рефераты бесплатно

МЕНЮ


Конспект лекций по этологии

определенно-направленного мышления, не создает приспособления к

действительности, а высвобождает субъективные желания. Образное мышление

более близкок бессознательному. Образами человек мыслит в детстве и во сне.

Если считать, что в психологии, как и в морфологии, онтогенез есть

повторение филогенеза, то инфантильное образное мышление является ни чем

иным, как повторением доисторического периода и античности. Тогда понятно

высказывание Ницше о том, что “во сне человек умозаключает так, как

умозаключало все человечество на протяжении многих тысячелетий в

бодрственном состоянии”.

Основные постулаты гештальтпсихологии: (были сформулированы в

противопоставление бихевиоризму, как и сама ГП возникла как противоречие

бихевиоризму, отсюда специфическая ограниченность ГП)

1) Элементом психики являются целостные структуры, “гештальты”.

2) Формирование гештальтов подчиняется внутренне присущей

организмам способности образовывать простые симметричные замкнутые фигуры.

3) Отдельно изолированные ощущения есть фикция.

Сущность борьбы двух школ, бихевиоризма и ГП, это решение

проблемы части и целого. Гпсихологами была опровергнута идея “сложения

элементов” при создании целостного образа.

Процесс накопления информации по гештальттеории происходит на

основе а) реорганизации более ранних представлений; б) группировки в

новых соотношениях;

в) центрирования(выделения доминанты).

В основе взаимодействия организма со средой лежит проблемная

ситуация. Сам процесс решения этой ситуации - четкое формирование образа.

Проблемная ситуация переструктурируется и перецентрируется в процессе

накопления информации. Части начинают восприниматься в других соотношениях.

Как только образ сформировался, то есть произошло выделение главного в виде

фигуры и второстепенные детали предстали в виде фона, осуществился инсайт.

Например, лисица мышкует в пойме реки Волги. Если выпал свежий

снег, скрывший следы и отчасти запахи, лисица ориентируется в поисках

грызунов на звук. При этом она не замечает рева автотракторной техники,

общего шума города, свиста ветра. Эти звуки для нее как бы и не существуют,

она слышит только писк мыши под снегом. Но если в это время на нее нападут

собаки, звуки жизнедеятельности грызунов исчезнут из ее восприятия.

Произойдет, как говорят гештальтпсихологи, перецентрирование проблемной

ситуации.

Значительный вклад в ГП внес Вольфганг Келер. Он изучал обезьян,

впоследствие перешел на изучение людей. Келер сформулировал ряд принципов

ГП (то есть положений, свойственных данному типу мышления).

1) Механизмы восприятия целостности врожденны. Если предъявлять

только что вылупившимся циплятам мелкие предметы разной формы, то они будут

клевать , в основном, предметы круглой формы. Это узнавание формы

существенно для выживания, так как циплятам не нужно учиться отличать

зернышко от других предметов, округлая форма как бы навязывается им с

первых попыток жобычи пищи. Так же обстоит дело и с младенцем: с самых

первых дней он проявляет больше интереса к форме, схожей с человеческим

лицом ( он задерживает взгляд на лице или его изображении дольше, чем на

других предметах).

2) Решение задачи - внезапное “озарение”, отчасти независимое от

предшествующей деятельности, совершенно противоположное “пробам и ошибкам”

из прошлого опыта. Доказательств этому представлению известно немного,

главным образом из опытов с высокоразвитыми человеческими обезьянами -

орангутангами и шимпанзе. Для них отмечена чрезвычайная легкость переноса

основного принципа решения задач на другие аналогичные ситуации. Инсайт в

понимании Келера - это обретение фигуры и фона и действие на основе

сформированного образа.

Так же были сформулированы ряд закономерностей, которые позже

представителями других психологических школ были названы не законами

образования гештальтов, а просто отдельными фактами, характеризующими

процесс восприятия. Это следующие закономерности:

а) любой предмет или образ, если они имеют для нас какой-то

смысл, выступают как фигура на некотором фоне. Восприятие фигуры более

структурировано, чем восприятие фона;

б) следующая закономерность - принцип заполнения пробелов. Наш

мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и

полным контуром, добавляя недостающие части. Образование фигур

сопровождается чувством удовольствия. Пример - игра “Угадай мелодию”.

в) близлежащие элементы воспринимаются группами;

3 4

5 4

4 4

г) схожие элементы самопроизвольно образуют группы ( пример -

двуцветная клавиатура компьютера - русские буквы напечатаны красным цветом,

латинские - черным.). Восприятие организованного пространства обладает

преимуществом перед восприятие неорганизованного пространства.

д) для образа характерны: удерживание в памяти, симметричность,

неравноправие элементов, подчинение элементов целому.

е) любой образ может подвергаться транспозиции (деформации),

оставаясь в своей основе неизменным. Пример: мы можем очень сильно искажать

написание буквы, но тем не менее мы ее узнаем. Другой пример: художники

часто искажают свое видение мира, с тем, чтобы подчеркнуть какую-то

особенность видения. Мы узнаем образ, хотя у нас свое представление об этом

образе. Вообще, художественное творчество(имеется в виду изобразительное),

как считают авторы книги “Красота и мозг” - это процесс отметание части

информации, несущественной для авторской концепции реальности. Отметание -

избирательное уменьшение информации в определенной полосе пространства, то

есть формирование структурированной фигуры и менее структурированного фона.

Такую же концепцию художественного творчества высказывал и Райнер Мария

Рильке, австрийский поэт, основатель экзистенциального искусства. В своей

книге “Огюст Роден” он отмечает особенности работы этого скульптора,которые

Роден почерпнул у Микеланжело - это слабая проработка некоторых деталей

скульптуры. Рильке некоторое время был секретарем Родена.

Сейчас считают (Карл Прибрам, “Языки мозга”), что психические

процессы управляются полями медленных потенциалов мозга. Предположение о

том, что билатеральная симметрия тела животных, как и симметричное

формирование образа, является результатом влияния слабых электромагнитных

полей, сформировавших этот тип симметрии, было выдвинуто Вольфгангом

Келером.

Итак, что же было положительного в ГП,на наш взгляд:

1) гештальтпсихологи в качестве оппозиции ассоциативной

психологии предложили целостный подход к изучению психики; Они исходили из

положения, что все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс

восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями и их

сочетаниями, а всем “полем” действующих на организм раздражителей,

структурой воспринимаемой ситуации в целом.

2) второй важный принцип гештальтистского подхода - принцип

динамичности, согласно которому течение психических процессов определяется

динамическими, изменяющимися соотношениями, устанавливающимися в самом

процессе.

Л. фон Берталанфи указывал, что гештальтпсихология была

историческим предшественником общей теории систем.

Макс Вертгеймер, один из основателей гештальтпсихологии

определил основную проблему ГП как изучение влияния внутренней структуры

целого на состояние отдельных элементов, слагающих это целое. До этого

полагали, что целое является всего лишь суммой элементов, а

гештальтпсихологи показали, что сами элементы зависят от целого.

Пример: Вывеска ТРЕЙД была прочитана как ФРЕЙД.

Другой пример: ребенок читает ДЕТскаЯ литеРАТУра как ДЕТЯРАТУ

скалитера.

Существенным же недостатком гештальтпсихологии является то, что

методы исследования психики ограничивались описанием наблюдателем

содержания своего восприятия. Тем не менее использование этого метода

обогатило исследование восприятия. Гештальтпсихологи считали, что поведение

целиком определяется структурой ситуации, при этом затушевывали активную

роль личности, противопоставляющей себя ситуации, выделяющей себя из

ситуации и преобразовывающей ситуацию. В игнорировании роли личности , по

Рубинштейну, заключается ограниченность гештальтистского подхода.

11. Синтез гештальтпсихологии и бихевиоризма необихевиористской теорией

Первые попытки синтеза бихевиоризма и гештальтпсихологии были

осуществлены в 20-е годы ХХ в. Кларком Халлом и Эдвардом Чейсом Толменом.

Одной из причин разрыва с классическим бихевиоризмом было отрицание

пассивности организма во внешней среде. По представлениям бихевиористов

организм можно уподобить кувшину кувшину, в который льются стимулы. Халл и

Толмен выдвинули принцип активности организма во внешней среде.

Халл создал теорию, названную “теорией навыков”. Она основана на

биологических потребностях организма. В классическую пару Стимул-Реакция он

ввел еще одно звено - “промежуточные переменные”. получилась формула С-О-Р.

Эти промежуточные переменные могут быть разнообразными, они зависят от

наследственности особи ( для человека - индивидуума), от физиологического

состояния, прошлого опыта, от природы стимула. В основе промежуточных

переменных лежит стремление к устойчивому состоянию организма, то есть к

поддержанию гомеостаза.

Так же Халл ввел представление о “стремлении к цели”. Это

стремление формируется потребностями, причем интенсивность этого стремления

неодинакова на разных этапах достижения цели. Халл говорит о “градиенте

цели” - чем ближе к цели, тем выше активность организма. И.П.Павлов ввел

понятие “рефлекс цели” раньше Халла. Павлов также раньше бихевиористов ввел

понятие “подкрепление”. Позже Халл (как и Келер) перешел от изучения

животных на изучение человека.

Толмен провозгласил теорию, согласно которой ведущую роль в

стремлении к цели играет “познавательный фактор”. Путь к цели, по Толмену -

это заучивание последовательности стимулов.

Единицей поведения по-Толмену является целенаправленный акт,

использующий мускульные движения, организованные вокруг цели и

направляемыми процессами познания. В ходе анализа внешней Среды, считал

Толмен, в мозгу животных создаются “познавательные карты”, отражающие

особенности Среды. Толмен изучал научение на экспериментах с крысами с

использованием лабиринтов. Свою концепцию он изложил в труде “Целевое

поведение у животных и человека”.

Толмен считал, что особь учится устанавливать смысловые связи

между стимулами, то есть усваивает, говоря словами Толмена, “что ведет к

чему”. То, что выучено, обнаруживается в деятельности только частично.

Толмен отверг представление о решающей роли двигательной

(кинестетической) памяти постановкой экспериментов с лабиринтами. Сначала

крыса запоминала путь к цели в лабиринте. Затем лабиринт опускали под воду

и крыса доплывала до цели, повторяя все ей известные ранее повороты. Так

как при плавании крыса совершала другие движения, чем при беге, роль

кинестетической памяти не могла быть существенной при создании “когнитивных

карт”.

Эксперименты, приведшие к возникновению понятия “познавательная

карта”, были следующими. По лабиринту бежала крыса и ,достигнув цели,

получала пищевое подкрепление. За ней, на прикрепленной тележке, ехала

другая крыса, которая не получала подкрепления и не видела, как

подкрепление получала первая крыса. Затем пассивную крысу выпускали на

исходной позиции, и она находила правильный путь как и первая крыса,

получавшая пищу.

Свой вклад в необихевиоризм Толмен завершил концепцией “ожидания

и сравнения”. Он считал, что на основе познавательной карты в мозгу

создается ожидаемый образ. В результате сравнения ожидаемого образа с

действительностью выбирается тот вариант поведения, который приводит к

ожидаемому. Толмен считал, что ожидаемый гештальт распознается по его

знаку. Поэтому теорию Толмена называют еще теорией знакового обучения.

Толмен так же ввел понятие латентного (то есть скрытого) обучения.

Вклад в необихевиоризм Скиннера. Скиннер работал в Гарвардском

университете. Известен как создатель методики скиннеровского или

оперантного обучения. Скиннер разделил все реакции животных на стимул на

два типа. Первый тип - пассивные, или отвечающие реакции. Например,

рефлекторная реакция сужения зрачка на свет. Второй тип реакций -

оперантные реакции, или реакции активного типа. Реакции первого,

отвечающего типа можно охарактеризовать силой стимула и силой реакции. А

для оперантного поведения важен темп ответной реакции, который зависит от

индивидуального времени. Под индивидуальным временем в данном случае

понимается темп информационного обмена особи со средой.

Заслугой Скиннера так же является изучение доминирования того или

иного вида сенсорных систем у разных особей.

12. Понятие знака

В семиотике считается общепринятым следующее определение знака: знак – это

некий объект или явление, вызывающий представление о чем-то, отличном от

самого объекта или явления. Значение знака, то есть то, о чем знак вызывает

представление, не вытекает органически из самого знака, а возникает в

зависимости от того, каким способом знак используется в знаковой системе.

Знаковые системы в общем виде называются языками. «Главная цель языка

заключается в том, чтобы возбудить в душе того, кто меня слушает, идею,

сходную с моей», - писал философ Г.Лейбниц.

Знак определяют как посредник в процессе коммуникации или

трансляции между двумя материальными системами, при этом знак выступает

аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия),

замещающий его. (Коммуникация – общение, трансляция – передача информации).

Функции знака в человеческом обществе:

1) фиксация и оценка информации;

2) общение индивидов и социальных групп;

3) совместное целедостижение;

4) все функции языков, или знаковых систем (смю далее).

В более общем смысле, знак – посредник между двумя материальными

системами:

I II

III

( ) …………………….. (___)………………………(___)

Система 1 Знак

Система 2

В реальности эта схема усложнена, так как системы 1 и 2, кроме

того, что каждая контактирует со знаком, контактируют ещё и между собой.

Готтлоб Фреге (1848 – 1925), немецкий логик и семиотик, зачинатель

семантических исследований, дал определение знака из определения знаковой

системы. Схема треугольника Фреге (система 1 контактирует с системой 2 и

обе системы контактируют со знаком):

II

(___)

Знак

I III

( ) (___)

Система 1 Система 2

Пояснения к треугольнику Фреге:

I – объект, заместителем которого выступает знак, называется денотатом

знака;

II – имя знака;

III – информация, которую сообщает знак (представление, которое возникает

при воздействии знака на систему 2. Иначе – значение (содержание, смысл

знака), или понятие о знаке, называется это значение десигнатом знака.

Формальная сторона знака называется означающим компонентом

знака, а содержательная сторона знака – его означаемым компонентом.

Означающее знака не есть внешне воспринимаемая органами чувств сторона

знака; означающее – это некоторое психическое представление о внешней

стороне знака.

(Пример с бутафорским театральным яблоком, которое может выполнять

свою функцию так же, как и настоящее яблоко, например, в контексте :

«Пришла осень, вот уже яблоки поспели»).

Означаемое – это другое психическое представление, рожденное

первым представлением. Знак – это объект, преломленный психикой человека,

состоящий в отношении обозначения к другим представлениям из воображаемого

или реального мира. Это отношение может возникать различными способами.

Один и тот же знак может рождать различные значения в

зависимости от того, в какую знаковую систему он включен. Знак как таковой,

как дискретная единица, не несёт законченной информации. Только вся система

в целом служит для передачи информации. «Значение в самом общем виде

определяется как частичная предсказуемость явления» - пишет семиотик

Ю.С.Степанов.

Самая простейшая форма возникновения значения знака –

указание на денотат. Такое значение называется наименованием знака, или его

именем. Это значение отражено в треугольнике Фреге. Имя не равно объекту.

Имя указывает на объект, если мы об этом «договорились». (Библейский Адам

дал имена всем вещам). Треугольник Фреге в человеческом естественном

языке:

II

слово

(____)

I

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.