рефераты бесплатно

МЕНЮ


Конспект лекций по этологии

сообщений, клички и дрессировочные знаки, усвоенные животными – это знаки

по типу сигналов, так как они всегда требуют однозначного толкования, и не

допускают переносного смысла. «Символическое», «настоящее знаковое»

общение, в этом смысле, требует обязательно общественного договора.

Человеческий язык – общественный продукт.

Человеческие системы общения можно разделить на языки слабой и сильной

степени. В человеческом языке как системе общения бывают знаки:

А) служащие только для общения, их значение исключительно информационное и

коммуникативное ( например, естественный язык, нотная грамота, язык

химических формул, азбука Морзе и т.д.);

Б) знаки, которые помимо знаковой имеют и не знаковую природу:

1) мимика как проявление эмоций;

2) языки утилитарные – одежда, мода на те или иные вещи обихода, этикет,

правила проведения ритуалов – празднование Нового Года, сдача

вступительных экзаменов и т.д.

Если в языке используются знаки, которые могут использоваться для иных

функций, чем означивание (означивание -вызывание представлений о чем- либо

в пределах кода или общего смысла)– например, торжественная одежда кроме

сообщения об исключительности момента несет ещё функцию защиты от холода, -

такие языки называются «языками слабой степени» . Они характеризуются

след. свойствами:

1) как и языки «сильной степени», такие языки требуют договоренного

синтаксиса и семантики: не каждый пользователь способен прочитать

заключенное в них сообщение, для этого нужно быть погруженным в ту же

культурную традицию, что и испускатель знака;

2) их знаки обладают и практическим значением, кроме значения вызывать

представление у получателя знака, сходное с представлениями, имеющимися

у испускателя знака;

3) отсутствуют твердые правила употребления знаков языков слабой степени;

4) значения знаков языков слабой степени, кроме возникающих по

предварительной договоренности. Могут возникать из аналогии означаемого

и означающего. Иначе,кроме символических знаков (договоренных,

немотивированных), в качестве знаков языков слабой степени могут

употребляться иконические знаки ( знаки-признаки), в которых означаемое

имеет сходство с означающим;

5) степень мотивации сообщения (например., градация по типу важное-

неважное сообщение ) соотносится с экспрессией ( степенью

выраженности) знаков. «Кричащие» знаки свидетельствуют о важности

сообщения. Например, употребление в одежде редких, дорогих компонентов

свидетельствует об исключительности события, ради которого данная

одежда надевается.

Языки слобой степени филогенетически древнее, чем естественный язык

человека и имеют много общго с языками животных. Например, у животных

степень мотивации тоже соотносится с уровнем эксперессии знака по типу

иконических знаков: крики, издаваемые самцами-разведчиками у шимпанзе тем

интенсивнее, чем больше плодов они обнаружили на дереве.

Иконические знаки, которые человек использует в своем естественном

языке, сходны с употреблением знаков в языках слабой степени. Особое

значение в иконических знаках и знаках языков слабой степени уделяется

внешней форме знака, которая, в отличие от настоящего знака-символа (слова

), является мотивированной. Например, иконические глаголы куковать,

хрюкать, бибикать мотивированы происхождением от звукоподражаетльных слов.

Лингвист Ч.Хоккет, для того, чтобы сравнить язык человека с коммуникативным

поведение животных, выделил 7 основных свойств языка человека.

1) Двойственность. Человеческий язык обладает и формой, и содержанием.

Форма – фонологическая, звуковая оргшанизация естественного языка,

содержание – его смысловая организация, частично обеспечивающаяся

грамматикой. Внимание к форме сообщения называется поэтической функцией

языка. Красивое сообщение – это, как правило, экономное по форме

сообщение. Форма токого соообщения несет сама частично содержание.

Таковы поэтические тексты, реализующие, как правило, несколько смыслов:

сообщение об объекте, ритм, музыкальность, отсылку к прошлому опыту

(коннотативный смысл) или отсылку к прошлому звучанию – рифму и т.д.

2) Продуктивность. Живое существо способно создавать и понимать

бесконечное число сообщений, составленное из конечного числа имеющих

смысл единиц. Владеющий языком может сказать нечто, что он никогда не

говорил и не слышал ранее, и при этом он будет понят.

3) Произвольность. Человек способен шифровать, кодировть свои сообщения

как ему угодно; если есть предварительная договоренность, код будет

понят. Смысл тоже может быть метафоричным. Например, говоря о «падении

неприступного града Иерусалимского», словами Библии, можно донести

сообщение о разрешении какой-то ранее недоступной проблемы и т.д. Если

между единицей языка и её смыслом нет явного и очевидного сходства, то

значение произвольно, возникает из общего смысла. Если смысловая

единица языка является чистым изображением заключенного в ней смысла,

то такая единица называется иконической.

4) Взаимозаменяемость. Этот термин означает, что любой организм, способный

посылать сообщения, должен быть способен и принимать их, т.е.

отправитель и получатель сообщения могут поменяться ролями.

5) Специализация. Коммуникативное сообщение специализировано, если

ответное поведение не связано непосредственно с физическими следствиями

полученного сообщения. Общение специализировано в том случае, когда

животное лишь сообщает что-то, но не действует непосредственно.

Языковое значение обеспечивает частичную предсказуемость явления,

физическое воздействие обеспечивает стопроцентную предсказуемость

являения.

6) Перемещаемость. Сообщение является перемещаемым в той степени, в

которой предмет сообщения и его результат удалены во времени и

пространстве от источника сообщения.

7) Культурная преемственность. Язык достается человеку как часть

культурного наследия, хотя лишь генетическая предрасположенность делает

возможной такую форму обучения.

15. Научение

Большинство зоопсихологов в основу определения понятия “научение” кладут

принцип исключения. Научение - это такая модификация поведения, которая

возникает в результате индивидуального опыта особи, а не является

следствием роста, созревания, старения организма, или следствием утомления,

сенсорной адаптации.

В результате научения поведение может измениться следующим

образом:

1) могут возникнуть совершенно новые для данной особи поведенческие акты;

2) привычная поведенческая реакция будет вызываться стимулом, не бывшим

ранее с ней связанным;

3) возможно изменение вероятности или формы ответа, который возникал на

предъявленный стимул в данной ситуации.

Некоторые зоопсихологи полагают. что предложенное определение

научения (“выполнение приобретенной реакции”) бихевиористское, и предлагают

более широкое определение понятия “научение”.Предполагают , что в организме

может произойти какое-то изменение, создавшее потенциальную основу для

модифицированного поведения, но это изменение никогда не проявится во

внешних условиях. Согласно предложенной точки зрения, научение - это

изменение скорее в потенциальных возможностях поведения.

Понятие “научение” шире понятия “приспособительная коррекция”

поведения в изменяющейся среде, происходящая на основе индивидуального

опыта. Научение может быть не адаптивным для особи. ( Но выученное поведние

может только казаться неадаптивным. Пример - “дурные привычки” -

навязчивое, компульсивное поведение, цель которого - найти более приемлемый

способ защиты от когда-то пережитой психотравмы).

Многие рассматривают научение лишь как относительно стойкие

изменения в поведении. Стойкость - важная особенность результата научения у

позвоночных. У беспозвоночных новое поведение может сохраняться лишь

считанные минуты.

Научение у животных различных систематических групп имеет качественные

отличия. Тем не менее зоопсихологи-бихевиористы сформулировали “общие

закономерности научения”.

“Всеобщие законы научения:

1) “Закон эффекта” Торндайка. Для реакции, за которой следует

вознаграждение или состояние удовлетворения, вероятность повторения

возрастает, а для реакции, вызывающей вредное или неприятное последствие,

вероятность повторения снижается. (На людей закон не распространяется, тем

не менее большая часть правовой системы государственного регулирования

преступности построенна так, как будто бы этот закон применим к человеку);

2) Принцип наименьшего усилия Скиннера. Животные стремятся получить

вознаграждение самым быстрым и самым удобным способом;

3) Закон истинктивного смещения выученного поведения (сформулирован

супругами Бреландами – американскими зоопсихологами). “Выученное поведение

смещается в сторону инстинктивного всегда, когда сильные врожденные

инстинкты животного сходны с условной реакцией”. Закон подкрепления

недостаточен для того, чтобы преодолеть врожденные тенденции к определенным

видам поведения.

4) Закон Йеркса-Додсона. Наиболее успешно научение происходит при

оптимальной мотивации. Если мотивация превысит оптимум, научение будет

происходить медленнее и возрастет количество ошибок.

Классификация научения. В зоопсихологии есть два подхода к классификации

научения.

Первый подход к классификации научения принадлежит

необихевиористу Э. Толмену. Подход основан на осознании того факта, что

механизмы научения разнородны у представителей различных систематических

групп. (Подтверждением этому может выступать. например, поведение голубей,

решающих задачу различения сложных фигур быстрее людей и иными способами.

см. учебник Мак-Фарленда).

Толмен классифицировал способности животных и человека к научению

и выделил следующие группы способностей:

1) способность ожидать появления раздражителя и действовать в соответствии

с этим предвидением;

2) способность к различению и манипулированию;

3) способность к сохранению опыта;

4) способность предвидеть результат своих действий в случае альтернативного

выбора вариантов простых моторных реакций (лабиринт);

5) способность к формированию представлений, позволяющая сравнивать

альтернативные пути решения задачи;

6) “творческая гибкость”.

Для интерпретации условных рефлексов требуются только первые три

типа способностей. Обучение в лабиринте включает еще и четвертый тип

способностей. Для сложных форм обучения необходимы все перечисленные

способности.

(Как определить, что поведение в лабиринте - не сумма двигательных

рефлексов? Опустить лабиринт под воду).

Второй подход предполагает, что все многообразие выученного поведения можно

свести к нескольким основным типам. Таковы классификации Торпа, Годфруа,

Фабри. Первая трудность - сложно определить уровень, на котором должен

производиться анализ. Вероятно, на субклеточном уровне выученное поведение

самых различных типов может описываться одними и теми же процессами. На

физиологическом уровне многообразие выученного поведения можно так же

свести к двум процессам: процессам кратковременного и долговременного

хранения следов памяти. Можно свести все виды научения у животных к

безусловным и условным рефлексам.

Вторая трудность создания классификации научения касается выбора

принципа обобщения. Этот принцип во многом зависит от целей, которые

ставятся перед исследователем. Важно анализировать разнообразие видов

обучения именно на поведенческом уровне (т.е.с учетом адаптивности тех или

иных поведенченских актов, иначе можно «скатиться» на физиологический

уровень).

Рассмотрим классификацию научения, предложенную Ж.Годфруа. Классификация

основана на степени участия особи в процессе научения, причем при активном

участии организма выделяется еще и когнитивный уровень.

Классификация научения по Ж. Годфруа:

1. Реактивное (пассивное) научение:

1) привыкание;

2) сенсибилизация;

3) импринтинг;

4) условные рефлексы;

2. Оперантное (активное) научение:

1) “пробы и ошибки”;

2) формирование реакций;

3) научение путем наблюдения;

3. Когнитивное научение:

1) латентное научение;

2) психомоторный навык;

3) инсайт;

4) научение путём рассуждений.

Классификация научения по У.Торпу:

1. Привыкание (габитуация);

2. Ассоциативное научение:

а) классический условный рефлекс.

Синонимы: респондентное научение, условный

рефлекс первого рода;

б) оперантный условный рефлекс.

Синонимы:“пробы и ошибки”, условный рефлекс

второго рода,

инструментальное научение, научение по

Скиннеру;

3. Латентное (скрытое) научение;

4. Инсайт (озарение):

а) собственно инсайт (“улавливание отношений”);

б) подражание типа социального облегчения;

в) истинное подражание (“копирование поведенческих актов”);

5. Импринтинг (запечатление):

а) запечатление привязанности;

б) половой импринтинг.

Этологи выделяют облигатное и факультативное научение. Принцип -

необходимость той или иной реакции научения для выживания в стандартных

условиях. Облигатное (обязательное) научение - совокупность умений,

необходимая для выживания особи. Факультативное (не обязательное) научение

- умения, появляющиеся у некоторых особей в ответ на специфические условия.

Наблюдая млекопитающих в условиях антропогенной среды, этологи

выяснили, что у самок главную роль играет облигатное научение,

формирующееся преимущественно на воздействие факторов естественной природы.

В жизни самцов важнее факультативное научение, которое появляется в ответ

на действие

антропогенных факторов.

Классификация видов научения, предложенная в 1963 г. У.Торпом -

описательная по историческому принципу с моментами обобщения. Торп выделяет

виды научения, изучавшиеся зоопсихологами в тот или иной период развития

науки зоопсихологии. Торп “считает, что у различных видов могут быть разные

механизмы, ответственные за обучение; он оставляет открытым вопрос о том, в

какой мере случаи однотипного обучения у представителей разных

таксономичских типов обусловлены сходными механизмами”(Ханд).

16. Привыкание (Габитуация)

Привыкание (габитуация) - это исчезновение реакции или снижение вероятности

появления и интенсивности реакции , происходящее при неоднократном

повторении вызывающего реакцию раздражителя.

Габитуация - наиболее древний в филогенетическом отношении вид

научения, характерен даже для простейших и беспозвоночных.

Особенности этого феномена:

1) Спонтанное восстановление. После исчезновения реакция может

возобновиться при новом воздействии стимула, предъявленного через некоторое

время после привыкания к нему. Чем дольше стимул отсутствовал, тем больше

вероятность, что он снова вызовет начальную реакцию.

2) При проведении ряда повторных сеансов по выработке привыкания и проб на

спонтанное восстановление, скорость привыкания увеличивается ( развивается

потенция привыкания).

3) Генерализация. Привыкание к данному стимулу распространяется и на другие

сходные стимулы. Если, например, у животного происходит привыкание к тону

определенной частоты, то очень вероятно, что ответы на тоны близкой частоты

также будут затухать. Чем ближе физические характеристики стимулов, тем

интенсивнее будет выражена генерализация.

4) Привыкание развивается быстрее, если раздражения следуют с малыми

интервалами. Морской червь нереис перестает прятаться в норку в ответ на

вспышки света приблизительно через 30 предъявлений вспышек света, если

интервалы между вспышками составляют около 30 секунд. Если же интервалы

между вспышками света составляют 5 минут, то для развития габитуации

требуется уже 80 предъявлений стимула.

5) Скорость привыкания зависит от природы раздражителей. Так, для морского

червя механическое раздражение, тень, прикосновение, вспышки света

обуславливают различные для них скорости привыкания.

6) Дифференцировка. Привыкание специфично в отношении раздражителя.

Привыкание в отношении одного какого-либо раздражителя происходит

независимо от других раздражителей.

7) Растормаживание (дегабитуация). Применение совсем нового, обычно очень

интенсивного стимула, приводит к внезапному восстановлению исчезнувшей

реакции. Например, на жабры мечехвоста направляют струю воздуха, мечехвост

отвечает движением концевой части брюшка. Вскоре развивается привыкание, и

мечехвост перестает реагировать на воздействие струи воздуха. В это время

на жабры направляют струю физраствора, и реакция на струю воздуха сразу же

восстанавливается.

17. Условные рефлексы второго рода

Асcоциативное научение принято подразделять на два вида: классические и

инструментальные условные рефлексы.

При выработке классических, или павловских рефлексов,

последовательность событий в опыте зависит не от поведения животного, а от

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.