рефераты бесплатно

МЕНЮ


Пилотируемые орбитальные комплексы серии Салют

бортовых систем и оборудования. По окончании этих работ грузовой корабль

«Прогресс-1» был переведен на траекторию спуска и 8 февраля 1978 г.

прекратил свое существование.

Программой «Интеркосмос» предусматривались в 1978 г. запуски к

станции «Салют-6» космических кораблей типа «Союз», в состав экипажей

которых входили представители не только СССР, но и других стран.

Так 2 марта 1978г. состоялся запуск космического корабля «Союз-28» с

первым международным экипажем: командир корабля летчик-космонавт СССР

А. А. Губарев и космонавт-исследователь гражданин ЧССР Владимир Ремек

(позывные космонавтов «Зенит»). Через сутки была произведена стыковка

корабля «Союз-28» с орбитальным комплексом «Салют-6» - «Союз-27» со

стороны агрегатного отсека станции.

Была выполнена программа работ международного экипажа,

предусматривавшая проведение совместных научно-технических экспериментов на

борту орбитального комплекса в течение семи дней. Ряд экспериментов был

подготовлен совместно советскими и чехословацкими учеными (технологический

эксперимент «Морава», биологический эксперимент «Хлорелла»). Совместный

советско-чехословацкий эксперимент по изучению кислородного режима в тканях

человека в условиях невесомости выполнялся с помощью разработанного

специалистами ЧССР прибора «Оксиметр».

После завершения программы работ, 10 марта 1978 г., международный

экипаж в составе А. А. Губарева и В. Ремека возвратился на Землю в

спускаемом аппарате корабля «Союз-28». На Землю доставлены материалы с

результатами совместных исследований и экспериментов, а также материалы,

содержащие научную информацию, полученную в ходе предшествующего полета

станции «Салют-6».

16 марта 1978г. после выполнения запланированной программы научно-

технических и медико-биологических исследований и экспериментов на борту

орбитальной научной станции «Салют-6» успешно завершился 96-суточный полет

в космическом пространстве Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко. Пролетев в

космосе более 64 млн. км, экипаж вернулся на Землю в спускаемом аппарате

корабля «Союз-27».

Перед возвращением космонавты провели консервацию бортовых систем

станции «Салют-6», продолжившей затем полет в автоматическом режиме.

Трудно переоценить вклад в развитие космонавтики, сделанный на

первом этапе использования орбитальной станции «Салют-6», в течение

которого со станцией было осуществлено четыре стыковки транспортных

кораблей – трех пилотируемых и одного грузового. Создание комплекса с двумя

стыковочными узлами и грузового космического корабля, решение задачи

автоматической заправки станции топливом на орбите и снабжения ее по мере

надобности расходуемыми материалами, оборудованием, доставка сменных

экипажей транспортными кораблями и работа экипажей из нескольких человек –

все это позволяет решить вопрос о более рациональном, экономичном, более

безопасном и действительно долговременном использовании дорогостоящей

орбитальной станции. Эта схема комплекса орбитальной станции

совершенствуется, но основа ее остается и будет плодотворно использоваться.

Второй этап эксплуатации орбитальной станции «Салют-6» включал

длительную экспедицию, две международные экспедиции, а также доставку

грузов тремя кораблями серии «Прогресс».

Начало второго этапа эксплуатации орбитальной станции «Салют-6»

было положено 15 июня 1978 г. выведением на орбиту корабля «Союз-29»,

пилотируемого командиром В. В. Коваленком и бортинженером

А. С. Иванченковым (позывные «Фотон»). Стыковка со станцией произошла

17 июня 1978г. Целью экипажа было проведение длительной экспедиции по

расширенной программе научно-технических и медико-биологических

исследований.

27 июня 1978 г. был осуществлен запуск корабля «Союз-30» с

международным экипажем (позывные космонавтов «Кавказ»): командир корабля П.

И. Климук, космонавт-исследователь М. Гермашевский (ПНР). 28 июня 1978г.

после стыковки корабля со станцией со стороны агрегатного отсека был

образован пилотируемый научно-исследовательский комплекс «Союз-29» -

«Салют-6» - «Союз-30». В течение семи дней экипаж из четырех космонавтов

выполнял программу исследований и экспериментов, часть которых разработана

совместно советскими и польскими учеными. После успешного завершения этой

программы 5 июля 1978г. международный экипаж корабля «Союз-30» возвратился

на Землю.

Для обеспечения выполнения дальнейшей программы 9 июля 1978г. на

станцию транспортным кораблем «Прогресс-2» был доставлен необходимый

полезный груз.

В соответствие с программой 29 июля космонавты В. В. Коваленок и А.

С. Иванченков вышли в открытый космос для демонтажа и частичной замены

научной аппаратуры, установленной на внешней поверхности станции.

Экипаж перенес в помещение станции один из приборов системы

регистрации микрометеоров, кассеты с полимерными, биополимерными,

оптическими и терморегулирующими покрытиями. На наружной поверхности

станции космонавты установили аппаратуру для регистрации космического

излучения. С помощью переносной цветной телевизионной камеры командир

экипажа передавал на Землю изображение, позволявшее наблюдать действия

бортинженера вне станции, а также элементы станции. Общее время пребывания

космонавтов в открытом космосе составило 2 ч 5 мин.

2 августа 1978 г. по плану была произведена отстыковка корабля

«Прогресс-2», а 4 августа по команде с Земли он вошел в плотные слои

атмосферы и прекратил свое существование.

Для обеспечения длительного функционирования орбитального комплекса

и расширения программы проводимых на нем исследований 8 августа 1978 г. на

орбиту был выведен грузовой корабль «Прогресс-3», состыковавшийся со

станцией двумя днями позже. За 12 суток совместного полета космический

грузовоз выполнил свои функции, в том числе буксира для коррекции

траектории движения орбитального комплекса, и после автономного полета

прекратил существование 24 августа 1978 г.

Следующий международный экипаж (позывные «Ястреб») в составе

командира В. Ф. Быковского и космонавта-исследователя Зигмунда Йена (ГДР)

стартовал 26 августа 1978 г. на корабле «Союз-31», который на следующий

день состыковался со станцией со стороны агрегатного отсека. Выполнив

запланированные эксперименты, международный экипаж 3 сентября 1978 г.

возвратился на Землю в спускаемом аппарате корабля «Союз-29».

Второй этап работы на станции завершился успешным выполнением ее

основным экипажем В. В. Коваленком и А. С. Иванченковым запланированного

140-суточного космического полета, за время которого был пройден путь в 93

млн. км. 2 ноября 1978 г. экипаж совершил посадку на Землю в спускаемом

аппарате корабля «Союз-31».

Третий этап работ на этой станции был начат 26 февраля 1979 г.

экипажем в составе В. А. Ляхова и В. В. Рюмина (позывные «Протон»),

стартовавшем на корабле «Союз-32» днем раньше.

Первой задачей экипажа являлось дополнительное обследование бортовых

систем, приборов, научной аппаратуры и выполнение необходимых

профилактических и ремонтно-восстановительных работ. Стартовавший 12 марта

грузовоз «Прогресс-5» доставил 14 марта на станцию помимо обычных грузов

необходимое для этого оборудование.

В конце второго этапа работы на станции было обнаружено повреждение

разделительной мембраны одного из трех баков горючего объединенной

двигательной установки. Во избежание выхода из строя клапанов наддува

азотом топливной системы и нарушения нормального функционирования

двигательной установки станции было решено отключить поврежденный бак,

предварительно перелив в исправный находящееся в нем горючее.

Первоначально экипажем была осуществлена закрутка комплекса «Салют-

6» - «Союз-32» - «Прогресс-5» вокруг поперечной оси для обеспечения

разделения горючего и азота в неисправном баке под воздействием

центробежных сил. Затем большая часть горючего была перелита в другой бак,

а остаток с включением газа – в свободную емкость корабля «Прогресс-5».

После этого был открыт клапан в космическое пространство для окончательного

опорожнения неисправного бака и его трубопроводов вакуумированием.

Во время выполнения работ в космосе такие же операции проводились на

Земле на физическом аналоге двигательной установки и математической модели

станции «Салют-6».

Успешное выполнение профилактических и ремонтно-восстановительных

работ позволило продлить первоначально установленный ресурс станции и

обогатило космонавтику опытом эксплуатации сложных систем в космосе.

Грузовым кораблем «Прогресс-5» на станцию был доставлен также

специально разработанный телевизионный приемник, и впервые в истории

космонавтики была осуществлена передача телевизионного изображения с Земли

на орбитальную станцию.

Введение в эксплуатацию системы связи, обеспечивающей прием

телевизионного изображения на борту космической станции, значительно

расширило возможности передачи экипажу различной информации в виде текстов,

таблиц, чертежей, фотографий, а также телевизионных сюжетов. Осуществление

двусторонней телевизионной связи между орбитальным комплексом и Землей

обогатило формы общения членов экипажа и способствовало укреплению

морального состояния космонавтов, что особенно важно при осуществлении

длительных экспедиций.

За время 21-суточного полета корабля «Прогресс-5» в составе

орбитального комплекса был выполнен большой объем запрограммированных

работ, включая дозаправку станции окислителем и использование грузовоза в

качестве буксира для осуществления двух коррекций траектории движения

орбитального комплекса. После отделения от станции 5 апреля 1979 г.

«Прогресс-5» прекратил свое существование.

Четвертый по счету международный экипаж в составе командира корабля

«Союз-33» Н. Н. Рукавишникова и космонавта-исследователя гражданина

Народной Республики Болгарии Георгия Иванова (позывные «Сатурн») вышел на

орбиту 10 апреля 1979 г. На следующие су тки было начато сближение корабля

«Союз-33» с орбитальным комплексом «Салют-6» - «Союз-32». Однако в связи с

возникшими отклонениями от штатного режима в работе сближающе-

корректирующей двигательной установки корабля «Союз-33» стыковка корабля со

станцией была отменена. 12 апреля экипаж вернулся на Землю, использовав

резервную тормозную двигательную установку. Мягкая посадка корабля была

произведена в ночное время в заданном районе Казахстана.

Для обеспечения дальнейшей работы комплекса «Салют-6» - «Союз-32» 13

мая 1979 г. стартовал очередной грузовоз «Прогресс-6». Через двое суток он

состыковался со станцией. Выполнив свои функции в течение 24-суточного

полета в составе орбитального комплекса (в том числе три коррекции

траектории полета комплекса), грузовоз отстыковался 8 июня и прекратил свое

существование на следующий день.

6 июня 1979 г. на орбиту был выведен беспилотный космический корабль

«Союз-34» для проверки работы сближающе-корректирующей двигательной

установки, доработанной в связи с замечаниями, возникшими во время полета

корабля «Союз-33». На всех этапах маневрирования все системы комплекса и

корабля работали нормально и 8 июня «Соююз-34» состыковался со станцией,

доставив материалы для проведения экипажем дальнейших исследований, почту и

продукты питания.

Корабль «Союз-32» был отстыкован от станции 13 июня. После проверки

работоспособности его бортовых систем в автономном режиме полета была

включена тормозная двигательная установка, и корабль мягко приземлился,

доставив материалы проведенных исследований, в частности кассеты с кино- и

фотопленкой, капсулы с веществами, полученными при выполнении экспериментов

по космическому материаловедению, вкладыши с биологическими объектами.

Возвращены были отдельные элементы и блоки научной аппаратуры и

оборудования, выработавшие ресурс за время длительного функционирования

станции, для детального анализа в научных и проектно-конструкторских

организациях.

Выведенный на околоземную орбиту 25 февраля 1979 г. корабль «Союз-

32», функционировал в условиях космического полета в течение 108 суток.

Дважды с помощью его двигательной установки корректировалась траектория

движения пилотируемого комплекса.

Программа работы на орбитальном комплексе предусматривает его

перестроение для освобождения стыковочного узла со стороны агрегатного

отсека станции для пристыковки грузовых кораблей, а также выполнения

запланированных экспериментов и исследований. Такая перестыковка

осуществлялась и на втором этапе работ со станцией «Салют-6».

14 июня была осуществлена перестыковка корабля «Союз-34». После

отделения от станции «Союз-34» с космонавтами на борту отошел от нее на

расстояние 100 м. Орбитальная станция совершила разворот, после чего

пристыковалась к стыковочному узлу на переходном отсеке.

Стартовавший 28 июня 1979 г. грузовоз «Прогресс-7», доставил 30 июня

на борт станции помимо топлива, расходуемых материалов, почты еще и

оборудование для проведения научных экспериментов, в том числе космический

радиотелескоп КРТ-10 в сложенном состоянии. «Прогресс-7» отбуксировал

орбитальный комплекс на более высокую орбиту, после чего 18 июля отделился

от станции для проведения дополнительных исследований. Максимальная высота,

которой достиг орбитальный комплекс, составила 424,3 км.

После отхода корабля «Прогресс-7» от пилотируемого комплекса из

станции было произведено выдвижение элементов конструкции радиотелескопа в

открытый космос и раскрытие его антенны. С помощью телевизионной камеры,

установленной на корабле «Прогресс-7», в ЦУПе наблюдали и контролировали

процесс выдвижения и раскрытия антенны.

Космический радиотелескоп КРТ-10 состоит из зеркальной

параболической антенны диаметром 10м, многоканальной приемной аппаратуры,

системы точной временной привязки и регистрации данных. С помощью

радиотелескопа экипажем проведены ценные астрофизические и геофизические

исследования. Этот эксперимент позволил отработать методы исследования, а

также конструкцию космического радиотелескопа и его систем. Для проведения

радиоастрономических исследований одновременно с КРТ-10 использовался

наземный радиотелескоп Центра дальней космической связи в Крыму с

зеркальной антенной диаметром 70 м. Так впервые был создан

радиоинтерферометр с базой Земля – космос. С его помощью проводились

наблюдения пульсара 0329.

Операция по выведению радиотелескопа в космос проводилась вручную

бортинженером В. В. Рюминым и В. А. Ляховым. Она заняла в общей сложности 1

ч. 23 мин. Действия космонавтов были слаженны и четки, поэтому они быстро и

качественно сделали свою работу. Успешно осуществленный экипажем выход в

открытый космос еще раз подтвердил высокую надежность скафандров и систем,

обеспечивающих работу космонавтов вне станции, и обогатил опытом для

выполнения научно-технических экспериментов, монтажных и ремонтно-

профилактических работ в открытом космическом пространстве.

Третий этап работы на станции «Салют-6» завершился успешным

выполнением ее экипажем 175-суточного полета. 19 августа 1979 г. экипаж

вернулся на Землю в спускаемом аппарате корабля «Союз-34».

Космонавты В. А. Ляхов и В. В. Рюмин, проявив мужество, героизм и

изобретательность, отлично выполнили все поставленные перед ними задачи. В

условиях космического вакуума и невесомости успешно проведены эксперименты

на установке «Испаритель» по нанесению тонкопленочных серебряных покрытий

на различные металлические пластинки методом испарения и последующей

конденсации. Экипаж выполнил ряд технологических экспериментов с

материалами, предоставленными французскими учеными. С помощью

фотоаппаратуры, имеющейся на станции, и приборов «Спектр» и «Дуга»,

созданных болгарскими специалистами, выполнен большой объем работ по

исследованию природных ресурсов Земли и изучению окружающей среды.

Четвертый этап работы со станцией был начат 16 декабря 1979 г.

стартом космического корабля «Союз Т» в беспилотном варианте,

состыковавшегося со стацией 19 декабря. К этому времени станция «Салют-6»

проработала на орбите 2 года 2 месяца и 20 дней, совершив 12788 оборотов

вокруг Земли.

Назначение космического корабля серии «Союз-Т» - проведение

транспортных операций для обеспечения функционирования орбитальной станции

«Салют». Корабль «Союз-Т» может совершать полет в беспилотном и

пилотируемом варианте. На его борту находится комплект скафандров

усовершенствованной конструкции. Они обеспечивают большую подвижность,

лучшую тактильность при работе космонавта на пульте, больший обзор из

шлема, меньше весят. Снять и надеть скафандр можно без посторонней помощи,

затратив на это меньше времени.

Программой полета корабля «Союз-Т» предусматривалась комплексная

экспериментальная отработка новых бортовых систем в различных режимах в

течение 100-суточного полета и совместная работа с орбитальной станцией

«Салют-6». 26 марта 1980 г. корабль «Союз-Т» расстыковался со станцией,

после заключительных его испытаний в различных режимах автономного полета

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.