рефераты бесплатно

МЕНЮ


Общее содержание воды в листьях калины в условиях биостанции

исследований в период летней практики: проведение фенологических

наблюдений, измерение ежегодного прикорневого и обрастающего прироста, сбор

и фиксация цветков калины для проведения лабораторной работы на тему

«Строение цветка», сбор соцветий калины для гербария, который учитель может

использовать в теме «Соцветия». Очень интересные задания по семенам и

плодам. Для учащихся не составит труда подсчитать количество плодов с

одного соцветия, количество плодов с одного куста, урожайность и др.

По каждому из предложенных заданий необходимо составить методические

указания с подробным описанием работы. При выполнении этих исследований

учащиеся самостоятельно научатся добывать знания, наблюдать опыты,

фиксировать результаты, делать выводы по полученным данным. Учитель с новым

подходом сможет решать проблемы трудового, эстетического, экологического

воспитания, способствовать воспитанию у детей творчества, инициативы,

аккуратности в работе. Применение нетрадиционных (калина обыкновенная,

ирга, голубика, клюква, жимолость, шиповник и др.) культур на пришкольных

участках позволит сохранить их в культуре.

4.4 История организации пришкольных участков

В современных условиях, когда совершается бурный научно – технический

прогресс, резко возрастает значение школы. Она должна дать учащимся не

только глубокие знания основ наук, но и приобщать их к производительному

полезному труду, развить у них любовь к природе и бережное отношение к ней.

В решении этих задач важную роль должны сыграть учебно – опытные

пришкольные участки. Значимость их повышается в связи с политехнизацией и

реформой школы.

Учебно – опытные участки содержат несколько отделов:

1) полевых культур;

2) овощных культур;

3) общей биологии;

4) начальных классов;

5) цветочно – декоративный;

6) коллекционный;

7) питомник;

8) сад.

Сад требует непрерывного творческого труда. На глазах у детей при

любовном отношении к делу происходят изменения в лучшую сторону у их

многолетних питомцев. Постигнутые детьми в саду успехи вызывают у них

законную гордость и уверенность в работе. Неисчерпаемые источники таит в

себе в себе школьный сад при политехническом обучении. Он является

лабораторией для проведения уроков рисования, черчения, очень хорошим

кабинетом физики, в котором учащиеся могут проводить испытания своих

простейших конструкций разного инвентаря и приспособлений по укреплению

урожайных и обвисающих ветвей, по выпрямлению деревьев и т. п..

Увлекательно и содержательно можно проводить в саду уроки геометрии при

проектировании дорожек, проходов, зеленых изгородей, изменения стен

школьного здания и др.

В саду учащиеся не только овладевают навыками по уходу за плодовыми и

ягодными растениями. Они являются юными преобразователями природы –

улучшают структуру почвы в саду, повышают ее плодородие, выращивают высокие

урожаи плодов, ягод, овощей; ведут борьбу с морозами и заморозками, засухой

и другими неблагоприятными условиями существования растений.

Все это обусловливает жизненную необходимость повсеместного создания

школьных садов и применения в них достижений мичуринской науки и

передового опыта практиков.

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670) в противовес

средневековой схоластике создал новую педагогическую систему. В своей

главной работе «Великая дидактика» (1657) он указывал на необходимость

иметь при школах небольшие сады.

Выдающийся французский мыслитель и просветитель Жан – Жак Руссо (1712 –

1778) развивал передовые педагогические идеи. Среди них была идея о работе

в саду как важнейшем воспитательном средстве.

В России один из первых садов возник в 80 – е годы 18 века при

Петербургском шляхетском корпусе. С целью ознакомления кадетов в нем

выращивали лекарственные и культурные растения, среди последних – большое

количество овощных. Для дынь и арбузов устраивались парники. В царско-

сельском лицее тоже был создан сад. За лицеистами закреплялись

индивидуальные грядки, на которых они выращивали растения.

Когда в начальных школах было введено естествознание, передовые учителя

понимали, что для его изучения необходимы школьные участки. Но они не были

узаконены и поэтому до 60-х годов 19 века школьные сады были созданы

отдельными энтузиастами при некоторых учебных заведениях.

После отмены крепостного права (1861) развитие сельского хозяйства России

стало зависеть от крестьянских хозяйств, а крестьяне оставались

неграмотными. Чтобы поднять их культуру, надо было увеличить число сельских

народных школ и через них влиять на улучшение сельскохозяйственного

производства. В то время сельских учителей готовили семинарии. В них ввели

преподавание сельского хозяйства и начали организовывать

сельскохозяйственные участки для практики учащихся.

С начала 60-х годов 19 века лучшие педагоги ратовали за организацию

школьных садов в учебных целях. Состоявшиеся в 1861 и 1862 годах съезды

естествоиспытателей и учителей имели большое значение для улучшения

образования в России. На первом съезде было определено значение

естествознания, на втором – обсуждались вопросы о наглядности обучения –

было рекомендовано широко использовать живые объекты, иметь в школах

гербарий, аквариум, садик. С поддержкой этой идеи выступил учитель

Бобровский С. А.. Он предложил в саду проводить уроки, на которых удобно

знакомить учащихся с живыми растениями.

В 1864 году был принят устав о школьных участках. Однако они возникали в

отдельных средних школах городов благодаря личной инициативе учителей

естествознания. К таким учителям относился Раевский Н. Н. создавший

школьный сад при реальной гимназии. Выращиваемые в нем растения

использовались как наглядные пособия на уроках. В своем учебнике

«Приготовительный курс ботаники» (СПБ, 1863) он обосновал пользу школьных

садов.

За наглядное обучение горячо выступал и учитель Ф. Тарапыгин. В статье

«Уроки по ботанике» (журнал «Учитель», 1867 – 1868, №13 – 16) он делится

своим опытом: в одной из гимназий созданная им коллекция комнатных растений

и оконные парники способствовали развитию самостоятельных навыков у

учащихся. Самостоятельные работы, выполненные детьми, находили применение

на уроках и во внеклассных занятиях. Через такие работы у ребенка

воспитывалась любовь к растениям и природе.

А. Я. Герд посадил сад в колонии для малолетних преступников и

использовал его в воспитательных целях.

В 1882 году Н. П. Животовский организовал школьный сад при Белевском

реальном училище и позднее при педагогическом музее военно – учебных

заведений в Петербурге для проведения экскурсий городскими школами.

В 1897 году В. А. Александров опубликовал «Руководство к устройству и

ведению школьных садов при сельских училищах». В нем он указывает, что еще

в 1864 году Министерство народного образования ставило вопрос о выделении

народными школами земельных участков. Предлагалось выращивание на них

сельскохозяйственных культур соединить с учебными и экономическими

выгодами. Труд учителя оплачивался плохо, и участки должны были улучшить

его материальное положение и, кроме того, закрепить учителя за школой. Но

никаких определенных программ не было и это не способствовало развитию

нужного дела.

В 1890 году состоялся первый съезд по техническому и профессиональному

образованию. С докладом о распространении сельскохозяйственных знаний

начальной школы выступил К. А. Энгельгардт и о распространении знаний

вообще, а по садоводству и по огородничеству в частности, - И. И.

Мещерский. В прениях говорилось о необходимости сельскохозяйственного

образования для крестьян. В принятой резолюции отмечалась полезная роль

народных школ в деле распространения сельскохозяйственных знаний. После

съезда народным школам стали выделять землю для организации на ней садов и

огородов. Они вводились и в городских школах.

Второй съезд, состоявшийся в 1895 году, признал полезным создание садов

при народных школах. Сады должны использоваться для занятий с учащимися по

естествознанию, для обучения их простым опытам, наблюдениям за растениями.

Несмотря на очевидную пользу пришкольных участков, они развивались очень

медленно и плохо. Причин для этого было много. Нужны были энтузиасты,

способные преодолеть множество препятствий. К таким поборникам пришкольных

садов относился Владимир Иванович Беляев. Он по праву считается блестящим

представителем русской ботаники.

Широкую известность В. И. Беляев завоевал своими классическими

исследованиями мужского поколения папоротникообразных растений. Это

позволило эволюционно сблизить их с более высокоорганизованными семенными

растениями.

Имя В. И. Беляева также вошло в историю отечественной науки в связи с

изучением редукционного деления клеточного ядра (1894 г.). Но сейчас мало

уже кто знает, что в области садоводства деятельность В. И. Беляева была

высокополезной.

В. И. Беляев был горячим сторонником народного просвещения. Он

неоднократно обращался в Министерство народного просвещения с предложением

организовать при Помологическом саде школу плодоводства, и всякий раз его

предложение отклоняли. Только необыкновенная настойчивость директора сада

победила косность чиновников из Министерства – разрешение на открытие

школы, наконец, было получено. Для организации школы в саду специальную

подготовку получали многочисленные практиканты. Их с удовольствием

принимали на работу в разные места.

Созвучно начинаниям В. И. Беляева просветительская деятельность Николая

Николаевича Неплюева, жившего в одно и то же время с ним (1851 – 1908). Он

был потомком известного дипломата, сторонника преобразований Петра Великого

– Ивана Ивановича Неплюева.

После окончания Петербургского университета перед Н. Н. Неплюевым

открылась блестящая карьера дипломата. Но он ее оставляет, заканчивает

Петровскую (ныне Тимирязевскую) сельхоз Академию и возвращается к себе на

родину в Черниговскую губернию. Здесь 4 августа 1881 года он открывает на

свои средства первый детский приют и начинает осуществлять политехнический

принцип обучения детей. Он считал, что классные занятия должны сочетаться с

посильным производительным трудом учащихся. Затем Н. Н. Неплюев в 1885 г.

организует мужскую сельскохозяйственную школу с пятилетним сроком обучения,

приглашает квалифицированных педагогов, выделяет для школы земельные

участки, приобретает современную технику, лучшие сорта зерновых, овощных,

плодовых растений, породистый скот. Учащиеся получают по тем временам

широкое общее образование и специальное сельскохозяйственное. Учеба тесно

сочетается с практическими занятиями в поле, огороде, в саду, на

животноводческих фермах. В школу принимались крестьянские дети в возрасте

12 – 17 лет, в первую очередь сироты, потом из наиболее бедных семей.

Обучение и содержание детей были бесплатными.

Через 6 лет после открытия мужской школы была организована в 1891 году и

женская сельскохозяйственная школа с четырехлетним образованием и на тех же

принципах.

Позже эти школы были преобразованы в сельскохозяйственные техникумы.

(Черненко, 1987).

Для того, чтобы хорошо организовать опытную работу на пришкольном участке

надо знать особенности растений, которые будут на нем расти.

С незапамятных времен плодовые и ягодные растения стали постоянными

спутниками человека. В плодах и ягодах содержатся вещества, необходимые для

поддержания нормальной жизнедеятельности организма.

Чтобы любить природу, надо хорошо знать ее. Поэтому важное место в

познании природы отводится школьным учебно – опытным участкам (Папорков,

Клинковская, Милованова, 1974).

В связи с этим особое значение приобретает приобщение школьников к

сельскохозяйственному труду, обучение их основам агрономических знаний,

навыков проведения наблюдений за жизнью растений, умениями постановки

опытов на пришкольном учебно – опытном участке (НОВГОРОД, 1987).

Учебно – опытный участок – база опытнической работы учащихся. Здесь они

закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии, полученные в классе,

познают растительные организмы, овладевают методами управления ростом и

развитием растений, приобретают умения и навыки выращивания различных

культур, приобщаются к коллективному труду. У учащихся воспитывается

ответственность, они привыкают начатое дело всегда доводить до конца.

Наконец, учебно – опытный участок является источником для заготовки

коллекций и раздаточного материала в кабинет биологии.

Основным содержанием труда учащихся на школьном участке является

опытническая работа. Опыты проводятся со всеми культурами, которые

возделываются на участке. Тематика опытной работы может быть весьма

разнообразной, но темы опытов должны быть вполне доступны для детей,

связаны с прохождением учебной программы и сформулированы так, чтобы была

ясна цель исследования (Папорков, Клинковская, Милованова, 1974).

Одновременно опытническая работа является средством активизации

познавательной и творческой деятельности учащихся (НОВГОРОД, 1987).

Организация и содержание работы на учебно – опытном участке

обусловливаются требованиями программы по биологии, кружковых занятий,

положением о летних практических работах.

Работы на участке проводятся по плану, утвержденному директором школы и

рассмотренному на педсовете.

5. Исследовательская деятельность школьников в работе кружков и

факультативов

4.5.1 Кружки

Среди внеклассных занятий по биологии главное место занимает кружок юных

натуралистов как основное ядро при организации всех других мероприятий.

В школьной практике нередко считают всевозможные работы по биологии,

выполняемые группой после уроков, юннатскими занятиями, хотя они большей

частью являются внеурочными.

Цель кружка юных натуралистов – заинтересовать учащихся биологией,

углубить и расширить их знания, выработать у них навыки наблюдения и

экспериментирования и способствовать воспитанию научного мировоззрения.

Работа в кружке юннатов проводится систематически, по определенному

плану, с добровольным, но постоянным составом участников.

В практике школ имеются: в начальной школе – общий юннатский кружок, а в

средней – специальные поклассные кружки: в 6 классе – кружок юных

ботаников; в 7 классе – кружок юных зоологов; в 8 классе – кружок юных

физиологов; в 9 – 11 классах – кружок юных биологов, хотя все они

называются юннатскими кружками.

Такое распределение диктуется уровнем знаний, приобретенных по курсу, и

разницей в возрасте учащихся. Интересы же учащихся (за малым исключением)

постоянны: они возникают при изучении одного из курсов, а затем сменяются

новыми. Конечно, между всеми кружками должна быть связь, преемственность в

работе и кооперация при совместном проведении массовых мероприятий и

общественно полезной работы. Однако нередко учащиеся старших классов

продолжают заниматься ботаникой и зоологией в соответствии со своими

интересами.

Дифференциация юннатских кружков соответственно изучаемым в школе

биологическим курсам, с одной стороны, дает возможность более углубленно

познать тот или иной из них и, с другой стороны, использовать результаты

некоторых опытов на уроках.

Работу учащихся в кружке следует рассматривать и как средство воспитания.

Нередко учителя ставят условиями приема в кружок хорошую успеваемость по

биологии и хорошую дисциплину. Однако опыт лучших учителей показывает: в

результате занятий в кружке неуспевающие учащиеся начинают интересоваться

биологией, а учащиеся с плохим поведением – вести себя значительно лучше.

В кружке важно сочетать индивидуальную самостоятельную творческую и

ответственную работу каждого учащегося с работой коллективной,

общественной.

Работа кружка поэтому организуется таким образом, чтобы учащиеся

воспитывались в совместном коллективном действии, в общем стремлении к

одной цели, чтобы у них развивались коллективистские, общественные навыки.

«Правильно воспитывать коллектив – это значит окружить его сложной целью

перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы

завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие

радостью его сегодняшний день»,- говорил А. С. Макаренко.

Учитывая психологию учащихся 6, 7 классов, нельзя ставить им отделенные

по времени цели или занимать их однообразной работой. Однообразная работа

не годится и для учащихся старших классов, хотя поставленные цели могут

быть более отдаленными.

Количество учащихся в кружке обычно не превышает 15 – 20 человек. Если

желающих больше, то организуют две группы, занимающиеся в разное время.

Занятия с кружком лучше проводить, как показал опыт многих школ, один раз в

неделю или два раза в месяц.

Занятия кружка следует строить по общим темам, включающим различные

экспериментальные работы и знакомство с литературой, применяя разнообразные

методы как индивидуальной, так и коллективной работы.

Изучив в 8 классе раздел «Обмен веществ и энергии» (учебник Д. В.

Колесова, Р. М. Маша, И. Н, Беляева), на занятиях кружка учащиеся могут

изучить биохимический состав плодов калины, роль содержащихся эелемнтов в

обмене веществ организма в процессах пищеварения и кровообращения; их

использование и переработку. В качестве примера приведем конспект заседания

кружка на тему: «Изучение биохимического состава калины, способы ее

переработки и использование» (Приложение 1).

4. 5. 2 Факультативы

Факультативные занятия являются самостоятельной формой работы,

которая проводится по утвержденным Министерством просвещения программам.

Эти программы являются примерными, они могут быть скорректированы учителем

с учетом условий жизни. В то же время изменения программы не должны снижать

идейного и научного уровня факультативов. Факультативные занятия, как

правило, включаются в расписание. Для них установлена определенная норма

наполняемости группы (в пределах 15 – 20 человек). Поэтому нужно не

допускать отсева учащихся в течение года, проводить занятия живо,

интересно.

Главная задача факультативных курсов – развить у школьников интерес к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.