рефераты бесплатно

МЕНЮ


Конспект лекций по этологии

5) сквозная иерархия: доминант доминирует над всей группой у павианов,

гамадрилов, мандрилов, толстотелов и др. приматов. Кроме обезьян этот тип

иерархии встречается у грызунов, у волков, у антилоп и др.;

6) ролевая иерархия . Самка, имеющая детеныша, у приматов доминирует над

самкой, не имеющей детеныша. У павианов самец низкого ранга, который

начинает выполнять роль няни, сразу повышает свой ранг. Роль няни часто у

приматов выполняют неразмножающиеся самки - “тётушки”;

7) доминирование по определенному поведенческому акту - одна особь первая

пьет, вторая - первая ест, третья - первая размножается. (Встречается,

например, у собак У этих животных главное поведение - пищевое, поэтому

пищевой доминант будет “основным” доминантом). Интересно, что одомашнить

можно только иерархические виды диких животных, так как они воспринимают

человека как вожака. Лосей, например, невозможно одомашнить, так как они

ведут одиночный территориальный образ жизни или образуют небольшие стада

без доминирования.

У приматов выделяют шесть категорий общественной организации:

1) одиночный образ жизни, если не считать пар, состоящих из матери и

детеныша. (орангутаны);

2) моногамные пары взрослых особей с последним детенышем (гиббоны,

игрунки). Моногамия - половое партнерство на всю жизнь.

3) группы, состоящие из одного самца и нескольких самок с детенышами

(“гаремами”). (Таковы по своей организации мартышки-гусары, павианы,

долгопяты);

4) объединения нескольких односамцовых групп вместе с “гаремами”,

состоят из нескольких групп третьего типа;

5) многосамцовые группы с доминантными и подчиненными самцами

(гориллы, макаки-резусы) или подобранные по возрасту группы одних самцов

(мартышки гусары). У гелад - павианов, живущих в Эфиопии, стада достигают

400 особей;

6) диффузные сообщества без сколько-нибудь компактных или стабильных

групп (шимпанзе).

Этот перечень свидетельствует о чрезвычайно широком диапазоне

организационных форм приматов. Чаще всего у приматов встречаются

многосамцовые группы или группы самцов, подобранные по возрасту. Но всегда

следует помнить, что выраженность агрессивности и проявления доминирования

часто генетически не детерминированы, а зависят от конкретных условий

обитания. Чем выше скученность и недостаточность какого-либо жизненно

важного фактора, тем сильнее проявляется доминирование.

Раньше этологи считали, что доминирование поддерживается, в основном,

угрозами, сейчас полагают, что до угроз и агрессии дело доходит редко -

только при сменах доминантов. Иерархия поддерживается демонстрацией

подчинения. Смена доминантов генетически запрограммирована и необходима для

перемешивания генофонда группы, так как доминант оставляет наиболее

многочисленное потомство.

Представление о том, что иерархические отношения, существующие у людей,

берут начало в поведении обезьян, неверны. Во-первых, ближе всего к

человеку из обезьян стоят шимпанзе, у которых иерархические отношения

выражены вообще слабее, чем у других приматов. Во-вторых, такие взгляды

получили распространение потому, что раньше поведение приматов изучали в

условиях неволи, где отношения доминирования-подчинения особенно

заостряются из-за ограниченности ресурсов и территории. Если ресурсы не

ограничены, то даже группы обладателей “гаремов” - павианов гамадрилов - в

процессе питания не проявляют никаких признаков враждебности. Самок из

чужих гаремов гамадрилы одной стаи никогда не переманивают и не крадут.

Молодые гамадрилы формируют гаремы из своих ровесниц, а те особи, которым

не удалось этого сделать, создают свои самцовые стаи из особей одного

возраста.

Иерархия у приматов служит сплоченности группы. Как правило, доминантом

является либо наиболее сильный самец, либо обладающий сильной нервной

системой. При передвижении павианов, например, доминанты находятся возле

самок с детенышами, то есть в центе стада. В случае опасности стадо

перестраивается, доминанты первыми отражают нападения хищников. Ориентация

на доминанта служит снижению стресса. Иерархическая структура уменьшает

число драк, так как животные держатся подальше от тех сородичей, которые с

большой вероятностью победят их в стычке. По мере старения доминантов

подчиненные особи занимают более высокое положение.

Интересно, что в человеческих культурах, развивавшихся в условиях высокой

плотности населения (индусы, китайцы), существуют сложные церемонии,

которые можно истолковать как ритуализированное доминирование-подчинение.

Такие ритуалы (китайская церемония пожелания “доброго утра”) служат

снижению агрессивности даже при высокой скученности.

У приматов уровень коммуникаций повышается с усложнением их мозга.

(Исключение - семейные пары гиббонов и одиночное существование

орангутангов). Больше всего между собой общаются гориллы и шимпанзе. Каждая

особь постоянно реагирует на жесты, крики и движения других животных.

Обезьяны активно подражают друг другу, что способствует быстрой передаче

приобретенных навыков от одной особи к другой, например, навыка мытья

корнеплодов. В естественных условиях открытая агрессия редка, поддержание

иерархии достигается, в основном, демонстрацией подчинения. Дружественные

контакты заключаются во взаимной чистке шерсти.

Часто агрессивное поведение у шимпанзе возникает не как проявление

доминирования, а как проявление страха. Группе шимпанзе предъявляли

сородича, парализованного вследствие полиомиелита (из зоопарка), а также

наркотизированных шимпанзе. Сначала животные проявляли беспокойство, а

затем начинали кусать сородичей, которые вели себя нестереотипно. У людей

тоже очень часто агрессия бывает формой проявления испуга.

У людей, как и у приматов, агрессия может быть реакцией на фрустрацию.

Фрустрационной называют ситуацию, при которой человек или животное не

получают чего-либо, на что они “рассчитывали” и что обычно предоставляется.

Это могут быть не только неполученные материальные ресурсы, но и

неполученное “уважение”. В случае фрустрации срабатывают защитные механизмы

психики, одним из которых является агрессивность.

Словесная агрессия, допустимая в человеческом обществе в

ритуализованных формах (общество не санкционирует «грубые» оскорбления, но

вполне терпимо относится к «полемике»), как правило, является показателем

страданий того человека, который эту агрессию допускает и вынужден

использовать «говорение» в качестве защитного механизма. Счастливые люди не

ругаются и не теоретизируют.

Приложение. Cловарь по зоосемиотике и общей семиотике

Знак - любой предмет или явление, способное выполнять функцию означивания,

то есть отсылки к наличествующему объекту или объекту, подразумеваемому в

пределах контекста и кода, т.е. в пределах смысла сообщения и в пределах

системы условных обозначений.

В знаке принято выделять две стороны, которые взаимосвязаны:

внешнюю форму проявления знака и содержание знака, которое стоит за этой

внешней формой. Форма знака (план выражения) - это означающее, содержание

знака (план содержания) - означаемое. Знак понимается как движение от

означающего к означаемому.

Любой объект может выступать знаком, но при этом объект не равен

знаку. “ Кроме непосредственного сознания тождественности знака и объекта

(А=А), есть необходимость непосредственного сознания неадекватности этого

тождества ( А не есть А). Причиной, по которой существенна эта антиномия,

является то, что без противоречия не существует подвижности представлений,

подвижности знаков, а связь между представлением и знаком становится

автоматической. Активность прекращается и чувство реальности умирает», -

пишет лингвист Р.О.Якобсон. Общие свойства знаков изучают на знаках

естественного языка человека, так как эти знаки универсальны.

Анализируя знаки естественного языка человека, выделяют

следующие их свойства : двусторонность, изменчивость, конвенциальность

(соответствие договорённости), консервативность (стабильность),

обусловленность, преднамеренность. Двусторонность знака - наличие в нём

плана содержания и плана выражения. Изменчивость, конвенциальность и

консерватизм знака связаны с его социальной природой. Для того, чтобы знак

был понят, он должен изменяться в оговоренных обществом пределах.

Обусловленность знака определяется его принадлежностью к знаковой системе;

“содержание знака обусловлено содержанием других знаков, всем устройством

данной системы, лежащей в её основе конвенцией. Преднамеренность знака

заключается в том, что он имеет целенаправленную природу, он специально

используется для передачи определённого смысла”, - пишет отечественный

лингвист Б.Норман.

В более широком смысле этого понятия , знак - “объект,

выступающий аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия,

действия), замещающий его в процессе общения или передачи сообщения. Знак

является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация

и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в

культурных текстах, общение индивидов и социальных групп между собой,

совместное достижение цели. Знак тесно связан с такими более сложными

формами фиксации культурно-значимой информации как символ, художественный

образ, культурный код.

Изучением знаков и знаковых систем занимается семиотика. Объект,

заместителем которого выступает знак, называется его денотатом - знак

является именем этого объекта. Информация, которую сообщает знак, является

его значением (содержанием, смыслом). Знак выступает аналогом не только

какого-либо объекта, но и общепринятого представления об этом объекте или

классе объектов, он может вообще не иметь предметного аналога, выражая

абстрактное понятие или объект, в действительности не существующий

(“единорог”). В процессе функционирования в человеческом общении знак может

получать дополнительные значения (коннотации), зачастую весьма объёмные и

отвлечённые (так, слово “красный” означает не только цвет, но и

определённую политическую принадлежность), носящие ассоциативный характер и

локализующиеся в самых разных культурных общностях (этнических,

профессиональных, семейных и др.). Помимо предметного и смыслового значения

знак может иметь также экспрессивное значение - выражать при употреблении

определённые чувства, эмоции, настроения”.

“Исключая те случаи, когда знак похож на обозначаемый объект

(таковы иконические знаки), ”означение и понимание знака целиком и

полностью обусловлено знакомством индивида с существующими конвенциями, его

“словарным запасом”. Один и тот же знак в разных субкультурах может

пониматься по-разному .Смысл знака косный, отношения знака и смысла всегда

имеют переносное значение, “несмотря на многочисленность и многообразие,

они всегда метафоричны , то есть определённым образом унифицируют, искажают

действительность, объединяя феноменальные объекты и значения под одним и

тем же именем”.

“Знак может быть не только элементом знаковой системы (языка), но

и элементом знаковой последовательности (текста). При этом применение и

смысл знака обусловлены также его связями с другими элементами (знаками)

текста, обеспечивающими смысловую цельность текста.

Знак-индекс, иконический знак, знак-символ ( от лат. индекс- указатель;

гр. эйкон - образ; гр. симболон - половинка монеты, знак принадлежности к

“своим”) - классификация отношений между означаемым и означающим

компонентом знака ( или, иными словами, отношений между планом содержания

и планом выражения знака) по двум признакам: смежность/сходство

действительность/предписанность. Американский логик Ч.С.Пирс

классифицировал отношения между формой и содержанием знака тремя способами.

В зависимости от сочетания этих признаков, в знаке можно выделить три

полюса: знак-индекс, знак-икона и знак-символ . “Смежность обоих

компонентов знака [имеется в виду означаемое и означающее] действительна,

фактична в индексальном знаке, но навязана, предписана в знаке-символе. В

иконическом знаке, присущее ему действительное, фактическое сходство

находит свой логически предсказуемый коррелят в предписанном сходстве,

характерном для “искусства”, и именно по этой причине, встраивается в

целое, которое теперь уже навсегда является четырехчастным единством

семиотических способов образования знака”.

В искусстве, в процессе выполнения ритуала, при играх и при

некоторых патологических состояниях психики люди пользуются иконическими

знаками как знаками-символами, и знаками-символами - не как условными, а

как присущими самой природе явлениями.

В большинстве знаков присутствуют все три полюса:

индексальный, иконический и символический, но есть знаки, в которых один из

этих полюсов выражен сильнее других. Такие знаки можно определить как

1) знаки-индексы - они имеют в виду отношения между формой и содержанием,

создаваемые на основе их существующей в действительности, фактической

смежности; 2) в случае иконических знаков отношение между означаемым и

означающим осуществляется за счёт фактического сходства; 3) знак-символ

образует отношение между означающим и означаемым на основе предписанной,

конвенциональной, условной смежности. “Лучший”, по мнению Пирса, такой

знак, в котором иконическая, индексальная и символическая части “равномерно

перемешаны”.

Приведём примеры знаков, в которых один из полюсов выражен сильнее

других, но другие полюсы тоже присутствуют. Типичный знак-индекс ( он

несёт также иконическую и символическую часть) - знак в виде нарисованной

руки, он как бы “говорит”: “Вот! То, что Вы ищите, находится там, куда

указывает эта рука”. Иконический знак - икона с изображением Спасителя,

обращаясь с молитвой к иконе, верующие обращаются к божеству. Изображение

на иконе - портретное изображение Спасителя, выполненное, тем не менее, по

православным символическим канонам. Пример символического знака - булатный

меч как выразитель власти (“Всё возьму, сказал булат”) в обществе, не

употребляющем при реальном установлении власти в качестве оружия булатный

меч.

Знаковая система - совокупность знаков (чаще всего однотипных),

обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными

правилами образования, осмысления и употребления её элементов и служащая

для осуществления индивидуальных и коллективных коммуникативных и

трансляционных процессов [т.е. процессов непосредственного общения и

передачи информации на расстоянии].

Помимо естественного языка (на котором мы говорим), в

человеческом обществе есть ряд иных знаковых систем, или языков. Таковы,

например, научные языки: языки логики, математики, химии,

радиоэлектроники, языки программирования; языки нотных записей, знаки и

правила дорожного движения и др. В качестве знаковых систем можно

рассматривать искусство: музыку и хореографию, мир архитектуры и моды,

гербовые знаки, эмблематику, церемонии. Знаки, составляющие знаковые

системы человека, могут быть вербальными (словесными), жестовыми,

графическими, образными, формализованными, иконическими, индексальными и

символическими. Характеризуя знаковые системы, принято раскрывать

способы их формального воплощения, закономерности синтактики, семантики и

прагматики.

Проблема человеческих “языков” по отношению к естественному языку -

это проблема “двойного перевода”: с естественного языка на иные языковые

системы и наоборот . Основное отличие языка человека от иных знаковых

систем человека выразил лингвист Р.Якобсон: “У естественного и

формализованного языка существует такой важный тип синтаксической

структуры, который невыразим иными средствами - это суждения общие и

особенно суждения отождествляющие. Именно это преимущество обеспечивает

могущество и главенство языка в человеческом мышлении и познавательной

коммуникации”.

Важным свойством знаковой системы выступает её способность быть

переведённой в другую знаковую систему.

Информация (лат. информаре - изображать) - сведения, которые снимают

существовавшую до их получения неопределённость (К.Шеннон, 1948). Для живых

организмов информация - “энергетически слабое взаимодействие,

воспринимаемое организмом как закодированное сообщение о возможности

многократно более мощных влияний на него со стороны других организмов или

факторов среды и вызывающее его ответную реакцию; отражение разнообразия,

то есть воспроизведение разнообразия одного объекта в другом объекте в

результате их взаимодействия”.

В числе математических дисциплин, соприкасающихся с языком,

находится теория информации, которую ее основоположник, американский ученый

К. Шеннон, определил так: “Теория информации изучает процесс передачи

информации по каналам связи”, где передача мыслится по схеме: источник -

передатчик - канал - приемник - получатель.

Для уяснения этого процесса вводятся понятия: а) код -

произвольная система заранее установленных знаков или символов; б)

вероятностью называется степень соответствия принятого сообщения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.