рефераты бесплатно

МЕНЮ


Конспект лекций по этологии

релизеры, предъявляемые экспериментатором, не натуральные, не имеют

биологической ценности). Все эти недостатки перекрываются экономией энергии

при автоматизме выполняемых инстинктивных стратегий. Приспособительное

значение инстинкта проявляется в том случае, когда условия повторяются из

рода в род.

Повторяющиеся из рода в род условия имеются не только в

онтогенезе животных, но и в жизни человека.

23. Игровая деятельность животных

По поводу игровой деятельности животных существует несколько

гипотез, но нет ни одной общепринятой. Можно выделить два основных

комплекса гипотез по игровой деятельности.

Первый комплекс гипотез постулирут, что игровая деятельность -

это специальный механизм созревания координационно-двигательных актов, то

есть особый механизм научения.

Второй комплекс гипотез говорит о том, что игра - это шлифовка

видоспецифических форм поведения, то есть здесь предполагается собственно

инстинктивная природа игровой деятельности.

В обоих комплексах гипотез предполагается связь игровой

деятельности с инстинктами, но в первой гипотезе отмечается доминирование

процесса обучения при наличии инстинктивного только в зародыше.

В игровой деятельности можно обнаружить представительства самых

различных форм поведенческой деятельности:

1) социальный элемент (отношения с сородичами);

2) брачное поведение;

3) элементы гнездостроения;

4) элементы заботы о потомстве;

5) элементы пищедобывательного поведения;

6) элементы реакций защиты и нападения и т.д.

При анализе игровой деятельности можно обнаружить в ней элементы

всех поведенческих программ, свойственных данному виду животных. При этом

для каждого вида существует иерархическая соподчиненность различных форм

деятельности, отражаемая в игре. Например, у собак в игре доминирует

половая форма деятельности, а у кошек преобладает охотничье поведение, у

копытных в играх чаще проявляется “убегание от хищника”.

Лоренц в 1956 году выпустил работу “Инстинкты”, в которой уделил

внимание и игровой деятельности. Он отметил:

Отличие игровой деятельности то вакуумной активности состоит в

том, что при вакуумной активности происходит снижение порога

чувствительности к релизерам, а при игре этого не наблюдается.

Второе. При игре инстинктивная деятельность происходит вообще

без стимул-объектов (релизеров), которые запускают данный инстинкт в

неигровой ситуации.

В наиболее сложных формах игры развиты у млекопитающих. Птицы,

особенно наиболее умные - врановые, играют тоже. Утки, например, играют в

“убегание от ястреба”.

Программа инстинктивной деятельности, развиваемая в игре, не

зависит от высших нервных центров, блокирующих своим тормозным влиянием

“срабатывание” инстинкта.

Этологи Боли и Гросс считают, что игра - это деятельность,

лишенная специфического инстинктивного напряжения, так как она аналогична

инстинктивной деятельности без завершающего акта. В этом причина того, что

животному трудно сразу перейти от игры к другой форме поведения.

Например,щенку трудно сразу перейти от игры в питание к настоящему питанию,

требуется некоторое время для того, чтобы “забыть” игру.В то же время от

настоящего поведения к игровому перейти очень просто. Пример, приведенный

Карлом Гроссом: Белый медведь прыгнул из-за прикрытия на тюленя, но

промахнулся. Медведь вернулся снова к айсбергу и прыгал несколько раз на то

место, где лежал тюлень, пока не накрыл своим телом это место.

Гросс считает, что игра - это тренировка, разработка тех

вариантов фиксированных действий, которые позднее будут полезны. Лоренц же

считает, что игра не является тренировкой инстинктов. Он полагает:

Больше, охотнее и чаще играют те виды, у которых беден врожденный

инстинкт, а научение, напротив, богаче. Здесь может и не быть причинно-

следственной зависимости между игрой и научением. Такая связь может быть

между высоким интеллектом некоторых видов, с одной стороны, и склонностью к

научению и игре, с другой стороны. Игры с предметами отмечены у всех видов

млекопитающих, даже у рогатого скота ( животные с относительно низким

интеллектом).

Лоренц считает, что больше других играют так называемые животные-

космополиты, или “специалисты по неспециализации”. Такие животные могут

жить в разных условиях, для строения их тела характерна относительная

примитивность, а для их психики характерно крайнее любопытство. Например,

такими животными являются врановые птицы, предки человека. и др. Игра,

таким образом, является одним из индикаторов высоты организации данного

таксона. Хотя некоторые игровые акты были отмечены даже у рыб ( например,

игры с камешками отмечены у мармирид, отличающихся гигантским мозгом среди

прочих рыб).

Играют преимущественно молодые животные в области, охраняемой

родителями, то есть когда чувствуют себя в безопасности. В противном случае

игровое поведение подавляется ориентировочным. В зоопарке играют даже

взрослые животные, которые в природе в этом возрасте уже не играют, Видимо,

животные зоопарка чувствуют себя охраняемыми. Может быть и другая причина

игр животных зоопарка - они могут находиться в “детском” психическом

возрасте из-за бедности условий обитания, то есть из-за сенсорной

депривации.

Основным отличием игр детей от игр животных является

социальный характер и опосредованность речевым сопровождением человеческих

игр. Игра - “вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не

в результатах, а в самом процессе”.Как и ритуал, игра представляет собой

существование в некой виртуальной реальности, в которой знак и объект

полагаются тождественными.

Значение игры в жизни человека и общества подробно рассмотрено

нидерландским культурологом Йоханом Хёйзингой в книге “Homo Ludens” (1938)

- “Человек Играющий”. По мнению Хёйзинги, “культура возникает в форме игры,

культура первоначально разыгрывается. Священный ритуал и праздничное

состязание - вот две постоянно и повсюду возобновляющиеся формы, внутри

которых культура вырастает как игра в игре. Состязание, как и любую другую

игру, следует считать до некоторой степени бесцельным. Исход игры либо

состязания важен лишь для тех, кто в качестве игрока или зрителя включается

в игровую сферу и принимает правила игры”.

“С игрой связано понятие выигрыша, отсутствующее в одиночной игре и

вступающее в силу только тогда, когда игра ведется одним против другого

либо двумя противными партиями. Значение превосходства, завоеванного в

результате выигрыша, имеет тенденцию разрастаться в иллюзию превосходства

вообще. А с этим значение выигрыша выходит за рамки данной игры.

Завоеванный в игре успех легко переходит с отдельного человека на целую

группу.

В играх-состязаниях в игровом инстинкте далеко не в первую

очередь проявляется жажда власти или воля к господству. Первичным является

стремление превзойти других, быть первым и на правах первого удостоиться

почестей. И только во вторую очередь встает вопрос, расширит ли вследствие

этого личность или группа свою материальную власть”, - пишет Хёйзинга.

Анализируя творчество Хейзинги, отечественный культуролог

П.С.Гуревич перечисляет следующие черты игровой деятельности, важные для

становления человеческой культуры. Игра необходима индивиду как

биологическая функция, играют животные, играют маленькие дети. В

архаическом обществе те виды деятельности, которые прямо направлены на

удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), принимают игровую

форму. Прежде, чем древний человек научился изменять окружающую среду

посредством труда, он сделал это в собственном воображении, в сфере игры.

Проиграв проекты собственной фантазии, проделав манипуляционные движения с

вещами обихода в воображаемой ситуации, архаический человек проецирует

движения заново уже в реальной, рабочей ситуации.

Социуму игра нужна в силу заключенного в ней смысла. Культура

первоначально разыгрывается. От игр животных культура как игра отличается

человеческим смыслом символов и текстов, задействованных в культурных

феноменах. В качестве выигрыша человек, в отличие от животных, использует

общественное признание. Даже в тех играх, которые люди ведут наедине с

самими собой, не посвящая других в содержание этих игр, выигрыш или

проигрыш признаётся внутренним идеалом, сформированным под воздействием

социума.

Исследование игры, проведённое Хёйзингой, ведётся через

рассмотрение экзистенциальных проблем человека. Американский аналитик

Э.Берн подходит к проблеме игры с практических позиций. Сущность игры, по

Берну, сводится к следующему: “Игра - это последовательность взаимодействий

между двумя или большим числом людей, цель которой не совпадает с кажущейся

(надувательство), которая апеллирует к слабостям обеих сторон (подвох), и

которая завершается тем, что каждая сторона испытывает приятные или

неприятные чувства (выигрыш)”.

24. Социальная организация животных

Социальная организация, по мнению голландского этолога Николауса

Тинбергена, начинается там, где двое животных вступают в контакт.

Социальная организация включает в себя два аспекта: 1)Социальная структура,

то есть форма организации и 2)информационное содержание, которое управляет

функционированием социальной организации.

В зоопсихологии существует опасность антропоморфизма – стремления объяснять

психику и поведение животных с позиции человеческих мотивов и возможностей.

Животные, “со свой стороны”, в отношении к человеку проявляют, как сказал

бы человек, “териоморфизм” (“зооморфизм”), то есть воспринимают человека

как своего сородича, наделяя его собственными проекциями.

Например, собака воспринимает своего хозяина как вожака. Если

собаку кормить раньше себя, то она перестанет слушаться, потому что в стае

собак первым ест вожак. Кошка приносит хозяину, к которому она привязана,

“в подарок” мышь.

Социальная структура и организация приматов

Среди исследователей поведения животных принято считать (вслед за

Н.Тинбергеном, голландским этологом), что социальные отношения между

животными возникают сразу, как только в контакт вступают две особи.

Нас больше интересует социальность позвоночных животных. Многие

исследователи полагают, что изучая социальность млекопитающих, особенно

приматов, можно что-либо узнать и о социальности человека. Правомочен такой

подход или нет? Постараемся ответить на этот вопрос. Неверно искать

генетические, врожденые корни человеческой социальности. Генетически

детерминировано (определено) только инстинктивное поведение, а у

млекопитающих большую роль играет не инстинкт, а выученное поведение. У

приматов вообще традиции и роль социального окружения влияют на поведение

больше, чем у остальных млекопитающих.

Примером влияния социального окружения на поведение приматов служит

поведение обезьян, выращенных в изоляции. Такие обезьяны не способны к

правильному репродуктивному поведению, вместо реакций ухаживания проявляют

агрессивные реакции. Другой пример - детеныши обезьян, подсаженные к

манекенам. Большую часть времени обезьянка проводит возле теплого и

покрытого шерстью манекена. К манекену из проволочного каркаса, не

обтянутому шерстью, детеныш подходит только на короткое время, хотя

бутылочка с молоком прикреплена именно к нему. Эксперимент иллюстрирует тот

факт, что для правильного развития и детеныша обезьяны, и ребенка, важнее

больше играть с ними, а не качественнее кормить.

Всех позвоночных можно разделить на животных, ведущих территориальный образ

жизни, и животных, ведущих групповой образ жизни.

Территориальные животные, как правило - одиночки. Непосредственно у таких

животных общаются только матери с детенышами и половые партнеры.

Уровни организации социумов различаются сложностью. Животное может

существовать в группе, которая сообществом в строгом смысле слова не

является. Сюда относятся стада, стаи и табуны без иерархических отношений,

то есть скопления животных, образующиеся в результате несоциальных реакций

на различные факторы среды. Это могут быть, например, скопления морских

черепах на островах в период размножения, скопления животных у водопоя в

период засухи, бесструктурные стаи и стада, в которых нет индивидуального

распознавания особей.

Для того, чтобы группа животных была названа организованным сообществом,

должы выполняться пять правил. Характеристика организованных сообществ:

1. Все организованные сообщества обладают сложной системой коммуникаций

(то есть системой непосредственного общения путем передачи друг другу

различных сигналов - звуков, жестов, мимики, положения тела и др.).

2. Разделение функций, основанное на специализации (имеется вожак, на

поведение которого ориентируются все остальные животные).

3. В поведении членов организованных сообществ наблюдается когезия -

стремление особей держаться в более или менее тесной близости друг к

другу.

4. Постоянство состава. Миграции в сообществах почти не происходят.

“Уважительной причиной” для миграций служит периодическая смена самцов,

оставляющих больше всего потомства. Особи, составляющие сообщество, знают

друг друга “в лицо”, т.е. индивидуально распознают друг друга.

5. Затрудненный доступ для особей того же вида, не являющихся членами

данной группы. Сообщество сопротивляется иммиграции “чужаков”.

Сообщества организованы по двум главным факторам - доминированию и

территориальности.

Во всех случаях, когда особь в своем поведении не ориентируется надругих

особей, а остальные на неё ориентируются, можно сказать, что первая особь

является доминантом.

Выделяют две сисетмы иерархии:

а) относительная иерархия - основана на закреплении территории за

какой -либо особью. Особь которая находится на своей территории, всегда

является доминантом, даже если “чужак” (своего вида) физически сильнее.

Территорию можно определить как область, в пределах которой ее постоянный

обитатель пользуется в отношении права доступа к ограниченым ресурсам

преимуществом, не принадлежащим ему в других областях.

На границах территориальных участков две соседские особи испытывают

противоречивые стремления - борьбы и бегства. По мере продвижения вглубь

своей территории особь-хозяин проявляет агрессивные реакции, а “чужак” -

реакции подчинения и убегания. Такое поведение обеспечивает лучшее

распределение ограниченных ресурсов - пищи, мест отдыха, поэтому

территориальное поведение и закреплялось в процессе эволюциии как

высокоадаптивное. Животные очень редко применяют насилие к особям своего

вида, чаще всего дело заканчивается демонстрациями угроз и демонстрациями

подчинения. Из приматов территориальными являются многие полуобезьяны

(лемуры), игрунки и мармозетки (обезьяны Южной Америки), гиббоны и

орангутанги. Территориальные полуобезьяны метят свои территории запахом.

Териториальные игрунки и гиббоны “защищают” территории пронзительным

криком, отпугивающим чужаков;

б) абсолютная иерархия - это иерархия в группе.

Формы абсолютной иерархии:

1) деспотическая иерархия (тонкотелы, лангуры, долгопяты). Есть только один

доминант - единственный половозрелый самец;

2) семейная иерархия. Кроме самца-доминанта у самок также имеется линейная

иерархическая структура. Доминируют более старшие самки в “гареме”. Самец-

доминант не позволяет подчиненным самкам удаляться, если они отходят,

например, за пищей, самец сначала угрожает им, а затем их кусает. Как

правило, до укусов дело не доходит, самки возвращаются, стоит только самцу

“пристально” посмотреть на них. Также самец кусает “ссорящихся”самок.

Характерна для некоторых павианов.

Структура сообществ у павианов не врожденна, а варьирует в зависимости от

традиции. Так, в центральной Африке обитают павианы-гамадрилы и желтые

павианы, которые гибридизируются между собой. Самки желтых павианов большую

часть времени передвигаются свободно, а самцы гамадрилов строго “пасут”

своих самок. Исследователи помещали самок желтых павианов в стаю

гамадрилов. Скоро самцы включали их в свои гаремы и заставляли постоянно

находиться поблизости. Если молодых гамадрилов воспитывать в стаях желтых

павианов, то они не научаются образовывать гаремов. Итак, у приматов

некоторые социальные элементы поведения передаются через традиции;

3) линейная иерархия. В случае линейной иерархии, кроме доминанта имеется

вторая по иерерхическому уровню особь - субдоминант, который ориентируется

только на доминанта, а на поведение остальных особей не обращает внимания.

Третья особь - субсубдоминант - ориентируется на доминанта и субдоминанта и

т.д. Такой строгий иерархический порядок описан у берберийских макаков,

обитающих в Марокко. Агрессия доминанта распространяется, как правило,

только на субдоминанта и т.д. В линейную иерархию макаков включены все

особи, кроме младенцев-сосунков, им никто не угрожает;

4) круговая иерархия встречается в животном мире только у куриных птиц, но

наблюдается иногда в замкнутых группировках людей. Особь А доминирует над

особью В, В - над С, а С - над А. Имеется также особь, которую клюют все;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.