Общее содержание воды в листьях калины в условиях биостанции
растений / Ред. Н. С. Петинов. – М. : 1971.
30. Книга для чтения по биологии: Растения: Для учащихся
6 – 7 классов. /Сост. Д. И. Трайтак. – 3-е изд. ,
перераб. – М. : Просвещение: АО «Учеб. Лит-ра», 1996.
31. Кобзев Ю. Калина // Уральские нивы. – 1994. – № 4 –
6.
32. Козловский Т. Водный обмен растений. – М. : Колос,
1969. – С 31-32.
33. Колесников В. А. Биологические и агротехнические
основы ежегодный урожает плодовых и ягодных культур.
– М. : Россельхозиздат, 1968.
34. Колесов Д. В. , Маш Р. Д. , Беляев И. Н. Биология:
Человек: Учебник для 8 кл. общеобразоват. Учеб.
Заведен. – М. : Дрофа, 2000. – 336с.
35. Комаров И. А. Деревья и кустарники: краткие итоги
интродукции. – М. : изд-во Академии гаук СССР, 1959.
36. Кортиков В. Н. , Кортиков А. В. Лекарственные
растения. – М. : АЙРИС ПРЕСС РОЛЬФ, 1999. – 768с.
37. Кузнецова В. И. Уроки ботаники. – М. : Просвещение,
1985.
38. Кузнецова М. А. , Резникова А. С. Сказания о
лекарственных растениях. – М. : Высшая школа, 1992.
39. Кушниренко М. Д. Водный режим сельскохозяйственных
растений. – Кишинев: Штиинца, 1989. – С 228.
40. Лаптев Ю. П. Растения от А до Я. – М. : Колос, 1992.
41. Либберт Э. Физиология растений. – М. : Мир, 1976. – С
271.
42. Медовая А. П. Наглядность на уроках ботаники. – М. :
Просвещение, 1966. – 68с.
43. Мягкова А. Н. ,Комиссаров Б. Д. Методика обучения
общей биологии. – М. : Просвещение, 1985.
44. Панфилова Л. А. Анатомия и физиология: Учеб. Пособие.
– М. : ТЕРРА, 2000. – 304с.
45. Папорков М. А. , Клинковская Н. И. , Милованова Е. С.
Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие
для учит. – М. : Просвещение, 1974. – С 3-9
46. Пасечник В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы,
растения: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. –
3-е изд. – М. : Дрофа, 1999. – 272с.
47. Полянский И. И. Ботанические экскурсии. – М. :
Просвещение, 1968. – 243с.
48. Практикум по физиологии растений / У. Д. Сказкин,
Е. И. Ловчиновская, Т. А.
Красносельская и др. – М. : Советская наука, 1953.
49. Программа и методика сортоизучения плодовых, ягодных
и орехоплодных культур / Ред. Кол. : Г. А. Лобанов,
Т. В. Морозов, А. С. Овсянников и др. – Мичуринск,
1973. – 496с.
50. Проханов Я. И. Эволюция листа деревянистых двудольных
растений // Тр. Московск. О-ва испыт. Природы. – М. :
1965. – Т. 13.
51. Розенштейн А. М. Самостоятельные работы учащихся по
ботанике. – М. : Просвещение, 1977.
52. Рычин Ю. В. Древесно-кустарниковая флора. – М, :
Просвещение, 1972. – 264с.
53. Серебряков И. Г. Морфология вегетативных органов
высших растений. – М. , 1952.
54. Сулейманов И. Г. Состояние и роль воды в растении. –
Казань: Изд-во Казанского университета, 1974. – С 11-
34.
55. Тамбовская область /Ред. Кол. : Н. А. Окатов, Г. А.
Протасов и др. – Воронеж: Центр. Чернозем. Кн. изд-
во, 1965. – 272с.
56. Тетюрев В. А. Методика эксперимента по физиологии
растений. – М.: Просвещение, 1980.
57. Трайтак Д. И. Формирование познавательного интереса
учащихся к ботанике. – М. : Педагогика, 1975. – 191с.
58. Тукачев С. Н. , Воликов А. Г. Лекарственные растения
северо-запада России. – М. , 1992. – 160с.
59. Фогль Р. Передвижение воды // Физиология плодовых
растений. – М., 1983. – С 116.
60. Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. – М. :
Кладезь-Букс, 2000. – 256с.
61. Черепанов И. В. Атлас. Размножение растений: Учебное
пособие. – СПб. ;М. : ЧеРо-на-Неве: МГУ, 1999. – 32с.
62. Черненко Е. С. Опытная работа с плодовыми растениями
на пришкольном участке: Учеб. Пособие. – Тамбов,
1987. – С 4-11.
63. Шапошников Н. И. Методика преподавания ботаники. – М.
: Просвещение, 1965.
64. Школьный учебно-опытный участок: агротехнические
работы, опытническое дело: (методические
рекомеендации для учителей биологии). – Новгород,
1987.
65. Якушкина Н. И. Физиология растений. – М. :
Просвещение, 1980. – С 61-63.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект заседания кружка на тему:
«ИЗУЧЕНИЕ БИОХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА КАЛИНЫ, СПОСОБЫ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ».
Цель: изучить биохимический состав калины, значение отдельных веществ для
организма человека.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: сформировать понятия о питательных элементах и веществах,
их роли в обмене веществ и деятельности отдельных систем органов; о приемах
переработки плодов калины и их использовании в питании и разных отраслях
промышленности.
Воспитательные: осуществлять санитарно – гигиеническое, медицинское
воспитание. Формирование научного мировоззрения на основе современных
данных о роли химических элементов в жизни человека.
Развивающие: развитие кругозора, познавательного интереса учащихся; умений
и навыков работы с дополнительной литературой.
МЕТОДЫ:
Словесный – рассказ с элементами беседы, сообщения.
Наглядный – демонстрация дидактических кругов, фотографий, иллюстраций,
натуральных объектов, гербария.
ОБОРУДОВАНИЕ: дидактические круги, гербарий, фотографии, иллюстрации,
натуральные объекты.
Заседание кружка:
Староста кружка: - Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и всё в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!
Ты испокон веков сдружился с
человеком,
Берет он для себя от «щедрости» твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей.
Здесь в зарослях лесных, где всё для
сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно
дышать,
Есть в травах и цветах целительная
сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Здравствуйте! Друзья, мы начинаем заседание кружка. Главная тема его
сегодня «Изучение биохимического состава калины, способы ее
переработки и использование». В обсуждении вопросов будут участвовать
много специалистов – представителей разных отраслей промышленности, а
также ученые – биохимики. Как все уже поняли речь сегодня пойдет о
калине. И первый вопрос к залу: - Что же представляет собой калина?
ИЗ ЗАЛА – Калина – это декоративный и плодовый кустарник до 5 метров
высотой. Растет по берегам рек, озер и болот, на опушках смешанных
лесов, и в хвойных лесах. Теневынослива. Хорошо растет на открытых
местах, на суглинистых почвах с достаточным проточным увлажнением.
(Демонстрация фотографий калины в цвету и с плодами)
ЦВЕТЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ КУСТОВ КАЛИНЫ (2002г.):
СОУЗГА
УЛЬГЕНЬ
8 - 37
ПЛОДОНОСЯЩИЕ КУСТЫ КАЛИНЫ НАЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УЧАСТКАХ ВНИИС:
СОУЗГА
УЛЬГЕНЬ
8 - 37
СТАРОСТА: - Сегодня в зале присутствует языковед, который расскажет о
происхождении названия «калина» и о легендах, связанных с этим
кустарником.
ЯЗЫКОВЕД: - Добрый день. Русское название «калина» - древнеславянское
слово, обозначающее, по одной версии, кустарник, растущий на болоте,
по другой – указывающее на ярко – красный, как бы раскаленный цвет
плодов. У многих славянских народов калина считалась символом
девичьей красоты, любви и счастья.
ИЗ ЗАЛА: - Посвятил калине стихотворение Т. Г. Шевченко:
Зацвела в долине
Красная калина,
Будто рассмеялась
Юная дивчина.
ЯЗЫКОВЕД: - Считалась она также «свадебным деревом» и была непременной
участницей свадебного обряда. Растет калина «в лесу над водою», что
придает ее образу оттенок печали, робости и даже незащищенности.
Косточка плода своей формой напоминает сердце, поэтому в народе
рубиновые плоды калины стали символом мужества людей, которые отдали
свою жизнь в борьбе с врагами.
СТАРОСТА: - Калина – старинное лекарственное растение.
ИЗ ЗАЛА: - Послушайте, как об этом говорится в стихотворении:
Собирать мою кору
Нужно раннею весною,
Останавливают кровь
При кровотеченьях мною.
Чудодейственный отвар
Может пить и млад и стар!
Ну, а осенью подарок
Кисти ягод огневых,
Рвите на зиму, ребята,
Много витаминов в них!
СТАРОСТА: - Эти стихи как нельзя лучше характеризуют все свойства, которыми
обладает калина. Как уже все слышали, плоды калины содержат много
витаминов. О них пойдет речь на заседании нашего кружка. Слово
предоставляется нашим гостям – специалистам в области биохимии.
БИОХИМИК 1: - Здравствуйте. Сегодня я и мой коллега расскажем о химическом
составе плодов калины. Из прозвучавшего стихотворения мы видим, что
калина, а точнее все ее части, обладают лекарственными свойствами.
Среди них одним из главных являются витамины. А теперь давайте
выясним, что же такое витамины?
ИЗ ЗАЛА: - Витамины представляют собой вещества, очень малые количества
которых необходимы для нормального развития и жизнедеятельности
организма. Они играют первостепенную роль в обмене веществ, а также в
поддержании нормального физиологического состояния нервной, сердечно
– сосудистой, пищеварительной систем и кроветворных органов;
способствуют укреплению организма, повышению его работоспособности и
сопротивляемости к различным вредным воздействиям внешней среды и
болезням.
БИОХИМИК 1: - Правильно. А что наблюдается в случае недостатка витаминов?
ИЗ ЗАЛА: - Недостаток витаминов приводит к ослаблению организма и развитию
характерных заболеваний – авитаминозов, при которых нарушается обмен
веществ и большинство функций организма.
БИОХИМИК 1: - Верно. Некоторые витамины синтезируются в организме, однако
большая часть поступает с пищей. Продукты растительного происхождения
содержат большинство необходимых человеку витаминов. Причем некоторые
растения настолько богаты ими, что могут служить не только средством
профилактики и лечения авитаминозов, но и используются для лечения
других заболеваний, при которых показано применение больших количеств
определенных витаминных веществ. Например, шиповник – в его плодах
содержится самое большое количество аскорбиновой кислоты. Ярким
примером является и калина. Она содержит витамины Р и С.
(Демонстрация дидактических кругов: Р)
Где же, в каких плодах и растениях содержится витамин Р?
Ответить на этот вопрос нам поможет кроссворд.
1. Родина его – Средиземноморье. Листья многораздельные с линейно –
нитевидными долями. В молодом возрасте используется как зелень и
приправа. Обязательный компонент при засолке огурцов, помидоров и
грибов.
2. Кустарник, черные плоды которого содержат много витаминов Р и С.
3. На горке под березой у нас в саду растет: колючая - как роза,
сладкая – как мед.
4. Плод у травки сложный, да притом и ложный. А то, что в нем ложное,
- вкуснее, чем пирожное.
5. Где – то в чаще дремучей, за оградой колючей, у заветного местечка
есть волшебная аптечка: там красные таблетки развешаны на ветке.
6. Родина его – Южный Китай. Япония. Индия, Вьетнам, Бирма. Основная
площадь его плантаций сосредоточена в Индии, Китае, Шри – Ланке,
Грузии. Из него готовят излюбленный напиток многих народов мира.
ОТВЕТЫ:
У К Р О П
С М О Р О Д И Н А
М А Л И Н А
З Е М Л Я Н И К А
Ш И П О В Н И К
Ч А Й
БИОХИМИК 1: - Итак, мы узнали, что витамин Р содержится во многих растениям
и их плодах. И одно из главных мест среди них занимает калина. А
теперь давайте выясним значение этого витамина для человека.
ИЗ ЗАЛА: - Витамин Р, или рутин, понижает повышенную проницаемость стенок
кровеносных сосудов, вызванную различными причинами. Его назначают
при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и 12-ти
перстной кишки, некоторых болезнях печени и желчного пузыря, глаз,
кожи, отравлениях. Часто витамин Р применяют в комплексе с витамином
С.
БИОХИМИК 1: - Вы правы. Это еще один витамин – витамин С, - который в
большом количестве содержится в плодах калины. Какую же роль он
выполняет?
(Демонстрация дидактических кругов: С)
ИЗ ЗАЛА: - Витамин С, или аскорбиновая кислота, принимает участие в обмене
нуклеиновых кислот, синтезе многих веществ, необходимых для
построения соединительной и костной тканей; обеспечивает нормальную
проницаемость капилляров, повышает эластичность и прочность
кровеносных сосудов. Он играет серьезную роль в поддержании
естественной и приобретенной сопротивляемости организма инфекционным
заболеваниям. Хронический недостаток витамина С может привести к
заболеваниям цингой.
БИОХИМИК 1: - Чтобы избежать с-витаминной недостаточности, необходимо
потреблять достаточное количество растительных продуктов –
естественных источников аскорбиновой кислоты, в том числе плодов
калины, шиповника, яблони, вишни, облепихи, малины, груши, а также
лук и щавель. В среднем взрослому человеку в сутки нужно около 70 мг
витамина С, детям до 7 лет достаточно 50 мг.. Помимо витаминов,
плоды калины содержат микроэлементы, валериановую кислоту и ее
эфиры, сахара. Об этом подробнее расскажет мой коллега.
БИОХИМИК 2: - Вы абсолютно правы: плоды калины содержат очень много ценных
и полезных для организма веществ. Пища человека должна содержать в
виде минеральных солей примерно 15 химических элементов, являющихся
важным компонентами питания. А каково же значение минеральных солей?
ИЗ ЗАЛА: - Минеральные соли, содержащиеся в растениях, и входящие в них
элементы, играют важную роль в обмене веществ, образовании
ферментов, гормонов и кроветворении. Они существенно влияют на
деятельность сердца, возбудимость нервной системы и мышц, входят в
состав костей скелета.
БИОХИМИК 2: - Правильно. И вот плоды калины содержат большое количество
микроэлементов, среди которых особо важное место занимает железо.
(Демонстрация дидактических кругов: ЖЕЛЕЗО)
Высокое содержание его – до 5 мг% - повышает содержание
гемоглобина в крови, оказывает противоанемическое действие при их
потреблении. Как уже было сказано, плоды калины содержат
органическую кислоту – валериановую – и ее эфиры.
(Демонстрация дидактических кругов: ВАЛЕРИАНОВАЯ
КИСЛОТА, ЭФИРЫ)
Вообще, органические кислоты могут находиться в растениях в
свободном виде, в виде солей и эфиров. Благодаря им фрукты, ягоды,
листья имеют особый вкус. Органические кислоты способствуют
пищеварению: они усиливают выделение пищеварительных соков и
перистальтику кишечника.
БИОХИМИК 2: - В листьях калины содержится до 50 мг% витамина С на 100 грамм
продукта.
ЛИСТЬЯ, ПЛОДЫ И СЕМЕНА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ СОРТОВ И ФОРМЫ КАЛИНЫ:
СОУЗГА
УЛЬГЕНЬ
8 - 37
В коре найдены органические кислоты, витамин К, дубильные,
смолистые и другие вещества. Нашими исследованиями было установлено
наличие воды в листьях – одного из важнейших компонентов
растительного организма, в частности калины, т.к. вода участвует во
всех биохимических реакциях, растворяет минеральные и органические
вещества, поэтому знание о количестве воды имеет большое значение
при изучении калины. Мы определяли количество воды в листьях и
получили такие данные (См. табл. 3.1), что в среднем в листьях
калины содержится от 65 до 70 %. Этой воды достаточно для
жизнедеятельности калины.
СТАРОСТА: - Итак, друзья, из беседы со специалистами-биохимиками мы узнали
о химическом составе плодов, листьев калины, о значении тех веществ,
которые они содержат. И вот, в связи с этим, теперь мы выясним – где
же используются плоды, листья, древесина калины? В этом нам помогут
наши гости – представители различных отраслей промышленности. И так
как мы обнаружили, что разные части калины обладают лекарственными
свойствами, то я предоставляю слово специалисту в области
фармацевтики.
ФАРМАЦЕВТ: - Спасибо. Как мы сегодня неоднократно слышали, плоды калины
содержат много полезных и ценных для человека веществ, поэтому это
растение является одним из важнейших источников сырья для
фармацевтической промышленности. Ее целебные свойства люди заметили
очень давно: в народной медицине калина известна с 14 века. И о
лечебных достоинствах ее писали А. Т. Болотов (1725), врачи А. Г.
Нелюбин (1828) и Ф. И. Иноземцев (1858). При лечении каких
заболеваний используют плоды калины?
ИЗ ЗАЛА: - В настоящее время плоды калины применяют при язве желудка,
колитах и других желудочных заболеваниях, как витаминное,
общеукрепляющее и мочегонное средство. А отвар из ягод калины – в
качестве потогонного средства, при простудном кашле, хрипоте,
бронхите. Сок свежих плодов используется для лечения угрей на лице и
детского диатеза. Настой ягод, цветков и листьев используют для
полоскания горла при ангине. Этим же настоем промывают раны.
ФАРМАЦЕВТ: - Калине отводится большая роль в лечении и профилактике
злокачественных опухолей. А также, кроме всего прочего, особые
вещества, содержащиеся в калине, способны связывать радиоактивные
элементы и помогают их выводить из организма. Кора калины – главное
лекарственное сырье, широко применяется в фармацевтической практике.
СТАРОСТА: - Благодарим за выступление. Из сообщения мы можем сделать вывод:
калина – целебное растение. Выращивая ее на своих участках, мы
сможем не только предотвратить многие заболевания, но и успешно их
лечить. Так что калина – это культура будущего. А теперь мы
предоставляем слово еще одному гостю сегодняшнего заседания кружка –
представителю консервной промышленности, технологу.
ТЕХНОЛОГ: - Добрый день. Итак, плоды калины находят широкое применение во
многих отраслях промышленности. Не является исключением и пищевая.
Говоря о процессе переработки плодов калины, следует отметить, что в
свежем виде ягоды калины мало съедобны, но подмороженные становятся
менее горькими. А после варки и тушения в закрытой посуде горечь
исчезает. Очень ценно, что в соке калины присутствуют консервирующие
вещества. Благодаря этому в замороженных или переработанных плодах
калины витамин С сохраняется в течение долгого времени.
СТАРОСТА: - У меня возник вопрос: а как же нужно хранить плоды калины?
ТЕХНОЛОГ: - Плоды калины можно сохранить в течение всей зимы, для этого их
надо насыпать в ящик и закопать в снег. Хранят их также в леднике
или холодном, не отапливаемом помещении. Калина хорошо хранится в
сушеном виде. Сушат ягоды калины на солнце в течение 2 – 3 дней, на
чердаках и в других хорошо проветриваемых помещениях. Кору
заготавливают в апреле – мае во время сокодвижения. Собирают только
с боковых ветвей. Снятую кору разрезают на полоски и сушат на
открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.
СТАРОСТА: - Благодарим Вас за сообщение. Также необходимо отметить, что
плоды калины перерабатывает и кондитерская промышленность.
Пожалуйста.
КОНДИТЕР: - Друзья, многие из Вас, наверное, уже знают насколько широко
используются плоды калины обыкновенной в кондитерском деле: сок из
ягод калины обладает желирующими свойствами. Если к нему прибавить
яблочное пюре, то можно сварить мармелад и пастилу. Из плодов ее
делают варенье, начинки для пирогов, ватрушек, карамели. Из них
получается хороший кисель. Большим спросом у населения пользуется
сырой джем (калина, протертая с сахаром). А на Алтае разработана
марка вина «Калинка». Также из семян калины можно приготовить
краситель кремов для тортов.
ИЗ ЗАЛА: - Хотелось бы добавить, что пропаренные плоды калины с медом и
сахаром, пироги с калиновой начинкой – традиционные блюда сибиряков.
Еще любимым блюдом многих народов нашей страны являются томленая
каша и лепешки из калины (калинники).
А древесина калины желтоватого цвета, твердая применяется в
столярном производстве на мелкие изделия и изготовления сапожных
гвоздей.
СТАРОСТА: - Спасибо специалистам и участникам беседы. Мы еще раз убедились,
что калина имеет важное пищевое значение. А сейчас задание к залу:
впишите название блюд, в которых основным компонентом является
калина, так, чтобы буква «А» была общей.
ОТВЕТЫ:
М Р М Е Л А Д
П С Т И Л А
В Р Е Н Ь Е
К Л И Н Н И К И
К Ш А
К Р С И Т Е Л Ь
СТАРОСТА: - Молодцы, вы справились со своей задачей. Подходит к концу
заседание нашего кружка. Подводя итог работы, хочется сказать, что в
дикорастущих растениях, в частности калины обыкновенной,
современному человеку можно найти дополнительные резервы питания,
способные разнообразить наш рацион, обогатить пищу витаминами,
микроэлементами и другими полезными веществами. Очень важно, чтобы
мы хорошо знали ценность тех или иных растений, бережно к ним
относились в природе, подчиняясь правилам сбора плодов, и сохраняли
их, культивируя отдельные виды на своих приусадебных участках.
На нашем столе появятся много новых, оригинальных, полезных и
вкусных блюд, если мы будем хоть немного знать наши растительные
богатства.
Встречу хочется закончить словами Колычева:
В зеленой поликлинике лесной –
Сестрою милосердия в халате
Наклонится березка надо мной.
Я буду пить дыханье майских ёлок,
Весенний лес всем сердцем обойму,
И старый дуб, как старый кардиолог,
Продлит мне жизнь…
Большое спасибо гостям и участникам нашего заседания. До
свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис. 1: Ветки различных деревьев и кустарников в зимнем состоянии: 1.
Дуб; 2 – черемуха; 3 – 4 – гордовина; 5 – ольха серая; 6 – вяз (листовые
почки); 7 – вяз (цветочные почки); 8 – орешник; 9 – липа; 10 – жимолость;
11 – клен; 12 – ветка осины с листовыми и цветочными почками ранней весной
(по рисунку с натуры Л. Б. Суетовой).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|