умениям учащихся в 6 классе предусмотрено

умение проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в

растительном мире и оформлять результаты наблюдений.

При проведении наблюдений деятельность учащихся может быть

организована либо в иллюстративном, либо в поисковом плане. На первых

этапах изучения биологии наблюдения имеют в основном иллюстративный

характер и деятельность учащихся направлена на восприятие объектов в целом,

на выявление особенностей строения растительных организмов в связи с

окружающей средой. Учащиеся наблюдают за изменениями растений осенью, за

строением растительного организма, клетки, органов. Затем устанавливается

связь наблюдений с ранее полученным знаниями. При помощи наблюдений

учащиеся выявляют причинно-следственные связи, устанавливают закономерности

явлений, проникают в их сущность.

Каждая область имеет свои климатические условия, которые оказывают

существенное влияние на рост и развитие сельскохозяйственных растений.

Особенно учитывается погода той или иной области при интродукции новой

культуры. Для хозяйственно-биологической оценки сортов всех культурных

растений, в том числе калины, необходимо проводить фенологические

наблюдения, то есть отмечать периоды прохождения отдельных более важных фаз

развития данного растения. Это дает возможность определять сроки протекания

тех или иных процессов, выявлять соответствуют ли они тепловому и световому

режимам данной местности, а также планировать работы по уходу за ними.

Основные фазы вегетации включают в себя: распускание почек (начало

вегетации), цветение, начало созревания плодов, начало листопада, конец

роста побегов.

Как правило, в школе для исследований использовались распространенные

культуры, рекомендуемые программой. Но в настоящее время все больше

внедряются в наши сады нетрадиционные растения. Новые растения способствуют

развитию познавательного интереса, расширению кругозора ребят. Для изучения

можно рекомендовать редкую пока для наших участков культуру-калину, которая

славится и красотой и пользой.

Имея большой адаптационный арсенал, калина неприхотлива при

выращивании. Она конечно отзывчива на хороший уход, но может достаточно

стойко выдерживать неблагоприятные условия внешней среды. А это важно для

школы, у которой нет достаточного количества материалов и оборудования.

Фенологические наблюдения за калиной можно проводить с учащимися на

пришкольных участках, где она может занять достойное место. Эти несложные

исследования расширят кругозор учащихся, повысят интерес к биологии, будут

способствовать формированию умений и навыков в проведении научных опытов и

экспериментов.

Большое место метод наблюдения занимает на экскурсиях в природу, где

учащиеся наблюдают растения в их естественной среде, узнают о многообразии

растений, особенностях их строения и мест обитания, развивается их

наблюдательность и активизируется познавательная деятельность

(Калинова, Мягкова, 1989).

4.2 Значение экскурсий в проведении научных исследований

Экскурсии в природные местообитания растений являются одной из

важнейших форм учебно-воспитательной работы по естествознанию в школе. Это

одна из форм преподавания ботаники и представляет собой как бы урок под

открытым небом, поэтому к ней нужно предъявлять такие высокие требования,

какие предъявляются к уроку. Основным достоинством ботанических экскурсий

является то, что на экскурсии учащиеся изучают растения одновременно с

условиями их обитания. Изучение растений в природе позволяет учащимся

наиболее ясно и конкретно усвоить основное положение мичуринской биологии -

развитие растений как результат тесного и многообразного взаимодействия

организма с окружающей средой.

Рассмотрение растительных организмов в единстве с окружающей средой

-вот руководящий принцип, на основе которого должны строиться все

ботанические экскурсии. Только тогда, когда учащиеся усвоят связь между

организмом и средой, формой и условиями, в которых она возникла, органом и

его функцией, можно сказать, что экскурсии привели к должному результату.

Осмысливание этих связей имеет огромное значение для развития логического

мышления учащихся.

Ботанические экскурсии - это активная форма познания растительного

мира как единого целого в связи со средой и практической деятельностью

человека. На экскурсии гораздо более четко выступает связь явлений между

собой, и учащиеся, подметив эту связь, усваивают ее гораздо прочнее, чем

если бы они слышали о ней только на уроке (Беляева, 1958).

Ботанические экскурсии легче сделать и более интересными для учащихся,

так как количество экземпляров растений на том или ином месте обычно

достаточно; это позволяет каждому из учащихся рассмотреть и изучить

встретившиеся объекты.

Ботанические экскурсии проводят и в начальной и в средней школе при

изучении природоведения, биологии растений и общей биологии

(Полянский, 1968).

Велика роль экскурсий в эстетическом и экологическом воспитании

учащихся. Общение с природой на экскурсиях способствует эмоциональному

восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений от вредных

воздействий человека. Активный характер учебной деятельности на экскурсии

рассматривается как важное условие трудового воспитания школьников,

реализации политехнического принципа.

Экскурсия состоит из нескольких этапов: подготовки, проведения,

подведения итогов, использования результатов в дальнейшем обучении. Для

первого этапа характерна подготовка учителя и учащихся. Заранее

продумываются возможности для получения сведений о живой природе и

ограниченного сбора объектов, чтобы не нанести ей вреда. Учитель определяет

цель, место и время проведения экскурсии, задания для самостоятельной

работы учащихся.

Основной метод обучения на экскурсии - наблюдение, на которое

нацеливает учащихся вводная беседа, а затем задания. Метод наблюдения на

экскурсии чаще всего сочетается с рассказом или беседой, в процессе которых

учитель направляет внимание школьников на изучение конкретных объектов и

явлений. Учащихся 6-7 классов целесообразно заслушивать по ходу проведения

экскурсии о выполнении заданий, оказывать им соответствующую помощь при

затруднениях. Это способствует формированию у школьников целостного

представления об изучаемой проблеме.

Экскурсии в природу, предусмотренные программой в 6 классе, желательно

проводить в один и тот же биоценоз. Это позволяет установить связи между

наблюдаемыми явлениями: выявить сезонные изменения у наблюдаемых растений,

установить зависимость этих изменений от погодных условий и др.

На последующих уроках всемерно привлекаются знания учащихся,

полученные на экскурсии, собранные там материалы, и таким путем экскурсия

органично включается в систему уроков, становится неотъемлемой частью

методической системы работы учителя (Калинова, Мягкова, 1989).

Вместе с тем экскурсии способствуют дальнейшему развитию умений наблюдать,

сравнивать, обобщать, делать выводы, что является необходимым условием

научной деятельности.

4.3 Постановка опытов и экспериментов

В наши дни, когда политика, экономика и жизнь вообще радикально

изменились, проблема молодого поколения встала на новый уровень. Находясь в

постоянном поиске новых методов и форм обучения, учитель совершенствует

процесс преподавания. Большой крен делается в сторону развития

самостоятельной работы: дифференциация образования, модульное обучение,

нетрадиционные уроки, подготовка научных сообщений и др. Развитию

творчества и инициативы школьников способствует их научная работа, а

деятельность учителя получает новый импульс. Необходимо воспитывать молодые

научные кадры, которые смогли бы возглавить отечественную науку, обогатить

ее новыми достижениями и утвердиться в жизни. Все это надо делать на наших

национальных, истинно русских традициях. Помочь детям приблизиться к земле,

природе, научить их жить проблемами окружающей среды, зажечь в них искорку

научного познания может семья и школа. Поэтому учителя биологии должны не

только дать определенный круг знаний, но и выявить у детей интерес к

научной работе.

Метод эксперимента включает в себя постановку опытов с растениями,

наблюдения за процессами их жизнедеятельности.

Программа по биологии ориентирует на использование в преподавании как

лабораторных, так и демонстрационных опытов. При постановке и использовании

результатов опыта учащиеся получают новые знания и приобретают умения;

убеждаются в естественном характере биологических явлений и материальной

обусловленности их; проверяют на практике верность теоретических знаний;

учатся анализировать, сравнивать наблюдаемое, делать выводы из опыта. Кроме

того, школьный эксперимент приучает учащихся к точности, аккуратности,

развивает мышление, так как требует поиска путей познания живой природы.

Эксперимент - один из сложных и трудоемких методов обучения,

позволяющий выявить сущность того или иного явления, установит причинно-

следственные связи. Проводя опыты, учащиеся становятся исследователями,

«открывателями» законов природы. К школьным биологическим опытам

предъявляются следующие требования: они должны быть доступными, наглядными,

ценными в познавательном отношении. Учащихся надо знакомить с целью опыта,

вооружить знанием техники его проведения, умением наблюдать за объектом или

процессом, фиксировать результаты, формулировать выводы. Следует также

учитывать, что многие опыты длительны, не укладываются в один урок, требуют

помощи учителя при их выполнении, осмыслении результатов, формулировании

выводов

(Калинова, Мягкова, 1989). То есть постановку опыта нужно организовать так,

чтобы была полная ясность результатов и не могло возникнуть никаких

субъективных истолкований (Медовая, 1966).

На первых этапах изучения биологии, когда учащиеся не располагают

необходимым запасом знаний и умений ставить опыты, закладка опытов

производится заранее учителем. Познавательная деятельность учащихся при

этом носит репродуктивно – поисковый характер и направляется на выявление

сущности опыта, формулирование выводов с помощью ответов на вопросы. По

мере овладения учащимися техники закладки опыта увеличивается доля поиска,

повышается степень их самостоятельности.

Большое значение для осмысления учащимися опыта имеет предварительная

работа: определение цели и техники закладки опыта, постановка вопросов,

способствующих выявлению сущности опыта и формулированию вывода. Важно,

чтобы учащиеся видели исходные данные и конечные результаты опыта. Большую

роль в обучении биологии играют демонстрационные опыты, с помощью которых

изучаются процессы жизнедеятельности растительного организма. Этим целям

служит демонстрация опытов, позволяющих определить наличие в растениях

минеральных и органических веществ, установить верхушечный рост корня,

побега, поступление воды в корень, передвижение органических веществ,

дыхание корней, семян, испарение воды листьями и др.

Большинство опытов служит целям иллюстрации рассказа учителя.

Демонстрация результатов таких опытов позволяет увидеть явление, например

выделение кислорода находящимся на свету растением в процессе фотосинтеза,

образование наплыва из органических веществ в опыте по передвижению

органических веществ, выделение капель воды на стенках колбы в опыте по

испарению и др.

При изучении закономерностей растительного организма демонстрация

опыта дает наибольший эффект в сочетании с беседой, которая позволяет

осмыслить результаты опыта.

Особенно большое познавательное и воспитательное значение имеют опыты,

в которых учащиеся принимают активное участие. В процессе изучения того или

иного вопроса возникает необходимость получить ответ на проблему с помощью

опыта, и учащиеся на этой основе сами формулируют его цель, определяют

технику закладки, выдвигают гипотезу о том, каким будет результат. В этом

случае эксперимент носит исследовательский характер. Совершенствование

метода эксперимента заключается в организации познавательной деятельности

таким образом, чтобы у учащихся возникла потребность поставить опыт для

выяснения того или иного вопроса, логично вытекающего из предыдущих знаний

(Калинова, Мягкова, 1989).

Эксперименты целесообразно проводить со знакомыми растениями, углубляя

и расширяя знания о них. Интересно изучать и новые культуры, которые мы

приобщаем к своим садам. Поэтому калина очень удобна для детей и в период

сбора плодов, а также при проведении несложных исследований в силу своего,

сравнительно невысокого, роста.

В качестве наглядного материала калина может служить при изучении

таких тем как «Царство Растения», «Строение и многообразие покрытосеменных

растений», «Жизнь растений», «Классификация растений», «Природные

сообщества». При этом можно широко использовать как теоретический материал

об этой культуре, так и раздаточный, который готовится в течение всего

вегетационного периода. Выполнение индивидуальных заданий обеспечит

формирование трудовых навыков по уходу за растениями, а также развитию

умений вести научные наблюдения. Можно предложить некоторые темы для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.